Права человека в Самоа
В этой статье нечеткий стиль цитирования . ( сентябрь 2017 г. ) |
Самоа , официально Независимое Государство Самоа, имеет население около 188 000 человек. [1] Самоа получила независимость от Новой Зеландии в 1962 году. [2] и имеет Вестминстерскую модель парламентской демократии, которая включает в себя аспекты традиционной практики. [3] В 2016 году Самоа ратифицировало Конвенцию о правах инвалидов (КПИ) и три факультативных протокола к КПР. [2]
Хотя Конституция Независимого Государства Самоа предусматривает защиту некоторых основных прав человека, по-прежнему существует ряд серьезных проблем. Основные области, вызывающие обеспокоенность, включают недостаточную представленность женщин, домашнее насилие и плохие условия содержания в тюрьмах. В докладах, опубликованных под эгидой Организации Объединенных Наций, отмечается, что отношение общества к правам человека, как правило, скептическое, что объясняется опасениями, что обеспечение таких прав будет идти в ущерб самоанским обычаям и традициям. [3] Еще одним поводом для беспокойства являются права геев в стране, поскольку гомосексуализм запрещен законом.
Инициатива по измерению прав человека [4] измеряет качество жизни, безопасность со стороны государства и расширение прав и возможностей. [5] Самоа набрало 89,7% по качеству жизни, 8,0 из 10 по безопасности со стороны государства и 5,1 из 10 по расширению прав и возможностей. [6]
Международные договорные обязательства
[ редактировать ]Самоа является членом Организации Объединенных Наций , а также ратифицировало Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин ( CEDAW ), Конвенцию о правах ребенка ( CRC ), Международный пакт о гражданских и политических правах ( ICCPR). ), Римский статут Международного уголовного суда ( МУС ) и восемь основополагающих конвенций Международной организации труда ( МОТ ). [7] В 2012 году Самоа ратифицировало Международную конвенцию для защиты всех лиц от насильственных исчезновений ( CPPED ).
Из-за ограниченности ресурсов Самоа ранее не представляло докладов в установленные конвенциями сроки. [8] Например, Самоа представило свои первоначальный, второй и третий периодические доклады в рамках КЛДЖ в виде одного документа в мае 2003 года, когда они должны были быть представлены в 1993, 1997 и 2001 годах соответственно. [8]
Была выражена обеспокоенность по поводу ограниченного включения договорных обязательств Самоа в свое национальное законодательство. Например, в 2005 году КЛДЖ выразил обеспокоенность по поводу отсутствия сроков для реформирования внутреннего законодательства в соответствии с Конвенцией. [9]
В ответ на рекомендации [10] В 2011 году Самоа направило постоянное приглашение всем мандатариям специальных процедур Организации Объединенных Наций . [2]
Конституционная защита
[ редактировать ]Конституция Независимого Государства Самоа 1960 года вступила в силу в 1962 году. [11] и обеспечивает защиту основных прав человека, таких как:
- Право на жизнь (раздел 5)
- Право на личную свободу (раздел 6)
- Свобода от бесчеловечного обращения (раздел 7)
- Свобода от принудительного труда (раздел 8)
- Право на справедливое судебное разбирательство и надлежащую правовую процедуру (разделы 9,10)
- Свобода религии (разделы 11,12)
- Права на свободу слова , собраний , ассоциаций , передвижения и проживания (раздел 13)
- Права собственности (раздел 14)
- Свобода от дискриминационного законодательства (раздел 15)
Хотя свобода от дискриминации предусмотрена в отношении происхождения, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, социального происхождения, места рождения и семейного положения, защита от дискриминации по признаку инвалидности или сексуальной ориентации отсутствует. [10]
Примечательным упущением в конституции является право на свободу от пыток .
Офис омбудсмена
[ редактировать ]Статья 11 Закона о Комесине о Сулуфайге (омбудсмене) 1988 года учреждает Управление омбудсмена как независимый орган, уполномоченный расследовать жалобы на действия государственных органов в государственном секторе. [12]
В Универсальном периодическом обзоре Самоа за 2011 год ( UPR ) Организация Самоа для неправительственных организаций (SUNGO) выразила обеспокоенность тем, что офис не доступен из-за минимальной осведомленности общественности о функциях офиса и его ограничения государственным сектором. [10]
Нынешним омбудсменом является Луаманувао Каталаина Саполу . [13]
Национальные правозащитные механизмы
[ редактировать ]Хотя в Самоа нет всеобъемлющего законодательства или учреждения по правам человека, наблюдается движение к созданию Комиссии по правам человека ( HRC ).В 2009 году несколько островных государств Тихого океана подписали совместную «Декларацию Самоа». [14] В декларации подчеркивалась важность национальных правозащитных учреждений и поощрялась государства к созданию таких органов.Самоа приняло План развития сектора права и правосудия на 2008-2012 годы, который предполагает создание СПЧ . [2] Самоа подтвердило свое намерение сделать это в УПО в 2011 году и получило рекомендации первоначально создать его в рамках Управления омбудсмена . [15] В 2013 году парламент Самоа принял Закон об омбудсмене (Komesina O Sulufaiga), согласно которому права человека стали частью функций существующего омбудсмена.
Политическое участие
[ редактировать ]Избирательная система
[ редактировать ]Всеобщее избирательное право было достигнуто в 1991 году для всех граждан Самоа в возрасте от 21 года и старше. [2]
Самоанские традиции включены в избирательную систему. Путем консенсуса один человек назначается главой ( маитаи ) каждой деревни, и только те, кто имеет титул вождя, могут затем баллотироваться на выборах на 47 самоанских мест. Два места зарезервированы для несамоанцев. [10]
САНПО рекомендовало изменить избирательную систему, чтобы позволить любому гражданину баллотироваться на выборах, а не ограничиваться только теми, кто выдвинут кандидатами от деревни. [10]
Права женщин в политике
[ редактировать ]Уровень участия женщин в политике Самоа считается одним из самых низких в мире. [16] Право голоса, предоставленное женщинам благодаря введению всеобщего избирательного права в 1991 году, мало что сделало для улучшения участия женщин, поскольку необходимым условием для того, чтобы стать кандидатом в парламент, является звание матаи (вождей), а большинство матаи - мужчины. [17] Таким образом, участие в политической жизни было очень медленным процессом, поскольку женщины постоянно сталкиваются с проблемами и барьерами, созданными традициями, социальными представлениями, отсутствием образования, мерами, политическим вмешательством и многим другим. [18] Для решения проблемы гендерного неравенства и поощрения прав женщин в политике были созданы мероприятия, группы защитников, законы и договоры. К ним относятся Министерство по делам женщин, сообщества и социального развития, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) и Закон о внесении поправок в Конституцию (2013 г.).
