Трехтомный роман

Трехтомный роман (иногда трехэтажный или трехэтажный) . [примечание 1] ) был стандартной формой публикации британской художественной литературы в девятнадцатом веке. Это был значительный этап в развитии современного романа как формы популярной литературы в западной культуре.
История
[ редактировать ]
Трехтомные романы начал выпускать эдинбургский издатель Арчибальд Констебль в начале 19 века. [примечание 2] Констебль был одним из самых значительных издателей 1820-х годов и добился успеха, опубликовав дорогие трехтомные издания произведений Вальтера Скотта ; первым был исторический роман Скотта «Кенилворт» , опубликованный в 1821 году по цене, ставшей стандартной на следующие семьдесят лет. [3] : 16 [Арчибальд Констебль опубликовал «Айвенго» в 3 томах в 1820 году, но также Т. Эгертон публиковал произведения Джейн Остин в 3 томах 10 годами ранее, « Чувство и чувствительность» в 1811 году и т. д.] [4]
Так продолжалось до тех пор, пока компания Констебля не обанкротилась в 1826 году из-за больших долгов, обанкротив и его, и Скотта. [5] Когда компания Констебла развалилась, издатель Генри Колберн быстро принял этот формат. Количество трехтомных романов, которые он выпускал ежегодно, выросло с шести в 1825 году до 30 в 1828 году и 39 в 1829 году. Под влиянием Колберна публикуемые романы приняли стандартный формат трехтомников октаво . [примечание 3] по цене полторы гинеи (1 фунт 11 шиллингов 6 пенсов) или десять шиллингов шесть пенсов (половина гинеи) за штуку. [примечание 4] Цена и формат оставались неизменными почти 70 лет, до 1894 года. [8] Цена трехтомного романа делала его недоступным для всех, кроме самых богатых семей. [7] : 40 Эту цену следует сравнить с типичной ценой в шесть шиллингов за однотомный роман, которая также была ценой за трехтомные романы, когда они переиздавались как однотомные издания. [7] : 74
Трехтомные романы быстро исчезли после 1894 года, когда Mudie's и WH Smith перестали покупать их по прежней цене. [9] В 1894 году Mudie's и Smith's выпустили циркуляры, в которых объявлялось, что в будущем они будут платить только четыре шиллинга за том за романы, выпущенные комплектами. [примечание 5] за вычетом обычных скидок, [2] : 309 с обычной торговой практикой поставки тринадцати томов по цене двенадцати. [7] : 256 Это остановило выпуск трехтомных библиотечных изданий. [2] : 240
Год | Количество романов | Примечания |
---|---|---|
1884 | 193 | |
1885 | 193 | |
1886 | 184 | |
1887 | 184 | |
1888 | 165 | |
1889 | 169 | |
1890 | 160 | |
1891 | 162 | |
1892 | 156 | |
1893 | 168 | |
1894 | 184 | [примечание 7] |
1895 | 52 | |
1896 | 25 | |
1897 | 4 |
Описание
[ редактировать ]
Формат трехтомного романа не совсем соответствует тому, что сейчас считается трилогией романов. В то время, когда печать и переплет книг были относительно дорогими, публикация более длинных художественных произведений имела особое отношение к читающей публике, которая брала книги в коммерческих библиотеках . Роман, разделенный на три части, может создать спрос (часть I разжигает аппетит к частям II и III). Доход от Части I также можно было бы использовать для оплаты расходов на печать последующих частей. [примечание 9] Более того, коммерческий библиотекарь зарабатывал на жизнь тремя томами, а не одним. Особый стиль художественной литературы середины викторианской эпохи, в котором сложный сюжет завершается распределением брачных партнеров и имущества на последних страницах, был хорошо адаптирован к форме.
