Струнный квинтет (Брукнер)
Струнный квинтет | |
---|---|
Антон Брукнер | |
![]() Композитор, ок. 1860 г. | |
Ключ | Фа мажор |
Каталог | ВАБ 112 |
Форма | Альтовый квинтет |
Составленный | Декабрь 1878 Вена. - 12 июля 1879 : |
Преданность | Герцог Максимилиан Эммануил в Баварии |
Выполненный | 17 ноября 1881 г. Вена (части 1–3). : |
Опубликовано | 1884 |
Записано | 29 декабря 1937 г. |
Движения | 4 |
Антона Брукнера , Струнный квинтет фа мажор WAB 112 , был написан в 1878/79 году в Вене.
История
[ редактировать ]Начальник Брукнера Джозеф Хеллмесбергер-старший попросил Брукнера создать струнный квартет . Вместо струнного квартета Брукнер составил квинтет альтов , начав сочинение в декабре 1878 года и закончив его 12 июля 1879 года. Брукнер посвятил квинтет герцогу Максимилиану Эммануилу в Баварии . [ 1 ] Посмотрев на партитуру, Хеллмесбергер обнаружил, что скерцо слишком сложно для исполнения группой. В ответ Брукнер написал менее требовательное восьмиминутное Интермеццо в той же тональности, что и альтернатива скерцо. [ 2 ] Премьера первых трех частей была представлена Квартетом Винклера с участием Франца Шалька на втором альте. [ 3 ] 17 ноября 1881 года в Вене. [ 4 ] Лишь в 1885 году квартет Хеллмесбергера исполнил Квинтет с оригинальным скерцо. [ 1 ] Герман Купка присоединяется на втором альте. [ 4 ] Герцог Эмануэль остался доволен композицией и подарил Брукнеру булавку с бриллиантом. [ 4 ] Всего при жизни Брукнера было 23 выступления Квинтета. [ 5 ]
Музыка
[ редактировать ]Струнный квинтет, написанный для двух скрипок , двух альтов и виолончели , состоит из четырех частей:
- Умеренный, фа мажор , 3/4
- Скерцо: Быстрое, Ре минор , Трио: Медленное, Ми-бемоль мажор , оба 3/4.
- Адажио, соль-бемоль мажор , обычное время
- Финал: оживленно, от фа минор до фа мажор, обычное время.
Продолжительность: около 43 минут. [ 6 ] Сначала Скерцо было третьим, а не вторым, как в большинстве симфоний Брукнера.
Единственное большое камерное музыкальное произведение Брукнера является симфоническим, но также содержит четко выраженные инструментальные партии.
Раскрывается богатство музыкальных идей: значительную роль играет полифония и мотивно-тематическая работа, а красочный рисунок устанавливается размещением тесситур и голосов всех инструментов, со смелыми модуляциями , обращениями темы и полутоновой тональностью. изменения ( например , Адажио соль-бемоль мажор).
