Читимача
![]() Флаг | |
Общая численность населения | |
---|---|
1,250 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Английский , французский , каджунский французский , островной испанский Читимача (не свободно говорит. Успешный в возрождении языка.) | |
Религия | |
Католицизм , прочее |
Читимача ə ( / ˈ tʃ ɪ t ɪ m ʃ ɑː ; / CHIT -i-mə- shah [1] или / tʃ ɪ t ɪ ˈ m ɑː ʃ ə / чит-и- МАХ -shə [2] ) — коренные жители Юго-Восточных Вудлендов в Луизиане . Это признанное на федеральном уровне племя , племя Читимача в Луизиане .
У Читимача есть индейская резервация в приходе Св. Марии недалеко от Шарантона на Байу-Тече . Их резервация составляет небольшую часть их предконтактной территории. Это единственное племя Луизианы, которое до сих пор контролирует часть своей первоначальной земли, где они издавна занимали районы бассейна Атчафалайя , «одного из самых богатых внутренних эстуариев на континенте». [3] В 2011 году их численность составила около 1100 человек. [3]
Исторически читимача говорили на языке читимача , изолированном языке . Последние два человека, свободно говорящие на нем, умерли в 1930-х годах, но племя работает над возрождением языка с 1990-х годов. Они используют заметки и записи, сделанные лингвистом Моррисом Сводешем примерно в 1930 году. Они также начали курсы погружения для детей и взрослых. [4] [5] В 2008 году они сотрудничали с Rosetta Stone в рамках двухлетней работы по разработке программного обеспечения для изучения языка. Каждому племенному дому был предоставлен экземпляр, чтобы поддержать использование языка дома. [6] [7] [8] Читимача использовали доходы от азартных игр для развития образования и сохранения культуры, основав племенной музей и офис по сохранению исторического наследия, а также восстановив свой язык.
Читимача - одно из четырех признанных на федеральном уровне племен штата. [9]
Имя
[ редактировать ]Согласно Читимаче, их название происходит от термина Пантч Пинанканц, что означает «полностью красные люди», а также означает «воин». Название Чаваша , подплемя Читимача, на языке чокто означает «Место енотов». Вася также является чокто и означает «Охотничий темп». Яганечито означает «Большая страна».
Подтрибы
[ редактировать ]Читимача были разделены на четыре подплемени: Чаваша , Читимача, Васа и Ягеначито. Они были разделены по географии.
Исторический образ жизни
[ редактировать ]Читимача основали свои деревни среди многочисленных болот, заливов и рек бассейна Атчафалая , «одного из самых богатых внутренних эстуариев на континенте». [3] Они хорошо знали эту местность. Условия местности обеспечили им естественную защиту от нападения противника и сделали эти деревни практически неприступными. В результате они их не укрепили. Деревни были довольно большими, в среднем около 500 жителей. Жилье строилось из доступных ресурсов. Обычно люди строили стены из каркаса жердей и обмазывали их глиной или листьями пальметто . Крыши были соломенными . [10]
Читимача выращивали различные сельскохозяйственные культуры, и сельскохозяйственная продукция составляла основу их рациона. Женщины занимались земледелием и посевами. Они были опытными садоводами, выращивавшими множество различных сортов кукурузы, фасоли и тыквы. Кукуруза была основной культурой, ее дополняли фасоль , тыква и дыни . Женщины также собирали дикорастущие продукты и орехи. Мужчины охотились на такую дичь, как олени, индейки и аллигаторы. Еще они ловили рыбу. В качестве дополнения к охоте и рыбалке жители хранили зерновые культуры в надземных зимних амбарах . [10]
Живя у воды, читимача изготавливали каноэ для транспорта. Эти сосуды были построены путем вырезания бревен кипариса . Самый большой мог вместить до 50 человек. Чтобы получить камни, необходимые для изготовления наконечников стрел и инструментов, люди обменивали урожай на камень с племенами на севере. Они также разработали такое оружие, как духовой пистолет и дротик-трость. Они приспособили рыбьи кости для использования в качестве наконечников стрел. [10]
Читимача отличались обычаем приглаживать лбы своим младенцам мужского пола. Они связывали их еще младенцев, чтобы придать форму черепам. Взрослые мужчины обычно носили длинные и распущенные волосы. Они были опытными мастерами искусства татуировки , часто покрывая лицо, тело, руки и ноги татуированными рисунками. Из-за жаркого и влажного климата мужчины обычно носили только набедренную повязку, а женщины — короткую юбку. [10]
Как и у многих индейских народов, у читимача существовала система матрилинейного родства , при которой собственность и происхождение передавались по женской линии. Наследственные вожди-мужчины, правившие до начала 20 века, происходили по материнской линии и одобрялись старейшинами-женщинами. Дети считались принадлежащими к семье и клану матери и получали от нее свой статус. Как и другие индейские племена, читимача временами поглощали и аккультурировали другие народы. Кроме того, поскольку женщины Читимача имели отношения с европейскими торговцами в течение десятилетий более тесного взаимодействия, их дети смешанной расы считались принадлежащими к семье матери и были аккультурированы как Читимача.