Право голоса
[ редактировать ]С момента обретения Самоа независимости в 1962 году только матаи (вожди) получили право голоса на различных выборах как на национальном, так и на местном уровне. [19] Всеобщее избирательное право было введено в 1991 году и предоставило право голоса как женщинам, так и мужчинам в возрасте от 21 года и старше. [20] Впервые это было реализовано на выборах 1991 года. [17]
Политическое участие
[ редактировать ]Существует проблема недостаточного представительства женщин в парламенте. Хотя на национальном уровне нет никаких юридических барьеров, на практике женщины редко получают титулы вождя. [21] После всеобщих выборов 2006 года четыре женщины стали членами парламента, состоящего из 49 членов. Это составляло 8,1% доступных мест. [22] Считается, что на такое низкое представительство влияют социокультурные установки. [21] В некоторых деревнях женщинам не разрешается иметь титулы вождя. [22] в то время как другие, такие как Малие , Летого , Танугаманоно и Салеймоа, ограничивают женщин-вождей, запрещая им участие в деревенских советах. Это снижает их способность добиться консенсуса в деревне по своей кандидатуре. [10]
Несмотря на введение всеобщего избирательного права, представительство женщин в политической сфере как на местном, так и на национальном уровне по-прежнему маргинализируется руководителями в процессах принятия политических решений. [19] Закон о выборах 1963 года предусматривает, что только матаи имеет право баллотироваться или быть членом парламента. [16] В этом случае подавляющее большинство матаи — мужчины. [23] Такое ограниченное число женщин -матаис ограничивает возможности женщин участвовать в политике. [19] Однако, несмотря на доминирование мужчин на главных должностях, число женщин- матай в 1993 году составило 1261, что считалось улучшением по сравнению с предыдущими годами. [24]
Местный уровень
[ редактировать ]Мужчины -мате доминируют в принятии большинства решений в сельских советах. [16] Ограниченное число женщин -мата входят в состав сельских советов, и женщины постепенно входят в состав сельских советов. [18] В Самоа 240 деревень, в среднем по 56 матаи в каждой деревне. [16] Пуленуу (сельские мэры) избираются сельскими советами и получают вознаграждение от правительства. [16] В 2011 году пять пуленуу были женщинами, что составляло 3 процента от общей численности населения пуленуу. [16]
Что касается женщин в сельсоветах, то в 1994 году из 229 членов сельсоветов была зафиксирована одна женщина. [19] В 2011 году женщины составляли в общей сложности 10,5 процента вождей, а в сельских советах женщины составляли 36 процентов. [25] Результаты исследования участия женщин в политике показали, что низкое участие женщин на местном уровне приводит к низкой численности населения в национальном правительстве. [26]
Национальный уровень
[ редактировать ]Первые свидетельства представительства женщин в парламенте начались в 1970 году (см. таблицу ниже). [20] Достопочтенная Таулапапа Файмаала была первой женщиной-членом парламента (МП) Самоа и проработала два срока. Она была пионером среди самоанских женщин, а также была первым заместителем спикера Палаты представителей с 1973 по 1976 год. [18] Десять лет спустя ее дочь, достопочтенная Фиаме Наоми Матаафа, была избрана депутатом парламента и стала старейшей женщиной в парламенте, проработавшей 30 лет. [18] В 1998 году Фиаме стала первой женщиной-министром кабинета министров, занявшей пост министра образования, женщин, сообщества и социального развития. В настоящее время Фиаме является министром юстиции и судебной администрации. [18]
За прошедшие годы заметно увеличилось число кандидатов-женщин. В 1996 году было 22 кандидата, из которых 3 женщины были выбраны членами кабинета министров. [20] Совсем недавно на выборах в марте 2016 года было выдвинуто рекордное количество кандидатов — 24, из которых 4 были избраны. [27] В соответствии с 10-процентной квотой, закрепленной в Законе о конституционных поправках 2013 года, по результатам выборов в парламент будет добавлена еще одна женщина. [28]
В следующей таблице показано, что, несмотря на относительно небольшое количество женщин- мата , некоторые женщины добились успеха в национальной политике.