В отличие от симфоний Брукнера, форма более компактна, а партитура начинается с четкого мелодического профиля в 3/4 на педальной точке виолончели. С другой стороны, финал начинается, как и в симфониях, с тремоло . Сочетание всех музыкальных идей в конце первой части и трехтематическая постановка финала также подобны симфониям Брукнера. [ 7 ] Как и в следующей Седьмой симфонии , финал имеет «арочную форму». [ 8 ]
Биограф Брукнера Дерек Уотсон считает, что это произведение «ни в коем случае не является «симфонией для пяти струн», и оно никогда не выходит за рамки возможностей квинтета, за исключением, пожалуй, последних семнадцати тактов финала, где [Брукнер] слишком много думает об оркестровых инструментах. условия." [ 9 ] Роберт Симпсон в переработанном издании «Сущности Брукнера » 1992 года снял оговорки, которые он высказал по поводу этого произведения в первых двух изданиях этого произведения, и объявил его «одним из самых своеобразных, но самых глубоких камерных произведений со времен Бетховена». [ 10 ]
После огромных усилий по созданию Пятой симфонии и одновременного пересмотра почти всех других своих крупных произведений, завершенных к 1878 году, Брукнер перегруппировал свои ресурсы, начав новые произведения в заведомо меньшем масштабе, в которых его стилистические ресурсы могли продолжать развиваться в более широком масштабе. более интимные и контролируемые измерения. [ 11 ]
Бытие
[ редактировать ]Антон Брукнер сочинил свой струнный квинтет (WAB 112) в 1878 и 1879 годах. В письме от 9 декабря 1878 года музыкальному критику Вильгельму Тапперту в Берлин он упоминает новое произведение, над которым работал: «В настоящее время я пишу струнный квинтет фа мажор, о чем меня неоднократно и настойчиво просил Хеллмесбергер, который, как известно, в восторге от моих вещей». [ 12 ] В автографе описывается происхождение отдельных частей: Начало второй части датировано 6 апреля 1879 г., конец - 31 марта 1879 г., конец третьей части - 12 июля 1879 г., конец третьей части - 12 июля 1879 г. четвертая часть 25 июня 1879 года. Первая часть заканчивается 1879 годом». [ 13 ] Уже в цитируемом письме Тапперту Брукнер указывает, таким образом, причину создания произведения. Венский скрипач и дирижер Йозеф Хеллмесбергер, очевидно, сыграл важную роль в том, что Брукнер даже взялся за сочинение более крупного камерного музыкального произведения.
В письме флорианскому священнику и руководителю хора Игнацу Траумихлеру Брюкнер сообщает о завершении своего струнного квинтета и в то же время надеется на премьеру Йозефа Хельмесбергера: «Мой квинтет готов! Хофкапельмейстер Хельмесбергер совершенно потерял сознание от радости». и хочет это исполнить. Он полностью изменился и дает мне огромную похвалу». [ 14 ] На самом деле Хеллмесбергер колебался с премьерой. Биограф Брукнера Август Гёллерих отмечает: «Поскольку у гения любое впечатление превращается в гигантское, Брукнер, кажется, слишком серьезно воспринял даже некоторые авторитетные слова Хеллмесбергера о ныне завершенном квинтете». [ 15 ] И Гёллерих продолжает писать: «Хотя Хеллмесбергер поначалу не мог довести мастера до совершенства, он получал «регулярную боль в пальцах», когда это было запланировано на вечера его квартета. Бахрих [первый альтист] подтвердил своего «мастера и мастера». «[имеется в виду Хеллмесбергер]: «над нами смеются», и работу «сняли с графика». – Квартет Хеллмесбергера тогда тоже не мог претендовать на премьеру. Вместо этого расширенный квартет Винклера (Юлиус Винклер, Карл Лиллих, Ганс Кройцингер, Юлиус Дезинг, Теодор Лукка) впервые исполнил произведение струнного квинтета 17 ноября 1881 года в зале Бёзендорфер Венского Музикферайна по инициативе Поклонник Брукнера Йозеф Шальк на «внутреннем вечере» Академии. Вагнер-Ферейн. Однако в то время последний сет был опущен. После окончания генеральной репетиции Брюкнер поспешил за критиком Эдуардом Гансликом : «Брюкнер изнурил себя в благодарностях за высокую честь» и предпринял, к большому гневу своих друзей, которые тогда не упустили приличного выговора, попытку: Ханслик поцеловал руку! Эта сцена тоже будет незабываемой. У меня сложилось впечатление, что я двигаюсь и двигаюсь». [ 16 ] Наконец, 8 января 1885 года состоялось первое полноценное выступление с квартетом Хеллмесбергера (Йозеф Хеллмесбергер старший, Йозеф Хеллмесбергер младший [каждая скрипка], Йозеф Максинцак [альт], Фердинанд Хеллемсбергер [виолончель]) и Х. Купка [альт]». .
