Клэр Клермонт
Клэр Клермонт | |
---|---|
![]() Клермонт в 1819 году, картина Амелии Карран. | |
Рожденный | Клара Мэри Джейн Клермонт 27 апреля 1798 г. |
Умер | 19 марта 1879 г. | (80 лет)
Занятия |
|
Партнер | Лорд Байрон |
Дети | Аллегра Байрон |
Родители | |
Родственники |
|
Клара Мэри Джейн Клермонт (27 апреля 1798 — 19 марта 1879), или Клэр Клермонт, как ее широко называли, была сводной сестрой писательницы Мэри Шелли и матерью дочери Байрона лорда Аллегры . Считается, что она является предметом стихотворения Перси Биши Шелли .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Клермонт родился в 1798 году в Брислингтоне , недалеко от Бристоля, Англия , второй ребенок и единственная дочь Мэри Джейн Виал Клермонт . В детстве она была известна как Джейн. В 2010 году выяснилось, что ее отцом был Джон Летбридж (1746–1815, после 1804 года сэр Джон Летбридж, 1-й баронет ) из Сэндхилл-Парка , недалеко от Тонтона в Сомерсете . [1] [2] Ее мать опознала его как «Шарля Клермонта», приняв имя Клермонт для себя и своих детей, чтобы скрыть их незаконнорожденность . Похоже, что отцом ее первого ребенка, Чарльза, был Чарльз Абрам Марк Гаулис, «торговец и член известной швейцарской семьи, с которым она познакомилась в Кадисе ». [3]
В декабре 1801 года, когда Клермонт было три года, ее мать вышла замуж за соседа, писателя и философа Уильяма Годвина . В результате у нее появились две сводные сестры: дочь Годвина, позже Мэри Шелли , всего на восемь месяцев старше ее, и его падчерица Фанни Имлей , на пару лет старше. Обе были дочерьми Мэри Уолстонкрафт , которая умерла четыре года назад, но присутствие которой продолжало ощущаться в доме. Новая пара вскоре стала родителями сына, пополнившего семью.
На всех пятерых детей повлияли радикальные анархистские философские убеждения Годвина. Оба родителя были хорошо образованы, они были соавторами детских букварей по библейской и классической истории, а также управляли книжным магазином и издательством, известным как «Библиотека для детей». [4] Годвин с раннего детства поощрял всех своих детей много читать и читать лекции. [5]
Мэри Джейн Клермонт была острой на язык женщиной, которая часто ссорилась с Годвином и отдавала предпочтение собственным детям детям мужа. Ей удалось отправить свою непостоянную и эмоционально напряженную дочь на время в школу-интернат, предоставив ей более формальное образование, чем ее сводные сестры. В отличие от Мэри, Клэр Клермонт в подростковом возрасте свободно говорила по-французски, а позже ей приписали свободное владение пятью языками. Несмотря на разное обращение, девочки сблизились и поддерживали контакт до конца своей жизни.
Путешествие по Европе с Шелли
[ редактировать ]В 16 лет Клермонт была энергичной брюнеткой с хорошим певческим голосом и жаждой признания. Ее домашняя жизнь становилась все более напряженной, поскольку ее отчим Уильям Годвин все глубже погружался в долги, а отношения ее матери с дочерью Годвина Мэри становились все более натянутыми. Клермонт помогала в тайных встречах своей сводной сестры с Перси Биши Шелли , который исповедовал веру в свободную любовь и вскоре оставил свою жену Гарриет и двоих маленьких детей, чтобы быть с Мэри. Когда Мэри сбежала с Шелли в июле 1814 года, Клермонт поехал с ними. Мать Клермона выследила группу до гостиницы в Кале , но не смогла заставить Клермона пойти с ней домой. Годвину нужна была финансовая помощь, которую могла оказать аристократка Шелли.
