Часовенные
Часовенные . люди (также известные как семейские или семейские люди к востоку от озера Байкал ) — сибирская секта старообрядцев , восточных православных христиан , которые отвергают реформы московского патриарха Никона в 1650-х годах и сохраняют дониконианские религиозные обычаи Хотя когда-то они разрешили священство, в конечном итоге они присоединились к другим безпоповским движениям и поставили вне закона священство и таинства, выходящие за рамки крещения . Сам термин «Часовенные» относится к буквальным часовням, в которых происходили литургические практики, такие как крещение.
История
[ редактировать ]Начиная с 1650-х и вплоть до начала 1660-х годов Московский Патриарх Никон инициировал реформу Русской Православной Церкви, намереваясь тем самым приблизить ее к практике Элладской Православной Церкви . Реформы положили начало нескольким небольшим изменениям - например, переходу от двух к трем сложенным перстам для крестного знамения - и нескольким крупным изменениям - изменению текста молитв и последующему сожжению старых текстов. [1] После того, как многие члены церкви отвергли его реформаторские усилия, Никон 10 июля 1658 года сложил с себя полномочия Патриарха и отправил себя в ссылку. [2] Несмотря на частые столкновения с Никоном, царь Алексий принял эти реформы как средство усиления своего контроля над Русской Церковью. [2] В результате этой реформы Русская Церковь раскололась на две части. Более консервативные из этих двух точек зрения, известные сегодня как старообрядцы, были объявлены еретиками и бежали в основном на восток и север, в Сибирь и другие районы к западу от Уральских гор, такие как Ветка в современной Беларуси. Стремясь избежать этих реформ, многие старообрядцы совершали акты самосожжения .
В 18 веке во время раздела Польши между русскими, Пруссией и Австрийской империей семейские люди были сосланы Российской империей в Забайкалье , переселены несколько раз в период с 1735 по 1795 год. [3] Семейские получили свое название благодаря этим многочисленным переселениям, переселяясь большими семьями и образуя собственные города и села. [3] В этом процессе переселения семейские выделялись среди преимущественно казачьего населения района. Они носили другую одежду, говорили по-другому, вели другой образ жизни, даже по-другому завязывали шарфы. [1]
До 1906 года часовенным не разрешалось регистрировать самостоятельных новорожденных без перехода в православие. [4] Ситуация изменилась, когда царь Николай II издал указ, разрешающий регистрацию независимых общин, а также совершение ими традиционных обрядов крещения. [4] Несмотря на большое разнообразие правописания среди часовенных общин, некоторое единообразие было принято в нестарообрядческих общинах после того, как были предприняты усилия по стандартизации, чтобы обеспечить единообразное написание литургических текстов в эпоху послениконовских реформ. [4] Часовенные не приняли этих усилий по стандартизации и следовали множеству различных написаний древнерусских писцов, полагая, что эти альтернативные варианты написания угодны Богу. [4]
открылся съезд 25 сентября 1911 года в Екатеринбурге по разъяснению официального канона о таинствах крещения, бракосочетания, причастия и исповеди. [5] В нем приняли участие представители часовых общин по всей России, включая Томск , Тобольск , Пермь и Вятку. [5] Помимо обсуждения таинств поднимался вопрос о единообразии в отношении длины волос, алкоголя и табакокурения. вопросы школьного образования, в первую очередь отсутствие образования в области псалтири , пения, часового канонического права. Обсуждались также [5] Они решили сформировать Братский совет, на котором старообрядческие общины избирали своих лучших людей для посещения раз в два года собраний и изучения Священного Писания в Екатеринбурге, однако это решение оказалось в значительной степени неэффективным. [5] Через три дня съезд рассмотрел вопрос о таинствах. Они определили, что крещение должно совершать не ныне отсутствующее духовенство, а мирские «наставники». Однако это разъяснение открыло еще большую двусмысленность. Некоторые общины Часовенных истолковали это как означающее, что наставникам нельзя читать вслух обряд отрицания, тогда как другие использовали Священное Писание, чтобы прийти к противоположным выводам. [5] Братский совет, который он стремился сформировать, был в значительной степени неэффективным, не собирался до 1913 года, и его члены были только из двух екатеринбургских общин, неспособных привлечь представителей обширных часовенных общин Сибири. [5]
В 1920-е годы, в условиях роста разводов и роста популярности атеизма среди крестьянства, старообрядцы приняли множество постановлений по борьбе с этими тенденциями. В одном постановлении, принятом 2 января 1922 г., содержалось требование к родителям и мирянам-наставникам воспитывать детей по уставам дониконианского православия. [6]
Культурные практики
[ редактировать ]Хотя культурные обычаи часовенных сильно различаются от общины к общине, существует несколько практик, которые наблюдаются во многих общинах часовенных.
