Jump to content

Последний человек

Последний человек
Титульный лист первого издания
Автор Мэри Шелли
Язык Английский
Жанр Научная фантастика , апокалиптическая фантастика
Издатель Генри Колберн
Дата публикации
февраль 1826 г.
Место публикации Великобритания
Тип носителя Трехтомный роман
Страницы 375

«Последний человек» научно - Мэри антиутопия фантастический роман- Шелли впервые опубликованный в 1826 году . , апокалиптический близкое вымирание человечества. Это также включает в себя обсуждение британского государства как республики , для чего Шелли присутствовал на заседаниях Палаты общин , чтобы получить представление о правительственной системе эпохи романтизма . В романе много вымышленных намеков на ее мужа Перси Биши Шелли , утонувшего в результате кораблекрушения за четыре года до публикации книги, а также на их близкого друга лорда Байрона , умершего двумя годами ранее.

«Последний человек» — одно из первых опубликованных произведений антиутопической фантастики . Он подвергся критике и на момент публикации оставался малоизвестным. Лишь в 1960-х годах роман вновь стал известен публике.

Персонажи

[ редактировать ]

Лайонел Верни : Последний человек. Сирота, сын обедневшего дворянина, Лайонел изначально беззаконен, своеволен и обижен на дворянство за то, что оно отвергло его отца. Однако, когда с ним подружился Адриан, он принимает цивилизацию и особенно ученость. Верни — во многом автобиографическая фигура для Мэри Шелли . [1]

Адриан, граф Виндзорский : Сын последнего короля Англии, Адриан придерживается республиканских принципов . Его мотивируют философия и филантропия, а не амбиции. Он основан на Перси Биши Шелли . [2]

Лорд Рэймонд : амбициозный молодой дворянин, Раймонд прославился своими военными действиями на стороне Греции против турок , но в конечном итоге предпочитает любовь своим амбициям стать королем Англии. Вместо этого он становится лордом-протектором Англии, прежде чем вернуться в Грецию . Рэймондом движут страсть и амбиции, а не принципы. Он основан на лорде Байроне . [1]

Пердита : сестра Лайонела и жена Раймонда. Выросшая сиротой, Пердита была независимой, недоверчивой и гордой, но ее смягчает любовь к Раймонду, которому она яростно предана.

Идрис : сестра Адриана и жена Лайонела. Она любящая, материнская и самоотверженная.

Графиня Виндзорская : мать Адриана и Идриса, австрийской принцессы и бывшей королевы Соединенного Королевства. Она надменная и амбициозная, мечтает восстановить монархию через своих детей.

Эвадна Заими : греческая принцесса, в которую влюбляется Адриан, но которая любит Раймонда. Она предана и горда, даже когда обеднеет.

Клара : дочь Раймонда и Пердиты.

Альфред и Эвелин : сыновья Лайонела и Идриса.

Райланд : Лидер популярной демократической партии, Райланд имеет грандиозные планы по отмене дворянства до чумы, но не желает управлять Англией во время чумы.

Мерривал : астроном , который не обращает внимания на чуму, вместо этого размышляет о состоянии Земли через шесть тысяч лет, пока его семья не умрет. Разбитый трагедией, он вскоре умирает.

Люси Мартин : молодая женщина, которая предпочла выйти замуж за отвратительного поклонника, а не ждать своей настоящей любви, чтобы обеспечить свою стареющую мать. Ее преданность матери едва не привела к тому, что после изгнания ее оставили в Англии.

Самозванец : Безымянный — лжепророк (из-за амбиций, а не фанатизма ), который во Франции создает радикальную религиозную секту в оппозиции Адриану.

Джульетта : молодая дворянка, которая присоединяется к партии Самозванца, чтобы поддержать своего ребенка, но позже убита, раскрывая свой обман.

Краткое содержание сюжета

[ редактировать ]

Введение

[ редактировать ]

Мэри Шелли утверждает, что в 1818 году она обнаружила в пещере недалеко от Неаполя , пророческие надписи написанные на листьях Кумской Сивиллой . Она говорит, что отредактировала эти сочинения в повествование о человеке, живущем в конце XXI века, начиная с 2073 года и заканчивая в 2100 году.

