Харран
Харран | |
---|---|
Координаты: 36 ° 52'15 "N 39 ° 01'30" E / 36,87083 ° N 39,02500 ° E | |
Страна | Турция |
Провинция | Шанлыурфа |
Учредил | в. 2500–2000 гг. до н.э. |
Правительство | |
• Мэр | Махмут Озявуз ( МХП ) |
Область | 904 км 2 (349 квадратных миль) |
Высота | 360 м (1180 футов) |
Население (2022) [1] | 96,072 |
• Плотность | 110/км 2 (280/кв. миль) |
Часовой пояс | UTC+3 ( ТРТ ) |
Почтовый индекс | 63510 |
Код города | 0414 |
Веб-сайт | www |
Харран [а] — муниципалитет и район в провинции Шанлыурфа , Турция . [2] Его площадь составляет 904 км2. 2 , [3] а его население составляет 96 072 человека (2022 г.). [1] Это примерно в 40 километрах (25 милях) к юго-востоку от Урфы и в 20 километрах (12 милях) от сирийского пограничного перехода в Акчакале .
Харран был основан где-то между 25 и 20 веками до нашей эры, возможно, как торговая колония шумерскими торговцами из Ура . На протяжении своей ранней истории Харран быстро превратился в крупный Месопотамии культурный, торговый и религиозный центр . Он стал религиозно и политически влиятельным городом благодаря своей связи с богом луны Сином ; многие выдающиеся месопотамские правители консультировались и отремонтировали лунный храм Эхулхул в Харране. Харран попал под власть Ассирии при Адад-Нирари I ( годы правления 1305–1274 до н.э.) и стал столицей провинции, часто второй по значимости после самой ассирийской столицы Ассура . Во время распада Ассирийской империи Харран ненадолго служил последней столицей Неоассирийской империи (612–609 до н.э.).
Город продолжал занимать видное место после падения Ассирии и испытывал разную степень иностранного культурного влияния во времена правления нововавилонцев (609–539 до н.э.), Ахеменидов (539–330 до н.э.), македонцев (330–312 до н.э.) и Империи Селевкидов (312–132 до н. э.). В период классической античности Харран часто был предметом споров между Римской и Парфянской (позже Сасанидской ) империями. В 53 г. до н.э. Харран стал местом битвы при Каррах , одного из самых страшных военных поражений в римской истории. Харранский лунный культ Греха оказался живучим и просуществовал долго, вплоть до Средневековья , и, как известно, существовал еще в 11 веке нашей эры. Харран был захвачен халифатом Рашидун в 640 году и оставался важным городом в исламский период. Он процветал как центр науки и обучения и был местом расположения первого исламского университета ( Харранского университета ) [4] [б] и самая старая мечеть в Анатолии [с] ( Большая мечеть Харрана ). [6] Харран дважды служил столицей в средние века, сначала ненадолго при халифате Омейядов (744–750 гг.), а затем при эмирате Нумайридов (990–1081 гг.).
Город был завоеван Монгольской империей в 1260 году, но был в значительной степени разрушен и оставлен заброшенным в 1271 году. Хотя при некоторых более поздних режимах Харран сохранялся как военный форпост, на протяжении последних пяти столетий он в основном использовался как временное поселение местных кочевников. общества. Харран превратился в полупостоянное деревенское поселение в 1840-х годах, но лишь недавно превратился в постоянный город благодаря достижениям в области местной ирригации и сельского хозяйства. Харран был турецким районом до 1946 года, после чего он был понижен до уровня района Акчакале. В 1987 году он восстановил свой статус района. [7] Сегодня это главное местное туристическое место. Город особенно известен своими уникальными домиками-ульями , напоминающими постройки, которые уже существовали в Харране в древние месопотамские времена.
Топономия
[ редактировать ]Название Харран записано для города в самых ранних документах, упоминающих его, и остается в постоянном использовании и практически неизменным с древних времен. [8] Харран упоминается в ранних клинописных записях шумеров и хеттов как 𒌷𒊮𒆜 ( УРУ.ША.КАСКАЛ ), иногда сокращаемый до 𒆜 ( КАСКАЛ ), [9] транслитерируется как Харрану ( м ). [10] [11] Харрану буквально означает «путешествие», «караван» или «перекресток». [4] Его часто интерпретируют как «караванный путь». [11] или «пересечение маршрутов и путешествий». [8] переводится как ������������������ ( hrn Харран на арамейском языке ) . [12] חָרָן ( Харан ) на иврите , حَرَّان ( Харран ) на арабском языке , [13] Харран турецком языке на османском , [14] и Харран на современном турецком языке . [15]
Древние ассирийцы называли город Хузирина . [16] Харрану был эллинизирован до Каррая (Kάρραι). [17] в эллинистический период . [18] римляне Позже латинизировали греческое Карры в . название [18] [19] Из-за известности Харрана и Карр в исторических литературных источниках некоторые ученые используют составное название «Карра-Харран» для обозначения древнего города. [20] Во времена Византийской империи город продолжал называться Карры (Kάρραι), но иногда его также называли Элленополисом (Eλληνóπoλις), [17] «город греков - язычников » в связи с сильными там языческими традициями. [4] [10]
История
[ редактировать ]Список
Древний Ближний Восток (2500–539 до н.э.)
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Харран расположен на важном географическом перекрестке между реками Евфрат и Тигр , а также на границе древней месопотамской и анатолийской культур. Самые ранние известные поселения в регионе, окружающем Харран, датируются 10 000–8 000 до н. э., а поселения в его непосредственной близости, как известно, существовали к 6 000 до н. э. [11] Первоначально этот регион находился под контролем шумеров и был оккупирован древними семитоязычными людьми . хеттов, а затем около 2750 г. до н.э. [19] Самые ранние письменные упоминания о Харране предполагают, что сам город был основан ок. 2500 [8] –2000 г. до н.э. [4] [21] как торговый форпост торговцев из шумерского города Ура . [4] [21]
Харран с самого начала ассоциировался с месопотамским богом луны Нанной (позже известной как Син). [4] и вскоре стал считаться священным городом Луны. [10] [22] Эхулхул , («Храм радости») [23] Великий лунный храм Харрана уже существовал в городе ок. 2000 г. до н.э. [24] Син был главным божеством в Уре, где также располагался его главный храм. [25] но преданность Харрана Луне, возможно, также можно объяснить ее географией и климатом. По словам Дональда Фрю, солнце было естественным врагом в жарком и пустынном ландшафте, окружающем Харран, тогда как ночь (и, следовательно, луна) была более утешительной. [4] Однако считается, что у бога солнца Шамаша был храм в Харране. Другим выдающимся божеством в городе был сын Сина Нуску , бог света. [26]
Хотя об архитектуре и планировке Харрана до Средневековья почти ничего не известно, [27] Считается, что город был спроектирован по плану, напоминающему луну. [10] поскольку средневековые источники намекают на это. Какую форму Луны подразумевают источники, не ясно. [28]
Религиозные власти Харрана, выступавшие от имени Сина, считались подходящими гарантами и лицами, подписавшими политические договоры. Уже ок. В 2000 году до нашей эры в Эхулхуле был заключен мирный договор между Мари и Бану Ямина , аморейским племенем. Другие подписанные договоры, ссылающиеся на Син Харрана, включают договор 14-го века до нашей эры между Шуппилулиумой I из хеттов и Шаттивазой из Митанни , а также договор 8-го века до нашей эры между ассирийским царем Ашур-нирари V и Матиилу из Арпада . [24]
Харран превратился в крупный культурный, торговый и религиозный центр Месопотамии. [8] Помимо своего религиозного значения, Харран был также важен благодаря своему стратегическому расположению на пересечении торговых путей. [29] Поскольку через регион Харрана проходило множество товаров, он часто становился целью набегов. [30] В XIX веке до нашей эры земли вокруг Харрана были заняты конфедерациями полукочевых племен. [21] в следующем столетии аморейский царь Шамши-Адад I ( годы правления 1808–1776 до н.э.) начал экспедицию с целью завоевания региона вокруг Харрана и защиты торговых путей туда от враждебных сил. Сообщается, что [30] После падения царства Шамши-Адада I был независимым городом-государством в начале 18 века до нашей эры Харран какое-то время ; В архивах Мари времен Зимри-Лима ( годы правления 1775–1761 ) зафиксировано, что Харраном в его время правил король по имени Асди-Таким . [31] Позже Харран был включен в состав царства Митанни в 16 веке до нашей эры. [31]
Ассирия и Вавилония
[ редактировать ]Харран был отвоеван у Митанни ассирийским царем Адад-нирари I ( годы правления 1305–1274 до н. э.). [4] [32] Город не был прочно включен в состав Среднеассирийской империи до 1100-х годов до нашей эры. [33] до этого его часто занимали арамейцы . [26] При Ассирии Харран превратился в укрепленную провинциальную столицу, уступающую по значимости только столице самого Ассура . В X веке Харран был одним из немногих городов, наряду с Ашшуром, освобожденных от необходимости платить дань ассирийскому царю. [34] а в IX и VIII веках до нашей эры Харран стал резиденцией туртану , ассирийского главнокомандующего. [32]
Поскольку Харран был священным городом бога луны, многие месопотамские цари приезжали туда, чтобы получить благословение и подтверждение своего правления от городских религиозных чиновников, и, в свою очередь, обновляли и расширяли Харран и его храмы. [4] Эхулхул дважды ремонтировался в неоассирийский период царями Салманасаром III ( годы правления 859–824 до н.э.) и Ашшурбанипалом ( годы правления 669–631 до н.э.). [22] Пророчества, сделанные пророками и оракулами лунного культа Харрана, пользовались большим уважением; в 670-х годах до н.э. харранцы правильно предсказали, что Асархаддон ( годы правления 681–669 до н.э.) завоюет Египет, а Саси , узурпатор, провозглашенный королем Оракулом Нуску из Харрана, сумел заручиться широкой поддержкой в империи, прежде чем потерпел поражение. Правление Асархаддона, в частности, ознаменовало превращение Эхулхула в одно из самых выдающихся религиозных святилищ на древнем Ближнем Востоке , и это положение оно сохраняло на протяжении веков. [35]
Неоассирийская империя потерпела поражение в конце седьмого века до нашей эры от недавно созданной Нововавилонской империи и мидийцев . Ассирийская столица Ниневия пала в 612 г. до н. э., но остатки ассирийской армии во главе с наследным принцем Ашшур-убаллитом II собрались в Харране. [36] Поэтому Харран обычно считается недолговечной последней столицей древней Ассирии. [16] [37] Ашшур-убаллит II прошел церемонию коронации в Харране, получив власть от Сина. [36] После длительной осады, продолжавшейся с зимы 610 г. до н. э. до начала 609 г. до н. э., Харран был захвачен вавилонянами и мидянами, положив конец Неоассирийской империи. [38] В это время Эхулхул был разрушен мидянами. [39] и им пренебрегали много лет [40] но в конечном итоге был восстановлен нововавилонским царем Набонидом ( годы правления 556–539 до н.э.), [22] который был из Харрана. [41] Сам город также был значительно обновлен во время правления Набонида. [42]
Античность (539 г. до н. э. – 640 г.)