Клермонт оставался в доме Шелли во время их странствий по Европе. Трое молодых людей путешествовали по раздираемой войной Франции и Швейцарии, воображая себя персонажами романтического романа, как позже вспоминала Мэри Шелли, но всегда много читали, писали и обсуждали творческий процесс. В путешествии Клермон читал Руссо , Шекспира и произведения матери Мэри, Мэри Уолстонкрафт . «Что делать бедной Корделии? Любить и молчать», — написала Клермонт в своем дневнике, читая «Короля Лира» . «О, [это] правда – настоящая любовь никогда не [покажется] взору среди бела дня – она ухаживает за тайными полянами». Эмоции Клермонта были настолько взволнованы Корделией, что у нее случился один из ее «ужасов», истерический припадок, который Мэри Шелли записала в своем дневнике в тот же день. [6] Клермонт, окруженная поэтами и писателями, предпринимала и собственные литературные попытки. Летом 1814 года она начала рассказ под названием «Идиот» , который с тех пор был утерян. В 1817–1818 годах она написала книгу, которую Перси Биши Шелли безуспешно пытался опубликовать. [7] Хотя Клермон не хватало литературного таланта ее сводной сестры и зятя, ей всегда хотелось быть в центре внимания. Именно в этот период она сменила имя с «Джейн» сначала на «Клара», а затем на более романтичное «Клэр».
Отношения с лордом Байроном
[ редактировать ]
Любые романтические замыслы Клермонта в отношении Шелли поначалу были сорваны, но она все же свела Шелли с лордом Байроном , с которым у нее завязался роман до того, как он покинул Англию в 1816 году, чтобы жить за границей. (Год, отмеченный неудачами в сельском хозяйстве и повсеместным голодом в Европе, но также и значительными литературными достижениями, поскольку кружок Годвина-Шелли-Байрона скрывался в своих домах, 1816 год позже будет известен как « год без лета ».) Клермонт надеялся стать писательница или актриса и написала Байрону с просьбой о «карьерном совете» в марте 1816 года, когда ей было почти 18. Байрон был режиссером театра Друри-Лейн . Позже Клермонт сопровождала ее письма визитами, иногда приводя с собой Мэри, которую, по ее мнению, Байрон тоже мог бы найти привлекательной. «Знаешь ли ты, что я не могу говорить с тобой, когда вижу тебя? Я так неловок и чувствую только желание взять небольшой табурет и сесть у твоих ног», - писал Клермонт Байрону. Она «засыпала его страстными ежедневными сообщениями», говоря, что ему нужно принять только «то, что мое сердце давно страстно желает дать тебе». [8] Она организовала им встречу в деревенской гостинице. Байрон, находившийся в депрессивном состоянии после распада брака с Аннабеллой Милбэнк и скандала, связанного с его отношениями со сводной сестрой Августой Ли , перед отъездом ясно дал понять Клермонту, что она не будет частью его жизни, но она по-прежнему была полна решимости изменить его мнение.
Она убедила Мэри и Перси Шелли, что им следует последовать за Байроном в Швейцарию, где они встретились с ним и его личным врачом Джоном Уильямом Полидори на вилле Диодати на берегу Женевского озера . Неизвестно, знала ли Клермонт, что она беременна ребенком Байрона в начале поездки, но вскоре это стало очевидно как ее попутчикам, так и Байрону вскоре после их прибытия к его двери. Сначала он упорно отказывался от общества Клермон и позволял ей находиться в его присутствии только в обществе Шелли; позже они на время возобновили сексуальные отношения в Швейцарии. Клермонт и Мэри также сделали хорошие копии нынешней незавершенной работы Байрона « Паломничество Чайльд-Гарольда» . [9]
Клермонт был единственным любовником, кроме Кэролайн Лэмб , которую Байрон называл «маленьким злодеем». [10] Признаваясь в этом деле в письме своей сводной сестре Августе Ли, Байрон писал:
Что я мог сделать? – глупая девчонка, несмотря на все, что я мог сказать или сделать, шла за мной – или, вернее, шла раньше меня – ибо я нашел ее здесь… Я не мог точно играть стоика с женщиной – которая вскарабкалась на восемь сто миль, чтобы лишить меня философии». [9]
Он также упомянул о ней в письме Дугласу Киннэрду (20 января 1817 г.):
Вы знаете – и я думаю, однажды видел ту странную девушку [Клэр Клермонт] – которая представилась мне незадолго до моего отъезда из Англии – но вы не знаете – что я нашел ее с Шелли и ее сестрой в Женеве – я никогда не любил она не притворялась, что любит ее – но мужчина есть мужчина – и если восемнадцатилетняя девушка приходит к вам, гарцуя, в любое время ночи – есть только один выход – все это сводится к тому, что она была беременна – и вернулся в Англию, чтобы помочь заселить этот пустынный остров... Это происходит из-за того, что «положили это» (как называет это Джексон) и были заперты в нем - и таким образом люди приходят в мир.