Таблица 1: Политическое развитие женщин в Самоа 1961-2011 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Парламенты | Количество кандидатов | Количество успешных кандидатов | Уровень успеха (%) | Члены парламента (%) | Заместитель спикера | Кабинет министров |
1961-63 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1964-66 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1967-69 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1970-72 | 3 | 1 | 33.00 | 2.1 | 1 | 0 |
1973-75 | 2 | 2 | 100.00 | 4.2 | 0 | 0 |
1976-78 | 5 | 2 | 40.00 | 4.2 | 0 | 0 |
1979-81 | 5 | 1 | 20.00 | 2.1 | 0 | 0 |
1982-84 | 5 | 1 | 20.00 | 2.1 | 0 | 0 |
1985-87 | 4 | 2 | 50.00 | 4.2 | 0 | 0 |
1988-90 | 5 | 1 | 20.00 | 2.1 | 0 | 1 |
1991-95 | 4 | 2 | 50.00 | 4.1 | 0 | 1 |
1996-00 | 9 | 5 | 56.00 | 10.2 | 0 | 1 |
2001-05 | 10 | 3 | 30.00 | 6.1 | 0 | 2 |
2006-10 | 22 | 5 | 23.00 | 10.2 | 0 | 3 |
2011-15 | 10 | 2 | 20.00 | 4.1 | 0 | 1 |
В это число входят женщины, участвовавшие в дополнительных выборах. Примечание: на выборах 2016 года было зарегистрировано 24 кандидата, 4 успешных + 1 (с использованием квоты), что соответствует 10 процентам представительства женщин в парламенте. Источник: Таблица взята из « Путешествия Самоа, 1962–2012 гг.». [20] |
Ограничения
[ редактировать ]Многие ученые пытались исследовать проблемы, с которыми сталкиваются женщины, входя в политику на всех уровнях. [17] [29] [30] [31] К ним относятся культурные и косвенные барьеры и отсутствие политических мер, которые, как сообщается, мешают женщинам получать поддержку из деревень, [17] традиционные лидерские знания, [17] помощь наставников и политические связи. [18]
- Культурные барьеры относительно места женщин в политической сфере как на уровне общества, так и на уровне парламента являются одним из основных факторов, влияющих на участие женщин и общественную жизнь. [32] Их основная традиционная роль ограничивалась повышением и поддержанием семейного статуса. [31] Историческими методами поддержания своей традиционной роли было производство тоги (тонких циновок), которые были самой ценной валютой в социальной, экономической и политической сфере Самоа. [31] Более того, женщин называют «o le pae ma le auli », или «ракушка и железо», имея в виду их роль миротворцев, разрешающих конфликты внутри своей семьи, что очевидно и сегодня. [33] Традиционные женские роли и обязанности перед супругами и детьми были названы препятствиями для участия многих женщин в политике. [18]
- Социальное восприятие деревень Самоа рассматривает женщин как сторонников, организаторов и руководителей кампаний своего супруга или родственников-мужчин, которые принимают решения или являются политическими кандидатами. [32]
- Необходимость в мерах по образованию и подготовке, направленных на изменение общественного отношения к женщинам и принятию решений, является необходимым средством для улучшения взглядов женщин. [34] Отсутствуют образовательные возможности, которые могли бы способствовать развитию отношения молодых женщин и их уверенности в себе как потенциальных лидеров или познакомить их с концепцией национальной политики. [18] Женщины, которые не подвергались воздействию языка матаи и протоколов во время своего воспитания, будут играть жизненно важную роль в будущих ролях в политике. [31] В свою очередь, не предоставляет женщинам необходимые ресурсы и подготовку для участия в принятии решений на матаи . заседаниях совета [31] Такие знания и значимый вклад в деревенские правила и управление приобретаются под наставничеством и образованием со стороны активных женщин-политиков. [31]
- Отсутствие политики , позволяющей инициировать позитивные изменения в условиях низкого уровня участия женщин, было названо ЮНИСЕФ фундаментальным фактором, способствующим этому. [32]
Содействие представительству женщин
[ редактировать ]Ратификация некоторых договоров, законов и создание Министерства по делам женщин входят в число многих усилий, предпринятых Самоа для продвижения роли и прав женщин в политике.
Министерство по делам женщин, сообщества и социального развития
[ редактировать ]Правительство Самоа учредило Министерство по делам женщин, которое теперь называется Министерством по делам женщин, сообществ и социального развития (MWCSD) . [34] его цель В соответствии с поправкой к Закону о поправках к Министерству по делам женщин 1998 года заключалась в расширении прав и возможностей женщин для выполнения своей роли в обществе и на рабочем месте. [35] Под руководством MWCSD было создано женское подразделение, которое будет выступать в качестве «координационного центра» CEDAW, работающего в партнерстве с НПО и другими государственными ведомствами. [32]
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ)
[ редактировать ]В сентябре 1991 года Самоа ратифицировала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), чтобы обеспечить основу прав человека, основанную на гендерном равенстве. [29] Самоа было первой островной страной Тихого океана, ставшей участником КЛДЖ. [36] Во исполнение обязательств Самоа по КЛДЖ оно должно представить отчет о законодательных, судебных, административных или других мерах, которые оно адаптировало для реализации КЛДЖ. [37] По данным ЮНИСЕФ , члены и лидеры судебных, юридических, управленческих и общественных организаций Самоа должны понимать CEDAW, чтобы лучше выполнять и соблюдать эту конвенцию. [32]
Что касается участия женщин в политике, статья 7 КЛДЖ обязывает правительства предоставлять женщинам право голоса, участвовать в формировании и реализации государственной политики и вступать в общественные и политические организации. [38]
Закон о внесении поправок в Конституцию (2013 г.)
