Генри Х. Сполдинг
Генри Х. Сполдинг | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 26 ноября 1803 г. |
Умер | 3 августа 1874 г. |
Супруг (а) | Элиза Харт (ум. 1851) Рэйчел Джейн Смит |
Церковь | пресвитерианский |
Генри Хармон Сполдинг (1803–1874) и его жена Элиза Харт Сполдинг (1807–1851) были выдающимися пресвитерианскими миссионерами и педагогами, работавшими в основном с народом не-персе США на Тихоокеанском северо-западе . Сполдинги и их коллеги-миссионеры были одними из первых американцев, которые путешествовали по западным равнинам, через Скалистые горы и в земли Тихоокеанского северо-запада со своими религиозными миссиями в штатах, которые впоследствии стали штатами Айдахо и Вашингтон . Их миссионерская группа из пяти человек, включая Маркуса Уитмена и его жену Нарциссу и Уильяма Х. Грея , объединилась с группой торговцев мехом, чтобы создать первый обоз по Орегонской тропе . [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Сполдинг родился в Бате, штат Нью-Йорк в 1803, либо в 1804 году. Он окончил Западный резервный колледж 1833 году и поступил в теологическую семинарию Лейна в 1837 году. в , либо основал Американский совет уполномоченных по иностранным миссиям (ABCFM) в качестве миссионера среди индейцев не-персе в Айдахо.

Элиза Харт родилась 11 августа 1807 года в семье Леви Харта и Марты Харт (они были двоюродными братьями и сестрами) в Кенсингтоне, штат Коннектикут . В 1820 году семья переехала в округ Онейда, штат Нью-Йорк . Ее познакомил с Генри общий знакомый, который сказал, что Генри «хотел переписываться с молодой леди». [ 2 ] Пара была друзьями по переписке около года, и отношения быстро углубились после того, как они встретились осенью 1831 года. Элиза была так же заинтересована в участии в миссионерской работе, как и Сполдинг. Они поженились 13 октября 1833 года в Гудзоне, штат Нью-Йорк .
Миссия на западе
[ редактировать ]Путешествие
[ редактировать ]Сполдинги искали миссионерскую станцию через Американский совет уполномоченных по иностранным миссиям и первоначально были направлены к осейджам в Миссури. Нарцисса Прентисс Уитмен знала Генри, так как они посещали одну и ту же церковь в Праттсбурге, штат Нью-Йорк , в 1820-х годах. Генри встретил Маркуса Уитмена в декабре 1835 года и в феврале 1836 года убедил его поехать вместо этого в страну Орегон . Помолившись об этом, Элиза согласилась. 29 февраля в Питтсбурге они сели на пароход «Арабиан», следующий в Цинциннати, штат Огайо , и прибыли через четыре дня, где ждали Уитменов. 22 марта все они сели на пароход «Юниус», направлявшийся в Сент-Луис . Пересесть на «Маджестик» в середине путешествия, чтобы не путешествовать в субботу, они прибыли 29 марта. Два дня спустя они сели на другой корабль до Либерти, штат Миссури , и путешествие заняло еще неделю.
В Либерти миссионерская группа ждала остальную часть своей группы, группу торговцев мехом, с которыми им предстояло путешествовать до континентального водораздела. После некоторых логистических сложностей 25 мая они присоединились к каравану Rocky Mountain Fur Company, возглавляемому горцами Милтоном Сублеттом и Томасом Фицпатриком . [ 3 ] У торговцев мехом было семь повозок, запряженных шестью мулами. Дополнительная тележка, запряженная двумя мулами, везла Сублетта, который годом ранее потерял ногу и ходил на «пробковой» ноге, сделанной другом. Объединенная группа прибыла на место встречи торговца мехом 6 июля. Элиза и Нарцисса были первыми американками европейского происхождения, совершившими это сухопутное путешествие.
В июле 1836 года, когда компания остановилась на месте встречи в горах Уинд-Ривер в Вайоминге , Сполдинг написал письмо своему коллеге-служителю и редактору газеты о путешествии на запад. Письмо, сохранившееся в стенограмме «Библиотеки исторических исходных документов западной торговли мехом», представляет собой один из самых ранних рассказов из первых рук о маршруте на запад и условиях, обнаруженных во время этого путешествия через североамериканский континент.
Тихоокеанский северо-запад
[ редактировать ]Покинув ассоциацию торговцев мехом, группа миссионеров продолжила свой путь на северо-запад Тихого океана. Они достигли Форт-Холла 3 августа и Форта Бойсе (недалеко от Колдуэлла, штат Айдахо ) 19 августа. Одиннадцать дней спустя они были в Форт-Уолла-Уолла , которым тогда управляла канадская компания Гудзонова залива . После путешествия вниз по реке Колумбия к форту Ванкувер за припасами они пошли по тропе в Лапвай недалеко от современного Льюистона, штат Айдахо . Семья Спалдингов наконец поселилась в своем новом доме 29 ноября 1836 года. Партия Уитмена продолжила создание миссии в Вайлатпу, штат Вашингтон.