В начале девятнадцатого века стоимость трехтомного романа составляла пять или шесть шиллингов за том. [14] : 291 [примечание 10] К 1821 году Арчибальд Констебль , опубликовавший книгу «Сэр Вальтер Скотт» , воспользовался своей популярностью, чтобы повысить цену одного тома до десяти шиллингов и шести пенсов (полгинеи) или до полутора гиней (31 шиллинг и шесть пенсов) за все три. объемы. [14] : 291 [примечание 12] Эта цена была эквивалентна половине недельного дохода скромной семьи среднего класса. [15] : 38 Этой стоимости было достаточно, чтобы удержать от их покупки даже сравнительно обеспеченных представителей общественности. Вместо этого они были заимствованы из коммерческих библиотек, наиболее известная из которых принадлежала Чарльзу Эдварду Муди . [16] Мьюди смог купить романы по акции менее чем за половину розничной цены — пять шиллингов за том. [16] Он брал со своих подписчиков одну гинею (21 шиллинг) в год за право брать по одному тому за раз или две гинеи в год (2 фунта 2 шиллинга) за право брать четыре тома одновременно. Подписчик, который хотел быть уверенным, что прочитает всю книгу, не дожидаясь, пока другой подписчик вернет следующий том, должен был оформить более высокую подписку. [7] : 38-39
Их высокая цена означала, что и издатель, и автор могли получить прибыль от сравнительно ограниченных продаж таких дорогих книг: трехтомные романы обычно печатались тиражом менее 1000 экземпляров, которые часто предварительно продавались библиотекам по подписке еще до того, как книга была выпущена. опубликовано. [3] : 16 Для трехтомного романа было необычно продать более 1000 экземпляров. [17] [примечание 13] Система поощряла издателей и авторов выпускать как можно больше романов из-за почти гарантированной, но ограниченной прибыли, которую можно было бы получить от каждого из них. [3] : 16
Обычный трехтомный роман содержал около 900 страниц и содержал 150–200 000 слов; средняя длина составила 168 000 слов в 45 главах. У писателей было обычным делом заключать контракты, в которых определялось определенное количество страниц, которые необходимо заполнить. Если бы они закончились, их можно было бы заставить создать больше или разбить текст на большее количество глав — каждый новый заголовок главы занимал бы страницу. В 1880 году издатель Роде Бротон предложил 750 фунтов стерлингов за ее двухтомный роман « Вторые мысли» . Однако он предложил ей 1200 фунтов стерлингов, если она допишет третий том. [15] : 40
Другие формы викторианских публикаций
[ редактировать ]Помимо трехтомных романов подписной библиотечной системы, публика могла получить доступ к литературе в виде частей - роман продавался примерно 20 частями в месяц, каждая из которых стоила один шиллинг. Это была форма, использованная для первых публикаций многих работ Чарльза Диккенса , Энтони Троллопа и Уильяма Теккерея . Многие романы таких авторов, как Уилки Коллинз и Джордж Элиот, впервые были опубликованы серийно в еженедельных и ежемесячных журналах, которые начали становиться популярными в середине XIX века. Издательства обычно предлагали однотомное переиздание трехтомного библиотечного издания через двенадцать месяцев после оригинала. [7] : 260 обычно по цене шести шиллингов за первое издание, [7] : 74 с более низкими ценами на последующие переиздания. Обычно это были три шиллинга и шесть пенсов за второе переиздание и два шиллинга за «желтую обложку» для железнодорожных книжных киосков. [7] : 54 Издатели, такие как Бентли, предлагали дешевые однотомные переиздания многих произведений, при этом цены упали с шести шиллингов до пяти шиллингов в 1847 году и до трех шиллингов и шести пенсов или двух шиллингов и шести пенсов в 1849 году, а в 1849 году — до одного шиллинга «Железнодорожная библиотека». 1852. [3] : 17 Задержка перед выпуском репринтных изданий [примечание 14] означало, что у тех, кто хотел получить доступ к новейшим книгам, не было другого выбора, кроме как брать трехтомные издания в подписной библиотеке. [16] [примечание 15] Задержка также позволила распространяющим библиотекам продать вторые книги, которые они изъяли из обращения до того, как появилось дешевое издание. Издатели иногда ждали, чтобы увидеть, насколько хорошо продаются отозванные книги, прежде чем принять решение о размере переиздания или даже о том, стоит ли вообще переиздавать. [19] : 240
Викторианская детская художественная литература обычно издавалась отдельными томами; например, в то время как вся детская художественная литература Г. А. Хенти с самого начала выпускалась в виде однотомников, его романы для взрослых, такие как «Двойник Дороти» ( Чатто и Виндус , Лондон, 1894), [19] : 259 Руджуб Жонглер (Чатто и Виндус, Лондон, 1895 г.), [19] : 238 и «Кубок королевы» (Чатто и Виндус, Лондон, 1897 г.) были изданы в виде трехтомников. [19] : 305 [примечание 16] Традиция, согласно которой в трехтомном формате издавалась только художественная литература для взрослых, была настолько сильна, что когда в 1882 году в трех томах была опубликована «История мальчика» Бевиса Ричарда Джеффриса (Сэмпсон Лоу, Лондон), Э.В. Лукас прокомментировал это во введении к книге: Издание Дакворта 1904 года, которое таким образом не позволило книге попасть в руки ее истинных читателей, мальчиков. [23]
Колониальные издания, предназначенные для продажи за пределами Великобритании, обычно издавались в виде одного тома. [19] : 240 [примечание 17]
Самые дешевые произведения популярной художественной литературы иногда уничижительно называли « грошовыми кошмарами» . Они были популярны среди молодых мужчин из рабочего класса. [25] и часто рассказывали сенсационные истории о преступниках, детективах, пиратах или сверхъестественных существах.
