Jump to content

Москва, третий Рим

(Перенаправлено из Москвы как Третьего Рима )
Уменьшенная версия герба Российской империи с двуглавым орлом , ранее связанная с Византийской империей.

Москва, третий Рим ( русский : Москва — третий Рим ; Москва, третий Рим ) — богословская и политическая концепция, утверждающая Москву как преемницу Древнего Рима , а русский мир продолжает наследие Римской империи . Термин « третий Рим » относится к исторической теме дебатов в европейской культуре : вопросу о городе-преемнике «первого Рима» ( Рим , в пределах Западной Римской империи ) и «второго Рима» ( Константинополь , в пределах Восточной Римской империи). Римская империя ).

Концепция

[ редактировать ]

«Москва, Третий Рим » — богословская и политическая концепция, сформулированная в XV–XVI веках в Русском царстве . [ 1 ] [ ненадежный источник? ]

В этой концепции можно обнаружить три взаимосвязанные и взаимопроникающие области идей:

Теология
это связано с обоснованием необходимости и неизбежности единства Восточной Православной Церкви .
Социальная политика
возникло из чувства единства восточнославянских территорий, исторически связанных христианской восточно-православной верой и славянской культурой .
Государственная доктрина
согласно которому Московский князь должен был выступать верховным правителем (государем и законодателем) христианских восточно-православных народов и стать защитником христианской восточно-православной церкви. При этом Церковь должна содействовать Государю в исполнении его якобы Богом определенной функции - самодержавного управления. [ 1 ]

До падения Константинополя

[ редактировать ]

После захвата Тырново в турками-османами 1393 году ряд болгарских священнослужителей искали убежища на русских землях и перенесли туда идею Третьего Рима , которая в конечном итоге вновь всплыла на поверхность в Твери , во времена правления Бориса Тверского , когда монах Фома (Фома) Тверской написал «Похвалу благочестивому великому князю Борису Александровичу» в 1453 году. [ 2 ] [ 3 ]

После падения Константинополя

[ редактировать ]
Символ династии Палеологов , последней правящей династии Византийской империи.

Через несколько десятилетий после захвата Константинополя Мехмедом II Османской империи 29 мая 1453 года некоторые православные люди называли Москву «Третьим Римом» или «Новым Римом». [ 4 ]

Турки и, следовательно , захватили Константинополь в 1453 году , а крепость Мангуп – последний фрагмент Трапезундской империи Византийской империи – пала в конце 1475 года. Еще до падения Константинополя восточные православные славянские государства на Балканах пали. под властью Турции. Падение Константинополя вызвало огромные опасения, многие считали падение Константинополя знаком приближения Конца времен (в 1492 году было 7000 лет Anno Mundi ); другие полагали, что император Священной Римской империи (хотя он был католиком ) теперь занял место императоров Константинополя. Были также надежды на скорое освобождение Константинополя. Более того, Восточная Православная Церковь осталась без своего Восточно-православного базилевса . Поэтому встал вопрос о том, кто станет новым василевсом . В конце различных «Сказаний» о падении Константинополя , получивших большую популярность в Москве , прямо говорилось, что русский народ победит измаильтян. (Мусульмане) и их король станут василевсами в Городе Семи Холмов (Константинополь). Великий князь Московский оставался сильнейшим из восточно-православных правителей; Иван III женился на Софье Палеолог , разорвал формальное подчинение Золотой Орде (уже разделенной на несколько татарских царств) и стал независимым правителем. Все это усилило претензии Москвы на первенство в восточно-православном мире. Однако до освобождения Константинополя было еще далеко — у Московского государства возможности воевать с Османской империей не было . [ 5 ]

Конец 15 века

[ редактировать ]

В конце XV века можно встретить зарождение идеи о том, что Москва — это действительно новый Рим; [ 5 ] Вся идея Москвы как третьего Рима прослеживается еще в 1492 году, когда ее высказал митрополит Московский Зосима . Митрополит Зосима предисловии к своему сочинению 1492 пасхалии года « Изложение : » в [ 1 ] совершенно ясно выразил это, назвав Ивана III «новым царем Константином нового города Константина — Москвы». [ 5 ] [ 6 ] Эта идея наиболее известна в изложении монаха Филофея начала XVI века: [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

Итак знай, благочестивый царь, что все христианские царства кончились и сошлись в одном твоем царстве, два Рима пали, третий стоит, и не будет четвертого [курсив наш]. Никто не заменит вашего христианского царства, по мнению великого богослова [ ср . Откровение 17:10 ] [...].

