Симфонии Антона Брукнера
Австрийский композитор Антон Брукнер сочинил одиннадцать симфоний, первую — Симфонию фа минор в 1863 году, последнюю, неоконченную Девятую симфонию — с 1893 по 1896 год.
Фа-минорная симфония Брукнера 1863 года первоначально называлась Симфонией № 1, а в письме своему другу Рудольфу Вайнвурму от 29 января 1865 года Брукнер описал симфонию до-минор, над которой он в то время работал, как свою Симфонию № 2. Позже Брукнер решил оставить фа-минорную симфонию без номера и назвал до-минор. симфонию 1865/66 года его «Симфония № 1». Точно так же симфония ре минор 1869 года первоначально называлась Симфонией № 2, а симфония до минор 1872 года была его Симфонией № 3. В какой-то момент в 1872 или 1873 году Брукнер решил оставить симфонию ре минор без номера. , а симфонию до-минор 1872 года он назвал своей «Симфонией № 2». [ 1 ]
Линцский период
[ редактировать ]Симфония фа минор
[ редактировать ]Отто Китцлер , последний учитель композиции Брукнера, поставил перед ним три заключительные задачи как кульминацию учебы: хоровое произведение ( Псалом 112 ), увертюра ( Увертюра соль минор ) и симфония. Симфония фа минор была завершена в 1863 году. Позднее Брукнер отверг это произведение, но не уничтожил его. Хотя это определенно напоминает одного из более ранних композиторов, таких как Роберт Шуман , [ 2 ] он также несет в себе черты более позднего стиля Брукнера. [ 3 ] Китцлер просто отметил, что работа «не очень вдохновила». Впервые она была исполнена в 1924 году и полностью опубликована только в 1973 году. Иногда ее называют «Симфонией № 00». [ 4 ]
Симфония № 1 до минор
[ редактировать ]Симфония № 1 Брукнера до минор , иногда называемая Брукнером « das kecke Beserl » (примерно переводится как «дерзкая горничная»), [ 5 ] – была завершена в 1866 году, но оригинальная рукопись этой симфонии не была реконструирована до 1998 года. Вместо этого она широко известна в двух версиях: так называемой Линцской версии , основанной главным образом на ритмических изменениях, сделанных в Вене в 1877 году, и полностью переработанная Венская версия 1891 года.
Симфония ре минор
[ редактировать ]Следующей симфонией Брукнера стала Симфония ре минор 1869 года, так называемая «Симфония № 0» («Die Nullte»), произведение, которое подверглось столь резкой критике, что Брукнер полностью отказался от нее. При его жизни оно вообще не исполнялось.
Симфония си-бемоль мажор
[ редактировать ]Следующей попыткой Брукнера стал набросок первой части Симфонии си-бемоль мажор, но впоследствии он над ней больше не работал. Существует единственная, недавняя коммерчески доступная запись этого скетча: Рикардо Луна, Брукнер неизвестен , CD Preiser Records PR 91250, 2013. [ 6 ]
Венский период
[ редактировать ]Симфония № 2 до минор
[ редактировать ]Симфония № 2 до минор 1871/1872 года перерабатывалась в 1873, 1876, 1877 и 1892 годах. Иногда ее называют Симфонией пауз из -за драматического использования пауз всего оркестра, которые подчеркивают форму произведения. В издании Каррагана версии 1872 года Скерцо занимает второе место, а Адажио - третье. Он в том же ключе, что и № 1. [ 7 ]
Симфония № 3 ре минор
[ редактировать ]Брукнер сочинил Свою Симфонию № 3 ре минор в 1873 году. Он подарил ее Вагнеру вместе со Второй, спрашивая, какую из них он мог бы посвятить ему. Вагнер выбрал Третью, и вскоре после этого Брукнер прислал ему чистовую копию, поэтому оригинальная версия Симфонии Вагнера так хорошо сохранилась, несмотря на поправки, внесенные в 1874, 1876, 1877 и 1888–1889 годах. Одним из факторов, который помог Вагнеру выбрать, какую симфонию принять для посвящения, было то, что Третья содержит цитаты из музыкальных драм Вагнера, таких как «Валькирия» и «Лоэнгрин» . [ 8 ] Большинство этих цитат было удалено в исправленных версиях.