20 век
[ редактировать ]Хотя эра трехтомного романа фактически закончилась в 1894 году, в ХХ веке произведения все еще иногда печатались в более чем одном томе. Два романа Джона Каупера Поуиса , «Вольф Солент» (1929) и «Оуэн Глендауэр» (1940), были опубликованы двухтомными издательством Simon & Schuster в США.
«Властелин колец» — это трехтомный роман, а не трилогия , поскольку Толкин изначально планировал, что это произведение будет первым из двух произведений, а вторым — «Сильмариллион» , но эта идея была отвергнута его издателем. [26] [27] По экономическим причинам «Властелин колец» был опубликован в трех томах с 29 июля 1954 года по 20 октября 1955 года. [26] [28] Три тома назывались «Братство Кольца» , «Две башни » и «Возвращение короля» .
Японский писатель Харуки Мураками написал несколько книг в этом формате, таких как «Хроники заводной птицы» и «1Q84» . Однако во многих переводах романа, например на английский, три тома этих романов объединяются в одну книгу.
Ссылки в литературе
[ редактировать ]- Остин, «Гордость и предубеждение» (1813), глава 11 («Дарси взялась за книгу; мисс Бингли сделала то же самое;... Наконец, совершенно утомленная попыткой развлечься своей собственной книгой, которую она выбрала только потому, что это был второй том его»)
- Диксон, «История современной женщины» (1894) («Нет. Моя идея была слишком печальной, слишком болезненной, говорили все издатели. Британской публике это не понравилось бы. Но мне дали заказ сделать три -объемный роман в старых строках - бал в первом томе и расставание во втором и побег, которому, конечно, должна помешать в последний момент своевременная смерть (в больнице); жена или муж — я забыл, кто именно — в последнем».).
- Троллоп, «Как мы живем сейчас» (1875), глава LXXXIX («О продолжительности ее романа был ее первый вопрос. Он должен состоять из трех томов, и каждый том должен содержать триста страниц»).
- Джером, «Три человека в лодке» (1889), глава XII (« У герцога из «Лондонского журнала» всегда есть свое «маленькое заведение» в Мейденхеде ; и героиня трехтомного романа всегда обедает там, когда она с кем-нибудь гуляет). чужой муж»).
- Киплинг, «Трехэтажный корабль» (1894), Текст [1] , Комментарий [2]
- Уайльд, «Критик как художник» (1890): («Написать трехтомный роман может всякий, для этого нужно лишь полное незнание жизни и литературы»).
