Jump to content

Женщины в спекулятивной фантастике

Роль женщин спекулятивной в художественной литературе сильно изменилась с начала до середины 20 века. Роль женщин имеет несколько аспектов, включая их участие в качестве авторов спекулятивной фантастики и их роль в фэндоме научной фантастики. Что касается авторства, то в 1948 году 10–15% писателей -фантастов были женщинами. Роль женщин в спекулятивной фантастике (включая научную фантастику ) с тех пор выросла, и в 1999 году женщины составляли 36% профессиональных членов Ассоциации писателей-фантастов и фэнтези Америки . [1] Франкенштейн (1818) Мэри Шелли был назван первым научно-фантастическим романом. [2] хотя женщины писали утопические романы и раньше, а Маргарет Кавендиш опубликовала первый ( «Пылающий мир ») в семнадцатом веке. [3] Раннее опубликованное фэнтези было написано людьми любого пола и для любого пола. Однако спекулятивная фантастика, в частности научная фантастика, традиционно рассматривается как жанр, ориентированный на мужчин. [4]

Женщины активно участвуют в фэндоме научной фантастики на протяжении нескольких десятилетий.

Писатели

[ редактировать ]

Первоначально научная фантастика имела репутацию созданной мужчинами для других мужчин, хотя в этом жанре были писательницы-женщины, такие как Клэр Уингер Харрис , Мириам Аллен деФорд и Гертруда Бэрроуз Беннетт . с самого начала [5] До конца 1960-х годов женщины не выигрывали крупных турниров. [6] премии в области научной фантастики, такие как Хьюго . В « Аналоговом опросе научной фантастики и фактов за все время» 1966 года не было перечислено ни одного романа, написанного женщинами. [7] а в «Опросе любимых авторов всех времён Locus» 1973 года более 90% участников составили мужчины. [8] Одна из двух женщин, участвовавших в опросе Locus, Андре Нортон , для многих ее читателей была «неопределенной в гендерном отношении». Другие писательницы той эпохи, такие как К. Л. Мур и Ли Брэкетт , также использовали неоднозначные или мужские имена. Женщины, писавшие под своими именами, такие как Зенна Хендерсон , изначально писали более «домашние» материалы, касающиеся учителей и матерей. Частичным исключением была Кэтрин Маклин , которая писала художественную литературу, ориентированную на социологию и психологию, и редко использовала мужское имя. [5]

Эрик Лейф Дэвин утверждает в книге «Партнеры в чудесе» , что репутация научной фантастики, «ориентированной на мужчин», неоправданна и что она была «тихой гаванью» для посторонних, включая женщин. [9] Дэвин сообщает, что только Л. Тейлор Хансен в ранние годы скрывала свой пол, а К. Л. Мур хотела скрыть от работы свою карьеру писательницы-фантаста.

Женщины-писатели были в меньшинстве: в 50-е и 60-е годы было задокументировано почти 1000 рассказов, опубликованных в научно-фантастических журналах более чем 200 авторами-женщинами в период с 1926 по 1960 год, в результате чего женщины-писатели составляли 10-15% авторов. Его точка зрения принадлежит меньшинству и «противоречит общепринятому восприятию научной фантастики». [9]

Появление второй волны феминизма в 1960-х годах в сочетании с растущим взглядом на научную фантастику как на литературу идей привело к притоку женщин-писателей-фантастов, и некоторые рассматривали этот приток как первое появление женщин в этом жанре. В 1960-х и 1970-х годах такие авторы, как Урсула К. Ле Гуин (дебютировавшая в 1963 году) и Джоанна Расс (дебютировавшая в 1950-х годах), начали сознательно исследовать феминистские темы в таких произведениях, как «Левая рука тьмы » и «Женщина-мужчина» . создавая застенчивую феминистскую научную фантастику .