Издательский
[ редактировать ]Брукнер поначалу не нашел издателя для своей новой работы: «Все усилия мастера и его поклонников найти издателя в Вене не увенчались успехом». [ 15 ] Попытки дирижера Ганса Рихтера найти издателя в Англии также не увенчались успехом. Только ученик Брукнера Йозеф Шалк добился вместе с венским издателем Альфредом Гутманом публикации струнного квинтета, при этом в то же время для печати были предназначены собственная версия Шалька для фортепиано в четыре руки, а также его фортепианная аранжировка медленной части.
Прием
[ редактировать ]В то время как венские критики Густав Дёмпке, Макс Кальбек и Эдуард Ханслик отнеслись к струнному квинтету пренебрежительно враждебно, поклонники Брукнера Теодор Хельм и Людвиг Шпайдель высоко оценили оригинальность и звуковую красоту нового произведения. Так, в 1884 году Теодор Хельм подчеркивал: «Хотя финал Брукнеровского квинтета – по крайней мере, эффект от первого прослушивания – вызывает сомнение, три оставшиеся части представляют наибольший интерес, особенно в счастливом и оригинальном изобретении мотивы... Но жемчужиной квинтета является Адажио (соль-бемоль мажор), одно из самых благородных, просвещенных, нежных и красивых по звучанию, написанных в новое время [...]. чрезвычайно глубокое, струящееся в поистине «бесконечном» потоке эмоций! Это адажио выглядит скорее как пьеса, только что найденная в поместье Бетховена, с последнего времени мастера и одушевленная его полнейшим вдохновением. высшая похвала, которую можно сказать о композиции живого звукорежиссера, и мы не боимся ее сказать». [ 17 ]
Движения
[ редактировать ]Первая часть (Умеренная)
[ редактировать ]Первая часть в ¾-доле характеризуется тем, что Первая скрипка «отклоняется в связанной с тером ре-мажорной, истинно романтической основной теме». [ 18 ] После короткого перехода следует вокальный период фа-диез мажор. При реализации основная тема дополнительно обрабатывается и видоизменяется в «характере свободной импровизации». После общей паузы начинается шуточный концерт, в котором поглощена основная тема, пока, наконец, первая скрипка не приводит к настоящей репризе.
Вторая часть (Скерцо, Фаст)
[ редактировать ]Скерцо в ¾ доли, которое «лучше всего демонстрирует сходство (а также тональное равенство) с скерцо из «Пятого» семейства», [ 19 ] отличается от обычного оркестрового скерцо симфоний Брукнера. Тема Лендлера , исполняемая на второй скрипке, формирует основную идею легкомысленного произведения, контрастирующую с классически-игровой диссоциацией первой скрипки. Среднюю часть Брукнер называет «почти Анданте». Возобновление замедления почти приводит его в тупик, пока первоначальная основная идея снова не приобретет центральное значение. Поразительны многочисленные гармонические полутоновые движения от ре минора до ре-бемоль мажора.
Третья часть (Анданте [Адажио])
[ редактировать ]Вступительная часть и финал исполняются фа мажор, скерцо ре минор и трио ми-бемоль мажор, третья часть (время 4/4) соль-бемоль мажор (нижняя часть Гроса до фа мажор) увеличивается. Основная тема, произносимая первой скрипкой, задается непосредственно, без подготовки и широко разливается. На постоянном восьмом такте второй скрипки и второго альта звучит новая мысль как разворот основной темы. В вводной части нисходящая жемчужная цифра шестнадцатой ноты постоянно увеличивается, пока не доходит до нарастающего сгустка звука. После ферматы снова начинается волна нарастания, кульминацией которой является тройное фортиссимо, за которым следует деликатный эпилог.
Четвертая часть (Финал, Живые ходы)
[ редактировать ]«Безусловно, этот финал — один из самых странных в творчестве Мастера. Прежде всего, его тональность совершенно завуалирована, но в мейстеровском чувстве тональности нечего предполагать, кроме того, что оно стремится вернуться к основной тональности произведения». [ 20 ] биографы Брукнера Макс Ауэр и Август Гёллерих объявляют и рекомендуют финал непосредственно в Адажио при исполнении произведения. ¾-мер первой части сопоставляется с 4/4-мером финальной части. Над пульсирующей органной точкой ре-бемоль звучит основная тема квартета во второй скрипке. Первый альт и первая скрипка отвечают размашистой мелодической фразой. Поразительно частое использование шестых в лендлеровской восьмой ноте первого альта, что обусловлено линией второй скрипки и виолончели первой части и напрямую относится к трио в Скерцо. Воздушный аналог первой скрипки игриво и неудержимо устремляется вверх. Сама тема реализации становится отправной точкой фуги, тема которой контрастирует с яркой фигурой триоли. Наконец, следует перепросмотр ре-бемоль мажор. Кода – это ликующее завершение.
