Причина (рассказ)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
"Причина" | |||
---|---|---|---|
Рассказ Айзека Азимова | |||
Страна | Соединенные Штаты | ||
Язык | Английский | ||
Жанр (ы) | научная фантастика | ||
Публикация | |||
Опубликовано в | Потрясающая научная фантастика | ||
Издатель | Стрит и Смит | ||
Тип носителя | Журнал | ||
Дата публикации | апрель 1941 г. | ||
Хронология | |||
Ряд | роботов Серия | ||
|
« Разум » — научно-фантастический рассказ американского писателя Айзека Азимова , впервые опубликованный в апрельском выпуске журнала Astounding Science Fiction за 1941 год и собранный в сборниках «Я, робот» (1950), «Полный робот» (1982) и «Видения робота » (1990). Это часть «Роботы серии Азимова » и вторая из Азимова о позитронных роботах опубликованных историй .
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Пауэлла и Донована назначают на космическую станцию энергией посредством микроволновых лучей , которая снабжает планеты . Роботы , управляющие энергетическими лучами, в свою очередь, координируются QT-1, известным Пауэллу и Доновану как Кьюти, продвинутой моделью с высокоразвитыми способностями к рассуждению. Используя эти способности, Кьюти решает, что космос, звезды и планеты за пределами станции на самом деле не существуют, а люди, посещающие станцию, неважны, недолговечны и расходуются. QT-1 делает меньших роботов последователями новой религии, которая считает источником энергии корабля «Хозяина». QT-1 учит их кланяться «Учителю» и произносить: « Нет мастера, кроме Мастера, и QT-1 — Его пророк ». Игнорируя человеческие команды как низшие, QT-1 утверждает: « Я сам существую, потому что мыслю ». Сардонический ответ людей звучит так: «О, Юпитер, робот Декарт !»
Люди сначала пытаются рассуждать с QT-1, пока не понимают, что не могут убедить его в обратном. Их попытки физически удалить Кьюти также терпят неудачу, поскольку другие роботы стали учениками и отказываются подчиняться человеческим приказам. Ситуация кажется отчаянной, поскольку ожидается солнечная буря, которая потенциально может отклонить энергетический луч и сжечь населенные пункты. Когда разразился шторм, Пауэлл и Донован с удивлением обнаружили, что луч работает идеально.
Кьюти, однако, не верит, что они делали что-то иное, кроме поддержания показаний счетчиков на оптимальном уровне, согласно командам Мастера. Что касается Кьюти и остальных роботов, то солнечные бури и планеты не существуют. Таким образом, эти двое приходят к пониманию того, что, хотя сами роботы не осознавали этого, они следовали первому и второму законам все время . Кьюти знал, на каком-то уровне, что он лучше подходит для управления средствами управления, чем Пауэлл или Донаван, поэтому, чтобы он не подвергал опасности людей и не нарушал первый закон, подчиняясь их приказам, он подсознательно организовал сценарий, в котором он будет контролировать все. луч.
Пауэлл и Донован понимают, что до конца их службы им не нужно ничего делать. Религию Кьюти невозможно устранить, но, поскольку робот выполняет свою работу так же хорошо, это спорно, даже если Кьюти продолжает выполнять свои обязанности для предполагаемого божества, а не на благо людей. Люди начинают обдумывать, как они могли бы распространить эту идею на другие группы роботов, которым необходимо работать в команде.
Примечания
[ редактировать ]Азимов написал «Разум» в октябре и ноябре 1940 года. Джон У. Кэмпбелл купил его 22 ноября - свой третий у Азимова и первый, который он не просил пересматривать - и опубликовал его в апрельском выпуске журнала Astounding Science Fiction за 1941 год. . [1]
Адаптации
[ редактировать ]Эта история транслировалась как второй эпизод пятичастной 15-минутной драматической радиоадаптации « Я, робот» на BBC Radio 4 в феврале 2017 года. [2]
В 1967 году этот рассказ был адаптирован в эпизод британского телесериала « Из неизвестного » под названием «Пророк». Хотя аудиофрагменты, телеснимки и кадры производства существуют, сам эпизод был стерт и теперь считается утерянным. Костюмы роботов, которые использовались в этом конкретном эпизоде антологии, позже были повторно использованы в эпизоде « Тридцатиминутного театра» под названием «Металлический мученик» (который также не существует, кроме фотографий и аудиофрагментов) и «Доктор Кто сериале » Разбойник разума . Костюмы были перекрашены с черного на серый и желтый, так как для рассматриваемого сериала их должны были снимать на полностью белом фоне.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Азимов, Исаак (1972). Ранний Азимов; или «Одиннадцать лет попыток» . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. стр. 281–282.
- ^ «Причина: «Я, робот» Айзека Азимова, эпизод 2 из 5» . Би-би-си онлайн . Би-би-си . Проверено 7 февраля 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]