[ редактировать ]В июне 2013 года в ответ на рекомендации о политических мерах по устранению гендерного дисбаланса правительство Самоа ратифицировало Закон о внесении поправок в Конституцию (2013 г.) (CAA). [39] Он установил систему 10-процентной квоты для резервирования мест за женщинами-кандидатами на выборах в национальное законодательное собрание. [30] Он гарантирует представительство женщин, если избрано менее пяти мест, за женщинами будет зарезервировано до пяти мест, а если их только два, то места получат три женщины, набравшие следующее по величине количество голосов. [18] Приняв такой конституционный мандат на предоставление женщинам мест в парламенте, Самоа стала первой независимой страной в Тихоокеанском регионе, сделавшей это. [18] Премьер-министр достопочтенный Туилаепа Айоно Саилеле Малиелегаой объявил о намерении парламента реализовать закон:
«Если мы не внесем необходимое положение в наше законодательство, никто никогда не знает, будет ли на следующих выборах абсолютно никаких женщин в парламенте. Так что это часть нашего намерения обеспечить, чтобы в парламенте всегда были женщины. " [40]
Поправка была воспринята как отрицательно, так и положительно. С одной стороны, поправка демонстрирует позитивные изменения для Самоа, поскольку она улучшит участие женщин в парламенте. [41] Спикер Законодательного собрания назвал это «новым рассветом для женщин» . [42] Однако на предварительных обсуждениях перед принятием законопроекта оппозиционная партия Таутуа Самоа [42] утверждал, что необходимо собрать консенсус и мнения в деревнях, поскольку в некоторых деревнях женщинам запрещено владеть титулами матаи . [33] Квота была описана как «минимальная» и «недостаточная», чтобы добиться реальных результатов. [43] В ответ на поправку в интервью с депутатом перед выборами в марте 2016 года было заявлено, что правительство Самоа не выполняет активно свои обязанности по решению проблемы представительства женщин в политике, несмотря на свое желание это сделать. [44] Другая точка зрения утверждала, что, хотя поправка является хорошим началом для противодействия участию в политической жизни, вмешательство более необходимо для устранения культурных и материальных барьеров для женщин в качестве политических лидеров. [18]
В соответствии с новым законом результаты выборов в марте 2016 года активировали систему 10-процентной квоты. [27] Были избраны четыре кандидата, и поэтому пятый кандидат-женщина будет добавлен в парламент с использованием самого высокого процентного соотношения голосов, как того требует поправка. [27]
Права женщин
[ редактировать ]Домашнее насилие
[ редактировать ]Домашнее насилие в отношении женщин остается серьезной проблемой в Самоа, как признает ее правительство. [2] и КЛДЖ. [21] Закон о преступлениях 2013 года криминализирует изнасилование, включая изнасилование в браке. [45]
Точные статистические данные получить трудно, поскольку часто случаи не сообщаются или не регистрируются из-за отношения общества, которое препятствует этому. [1] Изменение таких точек зрения считается важным в борьбе с этой проблемой. [2] Однако в последние годы число зарегистрированных случаев возросло. [1] Это увеличение было приписано правительственным ведомствам и неправительственным организациям ( НПО ) в реализации программ, которые повысили осведомленность о проблеме и способствовали отчетности. [2]
Самоа приняло меры по оказанию помощи в борьбе с этой проблемой, такие как:
- Национальный план действий по улучшению положения женщин (2008–2012 годы), в котором изложен стратегический подход к продвижению прав женщин. [2]
- Министерство по делам женщин, сообществ и социального развития (MWCSD), мандат которого сосредоточен на социальном и экономическом развитии общества с упором на роль женщин. Министерство также реализует программы повышения осведомленности по вопросам домашнего насилия. [15]
- Завершение разработки законопроекта о безопасности семьи 2009 года призвано повысить эффективность КЛДЖ и КПР в отношении вопросов домашнего насилия. [2] Принятие законопроекта подверглось критике как слишком затянувшееся. [10]
- Отдел по борьбе с домашним насилием действует в Министерстве полиции и тюрем и занимается вопросами насилия в отношении женщин и детей. [2]
Трудовые права
[ редактировать ]Хотя женщины пользуются многими из тех же прав, что и мужчины, с точки зрения возможностей трудоустройства, остаются области дискриминации. В 2007 году сообщалось, что в соответствии с национальным законодательством женщинам запрещено выполнять работу в ночное время или физический труд, который считается «неподходящим для их физических возможностей». [46] Это было расценено как несовместимое со статьей 11 КЛДЖ, которая запрещает дискриминацию в сфере занятости. [46]
Аборт
[ редактировать ]Аборт в Самоа законен только в том случае, если жизнь, физическое или психическое здоровье матери находятся под угрозой.
Условия содержания
[ редактировать ]Условия содержания в тюрьмах Самоа, особенно в главной тюрьме Тафаигата , находятся на низком уровне, и правительство Самоа признало необходимость исправить ситуацию. [2] Тюремным учреждениям не хватает достаточных ресурсов в плане финансирования и наличия обученного персонала. [2] САНПО сообщило, что ряд тюрем не смогли обеспечить в достаточном количестве предметы первой необходимости, такие как вода, еда и базовые санитарные услуги. [10] Отмечается, что в тюремных камерах содержатся большие группы заключенных, превышающие их возможности. [1]
Хотя Канцелярия омбудсмена уполномочена принимать жалобы от заключенных, эта возможность еще не использована. [1] В соответствии с Планом сектора права и правосудия правительство пересматривает Закон о тюрьмах 1967 года. [2] и разработку закона о передаче ответственности за надзор за тюрьмами из Министерства полиции и передаче его независимому органу. [15]
Свобода религии
[ редактировать ]Статья 11 Конституции Самоа [47] гарантирует свободу религии. В преамбуле Конституции 1960 года Самоа провозглашается «независимым государством, основанным на христианских принципах и самоанских обычаях и традициях». [47] Основные проблемы, касающиеся свободы религии, на протяжении многих лет вызывали международную критику и освещение в международных средствах массовой информации, а также юридические баталии. [48] Эти проблемы возникают из-за несоответствий в теории, включая четкое определение того, что такое религиозная свобода, толкование статьи 11 и практики на местном уровне в деревнях.
