Охагуро
Охагуро ( お歯黒 , букв. « черные зубы » ) — название, данное в Японии обычаю чернить зубы раствором железных опилок и уксуса. Он был особенно популярен в периоды Хэйан и Эдо , начиная с 10 века. [1] [2] до конца 19 века, но открытие страны для западных обычаев в период Мэйдзи привело к ее постепенному исчезновению. Эту традицию практиковали в основном замужние женщины и некоторые мужчины, почти всегда представители аристократии и самураев . Помимо предпочтения японским обществом черных зубов, он также считался полезным для здоровья, поскольку предотвращал кариес, действуя как герметик для зубов . [3] Практика окрашивания зубов в черный цвет также была известной и широко распространенной практикой в Юго-Восточном Китае и Юго-Восточной Азии , хотя и по другим рецептам.
Этимология
[ редактировать ]Слово охагуро состоит из почетного префикса о- ( お ) , термина ха ( 歯 , «зуб») и термина куро ( 黒 , «черный») . [4] Из-за фонологического процесса, называемого рэндаку , буква «к» в голосе куро превращается в звук «г», а составной термин произносится как охагуро , а не *охакуро . [5]
Термин охагуро возник среди женщин из высшего сословия в ранний период Эдо как часть нёбо котоба , или «женского языка», как переход от гораздо более старого термина хагуроме ( 歯黒め , «чернение зубов») . [4] Охагуро обычно пишется お歯黒 , но есть альтернативное написание 鉄漿 , где кандзи буквально означает «железный сок». [6] ссылаясь на жидкость, используемую в процессе. Это альтернативное написание также имеет отдельное произношение, тэссё . Синонимы включают фушимидзу ( вода Гобайко , « ореховая вода», так называемая из-за дубильных веществ, извлеченных из галлов для использования в этой смеси) , канэцукэ (). Надевание железа , буквально «металл + надевание») , цукеганэ ( надевание очков , буквально «надевание + металл») и хагуромэ ( чернение зубов , «чернение зубов») . [4] [7]
Происхождение и значение
[ редактировать ]Охагуро существовал в Японии в той или иной форме на протяжении сотен лет и большую часть этого времени считался символом красоты. Предметы глубокого черного цвета, например, покрытые глянцевым черным лаком, считались очень красивыми, и при окраске кимоно использовалось множество оттенков черного , причем разные оттенки имели разное значение.
Причины изобретения охагуро до сих пор неясны: [1] был предложен простой уход за зубами, а также проведено различие между людьми и демонами, изображенными с большими белыми клыками, [8] так же, как и в других культурах Юго-Восточной Азии; тот факт, что зубы — единственная видимая часть скелета, что связывает их со смертью и делает их табу ; [9] или японские и другие дальневосточные культуры, предпочитающие скрывать публичное проявление чувств с помощью сочетания осирои (белого макияжа), полного выщипывания бровей и их перекраски – практика, известная как хикимаю ( 引眉 , хикимаю ) – и окрашивание зубов, создающее вид маски. [10] [а] Нынешний японский женский обычай прикрывать рот при улыбке в большей или меньшей степени вытекает из этого соображения, а также из предпочтения до XIX века чернозубых, а не белых ртов. [11]
У самураев его происхождение связано с идеей верности, выраженной черным цветом. [б] Когда самурай красил зубы в черный цвет, это отражало его решение не служить другому лорду до конца своей жизни. [12] и со времен сиккенов или регентов сёгуна дворяне применяли его с таким же уважением к лояльности. [6]
История
[ редактировать ]Первые письменные упоминания охагуро в Японии появляются в «Повести о Гэндзи» XI века. [13] и в рассказе Муси Мэдзуру Химегими , на английском языке «Леди, которая любила насекомых », XII века, включенном в « Цуцуми Тюнагон Моногатари» . В повести эксцентричное поведение главной героини считается менее предосудительным, чем ее отталкивающая естественная внешность, а девушка описывает свои совершенно невыщипанные брови как «волосатые гусеницы», а неокрашенные зубы как «гусениц без кожи». [14] в то время как капитана гвардии, который проявляет к ней влечение, отталкивает отсутствие у нее макияжа и, прежде всего, ее зубы, которые «ужасно блестели, когда она улыбалась». [14]
