Последний человек
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2023 г. ) |
![]() Титульный лист первого издания | |
Автор | Мэри Шелли |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Научная фантастика , апокалиптическая фантастика |
Издатель | Генри Колберн |
Дата публикации | февраль 1826 г. |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Трехтомный роман |
Страницы | 375 |
«Последний человек» научно - Мэри антиутопия фантастический роман- Шелли впервые опубликованный в 1826 году — . , апокалиптический близкое вымирание человечества. Это также включает в себя обсуждение британского государства как республики , для чего Шелли присутствовал на заседаниях Палаты общин , чтобы получить представление о правительственной системе эпохи романтизма . В романе много вымышленных намеков на ее мужа Перси Биши Шелли , утонувшего в результате кораблекрушения за четыре года до публикации книги, а также на их близкого друга лорда Байрона , умершего двумя годами ранее.
«Последний человек» — одно из первых опубликованных произведений антиутопической фантастики . Он подвергся резкой критике и на момент публикации оставался малоизвестным. Лишь в 1960-е годы роман вновь стал известен публике.
Персонажи
[ редактировать ]Лайонел Верни : Последний человек. Сирота, сын обедневшего дворянина, Лайонел изначально беззаконен, своеволен и обижен на дворянство за то, что оно отвергло его отца. Однако, когда с ним подружился Адриан, он принимает цивилизацию и особенно ученость. Верни — во многом автобиографическая фигура для Мэри Шелли . [1]
Адриан, граф Виндзорский : Сын последнего короля Англии, Адриан придерживается республиканских принципов . Его мотивируют философия и филантропия, а не амбиции. Он основан на Перси Биши Шелли . [2]
Лорд Рэймонд : амбициозный молодой дворянин, Раймонд прославился своими военными действиями на стороне Греции против турок , но в конечном итоге предпочитает любовь своим амбициям стать королем Англии. Вместо этого он становится лордом-протектором Англии, прежде чем вернуться в Грецию . Рэймондом движут страсть и амбиции, а не принципы. Он основан на лорде Байроне . [1]
Пердита : сестра Лайонела и жена Раймонда. Выросшая сиротой, Пердита была независимой, недоверчивой и гордой, но ее смягчает любовь к Раймонду, которому она яростно предана.
Идрис : сестра Адриана и жена Лайонела. Она любящая, материнская и самоотверженная.
Графиня Виндзорская : мать Адриана и Идриса, австрийской принцессы и бывшей королевы Соединенного Королевства. Она надменная и амбициозная, мечтает восстановить монархию через своих детей.
Эвадна Заими : греческая принцесса, в которую влюбляется Адриан, но которая любит Раймонда. Она предана и горда, даже когда обеднеет.
Клара : дочь Раймонда и Пердиты.
Альфред и Эвелин : сыновья Лайонела и Идриса.
Райланд : Лидер популярной демократической партии, Райланд имеет грандиозные планы по отмене дворянства до чумы, но не желает управлять Англией во время чумы.
Мерривал : астроном , который не обращает внимания на чуму, вместо этого размышляет о состоянии Земли через шесть тысяч лет, пока его семья не умрет. Разбитый трагедией, он вскоре умирает.
Люси Мартин : молодая женщина, которая предпочла выйти замуж за отвратительного поклонника, а не ждать своей настоящей любви, чтобы обеспечить свою стареющую мать. Ее преданность матери едва не привела к тому, что после изгнания ее оставили в Англии.
Самозванец : Безымянный — лжепророк (из-за амбиций, а не фанатизма ), который во время пребывания во Франции создает радикальную религиозную секту в оппозиции Адриану.
Джульетта : молодая дворянка, которая присоединяется к партии Самозванца, чтобы поддержать своего ребенка, но позже убита, раскрывая свой обман.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Введение
[ редактировать ]Мэри Шелли утверждает, что в 1818 году она обнаружила в пещере недалеко от Неаполя , пророческие надписи написанные на листьях Кумской Сивиллой . Она говорит, что отредактировала эти сочинения в повествование о человеке, живущем в конце XXI века, начиная с 2073 года и заканчивая в 2100 году.
