Пхра Патоммачеди
Пхра Патоммачеди Пхра Патом Чеди | |
---|---|
![]() Пхра Патоммачеди | |
![]() | |
Общая информация | |
Архитектурный стиль | ступа |
Город или город | Накхон Патом |
Страна | Таиланд |
Строительство началось | 193 г. до н.э. |
Завершенный | 1870 |
Пхра Патоммачеди или Пхра Патом Чеди ( тайский : Phra Pathom Chedi ) — буддийская ступа в Таиланде. Ступа расположена в Ват Пхра Патоммачеди Ратча Вора Маха Вихан ( тайский : Ват Пхра Патоммачеди Ратчаворамахавихан ), храме в центре города Накхон . Патом , провинция Накхонпатом , Таиланд . Пхра Патоммачеди — одна из самых высоких ступ в мире. [примечание 1] Высота его шпиля достигает 120,45 метра. [3] с окружностью основания 235,50 метра.
Название Пхра Патоммачеди означает первую святую ступу. [4] подаренный королем Монгкутом . Современные историки полагают, что ступа была одной из главных ступ древнего Накхонпатома, крупнейшего города монского королевства Дваравати в районе Накхонпатома, вместе с близлежащим Пхра Пратон Чеди ( тайский : พระประโทณเจดีย์ ) в период с VI по VIII вв.
История
[ редактировать ]Период Дваравати
[ редактировать ]Оригинал Пхра Патоммачеди не имеет исторических записей, но, по словам Субхадрадиса Дискула , выдающегося тайского историка и археолога, Ашока , индийский император, который правил почти всем Индийским субконтинентом примерно с 269 по 232 год до нашей эры, послал выдающихся буддийских монахов для распространения буддизма. в Суварнабхуми, включая территорию, которая является Накхонпатхомом в наши дни . Буддийский храм Ват Пхра Патом был основан примерно в 325 году до нашей эры, а ступа была построена примерно в 193 году до нашей эры. Считается, что первоначальная структура похожа на Великую Ступу в Санчи . [5] Индия, с простой полусферической кирпичной конструкцией, построенной над мощами Гаутамы Будды , со структурой на вершине ступы в форме чатры или зонтика, символизирующей высокий ранг. Впервые ступа упоминается в буддийских текстах под 675 годом, однако археологические находки датируются IV веком. Современные историки полагают, что ступа была одной из главных ступ древнего Накхонпатхома, крупнейшего поселения культуры Дваравати вместе с близлежащим Пхра Пратон Чеди ( พระประโทณเจดีย์ ) в период с 6 по 8 века.
Легенда о Пхая Гонге и Пхая Фане
[ редактировать ]
Поскольку происхождение Пхра Патоммачеди неизвестно, о строительстве ступы ходит множество легенд. Самая известная – легенда о Прайя Гонге и Прайя Фане. [4] (Тайский: ตำนานพระยากงพระยาพาน). История рассказывает о короле Накхончайси Прайя Гонге, у которого был сын по имени Фан. Фан совершит отцеубийство Придворный астролог предсказал, что в будущем . Затем Прайя Гонг покинул Фан. Ребенка-сироту по незнанию усыновила бездетная женщина по имени Бабушка Хом. Бабушка Хом вырастила Фана в Ратчабури , вассальном городе-государстве Накхончайси. Однажды слон, принадлежавший лорду из Ратчабури, попал в гон и начал нападать на людей. Фан пошел увидеть слона и смог его подчинить. После того, как правитель Ратчабури услышал о героическом поступке Фана, он усыновил Фана своим сыном. Фан хотел завоевать Накхон Чайси из Прайя Гонга, поэтому он отправил письмо Прайя Гонгу с просьбой вызвать его на дуэль на слонах . Фан убил Прайя Гонга, став королем Прайя Фана. По древнему обычаю Прайя Пхан потребовал, чтобы жена Прайя Гонга стала его королевой. Когда королева встретила Прайя Фана, она узнала в нем своего сына и сказала ему правду. Потрясенный и опасающийся раскрытия правды, Прайя Фан казнит бабушку Хом. Поняв, что он совершил большой грех , убив и отца, и человека, который его воспитал - Бабушки Хом. В 26 году до нашей эры Прайя Фан консультировался с группой архатов, как искупить свой грех. Архаты рекомендовали Прайя Фану построить огромную ступу такой высоты, что даже птица не может взлететь выше. Затем Прайя Пхан построил ступу в стиле Шри-Ланки, используя очень большой гонг и свою кровать в качестве фундамента, и поместил . внутрь реликвию зуба Будды Сотни лет спустя королю Баго понадобился большой гонг, поэтому он приказал своим людям выкопать фундамент ступы; в результате и гонг, и ступа рухнули. Король Баго пытался восстановить ступу, поэтому он построил ступу в кхмерском стиле на вершине этой старой ступы, которая сохраняла форму ступы до правления короля Монгкута .