По состоянию на 2013 год статистика издателей показывает, что среди англоязычных писателей-фантастов, стремящихся к профессиональным публикациям, мужчин по-прежнему примерно в два раза больше, чем женщин, но это процентное соотношение значительно варьируется в зависимости от жанра. Следующие цифры основаны на 503 материалах, полученных Tor Books , крупным издательством научной фантастики и фэнтези, в период с января по июль 2013 года. [10]

Представления по жанрам Женщины Мужчины
Исторический , эпический или высокий фэнтези 33% 67%
Городское фэнтези или паранормальный роман 57% 43%
Ужас 17% 83%
научная фантастика 22% 78%
Художественная литература для молодежи 68% 32%
Прочие или неклассифицируемые 27% 73%
Общий 37% 63%

назвали десять женщин гроссмейстерами научной фантастики Американские писатели-фантасты и фэнтези : [11]

Дорис Лессинг , написавшая научно-фантастический сериал из пяти романов «Канопус в Аргосе» , получила Нобелевскую премию по литературе 2007 года .

Энциклопедия научной фантастики перечисляет трех известных женщин-авторов военной научной фантастики : Лоис Макмастер Буджолд ; Элизабет Мун (особенно ее рассказы Familias Regnant, такие как «Охотничья вечеринка» (1993)) и Карен Трэвисс . [12]

Ниже приводится постоянно меняющийся список женщин-писателей научной фантастики, подчеркивающих разнообразие и новаторство в различных поджанрах:

активно участвуют в фэндоме научной фантастики Женщины уже некоторое время , и Оксфордский словарь научной фантастики относит чеканку монеты «фемфан» (иногда: «женская фанатка») к 1944 году. [13] Ли Брэкетт говорит об истории женщин в Сан-Франциско: «Всегда было определенное количество поклонниц и читательниц». [14] Лабалестье цитирует редактора журнала «Потрясающие истории» , написавшего в 1953 году, что он сказал:

Десять лет назад [ т. е . в 1943 году] практически все фанаты STF были мужчинами, сегодня, с помощью фанатской деятельности или без нее, множество девушек, домохозяек и других представителей пола спокойно читают научную фантастику и начинают добавлять свои голоса в разговоры. ... Честно говоря, мы никогда не ожидали такого всплеска женского пола в научной фантастике. [15]

, проведенный в 1958 году, Опрос If показал, что 31% респондентов составляли женщины, что, по словам редакторов, было «на удивление высоким (по крайней мере, для нас)». [16] Роберт Сильверберг сказал, что «вероятно, первое появление группы «Женщины в научной фантастике», которая вскоре станет неотъемлемой частью этих съездов», произошло на 10-м Всемирном съезде научной фантастики в 1953 году; [17] Это также был первый Всемирный съезд научной фантастики под председательством женщины, писателя Джулиана Мэй .

Хотя фандом научной фантастики на протяжении десятилетий был организованным явлением, предвосхищая организованные фандомы других жанров и средств массовой информации, изучение фэндома научной фантастики в рамках культурных исследований и исследований научной фантастики является относительно новым. Следовательно, утверждения о преобладании женщин в фандоме во многом анекдотичны и личностны, а иногда и противоречивы. Наиболее заметным среди этих утверждений является утверждение о том, что именно появление оригинального телесериала «Звездный путь» привлекло в фандом большое количество женщин. Это утверждение критически анализируется Дэвином, который находит его плохо обоснованным и ссылается на долгую историю участия женщин в фэндоме за десятилетия до «Звездного пути» ; [18] Ларбалестье также ссылается на женщин, активно участвовавших в фэндоме научной фантастики до конца 1960-х - начала 1970-х годов. [15]