Позже Клермонт скажет, что ее отношения с Байроном доставили ей всего несколько минут удовольствия, но целую жизнь хлопот.
Аллегра
[ редактировать ]Группа покинула Байрона в Швейцарии в конце лета и вернулась в Англию. Клермонт поселилась в Бате и в январе 1817 года родила дочь Альбу, имя которой со временем было изменено на Аллегра . На протяжении всей беременности Клермонт писала Байрону длинные письма, умоляя его о внимании и обещая позаботиться о ней и ребенке, иногда высмеивая своих друзей, напоминая ему, как ему нравилось заниматься с ней любовью, а иногда угрожая самоубийством. . Байрон, который к этому времени возненавидел ее, проигнорировал письма. В следующем году Клермонт и Шелли покинули Англию и снова отправились к Байрону, который теперь проживал в Италии. Клермонт чувствовал, что будущее, которое Байрон мог обеспечить для их дочери, будет большим, чем то, что она сама могла бы дать ребенку, и поэтому хотел передать Аллегру на его попечение.
По прибытии в Италию Клермон снова получил отказ от Байрона. Он организовал доставку Аллегры к себе домой в Венецию и согласился воспитывать ребенка при условии, что Клермонт будет держаться от него на расстоянии. Клермонт неохотно отдал Аллегру Байрону.

Клермонту было разрешено лишь несколько коротких свиданий с дочерью после того, как она сдала ее Байрону. Когда Байрон договорился поместить ее в монастырь капуцинов в Баньякавалло , Италия , Клермонт была возмущена. В 1821 году она написала Байрону письмо, обвинив его в нарушении своего обещания, что их дочь никогда не будет разлучена с одним из своих родителей. Она считала, что физические условия в монастырях были нездоровыми, а образование было плохим, и это было причиной «состояния невежества и расточительности итальянских женщин, всех учениц монастырей. Они плохие жены и самые неестественные матери, распущенные и невежественные. бесчестие и несчастье общества... Этот шаг принесет вам бесчисленное множество врагов и обвинений». [11]
К марту 1822 года прошло два года с тех пор, как она видела свою дочь. Она задумала похитить Аллегру из монастыря и попросила Шелли подделать разрешение от Байрона. Шелли отклонила ее просьбу. Кажущееся бессердечное обращение Байрона с ребенком еще больше очернилось, когда Аллегра умерла там в возрасте пяти лет от лихорадки, которую некоторые ученые идентифицируют как тиф , а другие предполагают, что это была лихорадка малярийного типа . Клермонт считал Байрона полностью ответственным за потерю их дочери и ненавидел его до конца своей жизни. Смерть Шелли последовала только два месяца спустя.