Самосожжение — это практика поджога себя, обычно по политическим или религиозным причинам. Часовенные рассматривали самосожжение желательно как средство истинной веры. [7] Самосожжение для многих старообрядцев было предпочтительнее, чем попасть в руки антихриста. [8] В истории есть несколько примечательных случаев, когда произошло самосожжение Часовенных.
И в 1687, и в 1688 году большая группа повстанцев захватила Палеостровский монастырь и, оказавшись в окружении правительственных войск, сожгла себя заживо, вместо того чтобы предстать перед допросом или казнью. [8] Подобные случаи произошли в 1687 году в Березове и под Пудожем в 1684 и 1693 годах. [8] Часовенные повстанцы, захватывая монастыри и впоследствии поджигая себя, утверждали, что это было сделано в защиту старого обряда. Хотя самоубийство считается в христианстве тяжким грехом, повстанцы видели в нем лучший ответ в невыносимой дилемме. Некоторые даже утверждали, что самосожжение было «высшим выражением христианского аскетизма». [8]
15 июня 1756 года в Томской губернии Сибири несколько часовенных крестьян начали проповедовать своим соседям-нестарообрядцам о значении самосожжения для спасения, утверждая, что Антихрист . среди них в России ходит [7] Собрав более двухсот сочувствующих и получив благословение старейшин, они собрались в небольшом лесу и приготовились к самосожжению. Как только военные узнали об этом инциденте, который вскоре должен был произойти, главному инспектору Копьеву было предъявлено письменное заявление с нападками на новую церковь и государство. После долгих дискуссий несколько лидеров «Часовенных» отправились к Копьеву, вместо этого обратившись к толпе, что самосожжение — единственное средство спасения в коррумпированной России. [7] В результате более ста старообрядцев покончили жизнь самоубийством. [7] Узнав об этом инциденте, режим Петра III приказал провести расследование, признав виновным тобольского епископа.
