Сотрудничество Юг-Юг
В этой статье нет основного раздела . ( Май 2024 г. ) |
Определение
[ редактировать ]Сотрудничество Юг-Юг тесно связано с термином «Юг», и два термина «Юг» имеют разные значения и последствия в зависимости от интерпретации.
Термин «Юг» определяется как регионы мира, имеющие схожую политическую, социальную и экономическую историю, коренящуюся в неравенстве, возникшем в колониальную или империалистическую эпоху. Юг понимается как идеологическое выражение проблем, с которыми сталкиваются развивающиеся регионы, экономический и политический опыт которых становится все более разнообразным. [1]
Сотрудничество Юг-Юг ( SSC ) — это термин, исторически используемый политиками и учеными для описания обмена ресурсами, технологиями и знаниями между развивающимися странами , также известными как страны Глобального Юга . Глобальный Юг вносит все более значительный вклад в глобальное развитие. Экономическая и геополитическая значимость многих стран возросла. В прошлом сотрудничество Юг-Юг было сосредоточено на обмене знаниями и наращивании потенциала, но страны Глобального Юга и новые финансовые институты в последнее время также становятся все более активными в финансировании развития. [2] Это сотрудничество относится к долгосрочному историческому проекту освобождения сообществ и наций от остатков колониализма, бедности, угнетения и отсталости.
Это сотрудничество становится основной организующей концепцией и набором практик в достижении исторических перемен посредством видения взаимной выгоды и солидарности между группами, которые можно назвать «неблагополучными» в мировой системе. Это вселяет надежду на то, что сотрудничество через сектор развития может быть достигнуто этими «неблагополучными» сообществами посредством их взаимной помощи друг другу, и весь мировой порядок будет преобразован, чтобы отразить их общие интересы из-за доминирования северных стран. [3]
История
[ редактировать ]Формирование SSC можно проследить до Азиатско-африканской конференции , состоявшейся в Бандунге, Индонезия, в 1955 году, которая также известна как Бандунгская конференция. Конференция во многом рассматривается как важная веха для SSC. Тогдашний президент Индонезии Сукарно назвал это «первой межконтинентальной конференцией цветных народов в истории человечества». [4] Несмотря на вступительную речь Сукарно по поводу конференции, в прошлом проводились собрания, подобные конференции в Бандунге. Тем не менее, Бандунгская конференция была отличительной и способствовала формированию SSC, поскольку впервые присутствовавшие на ней страны больше не были колониями далеких европейских держав. [4] Президент Сукарно также знаменито заметил на конференции: «Теперь мы свободны, суверенны и независимы. Мы снова хозяева в своем собственном доме. Нам не нужно ехать на другие континенты, чтобы посовещаться». [4]
Конференцию спонсировали Бирма , Цейлон , Индия , Индонезия и Пакистан , и в ней приняли участие 29 независимых стран: Афганистан , Бирма , Камбоджа , Цейлон , Китай , Египет , Эфиопия , Золотой Берег , Индия , Индонезия , Иран , Ирак , Япония , Иордания , Лаос , Ливан , Либерия , Ливия , Непал , Пакистан , Филиппины , Саудовская Аравия , Судан , Сирия , Таиланд , Турция , Демократическая Республика Вьетнам , Государство Вьетнам и Королевство Йемен . [4] Каждая страна поддерживала продолжение усилий по деколонизации, предпринимавшихся в то время как в Африке, так и в Азии. Хотя многие страны разошлись во мнениях по некоторым вопросам, Бандунгская конференция «стала первым крупным примером коллективного сопротивления постколониальных стран доминированию Запада в международных отношениях». [4]
В 1978 году Организация Объединенных Наций учредила Группу по сотрудничеству Юг-Юг для содействия торговле и сотрудничеству Юг-Юг в рамках своих учреждений. [5]
Однако идея сотрудничества Юг-Юг начала влиять на сферу развития только в конце 1990-х годов. [6] Из-за географического спектра деятельность известна как сотрудничество Африки и Южной Америки (ASA). [ нужна ссылка ] а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе сотрудничество Юг-Юг. [7]
Сотрудничество ASA на данный момент провело два саммита. Первый саммит состоялся в Абудже , Нигерия , в 2006 году, на нем присутствовали 53 делегата из Африки и 12 из Южной Америки . Второй и последний из них состоялся на острове Маргарита в Венесуэле в сентябре 2009 года, в нем приняли участие 49 глав государств Африки и 12 глав государств Южной Америки. [8] [9]
Сотрудничество Юг-Юг оказалось успешным в снижении зависимости от программ помощи развитых стран и в изменении международного баланса сил. [10]
Нормативные принципы
[ редактировать ]- Взаимное уважение в отношении государственного суверенитета
- Партнерство между равными странами
- Получайте выгоды, связанные с сотрудничеством, равномерно
- Не зависит от условий
- Между странами, которые сотрудничают друг с другом, нет вмешательства (невмешательство).
