Нейме
Неуме ( ; / nj uː m / иногда пишется neum ) [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] является основным элементом западной и восточной систем нотной записи до изобретения пятистрочной нотной записи.
Самые ранние невмы представляли собой флективные знаки, которые указывали общую форму, но не обязательно точные ноты или ритмы , которые нужно было петь. Более поздние разработки включали использование повышенных нейм, показывающих относительную высоту звука между неймами, и создание четырехстрочного музыкального нотоносца, который определял определенные высоты звука. Невмы обычно не обозначают ритм, но дополнительные символы иногда с неймами сочетались , чтобы указать на изменения в артикуляции , продолжительности или темпе . Невматическая нотация позже использовалась в средневековой музыке для обозначения определенных образцов ритма, называемых ритмическими модами , и в конечном итоге превратилась в современную нотную запись . Невматическая нотация остается стандартной в современных изданиях Plainchant .
Этимология
[ редактировать ]Слово neume вошло в английский язык в среднеанглийской форме newme , nevme , neme в 15 веке от среднефранцузского neume , в свою очередь, от средневекового латинского pneuma или neuma , первое либо от древнегреческого πνεῦμα pneuma («дыхание»). ) или νεῦμα neuma («знак»), [ 4 ] [ 5 ] или же прямо из греческого как искажение или адаптация первого. [ 6 ] [ нужна ссылка ]
Ранняя история
[ редактировать ]Хотя песнопения , вероятно, пелись с самых первых дней существования церкви, на протяжении веков они передавались только устно .
Самые ранние известные системы, включающие невмы, имеют арамейское происхождение и использовались для записи флексий при квазиэммелическом (мелодическом) чтении христианских Священных Писаний . По существу, они функционально напоминают аналогичную систему, используемую для записи чтения Корана , священной книги ислама . Эта ранняя система называлась экфонетической нотацией , от греческого ἐκφώνησις ekphonesis, означающего квазимелодическое чтение текста.
Примерно в 9 веке невмы стали становиться стенографическими мнемоническими средствами для правильного мелодического произнесения песнопений . [ 7 ] Распространено мнение, что невматическая нотация была впервые разработана в Восточной Римской империи . Это кажется правдоподобным, учитывая хорошо документированный пик музыкальной композиции и культурной активности в крупных городах империи (ныне регионы южной Турции , Сирии , Ливана и Израиля ) в то время. Корпус сохранившейся византийской музыки в рукописной и печатной форме намного больше, чем корпус григорианских песнопений , отчасти из-за того, что неймы вышли из употребления на Западе после появления современной нотной записи, а вместе с ней и новых техник полифонического письма. музыка , в то время как восточная традиция греческой православной церковной музыки и реформированная нотная запись неумы остаются живы и сегодня.
Славянские нотации неймы (« Знаменный распев ») в целом еще труднее расшифровать и переписать, чем византийские или григорианские нотации неймы.
Западное простое пение
[ редактировать ]Самые ранние западные обозначения пения появились в 9 веке. Эти ранние неймы без посоха, называемые хирономическими или in Campo Aperto , выглядели как волнистые линии произвольной формы над текстом. Различные ученые считают, что они произошли от хирономических жестов рук, экфонетической записи византийского песнопения или знаков препинания или ударения. [ 8 ] Одна нейма могла представлять собой одну высоту звука или серию звуков, исполняемых на одном и том же слоге . Хейрономические невмы указывали изменения высоты звука и продолжительности внутри каждого слога, но не пытались указать высоту отдельных нот, интервалы между высотами звука внутри неумы или относительные начальные высоты неймов разных слогов.
Есть свидетельства того, что самая ранняя западная нотная запись в форме неймов в кампо аперто (без нотных линий) была создана в Меце около 800 г. в результате Карла Великого желания , чтобы франкские церковные музыканты сохранили используемые нюансы исполнения. римскими певцами. [ 9 ]
Предположительно, они предназначались только как мнемоника для мелодий, выученных на слух. Самые ранние дошедшие до нас рукописи (9–10 вв.) таких нев включают:
- аббатство Святого Галла в современной Швейцарии.