[ редактировать ]После падения Нововавилонской империи в 539 г. до н.э. Харран последовательно находился под контролем империй Ахеменидов (539–330 до н.э.), Македонской (330–312 до н.э.) и Селевкидов (312–132 до н.э.). [4] [18] При Селевкидах Харран в основном функционировал как военная колония. [18] и со времени македонского завоевания многие греки поселились в Харране. За столетия эллинского контроля Харран постепенно подвергся некоторой эллинизации своей культуры. [43] [д] После распада Империи Селевкидов Харран стал частью Королевства Осроен в 132 г. до н. э. [18] правила набатейская арабская династия Абгаридов. [44] и чаще всего вассальное государство Парфянской империи . [18] Правление Абгаридов, возможно, поощряло местный культ луны; Луна имела важное значение как в древних религиях бедуинов , так и в религиях набатейских арабов. [40]
С первого века до нашей эры и до конца античности Харран обычно располагался вблизи или на границе Римской (позже Византийской) и Парфянской (позже Сасанидской ) империй. Харран часто переходил из рук в руки между двумя империями, но на практике часто был более или менее независимым. [4] В 53 г. до н.э. город был местом битвы при Каррах между римлянами и парфянами, в которой парфянский полководец Сурена победил и убил римского триумвира Марка Лициния Красса , [19] одно из самых страшных военных поражений в римской истории. [4] Осроена (и, следовательно, также Харран) впервые попала под контроль Рима в результате войн Луция Вера и Авидия Кассия в 162–166 годах нашей эры. Харран получил колониальный статус при императоре Септимии Севере в 195 году. [18] Источники римских времен описывают Харран как укрепленный гарнизонный город. [18] [45] В 217 году римский император Каракалла был убит в Харране во время посещения храма Сина. [18] [45] Харран вместе с близлежащими городами Нисибис и Хатра был захвачен сасанидским царем Ардаширом I в 238–240 годах, но был быстро отбит императором Гордианом III . [46] Позже в 296 году Харран также стал местом битвы, в которой будущий император Галерий потерпел сокрушительное поражение от сасанидского царя Нарсеха . [47] В трудах Аммиана Марцеллина (359 г.) отмечается, что стены Харрана находились в плохом состоянии. Эта проблема не была решена до тех пор, пока ремонт не был проведен во время правления Юстиниана I ( годы правления 527–565 ). [48]
Со времени христианизации Месопотамии и Сирии и вплоть до средневековья Харран развил соперничество с соседним городом Эдессой из-за поляризованного отношения городов к христианству. В то время как Эдесса очень рано приняла новую религию, Харран на протяжении веков оставался языческим оплотом. [40] и стал крупнейшим центром языческих культов в восточной Сирии. [20] В IV веке Харран все еще был в подавляющем большинстве язычником, до такой степени, что епископ, назначенный в Харран в 361 году, отказался проживать в городе и вместо этого жил в Эдессе. [40] Несмотря на свое язычество, Харран представлял интерес для христиан, поскольку город упоминается в Книге Бытия как город, где Авраам и его семья остановились на пути из Ура Халдейского в Ханаан . [33]
Последний римский император-язычник Юлиан ( годы правления 361–363 ) намеренно избегал христианской Эдессы. [20] [40] и вместо этого остановился в Харране в 363 году, чтобы посоветоваться с оракулами лунного храма по поводу предстоящей персидской кампании . [49] Хотя известно, что в то время в Харране еще поклонялись Сину. [43] Любопытно, что Джулиан консультировался с женским лунным божеством Луной . [45] Оракулы предупредили императора о надвигающейся катастрофе, но Юлиан все равно двинулся вперед и был убит на войне. Харран был единственным городом в Римской империи, объявившим общегородской траур после смерти Юлиана. [4] Более поздние источники указывают, что среди божеств, которым поклонялись язычники Харрана в поздней античности, были Син, Бат-Никкаль (супруга Сина; другое имя от его древней супруги Нингаль ), [43] «господин со своими собаками» (идентифицированный как локализованная версия бога Нергала ), Тар'ата (отождествляемый с сирийской богиней Атаргатис ), Гадлат (арабская богиня) и, возможно, Шамаш. [40] Хотя в прошлом Син был единственным главным божеством в Харране, к этому моменту он был лишь самым важным из нескольких древних богов. [33]
Язычники Харрана стали проблемой во все более христианизированной поздней Римской империи. Еще в начале V века теолог Теодорит писал, что Харран был «варварским местом, полным шипов язычества». [40] На Втором Эфесском соборе (449 г.) епископ Харранский Стефан был обвинен в получении взяток от язычников за то, чтобы они могли мирно практиковать свои ритуалы. [20] Харран был ненадолго захвачен сасанидским королем Хосровом I в 549 году, который освободил город от уплаты дани, которую он требовал от Эдессы, поскольку Харран не был христианином, как его враги, а скорее оплотом «старой религии». [40] Устойчивость язычества в Харране в христианской поздней Римской империи, вероятно, можно объяснить только тем, что тамошние язычники регулярно предлагали взятки церковным чиновникам и гражданским администраторам в регионе. [20] В 590 году император Маврикий ( годы правления 582–602 ) приказал епископу Харрана Стефану преследовать харранских язычников. Многие, отказавшиеся принять христианство, в том числе правитель Акиндин , были казнены. [49] К этому времени христиане и язычники Харрана жили в отдельных кварталах города. [48]
Средневековье (640–1271 гг.)