Однако в 1970-х годах женщины стали более заметно присутствовать в фандоме и стали более организованными. - Слэш движение среди фанатов началось, насколько можно судить, с публикации Дайаной Марчант первой известной » из «Звездного пути истории « Кирка/Спока » в Grup #3 в 1974 году. В 1974 году также была создана «Ведьма и Хамелеон» , первый откровенно феминистский журнал для фанатов . [19] В 1975 году журнал для фанатов «Хатру» опубликовал симпозиум «Женщины в научной фантастике» (одним из «мужчин», принявших участие, был Джеймс Типтри-младший ). В 1976 году Сьюзан Вуд организовала группу по теме «Женщины и научная фантастика» на MidAmericon , Worldcon 1976 года; в конечном итоге это привело к основанию Женской АПА , первой женской любительской ассоциации прессы . Также в 1976 году был основан WisCon , ведущий в мире (и в течение многих лет единственный) феминистский съезд и конференция научной фантастики: ежегодная конференция в Мэдисоне , штат Висконсин . В свою очередь, в результате обсуждений в Висконе возникли такие учреждения, как Tiptree Awards и Broad Universe, для решения вопросов гендера в спекулятивной художественной литературе и проблем, свойственных женщинам-писателям спекулятивной художественной литературы. [20] Некоторые из тех же людей, которые участвовали в создании WisCon, также основали феминистский журнал для фанатов Janus , который был трижды номинирован на премию Хьюго за лучший журнал для фанатов (1978–1980). [21]

Однако восприятие спекулятивной фантастики как преимущественно мужского жанра продолжает быть распространенным. Поскольку включение женщин в научную фантастику и фэнтези в более широком смысле стало очевидным, специфика восприятия изменилась. Например, все еще широко распространенное мнение о том, что «научная фантастика и фэнтези являются мужскими жанрами», было уточнено некоторыми, чтобы провести различие между научной фантастикой как жанром, в основном привлекательным для мужчин, и фэнтези, которое обычно считается более подходящим для женщин. [22] (некоторые поджанры, особенно городское фэнтези с главными героями-женщинами и паранормальные романы, считаются более популярными среди женщин, чем среди мужчин. [23] ). Малое формальное исследование подтвердило какое-либо из этих различий, будь то на основании читателей, писателей или персонажей.

Мужчины часто поддерживают и навязывают это мнение, возможно, чтобы защитить себя от того, что исследователь фэндома Генри Дженкинс назвал стереотипом о том, что «мужчины феминизируются и/или десексуализируются из-за их тесного взаимодействия с массовой культурой». [24] Женщин-поклонниц спекулятивной фантастики называют уничижительными терминами типа « фальшивая девушка-гик » и наказывают за любовь к персонажам « Мэри Сью », в то время как в то же время любимы мужские персонажи с такими же качествами. [25] и могут даже столкнуться с преследованием за участие в фандоме. [26] Однако, пишет Дженкинс, спекулятивная фантастика особенно популярна среди женщин, которые идентифицируют себя с феминизмом, потому что они отвергают гендерные роли, которые традиционно наблюдаются в других типах художественной литературы.

Иллюстрация 1911 года из книги Камиля Фламмариона « Конец мира» . Он изображает вымышленное общество будущего, в котором все женщины красивы и имеют прекрасные голоса.
[...] научно-фантастические и фэнтезийные журналы были ориентированы в основном на мальчиков [...]. Женские персонажи лишь изредка включались в научно-фантастические рассказы; длинные объяснения главных героев-мужчин женщинам с ограниченными знаниями раскрыли заговоры

Гарбер, Эрик и Палео, Лин «Предисловие» в уранских мирах . [27]

Подчеркивание гендера в научной фантастике сильно менялось на протяжении всей истории жанра. Некоторые писатели и художники бросают вызов гендерным нормам своего общества при создании своих произведений; другие этого не сделали. Фэндомы спекулятивной и научной фантастики со временем, как правило, стали менее пропорционально мужскими. Одновременно с этим меняются и составы персонажей, изображенных в художественной литературе; Точно так же гендерные соображения в спекулятивной и научной фантастике со временем стали более частыми и нюансированными. [28]

Влияние политических движений

[ редактировать ]

Изучение женщин в научной фантастике в последние десятилетия двадцатого века частично стимулировалось феминистскими и гей-освободительными движениями и включало в себя направления различных родственных и побочных движений, таких как гендерные исследования и квир-теория .