Отец Лайонела был другом короля до того, как его изгнали из-за азартных игр. Отец Лайонела ушел, чтобы покончить с собой, но перед этим оставил королю письмо с просьбой позаботиться о его семье после его смерти. После смерти отца Лайонела письмо так и не было доставлено. Лайонел и его сестра растут без родительского влияния и становятся нецивилизованными. У Лайонела развивается ненависть к королевской семье, а Пердита начинает наслаждаться своей изоляцией от общества. Когда король покидает трон, монархия прекращает свое существование и создается республика. Когда король умирает, графиня пытается воспитать своего сына Адриана, чтобы вернуть себе трон. Однако Адриан выступает против своей матери и отказывается занять трон. Он переезжает в Камберленд , где Лайонел, злящийся на Адриана и его семью за пренебрежение семьей Верни, намеревается противостоять Адриану. Его успокаивает добродушие Адриана и его объяснение, что он только недавно обнаружил письмо. Они становятся близкими друзьями, и Лайонел становится цивилизованным под влиянием Адриана. Адриан помогает Лайонелу в реализации политических начинаний в Вена , которую Лайонел принимает и уезжает на 2 года, но решает вернуться в Англию, потому что он не получил известий ни от Адриана, ни от его сестры.

Лайонел возвращается в Англию, чтобы столкнуться с личными беспорядками среди своих знакомых. Лорд Раймонд, прославившийся своими подвигами в войне между Грецией и Турцией, [3] вернулся в Англию в поисках политической позиции. Пердита и Эвадна вскоре влюбляются в него. Узнав, что его возлюбленная Эвадна влюблена в Раймонда, Адриан отправляется в изгнание, предположительно безумный. Раймонд намеревается жениться на Идрисе (в которого влюблен Лайонел) в качестве первого шага к тому, чтобы стать королем, с помощью графини. Однако в конечном итоге он предпочитает любовь к Пердите своим амбициям, и они женятся. Под присмотром Лайонела Адриан выздоравливает, но остается физически слабым. Узнав о любви между Идрисом и Лайонелом, графиня замышляет накачать Идриса наркотиками, привезти ее в Австрию и заставить заключить политически мотивированный брак. Идрис узнает о заговоре и сбегает к Лайонелу, который вскоре женится на ней. Графиня уезжает в Австрию , обиженная на своих детей и Лайонела.

Адриан и остальные живут счастливо вместе, пока Рэймонд не баллотируется на пост лорда-протектора и не побеждает. Пердита приспосабливается к своему новому социальному положению, а Рэймонд становится любимым администратором. Однако он обнаруживает, что Эвадна после политического и финансового краха своего мужа (из-за ее собственных политических планов) живет в бедности в Лондоне, не желая просить о помощи. Рэймонд пытается поддержать Эвадну, тайно используя ее художественные способности, а затем ухаживая за ней во время болезни, но Пердита узнает об отношениях и подозревает неверность . Ее подозрения пробуждают гордый характер Раймонда, и они расходятся. Раймонд уходит со своей должности и уезжает, чтобы снова присоединиться к войне в Греции в сопровождении Адриана. Вскоре после того, как раненый Адриан возвращается в Англию, возникают слухи, что Рэймонд убит. Пердита, тем не менее, лояльная, убеждает Лайонела привезти ее и Клару в Грецию, чтобы найти его.

Прибыв в Афины , Лайонел узнает, что Раймонд был захвачен османами , и договаривается о его возвращении в Грецию. Вскоре после этого Лайонел и Раймон возвращаются в греческую армию и с боем пробиваются к Константинополю . После решающей битвы у ворот Константинополя Лайонел обнаруживает Эвадну, которая была ранена во время боевых действий. Перед смертью Эвадна предсказывает смерть Раймонда, и это пророчество подтверждает его собственные подозрения. Намерение Раймунда войти в Константинополь вызывает разногласия и дезертирство среди армии из-за сообщений о чуме . Раймонд идет один и обнаруживает, что Константинополь, казалось бы, опустел, и вскоре погибает в результате взрыва, ставшего результатом ловушки, устроенной турками. Его доставили в место недалеко от Афин для захоронения. Пердита отказывается покидать Грецию, но Лайонел накачивает ее наркотиками и берет на борт парохода, полагая, что это в интересах Клары. Пердита просыпается и, обезумев от смерти Раймонда, бросается за борт и тонет.

