Буксир (баннер)



Буксир 𐱃𐰍 ( монгольский : буксир [tʰʊɡ] , турецкий : туг , османский турецкий طغ ṭuġ или туг туġ , древнетюркский : тибетский , латинизированный : туг ) или сулде ( монгольский : сулид , : : བ་དན ) — шест с циркулярно расположенными наверху волосами из хвоста лошади или яка разного цвета. Исторически на нем летали тюркские племена , такие как Конфедерация Туглуг. [ 2 ] а также в период Монгольской империи , а позже использовался в производных тюрко-монгольских ханствах. Его также использовала Османская империя , государство, основанное тюркскими племенами огузов . [ 3 ] В 17 веке оно было также принято славянской конницей ( казаками , гайдамаками ) под названием бунчук ( украинский : бунчук , польский : буньчук ), что является отражением оригинального тюркского слова бончук . Он до сих пор используется некоторыми подразделениями польской армии . [ 4 ]
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2021 г. ) |
Ранняя история
[ редактировать ]По мнению Джерарда Клосона , тюркское слово tu:ğ , обозначающее традиционные тюркские штандарты, сделанные из конских хвостов или пучков конского волоса, было заимствовано из среднекитайского * dok 纛 «знамя, знамя» (предком которого является древнекитайское * du: г ( ЗС ) [ 5 ] ~ дук [ 6 ] и один из многочисленных потомков которого — стандартный китайский ду ). Напротив, по мнению лингвиста Севана Нишаняна , автора первого этимологического словаря турецкого языка , с точки зрения истории культуры более вероятно, что китайское слово ту или ду заимствовано из тюркского или монгольского языка . [ 7 ] Аннемари фон Габен (1955) (apud Maenchen-Helfen, 1973) была склонна вывести китайское 纛* duok от тюркского * tuɣ ; однако Отто Дж. Менхен-Хельфен считал, что направление заимствования, очевидно, было с китайского на тюркский, поскольку 纛 ( GS 1016) было тем же, что и 翿 dào < d'âu < d'ôg , «посох с перьями» (GS 1090z ) 斿 ( вариант 旒) liú ~ yóu < iâu < diôg «подвески знамени» (GS 1080a) 游 liú ~ yóu < «вымпел» (GS 1080f), что засвидетельствовано в «Классике поэзии» и Цзо Чжуане , за столетия до первого появления якобы тюркоязычных хунну . [ 8 ] [ 9 ] Китайские наблюдатели заявили, что средневековые гектюрки выставляли у ворот своего лагеря туг, украшенный волчьей головой, чтобы не забывать о своем происхождении от прародительницы-волчицы. [ 10 ] [ 11 ] Западно -тюркская племенная конфедерация , Дуолу , возможно, была названа в честь туг, если древнетюркский Туглуг (𐱃𐰆𐰍𐰞𐰍), который «упоминался в китайских летописях под разными именами: Дуолу MChnL туэт-lǐuk [...], Дулу 都陸 MChnL tuٝ-liwk , Дуолу 咄禄 MChnL туэт-лук », означает «иметь флаги (баннеры), иметь стандарты». [ 12 ]
Его также использовали монгольские племена. Седое знамя используется как символ мирного времени, а черное знамя - военного времени. Использование конского хвоста символично, поскольку лошади играли центральную роль в жизни монголов . Это похоже на использование волос конского хвоста для морин хуура . Первоначальное белое знамя исчезло в начале истории, но черное сохранилось как хранилище души Чингисхана. Монголы продолжали чтить знамя, и Занабазар (1635–1723) построил в 17 веке монастырь с особой миссией - летать и защищать черное знамя. [ 13 ] Примерно в 1937 году черное знамя исчезло во время великих чисток против националистов, монахов и интеллектуалов, а также разрушения монастырей.
-
Чингисхан провозгласил каганом всех монголов. Справа можно увидеть белые баннеры. MS 15 века. 44т ) «Всемирной истории» Рашид ад-Дина (Приложение к БНФ, персан 1113, л.
-
Монголы осаждают город на Ближнем Востоке. Черное знамя можно увидеть за требушетом , миниатюрой начала XIV века с рукописи. «Истории мира» Рашид ад-Дина (Библиотека Эдинбургского университета)
Современная эпоха
[ редактировать ]Девять белых знамен
[ редактировать ]
Девять белых знамен приобрели новое значение в Монголии после того, как в начале 1990-х годов демократия была принята в качестве символа традиционного монгольского государства, заменив предыдущие коммунистические красные флаги .
