Месса № 3 (Брюкнер)
Масса №3 | |
---|---|
Антон Брукнер | |
![]() Композитор, ок. 1860 г. | |
Ключ | Фа минор |
Каталог | ВАБ 28 |
Форма | Масса |
Составленный | 1867 Линц — 1868 : |
Преданность | Антон Риттер фон Имхоф-Гайслингхоф |
Выполненный | 16 июня 1872 г. Августинеркирхе, Вена. : |
Движения | 6 |
Вокал | САТБ Хор и солисты |
Инструментальный | оркестр и орган импровизация. |
Месса № 3 фа минор , WAB 28, представляет собой мессы постановку для вокальных солистов, хора и оркестра , а также органа ad libitum , сочиненную Антоном Брукнером в 1867–1868 годах. [ 1 ]
История
[ редактировать ]После успеха его мессы № 1 ре минор в 1867 году Брукнеру было поручено «написать новую мессу для Бургкапелле». [ 2 ] Брукнер написал первую версию в сентябре 1867–1868 гг. [ 3 ] в Линце (незадолго до переезда в Вену). [ 4 ]
Первые репетиции, проведенные Иоганном Гербеком в придворной церкви Августинеркирхе , состоялись в 1868 или 1869 году, но «на них плохо присутствовали оркестранты» и они были «в целом безуспешными». [ 5 ] В конце концов Хербек счел мессу «слишком длинной и невозможной для пения». [ 6 ] После различных задержек премьера мессы состоялась 16 июня 1872 года в Августинеркирхе. [ 5 ] под управлением самого Брукнера. [ 7 ] Бетховена Хербек изменил свое мнение об этом произведении, заявив, что знает только две мессы: эту и Торжественную мессу . [ 8 ] [ 9 ] Ференц Лист и даже Эдуард Ханслик высоко оценили произведение. [ 9 ] Второе выступление состоялось в Хофмузиккапелле 8 декабря 1873 года. [ 10 ] Рукопись хранится в Австрийской национальной библиотеке . [ 11 ]
После третьего выступления (30 июля 1876 г.) Брукнер внес небольшие изменения в «Кирие» и «Глорию», а в 1877 году — в «Кредо». [ 10 ] Он внес дальнейшую переработку «Кредо» в 1881 году, готовясь к выступлениям в Хофкапелле. [ 10 ] [ 12 ] главным образом для решения «трудностей исполнения», [ 13 ] Моцарта но также принять во внимание то, что он узнал, изучая Реквием , [ 14 ] исправление некоторых случаев параллельных октав , если это не оправдано примером Моцарта. [ 15 ] В некоторых более поздних выступлениях Брукнер находился на органном чердаке, а не на подиуме. [ 7 ]
В письме Зигфриду Охсу от 14 апреля 1895 года композитор писал:
Брукнер стареет и все еще хотел бы услышать фа минор «[Mass]»! Пожалуйста, пожалуйста! Это было бы самым ярким моментом в моей жизни. Но тогда некоторые вещи отличаются от оценки! Для ре мажора в Кредо: «Deum vero de Deo», пожалуйста, «Organo pleno»! Не экономьте на регистрах!
