Jump to content

Читимача

Читимача
Флаг
Общая численность населения
1,250
Регионы со значительной численностью населения
 США ( Луизиана )
Языки
Английский , французский , каджунский французский , островной испанский Читимача (не свободно говорит. Успешный в возрождении языка.)
Религия
Католицизм , прочее

Читимача ə ( / ˈ ɪ t ɪ m ʃ ɑː ; / CHIT -i-mə- shah [1] или / ɪ t ɪ ˈ m ɑː ʃ ə / чит-и- МАХ -shə [2] ) — коренные жители Юго-Восточных Вудлендов в Луизиане . Это признанное на федеральном уровне племя , племя Читимача в Луизиане .

У Читимача есть индейская резервация в приходе Св. Марии недалеко от Шарантона на Байу-Тече . Их резервация составляет небольшую часть их предконтактной территории. Это единственное племя Луизианы, которое до сих пор контролирует часть своей первоначальной земли, где они издавна занимали районы бассейна Атчафалайя , «одного из самых богатых внутренних эстуариев на континенте». [3] В 2011 году их численность составила около 1100 человек. [3]

Исторически читимача говорили на языке читимача , изолированном языке . Последние два человека, свободно говорящие на нем, умерли в 1930-х годах, но племя работает над возрождением языка с 1990-х годов. Они используют заметки и записи, сделанные лингвистом Моррисом Сводешем примерно в 1930 году. Они также начали курсы погружения для детей и взрослых. [4] [5] В 2008 году они сотрудничали с Rosetta Stone в рамках двухлетней работы по разработке программного обеспечения для изучения языка. Каждому племенному дому был предоставлен экземпляр, чтобы поддержать использование языка дома. [6] [7] [8] Читимача использовали доходы от азартных игр для развития образования и сохранения культуры, основав племенной музей и офис по сохранению исторического наследия, а также восстановив свой язык.

Читимача - одно из четырех признанных на федеральном уровне племен штата. [9]

Согласно Читимаче, их название происходит от термина Пантч Пинанканц, что означает «полностью красные люди», а также означает «воин». Название Чаваша , подплемя Читимача, на языке чокто означает «Место енотов». Вася также является чокто и означает «Охотничий темп». Яганечито означает «Большая страна».

Подтрибы

[ редактировать ]

Читимача были разделены на четыре подплемени: Чаваша , Читимача, Васа и Ягеначито. Они были разделены по географии.

Исторический образ жизни

[ редактировать ]

Читимача основали свои деревни среди многочисленных болот, заливов и рек бассейна Атчафалая , «одного из самых богатых внутренних эстуариев на континенте». [3] Они хорошо знали эту местность. Условия местности обеспечили им естественную защиту от нападения противника и сделали эти деревни практически неприступными. В результате они их не укрепили. Деревни были довольно большими, в среднем около 500 жителей. Жилье строилось из доступных ресурсов. Обычно люди строили стены из каркаса жердей и обмазывали их глиной или листьями пальметто . Крыши были соломенными . [10]

Читимача выращивали различные сельскохозяйственные культуры, и сельскохозяйственная продукция составляла основу их рациона. Женщины занимались земледелием и посевами. Они были опытными садоводами, выращивавшими множество различных сортов кукурузы, фасоли и тыквы. Кукуруза была основной культурой, ее дополняли фасоль , тыква и дыни . Женщины также собирали дикорастущие продукты и орехи. Мужчины охотились на такую ​​дичь, как олени, индейки и аллигаторы. Еще они ловили рыбу. В качестве дополнения к охоте и рыбалке жители хранили зерновые культуры в надземных зимних амбарах . [10]

Живя у воды, читимача изготавливали каноэ для транспорта. Эти сосуды были построены путем вырезания бревен кипариса . Самый большой мог вместить до 50 человек. Чтобы получить камни, необходимые для изготовления наконечников стрел и инструментов, люди обменивали урожай на камень с племенами на севере. Они также разработали такое оружие, как духовой пистолет и дротик-трость. Они приспособили рыбьи кости для использования в качестве наконечников стрел. [10]