В 2092 году, пока Лайонел и Адриан пытаются вернуть свою жизнь в нормальное русло, чума продолжает распространяться по Европе и Америке. Появление черного солнца вызывает панику во всем мире, а штормовые нагоны затопляют прибрежные города по всей Европе. Поначалу считается, что Англия безопасна, но вскоре чума достигает и ее. Райланд, недавно избранный лордом-протектором , не готов к чуме и бежит на север, а позже умирает в одиночестве среди запасов провизии. Адриан принимает на себя командование и в значительной степени эффективно поддерживает порядок, хотя чума свирепствует лето за летом. Корабли прибывают в Ирландию с выжившими из Америки, которые незаконно грабят Ирландию и Шотландию, прежде чем вторгнуться в Англию. Адриан поднимает против них военную силу, и в конечном итоге ему удается разрешить ситуацию мирным путем.

Немногие оставшиеся в живых решают покинуть Англию в поисках более легкого климата. Накануне их отъезда в Дувр Лайонел получает письмо от Люси Мартин, которая не смогла присоединиться к изгнанникам из-за болезни матери. Лайонел и Идрис путешествуют сквозь снежную бурю, чтобы помочь Люси. Идрис, ослабший от многолетнего стресса и материнских страхов, умирает по дороге во время лютой погоды. Лайонел приносит ее тело в Виндзорский замок , хоронит ее в часовне Святого Георгия , где его встречает графиня, которая примиряется с Лайонелом у могилы Идриса. Лайонел находит Люси (чья мать умерла), и группа достигает Дувра по пути во Францию.

Во Франции Адриан узнает, что предыдущие эмигранты разделились на фракции, среди которых фанатичная религиозная секта, возглавляемая ложным мессией , который утверждает, что его последователи будут спасены от болезней. Адриан объединяет большинство фракций, но фанатики заявляют о своей оппозиции Адриану. Лайонел пробирается в Париж, где обосновался культ, чтобы попытаться спасти Джульетту. Она отказывается уходить, потому что у самозванца есть ее ребенок, но помогает Лайонелу сбежать после того, как последователи самозванца заключают его в тюрьму. Позже, когда ее ребенок заболевает, Джульетта обнаруживает, что самозванец скрывал последствия чумы от своих последователей. Ее убивают, предупреждая других последователей. Самозванец кончает жизнь самоубийством, а его последователи возвращаются к основной массе изгнанников в Версаль .

Изгнанники отправляются в Швейцарию , надеясь провести лето в более холодном климате, менее благоприятном для чумы. Однако к тому времени, когда они достигают Швейцарии, все, кроме четырех (Лайонела, Адриана, Клары и Эвелин), умерли. Они проводят несколько относительно счастливых сезонов в Швейцарии , Милане и Комо , прежде чем Эвелин умирает от тифа . Выжившие пытаются переплыть Адриатическое море из Венеции в Грецию , но шторм разрушает лодку и тонет Клару и Адриана. Лайонел плывет к берегу в Равенне . Боясь оказаться последним человеком, оставшимся на Земле, Лайонел следует через Апеннинские горы в Рим , подружившись с овчаркой по пути . Проходит год, и никто больше не въезжает в Рим, и Лайонел решает уйти со своей собакой и прожить остаток своей жизни странником по обезлюдевшим континентам Африки и Азии в поисках других выживших. История заканчивается в 2100 году.

Биографические элементы

[ редактировать ]

Многие центральные персонажи полностью или частично основаны на знакомых Шелли. [4] Ее тесть, сэр Тимоти Шелли , запретил Шелли публиковать биографию ее мужа, поэтому она увековечила его память, среди других, в «Последнем человеке» . Утопический Адриан, граф Виндзорский, который ведет своих последователей на поиски природного рая и умирает , когда его лодка тонет во время шторма, является вымышленным портретом Перси Биши Шелли , хотя другие второстепенные персонажи, такие как Мерривал, также несут следы Перси. . [5] Лорд Рэймонд, который покидает Англию, чтобы сражаться на стороне греков, и умирает в Константинополе , основан на лорде Байроне . Роман выражает боль Мэри Шелли из-за потери ее сообщества «Избранных». [6] как она их называла, [7] и Лайонел Верни считался выходом ее чувства потери и скуки после их смерти и смерти ее детей. [1]

Похоже, что Шелли нашла вдохновение для названия своего романа в произведении Жана-Батиста Кузена де Грейнвиля « Le Dernier Homme » (1805), переведенном на английский язык в 1806 году как Omegarus и Syderia . [8]

Крах романтических политических идеалов

[ редактировать ]