- Мессинские невмы (из монастыря Мец на северо-востоке Франции)
- Аквитанские неймы (юг Франции, также используются в Испании)
- Лан , Шартр , Монпелье
В начале XI века беневентанские невмы (из церквей Беневенто на юге Италии) писались на разном расстоянии от текста, чтобы обозначить общую форму мелодии; такие неймы называются повышенными или диастематическими неймами, что показывает относительную высоту звука между неймами. В нескольких рукописях того же периода используются диграфические обозначения, в которых названия нот указаны под невами. Вскоре после этого было введено от одной до четырех штатных линий — нововведение, традиционно приписываемое Гвидо д'Ареццо, — прояснилось точное соотношение между подачами. Одна строка обозначала определенную высоту звука, обычно C или F. Эти невмы напоминали тот же тонкий письменный стиль хирономической записи. К 11 веку хирономические невмы превратились в квадратные обозначения ; [ 10 ] в Германии вариант под названием готические неймы продолжал использоваться до 16 века. Этот вариант также известен как обозначение Хуфнагеля , поскольку используемые неймы напоминают гвозди (Hufnägel), которыми прикрепляют подковы. [ 11 ]
К XIII веку невмы григорианского пения обычно записывались квадратными буквами на нотоносце с четырьмя строками и тремя пробелами и ключевым XIV–XV веков Graduale Aboense маркером, как в показанном здесь . В квадратной записи небольшие группы восходящих нот в слоге отображаются в виде сложенных друг на друга квадратов и читаются снизу вверх, а нисходящие ноты записываются ромбами, читающимися слева направо. В мелизматических песнопениях, в которых слог может исполняться с большим количеством нот, последовательно пишется ряд таких меньших групп неймов, читаемых слева направо. Специальный символ, называемый custos , помещенный в конце системы, показывал, какая высота звука будет следующей в начале следующей системы. Особые неймы, такие как oriscus , quilisma и жидкие неймы, указывают на особую вокальную обработку этих нот. Эта система квадратных обозначений является стандартной в современных сборниках песнопений.
Рейтинг Солешмес
[ редактировать ]Различные рукописи и печатные издания григорианских песнопений, в которых использовались разные стили невмов с квадратными нотами, на протяжении веков циркулировали по католической церкви. ритмические рисунки или метры Некоторые издания добавляли к песнопениям . В 19 веке монахи бенедиктинского аббатства Солесмес , в частности Дом Жозеф Потье (1835–1923) и Дом Андре Мокеро (1849–1930), собрали факсимиле самых ранних рукописей и опубликовали их в серии из 12 публикаций под названием «Музыкальная палеография» (Paléographie musice ). Французская статья ) . Они также собрали окончательные версии многих песнопений и разработали стандартизированную форму квадратных обозначений, которая была принята Католической церковью и до сих пор используется в таких публикациях, как Liber Usualis (хотя существуют также опубликованные издания этого книга в современных обозначениях).
Как правило, ноты одного неума никогда не поются более чем на один слог; Например, все три высоты звука трехнотной неймы должны исполняться на одном и том же слоге. (Это не является общепринятым; Ричард Крокер утверждал, что в частном случае ранней аквитанской полифонии школы Сен-Марциал неймы должны были быть «разбиты» между слогами, чтобы облегчить координацию частей.) Однако один слог может быть исполнено на такое количество нот, что для его записи используются несколько нейм подряд. Однонотные неймы указывают на то, что этому слогу соответствует только одна нота. Пение, в котором преимущественно используются однонотные неймы, называется слоговым ; Песни, в которых обычно имеется один многонотный нейм на слог, называются невматическими , а песнопения с множеством неймов на слог называются мелизматическими .