Монгкут Дискавери
[ редактировать ]
В 1831 году, во время правления короля Рамы III , его брат, принц Монгкут , будучи монахом , обнаружил руины Пхра Патоммачеди, пагоды с вершиной в форме пранга высотой 84 метра. [6] и посещал несколько раз. Он запросил королевское одобрение на восстановление ступы, но Рама III отказался. В 1832 году Сунтхорн Фу , известный тайский поэт, сопровождал принца Чутамани во время визита в Пхра Патоммачеди. После своей коронации . Монгкут перестроил ступу в шри-ланкийском стиле, прикрыв как старую ступу, так и новый храм В новом храме есть четыре вихары, используемые для буддийских церемоний, а также множество складских помещений для хранения артефактов, найденных в близлежащем районе. Монгкут также построил дворец под названием Патом Накорн недалеко от Пхра Патоммачеди. Дамронг Раджанубхаб упомянул причину постройки этого дворца в книге «Тамнаан Ван Гао» (или «Сказки старых дворцов»), что во время ремонта Пхра Патоммачеди было неудобно приезжать и уезжать из Бангкока в Накхонпатхом в течение дня, таким образом ночевка была обязательна. По королевскому приказу Монгкута рядом со ступой был построен дворец. Каналы Махасавас и Чеди Буча также были вырыты, чтобы облегчить передвижение на лодке между Бангкоком и Накхонпатхомом. После 17 лет строительства ступа и храм были закончены в 1870 году во время правления Чулалонгкорн . Чулалонгкорн добавил колокольни и импортировал плитку из Китая золотисто-коричневого цвета , чтобы покрыть всю ступу. Населению соседнего района Накхончайси было приказано переселиться в недавно созданный город вокруг Пхра Патоммачеди.
Позднее развитие
[ редактировать ]В 1907 году, будучи наследным принцем , Ваджиравудх , несколько раз посетив Пхра Патоммачеди, он решил построить дворец Санам Чандра в Накхон Патхоме. Он записал чудесные истории Пхра Патоммачеди, а также отремонтировал комплекс ступ. В 1911 году он построил 7.20. Изображение Будды высотой 0,5 метра и названо Пхра Руанг Роджанарит Шри Индрадитья Дхаммобхас Махаваджиравудхрадж Пуджанеея Бофитр ( тайский : Пхра Руанг Роджанарит) . Шри Индратхит Таммапас Праджадхипок символа . 1940 году в Пхра выбрала перестроил провинция Накхонпатхом Патоммачеди В зал посвящения качестве на провинциальной печати .

В 1966 году настоятель храма обнаружил внутри ступы несколько трещин. МВД направило группу экспертов для проверки ступы. После девяти лет исследований группа экспертов сообщила, что ступа находится в критическом состоянии и нуждается в срочной реставрации. Реставрация завершилась в 1981 году. В 2008 году Пхра Патоммачеди был снова восстановлен, чтобы решить проблему влажности внутри ступы , работы были выполнены в 2012 году.
Гигантский инцидент с благовониями
[ редактировать ]В 1998 году, чтобы отпраздновать 84-й день рождения изображения Будды Пхра Руанг, Ват Пхра Патоммачеди построил три гигантские ароматические перед Северной Вихарой палочки, которые стали самой большой ароматической палочкой в мире. 2 ноября 1998 года благовония сразу же обрушились, в результате чего 5 человек погибли и 13 получили ранения.