Том 1
[ редактировать ]Отец Лайонела был другом короля до того, как его изгнали из-за азартных игр. Отец Лайонела ушел, чтобы покончить с собой, но перед этим оставил королю письмо с просьбой позаботиться о его семье после его смерти. После смерти отца Лайонела письмо так и не было доставлено. Лайонел и его сестра растут без родительского влияния и становятся нецивилизованными. У Лайонела развивается ненависть к королевской семье, а Пердита начинает наслаждаться своей изоляцией от общества.Когда король покидает трон, монархия прекращает свое существование и создается республика. Когда король умирает, графиня пытается воспитать своего сына Адриана, чтобы вернуть себе трон. Однако Адриан выступает против своей матери и отказывается занять трон. Он переезжает в Камберленд , где Лайонел, злящийся на Адриана и его семью за пренебрежение семьей Верни, намеревается противостоять Адриану. Его успокаивает добродушие Адриана и его объяснение, что он только недавно обнаружил письмо. Они становятся близкими друзьями, и Лайонел становится цивилизованным под влиянием Адриана. Адриан помогает Лайонелу в реализации политических начинаний в Вена , которую Лайонел принимает и уезжает на 2 года, но решает вернуться в Англию, потому что он не получил известий ни от Адриана, ни от его сестры.
Лайонел возвращается в Англию, чтобы столкнуться с личными беспорядками среди своих знакомых. Лорд Раймонд, прославившийся своими подвигами в войне между Грецией и Турцией, [3] вернулся в Англию в поисках политической позиции. Пердита и Эвадна вскоре влюбляются в него. Узнав, что его возлюбленная Эвадна влюблена в Раймонда, Адриан отправляется в изгнание, предположительно безумный. Раймонд намеревается жениться на Идрисе (в которого влюблен Лайонел) в качестве первого шага к тому, чтобы стать королем, с помощью графини. Однако в конечном итоге он предпочитает любовь к Пердите своим амбициям, и они женятся. Под присмотром Лайонела Адриан выздоравливает, но остается физически слабым. Узнав о любви между Идрисом и Лайонелом, графиня замышляет накачать Идриса наркотиками, привезти ее в Австрию и заставить заключить политически мотивированный брак. Идрис узнает о заговоре и сбегает к Лайонелу, который вскоре женится на ней. Графиня уезжает в Австрию , обиженная на своих детей и Лайонела.
Адриан и остальные живут счастливо вместе, пока Рэймонд не баллотируется на пост лорда-протектора и не побеждает. Пердита приспосабливается к своему новому социальному положению, а Рэймонд становится любимым администратором. Однако он обнаруживает, что Эвадна после политического и финансового краха своего мужа (из-за ее собственных политических планов) живет в бедности в Лондоне, не желая просить о помощи. Рэймонд пытается поддержать Эвадну, тайно используя ее художественные способности, а затем ухаживая за ней во время болезни, но Пердита узнает об отношениях и подозревает неверность . Ее подозрения пробуждают гордый характер Раймонда, и они расходятся. Раймонд уходит со своей должности и уезжает, чтобы снова присоединиться к войне в Греции в сопровождении Адриана. Вскоре после того, как раненый Адриан возвращается в Англию, возникают слухи, что Рэймонд убит. Пердита, тем не менее, лояльная, убеждает Лайонела привезти ее и Клару в Грецию, чтобы найти его.
Том 2
[ редактировать ]Прибыв в Афины , Лайонел узнает, что Раймонд был захвачен османами , и договаривается о его возвращении в Грецию. Вскоре после этого Лайонел и Раймон возвращаются в греческую армию и с боем пробиваются к Константинополю . После решающей битвы у ворот Константинополя Лайонел обнаруживает Эвадну, которая была ранена во время боевых действий. Перед смертью Эвадна предсказывает смерть Раймонда, и это пророчество подтверждает его собственные подозрения. Намерение Раймунда войти в Константинополь вызывает разногласия и дезертирство среди армии из-за сообщений о чуме . Раймонд идет один и обнаруживает, что Константинополь, казалось бы, опустел, и вскоре погибает в результате взрыва, ставшего результатом ловушки, устроенной турками. Его доставили в место недалеко от Афин для захоронения. Пердита отказывается покидать Грецию, но Лайонел накачивает ее наркотиками и берет на борт парохода, полагая, что это в интересах Клары. Пердита просыпается и, обезумев от смерти Раймонда, бросается за борт и тонет.