Книги и иллюстрации
[ редактировать ]Важное значение в культуре старообрядцев имели книги, то же самое можно сказать и о часовой подгруппе. [8] До недавнего времени «Часовенные» избегали современных полиграфических технологий и предпочитали писать тексты от руки, а не печатать их. [9] Раньше они в основном пользовались книгами, напечатанными до раскола, не только потому, что им не приходилось прибегать к современным полиграфическим технологиям, но и потому, что в них содержались правильные, прежние молитвы их старообрядчества. Однако модернизация их культуры и окружающих сообществ потребовала уменьшения ограничений на печать. В результате в 2010-е годы в общинах «Часовенные» появилось несколько внешних издательств, через которые было напечатано несколько апокрифических текстов. [9]
Внутри этих вновь напечатанных произведений было множество изображений и иллюстраций, большинство из которых изображали образы Священной истории , Богородицы, святых и неба . Несмотря на то, что «Часовенные» очень осторожно относятся к фотографии и электронному общению, называя это «ловушкой дьявола», в этих работах часто фигурируют фотографии из Интернета. Помимо этих фотографических изображений, в «Часовенные» вошли также иллюстрации из церковных книг, местной живописи, изображения христианской литературы, современной графики и искусства. [9] Хотя фотографирование предметов религиозного назначения запрещено Часовенным обычаем, в эти печатные произведения часто включаются фотографии икон, хотя обычно всего одна-две во всей книге. [9] Эти фотографии обычно включаются после получения разрешения тесобора — группы лиц, отвечающих за принятие решений, касающихся церковного канонического права. [9] Помимо этих фотографий, в Часовенных книгах обычно изображаются монахи и монахини, обычно с каким-либо знаком, например нимбом, сигнализирующим об их близости к небу. [9]
Лубок , или народная картинка, — вид народного искусства, имеющий свою эстетическую историю и средства выразительности. [10] Он синтезирует различные виды искусства, такие как комиксы, гравюры и иконы, и изображает социальные аспекты часовенной жизни, а также религиозные образы, такие как иконы, старообрядческие сцены и жития святых. [10] В оригинальных гравюрах, до того как они были адаптированы к современной печати, использовались цветные карандаши, акварель и фломастеры. [10] Они были особенно популярны и влиятельны в конфессиональной среде, поскольку это создавало менталитет «мы против них» в рамках часового мировоззрения. [10] Были также заметные мотивы загробной жизни. [10] аналогичны мотивам в других печатных источниках. Эти мотивы загробной жизни были как положительными, так и отрицательными. Некоторые изображали награду после смерти, другие изображали мучения в загробной жизни и предназначались для исправления религиозных обычаев приверженцев и уведения их от греха. [10]
Комиксы также играли большую роль в часовой культуре. Комиксы, обычно изображающие религиозных деятелей, таких как Исаак Сириец , в основном использовались для пропаганды соблюдения религиозных обрядов, таких как пост. [11] Однако в общинах «Часовенные» комиксы служили и другой цели — пропаганде здоровья и питания. Используя цитаты из Священного Писания и слова святых, эти комиксы использовали метафоры фруктов и меда для описания правильных пищевых привычек старообрядцев. Еда должна быть умеренной, говорит он, чтобы сам процесс еды был сладким, как мед или плод в глазах Бога. [11] В этих комиксах изображались действия, которые они обсуждали: комиксы, изображающие «побег из мира», изображали молящихся монахов, а комиксы о правильном питании включали группу людей, которые вместе едят за столом. [11] Они также часто изображают животных, символизирующих эти религиозные практики, например, птицу, спешащую в свое гнездо, или змею, защищающую свою голову в бою, оба из которых призваны символизировать модель благочестивого, молящегося монаха, борющегося с жизненными невзгодами. [11]
Трудовая практика
[ редактировать ]В регионе хорошо известны несколько пословиц, связанных с трудом. Один отмечает, что «Урожай не от росы, а от пота», а другой, что «Человек болеет от лени, а от работы здоровеет». [12] Помимо этих пословиц, детей с малых лет приучали к правильному труду. Кроме того, мальчики с раннего возраста активно помогали в сельском хозяйстве, а девочки сидели за прялкой, обучаясь шить простую одежду. [12] Сельское хозяйство имело решающее значение для выживания часовенных общин, позволяя им поддерживать себя и существовать независимо от окружающих нестарообрядческих общин. Во время первоначальной миграции часовенных в Сибирь во всем регионе наблюдался заметный недостаток сельского хозяйства. Хотя коренные буряты выращивали небольшое количество зерна, их обработка зерна была особенно медленной и открыла Часовенным возможность выращивать собственное зерно, превращать его в хлеб и продавать его другим общинам региона. [12] Хлеб продавался войскам и близлежащему Петровскому металлургическому заводу. [12] Часовенные методы земледелия оказались настолько эффективными, что вскоре были переняты туземцами. [12]
В духовном отношении труд был, по мнению семейских, важнейшим сосудом для спасения души. Самые трудолюбивые, самые трудолюбивые труженики сохранялись в памяти семейских деревень на протяжении нескольких десятилетий и восхвалялись членами общины за бескорыстное отношение. Самыми трудолюбивыми тружениками были те, кто помогал вдовам, сиротам и хозяйствам без патриарха. [12] Однако не все работы ценились «Часовыми» одинаково. Хотя были положительные настроения в отношении сельскохозяйственного труда, врачей и учителей, этого нельзя было сказать о других профессиях. [12] Многие люди отказались от карьеры в музыке, науке или государственной работе из-за сильных взглядов своих предков. [12]
Chasovennye Subgroups
[ редактировать ]Внутри более крупных Часовенных есть несколько более мелких подгрупп, в зависимости от их практики и местоположения в Сибири. Среди них особенно выделяются семейские и более мелкие подгруппы в Уральских горах вокруг таких городов, как Пермь, такие как Богородская, Васильевская, Стряпунинская и Мало-Загарская общины.