Последний человек не только оплакивает потерю друзей Шелли, но и ставит под сомнение романтические политические идеалы, которых они придерживались. [9] В каком-то смысле чума метафорична, поскольку революционная идиллия элитной группы разъедается изнутри недостатками человеческой природы. [10] Как пишет литературовед Кари Локке, «в своем отказе поставить человечество в центр вселенной, в том, что он ставит под сомнение наше привилегированное положение по отношению к природе, « Последний человек» представляет собой глубокий и пророческий вызов западному гуманизму». [11] В частности, Мэри Шелли, ссылаясь на провал Французской революции и реакции на нее Годвина , Уоллстонкрафта и Берка , «нападает на веру Просвещения в неизбежность прогресса посредством коллективных усилий». [12]

Изоляция

[ редактировать ]

Хью Люк утверждает: «Завершая свой рассказ картиной одинокого жителя Земли, она перенесла почти весь смысл романа на идею о том, что состояние индивидуального существа по существу изолировано и, следовательно, в конечном итоге трагично » (XVIII). ). Шелли разделяет эту тему трагической изоляции с поэзией лорда Байрона и Уильяма Вордсворта . [13]

Наука и медицина

[ редактировать ]

Подобно тому, как ее более ранний и более известный роман «Франкенштейн» (1818 г.), посвященный научным вопросам электромагнетизма, химии и материализма, «Последний человек» обнаруживает, что Шелли снова пытается понять масштаб научных исследований. В отличие от предостережений предыдущего романа о фаустовских злоупотреблениях, разрушительный апокалипсис этого романа убедительно свидетельствует о том, что медицина стала слишком робкой и в конечном итоге пришла слишком поздно. [14] Например, неэффективный астроном Мерривал резко контрастирует с пугающе продуктивным Виктором Франкенштейном. Конструкция Шелли иммунитета Лайонела Верни остается предметом серьезных критических дебатов, но роман, безусловно, демонстрирует глубокое понимание истории медицины, особенно разработки вакцины против оспы и различных теорий девятнадцатого века о природе заражения. [15]

Политика

[ редактировать ]

Эйлин Хант Боттинг из Университета Нотр-Дам заявила, что в романе «увидено, что катастрофа пандемии будет вызвана политикой» и что «нарастающий кризис здравоохранения будет вызван тем, что люди и их лидеры сделали и не смогли сделать». делать на международной арене — в торговле, войне и предшествовавших им межличностных сделках, пактах и ​​конфликтах». [16] Боттинг далее описал роман как идентифицирующий «три модели современной демократической коррупции, которые будут раскрыты и усугублены пандемией:

1. медленное, но устойчивое институциональное размывание норм и практик доверия и равенства;
2. авторитарные формы популизма, предающие людей, приведших к власти исполнительного лидера; и
3. патриархальные и религиозные формы популизма, манипулирующие убеждениями людей посредством страха и дезинформации. [17]

В романе также комментируется расизм, выражаемый имперскими европейскими странами по отношению к остальному миру. По мнению Оливии Мерфи из Сиднейского университета , роман показывает, что «это чувство расового превосходства и иммунитета необоснованно: все люди объединены в своей подверженности смертельной болезни». [18]

История публикаций

[ редактировать ]

«Последний человек» последовал за несколькими другими произведениями на тему последнего человека, включая французский рассказ ( Le Dernier Homme ) [1805)]), стихотворение Байрона « Тьма » (1816) и стихотворение Томаса Кэмпбелла «Последний человек» (1824). (Кэмпбелл утверждал, что Байрон взял свое собственное стихотворение по идее Кэмпбелла.) [19]

Два издания « Последнего человека» были опубликованы Генри Колберном в Лондоне 23 января 1826 года. [20] в Париже в 1826 году и одно издание Галиньяни . Пиратское издание было напечатано в Соединённых Штатах Америки в 1833 году. [21]

Роман не переиздавался до 1965 года.

Современный прием

[ редактировать ]

«Последний человек» получил худшие отзывы из всех романов Мэри Шелли: [ нужна ссылка ] большинство рецензентов высмеивали саму тему долговечности, которая стала распространенной за последние два десятилетия. Отдельные рецензенты назвали книгу «отвратительной», раскритиковали ее «глупую жестокость» и назвали воображение автора «больным». [19] Реакция поразила Мэри Шелли, которая пообещала своему издателю в следующий раз выпустить более популярную книгу. Тем не менее позже она говорила о «Последнем человеке» как об одном из своих любимых произведений.