[ редактировать ]Харран под властью халифата
[ редактировать ]Преследование Морисом язычников Харрана мало повлияло на силу языческой общины, и Харран оставался преимущественно языческим городом. [50] Когда армии Рашидунского халифата во главе с генералом Иядом ибн Ганмом осадили Харран зимой 639–640 годов, именно язычники города договорились о его мирной сдаче. [49] Сообщается, что Ибн Ганм подарил язычникам Харрана храм новой луны после захвата города. [51] Харран под властью ислама стал одним из важнейших поселений в районе Дияр-Мудар . [10] В 657 году халиф Али попросил харранцев помочь ему против Муавии I , первого халифа Омейядов , но харранцы вместо этого встали на сторону Муавии в битве при Сиффине в том же году. Сообщается, что в ответ Али устроил в Харране жестокую резню, истребив большинство жителей. [49]
При халифате Омейядов (661–750 гг.) Харран был отремонтирован. [10] и снова процветал. [49] В 717 году халиф Умар II основал первый мусульманский университет в Харране, пригласив многих ученых из других городов халифата (включая Александрию ) и разместив их в Харране. [4] Харран стал столицей халифата Омейядов при его последнем халифе Марване II с 744 по 750 год. [8] [52] Причина, по которой Марван перенес свой двор в Харран, неизвестна. [53] но может быть либо для лучшего контроля за проблемными восточными провинциями халифата [10] или из-за антихристианских настроений языческого населения города, [54] который никогда не был нелоялен Омейядам. [53] Перенос столицы в Харран вызвал некоторое возмущение; Племя Бану Кальб восприняло это как отказ от Сирии и под руководством Язида ибн Халида аль-Касри осадило бывшую столицу Дамаск , прежде чем было подавлено. [55] Харран не продолжал функционировать как столица при последующем халифате Аббасидов , хотя город пользовался некоторыми особыми привилегиями. Когда Аль-Мансур ( годы правления 754–775 ) приказал разрушить стены всех городов северной Месопотамии, Харран стал заметным исключением. [54]
Харранский университет [б] свой золотой век пережил в VIII веке, особенно при аббасидском халифе Харуне ар-Рашиде ( годы правления 786–809 ). [8] [и] Многие выдающиеся ученые того времени получили образование в университете по таким предметам, как математика, философия, медицина и астрология. Университет также был важным местом для переводов документов с сирийского и греческого на арабский язык. [8] а Харран процветал как центр науки и обучения. Кроме того, Аль-Рашид снабдил Харран новым источником воды, построив канал из реки Балих . [10] В какой-то момент неоплатонизм был представлен харранским интеллектуалам, хотя точное время неясно. Возможно, его привез в Харран ученый Сабит ибн Курра в конце IX века, который мог изучать неоплатонизм в Багдаде. С другой стороны, неоплатонизм мог быть принесен в Харран еще в VI веке неоплатониками, такими как Симплиций Киликийский , бежавший от преследований в Византийской империи. [56]
Местная харранская религия продолжала развиваться как смесь древней месопотамской религии и неоплатонизма. [48] а Харран оставался печально известным своими сильными языческими традициями даже в исламский период. [10] В городе сохранилось весьма разнородное население, исповедовавшее множество разных религий. Некоторые приняли синкретическую веру, терпимую для мусульман, другие продолжали чтить старых божеств древней Месопотамии и Сирии, а некоторые в первую очередь поклонялись звездам и планетам. [57] [ф] Харранские язычники считали себя наследниками древних звездопоклоннических цивилизаций, таких как Вавилония, Греция, Индия, Персия и Египет. [58] Помимо язычников, Харран также был домом для мусульман, христиан, иудеев, самаритян , зороастрийцев , манихеев и других групп. [59]
В 830 году сын Харуна ар-Рашида Аль-Мамун ( годы правления 813–833 ) прибыл в Харран с армией, направлявшейся в набег на Византийскую империю. [33] и намеревался разрушить город из-за его большого языческого населения. Аль-Мамун спросил население, являются ли они мусульманами, христианами или евреями (« люди книги », защищенные исламским законом). Не имея возможности заявить об этом, жители Харрана вместо этого заявили, что они были « сабианцами », загадочной религиозной группой, которая также находилась под защитой Корана, но о которой никто в то время не знал, кем они были. [4] На вопрос, кем был их пророк, харранцы заявили, что их пророком был легендарный эллинистический деятель Гермес Трисмегист . [60] Было много исламских писателей, которые видели претензии харранцев и по-прежнему считали их язычниками, а не сабианами, и, таким образом, не имели какого-либо особого права на терпимость или защиту. [61] В 933 году харранским язычникам указом было приказано принять ислам, но посетитель города в следующем году обнаружил, что языческие религиозные лидеры все еще управляют сохранившимся общественным храмом. Терпимость к язычникам в Харране, по-видимому, возобновилась в конце 10 века. [62]
Позднее Средневековье
[ редактировать ]Власть Аббасидского халифата и его вассалов в регионе вокруг Харрана ( династия Хамданидов ) пришла в упадок в конце X века. В это время возникла новая местная арабская династия, династия Нумайридов , которая правила небольшим королевством со столицей в Харране с 990 по 1081 год. [53] Терпимость к язычеству в Харране была наконец отменена в последний раз в 11 веке, а последние лунные храмы были закрыты и разрушены. Точная дата, когда это произошло, и события, связанные с этим, неизвестны, возможно, это совпало с тем, что город перешел под контроль Фатимидского халифата. [62] в 1038 году по подчинению нумайридского правителя Шабиба ибн Ватсаба , [63] или, что более вероятно, с неудавшимся восстанием против Укайлидов в 1083 году. [62] Изз ад-Дин ибн Шаддад сообщил, что сабийский храм был разрушен правителем династии Укайлидов Яхьей ибн ас-Шатиром, который завоевал Харран в 1081 году. [64] В 1059 году [53] Замок Харран , предположительно построенный в византийские времена. [17] был перестроен и укреплён нумайридским правителем Манихом ибн Шабибом . [53] К 1180-м годам Харран был полностью предан исламу, практически не оставив следов прежнего лунного культа. [62] [г]
В конце 11 - начале 12 веков политический контроль в северной Месопотамии и Сирии был фрагментирован. Харран был важным городом для различных местных мусульманских правителей в качестве противовеса близлежащим государствам крестоносцев . Контроль Нумайридов над Харраном закончился в 1081 году, когда город был захвачен династией Укайлидов. Тогда он находился под контролем различных турецких князей; сначала Джикирмиш Мосула династия (1102–1106), затем Артукиды Мардина ( 1106–1127 ), а затем Зенгидов , захватившая Харран при Имад ад-Дине Зенги в 1127 году. [65]
В XII веке Харран временами попадал под влияние графства Эдесса , недолговечного государства крестоносцев . Нет никаких записей о том, что крестоносцы когда-либо завоевывали Харран, но в замке Харрана сохранились остатки христианской часовни с отчетливой архитектурой крестоносцев, что, возможно, предполагает мирное присутствие крестоносцев. Рост Эдессы под христианским правлением способствовал упадку Харрана. в Эдессе находится выше, Уровень грунтовых вод чем в Харране, и по мере того, как в Эдессе было построено больше колодцев, колодцы в Харране постепенно пересыхали. [4] Харран в XII веке все еще славился своим древним происхождением; В ныне утерянной работе Хаммада аль-Харрани утверждается, что Харран был первым городом, основанным после великого потопа . [66]
Несмотря на угрозу нехватки воды , Харран продолжал оставаться важным городом под властью султаната Айюбидов , последовавшего за Зенгидами. [67] Саладин ( годы правления 1174–1193 Харрана ) в какой-то момент расширил Большую мечеть [10] и после этого передал Харран своему брату Аль-Адилю I (впоследствии султану 1200–1218 гг.). Позже Аль-Адиль отдал Харран своему сыну Аль-Камилю (впоследствии султан 1218–1238 гг.). Харран тогда находился под властью брата Аль-Камиля Аль-Ашрафа Мусы (1202–1228/1229), после смерти которого значение города неуклонно снижалось. [час] Харран был захвачен хорезмийцами в 1237 году, изгнанными со своей родины после падения Хорезмийской империи , но замок сохранил и укрепил правитель Айюбидов Ас-Салих Айюб, хотя вскоре ему пришлось отказаться от него, чтобы заключить сделку с хорезмийцами. за военную помощь против Бадр ад-Дина Лу'лу Мосула. Позже Харран был отвоеван у хорезмийцев Айюбидами в 1240 году Ан-Насиром Юсуфом из Алеппо. [68]
