Jump to content

Я, Робот

Я, Робот
Обложка первого издания
Автор Айзек Азимов
Художник обложки Эдд Картье
Язык Английский
Ряд роботов Серия
Жанр научная фантастика
Издатель Гном Пресс
Дата публикации
2 декабря 1950 г.
Место публикации Соединенные Штаты
Тип носителя Печать (в твердом переплете)
Страницы 253
С последующим Остальные роботы
Полный робот  

«Я, робот» научно - — сборник фантастических рассказов американского писателя Айзека Азимова . Истории первоначально появились в американских журналах Super Science Stories и Astounding Science Fiction между 1940 и 1950 годами, а затем были собраны в издание Gnome Press в 1950 году первоначальным тиражом в 5000 экземпляров.

Истории сплетены воедино посредством обрамляющего повествования , в котором вымышленная доктор Сьюзан Кэлвин рассказывает каждую историю репортеру (который выступает в роли рассказчика) в 21 веке. Хотя истории можно читать по отдельности, их объединяет тема взаимодействия людей, роботов и морали Азимова , а в сочетании они рассказывают более широкую историю вымышленной истории робототехники . [1]

В некоторых историях фигурирует персонаж доктора Кэлвина, главного робопсихолога компании US Robots and Mechanical Men , Inc., крупного производителя роботов. После их публикации в этом сборнике Азимов написал фрагмент, представляющий истории как воспоминания Кэлвин во время интервью с ней о работе всей ее жизни, в основном посвященной аномальному поведению роботов и использованию « робопсихологии », чтобы разобраться в том, что происходит в их жизни. позитронный мозг . В книге также содержится рассказ, в котором впервые появляются «Три закона робототехники» Азимова , оказавшие большое влияние на более позднюю научную фантастику, а на размышления об этике искусственного интеллекта также . Другими персонажами, которые появляются в этих рассказах, являются Пауэлл и Донован , группа полевых испытаний, которая обнаруживает недостатки в прототипах моделей USRMM. [2]

Сборник имеет общее название с недавним на тот момент рассказом ) « Я, робот » (1939) Эандо Биндера (псевдоним Эрла и Отто Биндер , который оказал большое влияние на Азимова. Азимов хотел назвать свой сборник «Разум и железо» и возражал, когда издатель сделал название таким же, как у Биндера. Во введении к этой истории в книге «Айзек Азимов представляет великие научно-фантастические истории» (1979) Азимов писал:

Это, конечно, привлекло мое внимание. Через два месяца после того, как я прочитал это, я начал «Робби» о симпатичном роботе, и это было началом моей серии о позитронных роботах. Одиннадцать лет спустя, когда девять моих историй о роботах были собраны в книгу, издатель, назвал сборник «Я, робот» несмотря на мои возражения, . Моя книга теперь более известна, но история Отто была там первой.

- Айзек Азимов (1979) [3]

Содержание

[ редактировать ]

Газета New York Times описала « Я, робот» как «захватывающий научный триллер, [который] может быть интересным для тех, чьи нервы еще не истощены возможностями атомного века». [4]

Назвав ее «постоянно увлекательной», Грофф Конклин «безоговорочно рекомендовал» книгу. [5]

П. Шайлер Миллер рекомендовала сборник: «Для головоломок, юмора, теплого характера и большинства ценностей простого хорошего письма». [6]

Адаптации

[ редактировать ]

Телевидение

[ редактировать ]

По крайней мере три рассказа из «Я, робот» были адаптированы для телевидения. Первым был эпизод 1962 года сериала « Из этого мира», который вел Борис Карлофф, под названием « Маленький потерянный робот » с Максин Одли в роли Сьюзен Кэлвин . Два рассказа из сборника были превращены в эпизоды британского сериала « Из неизвестного» . Это «Пророк» (1967), основанный на « Разуме »; и « Лжец! » (1969). Оба эпизода были стёрты BBC , и считается, что они больше не существуют, хотя видеоклипы, аудиофрагменты и фотографии сохранились. Перепрофилированные костюмы роботов из первого появились в Доктора Кто сериале 1968 года «Грабитель разума» . [7] 12-я серия советского научно-фантастического сериала «Этот фантастический мир» , снятого в 1987 году под названием « Не шутите с роботами» , была основана на произведениях Александра Беляева и Фредрика Киландера , а также Азимова « Лжец! ». повести [8]

И оригинальный , и возрожденный сериал «За пределами границ » включают эпизоды под названием « Я, робот », но это адаптация несвязанного произведения Эрла и Отто Биндеров под их совместным псевдонимом «Эандо Биндер». В истории Связующих появился повторяющийся персонаж, робот по имени Адам Линк .