Московские учёные объясняли падение Константинополя божественной карой за грех унии с католической церковью , но подчиняться константинопольскому патриарху они не желали, хотя унионных патриархов не было со времени турецкого завоевания в 1453 году и первого Патриарх с тех пор Геннадий Схоларий был лидером антиунионистов. На следующем синоде, состоявшемся в Константинополе в 1484 году , уния была окончательно признана недействительной. Лишившись христианского василевса после турецкого завоевания, Константинополь как центр силы утратил значительную часть своего авторитета. Напротив, московские правители вскоре стали считать себя настоящими царями (этот титул употреблял уже Иван III ), а потому по их мнению центр Восточной Православной Церкви должен был располагаться в Москве, а значит, и епископ Московский. должен стать главой православия. [ 5 ] Текст архиерейской присяги в Московии, отредактированный в 1505–1511 годах, осуждал хиротонию митрополитов в Константинополе, называя ее «хиротоной в области безбожных турок , языческими [ а ] царь ». [ 10 ]

Вспышки этого настроения начались во время правления Ивана III в России , называвшего себя царем (ср. Цезарь ), который женился на Софье Палеолог . София была племянницей Константина XI , последнего византийского императора . По правилам и законам наследования, которым следовали большинство европейских монархий того времени, Иван мог утверждать, что он и его потомки были наследниками павшей Империи , но римские традиции империи никогда не признавали автоматическое наследование императорской должности. [ 11 ]

принадлежал также брату Софии Андреасу Палеологу Право наследования византийского престола . Андреас умер в 1502 году, продав свои титулы, а также королевские и императорские права Фердинанду II Арагонскому и Изабелле I Кастильской , которые не стали действовать в соответствии с ними. Более сильное утверждение было основано на религиозной символике. Православная вера занимала центральное место в византийских представлениях об их идентичности и о том, что отличало их от «варваров». Будучи выдающейся православной нацией после распада Византии, Москва будет рассматривать себя как логического преемника империи:

« Богослужебные привилегии, которыми пользовался византийский император, перешли к московскому царю. В 1547 году, например, когда Иван IV был коронован на царство, он не только был помазан , как византийский император после конца XII века, но и был разрешено общение в святилище со священнослужителями». [ 12 ]

Во время визита Вселенского Патриарха Иеремии II в Москву в 1588-1589 годах «для сбора средств в помощь [восточным] православным общинам, проживающим в Османской империи», [ 13 ] Иеремия признал в 1589 году митрополита Московского патриархом . [ 14 ] Это признание стало «победой тех, кто видел в Москве Третий Рим». [ 13 ]

Незадолго до того, как Иосиф II унаследовал государства Австрийского дома, он в 1780 году отправился в Россию. В беседах с ним Екатерина II дала понять, что обновит Византийскую империю и будет использовать качестве в Император Константинополя . Гость пытался внушить хозяину, что его можно оградить от ответственности в Папской области . [ 15 ]

Русский мир

[ редактировать ]

Русский мир церковен геополитичен своей форме, но по по своей сути; это концепция, выдвинутая 3 ноября 2009 года в программной речи Патриархом Московским Кириллом (Гундяевым) , которую он назвал «общим цивилизационным пространством» стран, разделяющих восточное православие , русскую культуру и язык , а также общее историческая память . [ 16 ] [ 17 ] «Русский мир» при Патриархе Кирилле ориентировался только на восточнославянские страны Восточной Европы ; то есть по Украине и Белоруссии , одновременно приводя Русскую Православную Церковь к самоизоляции. [ 18 ]