Традиция впервые появилась среди мужчин и женщин аристократии периода Хэйан между 9 и 11 веками. [2] [15] за которым вскоре последовали женщины всех социальных слоев. [7] Это началось как обряд зрелости среди девочек-подростков, который к концу этого периода распространился и на дворян. [16] В более поздний период Камакура , когда аристократы, например, принадлежащие к клану Тайра , другие самураи, [16] и почти все дворяне, достигнув совершеннолетия, красили зубы. [17] В частности, у самураев и представителей знати этих периодов было принято впервые красить зубы после прохождения генпуку или церемонии инициации, в возрасте пятнадцати или шестнадцати лет. [18] Так же делалось и при дворе императорской семьи до конца периода Эдо . [6] Хотя его конкретное использование элитами вскоре было разбавлено и стало считаться приемлемым среди женщин-простолюдинок, [19] особенно среди замужних женщин и гейш , это была запрещенная практика для маргиналов или буракуминов , бродяг и беднейших из бедных. [10]
В Муромати период охагуро было распространено среди взрослых, хотя даже до наступления периода Сэнгоку оно чаще совершалось среди знати как знак перехода в половую зрелость и делалось над мальчиками. [20] и особенно девушки, вступающие в этот этап, [10] примерно в 13 лет. [7] При заключении браков тем родственникам невесты, которые помогали ей в этом процессе и знакомили ее с другими, давали имя канеоя ( 鉄漿親 ) или канэцуке-оя , буквально «крестная мать» канэцукэ (чернение зубов). . [21]
На протяжении этих конвульсивных столетий, когда появилось множество даймё, враждовавших друг с другом и приведших к войнам периода Сэнгоку, самураи отбирали головы своих врагов и собирали их в качестве трофеев после битв, чтобы повысить свою репутацию в мире. глаза их даймё . [22] Головы были идентифицированы и во многих случаях после обезглавливания получали охагуро , чтобы увеличить славу бойца в победе над известным врагом. В « Оан Моногатари» , на английском языке «История Оана» , дочь слуги Исиды Мицунари рассказывает об этом процессе после того, как выжила в битве при Сэкигахаре в 1600 году:
Наши союзники сложили добытые ими отрубленные головы в этой части замка. Мы поместили этикетку на каждую из голов, чтобы можно было правильно их идентифицировать, а затем неоднократно покрасили им зубы в черный цвет. Почему мы это сделали? В давние времена почерневшие зубы считались символом выдающегося человека. Поэтому нас попросили нанести обильный слой охагуро на любую голову с белыми зубами.
— Эйко Икегами [23]
К концу этого периода мужчины, занимавшиеся этой практикой, стали меньшинством. [17]
В период Эдо зубы чернели только мужчины, входившие в состав императорской семьи и аристократии. Из-за сильного запаха и усилий, необходимых для этого процесса, [24] Помимо того, что у молодых женщин создалось впечатление, что они выглядят старше, охагуро исполняли только над женщинами, выходившими замуж или помолвленными, [16] проститутки, [с] и гейша. Есть также упоминания охагуро в сказках, таких как «Гон, Маленький Лисенок » Ниими Нанкичи . [25]
В 1870 году правительство запретило практику охагуро для мужчин. [26] и традиция постепенно устарела, особенно с 1873 года среди замужних и дворянок, когда императрица Сёкэн решила появиться на публике с белыми зубами. [24] До последних лет периода Мэйдзи охагуро все еще было популярным обычаем среди среднего и низшего класса. [16] но, начиная с периода Тайсё, оно практически исчезло, за исключением пожилых женщин в сельской местности. [16]
В настоящее время единственные места, где охагуро, можно увидеть — это некоторые японские фестивали , в старинных фильмах, в кабуки , [27] а в некоторых ханамати (районах гейш), где у некоторых учениц гейш чернеют зубы на последнем этапе ученичества, эрикаэ , перед получением статуса гейши. [27] [28] Нанесение охагуро и прическа, известная как сакко , традиционно характерные для японских молодоженов, являются символом их «брака» с искусством, которым они занимаются. [29]
Социальное внимание и роль
[ редактировать ]После окончания японской политики самоизоляции в 1860-х годах большое количество жителей Запада, посетивших Японию, в том числе Энгельберт Кемпфер , Филипп Франц фон Зибольд и Резерфорд Олкок , посетившие Японию периода Эдо, описали охагуро как «отвратительный японский обычай, который изуродовали своих женщин», [30] [31] которую, на самом деле, многие из них считали очень красивой, пока они не улыбнулись. [30] [32] [33] Олкок предположил, что его целью будет целомудрие, намеренно делая женщин непривлекательными. [30] что предотвратило бы потенциальные внебрачные связи [34] и его взгляд на этот обычай почти не изменился за время его трехлетнего пребывания в Японии: [д]
Обновив черный лак на зубах и выщипнув все до последнего волоска с бровей, японские замужние женщины смогут утвердить свое беспрецедентное превосходство в искусственном уродстве над остальными представителями своего пола. Изуродованные таким образом уста их подобны открытым гробницам [...]