Номинация объекта всемирного наследия
[ редактировать ]В 2009 году Департамент изящных искусств Министерства культуры объявил о плане сделать Пхра Патоммачеди объектом ЮНЕСКО Всемирного наследия из-за долгой истории ступы и ее значения для распространения буддизма в Юго-Восточной Азии и культуры Дваравати . Первоначально план правительства был одобрен средствами массовой информации и широкой общественностью и поддержан местными муниципальными властями, а также храмом. Однако этот план вызвал беспокойство у местных жителей в районе Пхра Патоммачеди, который расположен в центре города и недалеко от центрального рынка свежих продуктов. Опасаясь, что, если Пхра Патоммачеди станет объектом Всемирного наследия, рынок, возможно, придется переместить, и все сообщество может пострадать от плана управления ЮНЕСКО, местные жители начали протестовать против этого плана. В 2011 году Департамент изящных искусств организовал в храме Пхра Патоммачеди публичные слушания по номинации объекта Всемирного наследия, голосованием только 3 человека из 200 поддержали номинацию.
География
[ редактировать ]Ступа Пхра Патоммачеди и окружающий ее храм расположены на плоской пойме водораздела рек Чао Прайя и Тха Чин . Земля храма была засыпана и создана канализационная система, но храмовый комплекс все еще время от времени затопляется после сильного дождя, особенно травяные поля вокруг ступы. В 1996 году травяные поля храма были зацементированы, чтобы предотвратить наводнение.
Архитектура
[ редактировать ]Дизайн комплекса Пхра Патоммачеди, если смотреть сверху, принимает форму гигантской буддийской мандалы , одновременно представляющей буддийскую космологию с Пхра Патоммачеди в центре.
Пхра Патоммачеди
[ редактировать ]Пхра Патоммачеди — самая высокая ступа в Таиланде, ее высота составляет 120,45 метра, а окружность — 235,50 метра. Нынешняя форма Патоммачеди представляет собой кирпичную ступу в форме колокола в стиле Шри-Ланки, покрытую плиткой золотисто-коричневого цвета . Основой конструкции ступы являются бревна, скрепленные гигантской металлической цепью. В восточной стороне имеется позолоченная ниша, в которой установлено изображение Будды. Ступа окружена внутренней стеной. затем круглый монастырь длиной 562 метра . В монастыре есть внутренние и внешние открытые галереи. Внутренняя открытая галерея украшена древними надписями на кхмерском языке . Во внешней открытой галерее собрана коллекция изображений Будды. В четырех основных направлениях монастыря есть вихара. Перед каждой вихарой есть парадная лестница, ведущая на нижнюю террасу. Ступа, вихары и круглый монастырский комплекс окружены внешней стеной. Между монастырем и внешней ограждающей стеной имеется 24 колокольни.
Северная Вихара
[ редактировать ]Первоначально называвшийся Вихарн Прасут ( «Вихарн Рождества »), построенный Монгкутом в 1861 году. В 1900 году после строительства железной дороги из Бангкока в Накхонпатхом и железнодорожной станции Накхонпатом на севере Пхра Патоммачеди, Северная Вихара стала главным входом в Пхра Патоммачеди. Саовабха Фонгсри построил двухуровневую парадную лестницу перед вихарой в качестве входа в комплекс ступ в 1906 году. В 1913 году Ваджиравудх поручил принцу Нарисаре Нуваттивонгу , известному тайскому архитектору, перепроектировать вихару и установить лестницу высотой 7,2 метра (24 фута). Пхра Руанг Роджанарит Шри Индрадитья Дхаммобхас Махаваджиравудхрадж Пуджанеея Бофитр (Пхра Руанг Роджанарит) Шри Индратхит Таммапас Маха Ваджиравудх Раджапучанибофит ). [7] Красивая новая вихара Т-образной формы с апсиды в форме портиком спереди была завершена в 1915 году и с тех пор стала называться Вихарн Пхра Руанг ( วิหารพระร่วง ). В стене за изображением Будды хранится королевский прах Ваджиравуда и его семьи. Внутри вихары находится статуя младенца Будды в качестве основного изображения рядом с двумя женскими статуями.