Происхождение и социальная структура
[ редактировать ]До обретения независимости в 1962 году Самоа пережило множество гражданских войн, а приход колониальных держав в 18 веке еще больше усугубил проблему племенного соперничества . [49] Это произошло потому, что соперничество между колонистами вынудило группы коренных народов принять чью-либо сторону, что привело к дальнейшему конфликту между коренными народами. [50] Колонизация пришла в виде миссионеров и торговцев в 1830-х годах, а прибытие миссионеров принесло христианство. Однако это также привело к изменению не только традиционных верований Самоа, но и мировоззрения. [51] Колонизация, евроцентризм и христианство оказали огромное влияние на Самоа; через вестернизацию систем, но и сверхурочно; эрозия традиционных верований заменена модернизированной христианской концепцией [52] а также искажение мысли. Быстрая смена и принятие христианства одновременно с исполнением пророчества легендарной богини-воительницы Нафануа . «…предсказывая, что вождь Малиетоа получит власть с небес». [53] Религия быстро стала основой жизни Самоа и краеугольным камнем деревень. Тремя основными конфессиями в Самоа являются конгрегационалистская христианская церковь, методистская и католическая, поскольку они были первыми тремя, прибывшими в Самоа, поэтому в деревнях возникает чувство лояльности к этим трем конфессиям, что приводит к их доминированию. [51] Служители церкви пользуются высочайшим авторитетом и в большинстве деревень; приобрести элиту, эквивалентную высшему вождю, с убеждением жителей деревни в том, что истинные благословения от Бога заключаются в подчинении церкви. Почти все самоанцы считают себя христианами. [48] [54] Парламентская демократия с правовой системой, основанной на английском общем праве, Самоа была принята в Организацию Объединенных Наций в 1976 году. Самоа состоит из деревень, и каждая деревня имеет свои собственные подзаконные акты. В этих подзаконных актах указывается, какую религию в деревне примут, чтобы ее жители могли поклоняться. [55] Это традиционная политическая система, закрепленная в их культуре на протяжении 3000 лет и практикуемая до сих пор. [55] Деревенская система включает в себя «fono a matai» или «fono a ali'i ma faipule» (совет матаи, буквально означающий «совет титулованных людей»); [51] «fono a matai» лежит в основе самоанской культуры. Этот совет рассматривается в деревнях как закон, делающий фоно самой мощной системой в Самоа. Они несут ответственность за разработку подзаконных актов, которые соблюдают все жители деревни, регулируют подзаконные акты и правила и устанавливают стандартные наказания за нарушения деревенских подзаконных актов. Коммунализм глубоко укоренен в деревенской жизни, поэтому фоно также несет ответственность за мир и гармонию в деревне. [55] Фоно регулируется «Законом о деревенском фоно 1990 года». [56]
Свобода религии против деревенского фоно
[ редактировать ]Статья 11 Конституции Самоа гарантирует защиту свободы религии. [56] Однако в течение многих лет он находился под пристальным вниманием и вызывал жаркие дебаты по поводу его применения в сравнении с постановлениями о деревенских фоно. [57] [58] Хотя эти права гарантированы; снова и снова нарушения этих прав становятся нормой на местном уровне, и о большинстве инцидентов не сообщается; возможно, из-за страха возмещения ущерба, если они открыто выступают против фоно, или из-за ценности ва-феалоаи (отношений, основанных на уважении возраста, пола, статуса), и поэтому конформизм и уступчивость из уважения к фоно являются обычным явлением для человека. реагирование на нарушения прав. Это связано с тем, что почти все деревни согласились с тем, что основные конфессии (CCC, методистская, католическая) будут единственными конфессиями, которые смогут посещать жители деревни. [54] [59] В деревне Гатаиваи на Савайи (самый большой остров Самоа) методистская конфессия является единственной разрешенной конфессией, тогда как в Сатупаитеа на Савайи также разрешена только католическая конфессия. Но в случаях, которые привлекли внимание средств массовой информации, например, деревня Саламуму; [57] где новой конфессии было запрещено проводить изучение Библии в деревне, поскольку методистская конфессия - единственная разрешенная конфессия; четверо мужчин из евангелической церкви были связаны свиньями; вынесли на дорогу общего пользования и оставили там, пока их не спас служитель церкви, умолявший сохранить жизни мужчин. Дома новых членов церкви были сожжены в деревне, их имущество уничтожено, а члены церкви избиты, включая беременную женщину. [60] По делу «Совита против полиции» [55] [61] обвиняемыми были вожди и безымянные люди (таулелеа) деревни Саламуму; которые утверждали, что действовали по приказу и распоряжению, исходя из решения, принятого фоно. В деле Мау Сефо и другие против Генерального прокурора деревня Сайпипи изгнала истцов из деревни за изучение Библии и богослужения, кроме трех санкционированных (основных конфессий). Кроме того, в деле «Тариу Туйвайти против Силы Фаамалаги и других» «истцы были изгнаны из деревни Матауту Фалелатай за непосещение церкви». [62] Хотя суды выносят решения в пользу основных прав, включая свободу религии, предусмотренную Конституцией, лишь несколько дел доходят до суда.
Существует ряд причин, по которым люди воздерживаются от обращения за правовой помощью или советом. Понятно, что на сельском фоно и на местном уровне статья 11 Конституции вряд ли получает признание. [48] Вышеупомянутые разногласия между христианскими конфессиями вызывают вопросы: «Насколько религиозны самоанцы?» и «какие христианские принципы практиковались?» поскольку Самоа претендует на звание религиозной нации и эти проблемы противоречат Конституции; «Самоа основано на Боге и основано на христианских принципах и самоанских обычаях и традициях». Опрос Анжелики Саада под названием «Самоа: по-настоящему религиозное место?» Взгляды на религию в Самоа, [54] это попытка дать ответы на противоречивую Конституцию. Судебные иски и деревенские постановления доказывают, что права личности действительно незащищены. Между Конституцией и сельскими постановлениями существует огромный разрыв. Средства массовой информации также заслуживают похвалы. [57] [60] [63] потому что они выносят эти деликатные вопросы в общественную сферу. В ходе наиболее разрекламированного инцидента Саламуму в 1998 году начались дискуссии, и реакция на протесты граждан и международное осуждение побудили Кабинет министров создать в 2010 году Комиссию по расследованию, «…чтобы расследовать и докладывать о действии статьи 11 Конституции Независимое Государство Самоа в отношении права на свободу религии». [64] [65] Тем не менее, критики не должны перекладывать вину на деревенское фоно, поскольку ключом к пониманию является образование. Вот здесь и не хватает правительства. Достаточно иметь гарантии защиты основных прав, но понимание применения этих прав на местном уровне никогда не было ясным. Поэтому обязанностью правительства является обеспечение и содействие обсуждению и просвещению деревень о том, как можно защитить эти права и как их можно улучшить с помощью фоно. Брайан Зои в своем исследовании «Преследование религиозных меньшинств в Самоа: борьба бахаи с общей проблемой» дает много информации о том, как лучше понять различные верования и образование в других религиях, помимо христианства. [61] Имам Мохаммед Яхья также предполагает, что важность получения знаний о других конфессиях приведет к лучшему взаимопониманию. [63] Доктор Бин Яхья также сказал, что «единственной христианской церковью, пригласившей его поговорить об исламе, был Методистский теологический колледж». [66]