Ре минор интерлюдия
[ редактировать ]Йозеф Хеллмесбергер, по инициативе которого был написан струнный квинтет, отверг Скерцо, первоначально задуманное Брукнером, и «потребовал новую часть в качестве замены Скерцо. Затем Брукнер сочинил новую пьесу – Интермеццо, завершенную 21 декабря 1879 года (WAB 113)». [ 21 ] Его основная тема — ритмичная фигура Лендлера в размере 3/4, играющая на второй скрипке. Частое появление тональности соль-бемоль мажор прямо указывает на медленную часть. В разделе разработки происходит трансформация мотивов первой части. Искусно созданное произведение под названием Moderato было впервые опубликовано в 1913 году и иногда используется как дополнительная часть в исполнении струнного квинтета. Мировая премьера состоялась 23 января 1904 года Розовым квартетом.
Стилистическая позиция
[ редактировать ]Струнный квинтет фа мажор — самое обширное и важное произведение камерной музыки Брукнера. Австрийский музыковед и специалист по Брукнеру Леопольд Новак подчеркивает: «Его и дальше будут называть единственным сочинением Брукнера для камерной музыки, потому что струнный квартет 1862 года, изданный в полном издании в 1956 году, несмотря на всю свою бесплодность по форме и исполнению, является одновременно и произведением. студенческая работа Сам Брукнер, конечно, рассматривал бы ее только как таковую». [ 22 ]
Иногда подчеркивается близость струнного квинтета Брукнера к поздним квартетам Бетховена. Однако когда Брукнер сочинял свой квинтет, он еще не знал поздних квартетов Бетховена – по крайней мере, по утверждению исследователя Брукнера Макса-Ауэра, который сообщает следующее: «Когда Гёллерих признался в этом исполнении (имеется в виду первое исполнение от 17.11.1881] Брукнеру, что в квинтете, по его мнению, он признает прямое продолжение последней песни Бетховена. квартета, Брукнер, по своей скромности, был поражен этим сравнением со своим самым почитаемым мастером и сказал ему, что, к сожалению, не знает последних квартетов Бетховена, а затем дал ему партитуры на следующее Рождество». [ 23 ] Эрнст Курт подчеркивает: «Как бы независимы ни были голоса в своем контрапункте, отсутствует ощущение звука и взрыва границ, они стремятся к большей плотности, унификации и т. д. никоим образом не просто к гармоничной полноте, а, скорее, к контрапункту к тотальному напряженность, отличающая их от их кризисно-устремленного порыва в последних квартетах Бетховена. Это – несмотря на многие сходства – иное основное чувство, руководимое симфоническим единством, которое для многих отличается. Брукнера, чем Бетховена». [ 24 ]
Преданность
[ редактировать ]Работа посвящена «Его Королевскому Высочеству герцогу Максу Эммануилу Баварскому с глубочайшим почтением». [ 13 ] Брукнер получил значок в знак благодарности баварскому герцогу. Выбор в качестве посвященного человека достаточно высокопоставленной личности показывает, какое значение Брукнер придает своему струнному квинтету. Исследователь Брукнера и органист Эрвин Хорн показывает, что Брукнер «делает одну ступеньку за другой в восходящем открытом рейтинге». [ 25 ] лез со своими посвящениями. Таким образом, Брукнер — по смыслу — его струнный квинтет на уровне симфоний.
Подсчет очков
[ редактировать ]Струнный квинтет фа мажор Брукнера составлен для двух скрипок, двух альтов и одной виолончели. Добавление второго альта особенно подчеркивает и усиливает средний диапазон струнного спектра.