— Резерфорд Алкок [35]
Японский социолог Кёдзи Ватанабэ не согласен с этой теорией. Учитывая, что японским девушкам предоставлялась высокая степень социальной и сексуальной свободы до момента получения охагуро , когда они принимали на себя ответственность жены и матери, Ватанабэ утверждает, что это был социальный ритуал, посредством которого и общество, и молодая женщина утверждали решимость повзрослевшей женщины. [31]
Краситель
[ редактировать ]Основным ингредиентом был темно-коричневый раствор ацетата железа, называемый канемидзу ( 鉄奨水 , букв. « вода из железного сока » ) , получаемый путем растворения железных опилок в уксусе. [24] Когда раствор был объединен с растительными танинами из таких источников, как порошкообразные галлы китайского сумах растения ( фуши ). [24] или чай, он чернел и переставал растворяться в воде — тот же метод, которым железо-галловые чернила производят . Покрытие зубов этой жидкостью предотвратило разрушение зубов и эмали. [3] Говорят также, что он почти мгновенно облегчает боль при стоматологических заболеваниях. [2] Краска быстро выцветала, и ее приходилось наносить один раз в день или раз в несколько дней, чтобы темный оттенок оставался равномерным. [24]
Среди иностранцев, знавших об этом обычае, распространился неопровержимый слух, что в состав ингредиентов входит также моча. [36] Алджернон Фримен-Митфорд записал в своих «Сказках о древней Японии» рецепт, который, как он утверждал, был описан ему уважаемым аптекарем из Эдо :
Возьмите три литра воды и, нагрев ее, добавьте полстакана вина (саке). Положите в эту смесь некоторое количество раскаленного железа; дайте постоять пять-шесть дней, после чего на поверхности смеси останется остаток, который затем следует перелить в небольшую чайную чашку и поставить ее у огня. Когда станет жарко, следует добавить желчный порошок и железные опилки и снова нагреть смесь. Затем жидкостью красят зубы с помощью мягкой кисточки с добавлением железа и желчного порошка, и после нескольких применений желаемый цвет будет получен.
— Алджернон Фриман-Митфорд [37]
В постановках театра кабуки актеры красили зубы в черный цвет всякий раз, когда играли замужних женщин, куртизанок и некоторых дворян, [38] для чего традиционно использовали смесь коричневого сахара и сосновой смолы. [39] Смесь, используемая в кабуки, получила название хаягане . [38] а в более сложные составы могут входить воск, сосновая смола, углеродная сажа , красный пигмент, рисовый мед и ламповое масло, размягченные в пламени. [38]
Приложение
[ редактировать ]Для обработки, консервации и нанесения красителя использовались различные емкости и инструменты. Среди них был мимидарай , большая чаша с ручками, на которую помещали ватасигане , тонкий поднос для хранения элементов, с помощью которых наносилась краска. [24] [40] Набор более мелких предметов хранился внутри большого футляра: хагуро-бако , в котором хранился фуси-бако, или маленькая коробочка для желчного порошка; хагуро -цуги , с помощью которого красили; и угай-тяван , небольшая фарфоровая миска для полоскания горла после процедуры. [41]
При каждом повторении процедуры зубы тщательно натирали кожурой граната, чтобы образовалась клейкая поверхность для красителя. [24] По мнению Фримена-Митфорда, краситель следует наносить максимум раз в два дня, поскольку даже после первого дня без нового покрытия зубы теряли лаковый блеск и кусочки серого смешивались с теми, которые сохраняли желаемый черный цвет, в результате чего в отталкивающем виде. [2]
Суеверия, легенды и народные выражения
