Jump to content

Шибори

Прямоугольник сине-белой ткани цвета индиго, лежащий на деревянном столе, покрытом татами, вид по диагонали из угла.
Кусок кумо шибори (паук- сибори ), окрашенный индиго, рядом с кумо шибори. еще не окрашенным

Сибори ( шибори/сибори , от корня глагола сибору – «сжимать, сжимать или давить»). [1] : 7  ) японская техника ручного крашения , при которой на ткани получается множество различных узоров.

Существует некоторая дискуссия о происхождении шибори как техники в Японии, а также о точной стране происхождения некоторых из самых ранних сохранившихся примеров. Большая часть споров связана с техническими возможностями Японии того времени по производству разнообразных тканей, которые можно увидеть в некоторых из самых ранних образцов шибори . [1]

Одно из самых ранних письменных описаний шибори записано датируется 238 годом н. э., где в китайском документе «Хроники кланов Вэй» ( Вэй чжи ) , что королева Химико подарила императору династии Вэй более 200 ярдов (180 м) « пятнистая ткань» — потенциально описывающая форму воскового украшения на ткани. [1]

Самые ранние сохранившиеся образцы ткани, окрашенной сибори , датируются серединой 8-го века и были подарены буддийскому храму Тодай-дзи в Наре в 756 году нашей эры как часть товаров, подаренных императором Сёму после его смерти. Техники, которые можно увидеть на этих самых ранних фрагментах, демонстрируют связанные резисты, восковые резисты, а также сложенные и зажатые резисты. [1] Однако, по крайней мере, некоторые ткани, окрашенные сибори, в этой коллекции имеют китайское происхождение. [1]

Сохранившиеся примеры резистивного окрашивания в Китае (известные как цзяо-ся ) относятся к гораздо более раннему периоду времени; самые ранние сохранившиеся образцы датируются 418 годом нашей эры. [1]

Прямоугольный кусок кремовой ткани, местами казавшийся относительно хрупким, половина его была окрашена в темно-синий цвет. Местами ткань порвалась от времени, а некоторые участки ткани вообще отсутствуют.
Пример шибори , связанных маленькими точками в форме черепахового узора ( кикко ).

Есть много способов создания шибори , при этом техники обычно группируются в три категории: кокечи , связанные или связанные сопротивления; рокэти , сопротивление воску; и кёкэти — сопротивление, когда ткань сложена и зажата между двумя резными деревянными блоками. [1] : 11  Большинство техник, признанных в этих трех категориях, имеют названия и ряд разновидностей техник.

Выбранная техника и полученная окрашенная ткань зависят как от типа ткани, так и от используемого красителя; Для шибори требуется гибкая и легкая в обращении ткань, а некоторые исторические техники окрашивания, такие как оригинальная техника цудзигахана , сейчас невозможно полностью воссоздать из-за того, что ткань, необходимая для этой техники, больше не производится.

Желаемым результатом для сибори может быть создание более крупного пиктографического или геометрического рисунка (как это видно на многих полных кимоно сибори ) или просто отображение сибори отдельно. В некоторых случаях различные методы можно комбинировать для достижения более сложных результатов. [2]

Каноко шибори

[ редактировать ]

Каноко-сибори — это то, что на Западе принято называть тай-дай . Он включает в себя связывание определенных участков ткани с помощью нити – традиционного типа нескрученной нити, известной как сике-ито – для достижения желаемого рисунка. Полученный узор зависит от того, насколько плотно связана ткань и где она связана. Если связать случайные участки ткани, в результате получится узор из случайных кругов. Если ткань сначала сложить, а затем связать, полученные круги будут иметь узор в зависимости от используемой складки.

Миура шибори

[ редактировать ]
Миура шибори

Миура-шибори также известна как петлевое переплетение. Для этого нужно взять иглу с крючком и выщипывать участки ткани. Затем нить обматывается вокруг каждой секции дважды. Нить не завязывается; напряжение — единственное, что удерживает секции на месте. Полученная окрашенная ткань имеет рисунок, напоминающий воду. Поскольку узел не используется, миура-шибори очень легко завязывать и развязывать, что делает эту технику широко используемой.

Кумо шибори

[ редактировать ]

Кумо шибори — это плиссированный и переплетенный резист. Эта техника предполагает очень тонкое и равномерное складывание участков ткани. Затем ткань связывается очень близкими участками. В результате получается очень специфический паукообразный дизайн. Этот конкретный дизайн требует очень точной техники.

Нуи шибори

[ редактировать ]
Ори нуи шибори

Нуи шибори включает в себя сшитые шибори . На ткани наносится простой сметочный стежок, а затем туго затягивается, чтобы собрать ткань. Для работы нить необходимо натягивать очень туго, и часто нужно использовать деревянный дюбель, чтобы натянуть ее достаточно туго. Перед покраской каждая нить закрепляется узлом. Этот метод позволяет лучше контролировать рисунок и сделать его более разнообразным, но требует гораздо больше времени.