Отношения с Перси Биши Шелли
[ редактировать ]
Клермонт, возможно, в разное время был в сексуальных отношениях с Перси Биши Шелли. [12] хотя биографы Клермонта, Гиттингс и Мэнтон, не находят веских доказательств. Их друг Томас Джефферсон Хогг пошутил о «Шелли и двух его женах», Мэри и Клэр, - замечание, которое Клермонт записала в своем собственном дневнике. Клермонт также полностью сочувствовал, в большей степени, чем Мэри, теориям Шелли о свободной любви, совместной жизни и праве женщины выбирать себе любовников и инициировать сексуальный контакт вне брака. Похоже, она воспринимала любовь как «треугольник» и ей нравилось быть третьей. У нее также сложилась близкая дружба с Шелли, который называл ее «мой милый ребенок», и она одновременно вдохновляла и подпитывала его работу. [6]
В ранних дневниках Мэри Шелли зафиксировано несколько случаев, когда Клермонт и Шелли делились видениями готического ужаса и давали волю своим фантазиям, возбуждая эмоции друг друга до истерии и кошмаров . [13] В октябре 1814 года Шелли намеренно напугал Клермонта, приняв особенно зловещее и устрашающее выражение лица. «Как ты ужасно выглядишь... Оторви глаза!» она плакала. Ее уложили в постель после очередного «ужаса». Шелли описала Мэри выражение лица своего лица как «неестественно искаженное ужасным ужасом». Осенью 1814 года Клермонт и Шелли также обсуждали формирование «ассоциации философских людей» и концепцию Клермонта об идеализированном сообществе, в котором женщины были главными. [6]
Считается, что стихотворение Шелли «Поющей Констанции» посвящено ей: [14] [15]
Констанция, поверни!
В твоих темных глазах таится сила, подобная свету
Хотя звуки, которые были твоим голосом, которые горят
Между губами твоими усыплены:
В твоем дыхании и на твоих волосах
Как запах, это еще,
И от прикосновения твоего воспламенится, как огонь.
Даже пока я пишу, мои горящие щеки мокрые.Увы, израненное сердце может кровоточить, но не забыть!
Мэри Шелли переработала это стихотворение, полностью изменив первые две строфы, когда включила его в посмертный сборник произведений Шелли, опубликованный в 1824 году. [14] [15] В «Эпипсихидионе» Шелли некоторые ученые полагают, что он обращается к Клермонту как к своему: [9]
Комета красивая и жестокая
Кто нарисовал сердце этой хрупкой Вселенной
К своему собственному; пока не разбился в этой конвульсии
Чередование притяжения и отталкиванияТвое сбилось с пути, и оно разорвалось надвое.
В то время, когда Шелли писала стихотворение, в Пизе Клермон жил во Флоренции , и эти строки могут показать, как сильно он скучал по ней. [16]

Иногда высказывалось предположение, что Клермонт также была матерью дочери от Перси Шелли. Возможность восходит к обвинению слуг Шелли, Элизы и Паоло Фогги, в том, что Клермон родила ребенка Шелли во время пребывания в Неаполе , где 27 февраля 1819 года Шелли зарегистрировала ребенка по имени Елена Аделаида Шелли, родившегося 27 декабря. 1818. Регистратор записал ее как дочь Перси Шелли и «Марии» или «Марины Падурин» (возможно, итальянское неправильное произношение «Мэри Годвин»), и она была крещена в тот же день, что и законно рожденный ребенок Перси Шелли и Мэри. Годвин. Однако почти невозможно, чтобы Мэри Шелли была матерью, и это породило несколько теорий, в том числе о том, что ребенок действительно принадлежал Клермонту. [17] Сама Клермон поднялась на Везувий в паланкине 16 декабря 1818 года, всего за девять дней до даты рождения Елены. [18] Однако может быть важно, что Клермонт заболела примерно в то же время - согласно дневнику Мэри Шелли, она заболела 27 декабря - и что ее дневник за июнь 1818 года - начало марта 1819 года был утерян. [19] Однако в письме Изабелле Хоппнер от 10 августа 1821 года Мэри Шелли решительно заявила, что «у Клэр не было детей». Она также настаивала:
Я совершенно убежден, что у Шелли никогда не было неподобающих связей с Клэр... мы жили в квартирах, где у меня был мгновенный вход в каждую комнату, и такое не могло пройти незаметно для меня... Я помню, что Клэр пролежала там два дня – но я ухаживал за ней – я посетил врача – ее болезнь была той, к которой она привыкла в течение многих лет – и были использованы те же самые лекарства, которые я раньше лечил ее в Англии. . [20]
Младенец Елена была отдана приемным родителям и позже умерла 10 июня 1820 года. Байрон поверил слухам о Елене и использовал их как еще одну причину не позволять Клермонту влиять на Аллегру. [21]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]

Вскоре после того, как Клермонт познакомил Шелли с Байроном, она встретила Эдварда Джона Трелони , которому суждено было сыграть важную роль в недолгой оставшейся жизни обоих поэтов. После смерти Шелли Трелони отправляла ей любовные письма из Флоренции, умоляя ее выйти за него замуж, но это ее не интересовало. [22] Тем не менее, она поддерживала с ним связь до конца своей долгой жизни. [23] Клермонт писал Мэри Шелли: «Он [Трелони] любит мутную и беспокойную жизнь; я — тихую; он полон прекрасных чувств и не имеет никаких принципов; я полон прекрасных принципов, но никогда не имел чувства (в своей жизни)». ."