Перевод: Брукнер стареет и очень хотел бы дожить до фа минора [Месса]! Пожалуйста, пожалуйста! Это было бы кульминацией моей жизни. Но тут многое должно отличаться от оценки! В ре ♭ мажор Кредо: Deum verum de Deo , пожалуйста, Organo Pleno ! Не жалейте на регистрах!. [ 16 ]
В 1890-е годы Брукнер все еще пересматривал эту работу. [ 17 ] но после 1868 года в вокальные партии было внесено очень мало изменений. [ 18 ] Во время исполнения этой мессы в ноябре 1893 года Иоганнес Брамс «аплодировал… с таким энтузиазмом… что Брукнер лично поблагодарил его». [ 19 ]
посвятил произведение Хофрату Антону Риттеру фон Имхоф-Гайслингхофу. Композитор в «последнюю минуту» [ 5 ] Леопольд Новак , однако, считал, что произведение на самом деле было посвящено дирижеру Иоганну Гербеку. [ 6 ]
Версии и редакции
[ редактировать ]Брукнер сделал четыре последовательных редактирования работы: в 1876, 1877, 1881 и с 1890 по 1893 год. [ 12 ]
- Первое издание (Доблингер, 1894 г.), отредактированное Джозефом Шалком ; переиздание Вёсса (1924)
- Издание Хааса (1944, 1952)
- Издание Новака (1960)
- Ганс Фердинанд Редлих ( Эйленбург , 1967)
- Новое издание Хокшоу (2005)
Первое издание 1894 года содержало «многочисленные ложные направления исполнения и артикуляции, а также масштабную реоркестровку, особенно духовых инструментов». [ 20 ] Брукнер разозлился, когда увидел это в печати, и прокомментировал примеры параллельных октав, которые он исключил в своих собственных исправлениях. [ 13 ]
В 1944 году Роберт Хаас выпустил издание в рамках Gesamtausgabe , которое было заменено изданием Леопольда Новака 1960 года, а совсем недавно изданием Пола Хокшоу 2005 года. Эти три редактора имели доступ к различным рукописям и современным копиям. Ганс Фердинанд Редлих, с другой стороны, не принял участие в своем издании Эйленбурга и пожаловался, что Новак отказал ему в доступе. [ 21 ]
В нынешнем Gesamtausgabe Пола Хокшоу представлены две версии, которые Брукнер считал окончательными, - версии 1883 и 1893 годов, так что исполнителям предоставляется возможность выбора между двумя версиями. [ 1 ]
Параметр
[ редактировать ]Произведение предназначено для SATB хора и солистов , а также оркестра (2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнета си-бемоль, 2 фагота , 2 валторны фа, 2 валторны си-бемоль, 2 трубы до мажор, альт, тенор и бас- тромбоны , литавры и струнные), а также орган ad libitum . [ 1 ]
Орган, присутствующий в издании Wöss, [ 22 ] отсутствует в издании Haas и помещен «ad libitum» в текущий Gesamtausgabe . «Орган служит прежде всего для выделения значительных отрывков, для увеличения их звуковой яркости». [ 22 ]
Работа разделена на шесть частей:
- Кирие – Модерато, фа минор
- Глория – Аллегро, до мажор
- Кредо – Аллегро, до мажор
- Санктус – Модерато, фа мажор
- Бенедикт – Аллегро модерато, ля-бемоль мажор
- Agnus Dei – Анданте, фа минор с переходом к фа мажор
Общая продолжительность: около 62 минут [ 1 ]
«Глория» начинается со слов «Gloria in excelsis Deo», а «Credo» со слов «Credo in unum Deum» в исполнении всего хора, а не в григорианском стиле солистом, как в предыдущих мессах Брукнера. . Обстановка более симфоническая, чем в Мессе № 1 , с большим вкладом солистов. Брукнер указал такты 170–179 «Глории» - части последней «Miserere nobis» - как необязательные. Пока эти десять тактов записали лишь несколько дирижеров. В то время как «Глория» заканчивается фугой во всех мессах Брукнера , в мессе № 3, как и в его предыдущей «Торжественной мессе» , «Кредо» также заканчивается фугой, «классической чертой». [ 23 ] В этой фуге следующей голосовой записи предшествует возглас «Credo, credo», поддерживаемый органом. Тема «Agnus Dei» чем-то напоминает тему « Торжественной мессы» . «Dona nobis» возобновляет тему «Kyrie» в мажорном режиме и напоминает тему фуги «Gloria» и последнюю фразу «Credo».