Читимача отличались обычаем приглаживать лбы своим младенцам мужского пола. Они связывали их еще младенцев, чтобы придать форму черепам. Взрослые мужчины обычно носили длинные и распущенные волосы. Они были опытными мастерами искусства татуировки , часто покрывая лицо, тело, руки и ноги татуированными рисунками. Из-за жаркого и влажного климата мужчины обычно носили только набедренную повязку, а женщины — короткую юбку. [10]

Как и у многих индейских народов, у читимача существовала система матрилинейного родства , при которой собственность и происхождение передавались по женской линии. Наследственные вожди-мужчины, правившие до начала 20 века, происходили по материнской линии и одобрялись старейшинами-женщинами. Дети считались принадлежащими к семье и клану матери и получали от нее свой статус. Как и другие индейские племена, читимача временами поглощали и аккультурировали другие народы. Кроме того, поскольку женщины Читимача имели отношения с европейскими торговцами в течение десятилетий более тесного взаимодействия, их дети смешанной расы считались принадлежащими к семье матери и были аккультурированы как Читимача.

Читимача были разделены на строгую классовую систему дворян и простолюдинов. У них было такое различие, что эти два класса говорили на разных диалектах. Смешанные браки между классами были запрещены. [10]

Предварительный контакт

[ редактировать ]
Родовая территория Читимачи

Индейцы читимача и их предки населяли район дельты реки Миссисипи на юге центральной Луизианы за тысячи лет до встречи с европейцами. В их устной истории говорится, что их территория была отмечена четырьмя выдающимися деревьями. Археологические данные свидетельствуют о том, что читимача и их предки жили в Луизиане около 6000 лет. До этого они, возможно, мигрировали в этот район с запада от реки Миссисипи .

Колониальный период до 20 века

[ редактировать ]
«Два индейца читимача», картина Франсуа Бернара, 1870 г.

По оценкам историков, на момент прибытия Колумба в Америку общая численность четырех групп Читимача составляла около 20 000 человек. Хотя читимача практически не имели прямых контактов с европейцами в течение еще двух столетий, они страдали евразийскими инфекционными заболеваниями, переданными от других туземцев, которые торговали с ними, такими как корь, оспа и брюшной тиф. Как и другие коренные американцы, читимача не имели иммунитета к этим новым болезням и страдали от эпидемий с высоким уровнем смертности .

К 1700 году, когда французы начали колонизировать долину реки Миссисипи , численность Читимача резко сократилась. По оценкам на то время: у чаваша было около 700 человек, у васа около 1400; Читимача около 4000; и Ягеничито около 3000. (Книффен и др. сообщили, что в 1700 году всего было 4000 человек; возможно, они знали только о тех, кто классифицировался только как Читимача.) [9]

Субплемена конфедерации Читимача на момент встречи с французскими исследователями и колонистами в начале 18 века занимали в общей сложности около 15 деревень. Французы описали деревни как самоуправляющиеся группы. Великий вождь представлял собой центральную управляющую власть всех подплемен, но они действовали весьма децентрализованно.

Между 1706 и 1718 годами Читимача вели долгую и ожесточенную войну с французами. Обладая превосходной огневой мощью, французы почти уничтожили восточную Читимачу. Тех, кто выжил, французские власти переселили подальше от Мексиканского залива и дальше на север вдоль реки Миссисипи, в район, где они живут сегодня. Болезни стали причиной большего количества смертей, чем войны, и в конечном итоге привели к драматическим социальным потрясениям и поражению людей. Употребление алкоголя также имело свои последствия, поскольку они были очень уязвимы к нему. К 1784 году общая численность племен упала до 180. В начале 1800-х годов небольшая группа была поглощена хума Луизианы .

В конце 18 века британцы депортировали акадцев (французских колонистов в Акадии ) из восточной Канады после победы над Францией в Семилетней войне и захвата их территорий в Северной Америке к востоку от реки Миссисипи. Некоторые акадские беженцы были переселены в Луизиану вдоль реки Миссисипи; их потомки стали известны как каджуны. [11] Они также оказали давление на население Читимачи, потому что захватили их землю.

В конце концов некоторые читимачи женились на академиках и постепенно приобщались к своей общине, включая обращение в католицизм . [11] Другие поглощали европейцев в общество Читимача. Дети смешанной расы, рожденные от женщин Читимача, считались принадлежащими к семьям своей матери и обычно воспитывались в рамках культуры коренных народов.

