Огненный нож
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Огненный нож — традиционный самоанский культурный инструмент, используемый в церемониальных танцах. Первоначально он представлял собой мачете , обернутое полотенцами с обоих концов, с обнаженной частью лезвия посередине. Племенные исполнители танца с огненным ножом (или Шива Афи или даже «Айлао Афи», как его называют на Самоа) танцуют, вращая нож и выполняя другие акробатические трюки. Во время танцев полотенца поджигают, отсюда и название.
История
[ редактировать ]Полинезийские историки и специалисты по истории культуры Самоа утверждают, что обучение воинов Тоа искусству рукопашного боя с использованием Нифо Оти, самоанской военной дубины с зазубренными краями, приобрело известность между 900 и 1200 годами нашей эры. Это было любимое оружие империи Туи Мануа во времена короля Мауи Таготе из групп островов Восточного Самоа. [1] Эти боевые дубинки часто были окаймлены зубами акул, рыб-пил, рыб-меч и других морских существ.
Первоначально Шива Афи исполнялась с Нифо Оти, что было очень опасно. Современный танец с огненным ножом уходит корнями в древнюю самоанскую выставку под названием айлао – яркую демонстрацию боевого мастерства самоанского воина посредством искусного вращения, метания и ловли, а также танца с боевой дубинкой. Айлао айлао можно было исполнять с помощью любого военного дубинки, и некоторые колониальные источники подтверждают, что женщины также исполняли во главе церемониальных процессий, особенно дочери верховных вождей. [2] Он был задуман на острове Уполу между 1200 и 1250 годами нашей эры и приобрел культурную известность во время правления короля Мауи Таготе. Древняя легенда рассказывает о 400 воинах, которые тренировались со своим Нифо Оти.
Во время ночных танцев танцоры часто вращали и раскачивали факелы, хотя обычным орудием айлао была боевая дубина в память о трех братьях Туне, Фате и Савеа и их победе над тонганскими захватчиками. До появления металлов наиболее распространенными дубинками, которые использовались и демонстрировались в стиле айлао, были старинные булавы с искусной резьбой, называемые анава . Эти анава часто имели зазубренные края и зазубренные «зубы», которые характеризовали уникальное самоанское оружие, называемое «нифооти».
Изгнание Туи Тонга Талакайфаики (короля Тонги) и рождение Малиетоа (короля Самоа), рождение Шивы Афи.
[ редактировать ]Примерно на 200 лет Туи Тонга Талакайфаики основали долгосрочное место жительства в Ата Сафоту, Савайи, Самоа. Местом для предстоящего празднования дня рождения Туи Тонга Талакайфаики стал красивый знаменитый участок пляжа в Алейпате, регионе на восточной стороне Уполу.
Семена восстания, согласно легенде, были посеяны тремя братьями — «сыновьями» Атиоги, а именно Савеа, Туна, Фата — и четвертым воином Тоа, Улумасуи (который на самом деле был внуком Атиоги). Три брата и их племянник в конечном итоге возглавили широкомасштабную кампанию гражданского неповиновения, которая в конечном итоге переросла в военное свержение Талакайфаики.
Самоанских воинов призвали танцевать и развлекать Туи Тонга Талакайфаики во время празднования дня рождения короля Тонги. Тонганцы правили частями Самоа (Уполу и Савайи), но не смогли завоевать острова Восточного Самоа, а именно Мануа и Маноно, воины которых, как известно, неоднократно отражали вторжения Тонги и Фиджи. Воины Мануа были известны по всей Восточной Полинезии своей силой и свирепостью. [3]
Самоанские воины прибыли, чтобы подготовить угощение к Туи Тонга Талакайфаики. Самоанцы закапывали оружие (нифо оти) в песок по всему пляжу, угощая тонганцев «буш-джином». Затем они использовали свои нифо оти, которые на протяжении последних тысячелетий оставались той же конструкцией, что и те, которые были популярны, когда самоанцы фактически были охотниками за головами, чтобы обезглавить жертву, в то время как крюк держал трофей.
С наступлением ночи празднества и вечеринки продолжались, было выпито еще больше «джина», а самоанские воины «выступали» перед королем. Они обертывали оба конца нифо-оти сухим пальмовым сеннитом, который затем погружали в огонь, чтобы создать пламя на одном конце ножа. Они танцевали и указывали места зарытого оружия другим самоанским воинам, ожидавшим в небольших паопао (каноэ) у берега. Затем воины ворвались на пляж, забрали оружие и подожгли его, продолжая гнать тонганцев в кровавой битве по всему острову, от востока до самой западной точки Уполу.