Харран был захвачен Монгольской империей при Хулагу-хане в 1259 году. [68] или 1260 [10] [67] в результате мирной капитуляции своего губернатора. [68] Замок Харран, который традиционно находился под властью другого губернатора, продолжал сопротивляться некоторое время, пока одна из башен не была прорвана. [68] При монголах Харран в течение нескольких лет продолжал процветать как крупный городской центр. [19] Монгольский контроль над Харраном был немедленно оспорен Султанатом Рум. [19] и Мамлюкский султанат . [67] Монголы решили покинуть Харран в 1271 году. [4] [69] депортация населения в близлежащие города Мардина [69] и Мосул . [67] Сведения расходятся относительно причины заброшенности и состояния, в котором остался город. В одном сообщении говорится, что город был поврежден в битве с турками годом ранее, что послужило причиной его оставления. [19] тогда как другой утверждает, что ущерб во время оставления нанесли сами монголы. [67] Также по-разному утверждается, что монголы либо просто замуровали ворота, но в остальном оставили то, что осталось нетронутым. [4] или разграбить город в поисках строительных материалов, прежде чем сжечь остатки. [67] Одной из основных причин отказа, вероятно, было сокращение запасов воды. Было невозможно поддерживать численность населения Харрана, поскольку его системы хранения воды находились в аварийном состоянии, а колодцы больше не производили достаточно воды. [70] Другой возможной причиной отказа была сложность удержания и защиты Харрана, а также небольшая стратегическая ценность, которую город предлагал взамен. [68]
Более поздняя история (1271 – настоящее время)
[ редактировать ]Харран был отвоеван у монголов Мамлюкским султанатом позже, в 1270-х годах. [67] Мамлюки в какой-то момент отремонтировали замок, скорее всего, в 1330-х или 1340-х годах. [71] и он стал резиденцией местного военного губернатора, [67] но в остальном на попытки возродить город было потрачено мало усилий. [10] К этому моменту Харран уже не находился ни на одном из основных торговых путей. [71] На этом месте, вероятно, в непосредственной близости от замка, возникло небольшое поселение размером с деревню. [67] Пространство внутри городских стен Харрана постепенно заполнялось грязью и песком естественным путем. На протяжении веков над землей осталось лишь несколько построек; замок уцелел благодаря своему расположению на холме и постоянному использованию. Остатки мечети также были сохранены в чистоте из-за ее религиозного и исторического значения. [4]
Во времена Османской империи , захватившей этот регион в начале 16 века, Харран был столицей нахии ( местной административной единицы, состоящей из группы деревень). [67] Разрушенный Харранский университет был отремонтирован при османском султане Селиме I ( годы правления 1512–1520 ), хотя после его правления его значение снова снизилось. [8] Османы продолжали использовать замок, а также построили новую мечеть меньшего размера в южной части города, но Харран постепенно приходил в упадок в течение периода османского правления и в конечном итоге был полностью заброшен как постоянное поселение. [67]
Харран на протяжении последних пятисот лет использовался в основном как временное поселение местными кочевым обществом. [8] Одним из основных полукочевых племен, которые постоянно жили в Харране и его окрестностях со времен средневековья и до сих пор, являются нмеры . [я] потомки средневековых правителей города Нумайридов. [72] К 1840-м годам Харран снова стал полупостоянным деревенским поселением, хотя жители проводили летние месяцы в лагерях за пределами деревни, чтобы избежать появления паразитов в своих домах. [67] К середине ХХ века Харран насчитывал около сотни домов, в которых проживали полуоседлые арабы-кочевники, большинство из которых до сих пор не оставались на этом месте в течение всего года. Древние системы водоснабжения города давно пришли в упадок, и в 20 веке в Харране был только один источник питьевой воды - колодец Иакова, примерно в 1,6 км (0,99 мили) к западу от его стен. Хотя в древних стенах все еще действовали шесть колодцев, они давали только соленую воду и, таким образом, были полезны только для снабжения водой животных. Вода в Харране, возможно, была загрязнена из-за просачивания селитры из древних руин. [73]
С середины 20-го века Харран снова превратился в постоянно населенное поселение благодаря местным достижениям в ирригации и сельском хозяйстве. [8] Особое значение в этом развитии имел турецкий проект «Юго-Восточная Анатолия» , начатый в 1970-х годах, который посредством ирригации превратил бывшие сухие пустынные равнины, окружающие Харран, в продуктивные сельскохозяйственные поля. [74] Харран получил собственный план будущего развития в 1992 году. [75] Руины древнего города были внесены в Предварительный список объектов всемирного наследия Турции в 2000 году. [76] Ожидается, что ускоренный экономический и демографический рост Харрана в будущем снова превратит Харран в важный местный центр. [74] Экономические проблемы, вызванные сирийской гражданской войной на близлежащей сирийской границе, в последнее время заставили многие харранские семьи мигрировать в другие места в поисках работы, например, в города Урфа (древняя Эдесса), Адыяман и Газиантеп . [77]
Город
[ редактировать ]Памятники и руины
[ редактировать ]Замок Харран представляет собой большую кирпичную крепость неизвестного времени, хотя древнегреческие надписи, найденные на одних из его ворот, предполагают, что он был основан в какой-то момент во время византийского правления (IV–VII века). [17] Также возможно, что он был построен под властью мусульман в 9 веке. [78] Если он не был построен в 9 веке, то, скорее всего, его, по крайней мере, расширили в ранний исламский период. До разрушения замок представлял собой трехэтажное строение. Вероятно, изначально это был дворец, но он был преобразован в более похожее на замок милитаристское здание в 11–13 веках, когда регион, окружающий Харран, переживал серьезные политические потрясения. Недавно замок был частично раскопан и реконструирован при поддержке Министерства культуры и туризма Турции . [17]
Харран был местом расположения старейшей мечети, построенной в Анатолии, известной как Большая мечеть или Райская мечеть. [6] Мечеть была построена омейядским халифом Марваном II в 744–750 годах, в то время город был его столицей. [53] [6] Каменная кладка мечети свидетельствует о том, что за свою историю она несколько раз реставрировалась. Имея размеры 104 на 107 метров (341 х 351 фут) в высоту, мечеть пришла в упадок на протяжении веков, и сегодня мало что из нее осталось. Остальные части включают восточную стену, михраб , фонтан и минарет высотой 33,3 метра (109 футов) . [6]
Еще одним важным историческим памятником Харрана является его древний курган , раскинувшийся на большой территории и частично сохранившийся в нетронутом виде в центре археологического памятника города. В кургане сохранились надписи и архитектурные элементы нескольких разных культур, и, судя по всему, он постоянно использовался с III века до нашей эры по XIII век нашей эры. [17] Курган может быть старше самого Харрана, поскольку керамика датируется ок. На этом месте был найден 5000 г. до н.э. [79]
Точное местонахождение древнего великого храма Эхулхул неизвестно. [80] и никаких определенных археологических свидетельств этого до сих пор не обнаружено. [16] Вполне вероятно, что одно из главных средневековых зданий Харрана заменило Эльхулхул и было построено на его вершине: либо Харранский замок, либо Большая мечеть. [53] В писаниях исламского периода противоречиво утверждается, что замок [81] или мечеть [82] были переоборудованным лунным храмом. [82] Замок, находящийся на месте древнего храма, поддерживается более высокой высотой. [53] тогда как мечеть дополнительно подтверждается находками вавилонских надписей и четырьмя стелами Набонида среди ее руин. [83] В этих надписях и стелах прямо упоминается Элхулхул. Кроме того, среди руин мечети были обнаружены остатки древнего алтаря с лунной иконографией. [84] В результате мечеть пользуется большей научной поддержкой как наиболее вероятное место расположения древнего храма. [84] [85] [86] [87]
Городские стены
[ редактировать ]Старый город Харрана по-прежнему в значительной степени окружен древними городскими стенами Харрана. [88] Хоть они и в целом в плохом состоянии, [79] некоторые участки хорошо сохранились в хорошем состоянии [88] [79] и дать представление о том, как когда-то выглядело поселение. [79] Точная дата нынешних стен и какая из многих культур, населявших Харран, построили их, неизвестны. Стены, скорее всего, были построены либо во времена римского, либо византийского правления. Надписи на греческом и сирийском языках были обнаружены при раскопках частей стен. [6]
Стены Харрана напоминают стены соседней Эдессы, хотя и немного меньше. [79] Они имеют неясную эллиптическую форму. [6] обычно толщина около 3 метров (9,8 футов) [79] и примерно 4,5 километра (2,8 мили) в длину и 5 метров (16 футов) в высоту. [88] До разрушения стены имели 187 бастионов и 6–8 ворот. [82] большинство из которых сегодня находятся в разрушенном состоянии. [6] Сегодня сохранились только одни из средневековых ворот Харрана, Ворота Алеппо. Стены когда-то были окружены огромным рвом, наполненным водой. [82]
Домики-ульи