Читимача были разделены на строгую классовую систему дворян и простолюдинов. У них было такое различие, что эти два класса говорили на разных диалектах. Смешанные браки между классами были запрещены. [10]
История
[ редактировать ]Предварительный контакт
[ редактировать ]
Индейцы читимача и их предки населяли район дельты реки Миссисипи на юге центральной Луизианы за тысячи лет до встречи с европейцами. В их устной истории говорится, что их территория была отмечена четырьмя выдающимися деревьями. Археологические данные свидетельствуют о том, что читимача и их предки жили в Луизиане около 6000 лет. До этого они, возможно, мигрировали в этот район с запада от реки Миссисипи .
Колониальный период до 20 века
[ редактировать ]
По оценкам историков, на момент прибытия Колумба в Америку общая численность четырех групп Читимача составляла около 20 000 человек. Хотя читимача практически не имели прямых контактов с европейцами в течение еще двух столетий, они страдали евразийскими инфекционными заболеваниями, переданными от других туземцев, которые торговали с ними, такими как корь, оспа и брюшной тиф. Как и другие коренные американцы, читимача не имели иммунитета к этим новым болезням и страдали от эпидемий с высоким уровнем смертности .
К 1700 году, когда французы начали колонизировать долину реки Миссисипи , численность Читимача резко сократилась. По оценкам на то время: у чаваша было около 700 человек, у васа около 1400; Читимача около 4000; и Ягеничито около 3000. (Книффен и др. сообщили, что в 1700 году всего было 4000 человек; возможно, они знали только о тех, кто классифицировался только как Читимача.) [9]
Субплемена конфедерации Читимача на момент встречи с французскими исследователями и колонистами в начале 18 века занимали в общей сложности около 15 деревень. Французы описали деревни как самоуправляющиеся группы. Великий вождь представлял собой центральную управляющую власть всех подплемен, но они действовали весьма децентрализованно.
Между 1706 и 1718 годами Читимача вели долгую и ожесточенную войну с французами. Обладая превосходной огневой мощью, французы почти уничтожили восточную Читимачу. Тех, кто выжил, французские власти переселили подальше от Мексиканского залива и дальше на север вдоль реки Миссисипи, в район, где они живут сегодня. Болезни стали причиной большего количества смертей, чем войны, и в конечном итоге привели к драматическим социальным потрясениям и поражению людей. Употребление алкоголя также имело свои последствия, поскольку они были очень уязвимы к нему. К 1784 году общая численность племен упала до 180. В начале 1800-х годов небольшая группа была поглощена хума Луизианы .
В конце 18 века британцы депортировали акадцев (французских колонистов в Акадии ) из восточной Канады после победы над Францией в Семилетней войне и захвата их территорий в Северной Америке к востоку от реки Миссисипи. Некоторые акадские беженцы были переселены в Луизиану вдоль реки Миссисипи; их потомки стали известны как каджуны. [11] Они также оказали давление на население Читимачи, потому что захватили их землю.
В конце концов некоторые читимачи женились на академиках и постепенно приобщались к своей общине, включая обращение в католицизм . [11] Другие поглощали европейцев в общество Читимача. Дети смешанной расы, рожденные от женщин Читимача, считались принадлежащими к семьям своей матери и обычно воспитывались в рамках культуры коренных народов.