Более поздний прием

[ редактировать ]

В 20-м веке оно привлекло новое критическое внимание, возможно, потому, что понятие долговечности стало более актуальным. [22]

В 2020-е годы роман получил новый всплеск внимания. [18] Ребекка Барр из Кембриджского университета написала, что роман представляет собой «удивительное произведение», которое «перекликается с современными чувствами климатического горя , а также с чувством беспомощности, когда мы сталкиваемся с COVID-19 ». [23] Эйлин Хант Боттинг из Университета Нотр-Дам назвала книгу «вторым великим научно-фантастическим произведением Шелли», заявив, что она обеспечивает «экзистенциальный образ мышления для коллективного противодействия угрозе глобальной техногенной катастрофы». [16]

  1. ^ Перейти обратно: а б с Люк, Хью Дж. Введение. Последний человек Мэри Шелли. Линкольн, Небраска: University of Nebraska Press, 1965. xii
  2. ^ Люк xi
  3. греческая война за независимость Пока писалась книга, шла . В книге предполагается, что Греция станет независимой, но в более позднее время снова вступит в войну с турками – что действительно доказали последующие десятилетия.
  4. ^ Пек, Уолтер Э. «Биографические элементы в романах Мэри Уолстонкрафт Шелли». ПМЛА . XXCCIII, 1923 г.
  5. ^ Беннетт, Введение , 74; Люр, 119 лет; Лука xi–xiv.
  6. ^ Пейли, Введение в «Последний человек» , viii. Мэри Шелли использовала этот термин в письме от 3 октября 1824 года.
  7. ^ Пейли, Введение в «Последний человек» , viii. «Последний человек!» Мэри Шелли написала в своем дневнике в мае 1824 года: «Да, я вполне могу описать чувства этого одинокого существа, ощущающего себя последней реликвией любимой расы, моих товарищей, вымерших раньше меня». Пейли, Введение в «Последний человек» , vii–viii.
  8. ^ «Научная фантастика во Франции до Верна» .
  9. ^ Пейли, Введение в «Последний человек» , xvi; Локке, 117.
  10. ^ Аллюр, 128–29.
  11. ^ Люр, 116.
  12. ^ Очарование, 128.
  13. ^ Лука XVIII.
  14. ^ Ван, «Мы должны жить в другом месте», 240.
  15. ^ Ван, «Дискурс о романтических болезнях», 471–474.
  16. ^ Перейти обратно: а б Боттинг, Эйлин Хант (13 марта 2020 г.). «Мэри Шелли создала «Франкенштейна», а затем пандемию» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 августа 2023 г.
  17. ^ Боттинг, Эйлин Хант (2021). «Прогнозирование патриархальной политики пандемий от Мэри Шелли до COVID-19» . Границы в социологии . 6 . дои : 10.3389/fsoc.2021.624909 . ISSN   2297-7775 . ПМЦ   8022679 . ПМИД   33869576 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Мерфи, Оливия (4 мая 2020 г.). «Путеводитель по классике: «Последний человек» Мэри Шелли — это пророчество о жизни в условиях глобальной пандемии» . Разговор . Проверено 15 августа 2023 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Пейли, Введение в «Последний человек» , XXI.
  20. ^ Вступительная записка к романам и избранным произведениям Мэри Шелли , том 4, Норы Крук, Памелы Клемит и Бетти Т. Беннетт.
  21. ^ Люк XXI
  22. ^ Пейли, Введение в «Последний человек» , xxii–xxiii.
  23. ^ Барр, Ребекка (9 апреля 2020 г.). «Пандемия и ужасы одиночества» . Одиночество прошлое и настоящее . Проверено 15 августа 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аарон, Джейн. «Возвращение репрессированных: чтение «Последнего человека » Мэри Шелли ». Феминистская критика: теория и практика . Эд. Сьюзен Селлерс. Нью-Йорк: Harvester Wheatsheaf, 1991.
  • Олдисс, Брайан В. «О происхождении видов: Мэри Шелли». Спекуляции на спекуляциях: теории научной фантастики . Ред. Джеймс Ганн и Мэтью Канделария. Лэнхэм, Мэриленд: Пугало, 2005.