Читимача в середине 19 века подали в суд на Соединенные Штаты с требованием подтверждения права собственности на землю своего племени. Федеральное правительство издало постановление, определяющее территорию площадью 1062 акра в приходе Святой Марии как землю Читимача. [11]

Федеральная перепись 1900 года зафиксировала шесть семей Читимача общей численностью 55 человек, три из которых были отнесены к чистокровным. В 1910 году было зарегистрировано 69 Читимача; 19 из их детей учились в индейской школе Карлайл в Пенсильвании, где они жили на постоянной основе вместе с другими учениками коренных американцев из самых разных племен. [10] Индийские школы-интернаты считались средством ассимиляции детей с основной культурой Соединенных Штатов. Они препятствовали передаче родного языка, заставляя детей использовать английский в школе и забирая их из семей на длительные периоды времени.

В начале 20 века племя находилось под экономическим давлением, и иногда его члены были вынуждены продавать землю, потому что не могли позволить себе налоги. Сара Эйвери Макилхенни, местный благотворитель, чья семья владела и управляла фабрикой по производству табаско , [12] ответил на призыв о помощи женщин Читимача. Она купила их последние 260 акров земли на распродаже у шерифа в 1915 году; затем передал его племени. Они передали землю федеральному правительству (Министерству внутренних дел) в доверительное управление в качестве резервации для племени. Макилхенни также призвал федеральное признание читимача как племени. [11] которое Министерство внутренних дел предоставило в 1917 году.

Расположение резервации Читимача в Луизиане

Читимача были первым индейским племенем в Луизиане, получившим федеральное признание. Большинство коренных американцев юго-востока были насильственно переселены на территорию Индии или в Техас к западу от реки Миссисипи в 1830-х годах. [10] Племя получило некоторые аннуитеты и финансовые льготы в результате формального признания. Но численность населения продолжала сокращаться, и к 1930 году в Читимаче было зарегистрировано 51 человек. Между 1903 и 1919 годами члены племени смешанного африканского и индейского происхождения были исключены из племени Читимача в Луизиане, и с тех пор их потомкам было отказано в членстве в племени. [13]

генерала Дугласа Макартура Встреча с индейскими войсками в 1943 году, включая сержанта. Элвин Дж. Вилкан из Шарантона, штат Луизиана, один из примерно 70 выживших на тот момент Читимачи.

После этого минимума в начале 20-го века население увеличилось по мере выздоровления. Мужчины начали получать лучшую работу, работая на нефтяных месторождениях Луизианы бурильщиками и мастерами. В начале 21 века племя сообщило, что в нем зарегистрировано более 900 членов. По данным переписи 2000 года, в индейской резервации Читимача проживало 409 человек . Из них 285 человек были идентифицированы как имеющие исключительно индейское происхождение.

Бронирование находится по адресу 29 ° 53'02" с.ш. 91 ° 31'52" з.д.  /  29,88389 ° с.ш. 91,53111 ° з.д.  / 29,88389; -91,53111 в северной части общины Шарантон , в приходе Святой Марии на Байу-Тече. Это бассейн Атчафалая, богатое устье реки. Читимача — единственные коренные народы в штате, которые до сих пор контролируют некоторые из своих традиционных земель. [14] Как и многие индейские племена, Читимача взяли на себя образование своих детей и основали в резервации школу племени Читимача; его спонсирует Бюро по делам индейцев .

Совет Племени участвует в текущих переговорах с Соединенными Штатами о получении компенсации за экспроприацию земель в прошлом. На доходы, полученные от игрового казино, Читимача приобрела дополнительную землю, которая будет передана в доверительное управление для ее резервации, и теперь контролирует 1000 акров. В своей резервации оно основало казино, школу, рыбоперерабатывающий завод и музей племени. [10]

«Родные воды: Воспоминания Читимачи» (2011) — документальный фильм, снятый и продюсером Лаудуном для Общественного вещания Луизианы . Он выиграл премию Telly Award 2012. [3]

Язык читимача вымер после того, как в 1930-х годах умерли два последних носителя языка, Бенджамин Поль и Дельфина Дюклу. Но молодой лингвист Моррис Сводеш работал с Полем и Дюклу с 1930 года, записывая их язык и истории. [6] Он сделал обширные записи, пытаясь сохранить язык и его традиционные описания. Большинство современных Читимача говорят на каджунском французском и английском языках.