Когда Сполдинги основали свою миссию среди не-персе, они также основали первый европейско-американский дом на территории нынешнего штата Айдахо. в 1839 году первого печатного станка Они также были ответственны за установку на этой территории . Спалдинг в целом преуспел во взаимодействии с не-персе, крестив нескольких их лидеров и обучая членов племени. Он разработал подходящую письменность для языка не-персе и перевел части Библии, включая всю книгу Матфея , для использования своей общиной.
Элиза Спалдинг очень нравилась народу не-персе, женщины которого часто следовали за ней по дому, желая увидеть, как «белая женщина» готовит, убирает, одевает и заботится о своих детях. Они быстро полюбили ее и уважали за ее храбрость и за ее попытки действовать в качестве буфера между не-персе и Генри, которого не всегда так любили. Он был непреклонен в отношении азартных игр, спиртных напитков и многоженства, упрекал многих людей и даже доходил до того, что избивал некоторых не-персе или заставлял их бить друг друга. Это привело к тому, что некоторые высмеивали и осуждали его. Генри был противоположностью Элизы в своих отношениях с не-персе; там, где она стремилась понять их, он стремился к тому, чтобы они поняли его. [ 4 ] Точно так же отношения с товарищами-миссионерами Сполдинга также были далеко не идеальными. На фоне критики со стороны Уитмена и других жителей региона Сполдинг был уволен Американским советом в 1842 году, хотя он никогда не оставлял свою миссию и не прекращал свою миссионерскую работу. Он был восстановлен в должности после проверки Советом.
Резня Уитмена
[ редактировать ]
29 ноября 1847 года Маркус и Нарцисса Уитмены и двенадцать эмигрантов мужского пола (десять взрослых мужчин и двое мальчиков 15 и 18 лет) из их миссии в Вайлатпу, штат Вашингтон, были убиты от рук нескольких Кайюс . Туземцы обвиняли их в распространении смертельных болезней, в том числе кори, поскольку в племени недавно произошла эпидемия, и несколько детей умерло. Дочь Сполдингов Элиза, которая жила в миссионерской школе Уитмена, избежала травм вместе с 45 другими женщинами и детьми. Маленькая Элиза работала переводчицей, так как она была единственной выжившей, знавшей Нез Персе. Два дня спустя по пути к Уитменам Сполдинг узнал об убийствах от католического священника Джона Баптиста Бруйе, который слышал о случившемся и отправился в миссию, чтобы помочь с похоронами. Он предупредил Спалдинга, что тот тоже может быть в опасности. Спалдинг взял у священника немного провизии и направился в форт Уолла-Уолла . [ 5 ] Спалдинг смог воссоединиться со своей семьей в Лапваи, штат Айдахо | где они нашли убежище у Уильяма Крейга и не-персе , которые держали партию Сполдинга как «заложников мира». Оттуда он написал епископу Фрэнсису Норберу Бланше с просьбой использовать свое влияние, чтобы предотвратить любые военные репрессии. [ 6 ]
После напряженных месяцев переговоров об освобождении выживших после резни, которых защищал какой-то дружелюбный Нез Персе, семья Сполдингов эвакуировалась по реке Колумбия в Орегон-Сити, штат Орегон . Сполдингов привезли в дом Элвина Т. Смита на территории нынешнего Форест-Гроув, штат Орегон . Они пробыли у Смитов несколько месяцев, пока ABCFM было уведомлено (через корабль). Достигнув безопасного места, Спалдинг уже не так стремился к миру. Его зять присоединился к карательной экспедиции, и Сполдинг пообещал от Американского совета 500 долларов на ее расходы. [ 7 ] Обеспокоенный продолжающимся насилием между коренными американцами и поселенцами в этом районе и вопреки желанию Сполдинга, ABCFM решил сделать прекращение миссии постоянным.
Он был очень расстроен, когда его письмо епископу Бланше стало достоянием общественности и в нем обвиняли Бланше. После дальнейшего размышления Сполдинг, который долгое время питал глубокие чувства против католиков, решил, что за резней стояли они. Когда журнал Oregon Spectator отказался ввязываться в религиозный спор, Сполдинг опубликовал свои взгляды в недолговечном журнале Oregon American and Evangelical Unionist . Питер Хардеман Бернетт ответил опровержением в августовском номере 1848 года. Отец Бруйе, который предупредил Сполдинга, рискуя собой, считал Сполдинга крайне неблагодарным. Отчет Бруйе был напечатан в New York Freeman's Journal . [ 8 ]
Сполдинги построили в этом районе небольшой дом, а Элиза стала первым преподавателем в Туалатинской академии , которая со временем переросла в Тихоокеанский университет . Генри много лет служил попечителем академии. В мае 1849 года они переехали в Браунсвилл, штат Орегон , в южной части долины Уилламетт , и основали усадьбу в современном Северном Браунсвилле. Сполдинг служил пастором Конгрегационалистской церкви. Он также был почтмейстером и комиссаром общеобразовательных школ Орегона с 1850 по 1855 год. Элиза умерла 7 января 1851 года. 15 мая 1853 года Генри женился на Рэйчел Смит, невестке миссионера из Орегона Джона Смита Гриффина . который приехал прошлой осенью.
