Клара Питерс
Клара Петерс ( [ˈklaː.rɑ ˈpeː.tərs] , фл. 1607–1621 ) была фламандским художником -натюрмортом из Антверпена , работавшим как в Испанских Нидерландах , так и в Голландской Республике . [1]
Петерс — самая известная фламандская художница той эпохи и одна из немногих женщин-художниц, профессионально работавших в Европе семнадцатого века, несмотря на ограничения на доступ женщин к художественному образованию и членству в гильдиях. [2] [3] Петерс специализировался на натюрмортах с едой и занимал видное место среди художников, сформировавших традиции нидерландских ontbijtjes , «кусков завтрака», сцен с едой и простыми сосудами, и банкетжей , «банкетных предметов» с дорогими чашками и сосудами из драгоценных камней. металлы. [4]
Жизнь
[ редактировать ]Подробности жизни Петерса неясны. Ученые в целом согласны с тем, что ее работы указывают на то, что она была уроженкой Антверпена . В архивах города Антверпена хранится запись о Кларе Петерс, дочери Жана (Яна) Петерса, крещенной 15 мая 1594 года в церкви Св. Вальбурги в Антверпене. [5] Второй документ указывает на брак между Кларой Петерс и Хенрикусом Йосеном 31 мая 1639 года в той же церкви. [6] Однако и Клара, и особенно Петерс были обычными именами в Антверпене. [7] Крещение в 1594 году означало бы, что ее картины, датированные 1607 годом, были написаны, когда ей было 12 или 13 лет. Некоторые ученые сомневаются, что эти ранние работы могли быть написаны такой юной женщиной, и утверждают, что она родилась в 1580-х годах. [8] [9]
Компания Peeters была основана в Амстердаме в 1611 году и зарегистрирована в Гааге в 1617 году. [10] Некоторые предполагают, что, поскольку после 1621 года не было никаких очевидных работ Петерс, она перестала рисовать после замужества, как, например, фактически сделала Джудит Лейстер . Из-за большого количества копий ее работ, сделанных разными руками, некоторые предполагают, что она, возможно, возглавляла небольшую школу художников. [6] Никаких записей с указанием даты смерти Петерса обнаружено не было; однако ученые предполагают разные даты: в 1621 году или после него; [9] после 1654 г.; после 1657 г.; 1659 и 1676 гг. [6]
Обучение
[ редактировать ]Первая известная картина Петерса, подписанная и датированная 1607 годом, отражает техническое и композиционное мастерство опытного художника. [5] Ее стиль предполагает обучение в Антверпене, одном из первых центров специализации в области натюрморта. [5]
Хотя большинство художников и учеников были включены в записи местной Гильдии Святого Луки , никаких записей о Петерсе не было обнаружено ни в Антверпене, ни в центрах искусства Голландской Республики. [6] Ученые предполагают, что она могла быть дочерью художника, и поэтому ее не нужно было включать в записи об ученичестве.
Многие ученые считают, что ее работы очень похожи на работы Осиаса Берта , и предполагают, что она могла быть его ученицей. Берт начал свою карьеру художника-натюрморта, когда в 1602 году стал мастером антверпенской гильдии. [10] Однако ни одна из его работ не датирована, хотя на некоторых медных пластинах их поставщик проставил дату от 1606 по 1609 год. [5] [11] Она также была связана с антверпенскими художниками Хансом ван Эссеном и Яном ван дер Беком . [12] Яна Брейгеля Старшего также предлагали в качестве возможного учителя. [6]
Хотя ее не было в его записях, по крайней мере одна картина с изображением Петерса имеет на обороте печать Антверпенской гильдии, что указывает на то, что она действительно могла быть ее членом или, по крайней мере, работать над панелями, сделанными членами Антверпенской гильдии. [6]
Работа
[ редактировать ]Петерс подписала тридцать одну работу «КЛАРА ПИТЕРС» или «КЛАРА П.» и датировала многие из них, что оставляет убедительные свидетельства ее работ с 1607 по 1621 год. [6] Восемнадцать из них были завершены к тому времени, когда ей исполнилось восемнадцать. Кроме того, предполагается, что в ее творчестве находятся еще семьдесят шесть работ, хотя документов, позволяющих утвердительно отнести их к Петерсу, нет. [6] На нескольких ее картинах, включая две, показанные здесь, есть подпись, представленная выгравированной надписью на боковой стороне рукоятки того же украшенного ножа. Нож имеет две обнаженные женские фигуры на видимой основной стороне рукоятки и типичен для типа «ножа невесты» ( bruidmessen ), изготовленного антверпенскими серебряными мастерами около 1595–1600 годов. Это может быть настоящий нож, принадлежащий Петерсу, или просто воображаемый. [13]