Гувернантка в России
[ редактировать ]Опустошенная смертью Шелли, Мэри вернулась в Англию. Она заплатила Клермону за поездку в дом своего брата в Вене , где прожила год, а затем перебралась в Россию, где работала гувернанткой с 1825 по 1828 год, сначала в Санкт-Петербурге, а затем в Москве. Во время своего пребывания в России она стала свидетельницей восстания декабристов . Люди, на которых она работала, относились к ней почти как к члену семьи. И все же больше всего Клермонт жаждала уединения, тишины и покоя, как она жаловалась в письмах Мэри Шелли. [5]
Двое русских мужчин, которых она встретила, отметили ее общее презрение к мужскому полу; раздраженный их предположением, что, поскольку она всегда влюблялась, она ответит на их привязанность, если они будут с ней флиртовать, Клермонт в письме к Мэри Шелли пошутила, что, возможно, ей следует влюбиться в них обоих сразу и доказать их неправоту. [6]
Дрезден
[ редактировать ]Она вернулась в Англию в 1828 году, но пробыла там ненадолго, а затем отбыла в Дрезден , где работала компаньонкой и домработницей. Ученый Брэдфорд А. Бут предположил в 1938 году, что Клермонт, движимый жаждой денег, возможно, был истинным автором большей части «Полюса» , рассказа 1830 года, который появился в журналах The Court Assembly и Belle Assemblée под названием «Автор». Франкенштейна » . В отличие от Мэри Шелли, Клермонт был знаком с польским языком, использованным в рассказе. В какой-то момент она задумала написать книгу об опасностях, к которым могут привести «ошибочные мнения» об отношениях между мужчиной и женщиной, на примерах из жизни Шелли и Байрона. Она не предпринимала особых литературных попыток, как объяснила своей подруге Джейн Уильямс :
Но в нашей семье, если ты не можешь написать эпопею или роман, который своей оригинальностью сбивает с толку все другие романы, ты - презренное существо, не стоящее признания. [7]
Вернуться в Англию
[ редактировать ]В 1836 году, когда умер Уильям Годвин, Клермонт вернулась в Англию, где работала учителем музыки. Она заботилась о своей матери, когда она умирала. В 1841 году, после смерти Мэри Джейн Годвин, Клермонт переехала в Пизу, где она жила с Маргарет Кинг (официально леди Маргарет Маунт Кэшелл, но известная как миссис Мейсон), старой ученицей Мэри Уолстонкрафт . В 1840-х годах она какое-то время жила в Париже, где посещала общественные собрания Харриет де Буанвиль , заполненные республиканцами и итальянскими революционерами. В одном письме своей сводной сестре Мэри она написала:
«У г-жи де Буанвиль люди умные, и я прихожу туда, и мне нравится беседа, но мне никогда не разрешают говорить самому... после пятнадцати лет молчания я хочу много говорить... чтобы прояснить свои мысли. разум всех тех идей, которые копились и буквально гнили там столько лет, – но на улице Клиши мне этого не позволяют – в тот момент, когда я говорю, весь кружок набрасывается на мои слова и разбирает их на куски… ухватитесь за мой аргумент (столь дорогой для меня)... они либералы столь противоположных характеров... Прошу понять, что я самый либеральный, с гордостью говорю, ни один из них не может угнаться за меня в щедрости – я оставляю их всех на пятьсот миль позади себя». [24]
Перси Шелли оставил ей в своем завещании 12 000 фунтов стерлингов, которые она наконец получила в 1844 году. Она вела иногда бурную и ожесточенную переписку со своей сводной сестрой, пока Мэри не умерла в 1851 году.