Читимача в середине 19 века подали в суд на Соединенные Штаты с требованием подтверждения права собственности на землю своего племени. Федеральное правительство издало постановление, определяющее территорию площадью 1062 акра в приходе Святой Марии как землю Читимача. [11]
20 век
[ редактировать ]Федеральная перепись 1900 года зафиксировала шесть семей Читимача общей численностью 55 человек, три из которых были отнесены к чистокровным. В 1910 году было зарегистрировано 69 Читимача; 19 из их детей учились в индейской школе Карлайл в Пенсильвании, где они жили на постоянной основе вместе с другими учениками коренных американцев из самых разных племен. [10] Индийские школы-интернаты считались средством ассимиляции детей с основной культурой Соединенных Штатов. Они препятствовали передаче родного языка, заставляя детей использовать английский в школе и забирая их из семей на длительные периоды времени.
В начале 20 века племя находилось под экономическим давлением, и иногда его члены были вынуждены продавать землю, потому что не могли позволить себе налоги. Сара Эйвери Макилхенни, местный благотворитель, чья семья владела и управляла фабрикой по производству табаско , [12] ответил на призыв о помощи женщин Читимача. Она купила их последние 260 акров земли на распродаже у шерифа в 1915 году; затем передал его племени. Они передали землю федеральному правительству (Министерству внутренних дел) в доверительное управление в качестве резервации для племени. Макилхенни также призвал федеральное признание читимача как племени. [11] которое Министерство внутренних дел предоставило в 1917 году.

Читимача были первым индейским племенем в Луизиане, получившим федеральное признание. Большинство коренных американцев юго-востока были насильственно переселены на территорию Индии или в Техас к западу от реки Миссисипи в 1830-х годах. [10] Племя получило некоторые аннуитеты и финансовые льготы в результате формального признания. Но численность населения продолжала сокращаться, и к 1930 году в Читимаче было зарегистрировано 51 человек. Между 1903 и 1919 годами члены племени смешанного африканского и индейского происхождения были исключены из племени Читимача в Луизиане, и с тех пор их потомкам было отказано в членстве в племени. [13]
После этого минимума в начале 20-го века население увеличилось по мере выздоровления. Мужчины начали получать лучшую работу, работая на нефтяных месторождениях Луизианы бурильщиками и мастерами. В начале 21 века племя сообщило, что в нем зарегистрировано более 900 членов. По данным переписи 2000 года, в индейской резервации Читимача проживало 409 человек . Из них 285 человек были идентифицированы как имеющие исключительно индейское происхождение.
Бронирование находится по адресу 29 ° 53'02" с.ш. 91 ° 31'52" з.д. / 29,88389 ° с.ш. 91,53111 ° з.д. в северной части общины Шарантон , в приходе Святой Марии на Байу-Тече. Это бассейн Атчафалая, богатое устье реки. Читимача — единственные коренные народы в штате, которые до сих пор контролируют некоторые из своих традиционных земель. [14] Как и многие индейские племена, Читимача взяли на себя образование своих детей и основали в резервации школу племени Читимача; его спонсирует Бюро по делам индейцев .
Совет Племени участвует в текущих переговорах с Соединенными Штатами о получении компенсации за экспроприацию земель в прошлом. На доходы, полученные от игрового казино, Читимача приобрела дополнительную землю, которая будет передана в доверительное управление для ее резервации, и теперь контролирует 1000 акров. В своей резервации оно основало казино, школу, рыбоперерабатывающий завод и музей племени. [10]
21 век
[ редактировать ]«Родные воды: Воспоминания Читимачи» (2011) — документальный фильм, снятый и продюсером Лаудуном для Общественного вещания Луизианы . Он выиграл премию Telly Award 2012. [3]
Язык
[ редактировать ]Язык читимача вымер после того, как в 1930-х годах умерли два последних носителя языка, Бенджамин Поль и Дельфина Дюклу. Но молодой лингвист Моррис Сводеш работал с Полем и Дюклу с 1930 года, записывая их язык и истории. [6] Он сделал обширные записи, пытаясь сохранить язык и его традиционные описания. Большинство современных Читимача говорят на каджунском французском и английском языках.