Симфония № 4 ми-бемоль мажор, Романтическая
[ редактировать ]Брукнера Симфония № 4 ми-бемоль мажор стала его первым большим успехом. Она более известна как « Романтическая симфония» — единственный эпитет, присвоенный симфонии самим композитором. В версию 1874 года играли редко; успех пришел в 1878 году, но только после серьезных изменений, включая совершенно новое скерцо и финал, и снова в 1880–1881 годах, снова с полностью переписанным финалом. Премьера этой версии состоялась в 1881 году (под управлением Ганса Рихтера ). Брукнер внес более мелкие изменения в эту симфонию в 1886–1888 годах.
Симфония № 5 си-бемоль мажор
[ редактировать ]Брукнера Симфония № 5 си-бемоль мажор венчает наиболее продуктивную эпоху его творчества, завершившуюся в начале 1876 года. До недавнего времени была известна только тщательно переработанная версия 1878 года. В 2008 году оригинальные концепции этой симфонии были отредактированы и исполнены Акирой Наито с Токийским оркестром Нового города. [ 9 ] Многие считают эту симфонию прижизненным шедевром Брукнера в области контрапункта . Например, Финал представляет собой объединенную часть формы фуги и сонаты: первая тема (характеризующаяся скачком на октаву вниз) появляется в экспозиции как четырехголосная фуга на струнных инструментах, а первой звучит заключительная тема экспозиции. как хорал в духовых инструментах, затем как четырехголосная фуга в развитии и завершающаяся двойной фугой с первой темой при репризе; кроме того, в коде сочетаются не только эти две темы, но и основная тема первой части. Брукнер никогда не слышал, чтобы ее играл оркестр. [ 10 ]
Симфония № 6 ля мажор
[ редактировать ]Симфония № 6 ля мажор, написанная в 1879–1881 годах, представляет собой произведение, которым часто пренебрегают; [ 11 ] хотя ритм Брукнера (две четверти плюс четверть-триоль или наоборот) является важной частью его предыдущих симфоний, он пронизывает это произведение, особенно в первой части, что особенно затрудняет его исполнение.
Симфония № 7 ми мажор
[ редактировать ]Симфония № 7 ми мажор была самой любимой публикой из симфоний Брукнера того времени и пользуется популярностью до сих пор. Она была написана в 1881–1883 годах и переработана в 1885 году. В то время, когда Брукнер приступил к работе над этой симфонией, он осознавал, что смерть Вагнера неминуема, и поэтому Адажио является для Вагнера медленной скорбной музыкой (кульминация части приходится на репетицию). буква W), и впервые в творчестве Брукнера вагнеровские тубы . в состав оркестра включены [ нужна ссылка ]
Симфония № 8 до минор
[ редактировать ]Брукнер начал сочинение своей Симфонии № 8 до минор в 1884 году. В 1887 году Брукнер отправил произведение Герману Леви , дирижеру, который привел его Седьмую симфонию к большому успеху. Леви, который говорил, что Седьмая симфония Брукнера была величайшей симфонией, написанной после Бетховена, считал, что Восьмая представляет собой запутанную путаницу. Опустошенный оценкой Леви, [ 12 ] Брукнер переработал работу, иногда с помощью Франца Шалка , и завершил эту новую версию в 1890 году. Дерик Кук пишет, что «Брукнер не только перекомпоновал [Восьмую]... но и значительно улучшил ее во многих отношениях.... Это единственная симфония, которую Брукнер не смог полностью реализовать в своей первой определенной версии, и к которой не может быть и речи о возвращении». [ 13 ]
Симфония № 9 ре минор
[ редактировать ]Последним достижением жизни Брукнера стала его Симфония № 9 ре минор , которую он начал в августе 1887 года и которую посвятил «Богу Возлюбленному». Первые три части были завершены к концу 1894 года, на создание одного только Адажио ушло 18 месяцев, а последние восемнадцать месяцев жизни Брукнера были посвящены финалу четвертой части. Работа задерживалась из-за плохого здоровья композитора и его необходимости перерабатывать свои ранние симфонии, и к моменту своей смерти в 1896 году он не закончил и последнюю часть. Первые три части оставались неисполненными до их премьеры в Вене (в сильно переработанной версии Фердинанда Лёве ) 11 февраля 1903 года. Брукнер предложил использовать свой Te Deum в качестве финала, который завершил бы дань уважения Бетховена Девятой симфонии (также в Ре минор ). Проблема заключалась в том, что Te Deum – до мажор , а Девятая симфония – ре минор , и, хотя Брукнер начал набрасывать переход от тональности Адажио ми мажор к торжествующей тональности до мажор, он не стал развивать эту идею. . [ 14 ] К моменту своей смерти 11 октября 1896 года Брукнер завершил большую часть, если не весь, финала четвертой части, написав примерно 560 тактов в пронумерованных последовательных бифолио, написанных рукой Брукнера. Было предпринято несколько попыток собрать, при необходимости дополнить и подготовить к исполнению сохранившийся рукописный материал Финала. Два наиболее известных завершения принадлежат Уильяму Каррагану (1983–2010) и комитету музыковедов, композиторов и дирижеров – Никола Самале, Джону Филипсу, Бенджамину-Гуннару Корсу и Джузеппе Маццуке (SPCM, 1984–2012).