В 2092 году, пока Лайонел и Адриан пытаются вернуть свою жизнь в нормальное русло, чума продолжает распространяться по Европе и Америке. Появление черного солнца вызывает панику во всем мире, а штормовые нагоны затопляют прибрежные города по всей Европе. Поначалу считается, что Англия безопасна, но вскоре чума достигает и ее. Райланд, недавно избранный лордом-протектором , не готов к чуме и бежит на север, а позже умирает в одиночестве среди запасов провизии. Адриан принимает на себя командование и в значительной степени эффективно поддерживает порядок, хотя чума свирепствует лето за летом. Корабли прибывают в Ирландию с выжившими из Америки, которые незаконно грабят Ирландию и Шотландию, прежде чем вторгнуться в Англию. Адриан поднимает против них военную силу, и в конечном итоге ему удается разрешить ситуацию мирным путем.
Том 3
[ редактировать ]Немногие оставшиеся в живых решают покинуть Англию в поисках более легкого климата. Накануне их отъезда в Дувр Лайонел получает письмо от Люси Мартин, которая не смогла присоединиться к изгнанникам из-за болезни матери. Лайонел и Идрис путешествуют сквозь снежную бурю, чтобы помочь Люси. Идрис, ослабший от многолетнего стресса и материнских страхов, умирает по дороге во время лютой погоды. Лайонел приносит ее тело в Виндзорский замок , хоронит ее в часовне Святого Георгия , где его встречает графиня, которая примиряется с Лайонелом у могилы Идриса. Лайонел выздоравливает Люси (чья мать умерла), и группа достигает Дувра по пути во Францию.
Во Франции Адриан узнает, что предыдущие эмигранты разделились на фракции, среди которых фанатичная религиозная секта, возглавляемая ложным мессией , который утверждает, что его последователи будут спасены от болезней. Адриан объединяет большинство фракций, но фанатики заявляют о своей оппозиции Адриану. Лайонел пробирается в Париж, где обосновался культ, чтобы попытаться спасти Джульетту. Она отказывается уходить, потому что у самозванца есть ее ребенок, но помогает Лайонелу сбежать после того, как последователи самозванца заключают его в тюрьму. Позже, когда ее ребенок заболевает, Джульетта обнаруживает, что самозванец скрывал последствия чумы от своих последователей. Ее убивают, предупреждая других последователей. Самозванец кончает жизнь самоубийством, а его последователи возвращаются к основной массе изгнанников в Версаль .
Изгнанники отправляются в Швейцарию , надеясь провести лето в более холодном климате, менее благоприятном для чумы. Однако к тому времени, когда они достигают Швейцарии, все, кроме четырех (Лайонела, Адриана, Клары и Эвелин), умерли. Они проводят несколько относительно счастливых сезонов в Швейцарии , Милане и Комо , прежде чем Эвелин умирает от тифа . Выжившие пытаются переплыть Адриатическое море из Венеции в Грецию , но шторм разрушает лодку и тонет Клару и Адриана. Лайонел плывет к берегу в Равенне . Боясь оказаться последним человеком, оставшимся на Земле, Лайонел следует через Апеннинские горы в Рим , подружившись с овчаркой по пути . Проходит год, и никто больше не въезжает в Рим, и Лайонел решает уйти со своей собакой и прожить остаток своей жизни странником по обезлюдевшим континентам Африки и Азии в поисках других выживших. История заканчивается в 2100 году.