На доходы от игр племя организовало мероприятия по культурному возрождению: офис по сохранению исторического наследия, классы языкового погружения, племенной музей и проект по содействию возобновлению роста речного тростника на племенных землях для поддержки плетения традиционных корзин. [14] В начале 1990-х годов с племенем связалась библиотека Американского философского общества, которая сообщила, что хранит документы Сводеша и обнаружила обширные заметки по языку читимача, включая проект руководства по грамматике и словарь. Была набрана небольшая команда, чтобы попытаться быстро выучить язык и начать готовить материалы для его передачи, например сборник рассказов. В школе для детей открылись занятия по языковому погружению. [6]
В 2008 году племя заключило партнерское соглашение с Rosetta Stone для разработки программного обеспечения для документирования языка и предоставления учебных материалов. Каждому племенному домохозяйству была предоставлена копия программного обеспечения, чтобы помочь семьям изучать язык и побудить детей говорить на нем дома. В рамках совместного проекта также создается полный словарь и справочник по грамматике языка для учащихся. [6]
Правительство
[ редактировать ]Читимача восстановили свое правительство в соответствии с Законом о реорганизации Индии 1934 года , который считался президента Франклина Д. Рузвельта коренных американцев» «Новым курсом . Племя успешно сопротивлялось попыткам в 1950-х годах уничтожить их как племя в соответствии с федеральной политикой того времени, шаг, который положил бы конец их отношениям с федеральным правительством.
В 1971 году они приняли новую письменную конституцию. [10] У них есть избранное представительное правительство с двухлетним сроком полномочий пяти членов Совета Племени. Трое депутатов избираются от одномандатных округов , а два члена избираются в целом . [15]
Гражданство
[ редактировать ]Как и все племена, признанные на федеральном уровне, читимача, приняв свою конституцию, установили свои собственные правила членства в племени. Согласно конституции, они требуют, чтобы члены имели определенный процент крови и могли документально подтвердить прямое происхождение от члена, внесенного в один из двух официальных списков:
- Аннуитетная ведомость заработной платы за 1926 год, зарегистрированная Бюро по делам индейцев , или
- Пересмотренный список переписи населения за июнь 1959 года, зарегистрированный в Агентстве индейцев чокто, Филадельфия, Миссисипи .
Кроме того, потенциальный член должен иметь возможность документально подтвердить наличие как минимум одной шестнадцатой (1/16) степени индийского происхождения Читимача (что эквивалентно одному прапрадеду и прадеду). [15] Дети одной шестнадцатой (1/16) степени или более индейской крови Читимача, родившиеся от любого зарегистрированного члена с 1971 года (когда племя приняло свою Конституцию), имеют право на членство. [15]
Баскетбольные изделия
[ редактировать ]Среди своего искусства женщины Читимача плетут изысканные корзины из речного тростника . Обычно они используют три цвета: желтый, красный и черный. На протяжении веков и по сей день они плетут корзины на продажу, что является важной частью их экономики. [16] Одна мастерица корзин, преуспевшая в технике двойного плетения, Ада Томас , была удостоена звания стипендиата Национального наследия Национального фонда искусств в 1983 году. [17]
Известные люди Читимача
[ редактировать ]- Кристина Наварро Поль (1874–1946), корзинщик
- Был Томас (1924–1992), баскетбольный мастер.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роберт А. Брайтман, 2004, «Читимача», В: Уильям Стертевант (редактор), Справочник североамериканских индейцев, Том 14: Юго-восток , стр. 642
- ^ Карл Уолдман, 2009, Энциклопедия индейских племен.
- ^ Jump up to: а б с д РОДНЫЕ ВОДЫ: ВСПОМИНАНИЯ ЧИТИМАЧА (30 января 2011 г.). Архивировано 17 октября 2016 г. в Wayback Machine , Американское общественное телевидение, Общественное вещание Луизианы; по состоянию на 20 сентября 2011 г.