Восточная Вихара
[ редактировать ]Официально главный вход в комплекс Пхра Патоммачеди. Восточная Вихара или Вихарн Луанг ( тайский : วิหารหลวง ) представляет собой одноэтажное железобетонное здание с традиционной тайской храмовой глазурованной черепичной крышей, построенное Монгкутом 18 декабря 1861 года. Внутри есть две комнаты: внутренняя и внешняя. Во внутренней комнате есть фрески, изображающие истории восстановления Пхра Патоммачеди на протяжении всей истории и собирания небес. Фреска была написана во время правления Ваджиравуда и представляет собой интересное сочетание Дваравати и современного тайского стиля. Со стороны Пхра Патоммачаеди нет стены, позволяющей верующим видеть ступу. Прямо напротив вихары находится позолоченная ниша, прикрепленная к Пхра Патоммачеди. Внутри ниши находится копия изображения Пхра Пхутта Сихинга из Переднего дворца . Во внешней комнате находится главное изображение Будды Восточной Вихары, Пхра Нирантарай ( тайский : พระนิรันตราย ), также построенное Монгкутом , за изображением находится фреска с изображением священного дерева. В передней части вихары есть портик с изображением Будды Пхра Пхутта Маха Ваджира Маравичай ( тайский : พระพุทธมหาวชิรมารวิชัย ), построенный тогдашним наследным принцем Ваджиралонгкорном в 1984 году, когда он был бхикку . В 2001 году по поручению Сирикита Ваджиралонгкорн . установил изображение Будды на только что построенный постамент На нижней террасе перед вихарой находится зал посвящения, зал для медитаций и платформа, возведенная специально для того, чтобы король мог сесть на слона или паланкин.
Южная Вихара
[ редактировать ]Южная Вихара или Пхра Панчаваки Вихара ( тайский : วิหารปัญจวัคคีย์ ) представляет собой одноэтажное железобетонное здание с традиционной тайской храмовой глазурованной черепичной крышей, построенное Монгкутом 18 декабря 1861 года. Внутри есть две комнаты: внутренняя и внешняя. Во внутренней комнате есть изображение Будды с Мукалиндой . Во внешней комнате находится главное изображение Будды Южной Вихары со статуями его первых пяти учеников. Во внутренней комнате есть фрески, изображающие Пхра Патоммачеди на протяжении всей истории, а также буддийские священные места в Индии. На нижней террасе перед Южной Вихарой находится большой каменный Будда Дваравати по имени Пхра Пхутта Норасет или Пхра Сила Кхао ( тайский : พระพุทธนรเชษฐ์ หรือ พระศิลาข ). าว). Первоначально изображение хранилось в заброшенном храме На Пхра Меру, но по неизвестной причине оно было разделено и хранилось в разных местах. В 1967 году Отделение изящных искусств успешно собрало все фрагменты изображения и передало храму Пхра Патоммачеди.
Западный шторм
[ редактировать ]Западная Вихара или Лежащий Будда Вихара или Вихарн Пхра Ноан ( тайский : วิหารพระนอน ) представляет собой двухкомнатное одноэтажное железобетонное здание с традиционной тайской храмовой глазурованной черепичной крышей, построенное Монгкутом 18 декабря 1861 года. Внутри корпуса 17-метровое Лежащего Будды изображение . До реконструкции Северной Вихары в 1913 году дизайн этой вихары отличался от трех других вихар, поскольку здание было построено в Т-образной форме и параллельно галерее, поскольку первоначальная Западная Вихара была построена до всей комплексной реконструкции. от Монгкута . Оригинальное изображение Лежащего Будды имело высоту 8 метров и было главным изображением Будды Пхра Патоммачеди. В другой комнате внутри вихары хранится уменьшенное изображение Лежащего Будды, построенное Монгкутом , но комната закрыта для публики. На нижней террасе перед вихарой растет множество священных деревьев, связанных с историей Будды, а также две китайские каменные куклы.
Зал рукоположения
[ редактировать ]Нынешний зал посвящения или зал убосот ( тайский : พระอุโบสถ ) от входа расположен слева перед Северной Вихарой на нижней террасе, первоначально построенной Монгкутом и перестроенной Праджадхипоком по проекту Нарисары Нувадтивонгса в 1932 году. Холл представляет собой одноэтажное железобетонное здание с традиционной тайской храмовой крышей из глазурованной черепицы. Главным изображением Будды является древнее белое каменное изображение высотой 3,75 метра, украшенное жаждой изображения сидящего Будды на постаменте в форме лепестков лотоса. Изображение было построено в период Дваравати . Первоначально хранился в заброшенном храме На Пхра Меру на юге Пхра Патоммачеди. В 1861 году Монгкут сделал изображение Будды главным изображением зала посвящения. четыре мраморных Бай Сема К залу пристроены , а у входа украшены две каменные статуи китайских львов. На переднем фасаде изображены Дхармачакра и два сидящих оленя.