[ редактировать ]- В период Мэйдзи распространилась городская легенда о том, что каменноугольная смола, использованная в качестве изоляции в начале прокладки электропроводки по японским городам, на самом деле частично состояла из крови девственниц. Эта идея стала ассоциироваться с жителями Запада, которые изначально были отвечает за монтаж проводов. [42] Чтобы избежать нападения и кровопролития, многие молодые женщины решали изменить свою внешность, чтобы походить на замужних женщин: красили зубы в черный цвет, красили брови, носили простое кимоно и укладывали волосы в стиле марумаге . [43]
- В книге Ямады Норио «Тохоку Кайдан но Таби» , в англ. «Путешествие по историям о привидениях Тохоку» , есть история о префектуре Фукусима, называемая охагуро беттари ( おじくろ беттари , букв. « полный почерневших зубов » ) . [44] Речь идет о ёкай , точнее, о типе ноппера-бо , одетой и накрашенной в старом японском женском стиле, но на ее накрашенном лице виден только большой рот, полный черных зубов. [44]
- Легенда с острова Химэсима рассказывает, что, когда Химегами ( 姫神 , Божественная принцесса) бежала от принца Цунуги Арасито из конфедерации Гая , она на мгновение остановилась в своем путешествии, чтобы применить охагуро . Когда она затем захотела прополоскать рот, она не нашла поблизости воды, поэтому хлопнула в ладоши, и вода начала хлынуть из-под земли. Именно поэтому источник Хёшимидзу в храме Химэкосо также называют охагуро мидзу (« вода охагуро »). [45]
- Главным кварталом красных фонарей в стране в период с 17 века до запрета проституции в Японии в 1958 году был Ёсивара в Эдо . Район со всех четырех сторон был окружен небольшим рвом с водой, получившим название Охагуро-добу , буквально «Канал Черного Зуба», из-за обилия проституток с крашеными зубами. [46]
Другие части Восточной Азии
[ редактировать ]В Китае на протяжении всей истории был известен обычай чернения зубов, хотя он не практиковался во владениях Среднего царства, как и большинство его этнических групп. [6] Еще в «Шань Хай Цзин» IV века до нашей эры появляется описание «чернозубой страны» или Хэй-чи-го ( 黒歯国 ), которое у некоторых ассоциируется с самой Японией. [3] и большинство других - с территорией Юго-Восточной Азии из-за ее обширности в регионе и большей древности. [10] [6]
В более современное время почернение зубов можно наблюдать среди многих групп меньшинств в Юго-Восточной Азии. [47] [48] Это встречается преимущественно среди пожилых женщин, хотя такая практика все еще существует среди некоторых молодых девушек. Иногда искусственные зубы использовались для получения черных зубов. [3] хотя за пределами Японии также очень распространено достижение этого результата путем постоянного жевания ореха бетеля . [47] что дает темно-красный оттенок вместо черного, [49] помимо всевозможных растений, собранных в основном в джунглях. [47]
Практика окрашивания зубов была очень древней во Вьетнаме , где это считалось демонстрацией зрелости и готовности к браку после полового созревания. [10] Это также была демонстрация цивилизации, так как существовало мнение, что белые зубы принадлежат животным, дикарям и злым духам. [10] особенно из-за наличия у всех крупных выступающих клыков. [47] Этническое большинство во Вьетнаме, кинь , практиковало этот обычай, как и различные меньшинства. Мужчины си ла красили зубы в красный цвет, а женщины – в черный. [10] Эти традиции приходили в упадок в XX веке, десятилетие за десятилетием с каждым новым поколением. [49] хотя в колониальных медицинских отчетах 1930-х годов говорилось, что у 80 процентов тонкинских фермеров были потемневшие зубы. [49]
К народам, которые практиковали ту или иную форму чернения зубов за пределами Японии, относятся:
- В Китае, в Юньнань провинции , особенно в префектуре Сишуанбаньна , этнические группы: цзино , [50] Бланг , [51] Ну давай же , [52] Йи и Лису . [47]