Распоряжения
[ редактировать ]Хотя Струнный квинтет Брукнера - это прежде всего камерное музыкальное произведение, симфонические аспекты этого произведения вдохновили различных авторов адаптироваться к различным инструментам.
Ганс Штадльмайр сформировал струнный квинтет для хорового исполнения, а также добавил контрабасы. Готфиред Краус утверждает: «Только дополнительное использование контрабасов создает новые возможности выражения, великолепный звук струнных позволяет нам распознать в безошибочном языке Брукнера образцы для подражания, и не в последнюю очередь влияние Рихарда Вагнера, более четко, чем в сравнительно хрупкой камерной музыке. версия дела». [ 26 ] Произведение было среди прочего записано Бамбергским симфоническим оркестром под управлением Лотара Загросека ). Диск был выпущен в 1995 году на лейбле Orfeo .
Питер Стангель отредактировал работу для камерного ансамбля: «Стангель расширил сольный струнный квинтет с контрабасом, деревянными духовыми инструментами и двумя валторнами до настоящей «камерной симфонии»» [ 27 ] и записал свою аранжировку с камерным ансамблем Die Taschenphilharmonie. Диск (концертная запись) был выпущен в 2007 году на лейбле Solo Musica.
Герд Шаллер сделал обработку для большого оркестра (два деревянных духовых инструмента, четыре валторны, две трубы, три тромбона, литавры и струнные): «Оркестровая версия показывает, что стиль Брукнера в принципе существует во всех жанрах благодаря своему остроумному, очень индивидуальному художественные формы в случае этой квинтетной аранжировки приводят к обретению нового симфонического измерения для большого концертного зала». [ 28 ] Запись компакт-диска с Симфоническим оркестром Праги (дирижер: Герд Шаллер) была издана в 2018 году издательством Label Profile Edition Günter Hänssler (PH16036).
Версии и редакции
[ редактировать ]В оригинальной рукописи Брукнера (1879 г.) медленная часть, «Andante quasi Allegretto», была помещена в качестве второй части, и Хельмесбергер также сыграл ее так же. В первом выпуске (Гутманн) «Адажио» поставлено на третью позицию после скерцо.
В 1884 году Брукнер внес в партитуру некоторые изменения и дополнения, в основном другую кодировку финала. Эти изменения не были учтены в первом издании. [ 1 ] [ 29 ]
- Гутманн (1884 г.): первое издание включало маркировку метронома, не принадлежащую Брукнеру, а именно: Gemäßigt.
= 72; Быстрый
= 138; Адажио
= 56; Живое движение
= 144. [ 4 ]
- Woess Universal Edition (1922), переиздание с корректировками Брукнера.
- Новак (1963): критическое издание, основанное на рукописи Брукнера. Издание Новака включает исправления Брукнера, внесенные в партитуру копии и композицию. [ 29 ]
- Герольд В. Грубер, критическое новое издание (2007 г.), добавив в первые две части несколько дополнительных отрывков, которые были удалены в издании Новака ( такты с 245 по 264 в коде первой части и такты с 63 по 82 в издании Новака). скерцо). [ 1 ] [ 29 ]
Избранная дискография
[ редактировать ]Существует около 60 записей Струнного квинтета. Первая запись была сделана Prisca-Quartett в 1937 году.
По мнению Ганса Рулофса, превосходными записями являются, в частности, квартет Келлера, квартет Кёкерта, квартет Амадеуса , квинтет Венской филармонии (Венский филармонический квинтет), квартет Мелос , квартет Рафаэля, L'Archibudelli, Венский струнный оркестр. Квинтет, Лейпцигский струнный квартет , Квартет изящных искусств и Бартольди Квинтет.
- Кёкерт-квартет, Георг Шмид (второй альт). Антон Брукнер – Струнный квинтет, фа мажор . LP: DG LPM 18042, 1952; переведен на компакт-диск: Forgotten Records (Франция) от 225
- Келлер-квартет, Георг Шмид (второй альт). Антон Брукнер – Полное собрание камерных произведений . LP: Da Camera magna SM 92707/8, 1962 г.; переведено на компакт-диск: Общество музыкального наследия MHS 1363/4.