Зал посредничества
[ редактировать ]Музей Пхра Патоммачеди или здание музея Пхра Патомчеди ( тайский : พระปฐมเจดีย์พิพิธภัณฑ์สถาน ) изначально представляет собой зал для посредничества и расположен напротив зала посвящения и от входа. расположен справа перед Северной Вихарой на нижней террасе. Позже здание было отреставрировано и использовано как храм-музей. Зал посвящения представляет собой одноэтажное железобетонное здание с традиционной тайской храмовой крышей из глазурованной черепицы. Коллекция включает в себя множество старых изображений Будды и вееров -талипот .
Ват Пхра Патоммачеди
[ редактировать ]Ват Пхра Патоммачеди Ратча Вора Маха Вихан ( тайский : Ват Пхра Патоммачеди Ратчаворамахавихан ) или Ват Пхра Патоммачеди — большой храм в центре города Накхон Патом . Храм состоит из зоны ступы Пхра Патоммачеди и монашеской зоны. на юго-западе от зоны ступы Пхра Патоммачеди, разделенной дорогой Квафра. Обе зоны окружены стеной, чтобы обозначить границы. Это королевский храм первого ранга Ратча Вора Маха Вихан, высшая категория тайских королевских жителей, называемая « тайский : Ват Пхра оригинальными именами ». Храма являются Ват Пхра Патом ( ) и Ват Пхра Пхут : Пратхом ) или Ват Пра Бантом ( тайский ( Ват Пхра Бантом тайский : Ват Пхра Будда Боромматхат ). Храм принадлежит Маха Никайя секте буддистов Тхеравады . монахи в Таиланде. Храм был найден примерно в 325 году до нашей эры, до строительства Пхра Патоммачеди. Монгкут возродил храм в 1853 году в рамках плана восстановления Пхра Патоммачеди. Первоначально общая площадь храма составляла примерно 0,25 квадратного километра. монастырская территория располагалась в районе нынешней нижней террасы перед Южной Вихарой. Монгкут построил новую монастырскую территорию перед Северной Вихарой с 25 жилыми зданиями, залом для проповедей и столовой. После того, как был построен железнодорожный вокзал и Северная Вихара стала главным входом, Чулалонгкорн перенес монастырскую территорию на нынешнее место.
Список настоятелей храма
- Чао Атикарн Паен ( тайский : Чао Атикарн Паен) (1857-1865)
- Пхра Санит Саманакхун (Кео) ( тайский : Пхра Санит Саманакхун (Кео) ) (1865-1868)
- Пхра Патом Джетиянурак ( тайский : Phra Pathom Jetiyanurak (Клам) ) (1868-1904)
- Пхра Ратчамоли Сонуттаро ( тайский : Пхра Ратчамоли Сонуттаро ) (1909-1911)
- Пхра Пхуттаракхита (Уловка) ( тайский : Пхра Пхуттараккхита (Уловка) ) (1911-1919)
- Пхра Дхаммавародом Дхаммаппаджотико ( тайский : Phra Dhammawarodom Dhammappajotiko ) (1919-1954)
- Пхра Дхамсиричай Джитавипуло ( тайский : Phra Dhamsirichai Jitavipulo ) (1954–1984)
- Пхра Рациричаимуни ( тайский : Phra Ratsirichaimuni ) (1985–1993)
- Пхра Дхампариятвайти (Сутеп Пхусадхаммо) ( тайский : Пхра Дхампариятвайти (Сутеп Пхусадхаммо ) (1993-)
Школа Ват Пхра Патом Чеди
[ редактировать ]Основана в 1866 году Чулалонгкорном как первая школа в Накхонпатоме внутри проповеднического зала Ват Пхра Патоммачеди, являющегося частью комплекса Пхра Патоммачеди. В 1922 году два здания для школ были построены на пожертвования губернатора Накхончайси Пхая Махиндхара Деджануват. Школа была официально названа Ваджиравудх , Школа Ват Пхра Патом Чеди (Махидхарасуксакарн). В настоящее время школа является начальной школой Управления Комиссии по базовому образованию , но иногда получала поддержку от Ват Пхра Патоммачеди на развитие помещений школы.