В августе 2023 года С. Гойер сообщил, что он получил разрешение от FOX главы Лахлана Мердока , самопровозглашенного поклонника Apple TV+ Foundation Дэвид , адаптировать концепции « Я, робот» ко второму сезону сериала 2023 года, «связав [Демерзель/Дэниел] изучает законы «Я, робот» [и] снимает дополнительный мини-сериал , который специально углубляется в нашу версию « Войн роботов ». [9]

Сценарий Харлана Эллисона (1977–1978)

[ редактировать ]

В конце 1970-х годов Warner Bros. получила возможность снять фильм по книге, но сценарий так и не был принят. Наиболее заметной попыткой была попытка Харлана Эллисона , который в сотрудничестве с самим Азимовым создал версию, передающую дух оригинала. Цитируется, что Азимов сказал, что этот сценарий приведет к созданию «первого когда-либо созданного действительно взрослого, сложного и стоящего научно-фантастического фильма ». Эллисон работал над проектом с декабря 1977 года по декабрь 1978 года. Сам Азимов консультировал Эллисона относительно научной обоснованности некоторых элементов сценария.

Сценарий Эллисона, вдохновленный «Гражданином Кейном» , [10] началось с того, что репортер Роберт Братенал разыскал информацию о предполагаемом бывшем любовнике Сьюзан Кэлвин Стивене Байерли. Это обеспечило последовательность кадров для экранизаций рассказов Азимова. Они отличаются от оригиналов тем, что в них больше внимания уделяется Кальвину как персонажу. Эллисон поместил Кальвин в истории, в которых она не появлялась, и усилил ее роль в тех, в которых она появлялась.

Несмотря на высокую оценку критиков, сценарий, как правило, считается непригодным для экранизации по практическим причинам, учитывая технологии и средние бюджеты фильмов того времени. [10] Азимов также считал, что фильм мог быть отменен из-за конфликта между Эллисоном и продюсерами: когда продюсеры предложили внести изменения в сценарий, вместо того, чтобы вести себя дипломатично, как советовал Азимов, Эллисон «бурно отреагировал» и оскорбил их. [11]

Сценарий был опубликован в журнале Asimov's Science Fiction в конце 1987 года и появился в виде книги с иллюстрациями Марка Цуга под названием « Я, Робот: Иллюстрированный сценарий» в 1994 году (переиздано в 2004 году, ISBN   1-4165-0600-4 ). И Эллисон, и Азимов получили кредиты.

фильм 2004 года

[ редактировать ]

Фильм «Я, робот » с Уиллом Смитом в главной роли был выпущен компанией Twentieth Century Fox 16 июля 2004 года в США. В его сюжете использованы элементы « Маленького потерянного робота ». [12] несколько имен персонажей Азимова и Три закона . Сюжет фильма оригинален; сценарий не Hardwired Джеффа Винтара основан на рассказах Азимова. [12] Его сравнивают с «Стальными пещерами» Азимова , в которых рассказывается об убийстве робототехника. В отличие от произведений Азимова, в фильме фигурируют полчища роботов-убийц.

BBC Radio 4 в 2017 году транслировало аудиодраматическую адаптацию пяти рассказов «Я, робот» из своей 15-минутной драмы , поставленной Ричардом Курти с Гермионой Норрис в главной роли .