- Квартет «Амадеус», Сесил Ароновиц (второй альт). Брукнер-Штрайхквинтет фа мажор . LP: DG LPM 18963, 1964; переведено на CD: DG (Япония), DG 477 573 9
- Венский филармонический квинтет. Брукнер – Струнный квинтет фа мажор, Интермеццо ре минор для струнного квинтета . LP: Decca STS 15400, 1974 г.; переведено на компакт-диск: Decca 430 296-2 (без Интермеццо)
- Мелос-квартет , Энрике Сантьяго (второй альт). Брукнер-Штрайхквинтет фа мажор . Компакт-диск: Harmonia Mundi HMC 901421, 1992 г.
- Рафаэль Квартет, Прунелла Пейси (второй альт). Брукнер: Струнный квинтет; Рондо; Интермеццо . Компакт-диск: Глобус 5078, 1992 г.
- Л'Арчибуделли. Антон Брукнер: Струнный квинтет. Интермеццо. Рондо. Струнный квартет . Компакт-диск: Sony Classical Vivarte SK 66 251, 1994 г. - об исторических инструментах.
- Венский струнный квинтет, Брукнер: Струнный квинтет фа, Интермеццо ре мажор . Компакт-диск: Камерата 30СМ-399, 1994 г.
- Лейпцигский струнный квартет, Хартмут Роде (второй альт). Брукнер: Струнный квинтет фа мажор / Струнный квартет до минор . Компакт-диск: ЦРТ 307 1362-2, 2005 г.
- Квартет изящных искусств , Гил Шарон (второй альт). Брукнер: Струнный квинтет фа мажор / Струнный квартет до минор . Компакт-диск: Наксос 8.570788, 2007 г.
- Ансамбль «Гиперион», «Пять-шесть» . Компакт-диск: Paladino Music pmr 0021 – 2008 с Фантазией Шуберта фа минор, D 940 (аранжировка Ф. Лемера для струнного секстета)
- Фицуильям-квартет , Джеймс Бойд (второй альт). Антон Брукнер: Струнный квинтет/Струнный квартет . CD: Linn LC 11615, 2011 г. – об исторических инструментах.
- Квинтет Бартольди, Брукнер - Струнные квинтеты Землянского - компакт-диск: CAvi Music 8553348, 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Звол 2012 , стр. 683–684
- ^ Хартен 1996 , стр. 216–217.
- ^ К. Флорос, с. 7 (буклет в альбоме L'Archibudelli, SONY SK66251)
- ^ Перейти обратно: а б с д Л. Новак [ неполная короткая цитата ]
- ^ Д. Уотсон, с. 46
- ^ Антон Брукнер Критическое полное издание - Камерная музыка
- ^ Хартен 1996 , стр. 406–407.
- ^ Уильям Карраган - Золотые арки Брукнера
- ^ Д. Уотсон, с. 74
- ^ Р. Симпсон, с. 149
- ^ Карраган 2020 , с. 135.
- ^ Харрандт и Шнайдер 2009 , с. 187.
- ^ Перейти обратно: а б Автограф, Антон Брукнер, Австрийская национальная библиотека, Вена, подпись A-WnMus.Hs.19482
- ^ Харрандт и Шнайдер 2009 , с. 188.
- ^ Перейти обратно: а б Гёллерих и Ауэр 1936 , с. 539
- ^ Гёллерих и Ауэр 1936 , с. 678.
- ^ Леопольд Новак, изд. Критическое новое издание Герольда В. Грубера, партитура, Антон Брукнер, струнный квинтет фа мажор, интермеццо ре минор . Музыковедческое издательство Вена. п. 2 (Предисловие).
- ^ Гёллерих и Ауэр 1936 , с. 543.
- ^ Гёллерих и Ауэр 1936 , с. 548.
- ^ Гёллерих и Ауэр 1936 , с. 557.