- Во Вьетнаме Си ла , [10] кинь , тхо , нунг , маа , мнонг и раде . Этнические группы [47]
- В Лаосе — этническая группа кхму . [47]
- В Таиланде Лаху , [10] акха и лису . Этнические группы [47]
- В Малайзии - малайцы , как в полуостровной Малайзии , так и на Борнео , и якуны . [47]
- В Индонезии — Дусун , Даяк , Каро , Коди , Альфур , Кеданг , Нгада и Батак . [47]
- На Филиппинах - иснаг , аэта , биколано , мангьян , мансака , мандая , манобо , якан , ачиненсе , минангкабау , иватан , таусуг , канканай , игорот , гадданг , илонготе , макассар , ифуга , яванцы багобо сонданцы и , . [47]
- В Тихом океане — острова Палау , Яп и Марианские острова . [53] [48] [10]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Существует еще одна гипотеза, также связанная с тем самым белым макияжем, покрывавшим все лицо, которая гласит, что такая тональность подчеркивала привычный желтоватый цвет зубов. С охагуро этой проблемы можно было бы избежать, «спрятав» и замаскировав зубы в темноте рта. [ нужна ссылка ]
- ↑ Фриман-Митфорд упоминает предполагаемое происхождение использования мужчинами, когда садайдзин 12 века начал вести себя по-женски из-за своего желания казаться более женственным. оно распространилось через двор, а оттуда к последователям клана Ходзё , лидерами которого были сиккен сёгуната Камакура. В конце концов, в знак лояльности
- ^ Также среди мужчин, занимавшихся проституцией, были кагэма или яро , перенявшие обычаи и манеры женщин того времени.
- ↑ Другие жители Запада не были столь суровы в своих оценках, а некоторые даже упоминают, что привыкли к этому обычаю и могли наблюдать без отвращения, но среди свидетельств ни один не выражает одобрения этому обычаю.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Де Гарис, Фредерик; Сакаи, Ацухару (2013). Мы японцы . Рутледж. п. 33. ISBN 978-1136183676 .
- ^ Jump up to: а б с д Фриман-Митфорд, Алджернон (2010) [1871]. Сказки старой Японии . Издательство Digireads.com. п. 203. ИСБН 9781420937527 . Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 года.
- ^ Jump up to: а б с д Льюис, Артур Х. (2003). «12». Медицинская ботаника: растения, влияющие на здоровье человека . Джон Уайли и сыновья. п. 448. ИСБН 0471628824 .
- ^ Jump up to: а б с 1988 , ( Кокуго Дай Дзитен, исправленное издание на японском языке), Токио : Сёгакукан
- ^ Рейн, Йоханнес Юстус (1995) [1889]. Промышленность Японии: вместе с отчетом о ее сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, искусстве и торговле . Керзон Пресс. п. 181. ИСБН 0700703519 .
- ^ Jump up to: а б с д и Вагацума, 1967, стр. 436.
- ^ Jump up to: а б с Нуссбаум, Луи-Фредерик (2002) [1996]. Японская энциклопедия . Издательство Гарвардского университета . стр. 152–153. ISBN 0674017536 .
- ^ Крамер, Эрик Марк (2003). «Обзор японской косметики и история японской красоты до периода Эдо» . Возникающая монокультура: ассимиляция и «образцовое меньшинство» . Издательская группа Гринвуд. п. 53. ИСБН 0275973123 .
- ^ Стивенсон, Джон (1995). Женщины Ёситоши: серия гравюр на дереве Фудзоку Сандзюнисо . Вашингтонский университет Press. п. 26. ISBN 0295974311 .
Зубы, кусающие ткань, почернели краской охагуро, изготовленной из железных опилок. Почерневшие зубы считались привлекательными, возможно, потому, что зубы — это видимая часть скелета, которая считалась символом смерти...
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж ДеМелло, Марго (2012). «Рисование зубов» . Лица по всему миру: Культурная энциклопедия человеческого лица . АВС-КЛИО. стр. 288–289. ISBN 978-1598846171 .
- ^ Ван Стинберг, Дэниел; Розенберг, Мел (1996). Неприятный запах изо рта: междисциплинарный подход . Издательство Левенского университета . п. 226. ИСБН 9061867797 .