- Уайльд, «Как важно быть серьезным» (1895), акт II («Я считаю, что Память ответственна почти за все трехтомные романы, которые нам присылает Муди». «Не отзывайтесь пренебрежительно о трехтомном романе «Сесили»). ) и Акт III («В нем содержалась рукопись трехтомного романа, более чем обычно отвратительного сентиментального»).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Термин «трехпалубный» также использовался для обозначения самого большого и самого дорогого типа парусного военного корабля , у которого на трех палубах были расположены орудия. Применительно к трехтомным романам это может относиться к количеству томов, а также к размеру книги. [1]
- ↑ Хотя трехтомный формат был нормой для девятнадцатого века, в предыдущем столетии выпускалось больше томов: Генри Филдинга » « Том Джонс (1749 г.) был выпущен в шести томах, а Лоуренса Стерна » «Тристрам Шенди (1759- 1767 г.), выпущенный в девяти томах. [2] : 240
- ^ Меньший размер duodecimo был распространен раньше, и именно этот размер использовался, для Роба Роя . например, [6]
- ^ Это была цена в книжном магазине. Распространяющиеся библиотеки, купившие большую часть изданий, заплатили всего пятнадцать шиллингов за трехтомник. [7] : 45 и заплатил только за двенадцать из каждых тринадцати поставленных томов. [7] : 256
- ^ Предыдущая цена на библиотеки формально составляла пять шиллингов, а фактически - 4 шиллинга. 7¼д. за объем, как только допускается традиционная торговая скидка в размере 13 объемов по цене 12. Теперь они предложили заплатить всего 3 шиллинга. 8¼д. за том. [7] : 187
- ↑ Грист отмечает, что, хотя Шейлор не называет свои источники, он, как директор издательства, имел возможность знать и записывать, сколько таких томов было опубликовано, и никто не оспаривал его резюме, когда оно было первоначально опубликовано. [7] : 260
- ^ в 1894 году основные распространяющиеся библиотеки объявили, что они будут платить только четыре шиллинга за том за романы, выпущенные комплектами, без учета обычных скидок, вместо пяти шиллингов, как они платили ранее. [2] : 240
- ^ При сравнении первой страницы главы 1 первого тома 3-го издания 1818 года и той же страницы однотомного издания Everyman's Library 1906 года следует иметь в виду, что издание 1818 года было в двенадцатиперстном формате, а не в формате 1906 года. формат издания октаво. Однако большинство трехтомных романов восемнадцатого века были в октаво немного большего формата. Издание 1818 года содержало четыре страницы предисловия и 947 страниц основного текста во всех трех томах (исключая титульные листы и т. д.). [10] [11] [12] Издание 1906 года напечатало то же предисловие на двух страницах и текст на 378 страницах, а также имело трехстраничное редакторское введение, 60 страниц введения Скотта 1829 года с приложениями, три страницы постскриптума к приложениям к введению, примечание на одну страницу о суевериях фей (напечатано более мелким шрифтом, чем остальной текст), а также четырехстраничный глоссарий используемых терминов. [13]
- ^ Это не относилось к большинству викторианских трехтомных романов, которые обычно выпускались со всеми тремя томами одновременно, но раньше художественная литература иногда выпускалась по одному тому, как и викторианские научно-популярные произведения.
- ↑ До 1830-х годов романы обычно выпускались с временными переплетами из серого картона, которые покупатель мог переплести в стиле своей собственной библиотеки. [14] : 291
- ^ Восемнадцать из двадцати восьми (64%) трехтомных романов в 1830 году были проданы по этой цене, увеличившись до пятидесяти одного из пятидесяти восьми (88%) трехтомных романов, опубликованных в 1840 году.
- ↑ Арчибальд Констебль начал это увеличение с того, что взимал семь шиллингов за том « в Скотта Уэверли» 1814 году, восемь шиллингов за том Роба Роя в 1818 году, десять шиллингов за каждый том «Айвенго» в 1820 году и, наконец, десять шиллингов и шесть пенсов за Кенилворта в 1821. [7] : 41-42 Это стало стандартной ценой за трехтомный роман до 1894 года. [примечание 11]
- ↑ Однако это не относится к популярным писателям. Первое издание сэра Вальтера Скотта , « Уэверли и Айвенго» оба в трехтомном формате, было продано по 10 000 экземпляров каждый. [3] : 12
- ^ Распространяющиеся библиотеки обычно делали такую задержку, обычно двенадцать месяцев, условием покупки трехтомного издания, как и циркуляр Муди 1894 года. Эта задержка была не только для того, чтобы сохранить ранний доступ к новым томам, которые предлагали циркулирующие библиотеки, но и для того, чтобы предоставить им рынок для избавления от своих старых запасов. [2] : 309-310