Поправка к конституции Самоа и ее международные обязательства
[ редактировать ]В Конституции Самоа таится еще одна опасная проблема. В декабре 2016 года в парламент был внесен законопроект о внесении поправок в Конституцию, а в 2017 году поправки к Конституции были приняты. [60] В преамбуле свобода вероисповедания была открыта для толкования, тогда как поправка к Конституции теперь более конкретна; и закреплено в законе. Теперь определенно: «Самоа основано на Боге Отце, Сыне и Святом Духе». [56] Хотя деревенские постановления теперь более снисходительны к религиозной свободе христиан; из-за большого количества негативной огласки и критики они по-прежнему нетерпимы к религиозной свободе меньшинств нехристианских верований. Поправка к Конституции еще больше подавляет религиозную свободу этих общин. [63] В Докладе о свободе вероисповедания в Самоа за 2013 год ясно видно, что подавляющее большинство жителей Самоа не желают принимать нехристианские убеждения, не говоря уже о своей религиозной свободе. [67] В разделе 3 того же отчета говорится; «Выдающиеся общественные деятели неоднократно публично подчеркивали, что страна является христианской. Публичное обсуждение религиозных вопросов иногда включало негативные упоминания о нехристианских религиях». Несмотря на то, что свобода ограничена, никогда не было никаких проблем или конфликтов со стороны нехристианского сообщества, такого как Вера Бахаи и Ислам; это создало бы любую угрозу для христиан Самоа. Их принципы, в частности Вера Бахаи, состоят из всеобщего мира, единства, равенства, отмены религиозных, расовых, политических и патриотических предрассудков; [61] чтобы назвать несколько. Это истинные атрибуты и ценности мира и гармонии в любом обществе. Что более важно, так это роль Национального совета церквей Самоа, поскольку они оказывают сильное давление на правительство, чтобы оно запретило нехристианские верования. [68]
Более того, парламент Самоа представляет собой однопартийное правительство, и еще более противоречивым является вопрос свободы вероисповедания и мандата правящей партии; [69] Партия защиты прав человека (HRPP). Новая поправка не только угрожает основным принципам демократии, но и допускает нарушение религиозной свободы нехристианских общин. [68] нарушение Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), к которому Самоа присоединилось в 2008 году. Кроме того, в условиях демократии не может ли что-то столь важное, как поправка к конституции, быть сделано посредством гражданского референдума? Часть XI, Общие и другие положения, статья 109(1) Конституции Самоа гласит: (1) «Любое из положений настоящей Конституции может быть изменено или отменено законом, а новые положения могут быть включены в настоящую Конституцию законом. , если законопроект для любой такой цели поддержан в третьем чтении голосами не менее двух третей от общего числа членов парламента…», это положение легитимизирует действия парламента, но еще больше нарушает политические права граждан. Что еще больше беспокоит, так это то, что в стране нет оппозиционной партии, и поэтому никакие акты парламента не будут голосоваться против, если только это не будет сознательное голосование. [69] Поправка к Конституции без народного референдума оправдана в соответствии с вышеуказанным положением. [70] Поправка к новой конституции не гарантирует религиозную свободу нехристианским меньшинствам. У христиан есть новая исправленная Конституция, которая их поддерживает и защищает (поэтому Национальный совет церквей призывает запретить ислам в Самоа); тогда как нехристиане будут оспариваться в судах. Имам Мохаммед бин Яхья поднял еще один обоснованный вопрос: «Поставит ли новая поправка под угрозу отношения Самоа и помощь со стороны нехристианских стран, таких как Китай и Япония?» Между тем, несмотря на заявление премьер-министра о том, что поправка «вряд ли коснется статьи 11», существует международный протест и призывы ученых в Самоа и за рубежом с обеспокоенностью по поводу поправки к Конституции Самоа. В редакционной статье Samoa Observer от 30 февраля 2016 года Гатоайтеле Савеа Сано Малифа заявил, что «цель поправки к Конституции, предложенной премьер-министром Туилаепой, состоит в том, чтобы провозгласить доминирование христианства в Самоа». Таким образом, религиозная свобода нехристианских меньшинств сталкивается с неопределенностью в соответствии с измененной Конституцией, и похоже, что нарушение основных прав человека, таких как свобода религии, вскоре станет законным в Самоа.
Инвалиды
[ редактировать ]По статистическим данным 2006 года, в Самоа проживает около 2100 человек с ограниченными возможностями. [71] В конституции Самоа нет специального законодательства, защищающего права инвалидов , и оно не является основой для свободы от дискриминации. [10] Самоа не является участником Конвенции о правах инвалидов ( КПИ ), однако заявило, что рассмотрит возможность присоединения к ней. [2]
В Самоа создана Национальная целевая группа по вопросам инвалидности, которая разрабатывает программы оказания помощи инвалидам. Это регулируется Национальной политикой и Национальным планом действий для людей с ограниченными возможностями, принятыми в 2009 году. [2]
Права ребенка
[ редактировать ]Проблема детей-уличных торговцев в Самоа вызывает растущую обеспокоенность. [15] САНГО утверждает, что, позволяя этому вопросу продолжаться, Самоа действует вопреки своим обязательствам как по КПР в отношении права на образование, так и по конвенции МОТ в отношении свободы от эксплуататорского труда. [10]
Отчеты показывают, что проблемы бедности и лишений способствуют существованию детей-уличных торговцев. [15] В Самоа действует Национальная политика в интересах детей на 2010–2015 годы, направленная на борьбу с бедностью и обеспечение защиты детей посредством программ и услуг. [15]
См. также
[ редактировать ]- Цензура в Самоа
- Права ЛГБТ в Самоа
- Всеобщая декларация прав человека, статья 2
- Закон о деревне фоно 1990 года
- Генеральная Ассамблея ООН, 2016 г., Ликвидация всех форм религиозной нетерпимости
- Генеральная Ассамблея ООН, 1999 г., Ликвидация всех форм религиозной нетерпимости.