На состав Фа-минорной мессы, возможно, повлияли ля поздние Месса № 5 Шуберта -бемоль мажор и Месса № 6 ми-бемоль мажор . [ 24 ]
Примечания
[ редактировать ]- Брукнера Симфония № 2 цитирует в финале как «Кирие», так и «Кирие». [ 25 ] и «Бенедикт» в его Адажио. [ 26 ] [ 27 ]
- В Адажио Симфонии № 9 , такт 139, также цитируется призыв гобоя «Кирие » .
Избранная дискография
[ редактировать ]Выпущено около 70 записей Месса № 3 Брукнера.
Первая полная запись мессы была сделана Морисом Кесслером с Музыкальным союзом Оберлина и Консерваторским оркестром Кливленда в 1949 году. Из других записей эпохи LP можно отметить Ойгена Йохума запись с Симфоническим оркестром и хором Баварского радио на Deutsche Grammophon. , [ 28 ] и Карла Форстера с Берлинским симфоническим оркестром и хором собора Св. Ядвиги были переизданы на компакт-диск. По мнению Ганса Рулофса, записи Йохума и Форстера относятся к лучшим записям мессы. [ 29 ]
Последняя запись Мэтью Беста с Corydon Singers была встречена критиками, особенно за то, что Бест не приглушил «вагнеровский элемент в великолепном Бенедикте». [ 30 ] Запись Франца Антона Крагера, 2013 г. [ 31 ] [ 32 ] с Хьюстонским симфоническим хором является хорошим примером того, как мощный орган используется для усиления частей тутти хора и оркестра мессы. [ 29 ]
Другими превосходными записями, по мнению Ганса Рулофса, являются записи Карла Рихтера (первое издание Шалка), Ловро фон Матачича, Колина Дэвиса, Хайнца Рёгнера и Франца Вельзера-Мёста, а также более поздние записи Рикардо Луны, Робина Тиччати и Герда Шаллера. .
Запись Дэвиса (1988) — одна из лучших в Третьей мессе. Как с точки зрения интерпретации, так и с точки зрения звука, это великолепная запись, в которой сбалансированы забота и эмоции.
Запись Луны (2008) показывает другую сторону творчества Брукнера. Здесь создает музыку не безмятежный ум, а человек, переполненный энергией. «Захватывающая» запись Третьей Мессы.
Концертная запись под управлением Тиччати (2013) дышит другим духом: здесь характерной чертой является сдержанность; более того, партитура тонко реализуется снова и снова. Прекрасно сбалансированное исполнение.
Запись Шаллера (2015) звучит четко и живо. Успешная запись, в которой можно было практически обойти скалы церковной акустики. [ 29 ]
- Ойген Йохум, Симфонический оркестр и хор Баварского радио, Антон Новаковски (орган) – LP: DG 18829 – CD: DG 423 127-2 (бокс-сет из 4 компакт-дисков), 1962 (издание Haas)
- Карл Форстер, Берлинский симфонический оркестр и хор собора Святой Ядвиги - LP: Electrola E/STE 80715 - компакт-диск: EMI 697-252 180-2 (Коробка из 3 компакт-дисков), 1962 (издание Haas)
- Карл Рихтер , Singverein der Gesellschaft der Musikfreunde и Tonkunstlerorchester , Вена - компакт-диск: Kapellmeister KMS-064, 1974 (первое издание Шалка, с дополнительными тактами 170–179 из "Глории")
- Ловро фон Матачич , хор и оркестр филармонии - компакт-диск: Premiere Opera 4286, Live Royal Festival Hall, Лондон, 8 марта 1981 г. - с Дворжака Te Deum . NB: Любопытно, что в этой записи начало «Глории и Кредо» произносится солистом – как и в более ранних мессах Брукнера – до начала выступления хора. [ 29 ]
- Колин Дэвис , Симфонический оркестр и хор Баварского радио, Эльмар Шлотер (орган) - компакт-диск: Philips 422 358-2, 1988 (с дополнительными тактами 170–179 «Глории»)
- Хайнц Рёгнер , Rundfunkchor Berlin и RSO Berlin – компакт-диск: Ars Vivendi 2100 173, 1988
- Мэтью Бест , Corydon Singers and Orchestra – компакт-диск: Hyperion CDA 66599, 1992 (с Псалмом 150 ).
