Шибори
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2019 г. ) |

Сибори ( шибори/сибори , от корня глагола сибору – «сжимать, сжимать или давить»). [1] : 7 ) — японская техника ручного крашения , при которой на ткани получается множество различных узоров.
История
[ редактировать ]Существует некоторая дискуссия о происхождении шибори как техники в Японии, а также о точной стране происхождения некоторых из самых ранних сохранившихся примеров. Большая часть споров связана с техническими возможностями Японии того времени по производству разнообразных тканей, которые можно увидеть в некоторых из самых ранних образцов шибори . [1]
Одно из самых ранних письменных описаний шибори записано датируется 238 годом н. э., где в китайском документе «Хроники кланов Вэй» ( Вэй чжи ) , что королева Химико подарила императору династии Вэй более 200 ярдов (180 м) « пятнистая ткань» — потенциально описывающая форму воскового украшения на ткани. [1]
Самые ранние сохранившиеся образцы ткани, окрашенной сибори , датируются серединой 8-го века и были подарены буддийскому храму Тодай-дзи в Наре в 756 году нашей эры как часть товаров, подаренных императором Сёму после его смерти. Техники, которые можно увидеть на этих самых ранних фрагментах, демонстрируют связанные резисты, восковые резисты, а также сложенные и зажатые резисты. [1] Однако, по крайней мере, некоторые ткани, окрашенные сибори, в этой коллекции имеют китайское происхождение. [1]
Сохранившиеся примеры резистивного окрашивания в Китае (известные как цзяо-ся ) относятся к гораздо более раннему периоду времени; самые ранние сохранившиеся образцы датируются 418 годом нашей эры. [1]
Техники
[ редактировать ]
Есть много способов создания шибори , при этом техники обычно группируются в три категории: кокечи , связанные или связанные сопротивления; рокэти , сопротивление воску; и кёкэти — сопротивление, когда ткань сложена и зажата между двумя резными деревянными блоками. [1] : 11 Большинство техник, признанных в этих трех категориях, имеют названия и ряд разновидностей техник.
Выбранная техника и полученная окрашенная ткань зависят как от типа ткани, так и от используемого красителя; Для шибори требуется гибкая и легкая в обращении ткань, а некоторые исторические техники окрашивания, такие как оригинальная техника цудзигахана , сейчас невозможно полностью воссоздать из-за того, что ткань, необходимая для этой техники, больше не производится.
Желаемым результатом для сибори может быть создание более крупного пиктографического или геометрического рисунка (как это видно на многих полных кимоно сибори ) или просто отображение сибори отдельно. В некоторых случаях различные методы можно комбинировать для достижения более сложных результатов. [2]
Каноко шибори
[ редактировать ]Каноко-сибори — это то, что на Западе принято называть тай-дай . Он включает в себя связывание определенных участков ткани с помощью нити – традиционного типа нескрученной нити, известной как сике-ито – для достижения желаемого рисунка. Полученный узор зависит от того, насколько плотно связана ткань и где она связана. Если связать случайные участки ткани, в результате получится узор из случайных кругов. Если ткань сначала сложить, а затем связать, полученные круги будут иметь узор в зависимости от используемой складки.
Миура шибори
[ редактировать ]
Миура-шибори также известна как петлевое переплетение. Для этого нужно взять иглу с крючком и выщипывать участки ткани. Затем нить обматывается вокруг каждой секции дважды. Нить не завязывается; напряжение — единственное, что удерживает секции на месте. Полученная окрашенная ткань имеет рисунок, напоминающий воду. Поскольку узел не используется, миура-шибори очень легко завязывать и развязывать, что делает эту технику широко используемой.
Кумо шибори
[ редактировать ]Кумо шибори — это плиссированный и переплетенный резист. Эта техника предполагает очень тонкое и равномерное складывание участков ткани. Затем ткань связывается очень близкими участками. В результате получается очень специфический паукообразный дизайн. Этот конкретный дизайн требует очень точной техники.
Нуи шибори
[ редактировать ]
Нуи шибори включает в себя сшитые шибори . На ткани наносится простой сметочный стежок, а затем туго затягивается, чтобы собрать ткань. Для работы нить необходимо натягивать очень туго, и часто нужно использовать деревянный дюбель, чтобы натянуть ее достаточно туго. Перед покраской каждая нить закрепляется узлом. Этот метод позволяет лучше контролировать рисунок и сделать его более разнообразным, но требует гораздо больше времени.
Араши шибори
[ редактировать ]Араси-шибори также известен как шибори , обматывающий шест . Ткань наматывается вокруг шеста по диагонали. Затем ткань очень туго связывают, наматывая нить вверх и вниз по шесту. Затем ткань сминается на шесте. В результате получается плиссированная ткань с диагональным рисунком. Араши — японское слово, обозначающее бурю; узоры всегда расположены по диагонали В араси-сибори , что напоминает проливной дождь во время сильного шторма. [3]
Итаджимэ шибори
[ редактировать ]Итаджимэ шибори — это техника фигурного сопротивления. Традиционно ткань зажата между двумя кусками дерева, которые удерживаются на месте веревкой. Ткань обычно складывают несколько раз, создавая повторяющийся рисунок резистов по всей ткани в развернутом виде.