На доходы от игр племя организовало мероприятия по культурному возрождению: офис по сохранению исторического наследия, классы языкового погружения, племенной музей и проект по содействию возобновлению роста речного тростника на племенных землях для поддержки плетения традиционных корзин. [14] В начале 1990-х годов с племенем связалась библиотека Американского философского общества, которая сообщила, что хранит документы Сводеша и обнаружила обширные заметки по языку читимача, включая проект руководства по грамматике и словарь. Была набрана небольшая команда, чтобы попытаться быстро выучить язык и начать готовить материалы для его передачи, например сборник рассказов. В школе для детей открылись занятия по языковому погружению. [6]

В 2008 году племя заключило партнерское соглашение с Rosetta Stone для разработки программного обеспечения для документирования языка и предоставления учебных материалов. Каждому племенному домохозяйству была предоставлена ​​копия программного обеспечения, чтобы помочь семьям изучать язык и побудить детей говорить на нем дома. В рамках совместного проекта также создается полный словарь и справочник по грамматике языка для учащихся. [6]

Правительство

[ редактировать ]

Читимача восстановили свое правительство в соответствии с Законом о реорганизации Индии 1934 года , который считался президента Франклина Д. Рузвельта коренных американцев» «Новым курсом . Племя успешно сопротивлялось попыткам в 1950-х годах уничтожить их как племя в соответствии с федеральной политикой того времени, шаг, который положил бы конец их отношениям с федеральным правительством.

В 1971 году они приняли новую письменную конституцию. [10] У них есть избранное представительное правительство с двухлетним сроком полномочий пяти членов Совета Племени. Трое депутатов избираются от одномандатных округов , а два члена избираются в целом . [15]

Гражданство

[ редактировать ]

Как и все племена, признанные на федеральном уровне, читимача, приняв свою конституцию, установили свои собственные правила членства в племени. Согласно конституции, они требуют, чтобы члены имели определенный процент крови и могли документально подтвердить прямое происхождение от члена, внесенного в один из двух официальных списков:

  • Аннуитетная ведомость заработной платы за 1926 год, зарегистрированная Бюро по делам индейцев , или
  • Пересмотренный список переписи населения за июнь 1959 года, зарегистрированный в Агентстве индейцев чокто, Филадельфия, Миссисипи .

Кроме того, потенциальный член должен иметь возможность документально подтвердить наличие как минимум одной шестнадцатой (1/16) степени индийского происхождения Читимача (что эквивалентно одному прапрадеду и прадеду). [15] Дети одной шестнадцатой (1/16) степени или более индейской крови Читимача, родившиеся от любого зарегистрированного члена с 1971 года (когда племя приняло свою Конституцию), имеют право на членство. [15]

Баскетбольные изделия

[ редактировать ]

Среди своего искусства женщины Читимача плетут изысканные корзины из речного тростника . Обычно они используют три цвета: желтый, красный и черный. На протяжении веков и по сей день они плетут корзины на продажу, что является важной частью их экономики. [16] Одна мастерица корзин, преуспевшая в технике двойного плетения, Ада Томас , была удостоена звания стипендиата Национального наследия Национального фонда искусств в 1983 году. [17]