Дирижеры
[ редактировать ]Яша Хоренштейн сделал первую электронную запись симфонии Брукнера (№ 7) с Берлинским филармоническим оркестром в 1928 году.
Бруно Вальтер , который выступал в качестве «посла» Брукнера в Соединенных Штатах, в конце своей карьеры сделал знаменитые записи 4, 7 и 9 симфоний и написал эссе на тему «Брукнер и Малер». Отто Клемперер сделал одну из первых двух записей Брукнера (Адажио Восьмой симфонии 1924 года). [ 15 ] Позже он записал Симфонии 4–9. [ 16 ] Вильгельм Фуртвенглер дебютировал как дирижер с Девятой симфонией в 1906 году и постоянно дирижировал Брукнером на протяжении всей своей карьеры. Другими пионерами Брукнера были Ф. Чарльз Адлер и Фолькмар Андреа .
Ганс Кнаппертсбуш необычно продолжал исполнять первые опубликованные издания симфоний Брукнера даже после того, как стали доступны критические издания. Ойген Йохум много раз записывал нумерованные симфонии Брукнера, как и Герберт фон Караян . Гюнтер Ванд , помимо аудиозаписей, делал также видеозаписи своих концертов в Брукнере. Георг Тинтнер в конце жизни получил признание за полный цикл записей на лейбле Naxos.
В Японии симфонии Брукнера поддерживал Такаши Асахина , и на компакт-дисках было выпущено несколько концертных записей каждой симфонии под управлением Асахины.
Румынский . дирижер Серджиу Челибидаке не дирижировал всеми симфониями Брукнера, но те, которые он дирижировал, привели к очень широкому прочтению и, возможно, к самому длинному описанию произведений из когда-либо зарегистрированных Особенно это касается Восьмой симфонии , которая длится более 100 минут. Хотя он никогда не делал коммерческих записей Брукнера, после его смерти было выпущено несколько записей концертных выступлений. Его ученик Кристиан Мандил записал в 1980 году девять пронумерованных симфоний с Филармоническим оркестром Клуж-Напоки.
Элиаху Инбал записал ранний цикл — первый, включающий все 11 симфоний, — в который вошли некоторые ранее не записывавшиеся версии. Например, Инбаль был первым дирижером, записавшим первую версию Третьей, Восьмой и завершенный финал Девятой симфоний Брукнера. Даниэль Баренбойм записал один 10-симфонический цикл симфоний Брукнера с Чикагским симфоническим оркестром , а более поздний 9-симфонический цикл с Берлинским филармоническим оркестром . Оба они примечательны включением последней завершенной симфонической композиции Брукнера «Гельголанд» (1893) для мужского хора и большого оркестра. В 2017 году Баренбойм и Государственная капелла Берлина представили девять пронумерованных симфоний в серии концертов в Карнеги-холле в Нью-Йорке. [ 17 ] Сэр Георг Шолти также записал цикл из 10 симфоний с Чикагским симфоническим оркестром. Бернар Хайтинк записал 10-симфонический цикл симфоний Брукнера с оркестром Концертгебау , а также перезаписал несколько симфоний с Венским филармоническим оркестром и Берлинским филармоническим оркестром. Станислав Скровачевский записал все 11 симфоний с Симфоническим оркестром Рундфанка Саарбрюккена .
В 1980-х годах Геннадий Рождественский записал полный цикл из одиннадцати симфоний, включая две версии Симфонии № 1, три версии Симфонии № 3, а также ее Адажио 1876 года, две версии Симфонии № 4, а также его «Финал Фольксфеста» 1878 года и реоркестрация Малера , а также Самале и Маццуки. завершение финала Симфонии № 9. В цикл не вошли ни версия Симфонии № 2 1872 года, ни версия Симфонии № 4 1888 года, поскольку они еще не были опубликованы. Версия Симфонии № 8 1887 года, записанная, по всей видимости, в феврале 1988 года, так и не была выпущена. Цикл Рождественского до сих пор остается наиболее полным циклом на сегодняшний день. [ 18 ]
Карло Мария Джулини специализируется на поздних симфониях Брукнера, а также на Симфониях № 2. Джузеппе Синополи на момент его смерти записывал все симфонии Брукнера.