Semeyskie
[ редактировать ]Семейские проживают в Забайкалье и Бурятии , в городах Гусиноозёрске и Улан-Удэ . Они говорят на своем языке, который в основном заимствован из русского, но также заимствует произведения из бурятского, украинского, польского и белорусского языков. [3] Семейские, как и многие другие старообрядческие секты, дистанцируются от современного мира и его многочисленных технологических новшеств. У них нет доступа к Интернету, современной медицине и телевидению. [3] Они постятся 244 дня в году, а их кухня состоит из тушенки, маринованных овощей, супов, лепешек с ягодной начинкой, яичницы на сале, [3] и другие молочные и пшеничные продукты.
В разные периоды своей истории семейские работали в самых разных сферах: от сельского хозяйства до золотых приисков. Они были крупнейшими производителями зерна в регионе, обеспечивая хлебом большую часть населения Дальнего Востока. [13] Олени региона ценились своим мясом, жирами и шкурами и служили семейским средством международной торговли с китайскими купцами. [13] В 18-19 веках в Забайкалье проводилось несколько ярмарок, позволивших вести региональную торговлю между семейскими и другими народами. На этих ярмарках часто торговали мехами, орехами, рыбой, зерном и домашним скотом. [13] Торговля внутри семейских общин часто заключалась в обмене на деньги мясных и молочных продуктов, а также домашних безделушек и изделий ручной работы. [13]
Несмотря на нынешнюю распространенность смешанных браков, семейским по их многовековой традиции запрещено есть с представителями других конфессий. Любовь семейских к крашеным домам знатоки связывают с украинскими и белорусскими крашеными и побеленными избами. [1] Для семейских женщин характерно иметь от 10 до 24 детей, а семейная иерархия преимущественно патриархальна. [3] Янтарные бусы и украшения особенно ценились семейскими женщинами, которые не только использовали его в косметических целях, но и измельчали янтарь в порошки, обеспечивая столь необходимый источник йода для дефицитного населения. [3]
Уральские сообщества
[ редактировать ]Многие часовенные общины поселились на Урале и вокруг него, в таких городах, как Пермь и Екатеринбург. Русской номенклатуре и лингвистике этих уральских общин посвящено много научных исследований. [4] Эти общины жили на территории нынешнего Пермского края, между реками Кама и Обва, однако записи свидетельствуют о том, что одни и те же методы наименования использовались и в разных регионах Сибири. [4] В деревнях, поселках и городах, в которых они жили, в 1833 году они составляли примерно пятую часть населения. [4]
Религиозная практика
[ редактировать ]Будучи частью безпоповского движения, часовенные не имели священников и не принимали участия в Евхаристии или каких-либо других таинствах. После запрета священства в своей практике Часовенные заменили типичную модель священника более широким участием мирских «наставников». Помимо этого, среди подсект часовенных существует большое разнообразие в религиозной практике.
