Модель для фронтисписа Theatrum Pictorium работы Тенирса.
Theatrum Pictorium , или Театр живописи , — это сокращенное название книги, опубликованной в 1660-х годах Давидом Тенирсом Младшим для своего работодателя, эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского . В нем каталогизированы 243 итальянские картины из коллекции эрцгерцога, насчитывающей более 1300 картин. Картины воспроизведены по гравюрам, выполненным различными граверами по уменьшенным копиям (моделли), созданным Тенирсом. Брат Давида Тенирса Авраам Тенирс участвовал в организации публикации произведения. [ 1 ] Второе издание с нумерацией страниц вышло в 1673 году.
Прежде чем вернуться в Вену в 1656 году, эрцгерцог Леопольд Вильгельм хранил свою коллекцию произведений искусства в своем дворце в Брюсселе . Тенирс изобразил галереи, в которых была выставлена коллекция, в различных композициях, которые сейчас разбросаны по разным коллекциям. [ 2 ]
Галерея эрцгерцога Леопольда Вильгельма в Брюсселе (I)
По окончании своего губернаторства в 1656 году эрцгерцог и его коллекция переехали в Штальбург . Эта эрцгерцогская коллекция сейчас является сердцем Венского Музея истории искусств .
Во время своего пребывания на посту хранителя коллекции эрцгерцога Леопольда Вильгельма Тенирс взялся за подготовку и публикацию первого в истории иллюстрированного каталога картин старых мастеров. [ 3 ] его брат Авраам Тенирс . Организацией публикации произведения занимался [ 1 ] Первая официальная публикация произведения в формате переплетенной книги была опубликована Хендриком Аэртссенсом в Брюсселе в 1660 году (хотя на титульном листе указана дата 1658 год).
На титульном листе книги он упоминается как «Hoc Amphiteatrum Picturarum» («Этот амфитеатр картин»). [ 4 ] Издание теперь часто называют Theatrum pictorium («Театр картин»). [ 1 ] На обложке Theatrum pictorium изображен бюст эрцгерцога с посвящением эрцгерцогу, а также вступлениями на латыни, французском, испанском и голландском языках. На титульном листе уточняется, что Тенирс финансировал проект публикации из собственного кармана. [ 5 ] Theatrum pictorium был опубликован на четырех языках (латыни, французском, голландском и испанском), а последующие издания появились в 1673, 1688 годах и в 18 веке. Последнее издание вышло в 1755 году. [ 6 ] [ 7 ]
Тенирс использовал в моделях полноцвет, а не гризайль . Это могло означать, что он намеревался использовать эти репродукции как независимые записи некоторых из этих итальянских картин из коллекции эрцгерцога. Из множества сохранившихся моделей очевидно, что копии Тенирса представляют собой подлинную запись оригиналов, даже несмотря на то, что он упустил детали и нарисовал их в своей типичной плавной и прозрачной манере. Гравирование каталога граверами, работавшими по моделям, а не по оригиналам, началось к 1656 году. [ 5 ] В 17 веке не существовало эффективного метода инвертирования изображений. В результате большинство отпечатков в каталоге представляют собой обратные изображения оригиналов. [ 6 ] На каждом отпечатке слева указано имя автора оригинальной работы (обозначается буквой «p» для «pinxit», латинского слова «нарисованный») и гравера гравюры с правой стороны (обозначено буквой «s» — «лепить», по латыни — «гравировать»). В некоторых изданиях также указывали первоначальные размеры картин. [ 7 ]
В издание вошли 243 гравюры важных итальянских картин из художественной коллекции эрцгерцога Леопольда Вильгельма. Хотя изначально планировалось, что проект будет включать всю коллекцию эрцгерцога, эрцгерцог вернулся в Вену до того, как проект был завершен. В результате в конечном итоге была выпущена всего лишь серия из 246 пластин, из которых на 243 было изображено около половины итальянских картин, принадлежавших тогда эрцгерцогу).
Тенирс составил список художников из коллекции в предисловии к своему каталогу 1673 года:
Из всех художников Микалина Вотье (которая не была итальянской художницей) и Мадонна Фитта де Милано — единственные женщины, чьи работы задокументированы в коллекции эрцгерцога.
Модели Тенирса и Theatrum pictorium служат свидетельством некоторых важных картин, местонахождение которых в настоящее время неизвестно. Например, модели в Метрополитен-музее « Старость в поисках молодости», приписываемые Тенирсом Корреджо , и « Адам и Ева» после Падованино являются наиболее важными записями об этих утраченных картинах. [ 5 ]
Theatrum Pictorium оказал важное влияние на то, как коллекции были организованы, оценены и опубликованы, и продолжал использоваться в качестве справочника в 18 веке. [ 3 ]
Сохранившиеся работы, перечисленные в Theatrum pictorium, обычно находятся в Музее истории искусств, а модели или небольшие модели для гравюр утеряны или находятся в других коллекциях. На гравюрах и моделях были указаны размеры оригинальных картин, хотя их характеристики часто корректировались, чтобы максимально использовать возможности иллюстрации размера страницы альбома. Размеры были в форме «4 alta 3 lata», что означает 4 ширины ладони в высоту и 3 ширины ладони, как, например, в случае с гравюрой по мотивам Бассано « Мальчик с флейтой» :
Пример картины Франческо Бассано Младшего в Музее истории искусств.
Пример модели Давида Тенирса Младшего по мотивам Бассано, также находится в Музее истории искусств.
Пример гравюры из первого издания Theatrum Pictorium Яна ван Тройена 1660 года по картине Бассано.
Список гравюр (соответствующих живописи или модели)
^ Jump up to: а б Эрнст Вегелин ван Клерберген (редактор), Давид Тенирс и Театр живописи , Галерея Института искусств Курто, 2006 г.
^ Чел. ван Лериус, Биографии d'Artistes Anversois в П. Коксе, Антверпен, 1880, стр. 96. Полное название — SERENISS. ПРИНЦЫ / ЛЕОПОЛЬДО ГВИЛЬЕЛЬ: / Эрцгерцог Австр. и т. д. / Мистер. его клемент: / ЭТО АМФИТЕАТРВМ / PICTVRARVM / из его Серента: архетипы / нарисованные собственной рукой / он посвятил / Ао. 848 / Под этим: Давид Тенирс suae Сер: Pictor taest: Ниже приведены следующие стихи: / Гений Палладиса - это сила Леопольда, и / Он свободен от оружия и искусств здесь и здесь. / Оружие чужое: теперь ремесленники приведут в порядок / Поставь его; и таким образом венец угоден Ему. / При искусстве другого лица среда все равно не окрашивается; / Эти руки открылись только в знак послушания. (на французском языке)
^ Jump up to: а б с Чарльз Стерлинг, Европейские картины пятнадцатого-восемнадцатого веков: Франция, Центральная Европа, Нидерланды, Испания и Великобритания , Метрополитен-музей, 1998, с. 129-137
^ Jump up to: а б Мария Х. Ло, «Переделанный Тициан: повторение и трансформация раннего современного итальянского искусства» , Getty Publications, 2007, стр. 156
Полный набор изображений из версии 1660-х годов с соответствующими названиями метаданных (нет в книге 1673 года), оригинальными именами художников (обратите внимание, что гравюры отражают атрибуцию Тенирса того периода, а атрибуты некоторых картин с тех пор были изменены), номера страниц и граверы. в Словацкой национальной галерее
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 793bbc95d817eb7d760980339f361f18__1714542600 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/18/793bbc95d817eb7d760980339f361f18.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Theatrum Pictorium - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)