- ^ Эта задержка может быть значительной. В то время как романы Джейн Остин были опубликованы в многотомном формате в 1811–1818 годах, «Чувство и чувствительность» были выпущены в трехтомном формате в 1811 году. [18] : 3-4 и снова в 1813 г. [18] : 5-6 «Гордость и предубеждение» вышла в трех томах в 1813 году. [18] : 6-8 со вторым изданием в том же году, [18] : 8-9 и двухтомное издание 1817 года. [18] : 9-10 . Мэнсфилд-парк был выпущен в трех томах в 1814 году. [18] : 11-12 и снова в 1816 г. [18] : 12-14 Эмма (роман) вышел в трёх томах в 1816 году. [18] : 14-16 «Нортенгерское аббатство» и «Убеждение» были выпущены вместе в четырехтомном издании в 1818 году. [18] : 16-19 В 1833 году они снова были опубликованы в Англии. [18] : восемнадцатый когда они были опубликованы в одном томе Ричардом Бентли . [18] : 157-158
- ↑ Это означало, что этот роман Хенти был одним из последних когда-либо опубликованных трехтомных романов, поскольку в 1897 году было опубликовано только четыре. [19] : 307 История издания The Queen's Cup иллюстрирует, как все изменилось. Книга впервые появилась в газетах в виде сериала в 1896 году. [20] Он был выпущен 12 января 1897 года в трех томах Чатто и Виндусом по цене пятнадцать шиллингов за комплект из трех томов. [21] Трехтомное издание было напечатано всего 350 экземплярами. [19] : 307 Чатто и Виндус заказали в своих типографиях 1500 экземпляров одного тома в июле 1897 года. [19] : 308 и это издание было продано за три шиллинга шесть пенсов. [22] Издатели напечатали еще 500 экземпляров в 1898 году и еще раз в 1907 году. [19] : 309 Между всеми изданиями Чатто и Виндус напечатали только 2850 экземпляров, а колониального издания не было. [19] : 309 Несмотря на то, что книга была хорошо принята критиками, она оказалась наименее успешной из книг Чатто и Виндуса о Хенти, возможно, из-за решения первоначально опубликовать ее в трех томах. [19] : 309
- ^ Стэнли Анвин отметил, что в соглашениях издателя с авторами иногда предусматривалась фиксированная сумма, обычно три пенса за экземпляр, за колониальные издания, которые часто ничем не отличались от однотомных изданий для английского рынка. [24]
Источники
[ редактировать ]- Новое введение в библиографию , Филип Гаскелл . Оксфорд , 1979. ISBN 0-19-818150-7
- Избранная библиотека Муди и форма викторианской художественной литературы , Джордж П. Лэндоу. Викторианская паутина .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крезинг, Нина (2019). «Избранная библиотека Муди и трехэтажный роман - взаимный провал?» . Сатура . 2 : 32–39. дои : 10.17879/satura-2019-3065 . ISSN 2701-0201 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шейлор, Джозеф (1912). Увлечение книгами и другими статьями о книгах и книготорговле . Симпкин, Маршалл, Гамильтон, Кент и Ко., Лтд . Проверено 9 декабря 2020 г. - из Интернет-архива .
- ^ Jump up to: а б с д и Мэйс, Келли Дж. (2002). «Глава 1: Издательский мир». В Брантлингере, Патрик; Тезинг, Уильям Б. (ред.). Спутник викторианского романа . Лондон: Издательство Блэквелл. ISBN 978-0-631-22064-0 . Проверено 9 декабря 2020 г. - из Интернет-архива .
- ^ http://www.bl.uk
- ^ Джон Кучич; Дженни Борн Тейлор (2012). Оксфордская история романа на английском языке: Том 3: Роман девятнадцатого века, 1820–1880 гг . ОУП Оксфорд. п. 4. ISBN 978-0-19-956061-5 .
- ^ «Реклама Роба Роя» . Звезда (Лондон) (пятница, 23 января 1818 г.): 1. 1818-01-23 . Проверено 11 декабря 2020 г. - из Архива британской газеты .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Грист, Гвиневра Л. (1970). Распространяющаяся библиотека Муди и викторианский роман . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-15480-4 . Проверено 9 декабря 2020 г. - из Интернет-архива .
- ^ Джон Кучич; Дженни Борн Тейлор (2012). Оксфордская история романа на английском языке: Том 3: Роман девятнадцатого века, 1820–1880 гг . ОУП Оксфорд. п. 6. ISBN 978-0-19-956061-5 .
- ^ Дразнин, Яффа Клэр (2001). Домохозяйка среднего класса в викторианском Лондоне: чем она занималась весь день (№ 179) . Вклад в женские исследования. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 151. ИСБН 0-313-31399-7 .
- ^ Скотт, Уолтер (1818). Роб Рой . Том. 1 (3-е изд.). Эдинбург: Арчибальд Констебль и компания . Проверено 15 декабря 2020 г. - из Интернет-архива .