- ^ «YouTube – Эпизод на языке читимача: В поисках нашего разговора 3» . youtube.com . Проверено 26 января 2010 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ «Пресс-релиз, Медиа-зал, Розеттский камень» . Архивировано из оригинала 20 октября 2017 г. Проверено 26 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хибер, Дэниел В. (27 июля 2015 г.). «Ренессанс на заливе: возрождение утраченного языка» . Разговор . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Ларри Абрамсон (директор) (2 февраля 2010 г.). «Компания-разработчик программного обеспечения помогает возродить «спящий» язык» . Все учтено - NPR . Архивировано из оригинала 8 июля 2023 года . Проверено 26 августа 2012 г.
- ^ Хефлин, Джуди (август 2015 г.). «Успешное возрождение языка читимача» . Языковой журнал . Архивировано из оригинала 5 октября 2015 г. Проверено 03 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б [1] Фред Б. Ниффен, Хирам Ф. Грегори и Джордж А. Стоукс, Исторические индейские племена Луизианы: с 1542 года до наших дней в Луизиане (1987), издательство Университета штата Луизиана, Kindle Edition; по состоянию на 20 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Читимача» . www.dickshovel.com . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 г. Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Читимача» , веб-сайт побережья Каджун, по состоянию на 18 октября 2013 г.
- ^ «История» . cajuncoast.com . Архивировано из оригинала 7 марта 2024 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Санрей, Седрик (12 сентября 2018 г.). «Племя Луизианы закрывают глаза на расизм?» . Новости ИКТ . Архивировано из оригинала 27 июля 2023 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Индейцы Луизианы в 21 веке» . www.louisianafolklife.org . Архивировано из оригинала 11 декабря 2023 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Конституция и постановления племени Читимача в Луизиане». Архивировано 25 января 2022 г. в Wayback Machine , Индийская юридическая библиотека, по состоянию на 18 октября 2013 г.
- ^ Грегори, Хирам Ф. и Кларенс Х. Уэбб. (1975). «Корзины Читимача», Археология Луизианы 2: 23-38.
- ^ Конгдон, Кристин Г.; Hallmark, Кара Келли (2012). «Ада Томас». Американское народное искусство: региональный справочник . Том. I. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO . стр. 311–313. ISBN 978-0-313-34937-9 .
Источники
[ редактировать ]- Резервация Читимача, Луизиана, Бюро переписи населения США
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дагган, Бетти Дж. 2000. «Возвращаясь к коллекциям музея Пибоди и возрождению корзин Читимача», Символы (весна): 18-22.
- Грегори, Хирам Ф. 2006. «Аса: плетеные корзины из трости коасати», « Работа племенных рук: юго-восточные корзины из разделенных тростей», под редакцией Дайны Боукер Ли и Х. Ф. Грегори, стр. 115–134. Издательство Северо-Западного государственного университета, Натчиточес, Луизиана.
- Грегори, Хирам Ф. и Кларенс Х. Уэбб. 1975. «Корзины Читимача», Археология Луизианы 2:23-38.
- Гувер, Герберт Т. 1975. Народ читимача , серия об индейских племенах, Феникс, Аризона.
- Ниффен, Фред Б., Хирам Ф. Грегори и Джордж А. Стоукс. 1987. Исторические индейские племена Луизианы с 1542 года по настоящее время , Издательство государственного университета Луизианы, Батон-Руж.
- Ли, Дана Боукер. 2006 «Связывающие узы: традиции плетеных корзин из трости среди племен Читимача и Йена чокто», в книге «Работа племенных рук: Юго-восточная плетеная корзина из трости», под редакцией Дайны Боукер Ли и Х. Ф. Грегори, стр. 43–72. Натчиточес, Луизиана: Издательство Северо-Западного государственного университета
- Уснер. 2015, Дэниел Х. Создание союзов с другими женщинами: работа индейцев Читимача на Новом Юге, University of Georgia Press
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Читимачей, на Викискладе?
- Официальный сайт
- Джон Р. Суонтон, Индейские племена нижней долины Миссисипи и прилегающего побережья Мексиканского залива , Смитсоновский институт, 1911 г., текст доступен в Интернете.