Одной из традиционных форм текстиля итадзимэ-сибори является бени итадзимэ ( букв. « бени (красный сафлор), сжатая доска сибори » ), также известная как бени ита или Кё бени . Текстиль бени итадзимэ представлял собой ткань для подкладки, окрашенную живописными узорами с использованием красного сафлорового красителя ( бени ). [а] и использовались для подкладочных слоев или подкладок еще в начале периода Сёва (1926–1989), при этом производство было сосредоточено в Киото и Такасаки , префектура Гумма , городе, известном производством тонкого и легкого шелка. [4] : 1
Последняя красильная фабрика бени итадзимэ , красильная фабрика Ёсимура в Такасаки, закрылась в 1932 году, а техника окрашивания была относительно неизвестна, пока в 2010 году ее не провели расследование Ёсико Ивамото Вада и Масанао Араи при содействии архива красильных фабрик Ёсимура и Исследовательская группа Такасаки-Бени-но-Кай. Исследование показало, что доски, используемые в процессе бени итаджимэ, были покрыты лаком со всех сторон, кроме сторон и центра, чтобы противостоять краске, и перед окрашиванием замачивались в воде на 2 недели, поскольку сухие доски деформировали и деформировали резист. [4] : 3 Низкокачественная, слегка грубая текстура шелка, традиционно используемого в этом процессе, была важна для впитывания красителя и возможности наслаивания ткани в процессе окрашивания, поскольку ткань нужно было складывать восемь раз, при этом идеальный вес ткани был не более 100 г (3,5 унции) на кусок размером 23 × 38 см (9,1 × 15,0 дюйма). [4] : 4 Ткань складывали в технике маки-татами , а затем на лицевые стороны досок наносили тонкую крахмальную пасту, чтобы улучшить сцепление шелка с ее поверхностью. Блок плотно зажимали и на него заливали горячий краситель, вращая его так, чтобы все стороны были погружены в краситель, в течение трех часов. [4] : 5–6 В результате удалось идеально воссоздать четкие красно-белые рисунки старых тканей beni itajime .
Современные художники по текстилю вместо использования резных или нерезных деревянных досок, окрашенных лаком, часто используют формы, вырезанные из акрила или оргстекла и удерживающие их с помощью С-образных зажимов. Формы не позволяют красителю проникнуть в ткань, которую они покрывают.
Галерея
[ редактировать ]-
Передний край шибори хаори : петля для хаори химо ( завязки хаори ) и подкладочная ткань с принтом журавля.
-
Кумо шибори, связанный нитью сике-ито .
-
полного сибори, Фурисодэ полностью окрашенное в каноко сибори .
-
Шелковая деталь Япония , с вышивкой , 17 век.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя использовался краситель сафлор, записи красильных мастерских Ёсимура в Такасаки , префектура Гунма показывают, что в конце периода Эдо (около 1845 года) краситель был разбавлен и заменен мастерами саппановым красителем ( Caesalpinia sappan L. ) и куркумой ( Curcuma). Лонга Л. ). [4] : 1
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Вада, Ёсико Ивамото; Райс, Мэри Келлогг; Бартон, Джейн (2011). Сибори: изобретательное искусство японского фигурного крашения (3-е изд.). Нью-Йорк: Коданша США. стр. 11–13. ISBN 978-1-56836-396-7 .
- ^ Ганнер, Дженис (2010). Шибори для художников по текстилю . Токио: Коданся. ISBN 978-1568363806 .
- ^ Моллер, Эльфрида (1999). Сибори: искусство складывания, плиссировки и крашения ткани . Мичиган: Книги ScreenPress. ISBN 978-0855328955 .
- ^ Jump up to: а б с д и Арай, Масанао; Ивамото Вада, Ёсико (2010). «Бени Итадзиме: резной зажим для доски, устойчивый к окрашиванию в красный цвет» (PDF) . Материалы симпозиума Текстильного общества Америки . Университет Небраски – Линкольн. Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дубравский, Малка. Оптическая иллюзия: сочетание итаджиме с коммерческими тканями. Лоскутное искусство . Декабрь/январь 2009 г., страницы 46–50.
- Ёсико Ивамото Вада , Мэри Келлог Райс и Джейн Бартон. Сибори : изобретательное японское искусство резистивного окрашивания . Токио: Kodansha International, 1983.
- Галли, Эндрю и Ёсико Ивамото . «Аримацу и Наруми Сибори празднуют 400-летие японского ремесленного дизайна» (DVD) производства Аримацу Сибори Муцуми-кай (Япония); Студия Galli Productions (США), Фремонт, Калифорния. 2007 год
- Саутэн, Мэнди. шибори Дизайн и техника . Танбридж Уэллс, Кент, Великобритания: Search Press, 2009.
Внешние ссылки
[ редактировать ]