Ритмическая интерпретация
[ редактировать ]Монахи Солесмес также на основе своих исследований определили практику исполнения григорианского песнопения. Из-за неоднозначности средневековой нотной записи вопрос о ритме в григорианском пении оспаривается учеными. Некоторые неймы, такие как прессус , действительно указывают на удлинение нот. [ противоречивый ] Обычная современная практика, следуя интерпретации Солесмеса, заключается в исполнении григорианского пения без ритма или обычного метрического акцента, при этом время свободно, что позволяет тексту определять акцент, а мелодическому контуру - определять фразировку. К 13 веку, когда квадратная нотация стала широко использоваться, считается, что большая часть песнопений пелась, причем каждая нота имела примерно равную ценность, хотя Иероним Моравский приводит исключения, в которых определенные ноты, такие как заключительные ноты песнопения, удлиняются. [ 12 ]
Школа Солесмес, представленная Домом Потье и Домом Мокеро, поддерживает ритм равных значений нот, что позволяет удлинять и сокращать значения нот в музыкальных целях. Вторая школа мысли, включая Вагнера, Джаммерса и Липгардта, поддерживает различные ритмические реализации пения, различными способами накладывая на пение музыкальный размер. [ 13 ] Музыковед Гюстав Риз заявил, что вторая группа, называемая мензуралистами , «имеет на своей стороне впечатляющее количество исторических свидетельств» ( «Музыка в средние века» , стр. 146), но равнотонная интерпретация Солесмеса, по-видимому, пронизала музыкальный мир. благодаря простоте обучения и резонансу с современным музыкальным вкусом. [ 14 ]
Иллюстрации
[ редактировать ]Примеры неймов можно увидеть здесь: « Basic & Liquescent Aquitanian Neumes » (архив от 10 июня 2006 г., по состоянию на 12 сентября 2014 г.), [1] , [2] .
Ключи
[ редактировать ]Неймы пишутся на четырехстрочном нотоносце по линиям и пробелам, в отличие от современной нотной записи, в которой используется пять строк. Пение не полагается на какой-либо абсолютный тон или тональность; ключи предназначены только для установления половинных и целых шагов сольфеджио или гексахордовой гаммы: «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «ти», «ут». Ключ, заключающий строку в скобки, указывает местоположение «ut» в случае ключа C или «fa» в случае ключа F, как показано:
Одиночные ноты
[ редактировать ]Вирга и пунктум поются одинаково. Ученые расходятся во мнениях относительно того, указывает ли бипунктум ноту в два раза длиннее или следует ли ту же ноту произносить повторно. Когда эта последняя интерпретация отдается предпочтение, ее можно назвать реперкуссионной неумой .
Две заметки
[ редактировать ]Когда две ноты расположены одна над другой, как в податусе, первой всегда поется нижняя нота.
Три ноты
[ редактировать ]Скандикус Три ноты по возрастанию Климакус Три ноты по убыванию Пресса вниз-вверх-вниз Растянутый вверх-вниз-вверх
Тот факт, что первые две ноты porrectus соединены по диагонали, а не как отдельные ноты, кажется упрощением для писца.
Сложные неймы
[ редактировать ]Несколько неймов подряд могут сочетаться в одном слоге, но следующие варианты употребления имеют конкретные названия. Это лишь несколько примеров.
Другие основные маркировки
[ редактировать ]Плоский То же значение, что и современная квартира ; Встречается только на B и ставится перед всей неймой или группой неймов, а не непосредственно перед затронутой нотой. Его эффект обычно длится на протяжении всего слова и при необходимости повторно вставляется в следующее слово. Затраты В конце нотоносца хранитель указывает, какой будет первая нота следующего нотоносца. Это должно Как точка в современной записи, удлиняет предыдущую ноту, обычно удваивая ее.
Интерпретирующие знаки
[ редактировать ]Интерпретация этих знаков является предметом серьезных споров среди ученых.
Вертикальная эпизема
(вертикальный ход)Указывает на вспомогательный акцент, когда в группе неймы пять или более нот. Эта маркировка была изобретением переводчиков Солемна, а не маркировкой оригинальных рукописей. Горизонтальная эпизема
(горизонтальный штрих)Используется для одной ноты или группы нот (как показано), по существу игнорируется в интерпретации Солесмеса; другие ученые рассматривают это как указание на удлинение или ударение в ноте (нотах). сжиженный снег
(небольшое примечание)Может возникнуть практически у любого типа неумы, направленной вверх или вниз; обычно связан с определенными сочетаниями букв, такими как двойные согласные, пары согласных или дифтонги в тексте; обычно интерпретируется как своего рода форшлаг Килисма
(волнистая заметка)Всегда как часть многонотного нейма, обычно кульминационного, этот знак является предметом больших споров; интерпретация Солешмеса состоит в том, что предыдущую ноту следует немного удлинить.