- Франц Вельзер-Мест , Лондонский филармонический оркестр и Линцер Моцарт-Хор - компакт-диск: EMI CDC5 56168 2, 1995 (издание Новака, с дополнительными тактами 170–179 из «Глории»)
- Рикардо Луна, Венский мадригальхор, Chorvereinigung Schola Cantorum и симфонический оркестр Венской народной оперы, Иштван Матиас (орган) - компакт-диск, выпущенный Венским мадригалхором: WMCH 024, 2008. Живая премьера версии 1883 года (Ястребы - с ред.) Те Деум
- Робин Тиччати , Хор Баварского радио и Бамбергский симфонический оркестр - компакт-диск: Tudor 7193, 2013 (вживую)
- Франц Антон Крагер и Мишель Перрен Блэр, Симфонический хор Хьюстона, Школьный оркестр Мура и Сигурд Огаард (орган), Антон Брукнер: Symphonisches Praeludium, Месса № 3 фа минор, Органная импровизация Постлюдии – CD/BD: abruckner.com BSVD 0116, 2013 г. (с дополнительными планками 170–179 «Глории») - с Аве Марией, WAB 7 в качестве оффертория
- Герд Шаллер , Брукнер – Месса 3, Псалом 146 , Органные произведения , Хор Мюнхенской филармонии и Фестиваль филармонии , компакт-диск: Profile Hänssler PH16034, 2016.
- Карстен Шторк, Антон Брукнер - Месса фа минор , хоры Высокого собора в Майнце, Оркестр Майнцского собора, Даниэль Бекманн (орган) - компакт-диск: Rondeau ROP6161, 2018 (версия 1893 года)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Антон Брукнер – Критическое полное издание: Реквием, мессы и Te Deum
- ^ Л. Новак
- ^ Р. Симпсон, с. 19
- ^ Шёнцелер 1978 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с Редлих 1967 , с. 35
- ^ Jump up to: а б Хокшоу 2005 , с. xi
- ^ Jump up to: а б Хокшоу 1997 , с. 3
- ^ Уотсон 1975 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Шёнцелер 1978 , с. 60
- ^ Jump up to: а б с Звол 2012 , стр. 690–694
- ^ Хартен 1996 , с. 285.
- ^ Jump up to: а б Хокшоу 1997 , с. 18
- ^ Jump up to: а б Хокшоу 1997 , с. 31
- ^ Хокшоу 1997 , с. 19
- ^ Джексон 1997 , с. 395.
- ^ Мастера немецкой музыки в своих письмах , Х. Брандт (редактор), с. 442, 1928 г.
- ^ Хокшоу 2005 , с. xii.
- ^ Хокшоу 1997 , с. 8.
- ^ Дети 2000 , стр. 126–127.
- ^ Хокшоу 1997 , с. 30.
- ^ Редлих 1967 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Великая месса № 3 фа минор Антона Брукнера - небольшое издание оркестровой партитуры Эйленбурга, предисловие Йозефа В. фон Вёсса , Universal Edition , 1924 г.
- ^ Хокшоу 2004 , с. 50.
- ^ Хокшоу 2013 .
- ^ Симпсон 1967 , с. 62. Отрывок примерно в 6 тактов обычного времени со страницы 33 Universal Edition (под редакцией Йозефа В. фон Вёсса) цитируется полная партитура мессы.
- ^ Симпсон 1967 , с. 54.
- ^ Браун 2002 , с. 193.
- ^ Ловалло 1991 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б с д Комментируемая дискография Рулофса
- ^ Джонсон 2008 , с. 361.