- Международная конвенция о гражданских и политических правах Статья 2(1), Статья 3, Статья 18(2), Статья 18(3)
- Кэролин Эванс, Религия как политика, а не закон: положения о религии в конституции Австралии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Самоа» . государство.gov . Архивировано из оригинала 13 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Универсальный периодический обзор: Отчет Рабочей группы по универсальному периодическому обзору: Самоа A/HRC/WG.6/11/WSM/1 (2–13 мая 2011 г.), п. 2, 11–12, 43–44, 46, 49, 51–53, 57, 69, 70–71
- ^ Jump up to: а б Управление Верховного комиссара по правам человека, Тихоокеанский кластер гуманитарной защиты, Мониторинг прав человека лиц, внутренне перемещенных в результате цунами 2009 г. в Самоа (2010 г.), стр. 8, 9
- ^ «Инициатива по измерению прав человека – первая глобальная инициатива по отслеживанию соблюдения прав человека в странах» . Humanrightsmeasurement.org . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «Самоа — Система отслеживания прав HRMI» . www.righttracker.org . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «Самоа — Система отслеживания прав HRMI» . www.righttracker.org . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ К ним относятся Конвенция о свободе объединений и защите права на организацию 1948 года (№ 87); Конвенция о праве на организацию и ведение коллективных переговоров 1949 года (№ 98); Конвенция о принудительном труде 1930 года (№ 29); Конвенция об отмене принудительного труда 1957 года (№ 105); Конвенция о равном вознаграждении 1950 года (№ 100); Конвенция о дискриминации в сфере труда и занятий 1958 года (№ 111); Конвенция о наихудших формах детского труда 1999 г. (№ 182), см. [1]. Архивировано 27 марта 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Комиссия по законодательству Новой Зеландии, Сходящиеся течения: обычаи и права человека в Тихоокеанском регионе (2006), 5.35.
- ^ Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, тридцать вторая сессия, 10–28 января 2005 г., [19] [2]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Универсальный периодический обзор: Резюме материалов, представленных заинтересованными сторонами: Самоа A/HRC/WG.6/11/WSM/3 (2–13 мая 2011 г.), п. 7, 12–13, 15–16, 21, 27–29
- ↑ Конституция Независимого Государства Самоа. Архивировано 8 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Закон об омбудсмене 1988 г., стр. 11.
- ^ Соли Уилсон (1 апреля 2021 г.). «Первая женщина, возглавившая аппарат омбудсмена, приняла присягу» . Самоа обозреватель . Проверено 9 июля 2021 г.
- ^ Самоа, Маршалловы Острова, Науру, Ниуэ, Палау, Соломоновы Острова и Вануату.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Универсальный периодический обзор: отчет Рабочей группы по универсальному периодическому обзору: Самоа A/HRC/18/14 (2–13 мая 2011 г.), пункты 11, 16, 70
- ^ Jump up to: а б с д и ж Со'о, Асофу; Френкель, Джон (2005). «Роль руководителей избирательных бюллетеней ( matai pälota ) и политических партий в переходе Самоа к всеобщему избирательному праву». Содружество и сравнительная политика . 43 (3): 333–361. дои : 10.1080/14662040500304973 . S2CID 153999768 .
- ^ Jump up to: а б с д и Лафоаи, Иоан (1991). «Всеобщее избирательное право в Западном Самоа: политический обзор». Журнал тихоокеанской истории . 26 (3): 67–73. дои : 10.1080/00223349108572684 . ISSN 0022-3344 . JSTOR 25169098 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Мартире, Кики (2014). «Проблемы, стоящие перед женщинами в политическом лидерстве в Самоа» . Сборник проекта исследования независимости (ISP) . Бумага 1823 года.
- ^ Jump up to: а б с д Организация Объединенных Наций, Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (1997). Женщины в Самоа: профиль страны . Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций.
- ^ Jump up to: а б с д Мелейсея, Малама; Мелейсея, Пенелопа Шеффель (1 января 2012 г.). Путешествие Самоа 1962-2012: аспекты истории . Издательство Университета Виктории. п. 69. ИСБН 9780864738356 .
- ^ Jump up to: а б с Универсальный периодический обзор: Сборник: Самоа A/HRC/WG.6/11/WSM/2 (2–13 мая 2011 г.), п. 27, 41–41.
- ^ Jump up to: а б Цели развития тысячелетия, Второй отчет Самоа о ходе работы, 2010 г., стр. 6, 28 [3]
- ^ Игрок, Фанафи (2003). Поклонение: Самоанское поклонение . Малуа Самоа: Типография Малуа.
- ^ Нортон, Р. (1993). «Годовой отчет Департамента земель и титулов: титулы, богатство и фракции; политика в самоанской деревне». Океания : 102.
- ^ «Самоа» . Полевой офис ESEAsia . Проверено 28 апреля 2016 г.
- ^ Министерство образования, спорта и культуры и Министерство по делам женщин, сообщества и социального развития (2015 г.). «Деревенское самоуправление в Самоа: Участвуют ли женщины» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с «Выборы 2016» . www.samoaelection.ws . Архивировано из оригинала 9 марта 2011 г. Проверено 30 апреля 2016 г.
- ^ «Правящая партия Самоа настроена на убедительную победу на всеобщих выборах» . Новости АВС . 05.03.2016 . Проверено 28 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Фэйрберн-Данлоп, Пегги (1 января 2003 г.). Самоанские женщины: расширяя выбор . редакционные статьи usp.ac.fj. ISBN 9789820203600 .
- ^ Jump up to: а б «Тихоокеанские женщины в политике» . Тихоокеанские женщины в политике . Проверено 28 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шардаке, Эндрю; Питер, Ван Дирмен (1998). «Влияние культуры и гендерных ролей на женский малый бизнес в Западном Самоа». Рабочий документ (98/2).
- ^ Jump up to: а б с д и ЮНИСЕФ (2006). «Анализ ситуации детей, женщин и молодежи» (PDF) . ЮНИСЕФ.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Латай, Лату (2015). «Изменение заветов в Самоа? От братьев и сестер к мужьям и женам?». Океания . 85 : 92–104. дои : 10.1002/ocea.5076 .
- ^ Jump up to: а б «Главная | MWCSD - Министерство женского сообщества и социального развития» . www.mwcsd.gov.ws . Проверено 30 апреля 2016 г.
- ^ «Акты 1998 года | Парламент Самоа» . www.palemene.ws . Проверено 30 апреля 2016 г.
- ^ Плмрана, Джалал (2009). «Зачем нам нужна Тихоокеанская региональная комиссия по правам человека?». Обзор права Университета Виктории в Веллингтоне . 1 (40): 177–194.
