Христос стал , WAB 10
Он стал Христом | |
---|---|
Вдохновлен Антоном Брукнером | |
![]() Молитва в Елеонском саду , Хосе Антолинес | |
Ключ | Ре минор |
Каталог | ВАБ 10 |
Форма | Постепенный |
Текст | Он стал Христом |
Язык | латинский |
Выполненный | 8 декабря 1873 г Вена .: |
Опубликовано | 1934 Вена : |
Подсчет очков | ССААТТББ Хор |
Инструментальный |
|
Christus factus est (Христос стал послушным), WAB 10, — священный мотет Антона Брукнера , его второй вариант латинского постепенного Christus factus est , написанный в 1873 году. Несколькими десятилетиями ранее, в 1844 году, он сочинил еще одну пьесу на ту же тему. текст как постепенный для Messe für den Gründonnerstag (WAB 9). В 1884 году Брукнер сочинил третью, более известную постановку ( WAB 11 ) для хора а капелла .
История
[ редактировать ]Брукнер сочинил мотет в 1873 году, и впервые он был исполнен 8 декабря 1873 года в Венской Хофмузиккапелле на празднование Марии Эмпфенгнис (праздника Непорочного зачатия ). [ 1 ]
Рукопись, копия которой хранится в Австрийской национальной библиотеке , была уничтожена в 1945 году. [ 2 ] На своей рукописи Брукнер написал «Besser ohne Violinen» (лучше без скрипок). [ 1 ] [ 3 ] По мнению Р. Луна, это «значило бы, что он задумал произведение идеально для восьмичастного хора с краткими выступлениями тромбонов и что он написал струнные Colla Parte». [ 4 ] во избежание проблем с интонацией. [ 5 ]
Произведение было впервые опубликовано Людвигом Берберихом в Вене в 1934 году без струнных инструментов (скрипки заменены альтовым голосом в тактах 1–14 ). Новое издание (Nowak-Bauernfeind) соответствует оригинальной рукописи. [ 6 ]
Музыка
[ редактировать ]Произведение ре минор, состоящее из 61 такта , исполнено для восьмичастного смешанного хора, трех тромбонов, двух скрипок и [ 3 ] и альт , виолончель и контрабас . [ 7 ] [ 1 ] [ 6 ]
Первая часть (такты 1–12), мелодия дорийского лада , исполняемая голосами сопрано и альта в унисон , сопровождается контрапунктом первой и второй скрипок, заканчивается на « autem Crus ».
Вторая часть (такты 13–21), фугато , модулируется до си-бемоль мажор и заканчивается в тактах 20–21 in forte на « exaltavit illum ».
Третья часть (такты 22–31), поддержанная струнными и тромбонами, заканчивается кульминацией ля ♭ мажор на песне « dedit illi nomen ». [ 2 ]
Четвертая часть (такты 31–61) начинается пианиссимо и последовательными записями восьми голосов – от самой низкой до самой высокой вокальных партий – образуя «пирамиду» звука, основанную на педальном тоне A ♭ , что приводит к дальнейшей кульминации. до мажор . За ним в такте 38 следует вторая «пирамида», которая следует той же процедуре и заканчивается ре мажор .
Кода кульминацией на « quod est super » начинается в 45-м такте с третьей «пирамиды», обладающей большим драматическим эффектом, и заканчивается в 51-53-м тактах капелла а ре минор . Вторая часть кода (такты 53–61), исполняемая а капелла , представляющая собой чёткую цитату кода Кирие Мессы ми минор , заканчивается пианиссимо ре мажор. [ 5 ]
«Это произведение следует ценить как одно из самых выразительных и монументальных произведений духовной музыки Брукнера…», - так прокомментировал музыковед Леопольд Новак . свое впечатление от произведения [ 6 ]
Дискография
[ редактировать ]Есть только две записи этой обстановки Christus factus est : [ 8 ]
- Джонатан Браун, аббатства Илинг Хор , Антон Брукнер: Священные песнопения - компакт-диск: Herald HAVPCD 213, 1997 (полностью а капелла )
- Рикардо Луна, Hard-Chor Linz, Ensemble Wien-Linz, Брукнер неизвестен - компакт-диск: Preiser Records PR 91250, 2013 (по оригинальной партитуре) - также можно услышать на YouTube: Christus factus est, оригинальная версия, WAB10
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с К. ван Звол, с. 706
- ^ Jump up to: а б У. Хартс, с. 120
- ^ Jump up to: а б Mus.Hs.442 (Австрийская национальная библиотека)
- ^ рукопись A-SF20-42, Stift St. Florian
- ^ Jump up to: а б Р. Луна, буклет компакт-диска PR 91250
- ^ Jump up to: а б с Антон Брукнер - Полное собрание сочинений, Том XXI/26
- ^ A-SF20-42 (Стифт Сент-Флориан)
- ↑ Христос стал , WAB 10 — Критическая дискография
Источники
[ редактировать ]- Антон Брукнер - Полное собрание сочинений, Том XXI: Малые церковные музыкальные произведения , Музыковедческое издательство Международного общества Брукнера, Ганс Бауэрнфейнд и Леопольд Новак (редактор), Вена, 1984/2001
- Корнелис ван Звол, Антон Брукнер 1824–1896 – Жизнь и творчество , изд. Тот, Буссум, Нидерланды, 2012 г. ISBN 978-90-6868-590-9
- Уве Хартен , Антон Брукнер. Руководство . Резиденция Верлаг , Зальцбург, 1996 год. ISBN 3-7017-1030-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Christus factus est, WAB 10 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Бесплатные партитуры для Christus Factus Est, WAB 10 в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Christus Factus est d-Moll, WAB 10 (1873) Критическая дискография Ганса Рулофса (на немецком языке)
- Живые выступления
- Эндрю Льюис с хоралом Elgin Master (26 февраля 2018 г.): Брукнер - Christus factus est, WAB 10 - скрипки заменены органом (такты 1–14)
- Михаил Стенов во время празднования Вербного воскресенья 2019 года: Музыка для Вербного воскресенья/Вербного воскресенья (Страстной недели) 14 апреля 2019 г. Кармелитенкирхе Линц - в 11:26 с органным колла-парте
- Рикардо Луна с Венским хором Мадригал в 26:19 благотворительного концерта для собора Святого Стефана в Вене, 6 октября 2007 г. - струнный аккомпанемент заменен органом.