Другие интерпретации квилизмы:
- Встряхивание или трель — Уильям Март из Стэнфордского университета поддерживает эту интерпретацию. Эту интерпретацию также применяет на практике Вашингтонская капелла Антиква под нынешним руководством Патрика Джейкобсона.
- Четверть тона или случайное . Подтверждением этой интерпретации служат некоторые ранние диграфические рукописи, в которых хирономические невмы сочетаются с буквенными названиями. В тех местах, где в других рукописях есть квилизмы, эти диграфы часто имеют странный символ вместо буквы, что наводит на мысль некоторых ученых об использовании высоты звука вне системы сольмизации , представленной названиями букв. [ нужна ссылка ]
Существуют и другие необычные формы неймы, которые, как полагают, указывают на особые типы вокального исполнения, хотя их точное значение является предметом споров: [ 15 ]
- Тригон . [ 16 ] Традиционная интерпретация Солеме этой малоизвестной трехнотной неймы представляет собой унисон плюс треть ниже, но есть и другие возможности. [ 17 ] Судя по всему, он возник в Санкт-Галлене, хотя он также широко распространен во французских источниках песнопений X и XI веков. [ 18 ] Было высказано предположение, что оно может иметь микротональное значение, но существует «признанная недостаточность убедительности аргументов в пользу нот меньше полутона». [ 19 ]
- Дистрофа представляют собой группы из и тристрофа двух и трех апострофов , обычно одинаковой высоты. Вероятно, они отличались от обычных повторяющихся нот (virgae или puncta) способом их пения. Хотя по этому поводу есть некоторые сомнения, большинство современных писателей принимают описание отрывистого повторения, данное Аврелианом Реомским. [ 20 ]
- Ориск — это нейма, состоящая из одной ноты, которую обычно добавляют в качестве вспомогательной ноты к другой нейме. Название может происходить от греческого слова «хорос» (предел) или «орискос» (маленький холм). Предполагаемый способ его выполнения не ясен. Хотя была предложена микротональная интерпретация, в дижонском тонарии Монпелье H. 159 возможны противоречивые данные. [ 21 ]
- Прессус представляет собой сложную невму, обычно состоящую из начальной неумы, за которой следуют oriscus и punctum. Начальная неума может быть виргой (в этом случае вирга + oriscus могут вместе называться стратами вирги ), и в этом случае прессус обозначает три ноты; если начальная нейма - это пес, то это соединение указывает на группу из четырех нот. Как и в случае с самим ориском, интерпретация неясна. Когда пение стало записываться на нотном стане, ориск обычно представлялся имеющим ту же высоту, что и непосредственно предыдущая нота. [ 22 ]
Во многих рукописях также присутствуют litteraesignificativae , которые обычно интерпретируются как обозначения изменений в темпе, например, c = celeriter (быстро), t = tenete (удерживать) (ранняя форма tenuto ) , a = auge (удлинять, как в галстуке). ). В изданиях «Солемес» все подобные буквы опущены.
Другие функции
[ редактировать ]Неймы использовались для записи других видов мелодии, помимо простого пения, включая мелодии трубадура и трувера , монофонический против и кондуктус, а также отдельные строки полифонических песен. В некоторых традициях, таких как школа полифонии Нотр-Дам , определенные образцы неймов использовались для представления определенных ритмических рисунков, называемых ритмическими режимами .
Другие типы
[ редактировать ]- Экфонетические невмы, обозначающие мелодическое чтение (христианских) Священных Писаний.
- Неймы византийской музыки - в несколько этапов: старовизантийские, средневизантийские, поздневизантийские и поствизантийские, а также неовизантийские (реформированные).
- Невмы славянского распева (славянские невмы или « Знаменный распев »).