Темы
[ редактировать ]Биографические элементы
[ редактировать ]Многие из центральных персонажей полностью или частично основаны на знакомых Шелли. [4] Ее тесть, сэр Тимоти Шелли , запретил Шелли публиковать биографию ее мужа, поэтому она увековечила его память, среди других, в «Последнем человеке» . Утопический Адриан, граф Виндзорский, который ведет своих последователей на поиски природного рая и умирает , когда его лодка тонет во время шторма, является вымышленным портретом Перси Биши Шелли , хотя другие второстепенные персонажи, такие как Мерривал, также несут следы Перси. . [5] Лорд Рэймонд, который покидает Англию, чтобы сражаться на стороне греков, и умирает в Константинополе , основан на лорде Байроне . Роман выражает боль Мэри Шелли из-за потери ее сообщества «Избранных». [6] как она их называла, [7] и Лайонел Верни считался выходом ее чувства потери и скуки после их смерти и смерти ее детей. [1]
Похоже, что Шелли нашла вдохновение для названия своего романа в произведении Жана-Батиста Кузена де Грейнвиля « Le Dernier Homme » (1805), переведенном на английский язык в 1806 году как Omegarus и Syderia . [8]
Крах романтических политических идеалов
[ редактировать ]Последний человек не только оплакивает потерю друзей Шелли, но и ставит под сомнение романтические политические идеалы, которых они придерживались. [9] В каком-то смысле чума метафорична, поскольку революционная идиллия элитной группы разъедается изнутри недостатками человеческой природы. [10] Как пишет литературовед Кари Локке, «в своем отказе поставить человечество в центр вселенной, в том, что он ставит под сомнение наше привилегированное положение по отношению к природе, « Последний человек» представляет собой глубокий и пророческий вызов западному гуманизму». [11] В частности, Мэри Шелли, ссылаясь на провал Французской революции и реакции на нее Годвина , Уолстонкрафта и Бёрка , «нападает на веру Просвещения в неизбежность прогресса посредством коллективных усилий». [12]
Изоляция
[ редактировать ]Хью Люк утверждает: «Завершая свой рассказ картиной одинокого жителя Земли, она перенесла почти весь смысл романа на идею о том, что состояние индивидуального существа по существу изолировано и, следовательно, в конечном итоге трагично » (XVIII). ). Шелли разделяет эту тему трагической изоляции с поэзией лорда Байрона и Уильяма Вордсворта . [13]
Наука и медицина
[ редактировать ]Подобно тому, как ее более ранний и более известный роман «Франкенштейн» (1818 г.), посвященный научным вопросам электромагнетизма, химии и материализма, «Последний человек» обнаруживает, что Шелли снова пытается понять масштаб научных исследований. В отличие от предостережений раннего романа о фаустианских злоупотреблениях, разрушительный апокалипсис этого романа убедительно свидетельствует о том, что медицина стала слишком робкой и в конечном итоге пришла слишком поздно. [14] Например, неэффективный астроном Мерривал резко контрастирует с пугающе продуктивным Виктором Франкенштейном. Конструкция Шелли иммунитета Лайонела Верни остается предметом серьезных критических дискуссий, но роман, безусловно, демонстрирует глубокое понимание истории медицины, особенно разработки вакцины против оспы и различных теорий девятнадцатого века о природе заражения. [15]
Политика
[ редактировать ]Эйлин Хант Боттинг из Университета Нотр-Дам заявила, что в романе «увидено, что катастрофа пандемии будет вызвана политикой» и что «нарастающий кризис в области здравоохранения будет вызван тем, что люди и их лидеры сделали и не смогли сделать». делать на международной арене — в торговле, войне и предшествовавших им межличностных сделках, пактах и конфликтах». [16] Боттинг далее описал роман как идентифицирующий «три модели современной демократической коррупции, которые будут раскрыты и усугублены пандемией:
1. медленное, но устойчивое институциональное размывание норм и практик доверия и равенства;
2. авторитарные формы популизма, предающие людей, приведших к власти исполнительного лидера; и
3. патриархальные и религиозные формы популизма, манипулирующие убеждениями людей посредством страха и дезинформации. [17]
В романе также комментируется расизм, выражаемый имперскими европейскими странами по отношению к остальному миру. По мнению Оливии Мерфи из Сиднейского университета , роман показывает, что «это чувство расового превосходства и иммунитета необоснованно: все люди объединены в своей подверженности смертельной болезни». [18]
История публикаций
[ редактировать ]«Последний человек» последовал за несколькими другими произведениями на тему последнего человека, включая французский рассказ ( Le Dernier Homme ) [1805)]), стихотворение Байрона « Тьма » (1816) и стихотворение Томаса Кэмпбелла «Последний человек» (1824). (Кэмпбелл утверждал, что Байрон взял свое собственное стихотворение по идее Кэмпбелла.) [19]
Два издания « Последнего человека» были опубликованы Генри Колберном в Лондоне 23 января 1826 года. [20] в Париже в 1826 году и одно издание Галиньяни . Пиратское издание было напечатано в Соединённых Штатах Америки в 1833 году. [21]
Роман не переиздавался до 1965 года.
