Смерть Богородицы (ван дер Гус)

«Смерть Богородицы» написанная маслом на дубе — картина фламандского художника Хуго ван дер Гуса, . Завершенный около 1472–1480 годов, он изображает Деву Марию на смертном одре в окружении Двенадцати Апостолов . Сцена заимствована из «Золотой легенды» Якоба де Ворагина XIII века. [ 1 ] в котором рассказывается, как ангелы по просьбе Марии принесли апостолов на облаках в дом недалеко от горы Сион, чтобы провести с ней последние три дня ее жизни. [ 2 ] На третий день Иисус появился над ее кроватью в ореоле света в окружении ангелов, чтобы принять ее душу в тот момент, когда его имя наконец было упомянуто. [ 3 ] Три дня спустя он снова появился, чтобы принять ее тело.
История и описание
[ редактировать ]в описи цистерцианского аббатства Тен Дуйнен В 1777 году эта картина зафиксирована в Брюгге. Борхерт думал, что Йоханнес Краббе (Ян Краббе) заказал это для этого аббатства или филиала недалеко от Брюгге. Ратуша Брюгге, 1804 год. В 1828 году он был передан Академии, музей которой составляет ядро Groeningemuseum .
«Смерть Богородицы» почти наверняка была написана по заказу и, наряду с алтарными образами Монфорте и Портинари, является одной из самых важных работ ван дер Гуса. Вероятно, это одна из последних его картин, законченных перед смертью. По мнению историка искусства Тилля-Хольгера Борхерта , панно «принадлежит к наиболее впечатляющим и художественно зрелым достижениям ранней нидерландской живописи ». [ 4 ] По словам Лорна Кэмпбелла , картина является «самым своеобразным шедевром» Ван дер Гуса. [ 5 ]
Мэри изображена лежащей в синем халате с белым головным убором на деревянной кровати, положив голову на белую подушку у изголовья. Кожа у нее тонкая и бледная, руки сложены в молитве. Ее окружают двенадцать апостолов, толпящихся вокруг ее постели. Петр одет в белые одежды священника и держит свечу, которую по тогдашнему ритуалу передавали умирающей женщине. Над ней в ореоле света появляется Христос, протягивающий руки, чтобы принять душу Марии. [ 6 ] в то время как его ладони открыты, чтобы показать раны, полученные на Голгофе . Этим жестом Христос идентифицирует себя как искупителя и победителя смерти. [ 4 ]
«Смерть» знаменует собой прорыв в стиле Ван дер Гуса; линия стала более важной, обстановка устранена, изображению не хватает глубины, оно сильно сжато, и только кровать, дверь и тело Богородицы дают пространственные указатели. [ 7 ] Он известен тем, что не изображает апостолов ни в традиционной идеализированной манере, ни в качестве обычных типов фигур, а вместо этого представляет каждого как уникальную личность, отображающую их горе через ряд выражений и жестов, от печали и отчаяния до сочувствия и сострадания. Поскольку художник не использовал традиционные изображения, трудно идентифицировать каждого апостола. [ 8 ]

Эта работа является самой известной из нескольких картин после смерти Марии, приписываемых Ван дер Гусу или его последователям. Некоторые историки искусства, в том числе Фридрих Винклер (1964), полагают, что он нарисовал по крайней мере три версии, хотя общепринято, что подготовительные наброски, сделанные для работы в Брюгге, были позже скопированы и воспроизведены в виде картин последователями конца 15 века. Точная копия находится в сокровищнице собора Святого Сальватора ( Брюгге ). Две аналогичные картины в Берлинских государственных музеях и Национальной галерее в Лондоне приписывают «после Ван дер Гуса». Обычно их считают более поздними версиями рисунков пером на бумаге из Музея Герцога Антона Ульриха , в Брауншвейге вероятно, копией оригинального предварительного эскиза Ван дер Гуса. [ 2 ] Эти работы похожи на картины Брюгге, но показывают изображение наоборот. [ примечания 1 ] Инфракрасная фотография показывает, что композиция была тщательно спланирована еще до нанесения рисунка. Историк искусства Лорн Кэмпбелл пишет: «Вполне возможно, что рисунок Брауншвейга отражает одну из его ранних идей относительно живописи Брюгге, а картины в Берлине, Праге и Лондоне отражают, хотя и отдаленно, более поздний этап в развитии композиции Брюгге. [ 9 ]

