Поймай этого кролика
![]() | Тема этой статьи Википедии может не соответствовать общему правилу по известности . ( сентябрь 2018 г. ) |
«Поймай этого кролика» | |||
---|---|---|---|
Рассказ Айзека Азимова | |||
Страна | Соединенные Штаты | ||
Язык | Английский | ||
Жанр (ы) | научная фантастика | ||
Публикация | |||
Опубликовано в | Потрясающая научная фантастика | ||
Тип публикации | Периодическое издание | ||
Издатель | Стрит и Смит | ||
Тип носителя | Печать ( журнал , твердый и мягкий переплет ) | ||
Дата публикации | февраль 1944 г. | ||
Хронология | |||
Ряд | роботов Серия | ||
|
« Поймай этого кролика » — научно-фантастический рассказ американского писателя Айзека Азимова . Впервые он был опубликован в февральском номере журнала Astounding Science Fiction за 1944 год и переиздан в сборниках «Я, робот» (1950) и «Полный робот» (1982).
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Постоянная команда Пауэлла и Донована тестирует новую модель робота на добывающей станции астероида . У этого DV-5 (Дэйв) есть шесть вспомогательных роботов, называемых «пальцами», которыми он управляет с помощью позитронных полей - средства передачи, еще не до конца понятного робототехникам. Когда люди не вступают в контакт, робот перестает добывать руду. Он не может вспомнить периоды времени, когда прекращал добычу полезных ископаемых, и заявляет, что находит это таким же загадочным, как и людей.
Пауэлл и Донован тайно наблюдают за роботом без его ведома. Каждый раз, когда происходит что-то неожиданное, компания начинает исполнять странные марши и танцы со своими дочерними компаниями — ранний пример Heisenbug ( проблемы программного обеспечения). Чтобы узнать больше, люди пытаются создать вокруг робота аварийную ситуацию, чтобы точно наблюдать момент неисправности, но случайно попадают в обвал. В конце концов они понимают, что у главного робота слишком много дочерних компаний. «Пальцы» функционируют независимо до тех пор, пока не возникает серьезная потребность в решительности, когда главному мозгу приходится брать на себя шестистороннее управление всеми «пальцами», что требует избытка инициативы и вызывает перегрузку. Когда люди наблюдали, их присутствие уменьшало инициативу разума робота, и он не ломался. Чтобы спастись, люди стреляют и уничтожают одну из дочерних компаний. Главный роботизированный мозг может справиться с пятисторонним управлением, поэтому роботы перестают танцевать и начинает действовать Первый Закон.
Пауэлл антропоморфизирует ошибку, изображая робота, крутящего свои «пальцы», когда он перегружен своей работой. Это еще один пример того, как Азимов пишет о робопсихологии , олицетворяемой Сьюзен Кэлвин , как параллельной человеческой психологии. К этому моменту в «Я, робот » читатель уже увидел истерию и религиозную манию .
Внешние ссылки
[ редактировать ]