Флоренция и смерть
[ редактировать ]Клермонт обратилась в католицизм , несмотря на то, что в начале своей жизни ненавидела эту религию. Она переехала во Флоренцию в 1870 году и жила там в колонии для эмигрантов со своей племянницей Полиной. Она также была близка с братом Паулины Вильгельмом Гаулисом Клермонтом, единственным выжившим ребенком ее брата Чарльза. [25] Она подумывала поселиться с ним и финансово поддержала некоторые его начинания, например, выделив 500 фунтов стерлингов на покупку фермы. [26]
Клермонт также цеплялся за памятные вещи о Перси Шелли. «Записки Асперна» вдохновлены Генри Джеймса реальной историей отставного капитана Эдварда Силсби, который пытался купить письма, которые Шелли написала Клермонту и которые она сохраняла до своей смерти. Клермон умер во Флоренции 19 марта 1879 года в возрасте 80 лет. [15] пережив всех членов круга Шелли, кроме Трелони и Джейн Уильямс.
Репутация и наследие
[ редактировать ]В своей статье для Фонда Вордсворта в 2014 году писатель Лесли Макдауэлл описала Клермонт как «идеальную романтическую женщину, как ее представила в воображении сама Мэри Уолстонкрафт в «Защите прав женщины », добавив, что «редко какая-либо другая романтическая фигура «вмешивалась в толпе» и познавать себя через других, в той степени, в которой это сделала Клэр Клермонт». [27]
В популярной культуре
[ редактировать ]Фильм
[ редактировать ]Поездка 1816 года в Швейцарию во время « Года без лета» , во время которой Клермонт намеревался воссоединиться с Байроном, а Мэри Шелли начала писать «Франкенштейна» , находится в центре внимания многочисленных современных пересказов в нескольких средах. Ее сыграла Мириам Сир в Кена Рассела фильме «Готика» 1986 года , Элизабет Херли в премию «Гойя» испанском фильме 1988 года, получившем с , и Лора Дерн в «Лето привидениями» (1988).
Тридцать лет спустя Клермонта сыграли Бел Паули в «Мэри Шелли» (2017) и Надя Паркс в эпизоде «Доктора Кто» « Призраки виллы Диодати » (2020). [28] [29]
Литература
[ редактировать ]Клермонт был изображен в специальном выпуске комикса The Wicked + The Divine как воплощение богини Инанны и член Пантеона 1830-х годов.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Загрузка файлов — Клэр Клермонт, дочь Мэри Джейн: новая переписка с отцом Клэр» . Проверено 14 мая 2012 г.
- ^ «Клэр Клермонт, дочь Мэри Джейн: Новая переписка с отцом Клэр - В поисках отца Клэр» .
- ^ « Миссис Клермонт и ее дочь - Клэр Клермонт, дочь Мэри Джейн: новая переписка с отцом Клэр» . Проверено 14 мая 2012 г.
- ^ Клемит, Памела (май – июнь 2019 г.). «Анархия в детской: Библиотека для несовершеннолетних Уильяма Годвина». Бездельник . 66 : 73–7.
- ^ Jump up to: а б «Книги: Женское дело» . Кортсман. 28 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Дейдра Коулман, «Клэр Клермонт и Мэри Шелли» » . Rousseaustudies.free.fr. 11 августа 1995 года . Проверено 14 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Бут, стр. 67–70.