Петерс был одним из первых художников, специализирующихся на натюрмортах и цветах. [12] работал, когда этот жанр еще зарождался. Менее десяти картин с цветами и менее пяти с изображением продуктов питания, произведенных в Нидерландах, можно датировать до 1608 года, когда она написала свою первую зарегистрированную работу. [5] Она написала серию из четырех натюрмортов большего размера, чем обычно (все 50–51 × 71–73 см), три из которых датированы 1611 годом, которые к следующему столетию находились в испанской королевской коллекции (ныне в Прадо ). В комплект входит самый ранний натюрморт с мертвыми птицами , если » Якопо де Барбари не считать знаменитого « Натюрморта с куропаткой и рукавицами (1504 г., ныне Мюнхен) совсем другой традиции. Группа Прадо была разделена между испанскими дворцами в 18 веке, причем самая ранняя инвентарная запись о каком-либо существе датируется 1734 годом, когда один из них был спасен во время пожара, уничтожившего Королевский Алькасар в Мадриде . [14] [15] [16] Ее картины с изображением рыбы и дичи 1611 года появились задолго до того, как другие художники использовали аналогичные сюжеты. [6]
В своих работах до 1620 года Петерс особенно восхищало падение света на металлические предметы – монеты, кубки, оловянные блюда и т. д. – и их отражения. Она изображала себя в отражении кубков и позолоченных чаш на многих своих картинах - традиция в нидерландском искусстве, насчитывающая более века, как видно в таких работах, как « Мадонна с младенцем» Яна ван Эйка и каноником ван дер Паэле (1434–1436). . [17]
Ученые предполагают, основываясь на постоянном использовании одних и тех же мотивов и различном качестве работы в некоторых из ее картин, что Петерс, возможно, руководила собственной мастерской и поручала своим ученикам рисовать эти повторяющиеся мотивы. [18]
Покровители
[ редактировать ]Хотя сведений о покровителях нет, похоже, что Петерс был успешным художником. Многие аспекты ее картин позволяют предположить, что ее картины были созданы для богатых коллекционеров, поскольку они особенно велики и изображают предметы роскоши той эпохи. Четыре ранних работы Питера попали в Прадо из испанской королевской коллекции , одна находится в коллекции 1627 года, а другая указана в документе нотариуса 1628 года. [6]
Работает
[ редактировать ]- 1611 г., из набора Прадо . Возможно, это первый натюрморт с мертвыми птицами. [2]
- Натюрморт с сыром, артишоками и вишней , 1612–1618 гг . [3]
- Натюрморт с крабом, креветками и лобстером , не указанная картина в стиле Клары Питерс, 1630–39 [4]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Слайв 1995 , с. 281
- ^ Нохлин, Линда (30 мая 2015 г.). «Из 1971 года: почему не было великих женщин-художниц?» . ARTnews.com . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ Влиге 1998 , с. 10
- ^ Хохштрассер 2013 , стр. 534–537.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Харрис, Энн Сазерленд, Линда Ноклин. Музей искусств округа Лос-Анджелес. Женщины-художницы, 1550-1950 . Лос-Анджелес; Нью-Йорк: Художественный музей округа Лос-Анджелес; Распространяется компанией Random House, 1976 год.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Декото, Памела Хиггс. Клара Петерс, 1594–1640, Германия, Линген: Лука Верлаг, 1992.
- ^ Ван дер Стихелен, К., Вестен, М., Элк, почему: Женщины-художницы в Бельгии и Нидерландах, 1500–1950 , Ludion Antwerp 1999, стр. 141–143, ISBN 9055442712
- ^ Влиге 1998 , с. 217, примечания 52 (с. 297)
- ^ Перейти обратно: а б Виллиген, Адриан ван дер; Мейер, Фред Г. (2003). Словарь голландских и фламандских художников-натюрмортов, работающих маслом: 1525-1725 гг . Лейден: Примавера. стр. 158–159. ISBN 90-74310-85-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Виленски, Р. Х. Фламандские художники 1430–1830 гг . Нью-Йорк: Viking Press, 1960.
- ^ Влиге 1998 , с. 217 для тарелок
- ^ Перейти обратно: а б Чедвик, Уитни. Женщины, искусство и общество . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 1990.
- ^ Хохштрассер 2013 , с. 535
- ^ Хохштрассер 2013 , с. 535
- ^ Museo del Prado, Каталог картин , 1996, с. 279, Министерство образования и культуры, Мадрид, ISBN 8487317537
- ^ Слайв 1995 , с. 288
- ^ Брусати, Селеста (1990–1991). «Натюрморты: автопортрет и саморефлексия в нидерландских натюрмортах семнадцатого века». Симиолус: Ежеквартальный журнал по истории искусства Нидерландов . 20 (2/3): 168–182. дои : 10.2307/3780741 . JSTOR 3780741 .
- ^ Моран, Сара Джоан (2017). «Клара Питерс: Аан Тафель!» Усилитель; El Arte de Clara Peeters / Искусство Клары Питерс». Ранние современные женщины (обзор). 11 (2): 166–172. doi : 10.1353/emw.2017.0016 . S2CID 194055631 .
Ссылки
[ редактировать ]- Хохштрассер, Джули Бергер (2013). «Питерс, Клара» . Во взгляде, Делия (ред.). Краткий словарь женщин-художников . Рутледж. ISBN 1-57958-335-0 . Проверено 14 мая 2022 г.
- Слайв, Сеймур (1995). Голландская живопись, 1600–1800 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0300074514 .
- Влиге, Ганс (1998). Фламандское искусство и архитектура, 1585–1700 гг . Пеликан История искусства. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0300070381 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Кларой Питерс, на Викискладе?