Идеи Русского мира используются как оправдание возрождения Российской империи . [ 19 ] Было высказано предположение, что Владимир Путин мечтает воссоздать «миссию» России, по крайней мере, в отношении славянского народа. [ 20 ] хотя также отмечалось, что эта точка зрения может быть сильно преувеличена. [ 21 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Термин « язычник » использовался для обозначения любого приверженца другой веры и имел очень негативный оттенок. В данном случае оно используется для уничижительного обозначения мусульман .
  1. ^ Jump up to: а б с Mashkov, A.D. "МОСКВА - ТРЕТІЙ РИМ" [MOSCOW - THIRD ROME]. leksika.com.ua (in Ukrainian). Ukrainian Soviet Encyclopedia . Retrieved 2019-11-18 .
  2. ^ Кингсфорд, Энтони (16 июля 1981 г.). «Литература московского периода» . Путеводитель по русистике: Том 2, Введение в русский язык и литературу . Архив Кубка. стр. 94 . ISBN  9780521280396 .
  3. ^ Лаатс, Алар. Концепция Третьего Рима и ее политические последствия (PDF) . п. 102.
  4. ^ Парри, Кен; Меллинг, Дэвид, ред. (1999). Блэквеллский словарь восточного христианства . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. п. 490. ИСБН  978-0-631-23203-2 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Стремухов, Дмитрий (1953). «Москва Третий Рим: Истоки учения». Зеркало . 28 (1): 84–101. дои : 10.2307/2847182 . JSTOR   2847182 . S2CID   161446879 .
  6. ^ "ЗОСИМА" . www.pravenc.ru . Retrieved 2019-11-01 . В «Изложении пасхалии» митрополит провозглашает Москву новым К-полем, Московского вел. князя именует «государем и самодержцем всея Руси, новым царем Константином новому граду Константинову Москве, и всей Русской земле, и иным многим землям государем».
  7. ^ Стремухов, Дмитрий (1953). «Москва Третий Рим: Истоки учения». Зеркало . 28 (1): 84–101. дои : 10.2307/2847182 . JSTOR   2847182 . S2CID   161446879 . Вот почему мы считаем, что теория, окончательно сформулированная Филофеем, занимает центральное место в московской идеологии: она составляет ядро ​​представлений, сложившихся у москвичей о своем отечестве, и возводит их в учение.
  8. ^ Подосокорский, Николай (2017-07-10). "Послание старца Филофея великому князю Василию III о содомском блуде" . philologist.livejournal.com . Retrieved 2019-10-30 .
  9. ^ "ПОСЛАНИЯ СТАРЦА ФИЛОФЕЯ" . pushkinskijdom.ru . 31 October 2019.
  10. ^ Kryvtsov 2001 , p. 51.
  11. ^ Никол, Дональд МакГилливрей (1992). Последние века Византии, 1261–1453 (2-е изд.). Харт-Дэвис. п. 72.
  12. ^ Островский, Дональд (1998). Московия и монголы: межкультурные влияния на степной границе, 1304–1589 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета (опубликовано в 2002 г.). п. 211. ИСБН  9780521894104 .
  13. ^ Jump up to: а б Парри, Кен; Меллинг, Дэвид Дж.; Брэди, Дмитрий; Гриффит, Сидни Х.; Хили, Джон Ф., ред. (01.09.2017) [1999]. «Иеремия II». Блэквеллский словарь восточного христианства . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing Ltd., с. 263. дои : 10.1002/9781405166584 . ISBN  978-1-4051-6658-4 .
  14. ^ Парри, Кен; Меллинг, Дэвид Дж.; Брэди, Дмитрий; Гриффит, Сидни Х.; Хили, Джон Ф., ред. (01.09.2017) [1999]. "Москва". Блэквеллский словарь восточного христианства . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing Ltd., с. 327. дои : 10.1002/9781405166584 . ISBN  978-1-4051-6658-4 .
  15. ^ Билз, Дерек (1987). Иосиф II: Том 1, В тени Марии Терезии, 1741–1780 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 431–438. ISBN  9780521242400 .
  16. ^ Рэп, Мирослава (24.06.2015). «Глава I. Религиозный контекст современного украинского общества – предпосылки исследования» . Публичная роль церкви в современном украинском обществе: вклад Украинской греко-католической церкви в дело мира и примирения . Номос Верлаг. стр. 85–86. ISBN  978-3-8452-6305-2 .
  17. ^ "Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном открытии III Ассамблеи Русского мира / Патриарх / Патриархия.ru" [Speech by His Holiness Patriarch Kirill at the grand opening of the Third Russian World Assembly]. Патриархия.ru (in Russian) . Retrieved 2019-12-30 .
  18. ^ "Иллюзия "Третьего Рима" " . tyzhden.ua (в Russian). Август 2011 . Retrieved 2019-12-30 .
  19. ^ "А Россия – лучше всех" . tyzhden.ua (в Russian). Август 2011 . Retrieved 2019-12-30 .
  20. ^ Долгая история российского империализма, формирующего войну Путина.
  21. Некоторые наблюдатели ошибочно обвиняют во вторжении Путина старую доктрину.

Источники

[ редактировать ]
  • Кривцов, Дмитрий (2001). "Посольство константинопольского вселенского патриарха Феолипта I в Москву в 1518 — 1519 гг. (Эпизод из истории борьбы за признание автокефалии русской Церкви)". Материалы докладов научных конференций, проводившихся в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского 22 мая 1998 г., 21 мая 1999 г. и 21 мая 2000 г . Нижний Новгород: Издательство ННГУ. pp. 45–67. ISBN  5-85746-624-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 72bc56367c0e019e63e3a6231edc90af__1722685740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/af/72bc56367c0e019e63e3a6231edc90af.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moscow, third Rome - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)