Араши шибори

[ редактировать ]

Араси-шибори также известен как шибори , обматывающий шест . Ткань наматывается вокруг шеста по диагонали. Затем ткань очень туго связывают, наматывая нить вверх и вниз по шесту. Затем ткань сминается на шесте. В результате получается плиссированная ткань с диагональным рисунком. Араши — японское слово, обозначающее бурю; узоры всегда расположены по диагонали В араси-сибори , что напоминает проливной дождь во время сильного шторма. [3]

Итаджимэ шибори

[ редактировать ]

Итаджимэ шибори — это техника фигурного сопротивления. Традиционно ткань зажата между двумя кусками дерева, которые удерживаются на месте веревкой. Ткань обычно складывают несколько раз, создавая повторяющийся рисунок резистов по всей ткани в развернутом виде.

Одной из традиционных форм текстиля итадзимэ-сибори является бени итадзимэ ( букв. « бени (красный сафлор), сжатая доска сибори » ), также известная как бени ита или Кё бени . Текстиль бени итадзимэ представлял собой ткань для подкладки, окрашенную живописными узорами с использованием красного сафлорового красителя ( бени ). [а] и использовались для подкладочных слоев или подкладок еще в начале периода Сёва (1926–1989), при этом производство было сосредоточено в Киото и Такасаки , префектура Гумма , городе, известном производством тонкого и легкого шелка. [4] : 1 

Последняя красильная фабрика бени итадзимэ , красильная фабрика Ёсимура в Такасаки, закрылась в 1932 году, а техника окрашивания была относительно неизвестна, пока в 2010 году ее не провели расследование Ёсико Ивамото Вада и Масанао Араи при содействии архива красильных фабрик Ёсимура и Исследовательская группа Такасаки-Бени-но-Кай. Исследование показало, что доски, используемые в процессе бени итаджимэ, были покрыты лаком со всех сторон, кроме сторон и центра, чтобы противостоять краске, и перед окрашиванием замачивались в воде на 2 недели, поскольку сухие доски деформировали и деформировали резист. [4] : 3  Низкокачественная, слегка грубая текстура шелка, традиционно используемого в этом процессе, была важна для впитывания красителя и возможности наслаивания ткани в процессе окрашивания, поскольку ткань нужно было складывать восемь раз, при этом идеальный вес ткани был не более 100 г (3,5 унции) на кусок размером 23 × 38 см (9,1 × 15,0 дюйма). [4] : 4  Ткань складывали в технике маки-татами , а затем на лицевые стороны досок наносили тонкую крахмальную пасту, чтобы улучшить сцепление шелка с ее поверхностью. Блок плотно зажимали и на него заливали горячий краситель, вращая его так, чтобы все стороны были погружены в краситель, в течение трех часов. [4] : 5–6  В результате удалось идеально воссоздать четкие красно-белые рисунки старых тканей beni itajime .

Современные художники по текстилю вместо использования резных или нерезных деревянных досок, окрашенных лаком, часто используют формы, вырезанные из акрила или оргстекла и удерживающие их с помощью С-образных зажимов. Формы не позволяют красителю проникнуть в ткань, которую они покрывают.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хотя использовался краситель сафлор, записи красильных мастерских Ёсимура в Такасаки , префектура Гунма показывают, что в конце периода Эдо (около 1845 года) краситель был разбавлен и заменен мастерами саппановым красителем ( Caesalpinia sappan L. ) и куркумой ( Curcuma). Лонга Л. ). [4] : 1 
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Вада, Ёсико Ивамото; Райс, Мэри Келлогг; Бартон, Джейн (2011). Сибори: изобретательное искусство японского фигурного крашения (3-е изд.). Нью-Йорк: Коданша США. стр. 11–13. ISBN  978-1-56836-396-7 .
  2. ^ Ганнер, Дженис (2010). Шибори для художников по текстилю . Токио: Коданся. ISBN  978-1568363806 .
  3. ^ Моллер, Эльфрида (1999). Сибори: искусство складывания, плиссировки и крашения ткани . Мичиган: Книги ScreenPress. ISBN  978-0855328955 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Арай, Масанао; Ивамото Вада, Ёсико (2010). «Бени Итадзиме: резной зажим для доски, устойчивый к окрашиванию в красный цвет» (PDF) . Материалы симпозиума Текстильного общества Америки . Университет Небраски – Линкольн. Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 года.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дубравский, Малка. Оптическая иллюзия: сочетание итаджиме с коммерческими тканями. Лоскутное искусство . Декабрь/январь 2009 г., страницы 46–50.
  • Ёсико Ивамото Вада , Мэри Келлог Райс и Джейн Бартон. Сибори : изобретательное японское искусство резистивного окрашивания . Токио: Kodansha International, 1983.
  • Галли, Эндрю и Ёсико Ивамото . «Аримацу и Наруми Сибори празднуют 400-летие японского ремесленного дизайна» (DVD) производства Аримацу Сибори Муцуми-кай (Япония); Студия Galli Productions (США), Фремонт, Калифорния. 2007 год
  • Саутэн, Мэнди. шибори Дизайн и техника . Танбридж Уэллс, Кент, Великобритания: Search Press, 2009.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2129d107e2477ff3d5f7490e22579920__1719747180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/20/2129d107e2477ff3d5f7490e22579920.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shibori - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)