- ^ Редакционный обзор Amazon записи Крагера
- ^ Критический обзор записи Крагера на MusicWeb International.
Источники
[ редактировать ]- Браун, А. Питер (2002). Второй золотой век венской симфонии: Брамс, Брукнер, Дворжак, Малер и избранные современники . Индианаполис: Издательство Университета Индианы.
- Хартен, Уве (1996). Антон Брукнер. Руководство . Зальцбург: Резиденц Верлаг. ISBN 3-7017-1030-9 .
- Хокшоу, Пол (1997). «Анатомия перемен: изменения Антона Брукнера к мессе фа минор». У Тимоти Л. Джексона ; Пол Хокшоу (ред.). Исследования Брукнера . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Хокшоу, Пол (2004). «Большие священные композиции Брукнера». В Джоне Уильямсоне (ред.). Кембриджский компаньон Брукнера . Кембриджские спутники музыки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- собрание сочинений: Том Брукнер : Антон Полное
- Хокшоу, Пол (2013). «Антон Брукнер и австрийская хоровая традиция». В Донне М. Ди Грация (ред.). Хоровая музыка XIX века . Рутледж. ISBN 978-1-136-29409-9 .
- Киндер, Кейт Уильям (2000). Духовая и духовая хоровая музыка Антона Брукнера . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
- Джексон, Тимоти Л. (1997). «Октавен» Брукнера . Музыка и письма . 78 (3): 391–409. дои : 10.1093/мл/78.3.391 .
- Джонсон, Стивен (2008). «Антон Брукнер, Массы № 1–3». Во ржи Мэтью (ред.). 1001 классическая запись, которую вы должны услышать, прежде чем умереть . Нью-Йорк: Вселенная.
- Ловалло, Ли Т. (1991). «Месса № 3 фа минор». Антон Брукнер: Дискография . Нью-Йорк: Роуман и Литтлфилд.
- Редлих, Ганс Фердинанд (1967). Месса фа минор (редакция 1881 г.) (предисловие). Лондон: Эрнст Эйленбург.
- Шёнцелер, Ханс-Хуберт (1978). Брукнер . Лондон: Мэрион Боярс.
- Симпсон, Роберт (1967). Сущность Брукнера: очерк понимания его музыки . Лондон: Виктор Голланц.
- Уотсон, Дерек (1975). Брукнер . Лондон: JM Dent & Sons.
- Звол, Корнелис ван . (2012). Антон Брукнер – Жизнь и работа , Буссум (Нидерланды): Тот. ISBN 90-686-8590-2 (на голландском языке)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Макс Ауэр , Антон Брукнер как церковный музыкант , Густав Боссе Верлаг, Регенсбург, 1927, стр. 137–166.
- Антон Брукнер, Полное собрание сочинений, Critical Complete Edition - Том 14: Месса фа минор (оригинальная версия) , Bruckner-Verlag, Роберт Хаас (редактор), Лейпциг, 1944 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мессе №. 3 f-Moll (WAB 28) Критическая дискография Ганса Рулофса (на немецком языке)
- Месса № 3 (Брукнер) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Видео на YouTube , Игорь Андриевский с Национальной филармонией Украины (2008) (издание Schalk-Wöß)
- Видео на YouTube , Кристфрид Гёккериц с оркестром и хором Ростокского университета музыки и театра , камерным хором Vocalisti Rostochiensis, хором Musikgymnasiums [ ( 2015)
- Видео на YouTube , Герберт Бломстедт с хором Dänischer Rundfunk , а также NDR Chor и NDR Sinfonieorchester , Музыкальный фестиваль Шлезвиг-Гольштейн (1996)
- Видео на YouTube , Папская Пятидесятницы месса в Венском соборе с мессой фа минор, Маркус Ландерер (дирижер) - живая запись 5 июня 2022 г.