[ редактировать ]Сегодня Харран в основном привлекает внимание благодаря своеобразной народной архитектуре домов в его старом городе, известных как дома-ульи. [11] ( кюмбец ). [89] Этот тип зданий не встречается больше нигде в Турции и редко встречается в остальном мире. Дома, похожие на современные ульи, издавна присутствуют в Харране; самые ранние известные здания Харрана, по-видимому, были круглыми. [11] а ассирийские рельефы VII века до нашей эры изображают куполообразные здания, архитектурно похожие на нынешние дома-ульи. [90] Они не присутствовали на этом месте постоянно, вместо этого на протяжении всей истории Харрана их строили, разрушали, забывали и перестраивали. [88] [90] Дома-ульи были записаны в Харране исследователем 12-го века Ибн Джубайром, но не исследователем 17-го века Эвлией Челеби . [90]
Большинство нынешних ульев в Харране датируются началом двадцатого века, и ни один из них не простоял дольше, чем с середины XIX века. Архитектура домиков-ульев немного изменилась с двадцатого века; На фотографиях того времени показаны дома, возведенные на территории в виде палаток, тогда как нынешние конические купола построены на более крупных кубических основаниях. [90]
Поскольку древесина в регионе вокруг Харрана редко встречается из-за его климата, местные жители традиционно строили дома из материалов, которые они могли легко собрать, таких как камень, кирпич и грязь. [88] Современные домики-ульи были построены местными жителями, которые научились их строить, исследуя раскопанные древние постройки и используя в качестве строительного материала кирпичи, собранные в руинах. Домики-ульи были совместимы с кочевым образом жизни местных жителей, поскольку их можно быстро строить и разбирать, как палатку, но они также эффективно противостояли как жаре, так и холоду. [90] Из-за непрочности материалов, используемых для штукатурки, ульевые домики требуют ремонта каждые 1–3 года. Их стены обычно имеют толщину 50–60 сантиметров, а купола – около 20–30 сантиметров. Купола имеют отверстие наверху, обеспечивающее естественную циркуляцию воздуха и вентиляцию. Эта особенность в сочетании с толстыми стенами обеспечивает относительно хорошие условия в помещении круглый год, даже в сильную летнюю жару. [88] [91]
По данным подсчета, проведенного в 2002 году, в Харране было 2760 ульев. [88] хотя с тех пор их число в старом городе сократилось до нескольких десятков. [77] Некоторые из ульев оставались заселенными до 1980-х годов. [92] но сегодня они в основном используются как склады и сараи [93] и находились на консервации [88] с 1979 года. [82] Одним из старейших сохранившихся зданий в Харране является комплекс ульев, который сегодня служит Харранским Домом культуры ( Harran Kültür Evi ), местным музеем и рестораном. [94] [95] Здание Дома культуры было построено ок. 1800 г., но в какой-то момент превратился в руины и был перестроен в туристических целях. [82] [95] в 1999 году. [82] В музее представлены артефакты, а также традиционные украшения и одежда из региона, окружающего Харран. [89]
Современные здания
[ редактировать ]Поскольку запреты на сохранение исторических памятников с 1950-х годов не позволяют местным жителям собирать строительные материалы из древних руин, новые дома, построенные в Харране, в основном представляют собой бетонные конструкции. [88] не имеющий архитектурного отношения к домикам-ульям. [93] Рядом с ульями построены бетонные дома. [88] и за пределами древних городских стен. [93] Большая часть населения Харрана сегодня проживает в недавно построенной деревне примерно в 2 километрах (1,2 мили) от старого центра города. [92]
География и климат
[ редактировать ]Харран расположен в юго-восточной Анатолии Турции. [96] примерно в 40 километрах (25 милях) к юго-востоку от Урфы. [10] Харран расположен на высоте 360 метров (1180 футов) над уровнем моря, что является самой низкой точкой в окружающей низменности. [97]
В Харране жаркий и сухой климат. [8] [88] Норма осадков редко превышает 40 сантиметров. [8] Летом в Харране наблюдается значительная разница температур днем и ночью. [98]
Состав
[ редактировать ]В районе Харран 136 кварталов : [99]
- 15 июля
- Агджил
- Ахметкара
- Аккус
- Пятнистый
- проницательный
- Шесть
- прерывистый
- очистить
- Нижняя Есилова
- Асагикесмекая
- Асагиякинёл
- Асагияримджа
- львиный колодец
- Уровень
- Айдинчик
- интеллектуалы
- Айдыштю
- Балкат
- Балкир
- Дева
- Баскарагоз
- батиконачик
- Беллиташ
- Знающий
- установлен
- Бирелисмет
- Бозджейлан
- Бозязи
- Бугдайтепе
- Букдере
- я нашел
- булгурлу
- Бююкташлыджа
- Бююктюрбе
- Чагбаси
- Чалтылы
- Каталурма
- Чепкенли
- с грецким орехом
- Джейлангез
- Цветок
- фермеры
- Чолпан
- Республика
- капельная вода
- Устойчивый
- Черные
- Воскресение
- Догукесмекая
- Догуконаджик
- Доруч
- Дюран
- Ушедший на пенсию
- на лыжах
- Газликую
- одет
- Гёгеч
- Гёкче
- метеор
- Высматривать
- Гуллубах
- Гюргелен
- Хазрат Имамбакир
- Мирный
- Пророк Иаков
- Ибнитеймие
- Имбакир
- Кабатас
- Караташ
- сливочный
- с мечом
- Кирмитли
- источник
- Коюнлука
- Маленький Экинли
- Кучукминаре
- маленькая звездочка
- Кюплюче
- сушилка
- Кютюклю
- Куюкент
- Мейданкапи
- Минарет
- Миянлы
- сын
- пионеры
- Ортаконаджик
- Озбай
- Озлюче
- Озташ
- Озтюрк
- Мусор
- колчан
- Сказал
- Сказал
- Сеферкёй
- Шехид Али Айдар
- Селалмаз
- Серинсе
- Шейххайатихаррани
- Благородный
- Шуайипшехир
- Мы плавали
- Шукурали
- Сулеймандемирель
- Сатлюче
- Сувачик
- зерна
- Известный
- Ручка
- На тайском языке
- Текдал
- лодка
- Тойтепе
- Тозлука
- торговец
- Тюркоглу
- это три
- Улуагач
- Известный
- Большое расстояние
- Варлиалан
- Якаджик
- Полезный
- общий
- Яйвандорук
- Довольно новый
- новорожденный
- Есилова
- Йолгидер
- Юкарыкесмекая
- Юкариякинёл
- Юкарияримча
- Юнлюче
- оливковая ветвь
Демография
[ редактировать ]Год | Поп. | ±% годовых |
---|---|---|
1990 | 29,592 | — |
1997 | 40,664 | +4.65% |
2007 | 58,734 | +3.75% |
2012 | 72,939 | +4.43% |
2017 | 85,319 | +3.19% |
2022 | 96,072 | +2.40% |
Источник: перепись 1990 г., [100] перепись 1997 года [101] и ТЮРКСТАТ (2007–2022 гг.) [1] |
В самые процветающие периоды древней и средневековой истории в Харране, вероятно, проживало около 10 000–20 000 жителей. [70]
В результате превращения Харрана в постоянное поселение в конце 20-го - начале 21-го века в городе и прилегающих районах произошел быстрый рост населения. Несмотря на это, Харран сохраняет преимущественно сельские черты. [102] По состоянию на 2022 год население Харрана составляло 96 072 человека. [1] По социально-экономическому развитию район Харран занимает 857-е место среди 872 районов Турции и последнее среди районов провинции Шанлыурфа . [102] По состоянию на 2009 год в Харране низкий уровень безработицы (2,73%; 753-е место среди всех округов), низкий уровень грамотности (55,16%; 865-е место среди всех округов) и высокий уровень прироста населения (64,23%; 7-е место среди всех округов). [102] Возможности Харрана для развития зависят от нескольких ограничивающих факторов, включая количество продуктивных земель и относительно ограниченную территорию, отведенную для городского развития. [75]
В своем сеяхатнаме 17 века Эвлия Челеби упомянул, что окрестности Харрана были населены бедуинами из племен Кайс и Мавали. [103] Местная культура преимущественно арабская с точки зрения образа жизни, одежды и еды. [77] Харран имеет тесные социальные, культурные, торговые и городские отношения с Урфой, столицей провинции Шанлыурфа . [102] Большую часть населения района составляют арабы, ведущие племенной образ жизни. [104]
Язык
[ редактировать ]Согласно переписи населения, проведенной Турцией в 1927 году, 88,0% населения говорили на арабском как на родном языке; 6,8% курдов и 5,2% турок. [105] В 1998 году большинство населения Харрана говорило по-турецки; примерно 19% говорили по-арабски и 10% говорили по-курдски. [8]
Туризм
[ редактировать ]Древние руины Харрана функционируют как музей под открытым небом. [77] и город является популярной местной туристической достопримечательностью, [82] часто посещается в качестве однодневной поездки из Урфы. [95] Популярные достопримечательности включают Дом культуры Харрана. [95] и руины замка и мечети. [77] По словам местного гида, до 2015 года Харран посещало около двух миллионов человек в год. Гражданская война в Сирии свела этот показатель практически к нулю. [77]
Политика
[ редактировать ]# | Мэр | Срок | Вечеринка |
---|---|---|---|
1 | Ибрагим Озявуз | 1994–2009 | партия АК ; МХП |
2 | Мехмет Озявуз | 2009–2019 | АК партия |
3 | Махмут Озявуз | 2019 – настоящее время | МХП |
Харран был основан как район в 1987 году и разделен на три района. [102] Харран впервые принял участие в местных выборах в Турции в 1989 году , хотя кандидатов на пост мэра в то время не было. Выборы 1989 года были равными выборами между тремя партиями; Партия «Истинный путь» (DYP) получила 36,1% голосов, ANAP получила 35,8%, а Социал-демократическая популистская партия (SHP) получила 28,1%. [106]
Ибрагим Озявуз из Партии справедливости и развития , а затем Партии националистического движения (ПНД) занимал пост мэра Харрана в течение трех сроков с 1994 по 2009 год, добившись победы на местных выборах 1994 , 1999 и 2004 годов . [107] Ибрагим Озявуз потерпел поражение на местных выборах в марте 2009 года , уступив Мехмету Озявузу из Партии справедливости и развития, набравшему 54,2% голосов. [108] Мехмет Озявуз сохранил свой пост мэра на второй срок, выиграв местные выборы в марте 2014 года , получив 55,5% голосов. [109]
