Аникова блюдо
Аникова блюдо | |
---|---|
Несторианская христианская тарелка с декором осажденного Иерихона работы согдийских художников под владычеством Карлук , в Семиречье . [ 1 ] Литое серебро 9-10 веков, скопированное с оригинальной тарелки 8 века. [ 2 ] [ 3 ] | |
Материал | Серебро с позолотой |
Размер | 23,9 см (диаметр) |
Созданный | Оригинал: 8 век н. э. Отливки: 9–10 века н.э. |
Обнаруженный | Bolshe-Anikovskaya, Cherdyn district, Perm province |
Текущее местоположение | Эрмитаж , Санкт-Петербург , Россия |
Регистрация | С-46 |
Блюдо Аникова или Аниковское блюдо — это литое серебряное блюдо, изображающее кавалеристов в доспехах, атакующих крепость во время осады Иерихона . Считается, что оно было создано в Семиречье (Жетысу) в Средней Азии в 9–10 веках. Найден в 1909 году близ станицы Больше-Аниковской Чердынского уезда Пермской губернии. Сейчас он находится в Государственном Эрмитаже , Санкт-Петербург (С-46).
Несторианская библейская сцена
[ редактировать ]Сцена на этой пластине была идентифицирована как серия эпизодов из библейской книги Иисуса Навина, связанных с осадой Иерихона . Читая снизу вверх, блудница Раав выглядывает из окна над дверью, через которую она пропускает соглядатаев Иисуса Навина в ханаанский город Иерихон. Наверху, в центре пластины, священники трубят в трубы, когда израильтяне поднимают Ковчег Завета (Иисус Навин 2 и 6), а выше взят еще один ханаанский город. Вверху изображены солнце и луна, которые по приказу Иисуса Навина (воина на коне в правом верхнем углу пластины) остановились на небесах (Иисус Навин 10:12–13).
Сцена на этой пластине заимствована из библейских эпизодов книги Иисуса Навина . Внизу блудница Раав выглядывает из окна и впускает соглядатаев Иисуса Навина в город Иерихон . В центре пластины Ковчег Завета поднимается израильтян, а вокруг него звучит труба священника. В верхней половине пластины захвачен еще один ханаанский город. Наверху солнце и луна стоят неподвижно по приказу Иисуса Навина. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ]

Плита обычно описывается как созданная несторианскими христианскими согдийскими колониями Семиречья , которые бежали от мусульманской оккупации Согдианы в 722 году и теперь находились под властью карлуков . [ 1 ] [ 4 ] Идентичное, но более четкое в деталях блюдо «Нильдинское блюдо» было найдено в Верхне-Нильдино и сейчас находится в коллекции музея Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН в Новосибирске. . Датируется VIII – началом IX веков. Блюдо Аникова, вероятно, было отлито с использованием глины или гипса в качестве формы из «блюда Нильдина», которое, следовательно, является оригинальной моделью VIII века, дизайн которой, следовательно, относится к этому периоду ( ок. 800 г. н.э. ). [ 1 ] [ 6 ]
Другое современное блюдо , изготовленное в том же месте и, вероятно, из той же мастерской, изображает сирийские христианские сцены и сирийские надписи. [ 1 ] Также было обнаружено несколько подобных пластин. [ 7 ] Сирийский язык был языком Церкви Востока (« несторианцев »), которая обратила турок-карлуков около 775–800 гг. н.э. [ 1 ] Церковь Восточного Митрополита была основана в Кашгаре и Навекате , недалеко от столицы Карлула Суяба . [ 2 ] В этом районе также было обнаружено несколько церквей IX–X веков. [ 8 ] Карлуки объединились в мощное Кара-Ханидское ханство с 840 года.
Доспехи и оружие
[ редактировать ]Экипировка солдат на мемориальной доске дает ценную информацию об армиях Центральной Азии в VIII веке нашей эры. [ 9 ] Доспехи воинов пластинчатые, часто из небольших пластинок на ткани. Также видны кольчуги, бригандины, стеганые и ламинированные доспехи и кольчуги. [ 10 ] Считается, что этот тип доспехов произошел от конструкций «технологически развитых народов Дальнего Востока» с пластинчатыми кирасами, длинными пластинчатыми пальто и шлемами, сделанными из узких сегментов, прикрепленных к каркасу, и, как полагают, повлиял на оружие. Развитие мусульманского мира Западной Азии. [ 10 ] Доспехи датируются 8 веком, что во многом соответствует дате создания оригинального блюда. [ 1 ]
-
Аникова, два всадника. Один держит меч, другой — булаву, а на этой стороне находится меч и С-образный трубчатый футляр, предназначенный для лука без тетивы. в. 800 г. н.э. Дизайн [ 9 ]
-
Аникова, два всадника. У одного колчан сбоку в виде песочных часов, другой держит знамя с тремя вымпелами, увенчанное кисточкой из конского волоса (разновидность туги ). в. 800 г. н.э. Дизайн [ 9 ]
-
Аникова, солдаты на городских стенах. У солдата справа составной лук с загнутыми наконечниками и стрелы с выпуклыми наконечниками. [ 9 ]
Крепость
[ редактировать ]Считается, что замок, изображенный на пластине, является типичным образцом согдийского дизайна VIII века. [ 1 ] Оно очень похоже на Великую Кыз Калу в Мерве . [ 11 ]
-
Разрез Великой Кыз Калы. [ 13 ]
Параллели
[ редактировать ]Параллели можно увидеть с изображениями рыцарей в доспехах Кызылских пещер или Шорчука в Синьцзяне (сцены «Раздачи праха Будды») или с пенджикентскими фресками , имеющими схожие элементы. [ 1 ]
-
Рыцари в доспехах в Войне Реликвий , задний коридор Пещеры Майя (224), Пещеры Кызыл . VI век нашей эры. [ 14 ]
-
Сцена боя с солдатом в доспехах. Пенджикентские фрески , VI-VII века н.э.