  1. Робби [13]
  2. Причина [14]
  3. Маленький потерянный робот [15]
  4. Лжец [16]
  5. Неизбежный конфликт [17]

Они также транслировались в одной программе на BBC Radio 4 Extra под названием «Я, робот: Омнибус» Айзека Азимова . [18]

Приквелы

[ редактировать ]

Поместье Азимовых попросило Микки Цукера Райхерта (наиболее известного по сериалу о скандинавском фэнтези Реншай ) написать три [19] приквелы к «Я, Робот» , поскольку она была писательницей-фантастом с медицинским образованием, которая впервые встретила Азимова, когда ей было 23 года, хотя и не знала его хорошо. [20] Она была первой женщиной-писателем, получившей разрешение писать рассказы по романам Азимова. [20]

Продолжения серии «Основание Азимова» были написаны Грегори Бенфордом , Грегом Беаром и Дэвидом Брином . [19]

Berkley Books заказала приквелы «Я, робот» , в которые вошли:

  • Я, робот: защищать (2011)
  • Я, робот: подчиняться (2013)
  • Я, робот: Сохранить (2016)
[ редактировать ]

В 2004 году газета The Saturday Evening Post сообщила, что « » робота Я, три закона «совершили революцию в жанре научной фантастики и сделали роботов гораздо более интересными, чем они когда-либо прежде». [21] «Я, Робот» оказал влияние на многие аспекты современной массовой культуры, особенно на научную фантастику и технологии. Одним из примеров этого является технологическая отрасль. Название реального производителя модемов под названием US Robotics было напрямую вдохновлено « Я, робот» . Название взято из имени производителя роботов («Роботы и механические люди из США»), которое появляется в рассказах Азимова о роботах. [22]

Многие произведения в области научной фантастики также отдали дань уважения коллекции Азимова. [ нужна ссылка ]

Эпизод оригинального сериала «Звездный путь» « Я, Мадд » (1967), в котором изображена планета андроидов, нуждающихся в людях, отсылает к «Я, робот» . Еще одна отсылка появляется в названии эпизода «Звездный путь: Следующее поколение » « Я, Борг » (1992), в котором Джорди Ла Форж подружился с потерянным членом коллектива Боргов и учит его чувству индивидуальности и свободной воли. [ нужна ссылка ]

« Роботы В рассказе «Доктора Кто» смерти » (1977) упоминается « Я, робот с «первым принципом», где говорится: «Роботам запрещено причинять вред людям». [ нужна ссылка ]

В фильме «Чужие » (1986) синтетический человек Бишоп перефразирует Первый закон Азимова такими строками: «Я не могу причинить вред или бездействием допустить причинение вреда человеческому существу». [ нужна ссылка ]

В эпизоде ​​​​сериала «Симпсоны » под названием « I D'oh Bot » (2004) профессор Фринк построил робота по имени «Смашиус Клэй» (также называемого «Киллхаммад Айи»), который следует всем трем законам робототехники Азимова. [23]

В анимационной научно-фантастической комедии «Футурама» есть несколько отсылок к «Я, робот» . Название эпизода « Я, сосед по комнате » (1999) является пародией на «Я, робот» , хотя сюжет эпизода имеет мало общего с оригинальными историями. [24] Кроме того, в эпизоде ​​​​« Правила кибердома » присутствовал оптик по имени «Глаз-робот», а в эпизоде ​​​​« Антология интересов II » был отрывок под названием «Я, мешок с мясом». [25] Также в « Игре Бендера » (2008) психиатр демонстрирует логическую ошибку и взрывается, когда ассистент кричит «Лжец!» а-ля « Лжец! ». Лила однажды сказала Бендеру «заткнуть уши», чтобы он не услышал парадокс уничтожения роботов, который она использовала, чтобы уничтожить робота Санту (он наказывает плохих, он убивает людей, убивать плохо, поэтому он должен наказать себя), в результате чего полный развал; кроме того, Бендер заявил, что он безопасен по трем законам. [ нужна ссылка ]

Позитронный мозг , который Азимов назвал центральными процессорами своих роботов, — это то, что питает Данные из «Звездного пути: Следующее поколение» , а также других андроидов типа Сунг. Позитронный мозг упоминался в ряде других телевизионных шоу, включая «Доктор Кто» , «Однажды... Космос» , «Перри Родан» , «Число зверя » и других. [ нужна ссылка ]