- ^ Гейсбергер, Марк (2010). «Глава 1: Введение в концепции эстетической стоматологии» . Эстетическая стоматология в клинической практике . Издательство Блэквелл. п. 5. ISBN 978-1118694930 .
- ^ Сикибу, Мурасаки (2001). «6». Сказка о Гэндзи . Пингвинская классика. п. 130. ИСБН 0-14-243714-Х .
Поскольку бабушка девочки была очень консервативной женщиной, она не выщипывала брови и не красила зубы в черный цвет....
- ^ Jump up to: а б Моррис, Иван (2013) [1964]. Мир сияющего принца: придворная жизнь в древней Японии . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0345803917 .
- ^ Вагацума, 1967, стр. 408-409.
- ^ Jump up to: а б с д и Асикари, Микико (2003). «Память о женских белых лицах: японскость и идеальный образ женщины» . Японский форум . 15 (1): 76–77. дои : 10.1080/0955580032000077739 . ISSN 0955-5803 . S2CID 144510689 . Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 года.
- ^ Jump up to: а б Фукагава, Масахико. «Цвет зубов как культурная форма» . Проверено 7 декабря 2014 г.
- ^ Бломберг, Каталина (2013). Сердце воина: истоки и религиозные предпосылки самурайской системы в феодальной Японии . Рутледж. ISBN 978-1134240333 .
- ^ Вагацума, 1967, стр. 438.
- ^ Вагацума, 1967, стр. 409.
- ^ Сугияма Лебра, Такие (1984). Японские женщины: ограничения и удовлетворение . Издательство Гавайского университета. п. 109. ИСБН 0824810252 .
- ^ Томас, Луи; Ито, Томми (2008). «Глава 5: Самураи на войне» . Самурай: Кодекс воина . Стерлинг Паблишинг Компани, Инк. 181. ИСБН 978-1402763120 .
- ^ Икегами, Эйко (1995). «Раннесредневековая война» . Укрощение самураев: почетный индивидуализм и создание современной Японии . Издательство Гарвардского университета. стр. 100–102. ISBN 0674868080 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Коллия-Сузуки, Джина. «Красивые почерневшие улыбки» . Архивировано из оригинала 13 мая 2013 года.
- ^ «Одинокий Лис (Бывшая часть)» . 1 ноября 2014 г.
[...] лиса увидела, как жена фермера наносила на зубы черную краску.
- ^ Чемберлен, Бэзил Холл (2014) [1890]. Вещи по-японски: заметки на различные темы, связанные с Японией, для путешественников и других людей . Издательство Кембриджского университета . п. 45. ИСБН 9781108073851 .
- ^ Jump up to: а б Бакли, Сандра (2006). «Косметика» . Энциклопедия современной японской культуры . Рутледж. п. 90. ИСБН 1134763530 .
- ^ Фостер, Джон Пол. «Прощай и здравствуй, гейша Мамехана из Гион Кобу» . johnpaulfoster.com . Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 года.
Кроме того, Мамехана — единственная Майко, которую я сфотографировал во время сакко , которая не чернила зубы охагуро . [...] Например, майко, которых я знал лучше всего до Мамеханы, Юкако и Макико, обе рассказали мне, как они гордились тем, что носили охагуро во время сакко , [...]
- ^ Ямагучи, Шерри. «Сущность Киото» . NHK.or.jp. Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 года.
- ^ Jump up to: а б с Маколей, Джеймс (1868). «Жизнь в Японии» . Час досуга; Иллюстрированный журнал для домашнего чтения . 17 . Лондон: 262. hdl : 2027/nyp.33433081682993 . ОСЛК 1604220 .
- ^ Jump up to: а б Кёдзи Ватанабэ, «Юкиси Ёно Омокаге», ISBN 4582765521, опубликовано Heibonsha.
- ^ Леуп, Гэри П. (2003). «Восхищение японскими женщинами» . Межрасовая близость в Японии: западные мужчины и японские женщины, 1543–1900 гг . А&С Черный. п. 132. ИСБН 0826460747 .
Жители Запада продолжали сокрушаться по поводу традиционной практики чернения зубов и выщипывания бровей; это значительно снизило привлекательность японских женщин.