Прием
[ редактировать ]Современный прием
[ редактировать ]«Последний человек» получил худшие отзывы из всех романов Мэри Шелли: [ нужна ссылка ] большинство рецензентов высмеивали саму тему долговечности, которая стала распространенной за последние два десятилетия. Отдельные рецензенты назвали книгу «отвратительной», раскритиковали ее «глупую жестокость» и назвали воображение автора «больным». [19] Реакция поразила Мэри Шелли, которая пообещала своему издателю в следующий раз выпустить более популярную книгу. Тем не менее позже она говорила о «Последнем человеке» как об одном из своих любимых произведений.
Более поздний прием
[ редактировать ]В 20 веке оно привлекло новое критическое внимание, возможно, потому, что понятие долговечности стало более актуальным. [22]
В 2020-е годы роман получил новый всплеск внимания. [18] Ребекка Барр из Кембриджского университета написала, что роман представляет собой «удивительное произведение», которое «перекликается с современными чувствами климатического горя , а также чувством беспомощности, когда мы сталкиваемся с COVID-19 ». [23] Эйлин Хант Боттинг из Университета Нотр-Дам назвала книгу «вторым великим научно-фантастическим произведением Шелли», заявив, что она обеспечивает «экзистенциальный образ мышления для коллективного противодействия угрозе глобальной техногенной катастрофы». [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Люк, Хью Дж. Введение. Последний человек Мэри Шелли. Линкольн, Небраска: University of Nebraska Press, 1965. xii
- ^ Люк xi
- ↑ греческая война за независимость Пока писалась книга, шла . В книге предполагается, что Греция станет независимой, но в последующие времена снова вступит в войну с турками, что действительно доказали последующие десятилетия.
- ^ Пек, Уолтер Э. «Биографические элементы в романах Мэри Уолстонкрафт Шелли». ПМЛА . XXCCIII, 1923 г.
- ^ Беннетт, Введение , 74; Люр, 119 лет; Лука xi–xiv.
- ^ Пейли, Введение в «Последний человек» , viii. Мэри Шелли использовала этот термин в письме от 3 октября 1824 года.
- ^ Пейли, Введение в «Последний человек» , viii. «Последний человек!» Мэри Шелли написала в своем дневнике в мае 1824 года: «Да, я вполне могу описать чувства этого одинокого существа, ощущающего себя последней реликвией любимой расы, моих товарищей, вымерших раньше меня». Пейли, Введение в «Последний человек» , vii–viii.
- ^ «Научная фантастика во Франции до Верна» .
- ^ Пейли, Введение в «Последний человек» , xvi; Локке, 117.
- ^ Аллюр, 128–29.
- ^ Люр, 116.
- ^ Очарование, 128.
- ^ Лука XVIII.
- ^ Ван, «Мы должны жить в другом месте», 240.
- ^ Ван, «Дискурс о романтических болезнях», 471–474.
- ^ Jump up to: а б Боттинг, Эйлин Хант (13 марта 2020 г.). «Мэри Шелли создала «Франкенштейна», а затем пандемию» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Боттинг, Эйлин Хант (2021). «Прогнозирование патриархальной политики пандемий от Мэри Шелли до COVID-19» . Границы в социологии . 6 . дои : 10.3389/fsoc.2021.624909 . ISSN 2297-7775 . ПМЦ 8022679 . ПМИД 33869576 .
- ^ Jump up to: а б Мерфи, Оливия (4 мая 2020 г.). «Путеводитель по классике: «Последний человек» Мэри Шелли — это пророчество о жизни в условиях глобальной пандемии» . Разговор . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Пейли, Введение в «Последний человек» , XXI.
- ^ Вступительная записка к романам и избранным произведениям Мэри Шелли , том 4, Норы Крук, Памелы Клемит и Бетти Т. Беннетт.
- ^ Люк XXI
- ^ Пейли, Введение в «Последний человек» , xxii–xxiii.
- ^ Барр, Ребекка (9 апреля 2020 г.). «Пандемия и ужасы одиночества» . Одиночество прошлое и настоящее . Проверено 15 августа 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аарон, Джейн. «Возвращение репрессированных: чтение «Последнего человека » Мэри Шелли ». Феминистская критика: теория и практика . Эд. Сьюзен Селлерс. Нью-Йорк: Harvester Wheatsheaf, 1991.
- Олдисс, Брайан В. «О происхождении видов: Мэри Шелли». Спекуляции на спекуляциях: теории научной фантастики . Ред. Джеймс Ганн и Мэтью Канделария. Лэнхэм, Мэриленд: Пугало, 2005.