В 1970-х годах ряд мероприятий стал фокусироваться на женщинах в фандоме, профессиональной научной фантастике и как персонажах. В 1974 году Памела Сарджент опубликовала влиятельную антологию « Чудесные женщины: научно-фантастические рассказы женщин о женщинах» — первую из многих последующих антологий, посвященных женщинам или гендерным правилам. Кроме того, возникло движение среди писателей, озабоченных феминизмом и гендерными ролями, что привело к появлению жанра «феминистской научной фантастики», включая книгу Джоанны Расс » 1975 года « Женщина-мужчина , » Сэмюэля Р. Делани 1976 года «Проблемы на Тритоне: неоднозначная гетеротопия и «Мардж». Пирси 1976 год « Женщина на краю времени», .

В 1970-е годы также наблюдалось активное движение за освобождение геев , о котором стало известно в научной фантастике. [29] с группами геев/лесбиянок и дружественных геям/лесбиянкам на конвенциях и статьями в журналах для фанатов ; контент геев и лесбиянок все чаще присутствует в самой художественной литературе; книжный магазин для геев и лесбиянок «A Different Light», получивший свое название от Элизабет А. Линн ; одноименного романа [30] [31] и акцент на вопросах ЛГБТ на страницах феминистских изданий.

Совсем недавно, 2010-е годы, вызвали возрождение спекулятивной фантастики. Такое возрождение этого жанра можно объяснить политическим хаосом, возникшим после выборов 2016 года , на которых Дональд Трамп стал президентом США. Спекулятивный научно-фантастический роман Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» был адаптирован в специальный телесериал Hulu и имел такой успех, что его продлили на второй сезон. Многие критики установили связь между «Рассказом служанки» и Америкой президента Трампа в многочисленных обзорах сериала. Опасения, возникшие в связи с такими противоречивыми выборами, уступили место возрождению спекулятивной фантастики в 2010-х годах.

Медиа-адаптации

[ редактировать ]

В 1990 году по роману Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» был экранизирован фильм режиссёра Фолькера Шлёндорфа . Фильм получил 31% положительных отзывов на сайте Rotten Tomatoes со средней оценкой 4,8 из 10.

«Рассказ служанки» также был адаптирован в десятисерийный телесериал, специальный выпуск Hulu, выпущенный 26 апреля 2017 года. Сериал имел такой успех, что его продлили на второй сезон, который выйдет в апреле 2018 года.