Автор Кори Доктороу написал рассказ под названием « Я, робот » как дань уважения и критику Азимова. [26] а также «Я, весельная лодка», оба выпущены в сборнике рассказов 2007 года «Разгон: Истории будущего настоящего» . Он также сказал: «Если я вернусь к этой теме, то это будет история о приподнятых сэндвичах с сыром под названием «Я, Rarebit». [27]

Другие культурные отсылки к книге менее напрямую связаны с научной фантастикой и технологиями. Альбом I Robot (1977) группы The Alan Parsons Project был вдохновлен произведением Азимова «Я, робот» . По своей первоначальной концепции альбом должен был следовать темам и концепциям, представленным в сборнике рассказов. Проект Алана Парсонса не смог получить права, несмотря на энтузиазм Азимова; он уже передал права в другом месте. Таким образом, концепция альбома была немного изменена, хотя название было сохранено (без запятой, чтобы избежать нарушения авторских прав). [28] Альбом I, Human (2009) сингапурской группы Deus Ex Machina во многом опирается на принципы Азимова в области робототехники и применяет их к концепции клонирования. [29]

В индийском научно-фантастическом фильме «Эндхиран » (2010) упоминаются три закона Азимова об искусственном интеллекте вымышленного персонажа «Читти: Робот». Когда ученый принимает робота на оценку, комиссия спрашивает, был ли робот построен с использованием трех законов робототехники. [ нужна ссылка ]