- Ан, Янг-ОК. « Прочитай свое падение»: Признаки чумы в «Последнем человеке ». Исследования романтизма 44.4 (2005): 581–604.
- Баннет, Ева Тавор. «Бездна настоящего» и женское время в « Последнем мужчине » Мэри Шелли ». Роман восемнадцатого века 2 (2002): 353–381.
- Беннетт, Бетти Т. Мэри Уолстонкрафт Шелли: Введение . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1998. ISBN 0-8018-5976-X .
- Мэри Шелли Беннетт, Бетти Т. «Радикальные фантазии: Последний человек ». Вордсворт Круг 26.3 (1995): 147–52.
- Блумберг, Джейн. Ранние романы Мэри Шелли: «Это дитя воображения и страдания» . Айова-Сити: Университет Айовы Press, 1993. ISBN 0-87745-397-7 .
- Кантор, Пол А. «Апокалипсис Империи: Последний человек Мэри Шелли ». Иконоборческие отъезды: Мэри Шелли после «Франкенштейна»: Очерки в честь двухсотлетия со дня рождения Мэри Шелли . Ред. Синди М. Конгер, Фредерик С. Франк и Грегори О'Ди. Мэдисон, Нью-Джерси: Издательство Университета Фэрли Дикинсона, 1997.
- Кануэль, Марк. «Действия, правила и последний человек». Литература девятнадцатого века 53.2 (1998): 147–170.
- Клемит, Памела. Годвиновский роман: Рациональные вымыслы Годвина, Брокдена Брауна, Мэри Шелли . Оксфорд: Кларендон Пресс, 1993. ISBN 0-19-811220-3 .
- Эберле-Синатра, Майкл. «Гендер, авторство и мужское доминирование: ограниченная свобода Мэри Шелли во Франкенштейне и последнем человеке ». Художественная литература Мэри Шелли: от Франкенштейна до Фолкнера . Ред. Майкл Эберле-Синатра и Нора Крук. Нью-Йорк: Макмиллан; Святого Мартина, 2000.
- Фиш, Одри А. «Чума политики: СПИД, деконструкция и последний человек ». Другая Мэри Шелли: За пределами Франкенштейна. Ред. Одри А. Фиш, Энн К. Меллор и Эстер Х. Шор. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 1993. ISBN 0-19-507740-7 .
- Хаггерти, Джордж Э. « Конец истории: идентичность и растворение в апокалиптической готике». Восемнадцатый век: теория и интерпретация 41.3 (2000): 225–246.
- Хопкинс, Лиза. «Память в конце истории: Последний человек Мэри Шелли ». Романтизм в сети 6 (май 1997 г.).
- Хопкинс, Лиза. « Последний человек и язык сердца». Романтизм в сети 22 (май 2001 г.).
- Хатчингс, Кевин. « Темный образ в фантасмагории»: пастырский идеализм, пророчество и материальность в « Последнем человеке » Мэри Шелли ». Романтизм 10.2 (2004): 228–244.
- Джонсон, Барбара. «Последний человек». Другая Мэри Шелли: За пределами Франкенштейна. Ред. Одри А. Фиш, Энн К. Меллор и Эстер Х. Шор. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 1993. ISBN 0-19-507740-7 .
- Килгур, Мэгги. « Одно бессмертие»: формирование Шелли в «Последнем человеке ». Европейский романтический обзор 16.5 (2005): 563–588.
- Локке, Кари. « Последний человек ». Кембриджский компаньон Мэри Шелли . Эд. Эстер Шор. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2003. ISBN 0-521-00770-4 .
- Ломакс, Уильям. «Эпический поворот в романе Мэри Шелли «Последний человек : романтическая ирония и корни научной фантастики». Контуры фантастического: избранные очерки восьмой международной конференции по фантастическому в искусстве . Эд. Мишель К. Лэнгфорд. Нью-Йорк: Гринвуд, 1994.
- МакВир, Энн. « 'Непонимающий мрамор': анатомия и анимация в «Франкенштейне» и «Последнем человеке ». Мэри Уолстонкрафт и Мэри Шелли: писание жизней . Ред. Хелен М. Басс, Д. Л. Макдональд и Энн МакВир. Ватерлоо, Онтарио: Издательство Университета Уилфрида Лорье, 2001.
- Меллор, Энн К. Мэри Шелли: ее жизнь, ее художественная литература, ее монстры . Лондон: Рутледж, 1990. ISBN 0-415-90147-2 .