- ^ Вольфганг Ратер (2010). «Камерная музыка». Руководство Брукнера (на немецком языке). Штутгарт: Мецлер. п. 315. редактор: Йоахим Хинрихсен
- ^ Леопольд Новак, изд. Критическое новое издание Герольда В. Грубера, партитура, Антон Брукнер, струнный квинтет фа мажор, интермеццо ре минор . Музыковедческое издательство Вена. п. 1 (Предисловие).
- ^ Гёллерих и Ауэр 1936 , с. 679.
- ^ Эрнст Курт (1925). Брукнер . Том 2. Берлин: Макс Гессес Верлаг. п. 1158.
- ^ Эрвин Хорн (1992). Вольфганг Липп (ред.). Антон Брукнер в хорошей компании: Общество и музыка. Пути к музыкальной социологии . Берлин: Дункер и Хамблот. п. 265.
- ^ Готфрид Краус, Текст буклета для записи на компакт-диск, Антон Брукнер, Штрайхквинтет, Бамбергский симфонический оркестр , Лотар Загросек , Орфей (C 348 951 A), 1995.
- ^ Клаус Кальхшмид (19 ноября 2017 г.). «Могучий Колосс» . Süddeutsche Zeitung (на немецком языке) . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Райнер Босс, вступительный текст к публикации на компакт-диске, Брукнер, Квинтет фа мажор, Симфонический оркестр Пражского радио, Герд Шаллер, Профиль Хенсслера (CD PH16036), 2018.
- ^ Перейти обратно: а б с Версии камерного произведения Брукнера Дэвида Григеля
Источники
[ редактировать ]- Антон Брукнер: Полное собрание сочинений: Том XII/2: Струнный квинтет фа мажор / Интермеццо ре минор , музыковедческий издатель Международного общества Брукнера, Леопольд Новак (редактор), Вена, 1963; переработанное издание Герольда Г. Грубера, 2007 г.
- Карраган, Уильям (2020). Антон Брукнер – Одиннадцать симфоний . Виндзор, Коннектикут: Американское общество Брукнера. ISBN 978-1-938911-59-0 .
- Гёллерих, август ; Ауэр, Макс (1936). Антон Брукнер, Картина его жизни и творчества (на немецком языке). Регенсбург: Густав Боссе Верлаг.
- Харрандт, Андреа; Шнайдер, Отто (2009). Антон Брукнер – письма . Том 1 (1852–1886) (2-е исправленное изд.). Вена: Музыковедческое издательство.
- Хартен, Уве (1996). Антон Брукнер. Руководство . Зальцбург: Резиденция Верлаг. ISBN 3-7017-1030-9 .
- Роберт Симпсон, Сущность Брукнера: эссе к пониманию его музыки , Виктор Голланц, Лондон, исправленное издание, 1992 г.
- Дерек Уотсон, Брукнер , JM Dent & Sons Ltd, Лондон, 1997 г.
- Звол, Корнелис ван (2012). Антон Брукнер – Жизнь и работа (на голландском языке). Буссум, Нидерланды: Уит. Тот. ISBN 978-90-6868-590-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Струнный квинтет фа мажор, WAB 112 : партитуры в рамках проекта International Music Score Library Project
- Streichquintett F-Dur, WAB 112 Критическая дискография Ганса Рулофса (на немецком языке)
- Струнный квинтет фа мажор (WAB 112) - Дискография оркестровок Джона Берки
- Бранд, Джозеф (2014). «Антон Брукнер (1824–1896): Струнный квинтет фа мажор» (PDF) .
- Живые выступления доступны на YouTube:
- Алина Ибрагимова и др. : Струнный квинтет Брукнера, Музыкальный фестиваль в Делфте, 2013 г.
- Квартет Дудок Амстердам, Лилли Майхала (альт): Фестиваль Брукнера, Оргельпарк Амстердам, 20 февраля 2022 г.
- Квартет Адорно, Мигель да Силва (альт): Chapelle Musicale Reine Elisabeth, 25 апреля 2023 г.