  • Ан, Янг-ОК. « Прочитай свое падение»: Признаки чумы в «Последнем человеке ». Исследования романтизма 44.4 (2005): 581–604.
  • Баннет, Ева Тавор. «Бездна настоящего» и женское время в « Последнем мужчине » Мэри Шелли ». Роман восемнадцатого века 2 (2002): 353–381.
  • Беннетт, Бетти Т. Мэри Уолстонкрафт Шелли: Введение . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1998. ISBN   0-8018-5976-X .
  • Мэри Шелли Беннетт, Бетти Т. «Радикальные фантазии: Последний человек ». Вордсворт Круг 26.3 (1995): 147–52.
  • Блумберг, Джейн. Ранние романы Мэри Шелли: «Это дитя воображения и страдания» . Айова-Сити: Университет Айовы Press, 1993. ISBN   0-87745-397-7 .
  • Кантор, Пол А. «Апокалипсис Империи: Последний человек Мэри Шелли ». Иконоборческие отъезды: Мэри Шелли после «Франкенштейна»: Очерки в честь двухсотлетия со дня рождения Мэри Шелли . Ред. Синди М. Конгер, Фредерик С. Франк и Грегори О'Ди. Мэдисон, Нью-Джерси: Издательство Университета Фэрли Дикинсона, 1997.
  • Кануэль, Марк. «Действия, правила и последний человек». Литература девятнадцатого века 53.2 (1998): 147–170.
  • Клемит, Памела. Годвиновский роман: Рациональные выдумки Годвина, Брокдена Брауна, Мэри Шелли . Оксфорд: Кларендон Пресс, 1993. ISBN   0-19-811220-3 .
  • Эберле-Синатра, Майкл. «Гендер, авторство и мужское доминирование: ограниченная свобода Мэри Шелли во Франкенштейне и последнем человеке ». Художественная литература Мэри Шелли: от Франкенштейна до Фолкнера . Ред. Майкл Эберле-Синатра и Нора Крук. Нью-Йорк: Макмиллан; Святого Мартина, 2000.
  • Фиш, Одри А. «Чума политики: СПИД, деконструкция и последний человек ». Другая Мэри Шелли: За пределами Франкенштейна. Ред. Одри А. Фиш, Энн К. Меллор и Эстер Х. Шор. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 1993. ISBN   0-19-507740-7 .
  • Хаггерти, Джордж Э. « Конец истории: идентичность и растворение в апокалиптической готике». Восемнадцатый век: теория и интерпретация 41.3 (2000): 225–246.
  • Хопкинс, Лиза. «Память в конце истории: Последний человек Мэри Шелли ». Романтизм в сети 6 (май 1997 г.).
  • Хопкинс, Лиза. « Последний человек и язык сердца». Романтизм в сети 22 (май 2001 г.).
  • Хатчингс, Кевин. « Темный образ в фантасмагории»: пастырский идеализм, пророчество и материальность в « Последнем человеке » Мэри Шелли ». Романтизм 10.2 (2004): 228–244.
  • Джонсон, Барбара. «Последний человек». Другая Мэри Шелли: За пределами Франкенштейна. Ред. Одри А. Фиш, Энн К. Меллор и Эстер Х. Шор. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 1993. ISBN   0-19-507740-7 .
  • Килгур, Мэгги. « Одно бессмертие»: формирование Шелли в «Последнем человеке ». Европейский романтический обзор 16.5 (2005): 563–588.
  • Локке, Кари. « Последний человек ». Кембриджский компаньон Мэри Шелли . Эд. Эстер Шор. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2003. ISBN   0-521-00770-4 .
  • Ломакс, Уильям. «Эпический поворот в романе Мэри Шелли «Последний человек : романтическая ирония и корни научной фантастики». Контуры фантастического: избранные очерки восьмой международной конференции по фантастическому в искусстве . Эд. Мишель К. Лэнгфорд. Нью-Йорк: Гринвуд, 1994.
  • МакВир, Энн. « « Непонимающий мрамор »: анатомия и анимация во Франкенштейне и Последнем человеке ». Мэри Уолстонкрафт и Мэри Шелли: писание жизней . Ред. Хелен М. Басс, Д. Л. Макдональд и Энн МакВир. Ватерлоо, Онтарио: Издательство Университета Уилфрида Лорье, 2001.
  • Меллор, Энн К. Мэри Шелли: ее жизнь, ее художественная литература, ее монстры . Лондон: Рутледж, 1990. ISBN   0-415-90147-2 .
  • Неллист, Брайан. «Представляя будущее: предсказательная фантастика девятнадцатого века». Ожидания: очерки ранней научной фантастики и ее предшественников . Эд. Дэвид Сид. Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета, 1995.