- ^ Мейсон Сатоу, Эрнест (2007). «XVI Первый визит в Одзаку». Дипломат в Японии: внутренняя история критических лет в эволюции Японии, когда были открыты порты и восстановлена монархия . Stone Bridge Press, Inc. с. 200. ИСБН 978-0893469610 .
- ^ Алкок, 1863, 193.
- ^ Алкок, 1863, с. 192
- ^ Гилл, Робин Д. (2004). Перевернутый 1585 год . Параверс Пресс. п. 157. ИСБН 9780974261812 .
- ^ Фриман-Митфорд, 1871, с. 203
- ^ Jump up to: а б с Лейтер, Сэмюэл Л. (1999). «Глоссарий» . Искусство Кабуки: пять знаменитых пьес . Курьерская компания. п. 275. ИСБН 0486408728 .
- ^ Скотт, Адольф Кларенс (1955). «Техника актера» . Японский театр Кабуки . Курьерская компания. п. 126. ИСБН 9780486406459 .
- ^ «Чернение зубов (Канецкэ), №3 из серии «Двенадцать брачных ритуалов» (Конрей дзюни-сики») .
- ^ Коидзуми, Кадзуко (1986). Традиционная японская мебель: полное руководство . Коданша Интернэшнл. п. 129. ИСБН 9780870117220 .
- ^ Фигал, Джеральд А. (1999). «Бакумацу Бакемоно» . Цивилизация и монстры: духи современности в Японии эпохи Мэйдзи . Издательство Университета Дьюка . п. 34. ISBN 0822324180 .
- ^ «Городские легенды Японии периода Мэйдзи» . Pinktentacle.com . Линии электропередачи изолированы кровью девственниц.
- ^ Jump up to: а б Мейер, Мэтью (2013). «Охагуро-беттари» . Ночной парад ста демонов: путеводитель по японским ёкай .
- ^ «Хёси-мидзу Хёшимидзу Весна» . nippon-kichi.jp , 31 января 2007 г.
- ^ Цибривский, Роман Адриан (2011). «Ёсивара» . Исторический словарь Токио (2-е, исправленное изд.). Плимут: Scarecrow Press. п. 274. ИСБН 978-0810874893 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Зумбройх, Томас Дж. «Этноботаника почернения зубов в Юго-Восточной Азии» . ethnobotanyjournal.org . Архивировано из оригинала 11 декабря 2014 года.
- ^ Jump up to: а б Зумбройх, Томас Дж. «Чтобы укрепить зубы и сделать десны - почернение зубов как медицинская практика в Азии, Микронезии и Меланезии» . ethnobotanyjournal.org . Архивировано из оригинала 11 декабря 2014 года.
- ^ Jump up to: а б с Нгуен, Динь Хоа (1999). Из города внутри Красной реки: культурные мемуары Вьетнама середины века . МакФарланд. п. 116. ИСБН 0786404981 .
Среди беженцев, появившихся после 1975 года, до сих пор можно встретить пожилых женщин, особенно из Тонкина, с почерневшими зубами...
- ^ Сейнос Арконес, Педро (2014). Предпоследний матриархат в Китае: Цзино из Юньнани . Документы Белого Дракона. п. 75.
- ^ Одинокая планета (2013). Одинокая планета Китай . ISBN 978-1743216408 .
Женщины, заядлые любители бетеля, считают, что черные зубы – это красиво.
- ^ Одинокая планета (2002). Юго-Западный Китай . Одинокая планета. п. 356. ИСБН 186450370X .
- ^ Каннингем, Лоуренс Дж. «Прошлое Марианы» . offisland.com . Архивировано из оригинала 9 марта 2012 года.
Библиография
[ редактировать ]- Алкок, Резерфорд (1863). Столица магната: рассказ о трехлетнем проживании в Японии . Лонгманц.
- Казаль, Уго Альфонсо (1966). Японская косметика и чернение зубов . Труды Азиатского общества Японии. Том. 9. Азиатское общество Японии. OCLC 31812278 .
- 1984) Охагуро-но кэнкю (на японском языке . Хара, Мицумаса ( )
- Вагацума, Хироши (1967). «Цвет и раса». Социальное восприятие цвета кожи в Японии (PDF) . Дедал. Том. 96. Массачусетский технологический институт Пресс .