- ^ Эйслер, с. 504.
- ^ Jump up to: а б с Эйслер, с. 519.
- ^ Эйслер, с. 515.
- ^ Эйслер, стр. 690–691.
- ^ Эйслер, с. 516.
- ^ Фиш, Меллор и Шор, с. 45.
- ^ Jump up to: а б «К Констанции, поющей» . Интернет-литература.com. 26 января 2007 года . Проверено 14 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Маккалман, Иэн (2001). МакКалман и др., стр. 454–455 . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199245437 . Проверено 14 мая 2012 г.
- ^ Гиттингс и Мэнтон, с. 58.
- ^ Сеймур, с. 221; Холмс, стр. 460–474; Биери, стр. 103–112; Гиттингс и Мэнтон, с. 46; Журналы Мэри Шелли , стр. 249–250, № 3. Среди нескольких теорий некоторые ученые предполагают, что она была Элизой Фогги, няней семьи Шелли; другие полагают, что матерью Елены была Клермонт. Томас Медвин, двоюродный брат Шелли, утверждал, что мать была неназванной женщиной, с которой у Шелли был роман. Также было высказано предположение, что Шелли усыновил местного ребенка как своего собственного или что этот ребенок принадлежал Элизе Фогги от Байрона.
- ^ Сеймур, с. 224. Однако, поскольку возникает вопрос, почему Шелли ждала два месяца, прежде чем зарегистрировать ребенка, дата рождения может быть недостоверной.
- ^ Гиттингс и Мэнтон, с. 45; Биери, с. 104. Биери называет потерю журнала "значительной и, вероятно, не случайной" и частью ситуации, в которой "семья Шелли скрывала многое из того, что происходило в Неаполе".
- ^ Сеймур, с. 224; Мэри Шелли, Письмо Изабелле Хоппнер, Избранные письма Мэри Уолстонкрафт Шелли , стр. 76–77.
- ^ Эйслер, с. 668.
- ^ Эйслер, с. 724.
- ^ Гиттингс и Мэнтон, с. 71.
- ^ Клермонт, Клэр. Письма Мэри Шелли. 12 июля 1842 г., 22 ноября 1832 г.; 2 июня 1843 г.; 18 марта 1844 г.; 9 и 23 декабря 1844 г.; Переписка Клермонта: письма Клэр Клермонт, Чарльза Клермонта и Фанни Имлей Годвин. Том 2: 1835–1879. Под редакцией Мэрион Кингстон Стокинг. Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джона Хопкинса, 1995.
- ^ Эдмонд, Мартин (2013). Воскрешение Филиппа Клермонта . Издательство Оклендского университета.
- ^ Иоффе, Шарон (2016). Письма семьи Клермонт, 1839–1889, Том 2 .
- ^ Макдауэлл, Лесли (28 марта 2014 г.). «Клэр Клермонт: О ее письмах и дневниках» . Вордсворт Траст . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ Когган, Деван (16 февраля 2020 г.). Краткое содержание «Доктора Кто: Современный Прометей» . Развлекательный еженедельник . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Сиде, Кэролайн (16 февраля 2020 г.). «Доктор Кто встречает автора Франкенштейна – и его монстра» . АВ-клуб . Проверено 26 февраля 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Джеймс Биери . Перси Биши Шелли, биография: изгнание несбывшейся славы, 1816–1822 гг. Ньюарк: Университет Делавэра, 2005. ISBN 0-87413-893-0 .
- Брэдфорд А. Бут. «Полюс: рассказ Клэр Клермонт?» В ELH, Vol. 5, № 1 (март 1938 г.), стр. 67–70. Проверено 8 апреля 2008 г.
- Дейдре Коулман. «Клэр Клермонт и Мэри Шелли: идентификация и соперничество внутри« племени философов-отахитов »». 2006. Проверено 8 апреля 2008 г.