Направляясь на запад от Алейпаты, Уполу (где проходили празднования дня рождения Туи Тонга) к побережью Мулифануа, тонганский король и его телохранители были загнаны в угол у моря. На протяжении всего пути к морю шли ожесточенные бои, после чего Туи Тонга достигли своих превосходящих военных кораблей и окликнули тех, кто был на суше. Тонганцы, которые не были убиты, в конце концов сели на лодки и навсегда покинули Самоа. [4] После своего отъезда тонганский монарх произнес короткую речь, в которой высоко оценил храбрые боевые качества самоанских воинов и признал победу своих некогда подданных. Название Малиетоа взято из вступительной фразы этой речи: « Mālie toa, mālie tau », что означает «великие воины, хорошо сражающиеся».
Этимология
[ редактировать ]Когда европейские и американские китобои и торговцы начали коммерческие предприятия на Самоа, они познакомили туземцев с ножом для ворвани с длинной ручкой и тростниковым ножом с крючком . Характерный металлический крюк этих инструментов был легко включен в самоанский деревянный нифооти, который имеет уникальный крючковый элемент, вырезанный из дерева или выкованный из стали. Одно из распространенных утверждений состоит в том, что слово «нифо'оти» означает «зуб смерти», но это неверно с лингвистической точки зрения, поскольку в синтаксисе Самоа модификатор ставится после подлежащего; Согласно грамматике Самоа, термин «нифооти» на самом деле будет означать «мертвый зуб», что вряд ли так устрашающе, как первый перевод. Еще один лингвистический вопрос, требующий проработки, касается 'оти (с начальной гортанной перемычкой) и «оти» (без гортанной перемычки). Когда слово 'oti произносится с голосовой остановкой, оно вообще не означает «смерть»; В качестве глагола 'oti означает «стричь», как в 'otiulu («стричь волосы»), или, как существительное, оно относится к домашней козе. Поэтому наиболее вероятное происхождение термина «нифооти» происходит от сходства крючка оружия с изогнутым рогом («нифо») козла («оти») или от зазубренных зубов («нифо» ), образующие острие оружия (оти).
Возрождение
[ редактировать ]Молодой человек Тавита Ваоифи возродил самоанский танец айлао Шива Афи и в конечном итоге привез его домой на Самоа с Гавайев. Он выиграл стипендию Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Это было в то время, когда Вторая мировая война велась частично в его любимой южной части Тихого океана. Когда ему удалось приехать в Америку, он ходил в школу, работал и танцевал. Прочитав эту информацию, в свободное время он исследовал все, что мог найти о своей родине. Эта история глубоко поразила его, потому что он никогда не слышал об этом от старших. Он был полон решимости включить это сокровище в свои танцевальные программы на острове. После многих порезов, ожогов и побегов он смог усовершенствовать этот танец до такой степени, что исполнял его каждую ночь в клубах и на концертах не только в районе Сан-Франциско, но и по всей стране.
Огонь был частью танца Тавиты, поскольку он нашел его таким, каким он был описан в книге из библиотеки. Полотенца не использовались, только пальмовые листья и сухие листья. Толпа в Америке, пришедшая узнать, что он узнал о Самоа, испугалась, увидев, как он вращает огонь. Суперинтендант мормонской школы, где в то время преподавал Тавита, смог успокоить аудиторию и заверить их, что им не причинят никакого вреда.
В конце концов он вернулся на Самоа, чтобы вернуть ту часть самоанской культуры, о которой не было слышно до его выступления. После этого в течение многих лет он преподавал танец и судил множество конкурсов в Самоа и других странах. Он был вознагражден за уведомления и туристов, которых он поощрял посетить его любимую родину, титулом Верховного вождя А'е от главы государства Малиетоа Танумафили II.
Г-жа Тавита Ваоифи написала, что после 12 лет брака с ним, с 1979 года до его смерти в 1991 году от циклона Вал , информация о том, что огонь не был частью «Танца огненных ножей» до 1946 года, является ошибкой. Его добавил к ножу Tin 1946 самоанский танцор с ножами по имени Фредди Летули , позже ставший верховным руководителем Летули Оло Мисилаги. Летули выступал в Сан-Франциско и заметил пожирателя индуистского огня и маленькую девочку с зажженными дубинками. Пожиратель огня одолжил ему немного топлива, он обернул свой нож полотенцами, и таким образом Танец Огненного Ножа Шива Афи был возрожден.