Направление
[ редактировать ]Лидеры стран Южной Америки и Африки надеются, что это сотрудничество приведет к установлению нового мирового порядка и противостоит существующему доминированию Запада в социальном, экономическом и политическом плане. Покойный президент Уго Чавес рассматривал формирование этого сотрудничества как «начало спасения [народа]». [11]
Экономическое сотрудничество
[ редактировать ]Одной из ключевых целей сотрудничества является укрепление и улучшение экономических связей. Некоторые из областей, в которых эти «южные» страны надеются на дальнейшее улучшение, включают совместные инвестиции в энергетику и нефть, а также общий банк. Среди других региональных торговых соглашений [12] В ходе саммита 2009 года Венесуэла подписала нефтяное соглашение с Южной Африкой и меморандум о взаимопонимании со Сьерра-Леоне о создании совместной горнодобывающей компании. Между тем, Бразилия разработала все более успешную модель предоставления зарубежной помощи на сумму более 1 миллиарда долларов в год (опередив многих традиционных доноров), которая фокусируется на технических знаниях и передаче знаний и опыта. Большая часть бразильской помощи направляется в Африку , особенно в португалоязычные африканские страны и Латинскую Америку . [13] Бразильскую форму помощи в целях развития Юг-Юг назвали «глобальной моделью в ожидании». [14]
Оба континента обладают более четвертью мировых энергетических ресурсов. Сюда входят запасы нефти и природного газа в Боливии, Бразилии, Эквадоре, Венесуэле, Алжире, Анголе, Ливии, Нигерии, Чаде, Габоне и Экваториальной Гвинее. [15]
Банки будут финансировать инфраструктурные проекты
[ редактировать ]Одной из проблем сотрудничества Юг-Юг было отсутствие достаточного капитала для создания банка Юг-Юг в качестве альтернативы МВФ и Всемирному банку . Ситуация изменилась с открытием двух новых «банков Юг-Юг».На шестом саммите стран БРИКС (Бразилия, Российская Федерация, Индия, Китай и Южная Африка) в июле 2014 года пять партнеров одобрили создание Нового банка развития (или Банка развития БРИКС) с основным упором на кредитование. для инфраструктурных проектов. Он будет базироваться в Шанхае. Параллельно было заключено Соглашение о резервах на случай непредвиденных обстоятельств (CRA), чтобы предоставить странам БРИКС альтернативу Всемирному банку и Международному валютному фонду в периоды экономических трудностей, защитить их национальные экономики и укрепить их глобальные позиции. Российская Федерация вносит в CRA 18 миллиардов долларов США, которые будут зачислены пятью партнерами на общую сумму более 100 миллиардов долларов США. CRA уже работает. В 2015 и 2016 годах велась работа по разработке механизмов финансирования инновационных проектов за счет ресурсов нового банка. [16]
Второй новый банк – Азиатский банк инфраструктурных инвестиций . Он также был создан для финансирования инфраструктурных проектов. Возглавляемый Китаем банк базируется в Пекине. К 2016 году заинтересованность во вступлении выразили более 50 стран, в том числе ряд развитых стран: Франция, Германия, Республика Корея, Великобритания и др. [17]
Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли
[ редактировать ]Китай возглавляет создание Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли , которая, согласно видению Китая, будет иметь приоритет над существующими двусторонними и многосторонними соглашениями о свободной торговле в регионе. Саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в ноябре 2014 года одобрил Пекинскую дорожную карту по завершению технико-экономического обоснования к концу 2016 года. [17]
Особые экономические зоны