Октавии Батлер Спекулятивный научно-фантастический роман «Рассвет» , первый в ее трилогии под названием «Выводок Лилит» , в настоящее время адаптируется для телевидения продюсерами Авой Дюверней и Macro Ventures Чарльза Д. Кинга вместе с писательницей Викторией Махони . Планируемой даты выхода адаптации пока нет.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Дэвин, Эрик Лейф (2006). Чудесные партнеры: женщины и рождение научной фантастики, 1926–1965 гг . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. стр. 69–70 . ISBN  9780739112670 .
  2. ^ Олдисс, Брайан В. (1973). Веселье на миллиард лет: правдивая история научной фантастики (1-е изд.). Город-сад: ISBN Нью-Йорка  978-0385088879 . [ нужна страница ]
  3. ^ Дэвин, Эрик Лейф (2006). Партнеры в Чуде . Лексингтонские книги. стр. 54–55 . ISBN  9780575123625 .
  4. ^ Клют, Джон ; Николлс, Питер (1999). «Секс». Энциклопедия научной фантастики (2-е изд.). Великобритания: Орбита. п. 1088. ИСБН  1-85723-897-4 .
  5. ^ Jump up to: а б Таттл, Лиза . «Женщины в научной фантастике». Энциклопедия научной фантастики] . п. 1343.
  6. ^ См. биографию Клэр Уингер Харрис, чтобы узнать о меньшем случае.
  7. ^ Келли, Марк Р. «Поразительный/аналоговый опрос за все время 1966 года» . Индекс LOCUS к наградам SF Awards . Публикации Локуса. Архивировано из оригинала 14 января 2010 года.
  8. ^ «Любимый автор всех времен 1973 года (премия Locus Poll)» . База данных Интернет-спекулятивной фантастики . Проверено 16 мая 2022 г.
  9. ^ Jump up to: а б Дэвин, стр. 3–5.
  10. ^ Крисп, Джули (10 июля 2013 г.). «СЕКСИЗМ В ЖАНРОВОМ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ: ВЗГЛЯД ИЗДАТЕЛЬСТВА» . Книги Тор . Проверено 29 апреля 2015 г.
  11. ^ «Страница Великого Магистра SFWA» . sfwa.org . Проверено 4 апреля 2018 г.
  12. ^ «Военная НФ» . sf-энциклопедия.com . Энциклопедия научной фантастики. 20 июня 2022 г. Проверено 18 февраля 2023 г.
  13. ^ Джефф Пручер, «Смелые новые слова: Оксфордский словарь научной фантастики» , «Фемфан», стр. 62. Oxford University Press, 2007; ISBN   978-0-19-530567-8
  14. ^ Дэвин 2006, стр. 82.
  15. ^ Jump up to: а б Жюстин Ларбалестье, «Женщины, которых мужчины не видят», в книге «Битва полов в научной фантастике», стр. 159, Издательство Уэслианского университета, 2002. ISBN   978-0-8195-6527-3
  16. ^ «Отчет редакции» . Если (ред.). Июнь 1958. стр. 3–5.
  17. ^ Роберт Сильверберг, «Размышления: проблемы путешествий во времени», Научная фантастика Азимова, выпуск 0206 (2002))
  18. ^ Дэвин 2006, Глава 4
  19. ^ Филлипс, Джули. Джеймс Типтри-младший: Двойная жизнь Элис Б. Шелдон ; Нью-Йорк: Макмиллан, 2007; п. 402
  20. ^ См. в целом Меррик, Хелен. «От женщины-мужчины к фанатке-феминистке: раскрытие истории в анналах научно-фантастического фэндома», в книге « Женщины из других миров: экскурсы по научной фантастике и феминизму» , под ред. Хелен Меррик и Тесс Уильямс, Университет Западной Австралии, Издательство: Недлендс, 1999: стр. 115–139.
  21. ^ «Список номинантов Хьюго» . locusmag.com . Проверено 4 апреля 2018 г.
  22. ^ Таттл, Лиза. "Пол"; Клют, Джон и Грант, Джон Энциклопедия фэнтези ; Великобритания; Книги Орбиты, 1997; п. 393
  23. ^ Артур, Кери (2007). «Паранормальный роман и городское фэнтези — два популярных поджанра» . Писатели-романтики Австралии . Проверено 30 апреля 2007 г.
  24. ^ Дженкинс, Генри (1992). Текстовые браконьеры: телевизионные фанаты и культура участия. Исследования в области культуры и коммуникации. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN   0-415-90571-0 .
  25. ^ «Это я, Мэри Сью: почему она важная фигура для фанфиков и фанаток» . www.themarysue.com . Проверено 4 апреля 2018 г.
  26. ^ Фэрклот, Келли. «Посетители Comic Con в Сан-Диего борются с сексуальными домогательствами» . jezebel.com . Проверено 4 апреля 2018 г.
  27. ^ Эрик Гарбер , Лин Палео. Уранские миры: Путеводитель по альтернативной сексуальности в научной фантастике, фэнтези и ужасах , Г. К. Холл: 1983. ISBN   0-8161-8573-5 ; п. viii
  28. ^ Бейнбридж, Уильям. «Женщины в научной фантастике». Сексуальные роли, том. 8, нет. 10, 1982, стр. 1081–1093.
  29. ^ Эрик Гарбер, Лин Палеоуранские миры: Путеводитель по альтернативной сексуальности в научной фантастике, фэнтези и ужасах , «Предисловие», с. x ГК Холл: 1983 г. ISBN   0-8161-8573-5 . «Распространенность гомосексуальных образов в современной научной фантастике и фэнтези можно напрямую объяснить влиянием освободительных движений лесбиянок-феминисток и геев».
  30. ^ «Элизабет Линн» . Fantasticfiction.co.uk . Проверено 28 февраля 2009 г.
  31. ^ «Локус: интервью Элизабет А. Линн» . Locusmag.com . Проверено 28 февраля 2009 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2606ad00e47967cdec0d5ee01ed9de06__1721068500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/06/2606ad00e47967cdec0d5ee01ed9de06.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women in speculative fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)