Мадонна канцлера Ролена
«Мадонна канцлера Ролена» — картина маслом раннего нидерландского художника Яна ван Эйка , датируемая примерно 1435 годом. Сейчас она находится в Лувре в Париже и была написана по заказу Николаса Ролена , 60 лет. [ 1 ] канцлера герцогства Бургундского , чей вотивный портрет занимает левую часть картины, для своей приходской церкви Нотр-Дам-дю-Шастель в Отене , где она оставалась до тех пор, пока церковь не сгорела в 1793 году. После периода в Отене Собор , он был перенесен в Лувр в 1805 году.
Описание
[ редактировать ]Сцена изображает Деву Марию, увенчанную парящим ангелом младенца Иисуса , когда она представляет Ролину . Он расположен внутри просторной лоджии , богато украшенной колоннами и барельефами. На заднем плане — пейзаж с городом на реке, вероятно, задуманным как Отен в Бургундии , родной город Ролена. На изображении представлен широкий спектр хорошо детализированных дворцов, церквей, острова, возвышающегося моста, холмов и полей, освещенных равномерным светом. Возможно, некоторые из многочисленных земельных владений канцлера вокруг Отена включены в обзор. [ 2 ] Дымка покрывает горный хребет вдалеке. Как и во многих ранних нидерландских картинах , для драматического эффекта крутизна холмов и гор показана намного большей, чем на местности.
Небольшой сад со множеством узнаваемых цветов (включая лилии, ирисы, пионы и розы), видимый сразу за колоннами, символизирует добродетели Марии. За ним две мужские фигуры в сопровождающих смотрят сквозь зубцы чего-то похожего на укрепленный балкон или мост. Было предположение, что они могут изображать ван Эйка и его помощника по образцу его портрета Арнольфини . Фигура справа носит красный компаньон, похожий на вероятный автопортрет Ван Эйка в Национальной галерее в Лондоне . Рядом с ними две сороки и два павлина, последние являются символами одновременно безнравственности и гордости, которой может поддаться даже такой могущественный человек, как Ролин. [ 3 ] Однако Марти Домингес утверждает: павлины были символом Иисуса Христа, а сороки считались злом. Художники любят противопоставлять символическим птицам дихотомию добра и зла: Ван Эйк в панно «Канцлер Ролен» также будет использовать павлина и сороку . [ 4 ]
В интерьере присутствуют сложные источники света, типичные для Ван Эйка: свет исходит как из центрального портика, так и из боковых окон. Канцлер, чей сильный характер хорошо передан художником, одет в элегантное платье на меховой подкладке; Богородица того же размера, что и Ролен (довольно новинка по сравнению с традицией готической живописи), вместо этого покрыта красной мантией. Младенец Иисус держит в левой руке шарообразный крест (шар, несущий крест), правая рука поднята в жесте благословения. Перфекционистская передача деталей и текстур, таких как капители, клетчатый тротуар, золотое шитье короны ангела или одежды, характерна для работ Яна ван Эйка, один из лучших примеров которых - это.
Как и у других Ван Эйков, изображение пространства не так просто, как кажется на первый взгляд. Сравнение напольной плитки с другими элементами показывает, что фигуры находятся всего в шести футах от экрана лоджии с колоннами, и что Ролину, возможно, придется протискиваться через отверстие, чтобы выбраться таким образом. [ 5 ] Многие ван Эйки изображают внутреннее пространство, которое на самом деле очень маленькое, но изображению тонко удается сохранить ощущение интимности, но без ощущения стеснения.
Изменения
[ редактировать ]Инфракрасные рефлектограммы выявили ряд изменений по сравнению с рисунком . На поясе Ролина висела большая сумка; поскольку он очень разбогател на государственной службе, он, вероятно, счел это неуместным. Младенец Христос первоначально указывал на пол. Старые описания Отена говорят нам, что первоначально картина имела деревянную раму, нарисованную иллюзионистски, с надписями, казалось бы, вырезанными, как на двух портретах Ван Эйка в Лондоне ( «Леаль Сувенир» и «Портрет мужчины в тюрбане »).