- ^ Лова, Сиалафуа. «КЛДЖ» . www.ombudsman.gov.ws . Проверено 30 апреля 2016 г.
- ^ «29-я сессия КЛДЖ, 30 июня – 25 июля 2003 г.» . www.un.org . Архивировано из оригинала 6 апреля 2011 года . Проверено 30 апреля 2016 г.
- ^ «Акты 2013 года | Парламент Самоа» . www.palemene.ws . Проверено 30 апреля 2016 г.
- ^ Цитируется по Radio New Zealand International (4 октября 2011 г.). «Премьер-министр Самоа добивается принятия закона, гарантирующего, что 10 процентов парламента составляют женщины» . Проверено 1 мая 2016 г.
- ^ «Самоа: Положительный результат для женщин маскирует дискриминационные особенности зарезервированных мест» . Международная ИДЕЯ . Архивировано из оригинала 26 мая 2016 г. Проверено 1 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Законопроект о резервировании мест для женщин принят парламентом Самоа» . www.aph.gov.au. Проверено 28 апреля 2016 г.
- ^ Бейкер, Керрин (2014). «Объяснение результатов кампаний по гендерным квотам в Самоа и Папуа-Новой Гвинее». Политология . 66 : 63–83. дои : 10.1177/0032318714531428 . S2CID 145069542 .
- ^ Редактор PMC « Равные права, но мы ими не пользуемся», - говорит новая женщина-депутат от Самоа | Asia Pacific Report» . Проверено 1 мая 2016 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «Насилие в отношении женщин в Самоа» (PDF) . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Тихоокеанский офис ПРООН/ЮНИФЕМ, Преобразование CEDAW в закон, Соблюдение законодательства CEDAW в девяти островных странах Тихого океана, Сува, Фиджи, 2007 г., стр. 302 [4] Архивировано 23 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Конституция Независимого Государства Самоа 1960 г.
- ^ Jump up to: а б с ШАЕР, КАТРИН (22 ноября 2002 г.). «Религиозные столкновения нарушают рай на тихоокеанских островах» – через www.nzherald.co.nz.
- ^ Отчет об истории Самоа до 1918 года.
- ^ Жан-Пьер Дюрикс, Пронзающие небо, львы и миссии и «традиции» Айту в видении Альберта Вендта о новом Тихом океане
- ^ Jump up to: а б с «Очерк истории Самоа до 1918 года» . victoria.ac.nz .
- ^ Жан-Пьер Дюрикс, Пронзающие небо, Львы и Аиту, Миссии и «традиции» в видении Альберта Вендта о новом Тихом океане, стр. 393-394
- ^ Жан-Пьер Дюрикс, Пронзающие небо, Львы и Аиту, Миссии и «традиции» в видении Альберта Вендта о новом Тихом океане, стр. 391
- ^ Jump up to: а б с Саада Анжелика, Самоа: по-настоящему религиозное место? Взгляды на религию в Самоа , SIT Samoa, 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д Минг К. Люнг Вай, генеральный прокурор Самоа, выступление на 22-м ежегодном симпозиуме по международному праву и религии, 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «АйПейдж» . www.samoagovt.ws .
- ^ Jump up to: а б с «РУКОВОДИТЕЛИ САМОАНСКОЙ ЦЕРКВИ НЕ СОГЛАСНЫ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ПРЕСЛЕДОВАНИЯМИ В САЛАМУМУ – доклад островов Тихого океана» . www.pireport.org .
- ^ Преподобный Фепаи Фиу Колия, секретарь Национального совета церквей Самоа: Церковь и развитие, Национальный отчет о человеческом развитии Самоа, 2006 г.
- ^ Международный отчет о свободе вероисповедания за 2013 год, Государственный департамент США, Бюро демократии, прав человека и труда.
- ^ Jump up to: а б с «Самоа обозреватель» . www.samoaobserver.ws .
- ^ Jump up to: а б с Брайан Зои, Преследование религиозных меньшинств в Самоа: борьба бахаи перед лицом общей проблемы , Высший институт SIT, цифровая коллекция, 2010 г.
- ^ «Самоа - Указатель отчетов о законодательстве Западного Самоа - 1980–1993 годы» . www.samlii.org .
- ^ Jump up to: а б с «Радио Новой Зеландии» . Радио Новой Зеландии .
- ^ Свобода религии в международном праве прав человека, Ресурсный центр по правам человека Ltd, Мельбурн, Австралия, 2010 г.
- ^ Минг К. Люнг Вай, генеральный прокурор Самоа
- ^ «RNZ — Новости Новой Зеландии, текущие события, аудио по запросу» . РНЗ . Проверено 23 марта 2022 г.
- ^ Самоа, Отчет о международной религиозной свободе за 2013 г., Государственный департамент США, Бюро демократии, прав человека и труда.
- ^ Jump up to: а б «Призыв запретить ислам в Самоа объясняется невежеством» . Радио Новой Зеландии . 19 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Гатоайтеле Савеа Сано Малифа (30 декабря 2016 г.). «Только полная ликвидация бюрократической коррупции может решить маленькую проблему Самоа» . samoaobserver.ws . Проверено 17 сентября 2017 г.
- ^ Статья 109 Конституции Независимого Государства Самоа 1960 г.
- ^ «Национальная перепись населения и жилищного фонда Самоа 2006 года» . sbs.gov.ws. Архивировано из оригинала 8 марта 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сходящиеся течения: обычаи и права человека в Тихоокеанском регионе (NZLC 2006)
- Отчеты о правах человека за 2010 г.: Самоа (Государственный департамент США)
- Цели развития тысячелетия, Второй отчет Самоа о ходе работы, 2010 г.
- Конституция Независимого Государства Самоа
- Универсальный периодический обзор: доклад Рабочей группы по универсальному периодическому обзору: Самоа, 2011 г.
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ)
- Итоги выборов 2016 года
- Веб-сайт Министерства по делам женщин и социального развития
- Сайт парламента Самоа
- Конституция Западного Самоа 1960 г.
- Конституция Независимого Государства Западное Самоа 1990 г.