Шхуна
Шхуна ( / ˈ s k uː n ər / SKOO -nər ) [ 1 ] - это тип парусного судна, определяемый его вооружением: продольное оснащение всех двух или более мачт , а в случае двухмачтовой шхуны фок-мачта обычно короче грот-мачты. Распространенный вариант марсельной шхуны также имеет квадратный марсель на фок-мачте, к которому может быть добавлен топсель . Различные определения оставляют неясным, сделает ли добавление носового курса такое судно бригантиной . Многие шхуны имеют багровое вооружение , но другие примеры включают бермудское вооружение и стаксельную шхуну. [ 2 ] : 211 [ 3 ] : 26 [ 4 ] : 100 [ 5 ] : 48
Этимология
[ редактировать ]Название «шхуна» впервые появилось в восточной части Северной Америки в начале 1700-х годов. [ 6 ] Название может быть связано с шотландским словом, означающим «перепрыгивать через воду». [ 7 ] или пропускать камни. [ 8 ]
История
[ редактировать ]Происхождение судов со шхуной неясно, но есть убедительные свидетельства о них начала 17 века на картинах голландских художников-маринистов. Самая ранняя известная иллюстрация шхуны изображает яхту, принадлежавшую мэрам (голландский: burgemeesters) Амстердама, нарисованную голландским художником Рулом и датированную 1600 годом. Более поздние примеры показывают шхуны (голландский: schoeners) в Амстердаме в 1638 году и в Новом Амстердаме в 1627 году. Картины Ван де Вельде (1633–1707) и гравюра Яна Кипа с изображением Темзы в Ламбете, датированная 1697 годом, позволяют предположить, что к концу 17 века шхуна была распространена в Англии и Голландии. Royal Transport был примером большой шхуны британской постройки, спущенной на воду в 1695 году в Чатеме. [ 9 ] : 233 [ 4 ] : 13 [ 10 ]
Шхунное вооружение применялось на судах самого широкого назначения. На быстроходном корпусе хорошая способность двигаться против ветра была полезна для каперов, блокадников, невольничьих кораблей, небольших военно-морских судов и машин для стрижки опиума. Пакетботы (построенные для быстрой перевозки пассажиров и грузов) часто представляли собой шхуны. Фруктовые шхуны были известны своим быстрым переходом, доставляя скоропортящиеся грузы по таким маршрутам, как Азорские острова, в Великобританию. Некоторые лоцманские лодки приняли эту установку. Рыболовные суда, работавшие на Гранд-Бэнкс Ньюфаундленда, были шхунами и пользовались большим уважением как выдающиеся разработки такого типа. В торговом использовании простота управления в закрытых водах и меньшие требования к экипажу сделали шхуны обычным снаряжением, особенно в 19 веке. Некоторые шхуны работали на глубоководных морских маршрутах. В британских водах шхуны обычно имели грузовые корпуса, предназначенные для высадки на берег в пересыхающих гаванях (или даже для выгрузки высохшего на открытом пляже). Последнее из этих некогда распространенных ремесел прекратило торговлю к середине 20 века. Некоторые очень большие шхуны с пятью и более мачтами были построены в США примерно в 1880–1920 годах. В основном они перевозили навалочные грузы, такие как уголь и древесина. В яхтенном спорте в первые годы существования преобладали шхуны. Кубок Америки . В последнее время шхуны использовались в качестве учебных парусных судов.
Этот тип получил дальнейшее развитие в Британской Северной Америке примерно в 1713 году. [ 7 ] В 1700-х и 1800-х годах на территории нынешней Новой Англии и Атлантической Канады шхуны стали популярны для прибрежной торговли, требуя меньшего экипажа для своего размера по сравнению с традиционными в то время с квадратными буровыми установками, пересекающими океан. судами [ 11 ] быть быстрым и универсальным. [ 12 ] Трехмачтовые шхуны были представлены около 1800 года. [ 10 ]
Шхуны были популярны по обе стороны Атлантики в конце 1800-х – начале 1900-х годов. было построено 45 пятимачтовых и 10 шестимачтовых шхун К 1910 году в Бате, штат Мэн , и в городах залива Пенобскот . « Томас В. Лоусон» был единственной построенной семимачтовой шхуной.
Типы буровых установок
[ редактировать ]Эта буровая установка редко встречается на корпусе длиной менее 50 футов , а небольшие шхуны обычно двухмачтовые. были построены более крупные многомачтовые шхуны За два десятилетия, примерно с 1900 года, в Новой Англии и на Великих озерах с четырьмя, пятью, шестью и даже семью мачтами. [ 9 ] : 239–242 Шхуны традиционно имели багровое вооружение, и некоторые современные шхуны представляют собой копии знаменитых шхун прошлого, но современные суда, как правило, имеют бермудское вооружение (или иногда мусорное) . [ 13 ] Хотя шлюповое вооружение проще и дешевле, шхуну можно выбрать на лодке большего размера, чтобы уменьшить общую высоту мачты и сохранить размер каждого паруса до более удобного размера, что дает грот, с которым легче обращаться и зарифить. Проблема при планировании оснащения двухмачтовой шхуны заключается в том, как заполнить пространство между мачтами: например, можно установить (i) гафельный парус на фок-мачте (даже с бермудским гротом) или (ii) грот-стаксель. , часто с рыбацким марселем, чтобы заполнить пробел наверху при слабом ветре.