Темой Burning Man 2018 стала «Я, робот». [30]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бошан, Горман (1980). «Комплекс Франкенштейна и роботы Азимова» . Мозаика: междисциплинарный критический журнал . 13 (3/4): 83–94. JSTOR   24780264 . Архивировано из оригинала 29 февраля 2024 года . Проверено 21 марта 2024 г. - через JSTOR.
  2. ^ Портелли, Алессандрро (1980). «Три закона робототехники: законы текста, законы производства, законы общества (Les Trois Lois de la Robotique: lois du texte, lois de la Production, lois de la société)» . Научно-фантастические исследования . 7 (2): 150–156. JSTOR   4239326 . Архивировано из оригинала 21 марта 2024 года . Проверено 21 марта 2024 г. - через JSTOR.
  3. ^ Азимов, Исаак (1979). Айзек Азимов представляет великие научно-фантастические истории .
  4. ^ «Царство космонавтов». Рецензия на книгу «Нью-Йорк Таймс» . 4 февраля 1951 года.
  5. ^ Конклин, Грофф (апрель 1951 г.). «5-звездочная полка Галактики» . Галактическая научная фантастика . стр. 59–61.
  6. ^ Рецензии на книги . Сентябрь 1951 г., стр. 124–125. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  7. ^ «Список актрис IMDb, сыгравших Сьюзен Кэлвин» . IMDB . Архивировано из оригинала 18 декабря 2016 года . Проверено 29 июня 2018 г.
  8. ^ (на русском языке) Государственный фонд телерадиопрограмм. Архивировано 8 сентября 2009 г., в Wayback Machine.
  9. ^ Фонд Дэвида Гойера (2 августа 2023 г.). «АМА: Привет, Reddit! Я Дэвид С. Гойер, шоураннер « Фонда» на Apple TV и режиссер эпизодов 202 и 203. Спрашивайте меня о чем угодно!» . Реддит . Архивировано из оригинала 1 августа 2023 года . Проверено 2 августа 2023 г. DavidGoyerFoundation: Будем ли мы делать что-нибудь еще, чтобы привязать Демерзеля к законам «Я, робот» ? Да, конечно. Продолжайте смотреть этот сезон. Мы даже обсуждали создание дополнительного мини-сериала, который будет специально посвящен нашей версии « Войн роботов ». Понятия не имею, доберемся ли мы когда-нибудь до этого и Apple захотят ли этого или аудитория. Зависит от приема S2 и не только. Может быть, мы сделаем это – или, может быть, попытаемся включить эту сюжетную линию в одну из сезонных дуг.
  10. ^ Jump up to: а б Вейл, Эллен; Вулф, Гэри К. (2002). Харлан Эллисон: Грань вечности . Колумбус, Огайо: Издательство Университета штата Огайо. п. 126. ИСБН  0-8142-0892-4 .
  11. ^ Айзек Азимов, «Голливуд и я». В «Научной фантастике Азимова» , май 1979 г.
  12. ^ Jump up to: а б Топель, Фред (17 августа 2004 г.). « Джефф Винтар был запрограммирован на Я, РОБОТ» (интервью с Джеффом Винтаром, сценаристом)» . Утопия сценариста . Кристофер Венер. Архивировано из оригинала 31 августа 2018 года . Проверено 30 июля 2014 г.
  13. ^ «Робби, «Я, робот» Айзека Азимова, 15-минутная драма — BBC Radio 4» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 22 декабря 2017 года . Проверено 10 февраля 2017 г.
  14. ^ «Разум, «Я, робот» Айзека Азимова, 15-минутная драма — BBC Radio 4» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 8 февраля 2017 года . Проверено 10 февраля 2017 г.
  15. ^ «Маленький потерянный робот», «Я, робот» Айзека Азимова, 15-минутная драма — BBC Radio 4» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 10 февраля 2017 года . Проверено 10 февраля 2017 г.
  16. ^ «Лжец, «Я, робот» Айзека Азимова, 15-минутная драма — BBC Radio 4» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 10 февраля 2017 года . Проверено 10 февраля 2017 г.
  17. ^ «Неизбежный конфликт, «Я, робот» Айзека Азимова, 15-минутная драма — BBC Radio 4» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 года . Проверено 10 февраля 2017 г.
  18. ^ «Я, робот» Айзека Азимова: Омнибус - BBC Radio 4 Extra» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 9 февраля 2017 года . Проверено 10 февраля 2017 г.
  19. ^ Jump up to: а б «Автор-фантаст напишет новые романы об Айзеке Азимове» . 29 октября 2009 года . Проверено 9 ноября 2014 г.
  20. ^ Jump up to: а б «Автор области продолжает творчество Айзека Азимова» . Калона Новости. 25 мая 2011 года . Проверено 9 ноября 2014 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  21. ^ Крайтер, Тед. «Возвращение к мастеру научной фантастики». Субботняя вечерняя почта . 276 (6): 38. ISSN   0048-9239 .
  22. ^ Пресс-кит по робототехнике США, 2004 г. , стр. 3 в формате PDF. Архивировано 28 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
  23. ^ Веллман, Генри М. (3 декабря 2019 г.). Чтение мыслей: как детство учит нас понимать людей . Издательство Оксфордского университета. п. 135. ИСБН  978-0-19-087868-9 .
  24. ^ М. Кейт Букер (2006). Тяга к телевидению: анимация в прайм-тайм от «Флинтстоунов» до «Гриффинов» . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. п. 122 . ISBN  0-275-99019-2 .
  25. ^ «Правила кибердома — Инфосфера, Футурама Вики» . theinfosphere.org . Архивировано из оригинала 6 февраля 2024 года . Проверено 31 мая 2024 г.
  26. ^ Доктороу, Кори. "Crapound.com Кори Доктороу" . http://www.craphound.com/?p=189 Архивировано 27 апреля 2008 г. в Wayback Machine (получено 27 апреля 2008 г.).
  27. ^ Доктороу, Кори. "Crapound.com Кори Доктороу" . Архивировано из оригинала 31 марта 2008 года . Проверено 27 апреля 2008 г.
  28. Официальный веб-сайт проекта Алана Парсонса. Архивировано 18 февраля 2009 г. на Wayback Machine.
  29. ^ «Отзывы» . Живой 4 Металл. Архивировано из оригинала 19 октября 2011 года . Проверено 13 октября 2011 г.
  30. ^ «Я, РОБОТ» . Архивировано из оригинала 3 июля 2018 года . Проверено 1 июня 2018 г.

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]
  • Чалкер, Джек Л .; Марк Оуингс (1998). Издательство Science-Fantasy: Библиографическая история, 1923–1998 гг . Вестминстер, Мэриленд и Балтимор: Mirage Press, Ltd., с. 299.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4b0694126441f5eee9efebcd41695d27__1721280120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/27/4b0694126441f5eee9efebcd41695d27.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
I, Robot - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)