Долина Швентарагис

Долина Швентарагис — долина у слияния рек Нерис и Вильня в Вильнюсе , Литва . Согласно легенде, записанной в Литовских хрониках , именно здесь литовские правители кремировались до христианизации Литвы в 1387 году. Мацей Стрыйковский далее записал, что здесь находился языческий храм, посвященный Перкунасу , богу грома. Хотя историки обычно отвергают легенды как вымысел, они изучались и анализировались с точки зрения дохристианской литовской мифологии , Владимиром Топоровым , Гинтарасом Береснявичюсом Норбертасом Велиусом , Викинтасом Вайткявичюсом и другими. [ 1 ] [ 2 ]
Легенда
[ редактировать ]Герцог Швентарагис (из легендарной династии Палемонидов ) выбрал красивое место в долине у слияния рек Нерис и Вильня и приказал своему сыну Скирмантасу построить храм, где он будет кремирован после его смерти. [ 3 ] Он также приказал кремировать здесь других литовских князей и дворян. Несколько лет спустя великий князь Гедиминас был на охоте и остановился в долине. Там ему приснился воющий Железный Волк , который языческий жрец Лиздейка истолковал, что Гедиминас должен построить на этом месте столицу Литвы. Таким образом, Гедиминас стал основателем Вильнюса . [ 3 ] В легендах, зафиксированных Литовскими летописями , не упоминается какой-либо храм на этом месте. [ 4 ]
Историография
[ редактировать ]Эти легенды были пересказаны и развиты различными историками, в том числе Мацеем Стрийковским и Теодором Нарбуттом , и стали очень популярными. В своей работе, опубликованной в 1582 году, Стрийковский уточнил, что в долине есть храм, посвященный Перкунасу , богу грома, в котором поддерживается вечный огонь , и что он расположен на том месте, где сегодня стоит Виленский собор . [ 5 ] Нарбутт, цитируя сомнительные «Хроники Ривиуса» , даже предоставил описание размеров храма и проводимых внутри ритуалов. [ 6 ]
В академических кругах продолжаются споры о том, были ли легенды основаны на историческом факте о том, что в Вильнюсе существовал языческий храм. [ 4 ] Языческий храм, снесенный и замененный католической церковью, упоминается в папской булле 1388 года Папы Урбана VI . Однако папская булла расплывчата в своих формулировках, а описания действий короля Ягайлы аналогичны описаниям в Книге Второзакония (12:3–4). [ 4 ] В 1980-х годах археологические исследования Напалеонаса Киткаускаса и Альбертаса Лисанки обнаружили остатки более раннего квадратного сооружения под нынешним Вильнюсским собором . Историки предположили, что это остатки собора, построенного королем Миндаугасом после его обращения и коронации в 1253 году. Они также утверждали, что после убийства Миндаугаса этот собор был превращен в языческий храм. [ 7 ] Однако в 2010 году Гедиминас Вайткявичюс опубликовал монографию, в которой на основании найденных на этом месте артефактов датировал остатки 1300–1320 годами. Эту датировку подтверждают письма Гедимина (написанные в 1323–1324 гг.), в которых упоминается недавно построенная церковь. [ 4 ] Киткаускас отверг доводы Вайткявичюса. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вайткявичюс, Выкинтас (10 апреля 2011 г.). «Старые святыни Вильнюса (2)» . Северные Афины (на литовском языке). 677 . Проверено 30 марта 2018 г.
- ^ Паулауските, Тереза (03.06.2013). «Свентарагис» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Издательский центр науки и энциклопедий . Проверено 1 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Береснявичюс, Гинтарас (1995). Балтийские религиозные реформы (на литовском языке). стр. 135–137. ISBN 9986-514-02-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Барон, Дариус (2012). «Храм Грома в Вильнюсе (Несоответствие старых мифов и новых научных исследований)» . Новый камин-Айдай (на литовском языке). 7 . ISSN 1392-6845 . Проверено 1 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Киткаускас, Напалеонас (2012). Вильнюсский замок (на литовском языке) (2-е изд.). Научно-энциклопедический издательский центр. стр. 179, 189–190, 206. ISBN. 978-5-420-01716-6 .
- ^ Нарбутт, Теодор (1835). Древняя история литовского народа (на польском языке). Том I. стр. 227–231.
- ^ Роуэлл, Южная Каролина (1994). Восходящая Литва: языческая империя в Центрально-Восточной Европе, 1295–1345 гг . Кембриджские исследования средневековой жизни и мысли: четвертая серия. Издательство Кембриджского университета. стр. 135–137. ISBN 978-0-521-45011-9 .