Различные типы шхун определяются конфигурацией их вооружения. Большинство из них имеют бушприт, хотя некоторые из них были построены без него в целях безопасности экипажа, например Adventure .
Были созданы следующие разновидности:
- Рыболовная шхуна Гранд-Бэнкса : включает гафельный марсель на главной мачте и рыбацкий стаксель ; зимой стеньги и верхние паруса снимаются. [ 14 ] Bluenose был одним из таких примеров.
- Шхуна с топселем / шхуна с квадратным марселем: включает квадратные марсели. [ 14 ] Версия с наклонными мачтами, известная своей большой скоростью, под названием Baltimore Clipper была популярна в начале 1800-х годов.
- Четырех- шестимачтовые шхуны: в этих конструкциях площадь парусов распределялась на множество меньших парусов, в то время как паруса поднимались вручную, хотя использовалась механическая помощь, поскольку корабли, паруса и багры становились слишком большими и тяжелыми, чтобы их можно было поднять вручную. Они использовались для прибрежной торговли на атлантическом побережье Северной Америки, в Вест-Индии, Южной Америке и в некоторых трансатлантических плаваниях. [ 14 ]
- Крачная шхуна: трехмачтовая шхуна, очень популярная между 1880 и 1920 годами. [ 14 ] Wawona , самый крупный из построенных кораблей этого типа, плавал по западному побережью США с 1897 по 1947 год.
Использование
[ редактировать ]Шхуны строились в основном для перевозки грузов, пассажиров и рыбалки.
Норвежская полярная шхуна «Фрам» использовалась Фритьофом Нансеном и Руалем Амундсеном в исследованиях полюсов.
Bluenose была одновременно успешной рыбацкой лодкой и гонщиком. «Америка» , эпоним Кубка Америки , была одной из немногих шхун, когда-либо предназначенных для гонок. В этой гонке долгое время доминировали шхуны. Трехмачтовая шхуна Atlantic установила рекорд трансатлантического плавания для однокорпусного судна в гонке на Кубок Кайзера 1905 года . Рекорд оставался непобитым почти 100 лет. [ 15 ]
Галерея
[ редактировать ]Планы парусов
[ редактировать ]-
Двухмачтовая шхуна с багром
-
Топсельная шхуна
Примеры
[ редактировать ]-
Топсельная шхуна, Шенандоа
-
Четырехмачтовое судно « Маргарет Тодд».
-
Стаксель-шхуна Rich Harvest
-
Аландские острова , финская марка с изображением шхуны «Ингрид» 1988 года выпуска.
-
Марка Фарерских островов с изображением шхуны Санна.
-
Блюнос (победитель) против Гертруды Л. Тебо , Международный рыболовный трофей, 1938, финальная гонка
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рослин Флаэрти (2 августа 2021 г.). «Мне никогда не было страшно»: пассажир на борту исторической шхуны снимает видео, как она затонула в реке Мэн . НОВОСТНОЙ ЦЕНТР Мэн. Событие происходит в 00:25 . Проверено 4 февраля 2024 г. - через YouTube .
- ^ Палмер, Джозеф (1975). Словарь военно-морских терминов Джейн . Лондон: Macdonald and Jane's Limited. ISBN 0-356-08258-Х .
- ^ Канлифф, Том (2016). Рука, риф и управление: традиционные навыки управления классическими лодками (второе изд.). Адлард Коулз. ISBN 978-1472925220 .
- ^ Перейти обратно: а б МакГрегор, Дэвид Р. (1982). Шхуны за четыре столетия . Argus Books Ltd. Хемел Хемпстед: ISBN 0-85242-774-3 .
- ^ МакГрегор, Дэвид Р. (1997). Шхуна, ее проектирование и развитие с 1600 года по настоящее время . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-020-5 .
- ^ «шхуна» . Словарь.com . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Валленфельдт, Джефф. «Шхуна» . Британская энциклопедия . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ «шхуна» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кожа, Джон (1970). Гафф Риг . Лондон: Адлард Коулз Лимитед. ISBN 0-229-97489-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Марквардт, Карл Хайнц (2013). Глобальная шхуна: зарождение, развитие, проектирование и постройка 1695–1845 гг . Конвей Мэритайм. стр. 7–13. ISBN 9780851779300 . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .
- ^ «Что в буровой установке – Шхуна» . Американская ассоциация парусного спорта . 9 декабря 2015 года . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Изображения шхуны с мусорным вооружением -
- ^ Перейти обратно: а б с д «Снаряжение парусного корабля» . Морской музей Атлантики . Музей Новой Шотландии. 14 февраля 2013 года . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Рэмси, Нэнси (2 июня 2005 г.). «ЯХТНЫЕ ГОНКИ; Шхуна побивает столетний рекорд пересечения Атлантики» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 апреля 2010 г.