-
Боевая сцена с солдатами в доспехах. Пенджикентские фрески , VI-VII века н.э.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Симс, Элеонора (2002). Бесподобные образы: персидская живопись и ее истоки . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 293–294. ISBN 978-0-300-09038-3 .
- ^ Jump up to: а б «Эрмитаж» .
- ^ Горелик, Михаил (1979). «Восточные доспехи Ближнего и Среднего Востока с восьмого по пятнадцатый века, как показано в произведениях искусства», Майкл Горелик, в: Исламское оружие и доспехи, изд. Роберт Элгуд, Лондон, 1979 год . Роберт Элгуд.
- ^ Jump up to: а б «Аникова тарелка согдийцы» . sogdians.si.edu .
- ^ Marshak 2017 , pp. 333–335.
- ^ О'Дейли, британец (Йельский университет) (2021). «Израиль семирек» (PDF) . Китайско-платонические статьи : 10–12.
- ^ Баумер, Кристоф (5 сентября 2016 г.). Церковь Востока: иллюстрированная история ассирийского христианства . Издательство Блумсбери. п. 166. ИСБН 978-1-83860-934-4 .
- ^ Баумер, Кристоф (5 сентября 2016 г.). Церковь Востока: иллюстрированная история ассирийского христианства . Издательство Блумсбери. п. 174. ИСБН 978-1-83860-934-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и Карамян, Голамреза; Максимюк, Катажина (2017). Короны, шляпы, тюрбаны и шлемы: головные уборы в истории Ирана . Седльце, Тегеран: Институт истории и международных отношений, факультет гуманитарных наук, факультет археологии и истории Университета Седльце, центральный Тегеранский филиал, Тегеранский университет Азад. п. 251, рис. 37. ISBN 978-83-62447-19-0 .
- ^ Jump up to: а б Табличка 35, стр. 31, « Восточные доспехи Ближнего и Среднего Востока с восьмого по пятнадцатый века, как показано в произведениях искусства », Майкл Горелик, в: Исламское оружие и доспехи, изд. Роберт Элгуд, Лондон, 1979: «Приход к границам ислама последовательных волн кочевых племен из Центральной Азии привел к появлению степного оружия, на дизайн которого повлияла война с технологически развитыми народами Дальнего Востока. Ламеллярные кирасы застегивались на все пуговицы. наплечники и накидки, а также длинные ламеллярные пальто и шлемы из множества узких сегментов, прикрепленных к каркасу, — все это принадлежит этой традиции».
- ^ Jump up to: а б с Уильямс, Тим; Кэмпбелл, Кэти; Джораев, Гайгысыз; Вордсворт, Пол; Джепбаров, Реджеп; Моризе, Себастьян (5 декабря 2018 г.). «Полукрепостные дворцовые комплексы в Центральной Азии: новые работы на Большой Кыз-Кале, Мерв, Туркменистан» . Международная археология . 21 (1). дои : 10.5334/ai-395 .
- ^ Исин Чжоу, Исследования несторианской иконологии в Китае и части Центральной Азии в 13 и 14 веках, Corso di Dottorato di richerca в Storia Delle Arti ciclo 32, стр. 177: «Кроме того, обнаружен несторианский патен (см. Рисунок 64). в Средней Азии изображена история осады замка, причем сцена представлена на согдийском языке. стиль замка».
- ^ Уильямс и др. 2018 .
- ^ Кубик, Адам (2018). «Кизильские пещеры как конечный пункт среднеазиатских и западноазиатских шлемов грушевидного типа спангенхельм. Шлем из коллекции Давида и его место в эволюции многосегментных купольных шлемов, Historia i Świat nr 7/2018, 141–156» . История и Свят . 7 : 145–148.
- ^ Ри, Мэрилин М. (2002). Раннее буддийское искусство Китая и Средней Азии . Лейден: Брилл. п. Рис. 5.47н. ISBN 978-90-04-11499-9 .
Источники
[ редактировать ]- Маршак, Борис (2017). История восточной торевтики III–XIII веков и проблемы культурной преемственности . СПб.: Академия культурных исследований. стр. 333–335. ISBN 978-5-9905898-8-9 .