Rogozhskoye Cemetery
Rogozhskoye Cemetery | |
---|---|
Рогожское кладбище | |
Подробности | |
Учредил | 1771 |
Расположение | |
Страна | Россия |
Координаты | 55 ° 44'32 "N 37 ° 42'11" E / 55,74222 ° N 37,70306 ° E |
Размер | 9,65 га (23,8 акра) |
Rogozhskoe cemetery (Russian: Рогожское кладбище , romanized : Rogozhskoye kladbishche , IPA: [rɐˈɡoʂskəjɪ ˈkladbʲɪɕːɪ] ) в Москве , Россия , — духовный и административный центр крупнейшей старообрядческой конфессии, называемой Русской Православной Старообрядческой Церковью . Исторически название кладбище распространялось на всю старообрядческую общину с жилыми помещениями, собором, богадельнями , библиотеками, архивами и старообрядческим институтом (основан в 1907 году). Фактически 12 соток [ 1 ] кладбище теперь является внеконфессиональным муниципальным захоронением; Старообрядцы управляют закрытой духовной общиной в южной части исторического Рогожского местечка, а Русская православная церковь управляет церковью Святого Николая, расположенной между кладбищем и старообрядческой территорией.
История
[ редактировать ]В 1762 году, в первый год своего правления, Екатерина II открыла Россию для поселенцев всех конфессий, исключая евреев , в частности приглашая беглых старообрядцев, духовный центр которых в то время базировался на территории нынешней Белоруссии . Группа беглецов, вернувшаяся в Москву, стала ядром будущей Рогожской общины.
Московские старообрядцы имели в черте города два кладбища – у Серпуховских ворот и еще одно на Тверской дороге. После опустошительной чумы 1770–1772 годов все захоронения в черте города были запрещены; вместо этого Корона основала новые кладбища далеко за пределами города. Новое старообрядческое кладбище заложено в миле к востоку от границы города, между дорогами на Владимир и Рязань , к югу от села Новая Андроновка. Братские могилы времен чумы 1771 года сохранились в Рогожском до XX века.
В последней четверти XVIII века кладбище стало духовным центром поповцев- старообрядцев – конфессии, которая опиралась на профессиональное рукоположенное духовенство, а не на неформальных духовных лидеров. К началу XIX века поповцы построили три церкви (или часовни). Самый старый, посвященный Святителю Николаю, был заложен в 1776 году (на месте нынешнего Свято-Никольского храма православного вероисповедания). К концу Александра I правления слобода вокруг кладбища выросла в небольшой городок с пятью женскими монастырями ; неофициальное руководство кладбищем было передано матери Пульхерии (урожденной Пелагее Шевлюковой), а затем отцу Ивану Ястребову, получившему влияние в сентябре 1812 года за спасение сокровищ Рогожского от французских войск.
Влияние рогожского духовенства росло из-за нехватки старообрядческого духовенства в российской глубинке; даже основные старообрядческие службы, такие как венчание и исповедь, были доступны только здесь. В результате загородное паломничество быстро приумножило богатства Рогожской казны.
Хотя старообрядцам было разрешено строить новые церкви, ни одна из них не была настоящей церковью с точки зрения правительства. Скорее, они были отнесены к часовням и, следовательно, не могли обеспечить полный спектр услуг, ожидаемых от церкви, включая Святую литургию – по крайней мере, по закону. В 1823 году Рогожское впервые подверглось правительственному удару: полиция обыскала общину, конфисковала алтарь, подаренный Матвеем Платовым , и закрыла все церкви. Вскоре они вновь открылись при условии, что старообрядцы больше не будут служить Святую литургию.
Николай I усилил давление, запретив рукоположение новых старообрядческих священников и переселив существующих старообрядческих священников из города в город. В результате к 1850-м годам духовенство Рогожского за счет естественного сокращения сократилось до трех священников, а правительство конфисковало неиспользуемую Никольскую церковь в пользу более приемлемой конфессии единоверия . Старообрядцы Рогожского отреагировали созданием нового духовно-просветительского центра за границей России, в Австро-Венгрии , создав Белокриницкую Иерархию . [ 2 ]
-
Покровский собор
-
Церковь Рождества Христова
-
Церковь Святого Николая
-
Колокольня
Покровский собор
[ редактировать ]В 1791 году община получила разрешение на строительство собора Покрова Богородицы. Архитектурные чертежи (в конечном итоге утерянные) были подписаны кем-то Казаковым , которым мог быть либо Матвей Казаков , либо его менее известный современник Родион Казаков . Собор, по задумке, должен был превосходить по размерам Успенский собор Московского Кремля; он предназначался для использования только летом из-за высоких затрат на отопление зимой. Строители заложили фундамент еще большего размера, чем проект Казакова; хуже того, они изменили конструкцию с одного купола на пять куполов. Летом 1792 года, когда стены были почти готовы, православное духовенство «раскрыло заговор» и предупредило императрицу Екатерину . Екатерина, опасаясь растущего влияния диссидентов, приказала снести «незаконные» пристройки; Московский губернатор князь Прозоровский подчинился и поручил руководить сносом архитектору Семену Карину .
В результате собор был построен с единственным куполом, опирающимся на вытянутую плоскую плиту с минималистической неоклассической отделкой. Части здания явно не соответствуют друг другу, что свидетельствует о конфликте клиента и Короны. Следы влияния барокко , такие как круглые окна главного купола, выдают его корни 18-го века. Исполнительный проект приписывается, в порядке исключения, Семену Карину .