Национальный музей Пхра Патоммачеди
[ редактировать ]Национальный музей Пхра Патхоммачеди был основан во время правления короля Чулалонгкорна Дамронгом Раджанубхабом , который планировал собрать артефакты, разбросанные по всему Накхонпатхому ( тайский : พิพิธภัณฑ์สถานแห่งชาติพ). ระปฐมเจดีย์ ) развивался с течением времени. Его нынешняя выставка представляет историю провинции и состоит из трех разделов. Зона 1 начинается со знакомства с современным Накхонпатомом, включая его географию, экономику и демографию. Далее следует его история. Посетители увидят свидетельства существования доисторических жителей, найденных в этом районе, возрастом 2000–3000 лет. Зона 2 музея посвящена верованиям и религиям через искусство, в основном связанное с буддизмом — основной религией культуры Дваравати . Зона 3 демонстрирует историю и развитие Накхонпатома в период Раттанакосин. Среди представленных объектов - модель дворца Патом Накхон, резиденции короля Монгкута во время его визита в Накхон Патом , изображения Будды, найденные в Пхра Патоммачеди, а также модель современного города Накхон Патом. Изюминкой являются модели Пхра Патоммачеди, форма которых несколько раз менялась со времен Дваравати . Период [8]
Пхра Патоммачеди в литературе
[ редактировать ]Поскольку Пхра Патоммачеди стал важным местом паломничества , многие поэты писали стихи о ступе. Одним из самых ранних является произведение принца Вонгсатирасанита Нирата Пхра Патхома ( тайский : Нират Пхра Пратхом ) в 1834 году, а самым известным из них является Сунтхорн Фу. Нират Пхра Патом ( тайский : Нират Пхра Патом ) в 1842 году.
Ежегодный фестиваль
[ редактировать ]Фестиваль Пхра Патоммачеди
[ редактировать ]Ежегодный фестиваль Пхра Патоммачеди ( тайский : Ежегодный фестиваль Пхра Патоммачеди ) проходит с вечера полнолуния 12-го месяца до 4-го дня убывающей луны 12-го месяца по традиционному тайскому лунному календарю . [9] По григорианскому календарю это обычно приходится на ноябрь. С 1974 года Ват Пхра Патоммачеди организует фестиваль с целью сбора денег на содержание ступы и храма. Обычно фестиваль длится 5 дней 5 ночей или 9 дней 9 ночей по решению фестивального комитета.
Зал для церемонии рождения Пхра
[ редактировать ]2 ноября каждого года считается днем рождения изображения Будды Пхра Руанг Роджанарит, Ват Пхра Патоммачеди организует церемонию празднования изображения Будды. Церемония собирает тысячи верующих. Изюминкой церемонии является удачный розыгрыш человека, который будет представителем всех верующих и зажжет свет перед изображением Будды. Большинство верующих приносят вареные яйца, окрашенные в красный цвет, и гирлянды из желтых цветов, чтобы поклониться образу Будды.
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ По словам Чихары Дайгоро, высота Чеди Пхра Патом превышает 120 метров. [1] а нынешняя пагода Швемадо , перестроенная в 1954 году, имеет высоту 125 метров. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чихара 1996: 68
- ^ Чихара 1996: 253.
- ^ «Пхра Патом Чеди . jedeethai.com »
- ^ Jump up to: а б «Пхра Патом Чеди в Накхон Патоме» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2018 г.
- ^ «Пхра Патом Чеди» . Архивировано из оригинала 28 мая 2015 г. Проверено 26 августа 2014 г.
- ^ Киннари (18 ноября 2021 г.). "Что Пхра Патом Чеди "
- ^ "ข่าวตาย" [Мертвые новости] (PDF) (на тайском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 11 сентября 2014 г. Проверено 11 сентября 2014 г.
- ^ «Национальный музей Пхра Патом Чеди» . Почта Бангкока .
- ^ «Веб-сайт Почты Бангкока» .
Библиография
[ редактировать ]- Чихара, Дайгоро (1996). Ян Фонтейн (ред.). «Индо-буддийская архитектура». Исследования азиатского искусства и археологии . XIX . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 90-04-10512-3 .
См. также
[ редактировать ]
13 ° 49'11 "N 100 ° 3'37" E / 13,81972 ° N 100,06028 ° E