С 31 марта 2019 года мэром Харрана является Махмут Озявуз из ПНД, который победил на местных выборах в марте 2019 года с 54,9% голосов, победив действующего президента Мехмета Озявуза из Партии справедливости и развития. [110] Махмут Озявуз — сын Ибрагима Озявуза. [111]
Археология
[ редактировать ]Хотя Харран представлял большой интерес для историков из-за его связи с древним культом Луны и его многочисленных упоминаний в месопотамских, римских и арабских исторических сочинениях, само это место не привлекало значительного археологического внимания до 19 века из-за своей географической удаленности. Харран впервые привлек внимание в 1850 году, когда его посетили некоторые участники Фрэнсиса Родона Чесни Евфратской экспедиции . Харран также посетил миссионер Джордж Перси Бэджер в 1852 году и Эдуард Сашау в 1879 году, которые зарисовали некоторые руины. В 1911 году Конрад Пройссер опубликовал краткое, но точное исследование руин замка Харран, а К.К. Кресвелл включил подробное исследование останков Большой мечети в свою книгу 1932 года « Ранняя мусульманская архитектура, том I». Харран также посетил и сфотографировал Т.Э. Лоуренс («Лоуренс Аравийский»). Никто из этих первых посетителей не проводил раскопок, а вместо этого наблюдал только руины и остатки, видимые на поверхности. [112]
Сетон Ллойд , Уильям К. Брайс и Си Джей Гэдд возглавили трехнедельную археологическую экспедицию в Харране летом 1950 года. [112] Результаты дальнейшего археологического исследования, проведенного Р. Стормом Райсом, также были опубликованы в 1952 году. Ллойд, Брайс, Гэдд и Райс в основном ограничились обследованием Харрана и расчисткой завалов. [4] Однако работа Райс раскрыла размеры первоначальных городских стен и их ворот. [10] Во время более поздних раскопок в 1956 и 1959 годах Райс также раскопала руины Большой мечети. [113] Позднее это место посетили Х.Дж.В. Дрейверс (автор книги «Культы и верования в Эдессе ») в 1970-х годах и Тамара Грин (автор книги « Город Лунного Бога ») в 1977 году, но оба только наблюдали ранее сообщенные открытия и не занимались раскопками в поисках каких-либо открытий. новый материал. Таким образом, раскопки в Харране по-прежнему были очень ограниченными, отчасти из-за его удаленности и временами политически нестабильного местоположения, а отчасти из-за трудностей с работой иностранных археологов в Турции. [4]
В 2012 и 2013 годах дирекция музея Шанлыурфы под руководством Мехмета Онала в качестве консультанта провела более обширные раскопки в Харране, сосредоточив внимание на стенах, кургане и замке. Раскопки проводились в основном с целью реставрации западной части городской стены и обнаружили стены, башни и бастионы. При раскопках в северной части замка на западной стороне были обнаружены галерея и зубчатый коридор с несколькими интересными артефактами. [114] В 2014 году по решению Совета министров и при поддержке Министерства культуры и туризма были проведены дальнейшие раскопки, опять же под руководством Онала. В ходе раскопок была обнаружена баня. [114] базар , [115] общественные туалеты, парфюмерный магазин и мастерская. [116] В 2016 году на городской стене были проведены дальнейшие раскопки, в результате которых были обнаружены новые части стены и обнаружена сломанная статуя женщины с сирийской надписью и мужским рельефом, которые использовались в качестве сполий на стене. При раскопках западной стороны замка, проведенных в 2014–2016 гг., был обнаружен зубчатый коридор, принадлежащий второй оборонительной системе, примыкающей к стене замка, а при дальнейших раскопках 2017–2018 гг. в южной части замка обнаружены остатки бани. . [117]
Известные люди
[ редактировать ]- Оракул Нуску , ассирийская пророчица ( эт. 671–670 до н.э.) [118]
- Адад-гуппи , ассирийская жрица ( ок. 648–544 до н. э.) [119]
- Набонид , последний нововавилонский царь ( годы правления 556–539 до н.э.) [41]
- Джабир ибн Хайян , алхимик и писатель (ум. 806/816) [26]
- Асад ибн аль-Фурат , юрист, теолог и полководец ( ок. 759–828) [120]
- Сабит ибн Курра , математик, астроном и переводчик (826/836–901) [10]
- Аль-Баттани , математик и астроном ( ок. 858–929) [121]
- Синан ибн аль-Фатх , математик (10 век) [122]
- Хаммад аль-Харрани , учёный, поэт и путешественник (11–12 века)
- Ибн Хамдан , учёный и судья (1206–1295)
- Ибн Таймия , юрист и теолог (1263–1328). [123]
См. также
[ редактировать ]- Список городов древнего Ближнего Востока
- Список древних поселений в Турции
- Список муниципалитетов провинции Шанлыурфа
- История Месопотамии
- История Анатолии
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Другие имена и их исполнения на других языках см. в разделе « топономия ».
- ^ Jump up to: а б Не путать с современным Харранским университетом , основанным в Урфе в 1992 году. [5]
- ^ Харран расположен в юго-восточной Анатолии , Турция . В зависимости от того, как определены границы Анатолии , Харран может рассматриваться или не рассматриваться как часть региона.
- ^ Например, божества, которым поклонялись в Харране, иногда стали называть именами соответствующих древнегреческих божеств. [10] но их древние месопотамские названия также продолжали использоваться. [43]
- ↑ Харун ар-Рашид также известен тем, что основал Дом мудрости в Багдаде , куда позже были приглашены учёные из Харрана. [4]
- ^ Средневековые харранские поклонники астрономических объектов продолжали использовать древние названия небесных тел, чередуя греческие, аккадские и арамейские названия (например, луна продолжала называться Син). [57]
- ↑ Арабский географ Ибн Джубайр посетил Харран в 1180-х годах и отметил, что не нашел никаких воспоминаний или следов знаменитого культа Луны. [62]
- ↑ Например, доходы от Харрана снизились с трёх миллионов дирхамов при Мусе до всего лишь двух миллионов в 1242 году, менее чем через четырнадцать лет после окончания его правления. [68]
- ^ Nmēr — диалектная форма Нумаира . [72]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Население ЮРИ-1, ЮРИ-2, областей и районов» . ТЮИК . Проверено 11 октября 2023 г.
- ^ Муниципалитет столичного округа , Опись департаментов гражданской администрации Турции. Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ «Обмеры площадей города и района» . Главное картографическое управление . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Фрю, 1999 год .
- ^ harran.edu.tr .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Биничи и др. 2020 , с. 1021.
- ^ «Харран» . sanliurfa.gov.tr . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Оздениз и др. 1998 , с. 478.
- ^ Гордон 1967 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Босворт 2003 , стр. 13–14.
- ^ Jump up to: а б с д и Басаран 2011 , с. 544.
- ^ Хаузер 2012 .
- ^ Роджерс 1875 , с. 298.
- ^ Леггетт 1885 , с. 33.
- ^ Поттс 2013 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с Лейк 2009 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Биничи и др. 2020 , с. 1020.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Грей, Шервин-Уайт и Спек 2015 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Биничи и др. 2020 , с. 1019.
- ^ Jump up to: а б с д и Vedeshkin 2018 , p. 266.
- ^ Jump up to: а б с Грин 1992 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с Пингри 2002 , с. 8.
- ^ Грин 1992 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Ллойд, Брайс и Гэдд, 1951 , стр. 87–88.
- ^ Хили 2018 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с Глассе 2003 , с. 171.
- ^ Бьенковски и Миллард 2000 , с. 140.
- ^ Райс 1952 , с. 38.
- ^ Ллойд, Брайс и Гэдд 1951 , стр. 80.
- ^ Jump up to: а б Грин 1992 , стр. 19–20.
- ^ Jump up to: а б Холлоуэй 1995 , с. 280.
- ^ Jump up to: а б Грин 1992 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с д Синклер 1990 , с. 29.
- ^ Ллойд, Брайс и Гэдд 1951 , с. 88.
- ^ Раднер 2003 , стр. 173–174.
- ^ Jump up to: а б Раднер 2019 , стр. 135–136.
- ^ Рид 2011 , с. 123.
- ^ Липшиц 2005 , с. 19.
- ^ Ламберт 1972 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Далли и др. 1998 , стр. 152–153.
- ^ Jump up to: а б Болье 1989 , с. 76.
- ^ Хаузер 2017 , с. 230.
- ^ Jump up to: а б с д Хили 2018 , с. 52.
- ^ Салман 2008 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б с Ллойд, Брайс и Гэдд 1951 , с. 89.
- ^ Фаррох, Максимюк и Грасия 2018 , стр. 15.
- ^ Максимюк 2018 , стр. 88.
- ^ Jump up to: а б с Ллойд, Брайс и Гэдд 1951 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б с д и Пингри 2002 , с. 17.
- ^ Vedeshkin 2018 , p. 267.
- ^ Райс 1952 , с. 44.
- ^ Бланкиншип 1994 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Синклер 1990 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Грин 1992 , с. 95.
- ^ Гил 1997 , с. 87.
- ^ Пингри 2002 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Пингри 2002 , стр. 17–18.
- ^ Пингри 2002 , с. 35.
- ^ Ван Бладель 2009 , с. 66, примечание 8.
- ^ Пингри 2002 , с. 23.
- ^ Грин 1992 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б с д и Хаттон 2006 , с. 141.
- ^ Райс 1952 , с. 78.
- ^ Ван Бладель 2009 , с. 111.
- ^ Синклер 1990 , стр. 31–32.