  • О'Ди, Грегори. » Мэри Шелли «Пророческая история и текстуальность в «Последнем человеке ». Статьи по языку и литературе 28.3 (1992): 283–304.
  • Дворца, Жан. «Мэри Шелли, Последний мужчина : небольшая романтическая тема». Обзор сравнительной литературы 42 (1968): 37–49.
  • Пейли, Мортон. « Последний человек : Апокалипсис без тысячелетия». Другая Мэри Шелли: За пределами Франкенштейна. Ред. Одри А. Фиш, Энн К. Меллор и Эстер Х. Шор. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 1993. ISBN   0-19-507740-7 .
  • Пек, Уолтер Э. «Биографические элементы в романах Мэри Уолстонкрафт Шелли». ПМЛА , XXCCIII (1923), 196–220.
  • Пуви, Мэри . Надлежащая леди и женщина-писатель: идеология как стиль в творчестве Мэри Уолстонкрафт, Мэри Шелли и Джейн Остин . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1985. ISBN   0-226-67528-9 .
  • Ричардсон, Алан. « Последний человек и чума Империи» . Конференция МОО « Романтические круги ». 13 сентября 1997 г.
  • Шелли, Мэри . Последний человек . Эд. Мортон Д. Пейли. Оксфорд: Оксфордские книги в мягкой обложке, 1998. ISBN   0-19-283865-2 .
  • Снайдер, Роберт Лэнс. «Апокалипсис и неопределенность в романе Мэри Шелли «Последний человек ». Исследования романтизма 17 (1978): 435–452.
  • Спатт, Хартли С. «Последние люди Мэри Шелли: правда снов». Исследования в романе 7 (1975): 526–537.
  • Стерренбург, Ли. « Последний человек : анатомия неудавшихся революций». Художественная литература девятнадцатого века 33 (1978): 324–347.
  • Сассман, Шарлотта. « Остров в мире»: культурная память и человеческая мобильность в «Последнем человеке ». ПМЛА 118.2 (2003): 286–301.
  • Томас, Софи. «Конец фрагмента, проблема предисловия: распространение и завершенность в «Последнем человеке ». Художественная литература Мэри Шелли: от Франкенштейна до Фолкнера . Ред. Майкл Эберле-Синатра и Нора Крук. Нью-Йорк: Макмиллан; Святого Мартина, 2000.
  • » Мэри Шелли Вагнер-Лолор, Дженнифер А. «Исполнение истории, исполнение человечества в «Последнем человеке ». SEL: Исследования по английской литературе 1500–1900 42,4 (2002): 753–780.
  • Ван, Фьюсон. «Мы должны жить где-то еще: социальное построение естественного иммунитета в романе Мэри Шелли « Последний человек ». Европейский романтический обзор 22.2 (2011): 235–255.
  • Ван, Фьюсон. «Дискурс о романтических болезнях: инвалидность, иммунитет и литература». Контексты девятнадцатого века 33.5 (2011): 467–482.
  • Уэбб, Саманта. «Чтение конца света: последний человек , история и агентство романтического авторства». Мэри Шелли в «Ее времена» . Ред. Бетти Т. Беннетт и Стюарт Карран. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 2000.
  • Уэллс, Линн. «Триумф смерти: чтение повествования в «Последнем человеке » Мэри Шелли ». Иконоборческие отъезды: Мэри Шелли после «Франкенштейна»: Очерки в честь двухсотлетия со дня рождения Мэри Шелли . Ред. Синди М. Конгер, Фредерик С. Франк и Грегори О'Ди. Мэдисон, Нью-Джерси: Издательство Университета Фэрли Дикинсон, 1997.
  • Райт, Джулия М. « Маленькая Англия: тревога космоса в «Последнем человеке » Мэри Шелли ». Художественная литература Мэри Шелли: от Франкенштейна до Фолкнера . Ред. Майкл Эберле-Синатра и Нора Крук. Нью-Йорк: Макмиллан; Святого Мартина, 2000.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 29f274dd65a1727bfc01a4245f8f1064__1712940480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/64/29f274dd65a1727bfc01a4245f8f1064.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Last Man - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)