- Бенита Эйслер . Байрон: Дитя страсти, дурак славы. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1999. ISBN 0-679-41299-9 .
- Одри А. Фиш, Энн Костеланец Меллор и Эстер Х. Шор. Другая Мэри Шелли: За пределами Франкенштейна. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1993. ISBN 0-19-507740-7 .
- Гарнетт, Ричард (1887). , Лесли (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 10. Лондон: Смит, Элдер и компания. . Стивен
- Роберт Гиттингс и Джо Мэнтон. Клэр Клермонт и Шелли . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1992. ISBN 0-19-818594-4 .
- Розали Глинн Гриллс . Клэр Клермонт, мать Аллегры Байрона. Лондон: Джон Мюррей, 1939. OCLC 186940021.
- Армистед К. Гордон. Аллегра: История Байрона и мисс Клермонт. Нью-Йорк: Минтон, Балч и компания, 1926. OCLC 1515933.
- Ричард Холмс . Шелли: Преследование. 1974. Лондон: Harper Perennial, 2003. ISBN 0-00-720458-2 .
- Лиза Дайан Лесли. «Как я могу существовать отдельно от своей сестры?»: Сестры в жизни и литературе Перси Биши Шелли, Мэри Шелли и Клэр Клермонт. Кандидатская диссертация. Ливерпуль: Ливерпульский университет, 2001. Британская библиотека, DX241303. OCLC 59496278.
- Иэн Маккалман, Джон Ми, Джиллиан Рассел и Клара Туите, ред. Оксфордский спутник эпохи романтизма: британская культура, 1776–1832 гг. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1999. ISBN 0-19-924543-6 .
- Лесли Макдауэлл. «Книги: Женское дело». Рецензия на Дочери других людей: жизнь и времена гувернантки» книгу Рут Брэндон « . The Scotsman , 29 марта 2008 г. Проверено 7 апреля 2008 г.
- Миранда Сеймур . Мэри Шелли . Лондон: Джон Мюррей, 2000. ISBN 0-7195-5711-9 .
- Мэри Шелли . Журналы Мэри Шелли, 1814–1844 гг. Под редакцией Паулы Р. Фельдман и Дайаны Скотт-Килверт. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1995. ISBN 0-8018-5088-6 .
- Мэри Шелли. Избранные письма Мэри Уолстонкрафт Шелли . Под редакцией Бетти Т. Беннетт. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1995. ISBN 0-8018-4886-5 .
- Уильям Сент-Клер. Годвины и Шелли: Биография семьи . Лондон: Фабер и Фабер, 1989. ISBN 0-571-15422-0 .
- Мэрион Кингстон Стокинг : «Клермонт, Клара Мэри Джейн (1798–1979» (Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press, 2004). Проверено 27 июля 2018 года .
- Мэрион Кингстон Чулок, изд. Переписка Клермонта: письма Клэр Клермонт, Чарльза Клермонта и Фанни Имлей Годвин. 2 тома. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1995. ISBN 0-8018-4633-1 .
- Мэрион Кингстон Чулок, изд. «Журналы Клэр Клермонт 1814–1827». Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1968.
- Джанет Тодд . Смерть и девушки. Беркли, Калифорния: Контрапункт, 2007. ISBN 1-58243-339-9 .
- Лора Уэлен. «Песня Клэр». Создаем космос, 2018. ISBN 9781987767414
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография Клэр Клермонт во Франкенштейне; или Современный Прометей , Электронное издание Пенсильвании (knarf.english.upenn.edu)
- Лето с привидениями (1988) на IMDb - киноистория о нетрадиционном ménage à trois с Лорой Дерн в роли Клэр Клермонт (см. Также видео на YouTube )
- Материал рукописи Клэр Клермонт, 1814–1879 гг ., Хранящийся в коллекции Карла Х. Пфорцхаймера Шелли и его круга, Нью-Йоркская публичная библиотека.
- Клэр Клермонт из Библиотеки Конгресса , с тремя записями в библиотечном каталоге.