Известные люди Читимача

[ редактировать ]
  1. ^ Роберт А. Брайтман, 2004, «Читимача», В: Уильям Стертевант (редактор), Справочник североамериканских индейцев, Том 14: Юго-восток , стр. 642
  2. ^ Карл Уолдман, 2009, Энциклопедия индейских племен.
  3. ^ Jump up to: а б с д РОДНЫЕ ВОДЫ: ВСПОМИНАНИЯ ЧИТИМАЧА (30 января 2011 г.). Архивировано 17 октября 2016 г. в Wayback Machine , Американское общественное телевидение, Общественное вещание Луизианы; по состоянию на 20 сентября 2011 г.
  4. ^ «YouTube – Эпизод на языке читимача: В поисках нашего разговора 3» . youtube.com . Проверено 26 января 2010 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
  5. ^ «Пресс-релиз, Медиа-зал, Розеттский камень» . Архивировано из оригинала 20 октября 2017 г. Проверено 26 августа 2012 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д Хибер, Дэниел В. (27 июля 2015 г.). «Ренессанс на заливе: возрождение утраченного языка» . Разговор . Проверено 7 марта 2024 г.
  7. ^ Ларри Абрамсон (директор) (2 февраля 2010 г.). «Компания-разработчик программного обеспечения помогает возродить «спящий» язык» . Все учтено - NPR . Архивировано из оригинала 8 июля 2023 года . Проверено 26 августа 2012 г.
  8. ^ Хефлин, Джуди (август 2015 г.). «Успешное возрождение языка читимача» . Языковой журнал . Архивировано из оригинала 5 октября 2015 г. Проверено 03 октября 2015 г.
  9. ^ Jump up to: а б [1] Фред Б. Ниффен, Хирам Ф. Грегори и Джордж А. Стоукс, Исторические индейские племена Луизианы: с 1542 года до наших дней в Луизиане (1987), издательство Университета штата Луизиана, Kindle Edition; по состоянию на 20 сентября 2016 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Читимача» . www.dickshovel.com . Архивировано из оригинала 11 ноября 2023 г. Проверено 7 марта 2024 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д «Читимача» , веб-сайт побережья Каджун, по состоянию на 18 октября 2013 г.
  12. ^ «История» . cajuncoast.com . Архивировано из оригинала 7 марта 2024 года . Проверено 7 марта 2024 г.
  13. ^ Санрей, Седрик (12 сентября 2018 г.). «Племя Луизианы закрывают глаза на расизм?» . Новости ИКТ . Архивировано из оригинала 27 июля 2023 года . Проверено 7 марта 2024 г.
  14. ^ Jump up to: а б «Индейцы Луизианы в 21 веке» . www.louisianafolklife.org . Архивировано из оригинала 11 декабря 2023 года . Проверено 7 марта 2024 г.
  15. ^ Jump up to: а б с «Конституция и постановления племени Читимача в Луизиане». Архивировано 25 января 2022 г. в Wayback Machine , Индийская юридическая библиотека, по состоянию на 18 октября 2013 г.
  16. ^ Грегори, Хирам Ф. и Кларенс Х. Уэбб. (1975). «Корзины Читимача», Археология Луизианы 2: 23-38.
  17. ^ Конгдон, Кристин Г.; Hallmark, Кара Келли (2012). «Ада Томас». Американское народное искусство: региональный справочник . Том. I. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO . стр. 311–313. ISBN  978-0-313-34937-9 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дагган, Бетти Дж. 2000. «Возвращаясь к коллекциям музея Пибоди и возрождению корзин Читимача», Символы (весна): 18-22.
  • Грегори, Хирам Ф. 2006. «Аса: плетеные корзины из трости коасати», « Работа племенных рук: юго-восточные корзины из разделенных тростей», под редакцией Дайны Боукер Ли и Х. Ф. Грегори, стр. 115–134. Издательство Северо-Западного государственного университета, Натчиточес, Луизиана.
  • Грегори, Хирам Ф. и Кларенс Х. Уэбб. 1975. «Корзины Читимача», Археология Луизианы 2:23-38.
  • Гувер, Герберт Т. 1975. Народ читимача , серия об индейских племенах, Феникс, Аризона.
  • Ниффен, Фред Б., Хирам Ф. Грегори и Джордж А. Стоукс. 1987. Исторические индейские племена Луизианы с 1542 года по настоящее время , Издательство государственного университета Луизианы, Батон-Руж.
  • Ли, Дана Боукер. 2006 «Связывающие узы: традиции плетеных корзин из трости среди племен Читимача и Йена чокто», в книге «Работа племенных рук: Юго-восточная плетеная корзина из трости», под редакцией Дайны Боукер Ли и Х. Ф. Грегори, стр. 43–72. Натчиточес, Луизиана: Издательство Северо-Западного государственного университета
  • Уснер. 2015, Дэниел Х. Создание союзов с другими женщинами: работа индейцев Читимача на Новом Юге, University of Georgia Press
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9279cfbc7f717e0fe94c357f279354c6__1721026380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/c6/9279cfbc7f717e0fe94c357f279354c6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chitimacha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)