- Неллист, Брайан. «Представляя будущее: предсказательная фантастика девятнадцатого века». Ожидания: очерки ранней научной фантастики и ее предшественников . Эд. Дэвид Сид. Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета, 1995.
- О'Ди, Грегори. » Мэри Шелли «Пророческая история и текстуальность в «Последнем человеке ». Статьи по языку и литературе 28.3 (1992): 283–304.
- Дворца, Жан. «Мэри Шелли, Последний мужчина : небольшая романтическая тема». Обзор сравнительной литературы 42 (1968): 37–49.
- Пейли, Мортон. « Последний человек : Апокалипсис без тысячелетия». Другая Мэри Шелли: За пределами Франкенштейна. Ред. Одри А. Фиш, Энн К. Меллор и Эстер Х. Шор. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 1993. ISBN 0-19-507740-7 .
- Пек, Уолтер Э. «Биографические элементы в романах Мэри Уолстонкрафт Шелли». ПМЛА , XXCCIII (1923), 196–220.
- Пуви, Мэри . Надлежащая леди и женщина-писатель: идеология как стиль в творчестве Мэри Уолстонкрафт, Мэри Шелли и Джейн Остин . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1985. ISBN 0-226-67528-9 .
- Ричардсон, Алан. « Последний человек и чума Империи» . Конференция МОО « Романтические круги ». 13 сентября 1997 г.
- Шелли, Мэри . Последний человек . Эд. Мортон Д. Пейли. Оксфорд: Оксфордские книги в мягкой обложке, 1998. ISBN 0-19-283865-2 .
- Снайдер, Роберт Лэнс. «Апокалипсис и неопределенность в романе Мэри Шелли «Последний человек ». Исследования романтизма 17 (1978): 435–452.
- Спатт, Хартли С. «Последние люди Мэри Шелли: правда снов». Исследования в романе 7 (1975): 526–537.
- Стерренбург, Ли. « Последний человек : анатомия неудавшихся революций». Художественная литература девятнадцатого века 33 (1978): 324–347.
- Сассман, Шарлотта. « Остров в мире»: культурная память и человеческая мобильность в «Последнем человеке ». ПМЛА 118.2 (2003): 286–301.
- Томас, Софи. «Конец фрагмента, проблема предисловия: распространение и завершенность в «Последнем человеке ». Художественная литература Мэри Шелли: от Франкенштейна до Фолкнера . Ред. Майкл Эберле-Синатра и Нора Крук. Нью-Йорк: Макмиллан; Святого Мартина, 2000.
- » Мэри Шелли Вагнер-Лолор, Дженнифер А. «Исполнение истории, исполнение человечества в «Последнем человеке ». SEL: Исследования по английской литературе 1500–1900 42,4 (2002): 753–780.
- Ван, Фьюсон. «Мы должны жить где-то еще: социальное построение естественного иммунитета в книге Мэри Шелли « Последний человек ». Европейский романтический обзор 22.2 (2011): 235–255.
- Ван, Фьюсон. «Дискурс о романтических болезнях: инвалидность, иммунитет и литература». Контексты девятнадцатого века 33.5 (2011): 467–482.
- Уэбб, Саманта. «Чтение конца света: последний человек , история и агентство романтического авторства». Мэри Шелли в «Ее времена» . Ред. Бетти Т. Беннетт и Стюарт Карран. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 2000.
- Уэллс, Линн. «Триумф смерти: чтение повествования в «Последнем человеке » Мэри Шелли ». Иконоборческие отъезды: Мэри Шелли после «Франкенштейна»: Очерки в честь двухсотлетия со дня рождения Мэри Шелли . Ред. Синди М. Конгер, Фредерик С. Франк и Грегори О'Ди. Мэдисон, Нью-Джерси: Издательство Университета Фэрли Дикинсона, 1997.
- Райт, Джулия М. « Маленькая Англия: тревога космоса в «Последнем человеке » Мэри Шелли ». Художественная литература Мэри Шелли: от Франкенштейна до Фолкнера . Ред. Майкл Эберле-Синатра и Нора Крук. Нью-Йорк: Макмиллан; Святого Мартина, 2000.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Последний человек в стандартных электронных книгах
- Последний человек в проекте «Гутенберг»
Аудиокнига «Последний человек» в общественном достоянии на LibriVox