- ^ Скотт, Уолтер (1818). Роб Рой . Том. 2 (3-е изд.). Эдинбург: Арчибальд Констебль и компания . Проверено 15 декабря 2020 г. - из Интернет-архива .
- ^ Скотт, Уолтер (1818). Роб Рой . Том. 3 (3-е изд.). Эдинбург: Арчибальд Констебль и компания . Проверено 15 декабря 2020 г. - из Интернет-архива .
- ^ Скотт, Уолтер (1906). Рис, Эрнест (ред.). Роб Рой (изд. Библиотеки обывателя). Лондон: JM Dent & Co. Проверено 15 декабря 2020 г. - из Интернет-архива .
- ^ Jump up to: а б с Элиот, Саймон (2007). «21: От небольшого и дорогого к большому и дешевому: Британский книжный рынок 1800-1890». В Элиоте, Саймоне; Роуз, Джонатан (ред.). Спутник истории книги . Лондон: Издательство Блэквелл. дои : 10.1002/9780470690949 . ISBN 978-1-4051-2765-3 .
- ^ Jump up to: а б Элиот, Саймон (2001). «2: Бизнес викторианской издательской деятельности». У Дэвида, Дейдра (ред.). Кембриджский компаньон викторианского романа . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-64150-0 . Проверено 16 августа 2020 г. - из Интернет-архива .
- ^ Jump up to: а б с Лэндоу, Джордж (2001). «Избранная библиотека Муди и форма викторианской художественной литературы» . Викторианская паутина . Проверено 11 августа 2016 г.
- ^ Объединенное общество авторов (Великобритания) (1891 г.). Себестоимость изготовления: образцы страниц и наиболее часто используемых шрифтов с указанием стоимости набора, печати, бумаги, переплета и т. д. для производства книги . [Лондон]: Отпечатано для Объединенного общества авторов. п. 17. ОКЛК 971575827 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кейнс, Джеффри (1968). Библиография Джейн Остин . Нью-Йорк: Берт Франклин . Проверено 15 декабря 2020 г. - из Интернет-архива .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Ньюболт, Питер (1996). Г. А. Хенти, 1832–1902: библиографическое исследование его британских изданий с краткими отчетами о его издателях, иллюстраторах и дизайнерах, а также примечаниями к методам производства, использованным для его книг . Брукфилд, Вермонт: Scholar Press. ISBN 1-85928-208-3 . Проверено 4 августа 2020 г. - из Интернет-архива .
- ^ «Кубок королевы, история любви и приключений Г. А. Хенти» . West Cumberland Times (среда, 8 июля 1896 г.): 1. 08.07.1896 . Проверено 11 декабря 2020 г. - из Архива британской газеты .
- ^ Стандартная специальная колонка новых книг, последних изданий и т. д.: Новые книги Чатто и Виндуса . п. 6 . Проверено 11 декабря 2020 г. - из Архива британской газеты .
- ^ «Новые книги Чатто и Виндуса» . Иллюстрированные лондонские новости (суббота, 2 октября 1897 г.): 30. 02.10.1897 . Проверено 11 декабря 2020 г. - из Архива британской газеты .
- ^ Джеффрис, Ричард ; Лукас, Эдвард Верралл (1904). Бевис., История мальчика, с предисловием Э.В. Лукаса . Лондон: Дакворт. стр. XIV . Проверено 10 декабря 2020 г. - из Интернет-архива .
- ^ Анвин, Стэнли (1946). Правда об издательстве . Лондон: Джордж Аллен и Анвин. п. 85 . Проверено 18 августа 2020 г. - из Интернет-архива .
- ^ Джеймс, Луи (1974). Художественная литература для рабочего, 1830-50 . Хармондсворт: Книги Университета Пингвинов. ISBN 0-14-060037-Х . стр.20
- ^ Jump up to: а б Рейнольдс, Пэт. «Властелин колец: Повесть о тексте» . Толкиновское общество. Архивировано из оригинала 18 февраля 2009 года . Проверено 5 февраля 2011 г.
- ^ Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина, переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . № 126. ISBN 978-0-35-865298-4 .
- ^ «Жизнь и творчество Дж. Р. Р. Толкина» . Би-би-си. 7 февраля 2002 г. Проверено 4 декабря 2010 г.