Иконография
[ редактировать ]Богородица сидит с младенцем Христом «на коленях» (т.е. на бедрах), которые составляют платформу для младенца. Этот очень традиционный мотив известен как « Трон Мудрости» и часто использовался Яном ван Эйком, который развил смысл в сложных аллюзиях. Тело Богородицы часто сравнивали с алтарем, на котором присутствовал Христос, как считалось, во время Мессы . Эта картина, возможно, изначально висела слева от дома Ролена перед его часовней в приходской церкви, между ним и алтарем. Для Ролена, или зрителя настоящего и нарисованного Ролинса вместе, Богородица изображена в положении алтаря в часовне. [ 6 ] Иллюминированная рукопись перед Роленом открыта на странице с большой буквой D, что, вероятно, означает «Domine, labia mea aperies» («Господи, открой мои губы»), начало Утрени ; следовательно, это Книга Часов .
Архитектура лоджии, как и на многих картинах ван Эйка, выполнена в богатом и изысканном романском стиле, далеком от готики его времени. Место действия, вероятно, представляет собой одновременно воображаемое здание в Отене и «Небесный город Иерусалим»; показаны два персонажа из двух миров, а их окружение объединяет мир каждого.
Картина могла быть связана с назначением в 1436 году сына Ролена Жана епископом Отена ; на Богородицкой стороне реки стоит великолепный собор. Кроме того, прямо над руками Ролена находится церковь поменьше, возможно, предназначенная для обозначения новой церкви, посвященной Богородице, или его собственной приходской церкви Нотр-Дам-дю-Шастель , которую он значительно обогатил. [ 7 ]
серия иллюстраций семи смертных грехов Судя по всему, среди деталей картины размещена . Рельефы Зависть над головой Ролина показывают (слева направо) изгнание Адама и Евы из рая ( Гордость ), Убийство Авеля Каином ( ) и Опьянение Ноя ( Чревоугодие ). Тогда львиные головы на капителях позади Ролена могут означать Гнев , а крошечные раздавленные кролики между колонной и основанием на ширме лоджии — Похоть (образцом которой они считались в средние века). Все эти детали находятся на стороне картины Ролина; на другой, божественной, стороне не видно никаких эквивалентов. Однако это оставляет Алчность и Ленивость неучтенными, если только, возможно, человеческие фигуры самого Ролина (с его опустошенным кошельком) и бездельников на террасе (возможно, включая, как указано выше, самого Ван Эйка) представляют собой два последних порока. [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фридлендер, 60 лет.
- ^ Харбисон, стр. 100–118.
- ↑ Страница Лувра, раздел «Сад». Архивировано 13 июля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «Ренессансная орнитофауна» . 14 ноября 2014 г.
- ^ Харбисон, с. 100
- ^ Лейн, с. 18.
- ^ Харбисон, с. 112
- ^ Харбисон, с. 114
Ссылки
[ редактировать ]- Буччи, Кристина (2005). Великая история искусства 4. Пятнадцатый век . Иль Соле 24 Оре . стр. 194–198.
- Фридлендер, Макс Якоб . Ранние нидерландские картины, Том 1: Ван Эйкс, Петрус Кристус . Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер, 1967.
- Гельфанд, Лаура; Гибсон, Уолтер. «Суррогатное я: «Мадонна Ролин» и религиозный портрет позднего средневековья». Симиолус: Ежеквартальный журнал по истории искусства Нидерландов, том 29, № 3/4, 2002.
- Харбисон, Крейг. Ян ван Эйк, Игра реализма , стр. 100–118, Reaktion Books, Лондон, 1991, ISBN 0-948462-18-3
- Лейн, Барбара Г. (1984). Алтарь и алтарный образ, сакраментальные темы в ранней нидерландской живописи . Харпер и Роу. п. 18 . ISBN 0064301338 .
- Пяхт, Отто. Ван Эйк и основоположники ранней нидерландской живописи . 1999. Лондон: Издательство Харви Миллера. ISBN 1-872501-28-1