[ редактировать ]Зарубежные СЭЗ Китая являются еще одним примером сотрудничества Юг-Юг. [18] С 1990 по 2018 год китайские предприятия создали одиннадцать СЭЗ в странах Африки к югу от Сахары и на Ближнем Востоке, включая Нигерию (две), Замбию, Джибути, Кению, Маврикий, Мавританию, Египет, Оман и Алжир. [19] Как правило, китайское правительство придерживается подхода невмешательства, оставляя китайским предприятиям работу по созданию таких зон (хотя оно предоставляет поддержку в виде грантов, кредитов и субсидий, включая поддержку через Китайско-Африканский фонд развития ). [19] Форум по китайско-африканскому сотрудничеству активно продвигает эти СЭЗ. [19] Как резюмирует профессор Доун К. Мерфи, эти зоны «направлены на передачу успехов Китая в области развития другим странам, расширение деловых возможностей для китайских производственных компаний, избежание торговых барьеров путем создания зон в странах с преференциальным торговым доступом к важным рынкам и создание позитивных условий для торговли». Деловая среда для китайских малых и средних предприятий, инвестирующих в эти регионы». [19]
Роль региональных экономических сообществ
[ редактировать ]Страны Юга развивают сотрудничество через региональные экономические сообщества. Например, Российская Федерация развивает сотрудничество с азиатскими партнерами в рамках Шанхайской организации сотрудничества и Евразийского экономического союза . Последний был запущен 1 января 2015 года для Беларуси и Казахстана и с тех пор был распространен на Армению и Кыргызстан. Евразийский экономический союз заменяет Евразийское экономическое сообщество. [ нужна ссылка ]
Другие организации сотрудничества Юг-Юг включают Китайско-арабский форум сотрудничества и Форум китайско-африканского сотрудничества (последний помимо экономического сотрудничества имеет значительный компонент политического сотрудничества). [20]
Сотрудничество Юг-Юг в сельском хозяйстве
[ редактировать ]В свете своей идеологической приверженности сотрудничеству Юг-Юг (и движимой прагматичным желанием повысить продовольственную безопасность) Китай создал ряд демонстрационных центров сельскохозяйственных технологий в Африке. [21] Это весьма заметный компонент сельскохозяйственного сотрудничества между Китаем и африканскими странами. [22] Функция этих центров заключается в передаче сельскохозяйственного опыта и технологий из Китая в развивающиеся страны Африки, а также в создании рыночных возможностей для китайских компаний в сельскохозяйственном секторе. [22]
Китай впервые объявил о своих демонстрационных центрах сельскохозяйственных технологий на заседании Форума китайско-африканского сотрудничества в 2006 году . В период с 2006 по 2018 год было открыто 19 таких центров, все в странах Африки к югу от Сахары. [22] По состоянию на 2023 год Демонстрационные центры сельскохозяйственных технологий существуют в 24 африканских странах. [23] : 173
Сотрудничество Юг-Юг в области науки
[ редактировать ]Двустороннее сотрудничество
[ редактировать ]Страны также сотрудничают в области науки, технологий и инноваций на двусторонней основе в целях развития инфраструктуры и диверсификации экономики. Например, между Китаем и Российской Федерацией существует «динамичное двустороннее сотрудничество». Это сотрудничество вытекает из Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанного двумя странами в 2001 году, что положило начало регулярным четырехлетним планам его реализации. Реализуются десятки совместных масштабных проектов. Речь идет о строительстве первой в Китае линии сверхвысокого напряжения; разработка экспериментального реактора на быстрых нейтронах; геологоразведочные работы в РФ и Китае; и совместные исследования в области оптики, металлообработки, гидравлики, аэродинамики и твердотопливных элементов. Другие приоритетные области сотрудничества включают промышленные и медицинские лазеры, компьютерные технологии, энергетику, окружающую среду и химию, геохимию, каталитические процессы и новые материалы. [16]
Роль региональных центров
[ редактировать ]Страны Юга все чаще укрепляют сотрудничество в области науки и техники через региональные или международные центры. Под эгидой учреждений ООН созданы региональные и международные центры. Одним из примеров является Международный центр науки, технологий и инноваций сотрудничества Юг-Юг (ISTIC) в Малайзии. Он был создан в 2008 году под эгидой ЮНЕСКО. В 2014 году карибская сеть ученых Cariscience в партнерстве с ISTIC провела на Тобаго учебный семинар по технологическому предпринимательству в странах Карибского бассейна. Другим примером является центр, использующий синхротронный свет для экспериментальной науки и приложений на Ближнем Востоке (SESAME) . [24]