Государственное знамя монголов, Есөн хөлт цагаан туг ( Йесон Хёлт цагаан туг , «Девять базовых белых знамен»)», состоит из девяти флагштоков, украшенных белыми волосами из конского хвоста, свисающими с круглой поверхности, с монгольским символом трехконечное пламя, которое появляется на Соёмбо (представляющее прошлое, настоящее и будущее). [ 14 ] ), сверху. Девять белых знамен — эмблема мирного времени, которую ханы использовали исключительно перед своей юртой. Центральный баннер по размеру больше остальных и располагается в центре остальных восьми. Современные монгольские девять белых знамен хранятся во Дворце правительства в Улан-Баторе . В День национальной гордости проводится традиционная церемония Девяти белых знамен. [ 15 ]
Черные баннеры
[ редактировать ]
Дорвон хёлт хар сульде [ 16 ] [ 17 ] ( Дөрвөн хөлт хар сүлд ) или букв. « Четыре базовых черных знамени » использовались в военное время. Он сделан из черных волос конского хвоста и завязан таким же образом. Согласно иллюстрированной японской хронике «Моко Шурай Экотоба» , знамя вторгшегося в Японию монгольского юаньского флота было черным. Современные монгольские черные знамена хранятся в Министерстве обороны .
Буксиры в монгольской армии
[ редактировать ]В Вооруженных силах Монголии черный буксир используется в качестве навершия флагштоков военных цветов , а белый буксир используется Государственным почетным караулом Монголии и является навершием в цветах служб гражданской безопасности.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бохайм (1890), стр. 510, 511.
- ^ Кенжеахмет, Нурлан. Этнонимы и топонимы древнетюркских надписей в китайских источниках . Студия и тюркологическая документация. стр. 302–304.
- ^ Справочник по истории Украины. Под ред. И. Подковы и Р. Шуста. – Киев: Генеза, 1993.
- ^ Бунчук // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
- ^ Чжэн Чжан (кит. 正张), Шан-фан (кит. 上峰). 纛 - 2489-е слово древней фонологической системы [纛- 2489-е слово древней фонологической системы] ytenx.org [Yundian.com]. ] (на китайском языке). Переработано BYVoid.
- ^ Бакстер, Уильям Х. и Сагарт, Лоран (2014) Древнекитайская реконструкция Бакстера-Сагарта, версия 1.1 (20 сентября 2014 г.): порядок: мандаринский и среднекитайский ( pdf ), с. 23 из 161
- ^ Нисанян, Севан. "туг - словарь Нишаняна" . Wayback Machine: «tuğ — словарь Нишаняна» . Нисанянский словарь. Архивировано из оригинала 04 марта 2023 г. Проверено 4 марта 2023 г.
Дорфер II.969, Жерар Клаусон, Этимологический словарь турецкого языка до тринадцатого века, с. 464 Хотя они считают это заимствованием из китайского языка, с точки зрения истории культуры более вероятно, что китайское слово является заимствованием из турецкого или монгольского языка.
- ^ Менхен-Хельфен, Отто Дж. (1973). Мир гуннов: Исследования по их истории и культуре . Издательство Калифорнийского университета. п. 411
- ^ Клаусон, Джерард (1972). Этимологический словарь турецкого языка до XIII века . Издательство Оксфордского университета. п. 464
- ^ Чжоушу , том 50. Цитата: « На флаге изображена золотая волчья голова . Охранники называют это привязанностью, и Ся Янь тоже волк. Рождается настоящий волк, и цель состоит в том, чтобы не забывать прошлое. "
- ↑ Суйшу , том 84, цитата: «Поэтому голова волка построена на воротах Ямень , чтобы показать, что мы не забыли свои корни».
- ^ Кенжеахмет, Нурлан. Этнонимы и топонимы древнетюркских надписей в китайских источниках . Студия и тюркологическая документация. стр. 302–304.
- ^ Джек Уэтерфорд Чингисхан , стр.XVI
- ^ «Буддийские и монгольские символы» .
- ^ «Символ Мира и Вечности, Девять Белых Знамен» . Информационное агентство МОНЦАМЭ . Проверено 27 июня 2021 г.
- ^ Краткое введение в черный герб всех монгольских солдат.
- ^ "WWW.MEDEELEL.MN" . medeelel.mn . Архивировано из оригинала 29 мая 2010 года . Проверено 14 января 2022 г.
- Бохайм, Венделин (1890). Справочник по оружейной науке: Оружие в его историческом развитии от начала средневековья до конца XVIII века. Э. А. Зееманн, Лейпциг. [1]
- Уильям Эрскин. История Индии при двух первых правителях дома Таймура, Бабере и Хумаюне . Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс, 1854. Стр. 265. [2]
- Здзислав Зыгульский, Османское искусство на службе империи , Серия Агопа Кеворкяна об искусстве и цивилизации Ближнего Востока, New York University Press (1992).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- (in Russian) Бунчук // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
- (на монгольском языке) Государственный флаг Монголии // MongolWiki [ постоянная мертвая ссылка ]
- (in Russian) Справочник по истории Украины. Под ред. И. Подковы и Р. Шуста. – Киев: Генеза, 1993.
- Джек Уэзерфорд, «Ветер», курс первого года обучения о Чингисхане (macalester.edu, 2004 г.)
- Фоторепортаж, церемония чествования Великого Чёрного Знамени, Улан-Батор, Монголия