Хотя сегодня многие коммерческие артисты исполняют танец с короткими посохами или ножами без лезвий, это не настоящий танец с огненным ножом и неприемлем в самоанской культурной практике, за исключением тренировочных целей. Ножи, которыми пользуются артисты в Американском Самоа, по-прежнему изготавливаются из мачете, хотя у молодых танцоров они часто затупляются.
Соревнование
[ редактировать ]Острую борьбу прошли традиционные соревнования. Их эксгибиционисты скорее умрут, чем обратятся за медицинской помощью из-за травм, полученных во время выступления. [ 1 ] ежегодно проводятся современные соревнования Сегодня в Полинезийском культурном центре на имя чемпиона мира по огненному ножу. Соревнования начались в 1992 году и всегда проводятся в третью неделю мая. В 2007 году чемпионат был расширен и теперь принимает участников в категории дуэтов и среди женщин. В 2010 году мероприятие расширилось до четырех вечеров, включая двухдневный финал с участием трех человек.
Чемпионами по годам являются:
- 2017: Фрэнсис Пенеса (Самоа)
- 2016: Микаэле Олоа (Вайлуа, Гавайи)
- 2015: Жозеф Кадусто (Папеэте, Таити)
- 2014: Виавиа Тиумалу-младший. (Орландо, Флорида)
- 2013: Жозеф Кадусто (Папеэте, Таити)
- 2012: Жозеф Кадусто (Папеэте, Таити)
- 2011: Виавиа Тиумалу-младший. (Орландо, Флорида)
- 2010: Микаэле Олоа (Вайлуа, Гавайи)
- 2009: Микаэле Олоа (Вайлуа, Гавайи)
- 2008: Виавиа Тиумалу-младший. (Орландо, Флорида)
- 2007: Эндрю «Уми» Секстон (Орландо, Флорида)
- 2006: Майкл Ола (Орландо, Флорида)
- 2005: Майкл Ола (Орландо, Флорида)
- 2004: Алекс Галеай (Лайе, Гавайи)
- 2003: Дэвид Галеаи (Острова Кука)
- 2002: Партия Леваса (Самоа)
- 2001: Партия Леваса (Самоа)
- 2000: Дэвид Галеаи (Острова Кука)
- 1999: Дэвид Галеаи (Острова Кука)
- 1998: Партия Леваса (Самоа)
- 1997: Партия Леваса (Самоа)
- 1996: Ифи Су (Мауи, Гавайи)
- 1995: Ифи Су (Мауи, Гавайи)
- 1994: Ифи Су (Мауи, Гавайи)
- 1993: Паосаа Сиелу Веа (Лайе, Гавайи)
Современное использование
[ редактировать ]Самоанский Сива Афи стал неотъемлемой частью любого полинезийского луау или шоу. Многие другие полинезийские острова внедрили Шива Афи в свои собственные островные шоу, особенно на островах Таити, Гавайи, островах Кука, Фиджи и Тонга. Из-за тесных семейных племенных связей с вышеупомянутыми островами и островами Самоа танец огненного ножа почти стал гомогенизированным как часть собственной культуры этих островов. В середине 20 века древние традиции были коммерциализированы и вестернизированы. Со временем исполнительский инструмент менялся. Деревянная рукоять постепенно удлинялась, а лезвие становилось короче. В конце концов, открытая часть стала частью ручки. Некоторые движения, исполняемые в шоу, теперь более современны и ярки, чем традиционные приготовления к бою. Поэтому они часто выполняются с ускоренной скоростью. Вполне вероятно, что опасность заточенных лезвий и потребность в нескольких ежедневных выступлениях лучших исполнителей привели к полному исчезновению заточенных лезвий из коммерческих выступлений. Теперь, когда человек едет в На Гавайях довольно часто можно увидеть рекламный ролик «Танцы с огненными ножами», исполняемый с деревянными или алюминиевыми шестами, обернутыми полотенцами. Эти представления часто являются частью праздников Луау или полинезийских шоу, включающих выступления Poi Ball .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стюарт, Энтони (19 мая 2019 г.). « «Воплощение воина»: австралийский подросток борется за право женщин соревноваться в танцах с огненными ножами» . Новости АВС . Проверено 13 апреля 2020 г.
- Фредди Летули, рассказанная Патрисии Летули (2004). Пылающий меч Самоа: история танца огненных ножей . ISBN 978-0-9742672-6-5 .