Космические технологии
[ редактировать ]Китай и Бразилия успешно сотрудничают в области космоса. [25] : 202 Среди наиболее успешных проектов космического сотрудничества — разработка и запуск спутников наблюдения за Землей. [25] : 202 По состоянию на 2023 год две страны совместно разработали шесть китайско-бразильских спутников ресурсов Земли . [25] : 202 Эти проекты помогли Бразилии и Китаю расширить доступ к спутниковым изображениям и способствовали исследованиям с помощью дистанционной отправки. [25] : 202 Сотрудничество Бразилии и Китая является уникальным примером сотрудничества Юг-Юг между двумя развивающимися странами в области космоса. [25] : 202
Изменение климата
[ редактировать ]Китай является лидером в области чистой энергетики и экспортирует свои технологии в другие развивающиеся страны, а также является источником программ двустороннего сотрудничества с другими странами глобального Юга. [25] : 202 Программа «Десять, сто, тысячи» представляет собой всеобъемлющую инициативу Китая по сотрудничеству Юг-Юг в решении проблем изменения климата. [25] : 224 Объявленный в 2016 году, он направлен на создание десяти демонстрационных зон с низким уровнем выбросов углерода, 100 проектов по смягчению последствий изменения климата и 1000 проектов сотрудничества для обучения вопросам изменения климата. [25] : 224 По состоянию на 2023 год Китай подписал партнерские отношения как минимум с 27 другими развивающимися странами в рамках этой инициативы. [25] : 224 Сейшельские Острова, Шри-Ланка и Мьянма подписали меморандумы о взаимопонимании по развитию демонстрационных зон с низким уровнем выбросов углерода. [25] В рамках этой инициативы Китай поддержал многочисленные учебные программы по изменению климата. [25] : 224
Бразилия и Китай создали Китайско-Бразильский центр по изменению климата и инновациям в области энергетических технологий, который является одной из самых амбициозных двусторонних программ по чистой энергетике Юг-Юг. [25] : 201–202
Сотрудничество в области безопасности
[ редактировать ]Ответственность за мир и безопасность также находится на первом месте в повестке дня сотрудничества. Во время саммита Африка-Южная Америка 2009 года полковник Каддафи предложил создать оборонительный союз между Южной Америкой и Африкой. Он назвал альянс «НАТО Юга». [26]
Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC-BY-SA IGO 3.0. Текст взят из Доклада ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году , 621, ЮНЕСКО, Издательство ЮНЕСКО.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Олден, Крис; Морфет, Салли; Виейра, Марко Антонио (2010). Юг в мировой политике . Соединенное Королевство: Пэлгрейв Макмиллан. п. 3.
- ^ Рамальо, Луис; Вальраф, Рита; Мюллер, Ульрих (18 июля 2019 г.). «Кооперация будущего» . D+C, Развитие и сотрудничество . Архивировано из оригинала 12 августа 2019 года . Проверено 12 августа 2019 г.
- ^ Грей, Кевин; Джиллс Б., Барри К. (11 октября 2018 г.). Сотрудничество Юг-Юг и подъем Глобального Юга. Рутледж. хм. 1–18. ISBN 978-1-315-23219-5.
- ^ Jump up to: а б с д и Ачарья, Амитав (3 июля 2016 г.). «Изучение конференции в Бандунге с точки зрения глобальных международных отношений». Австралийский журнал международных отношений . 70 (4): 342–357. дои : 10.1080/10357718.2016.1168359 . ISSN 1035-7718 . S2CID 156589520 .
- ^ «Управление ООН по сотрудничеству Юг-Юг» . ssc.undp.org. Архивировано из оригинала 3 января 2011 года . Проверено 18 января 2014 г.
- ^ «открытая демократия» . opendemocracy.net. Архивировано из оригинала 9 июня 2007 года . Проверено 18 января 2014 г. [ нужна ссылка ]
- ^ Шикха Джа и Питер Маккоули, Экономические связи Юг-Юг: обзор, заархивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , Серия рабочих документов АБР по экономике, № 270, август 2011 г.
