Мученичество святого Матфея (Караваджо)
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Март 2020 г. ) |
Мученичество святого Матфея | |
---|---|
Русский: Мученичество Святого Матфея | |
![]() | |
Художник | Караваджо |
Год | 1599–1600 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 323 см × 343 см (127 × 135 дюймов) |
Расположение | Сан-Луиджи-деи-Франчези , Рим. |
Мученичество Святого Матфея ( итал . Martirio di San Matteo ; 1599–1600) — картина итальянского мастера Микеланджело Меризи да Караваджо . Он расположен в капелле Контарелли церкви французской конгрегации Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме , где висит напротив «Призвания святого Матфея» и рядом с алтарем « Вдохновение святого Матфея» , оба работы Караваджо. Это был первый из трех храмов, установленных в часовне в июле 1600 года.
На картине изображена мученическая кончина святого евангелиста Матфея , автора Евангелия от Матфея . По преданию, святой был убит по приказу царя Эфиопии во время служения мессы у алтаря. Король жаждал свою племянницу, и Матфей упрекнул его, поскольку девушка была монахиней и, следовательно, невестой Христа. Кардинал Контарелли, умерший несколькими десятилетиями ранее, очень четко изложил, что должно было быть показано: святого, убитого солдатом, посланным злым королем, подходящей архитектуры и толп зрителей, проявляющих соответствующие эмоции. (См. статью о капелле Контарелли ).
Заказ (который, строго говоря, был от его покровителя, кардинала Франческо Мария Дель Монте , а не от самой церкви) вызвал у Караваджо значительные затруднения, поскольку он никогда не писал ни столь большого полотна, ни полотна с таким количеством фигур. Рентгеновские снимки показывают две отдельные попытки создания композиции, предшествовавшей той, которую мы видим сегодня, с общим движением к упрощению за счет уменьшения количества фигур и сокращения – в конечном итоге устранения – архитектурного элемента.
Фигура на заднем плане слева по центру позади убийцы — автопортрет Караваджо.
Этапы покраски
[ редактировать ]Первая версия, обнаруженная с помощью рентгеновских лучей, выполнена в стиле маньеризма самого почитаемого художника Рима того времени Джузеппе Чезари , с толпой маленьких фигур среди массивной архитектуры. Должно быть, это казалось статичным и отстраненным. Вторая версия обратилась к Рафаэлю в качестве модели, добавив толпу зрителей, проявляющих страх и жалость, включая женщину, которая предположительно изображала монахиню. Это соответствовало многолюдной сцене, о которой просил кардинал Контарелли, и принципам маньеризма, который требовал, чтобы тела и здания определялись перспективой и рисунком, но Караваджо уже разработал личный стиль, в котором тела определялись светом и тьмой и в котором фоны были устранены.
На этом этапе Караваджо оставил « Мученичество» и переключил свое внимание на сопутствующую ему пьесу « Призвание» . Это опиралось на его собственные ранние жанровые произведения, «Шулеры» и «Гадалка» , но в более широком смысле. Очевидно, вдохновленный или, возможно, обретший новую уверенность в себе, Караваджо снова обратился к «Мучениству» , но на этот раз работая в своей собственной идиоме. В третьей версии отказались от архитектуры, уменьшили количество актеров и переместили действие ближе к зрителю; более того, он ввел драматическую светотень , которая выделяет наиболее важные элементы объекта, во многом так же, как прожектор выделяет действие на сцене, но за столетия до того, как прожекторы были изобретены и решили изобразить момент величайшего драма, как убийца вонзает меч в падшего святого. Эту версию мы видим сегодня: действие запечатлено в момент наивысшего драматизма, прохожие отведены на второстепенные роли резко избирательным светом, и все это создает впечатление момента, увиденного как будто при вспышке молнии.
Анализ
[ редактировать ]Эта картина отмечает момент, когда ортодоксальность маньеризма конца 16 века – рациональная, интеллектуальная, возможно, немного искусственная – уступает место барокко . Это произвело сенсацию. Федерико Цуккари , один из самых выдающихся художников Рима и поборник маньеризма, пришел посмотреть и понюхал, что это пустяки. Но молодые художники были полностью покорены, и Караваджо внезапно стал самым известным художником Рима.
Требуется концентрация, чтобы понять, что запутанная схватка — это победа святости. Святой Матфей, кажется, отшатнулся, падая перед неприкрытой яростью своего палача, пылающего в сиянии света, который выдергивает свой меч из груди святого. Вокруг святого находятся люди, проявляющие разнообразные эмоции, как того требует Контарелли: ужас, трепет и ужас, а ангел протягивает пальму мученичества. Путаницу по поводу образа можно облегчить, если понять, что Матфей не дрожит от страха перед ударом палача, а тянется к ангельскому дару. Хватка палача и досягаемость ангела — два параллельных пути. Только Матфей причастен к посещению ангелов. С этой точки зрения, это картина не о моменте всеобщего ужаса, а о смерти святого как личном рукопожатии божественного. Итальянская живопись и скульптура в стиле барокко того времени обычно изображали мученичества не как моменты страха, а как моменты радости или экстаза, как, например, у Бернини. Санта - Бибиана .
Стоит отметить один фактор: Караваджо, в отличие от своих предшественников-маньеристов, фактически использовал простой факт церковной архитектуры раннего Нового времени в свою пользу: большие соборы, такие как собор Святого Петра, могли быть хорошо освещены, но маленькие часовни, такие как Контарелли, не были. Они были и остаются темными и узкими. Как выразился биограф Караваджо Питер Робб: «Любой, кто спустился по нефу Сан-Луиджи (церкви, в которой находится часовня), увидел бы бледных обнаженных убийц, вырисовывающихся из темноты на расстоянии, в пространстве, которое, казалось, открывалось наружу. стены в настоящий трансепт церкви».
Тем не менее, картина содержит множество отсылок к Микеланджело , Рафаэлю и другим, что критик Джон Гаш приписывает не столько необходимости найти подходящие позы, сколько стремлению к «качеству монументального величия, родственному высокому Возрождению ». Фигуры святого и охваченного ужасом мальчика слева, например, заимствованы «до такой степени, что почти прямо цитируются» из Убийство алтарного образа Тициана « святого мученика Петра в Венеции » .
См. также
[ редактировать ]Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Проза, Франсин (2005). Караваджо: Художник чудес . ISBN 0-06-057560-3 .
- Спайк, Джон Т. (2001). Караваджо . ISBN 0-7892-0639-0 .
- Гаш, Джон (2003). Караваджо . ISBN 1-904449-22-0 .
- Робб, Питер (1998). М. ISBN 0-312-27474-2 .
- Лэнгдон, Хелен (1998). Караваджо: Жизнь . ISBN 0-374-11894-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вашингтон Пост Обзор
СМИ, связанные с Мученичеством Святого Матфея Караваджо, на Викискладе?