- ^ Робинсон 1996 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Синклер 1990 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Райс 1952 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Пингри 2002 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Ллойд, Брайс и Гэдд, 1951 , стр. 83–84.
- ^ Jump up to: а б Синклер 1990 , с. 219.
- ^ Jump up to: а б Райс 1952 , с. 83.
- ^ Ллойд, Брайс и Гэдд 1951 , стр. 82–83.
- ^ Jump up to: а б Йигитер и Йирмибешоглу 2011 , с. 148–149.
- ^ Jump up to: а б Йигитер и Йирмибешоглу 2011 , с. 150.
- ^ ЮНЕСКО.org .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чангойвала 2019 .
- ^ Синклер 1990 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Синклер 1990 , с. 41.
- ^ Ллойд, Брайс и Гэдд 1951 , стр. 87.
- ^ Синклер 1990 , стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час sanliurfa.gov.tr .
- ^ Ниер 2014 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б Герни 1990 , с. 166.
- ^ Finegan 2019 , Древневавилонский период (2004–1595).
- ^ Грин 1992 , с. 14.
- ^ Лео 2021 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Басаран 2011 , с. 545.
- ^ Jump up to: а б Ялав-Хекерот 2017 .
- ^ Jump up to: а б с д и Оздениз и др. 1998 , стр. 477–479.
- ^ Басаран 2011 , с. 553.
- ^ Jump up to: а б Йигитер и Йирмибешоглу 2011 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б с Оздениз и др. 1998 , с. 484.
- ^ Басаран 2011 , с. 546.
- ^ Jump up to: а б с д planetware.com .
- ^ Йигитер и Йирмибешоглу 2011 , с. 147.
- ^ Басаран 2011 , стр. 544–545.
- ^ Басаран 2011 , с. 548.
- ^ Махалле , Опись департаментов гражданской администрации Турции. Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ «Всеобщая перепись 1990 года» (PDF) (на турецком языке). Турецкий статистический институт . 1991. Архивировано (PDF) из оригинала 31 августа 2021 года.
- ^ «Подсчет населения за 1997 год» (PDF) (на турецком языке). Турецкий статистический институт . 1999. Архивировано (PDF) из оригинала 30 октября 2022 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Йигитер и Йирмибешоглу 2011 , с. 149.
- ^ Путешествие Эвлии Челеби: III . п. 165 . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ Озджан, Ибрагим (2021). «Харранский арабский диалект: лингвистические и стилистические особенности» . Харранский теологический журнал (46): 100–113. дои : 10.30623/hij.982752 . S2CID 245419847 . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Общий отчет о населении . Главное управление статистики. 1927.стр. 247–248 . Проверено 6 июля 2022 г.
- ^ secim.iha.com.tr (1989) .
- ^ tbmm.gov.tr.
- ^ secim.iha.com.tr (2009) .
- ^ yenisafak.com (2014) .
- ^ yenisafak.com (2019) .
- ^ rhaajans.com .
- ^ Jump up to: а б Ллойд, Брайс и Гэдд 1951 , с. 77.
- ^ Синклер 1990 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Онал 2019a , стр. 325–360.
- ^ Онал 2019b , стр. 299–324.
- ^ Онал 2019c , стр. 361–418.
- ^ Онал 2019d , стр. 637–641, рис. 2, пл. 2.
- ^ Эстари и Вер 2015 , стр. 31–32.
- ^ Далли 2003 , с. 177.
- ^ Халилие 2006 , с. 358.
- ^ Анджело 2014 , с. 78.
- ^ Джеббар 2005 , стр. 130.
- ^ Талхами 2010 , с. 178.
Библиография
[ редактировать ]- Анджело, Джозеф А. (2014). Энциклопедия космоса и астрономии . Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-1018-9 .
- Аслан, Ахмет (2021). «Процесс строительства, расширения и сноса мечети Харран Улу (Фирдевс)» . Харранский богословский журнал (на турецком языке) (46): 55–72. дои : 10.30623/hij.1037032 . S2CID 245397794 .
- Башаран, Тахсин (2011). «Термический анализ куполообразных народных домов Харрана, Турция» . Внутренняя и искусственная среда . 20 (5): 543–554. дои : 10.1177/1420326X11411237 . hdl : 11147/4944 . ISSN 1420-326X . S2CID 111251812 .
- Болье, Поль-Ален (1989). Царствование Набонида, царя Вавилона (556–539 до н.э.) . Издательство Йельского университета. дои : 10.2307/j.ctt2250wnt . ISBN 9780300043143 . JSTOR j.ctt2250wnt . OCLC 20391775 .
- Биничи, Ханифи; Биничи, Фатих; Акчан, Мехмет; Ярдим, Явуз; Мустафарай, Энеа; Корради, Марко (2020). «Физико-механические и минералогические свойства обожженного кирпича археологического памятника Харран, Турция» . Наследство . 3 (3): 1018–1034. дои : 10.3390/heritage3030055 . ISSN 2571-9408 .
- Бьенковский, Петр; Миллард, Алан Ральф (2000). Словарь Древнего Ближнего Востока . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-3557-9 .
- Бланкиншип, Халид Яхья (1994). Конец государства джихада: правление Хишама ибн Абд аль-Малика и крах Омейядов . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1827-7 .
- Босворт, CE (2003). «ХАРРАН» . Энциклопедия Ираника, Том. XII, Фаск. 1 . стр. 13–14.
- Дэлли, Стефани; Рейес, AT; Пингри, Дэвид; Салвесен, Элисон; МакКолл, Генриетта (1998). Наследие Месопотамии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-814946-0 .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 16.
- Дэлли, Стефани (2003). «Висячие сады Вавилона?» . Геродот и его мир: Очерки конференции памяти Джорджа Форреста . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199253746 .
- Джеббар, Ахмед (2005). Арабская алгебра: генезис искусства (на французском языке). Вуиберт. ISBN 978-2-7117-5381-9 .
- Эстари, Река; Вер, Адам (2015). «Голоса Иштар: пророчицы и женские экстатики в неоассирийской империи». Религия и женское тело в древнем иудаизме и его среде . Де Грютер. дои : 10.1515/9783110410099 . ISBN 9783110406535 .
- Финеган, Джек (2019). Археологическая история Древнего Ближнего Востока . Рутледж. ISBN 978-0-429-72638-5 .
- Фаррох, Каве; Максимюк, Катажина; Грасия, Хавьер Санчес (2018). Осада Амиды (359 г. н. э.) . Седльцкий университет. ISBN 978-83-7051-887-5 .
- Фрю, Дональд (1999). «Харран: последнее прибежище классического язычества» . Гранат: Международный журнал языческих исследований . 13 (9): 17–29. дои : 10.1558/pome.v13i9.17 .
- Гил, Моше (1997) [1983]. История Палестины, 634–1099 гг . Перевод Этель Бройдо. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-59984-9 .
- Глассе, Сирил (2003). Новая энциклопедия ислама . Роуман Альтамира. ISBN 978-0-7591-0190-6 .
- Гордон, Эдмунд И. (1967). «Значение идеограммы dKASKAL.KUR = «Подземный водоток» и ее значение для исторической географии бронзового века» . Журнал клинописных исследований . 21 : 70–88. дои : 10.2307/1359360 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 1359360 . S2CID 163463497 .
- Грей, Эрик Уильям; Шервин-Уайт, Сьюзан Мэри; Спек, Р.Дж. ван дер (2015). «Карра» . Оксфордская исследовательская энциклопедия классической литературы . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.1389 . ISBN 978-0-19-938113-5 . Проверено 27 августа 2022 г.
- Грин, Тамара М. (1992). Город бога Луны: религиозные традиции Харрана . Брилл. ISBN 9789004301429 .
- Герни, Оливер (1990). «Султантепе и Харран». Древняя Анатолия: пятьдесят лет работы Британского института археологии в Анкаре . Британский институт археологии в Анкаре. ISBN 978-0-9954656-9-5 .
- Хаузер, Стефан Р. (2012), «Карра» , в Бэгналле, Роджер С.; Бродерсен, Кай; Чемпион, Крейдж Б; Эрскин, Эндрю (ред.), Энциклопедия древней истории , John Wiley & Sons, Inc., doi : 10.1002/9781444338386.wbeah14067 , ISBN 978-1-4443-3838-6
- Хаузер, Стефан Р. (2017). «Постимперская Ассирия». В Э. Фраме (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-118-32524-7 .
- Хили, Джон Ф. (2018). «Дохристианские религии сирийскоязычных регионов». В Кинг, Дэниел (ред.). Сирийский мир . Рутледж. ISBN 978-1-317-48211-6 .
- Холлоуэй, Стивен В. (1995). «Харран: культовая география в Неоассирийской империи и ее значение для «Письма Сеннахирима к Езекии» в книге «2 Царств». Кувшин разбит: мемориальные очерки Гёсты В. Альстрёма . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-567-63671-3 .
- Хаттон, Рональд (2006) [2003]. Ведьмы, друиды и король Артур . Нью-Йорк: Хэмблдон Континуум. ISBN 1-85285-555-Х .