- Мосарабский или латиноамериканский невм ( Испания ), также называемый вестготским письмом . Эти невмы не расшифрованы, но мосарабская литургия несколько отличается от римского обряда .
- Каталонское обозначение . [ 23 ]
- Дасейская нотация - ранняя форма западной музыкальной нотации, используемая в трактатах по теории музыки 9 и 10 веков .
- В буддийском пении используется разновидность неуме.
Цифровая запись
[ редактировать ]Поскольку программное обеспечение для нотации обычно ориентировано на современную европейскую нотную запись , программное обеспечение, позволяющее пользователю использовать неймы, встречается редко.
- Gregorio — это программное обеспечение, специально написанное для этой цели. Благодаря собственному синтаксису GABC и LuaTeX он обеспечивает высококачественный вывод нейм с квадратной нотацией, а также нейм Святого Галла.
- Finale можно улучшить с помощью Medieval 2, стороннего пакета, посвященного старинной музыке и особенно неймам. [ 24 ] [ 25 ]
- Лилипонд способен производить продукцию с использованием неймов. [ 26 ]
- Некоторые открытые шрифты [ 27 ] [ 28 ] для neumes, которые могут использоваться обычным офисным программным обеспечением или составителями партитур.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дом Грегори Сунол, Учебник григорианского пения по методу Солемса , 2003, ISBN 0-7661-7241-4 , ISBN 978-0-7661-7241-8 .
- ^ Церковные песнопения
- ^ Обычная книга
- ^ «нейме» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ дух , кивок . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ «неуме». Оксфордский словарь английского языка (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета . 1989.
- ^ Одним из самых ранних примеров является Planctus de obitu Karoli (ок. 814 г.), которому были предоставлены невматические обозначения в 10 веке, ср. Розамонд МакКиттерик (2008), Карл Великий: формирование европейской идентичности (Кембридж: издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-88672-4 ), 225 n54. Тексты см. в Питере Годмане (1985), Latin Poetry of the Carolingian Renaissance (Norman: University of Oklahoma Press), 206–11.
- ^ Кеннет Леви , "Plainchant", Grove Music Online, под редакцией Лоры Мэйси (по состоянию на 20 января 2006 г.), (доступ по подписке)
- ^ Джеймс Грир Адемар де Шабанн, Каролингские музыкальные практики и «Nota Romana» , Журнал Американского музыковедческого общества, Vol. 56, № 1 (весна 2003 г.), стр. 43–98, получено в июле 2007 г.
- ^ «Григорианский распев – классическая музыка» . сайты.google.com .
- ^ Дэвид Хили . «Хуфнагель» . Оксфордская музыка онлайн . Оксфордский университет . Проверено 5 февраля 2015 г.
- ^ Хили, «Chant», с. 44. «Исполнение пения одинаковой длины, начиная с 13 века, хорошо подтверждается современными утверждениями».
- ^ Апель, Григорианское пение , стр. 127.
- ^ Март "Песнь", с. 18.
- ^ Дон Майкл Рэндел (ред.). 2003. «Нэуме». Гарвардский музыкальный словарь , четвертое издание. Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-01163-5 .
- ^ Вилли Апель, изд. (1972). «Неуме». Гарвардский музыкальный словарь, 2-е изд . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 572.
- ^ Дэвид Хьюз, «Музыкальный текст Introit Ressurexi », в книге «Музыка в средневековой Европе: исследования в честь Брайана Гиллингема» , под редакцией Теренса Бейли и Альмы Колк Сантосуоссо, 163–80 (Фарнхэм, Суррей: Ashgate Publishing, 2007), п. 170. ISBN 978-0-7546-5239-7 .
- ^ Дэвид Хьюз, «Загадочная нейма», в книге « Темы и вариации: сочинения о музыке в честь Рулана Чао Пиана» , под редакцией Белла Юнга и Джозефа С.К. Лама, 8–30 (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета; Гонконг: The Издательство Китайского университета, 1994), стр. 13–14.
- ^ Дэвид Хьюз, «Загадочная нейма», в книге « Темы и вариации: сочинения о музыке в честь Рулана Чао Пиана» , под редакцией Белла Юнга и Джозефа С.К. Лама, 8–30 (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета; Гонконг: The Издательство Китайского университета, 1994), с. 26.