Крещение
[ редактировать ]Дети Часовенных при крещении получали новые имена, а само крещение совершал наставник. [4] Детей, как правило, называли на восьмой день после рождения, в соответствии с древней христианской традицией, соблюдаемой в дониконовской традиции Русской Церкви. [4] Детям обычно давали имя почитаемого святого.
Похоронные церемонии
[ редактировать ]Погребальный обряд часовенных — один из способов обозначения своей территории и самовыражения как отдельной религиозной общины. Перед смертью человека принято зажигать свечи из пчелиного воска, изготовленные особо освященным членом общины Часовенные. [14] Умирающий и его близкие родственники, если смерть не является внезапной, обычно сами готовят и прядут свою похоронную одежду, хотя сегодня принято покупать ткани и «исправлять» или «очищать» их. Эту одежду ни в коем случае нельзя завязывать узлами. [14] Им также дают новый крест для ношения на шее, причем предпочитают, чтобы он был изготовлен из натуральных материалов, таких как кедр. Часто внутри гроба умершего находится лестовка — четки или «лестница» старообрядцев, которая призвана символизировать лестничное восхождение с земли на небо. [14] В гроб можно положить и другие предметы, например, книги и иконы. Перед погребением тело омывают тканью, смоченной проточной речной водой. [14] Обычно тела моют пожилые члены общины: пожилые мужчины моют мертвых мужчин, а пожилые женщины моют мертвых женщин. В уральской часовенной традиции тем, кто помогает в похоронах - тем, кто омывает и одевает умершего, а также тем "наставникам", кто читает молитвы и тем, кто роет могилу, - дают еду и одежду из семьи умершего человека. , вместе с запиской с именем погибшего. Взамен ожидалось, что будут произнесены молитвы за усопшего. [14]
Часовенные кладбища, как правило, глубоко разделены, и считалось, что судьба умерших определяется тем, где они были похоронены. Тех, кто не соблюдал посты и не носил бороды, хоронили вдали от остальных. [14] Часовенные также дистанцируют своих умерших от мусульман и никонианских христиан, устраивая отдельные кладбища. Участие в похоронах нечасовых людей считается тяжким грехом. [14]
Эрмитажи
[ редактировать ]Монахи после крещения и поступления в скит считались хранителями часовенной веры и хранителями загробного мира для «любителей Христа». [15] Эрмитажи и монастыри обычно получали финансовую поддержку от местных купцов. Советское правительство попыталось сотрудничать и интегрировать несколько часовенных общин в большую российскую среду после того, как дошли слухи о том, что их скиты были «спонтанно коммунистическими». [15] Апеллируя к этой характеристике, часовенные продемонстрировали свою лояльность, чтобы достичь противоположного результата, и в результате получили большую экономическую автономию. [15]
Lestovka
[ редактировать ]Лестовка , или лествица, — это традиционная веревка, используемая во многих различных подгруппах Часовенных, и ее использование в религиозной практике широко варьируется. [9] Лестовка призвана символизировать спасение для тех, кто соблюдает старообрядческие религиозные обряды. Многие Часовенные используют Исусову (Иисусовую) лестку и Богородичную (Богородичную) лестовку для молитвы, а также другие виды лесовки для таких случаев, как путешествие. [9]
Праздничные торжества
[ редактировать ]Помимо традиционных христианских праздников Святок и празднования Нового года в сентябре, часовенные отмечают также несколько языческих праздников - в частности, Масленицу и Купаловскую ночь. [1] Эти праздники они отмечают с песнями и застольем, как для заинтересованных туристов, так и для своих единомышленников. [1] Несмотря на то, что трудился почти через день в году, работа в эти праздники была строго запрещена. [12]
См. также
[ редактировать ]- Старообрядцы
- Безпоповцы — беспоповская секта старообрядцев.