- Халилие, Хасан (2006). Адмиралтейство и морские законы в Средиземном море (ок. 800–1050 гг.): Китаб Акрият ас-Суфун по сравнению с Номосом Родионом Наутикосом . БРИЛЛ. ISBN 978-90-474-1029-4 .
- Ламберт, Уилфред Г. (1972). «Набонид в Аравии» . Материалы семинара по арабистике . 2 : 53–64. JSTOR 41222956 .
- Леггетт, Юджин (1885). Заметки о монетных дворах и монетах мусульман с самого раннего периода настоящего времени: с картой и таблицей, показывающей динары, дирхемы и фулусы амави и абаси халифехов с 79 по 332 годы хиджры Stevens & Sons.
- Лейк, Гвендолин (2009). Исторический словарь Месопотамии . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-6324-8 .
- Липшиц, Олед (2005). Падение и возвышение Иерусалима: Иудея под вавилонским правлением . Айзенбрауны. ISBN 978-1575060958 .
- Ллойд, Сетон; Брайс, Уильям; Гэдд, CJ (1951). «Харран» . Анатолийские исследования . 1 : 77–111. дои : 10.2307/3642359 . ISSN 2048-0849 . JSTOR 3642359 . S2CID 240812354 .
- Максимюк, Катажина (2018). «Стратегические цели Шапура II во время кампании в северной Месопотамии (359–360)» . История и Свят . 7 : 87–97. doi : 10.34739/his.2018.07.05 . hdl : 11331/2484 . ISSN 2299-2464 . S2CID 217236938 .
- Нир, Герберт (2014). Арамейцы в Древней Сирии . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-22943-3 .
- Онал, Мехмет. 2019а. «Базарная баня». стр. 325–360 в Мехмет Онал, Сухейла Ирем Мутлу и Семих Мутлу (редакторы), Харран и его окрестности: археология. Шанлыурфа: Типография Элиф.
- Онал, Мехмет. 2019б. «Восточный базар». стр. 299–324 в Мехмет Онал, Сухейла Ирем Мутлу и Семих Мутлу (редакторы), Харран и его окрестности: археология. Шанлыурфа: Типография Элиф.
- Онал, Мехмет. 2019в. «Сфероидно-конические сосуды, найденные в Харране». стр. 361–418 в книге Мехмет Онал, Сухейла Ирем Мутлу и Семих Мутлу (редакторы), Харран и его окрестности: археология. Шанлыурфа: Типография Элиф.
- Онал, Мехмет. 2019д. «Исследования Харрана 2017 года». стр. 633–650 на 40-м собрании по результатам раскопок. Том 2 (7-11 мая 2019 г., Чанаккале). Анкара: Министерство культуры и туризма Турецкой Республики / Главное управление культурного наследия и музеев.
- Онал, Мехмет и Ален Дерёмо. 2019. «Фрагмент женской статуи с сирийской надписью [был] найден при раскопках в Харране». стр. 241–249 в книге Мехмет Онал, Сухейла Ирем Мутлу и Семих Мутлу (редакторы), Харран и его окрестности: археология. Шанлыурфа: Типография Элиф.
- Оздениз, М.Б.; Бекленен, А; Генюль, И.А.; Генюль, Х; Саригул, Х; Ильтер, Т; Далкилич, Н; Йылдирим, М. (1998). «Народные купольные дома Харрана, Турция» . Хабитат Интернэшнл . 22 (4): 477–485. дои : 10.1016/S0197-3975(98)00027-7 . ISSN 0197-3975 .
- Пингри, Дэвид (2002). «Сабы Харрана и классическая традиция» . Международный журнал классической традиции . 9 (1): 8–35. дои : 10.1007/BF02901729 . ISSN 1073-0508 . JSTOR 30224282 . S2CID 170507750 .
- Поттс, Д.Т. (2013). «Месопотамские и персидские миграции» . Энциклопедия глобальной миграции людей . Уайли. дои : 10.1002/9781444351071.wbeghm364 . ISBN 978-1-4443-3489-0 .
- Раднер, Карен (2003). «Испытания Асархаддона: Заговор 670 г. до н. э.» . ISIMU: Журнал о Ближнем Востоке и Египте в древности . 6 . Автономный университет Мадрида: 165–183.
- Раднер, Карен (2019). «Последний император или наследный принц навсегда? Ашшур-убаллит II Ассирии согласно архивным источникам» . Государственный архив ассириоведения . 28 : 135–142.
- Рид, Джулиан (2011). «Эволюция ассирийской императорской архитектуры: политические последствия и неопределенности». Месопотамия . XLVI : 109–125. ISSN 0076-6615 .
- Райс, Д.С. (1952). «Средневековый Харран: исследования его топографии и памятников, I» . Анатолийские исследования . 2 : 36–84. дои : 10.2307/3642366 . ISSN 0066-1546 . JSTOR 3642366 . S2CID 129270461 .
- Робинсон, Чейз Ф. (1996). «Ибн аль-Азрак, его «Тарих Майяфарикин» и ранний ислам» . Журнал Королевского азиатского общества . 6 (1): 7–27. дои : 10.1017/S1356186300014747 . ISSN 1356-1863 . JSTOR 25183117 . S2CID 162208139 .
- Роджерс, Эдвард Томас (1875). «Извещение о динарах династии Аббасидов» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 7 : 262–305. дои : 10.1017/S0035869X00016488 . S2CID 163155102 .
- Салман, Барыш (2008). «Семья, смерть и загробная жизнь по мозаикам абгарского царского периода в районе Осроена» . Журнал исследований мозаики (1): 103–115. ISSN 1309-047X .
- Синклер, Т.А. (1990). Восточная Турция: Архитектурное и археологическое исследование, Том IV . Пиндар Пресс. ISBN 978-0-907132-52-3 .
- Талхами, Иветт (2010). «Фетвы и нусайри/алавиты Сирии» . Ближневосточные исследования . 46 (2): 175–194. дои : 10.1080/00263200902940251 . ISSN 0026-3206 . JSTOR 20720657 . S2CID 144709130 .
- Ван Блейдел, Кевин (2009). «Гермес и сабы Харрана» . Арабский Гермес: от языческого мудреца к пророку науки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 64–118. doi : 10.1093/acprof:oso/9780195376135.003.0003 . ISBN 978-0-19-537613-5 .
- Ведешкин, Михаил А. (2018). «Взятка и наказание: К вопросу о живучести языческих культов в поздней античности» . Шоле . 12 (1): 259–275.
- Йигитер, Рейхан Генли; Йирмибешоглу, Фунда (2011). «Местная повестка дня на XXI век и устойчивое развитие: пример Харрана, Турция» . Городской Иззив . 22 (1): 144–153. doi : 10.5379/urbani-izziv-en-2011-22-01-006 . ISSN 0353-6483 . JSTOR 24920564 .
Интернет
[ редактировать ]- «Муниципальные выборы 1989 года в Харране» . secim.iha.com.tr . Проверено 27 августа 2022 г.
- «Муниципальные выборы 2009 г. в Харране» . secim.iha.com.tr . Проверено 27 августа 2022 г.
- «Самый значимый кадр в День отца» . Агентство RHA (на турецком языке) . Проверено 27 августа 2022 г.
- Чангойвала, Пуджа (23 августа 2019 г.). «Исследуя Харран, исторический турецкий город недалеко от Сирии» . Деловая линия . Проверено 29 августа 2022 г.
- «Изучение главных достопримечательностей древнего Харрана» . ПланетаВэр . Проверено 28 августа 2022 г.
- «Харран» . ТК ШАНЛЮРФИНСКАЯ ГУБЕРНАТОРИЯ . Проверено 28 августа 2022 г.
- «Харран и Шанлыурфа» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 28 августа 2022 г.
- «История университета – координация качества» . kalite.harran.edu.tr . Проверено 28 августа 2022 г.
- «Результаты выборов в Шанлыурфа Харран 2014 г. - выборы в Йени Шафак» . Йени Шафак (на турецком языке). 9 апреля 2022 г. Проверено 27 августа 2022 г.
- «Результаты выборов в Шанлыурфа-Харране 2019 года - выборы в Йени Шафак» . Йени Шафак (на турецком языке). 9 апреля 2022 г. Проверено 27 августа 2022 г.
- «БОЛЬШОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТУРЦИИ» . www.tbmm.gov.tr. Проверено 27 августа 2022 г.
- Ялав-Хекерот, Фериде (28 августа 2017 г.). «Харран: 5000-летний древний город в Турции» . Культурное путешествие . Проверено 28 августа 2022 г.
- Харран
- Населенные пункты, основанные в III тысячелетии до нашей эры.
- Древние ассирийские города
- Города Торы
- Археологические памятники Юго-Восточной Анатолии
- Хурритские города
- Населенные пункты провинции Шанлыурфа
- История провинции Шанлыурфа
- Районы провинции Шанлыурфа
- Муниципалитеты столичных округов в Турции
- Предварительный список всемирного наследия для Турции
- Католический титулярный видится в Азии
- Арабские поселения в провинции Шанлыурфа