- ^ Дэвид Хили, «Дистрофа, тристрофа [двойной апостроф, бистрофа; тройной апостроф]», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
- ^ Anon., "Oriscus", Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
- ^ Дэвид Хили, «Прессус», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
- ^ Гарригоса и Массана, Хоаким (2003). Музыкальные рукописи в Каталонии до 13 века . Лерида: Institut d'Estudis Ilerdencs. ISBN 9788489943742 .
- ^ «Средневековье 2 релиз» . Создать музыку. 6 июня 2017 года . Проверено 17 июня 2017 г.
- ^ «Сайт Средневековья 2» . Klemm Music Technology (для Робера Пьешо) . Проверено 17 июня 2017 г.
- ^ «Справочник по обозначениям лилипонда - набор григорианских песнопений» . Команда разработчиков Лилипонда . Проверено 12 августа 2016 г.
- ^ «CaeciliaeCaeciliae» . Марелло.орг. Архивировано из оригинала 31 октября 2016 г. Проверено 28 августа 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Литургическая музыка/Загрузки» . Монастырь Святого Мейнрада Арчабби . Проверено 12 августа 2016 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Постепенный триплекс (1979). Турне: Desclée & Socii. ISBN 2-85274-094-X , специальное издание Graduale Romanum с обозначениями пения в трех формах, расположенных одна над другой, для удобства сравнения: Лаон, Святой Галл и квадратная нота.
- Обычная книга (1953). Турне: Desclée & Associates.
- Музыкальная палеография . [ нужна полная цитата ] ISBN 2-85274-219-5 . Факсимиле ранних рукописей адиастаматических песнопений.
- Апель, Вилли (1990). Григорианское пение . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-20601-4 .
- Константин, Флорос. «Universale Neumenkunde» (Универсальная теория неймов); трехтомный [ нужна полная цитата ] охватывающий все основные стили и школы невматической нотной записи в трех основных разделах: византийском, григорианском и славянском.
- Хили, Дэвид (1990). «Чант». В «Практике исполнения: музыка до 1600 года» , Говард Майер Браун и Стэнли Сэди , ред., стр. 37–54. Нью-Йорк: WW Norton & Co. ISBN 0-393-02807-0 .
- Хили, Дэвид (1995). Западное Plainchant: Справочник . Кембридж и Нью-Йорк: Clarendon Press и Cambridge University Press. ISBN 0-19-816572-2 .
- Март, Уильям П. (2000). «Чант». В «Путеводителе исполнителя по средневековой музыке» , Росс Даффин, изд., стр. 1–22. Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-33752-6 .
- Маккиннон, Джеймс, изд. (1990). Античность и средневековье . Прентис Холл. ISBN 0-13-036153-4 .
- Вагнер, Питер. (1911) Введение в григорианские мелодии. Справочник по хоролеведению . Лейпциг: Breitkopf & Härtel.
- Уилсон, Дэвид (1990). Музыка Средневековья . Книги Ширмера. ISBN 0-02-872951-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Учебные ресурсы
- В 1961 года Liber Usualis , среди прочего, сравниваются современные и певческие нотации. Это также удобный справочник по всем типам невм.
- Пение григорианского песнопения: высота и лад
- Другой
- Оливер Герлах (Ансамбль Ison): Исполнение Western Plainchant - Введение в латинские неймы X века (по состоянию на 26 ноября 2009 г.)
- Дэвид Хили и Янка Сендрей: «Нотации», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 12 июня 2006 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Пакет шрифтов для написания поствизантийских неймов
- Кеннет Леви: "Plainchant", Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 20 января 2006 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Сравнительная таблица хирономических и квадратных неймов
- Образцы ранних обозначений , показывающие одно и то же пение в разных нотациях.
- Запись в Католической энциклопедии о Неуме
- Аббатство Солесмес
- Интонация восьми тонов византийской нотации.
- Музыка для вечерни. Архивировано 16 декабря 2010 г. в Wayback Machine. византийских обозначениях