- Восточная Православная Церковь
- Русская Православная Церковь
- Сибирь
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Gudkova, Ekaterina (29 April 2024). "350 лет в изгнании" .
- ^ Jump up to: а б де Симона, Питер (2018). Старообрядчество в императорской России . ЛБ Таурис.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Kotoman, Natalia (29 April 2024). "Семейские — сильный и яркий народ" .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Zapolskikh, Evgeniya (2023). "Variability of Perm Old Believers' Name System in the Early 20th-Century Middle Prikamye" (PDF) . Voprosy onomastiki . 20 (3): 144–163. doi : 10.15826/vopr_onom.2023.20.3.035 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Викторовна, Юлия (2017). «Диалог, сотрудничество и противостояние в религиозных обществах российской провинции начала ХХ века (по опыту I Всероссийского съезда: «Часовенное согласие»)» . Студия Гуманитатис . 2017 (4).
- ^ Клюкина-Боровик, Юлия Викторовна (2015). «Письмо зауральского наставника часовенных старообрядцев о временах, нравах и покаянии в конце 1920-х годов» . Издательство Уральского федерального университета . 17 (1): 44–51.
- ^ Jump up to: а б с д Крамми, Роберт (1970). Староверы и мир антихриста . Университет Висконсина Пресс.
- ^ Jump up to: а б с д и Крамми, Роберт (2011). Старообрядцы в меняющемся мире . ДеКалб, Иллинойс: Издательство Университета Северного Иллинойса.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Kostrov, A.V. (2021). "Religious and cultural space of Chasovennye Old Believers in illustrations to their new-printed books" . Новые исследования Тувы . 2021 (3): 128–136. doi : 10.25178/nit.2021.3.10 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Быкова, Е.В. (2021). «Конфессиональная модель образа человека в тексте старообрядческого лубка «Две дороги – два пути» » . Научный диалог . 11 (11): 216–234. дои : 10.24224/2227-1295-2021-11-216-234 .
- ^ Jump up to: а б с д Есипова, В.А. (2022). «Старообрядческий комикс: К истории возникновения креолизованных текстов в Сибири». Текст. Книга. Книгаиздание . 30 (30): 58–70. дои : 10.17223/23062061/30/4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Nesterenko, N. M. (2019). [doi.org/10.31554/2222-9175-2019-34-129-133 "Work-Related Traditions of Semeyskie as a Factor of Tolerance Formation"]. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Бурятский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (2): 129–133. doi : 10.31554/2222-9175-2019-34-129-133 .
{{cite journal}}
: Проверять|url=
ценность ( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д Козлова, С.А. (2019). «Торговля системами жизнеобеспечения старообрядцев Забайкалья в XVIII — начале XX вв.» . Научный диалог . 2 (2): 237–253. дои : 10.24224/2227-1295-2019-2-237-253 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Данилко, Елена (2019). « Смерть ближе рубашки»: Погребальный обряд часовенных старообрядцев» . Новые исследования Тувы . 2019 (1): 44–59. дои : 10.25178/nit.2019.1.4 .
- ^ Jump up to: а б с Дутчак, Елена (2019). «Сибирские старообрядческие скиты и их миряне в 1920-1930-е годы» . Новые исследования Тувы . 2019 (1): 29–43.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]По-английски
[ редактировать ]- Крамми, Роберт О.: Староверы и мир антихриста; Выговское сообщество и российское государство , Висконсин, UP, 1970.
- Крамми, Роберт О.: Староверы в меняющемся мире , издательство Northern Illinois University Press, 2011.
- Де Симоне, Питер Т.: Старообрядцы в императорской России: угнетение, оппортунизм и религиозная идентичность в царской Москве , Л. Б. Таврида, 2018.
- Гентес, Эндрю А.: Изгнание, убийство и безумие в Сибири, 1823–1861 гг ., Пэлгрейв Макмиллан, 2010.