Картина стала предметом интенсивных споров относительно ее даты и значения. Ван дер Гус провел последние годы своей жизни в депрессии. Ряд искусствоведов, в том числе Макс Фридлендер , считают, что работа написана ок. 1480 год, когда художник впервые начал проявлять признаки душевных страданий и, таким образом, рассматривать их как выражение своей болезни. В последние годы жизни художника — он умер то ли в 1482, то ли в 1483 году — склонность к депрессии и безумию была обнаружена в 1863 году в хронике его современника Гаспара Офюйса, записавшего ночь 1480 года, когда ван дер Гус начал взволнованно рассказывать о том, как он был был обречен, потерял душу и пытался покончить жизнь самоубийством, и его пришлось насильно удерживать.
Этот рассказ значительно повысил ценность картины в глазах художников конца XIX века. Винсент Ван Гог трижды упоминает Ван дер Гуса в своих письмах, сначала в 1873 году к своему брату Тео, и еще два раза, когда он писал, что отождествляет себя с портретом Ван дер Гуса на Эмиля Ваутерса эмоционально переданной картине 1872 года «Гюго ван». дер проходит лечение в Красном монастыре . [ 7 ] Историк искусства Эрвин Панофски описал ван дер Гуса как «первого художника, который соответствовал концепции, неизвестной в средние века, но с тех пор лелеемой европейским умом, концепции гения, одновременно благословленного и проклятого своим отличием от обычных людей». " Панофски продолжает описывать, как плоскостность работы представляет собой «иррациональность пространства, света, цвета, [] выражение психического заболевания художника». [ 10 ]
Другие историки искусства, в том числе Дирк де Вос и Сьюзан Козлоу, отвергают этот тезис и утверждают, что полностью индивидуализированная концепция сцены была бы неприемлема для авторов картины. По их мнению, урезанная и сжатая манера работы объясняется желанием «подчеркнуть торжественность события и его чудесный характер. Ван дер Гус, возможно, решил, что материальное богатство будет отвлекать и неприлично». [ 10 ]
Ван дер Гус был очень прогрессивным и оригинальным художником, но в то же время находился под сильным влиянием как современных художников, так и художников-предшественников. Вдохновение для этой работы можно найти в « Петруса Кристуса (ок. 1457–1467 гг.). » Смерти Богородицы [ 11 ] [ 5 ] и работами, приписываемыми мастерской Рогира ван дер Вейдена . [ 12 ] Картина имеет поразительное сходство с Мартина Шонгауэра одноименной гравюрой 1470–1475 годов, особенно в ее общем тоне и настроении, изображении Марии и изображении апостолов, сидящих слева от Марии. Тем не менее, есть существенные различия; кровать на гравюре Шонгауэра покрыта балдахином, и расположение апостолов в двух работах сильно различается. «Шонгауэр» датируется самое позднее 1475 годом, и это предмет серьезных, а порой резких и вызывающих разногласия критических дебатов относительно того, какая работа была первой (см. Выше). [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Лондонская картина, скорее всего, снова является копией берлинской работы. См. Кэмпбелл, 250.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Примерно в то время Legenda aurea была переведена на голландский язык как «Passionael» или «die gulden Legende».
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, 250 лет.
- ^ « Смерть Богородицы. Архивировано 12 октября 2012 г. в Wayback Machine ». Рейксмузеум . Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Борчера, 161
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, 252 года.
- ↑ На некоторых более ранних изображениях ее душа представлена в виде маленького ребенка.
- ^ Jump up to: а б Козлоу, Сьюзен. « Влияние современной преданности на смерть Богородицы Хьюго ван дер Гуса. Архивировано 24 мая 2021 г. в Wayback Machine ». Ассоциация колледжей искусств Америки, Вашингтон, округ Колумбия, 1978. Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Борхер, 161-2.
- ^ Кэмпбелл, 251
- ^ Jump up to: а б Риддербос, Бернхард. «Ранние нидерландские картины: повторное открытие, восприятие и исследование». Лос-Анджелес: Getty Publishing, 2005. 124. ISBN 0-89236-816-0
- ^ Кристус, Петрус. «Английский: Смерть Богородицы» - через Wikimedia Commons.
- ^ Jump up to: а б Борчера, 162
Источники
[ редактировать ]- Борхерт, Тилль-Хольгер . Смерть Богородицы , в: Ван Эйк — Дюреру . Борхерт, Тилль-Хольгер (ред.). Лондон: Темза и Гудзон, 2011. ISBN 978-0-500-23883-7
- Кэмпбелл, Лорн . Нидерландская живопись пятнадцатого века . Лондон: Национальная галерея, 1998. ISBN 978-1-85709-171-7
- Стефан Кемпердик и Эрик Эйзинг; при сотрудничестве Борхерта, Тилля-Хольгера , Уго ван дер Гуса: между болью и блаженством для Gemäldegalerie - Staatliche Museums zu Berlin . Английское издание, Мюнхен: Хирмер Верлаг, 2023. ISBN 978-3-7774-3848-1