Совсем недавно Риккардо Шайи , Кристоф фон Донаньи , Кристиан Тилеманн , Марис Янсонс и Бенджамин Зандер записали несколько симфоний Брукнера. Леон Ботштейн — последний дирижер, записавший недостоверные версии симфоний Брукнера (например, версия Пятой симфонии Шалка 1894 года). В 2015 году Симона Янг завершила свой цикл из всех 11 симфоний с Гамбургским филармоническим оркестром. Маркус Босх и Георг Тинтнер также записали полные циклы всех 11 симфоний. Реми Балло в 2019 году записал 6 из запланированного полного цикла в церкви базилики Святого Флориана. Герд Шаллер записал все 11 симфоний, а также Мессу № 3 и Псалом 146 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид Григель - Версии симфонии Брукнера (ред. 2009 г.)
- ^ Уве Хартен , Антон Брукнер - Справочник, Residenz Verlag , Зальцбург, 1996, стр. 410 - ISBN 3-7017-1030-9
- ^ MWV - Антон Брукнер: Симфония фа минор
- ^ Геннадий Рождественский - Брукнер, Симфонии фа минор под названием «Симфония «Двойной ноль»» - Le Chant du Monde, LDC 278. 852
- ^ Ханс-Хуберт Шёнцелер (1970): 67. «Номер 1 он всегда называл « das kecke Beserl » (невозможно перевести на английский - возможно, «нахальный паршивец»)».
- ^ «Симфония си-бемоль мажор (эскиз)» . Abruckner.com . Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ Дерек Уотсон, Брукнер . Нью-Йорк: Schuster & Macmillan (1997): 80. «То, что Симфония № 2 до минор, фактически была приведена в качестве доказательства наивности Брукнера как композитора».
- ^ Роберт Симпсон , Сущность Брукнера: эссе к пониманию его музыки. Лондон: Victor Gollancz Ltd (1977): 64. «В это время Брукнер был более одержим музыкой Вагнера, чем в любое другое время своей жизни, и симфония содержала ряд преднамеренных цитат, в основном из « Тристана и Изольды» , «Валькирии». и Die Meistersinger . Эту версию увидел Вагнер, и Брукнер прислал ему чистовую копию; партитура 1874 года».
- ^ «Дискография Симфонии №5» . Abruckner.com . Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ Дерек Уотсон, Брукнер . Нью-Йорк: Schuster & Macmillan (1997): 101. Пятая была «единственной из его пронумерованных и завершенных симфоний, из которой он никогда не слышал ни одной сыгранной ноты».
- ^ Роберт Симпсон (1977): 123. «Шестая - самая короткая из полностью зрелых симфоний. Ей всегда пренебрегали, и я никогда не мог понять, почему, поскольку она постоянно поражала меня ... как одну из его самых красивые и оригинальные произведения; его собственное высокое мнение о них кажется вполне оправданным».
- ^ Дерек Уотсон, Брукнер . Нью-Йорк: Schuster & Macmillan (1997): 113. «Восьмая», «которую он считал своей лучшей работой, вызвала у него самое большое эмоциональное напряжение за всю его карьеру».
- ^ Дерик Кук, Нью-Гроув (1980) , 3:361.
- ^ Роберт Симпсон (1977): 181–182. «Когда Брукнер понял, что может не закончить Девятую, он предложил использовать Te Deum в качестве финала, а наличие в набросках мотива… привело к предположению, что он сочиняет некое связующее звено между два произведения Нет никаких оснований полагать, что Брукнер, даже в плохом состоянии здоровья и ума в последние несколько месяцев своей жизни, считал использование до мажор Te Deum в финале симфонии ре минор чем-то большим, чем просто простое произведение. временное решение».
- ^ Лайонел Таккини. «Аркор.де» . Home.arcor.de . Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ https://www.amazon.co.uk/Bruckner-Symphonies-4-9-Otto-Klemperer/dp/B008YKRRH2 ; https://www.gramophone.co.uk/review/bruckner-symphony-no-4-28
- ^ «Симфонический цикл Брукнера - Staatskapelle Berlin, Даниэль Баренбойм, музыкальный руководитель и дирижер - 19–29 января 2017 г.» , подробности выступления, Карнеги-холл
- ^ Геннадий Рождественский и версия Симфонии № 8 1887 года.