В последние годы его работа зависела от спонсорской поддержки церкви и отношений с агентом по делам индейцев США . К своей огромной радости, он вернулся в Нез-Персе в сентябре 1859 года и в Лапвай в 1862 году. В конце 1860-х годов он вернулся в Браунсвилл. Во многих своих трудностях на миссионерской деятельности он винил Католическую церковь и федеральное правительство. Он настолько сильно относился к последнему, что в октябре 1870 года поехал на пароходе в Сан-Франциско, затем по новой трансконтинентальной железной дороге до Чикаго, а затем до места своего рождения — Нью-Йорка, Бостона и Вашингтона, округ Колумбия. В марте 1871 года он дал показания перед Сенатом США. Он не вернулся на Северо-Запад до сентября. В 1871 году он создал спонсируемую федеральным правительством индийскую школу в рамках Политики мира для индейцев, спонсируемую Улиссом С. Грантом . Под эгидой Пресвитерианского совета миссий Сполдинг также продолжал миссионерскую работу с местными племенами на территориях северо-запада Айдахо и северо-востока Вашингтона. Он умер в Лапвае, штат Айдахо, 3 августа 1874 года.

У Сполдингов было четверо детей: Элиза Сполдинг Уоррен, [ 9 ] Генри, Марта и Амелия Сполдинг Браун. Элиза и Генри были старшими; Амелия, младшая. Элиза Харт Спалдинг была похоронена в Браунсвилле в 1851 году. Более шестидесяти лет спустя ее останки были извлечены из земли для перезахоронения рядом с ее мужем в Лапваи, штат Айдахо.
Деревня Сполдинг, штат Айдахо , расположенная в округе Нез-Персе , была названа в честь Сполдинга, который научил индейцев не-персе, среди прочего, тому, как использовать ирригацию и выращивать картофель. [ 10 ]
Архивные коллекции
[ редактировать ]Пресвитерианское историческое общество в Филадельфии , штат Пенсильвания , имеет коллекцию из восьми оригинальных писем Генри и Элизы Сполдинг членам семьи.
Публичная библиотека Спокана касающихся также имеет большую коллекцию переписки, статей и стенограмм, его личной жизни и его карьеры миссионера.
Колледж Уитмена в Уолла-Уолла , штат Вашингтон , имеет большую коллекцию материалов, касающихся семьи Сполдингов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гастон, Джозеф, Столетняя история Орегона, 1811–1911 Том. 1, с. 255, Чикаго: Кларк, 1912.
- ^ Друри, Клиффорд Меррилл (1936). Генри Хармон Сполдинг: пионер Старого Орегона . Колдуэлл, Айдахо: Caxton Printers. п. 42.
- ^ Нунис, Дойс Б. младший, Милтон Г. Саблетт , представленные в «Ловцах Дальнего Запада» , Лерой Р. Хафен, редактор, 1972, компания Arthur H. Clark, переиздание University of Nebraska Press, октябрь 1983 г. ISBN 0-8032-7218-9
- ^ «Мать-основательница: Элиза Харт Сполдинг и миссия Сполдинга» . Женщины в истории Айдахо . Вордпресс. 2 мая 2011 года . Проверено 27 июля 2013 г.
- ^ Друри 1936 , с. 337.
- ^ Друри 1936 , с. 345.
- ^ Друри 1936 , с. 346.
- ^ Друри 1936 , с. 357.
- ^ «Утренний Орегониан. (Портленд, Орегон) 1861–1937, 26 июня 1919 года, страница 7, изображение 8 «Исторические газеты Орегона» .
- ^ Рис, Джон Э. (1918). Айдахо Хронология, номенклатура, библиография . Компания WB Conkey. п. 114 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Доусон, Дебора Линн. «Работа в винограднике моего Спасителя: миссия Элизы Харт Сполдинг». Диссертация, Государственный университет Боулинг-Грин, август 1988 г.
- Смит, Элвин Т. Оригинальные дневники в архиве Тихоокеанского университета
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1803 рождения
- 1874 смерти
- Выпускники Университета Кейс Вестерн Резерв
- Выпускники Лейнской духовной семинарии
- История округа Уолла Уолла, Вашингтон
- Американские пресвитерианские миссионеры
- Люди из Льюистона, Айдахо
- Жители округа Стьюбен, штат Нью-Йорк.
- Пресвитерианские миссионеры в США
- Жители Форест-Гроув, штат Орегон.
- Пионеры Орегона
- Почтмейстеры Орегона
- Люди из Лапвая, Айдахо
- Люди из Браунсвилля, штат Орегон