- ^ «Африка и Южная Америка укрепляют связи» . Архивировано из оригинала 4 октября 2009 г. Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ «Первый саммит Африка-Южная Америка – англ. pravda.ru» . english.pravda.ru. Декабрь 2006 г. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 г. Проверено 18 января 2014 г.
- ^ «Сотрудничество Юг-Юг бросает вызов Северу | Global Envision» . globalenvision.org. Архивировано из оригинала 30 сентября 2011 года . Проверено 18 января 2014 г.
- ^ «Чавес и Каддафи продвигают единство Африки и Южной Америки – ABC News (Австралийская радиовещательная корпорация)» . abc.net.au. Архивировано из оригинала 16 ноября 2010 года . Проверено 18 января 2014 г.
- ^ Джо-Энн Кроуфорд и Роберто В. Фиорентино (4 июня 2007 г.). «Изменение условий региональных торговых соглашений» (PDF) . Всемирная торговая организация, Женева, Швейцария. Архивировано (PDF) из оригинала 14 февраля 2012 года . Проверено 18 января 2014 г.
- ^ Абеллан, Хавьер; Алонсо, Хосе Антонио (2017). Роль Бразилии как нового донора помощи в целях развития в Африке . Африка, новые державы, старые державы. Болонский университет. Архивировано из оригинала 28 марта 2023 г. Проверено 6 октября 2017 г.
- ^ Кабрал и Вайнсток, 2010. Бразилия: новый игрок в сфере помощи. Архивировано 13 января 2011 г. в Wayback Machine . Лондон: Институт зарубежного развития.
- ^ «Интер Пресс Сервис – Журналистика и коммуникация ради глобальных перемен» . ipsnews.net. Архивировано из оригинала 2 апреля 2012 года . Проверено 18 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Гохберг, Леонид; Кузнецова, Татьяна (2015). Российская Федерация. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году (PDF) . ЮНЕСКО. п. 344. ИСБН 978-92-3-100129-1 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 марта 2017 г. Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Цао, Конг (2015). Китай. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году (PDF) . ЮНЕСКО. п. 621. ИСБН 978-92-3-100129-1 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 марта 2017 г. Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ Мерфи, Дон К. (2022). Подъем Китая на Глобальном Юге: Ближний Восток, Африка и альтернативный мировой порядок Пекина . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 182. ИСБН 978-1-5036-3060-4 . OCLC 1249712936 .
- ^ Jump up to: а б с д Мерфи, Дон К. (2022). Подъем Китая на Глобальном Юге: Ближний Восток, Африка и альтернативный мировой порядок Пекина . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 177. ИСБН 978-1-5036-3060-4 . OCLC 1249712936 .
- ^ Мерфи, Дон К. (2022). Подъем Китая на Глобальном Юге: Ближний Восток, Африка и альтернативный мировой порядок Пекина . Стэнфорд, Калифорния. п. 60. ИСБН 978-1-5036-3060-4 . OCLC 1249712936 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мерфи, Дон К. (2022). Подъем Китая на Глобальном Юге: Ближний Восток, Африка и альтернативный мировой порядок Пекина . Стэнфорд, Калифорния. стр. 182–188. ISBN 978-1-5036-3060-4 . OCLC 1249712936 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Мерфи, Дон К. (2022). Подъем Китая на Глобальном Юге: Ближний Восток, Африка и альтернативный мировой порядок Пекина . Стэнфорд, Калифорния. п. 184. ИСБН 978-1-5036-3060-4 . OCLC 1249712936 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Шинн, Дэвид Х .; Эйзенман, Джошуа (2023). Отношения Китая с Африкой: новая эра стратегического взаимодействия . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-21001-0 .
- ^ Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году (PDF) . Париж: ЮНЕСКО. 2015. ISBN 978-92-3-100129-1 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 марта 2017 г. Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Льюис, Джоанна И. (2023). Сотрудничество ради климата: опыт международного партнерства в секторе чистой энергетики Китая . Кембридж, Массачусетс: MIT Press . ISBN 978-0-262-54482-5 .
- ^ «Саммит в Венесуэле критикует Запад» . Новости Би-би-си. 27 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 29 сентября 2009 года . Проверено 18 января 2014 г.