Внутри собор имеет три нефа и восемь несущих колонн и оформлен в «старинном» стиле, напоминающем дониконовские соборы . На самом деле иконы датируются XV–XVI веками, а неоклассический иконостас явно относится к XIX веку. [ 3 ]
Церковь Рождества Христова
[ редактировать ]Церковь Рождества Христова, введенная в эксплуатацию в 1804 году, должна была дополнять летний собор зимой. Спроектировал его, скорее всего, Иван Жуков. В соответствии с модой начала 19 века, в дизайне неоклассическая планировка сочетается с деталями готического возрождения , наиболее заметными на северном и южном фасадах (западный фасад, открытый внешнему миру, несет только неоклассический портик ). Как и собор, Рождественский храм представляет собой трехнефную плиту с одним куполом, однако трансепты у него более выражены. В 1908–1909 годах церковь была незначительно расширена, в нишах трансепта были установлены второстепенные алтари и добавлены дополнительные готические элементы. [ 3 ]
В советский период купол был снесен и с 2007 года воссоздается.
Церковь Святого Николая
[ редактировать ]Первая часовня общины, Св. Николая, была отделена от нее в 1854 году, когда правительство вытеснило поповцев и передало здание церкви единоверию – наименее независимой старообрядческой конфессии в общении с государственной православной церковью. Существующая Никольская церковь, финансируемая на личные средства М. П. Алабина, была спроектирована Василием Карнеевым и построена в два этапа, в 1863–1867 и 1879 годах. Эта церковь однонефная (без внутренних колонн), витиевато имитирующая барокко московское конец 17 века. [ 3 ] Нынешний святитель Николай принадлежит основной русской православной церкви, поскольку единоверие в ХХ веке практически распалось.
Колокольня
[ редактировать ]Отдельно стоящая колокольня, самое высокое и заметное здание кладбища, была построена в 1908–1909 годах, вскоре после того, как правительство сняло существовавший ранее запрет на строительство старообрядческих церквей. Рогожская башня ровно на метр ниже самого высокого культового сооружения Москвы – колокольни Ивана Великого . Его проектировали Федор Горностаев (художественный дизайн) и Зиновий Иванов (проектирование и управление строительством). Мелкие работы по внутренней и внешней отделке продолжались до 1913 года. На первом этаже располагалась небольшая Воскресенская церковь, на верхних этажах – библиотека и ризница . [ 3 ] Колокола, вся внутренняя отделка и части внешнего орнамента были утеряны в советский период и воссоздаются.
Старообрядческий институт
[ редактировать ]Институт старообрядческих учителей, как и колокольня, возник в 1912 году после отмены запретов на старообрядцев. Первоначально оно действовало на Николоямской улице , которым руководил Александр Рыбаков (отец Бориса Рыбакова ). В 1914–1915 гг. община построила новый институт (в двух кварталах восточнее собора); она была закрыта после революции 1917 года и со временем преобразована в городскую школу. [ 3 ]
На кладбище также сохранилось несколько старых двухэтажных зданий; некоторые действующие, некоторые обветшали и ожидают полной реконструкции (как, например, гостиница «Кладбище», примыкающая к Святому Николаю).
Известные могилы
[ редактировать ]-
Могила Тимофея Саввича Морозова среди других памятников семье Морозовых
-
Старообрядческое духовенство
-
Nikolaev's tomb, 1907
-
Братские могилы времен Второй мировой войны
Исторические могилы Рогожского кладбища существенно отличаются от современных московских кладбищ своими старообрядческими корнями. Большинство могил имеют форму простых каменных крестов; здесь нет в стиле ампир могил в форме колонн или персонифицированных скульптур . Самое большое и богатое семейное захоронение принадлежит династии Морозовых – «кладбище на кладбище», защищенное сложным навесом из кованого железа . Династия, судя по всему, продолжается: последняя могила Морозовых датируется 2005 годом. Других богатых бизнесменов и старообрядческого духовенства хоронили в могилах, напоминающих черные саркофаги . Лишь немногие могилы, такие как Николаевская могила 1907 года, имеют отчетливые скульптурные произведения – абстрактные цветочные узоры. [ 3 ]
В советский период из-за близости к военным объектам в Лефортово на Рогожском кладбище находились могилы военнослужащих (в настоящее время 7 могил Героев Советского Союза внесены в список мемориалов). [ 4 ] ).
См. также
[ редактировать ]- Preobrazhenskoe Cemetery
- Fyodor Gornostaev , architect of Rogozhskoye Bell Tower
- Агрефений (1370 г.), русский монах, отчет о своих путешествиях которого сохранился в рукописи в Рогожском.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ГУП «Ритуал» (Оператор муниципального кладбища), Официальный сайт
- ^ Этот раздел основан на Николае Урушеве. У старообрядцев есть Рогожская застава // Правда и жизнь . №6, (2005) ISSN 0869-835X Old Believers – In Rogozhskaya outpost – Dmitry Urushev
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Основой данного раздела являются Архитектурные памятники Москвы. Достопримечательности старой Москвы (Юго-восточная и южная часть города). — М.: Искусство (издательское дело) — XXI век . (2007). ISBN 978-5980510411 , стр. 93–98
- ^ Moscow City Heritage commission (Москомнаследие)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История кладбища (на русском языке)
- Rogozhskoye Cemetery at Find a Grave