Конституция Антонина
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2013 г. ) |


Constitutio Antoniniana ( лат. «Конституция [или Эдикт] Антонина»), также называемая Эдиктом Каракаллы или Конституцией Антонина , была указом, изданным в 212 году нашей эры. [ 1 ] императором римским Каракаллой . В нем говорилось, что всем свободным мужчинам в Римской империи должно было быть предоставлено полное римское гражданство (и, как следствие, всем свободным женщинам в Империи должны были быть предоставлены те же права, что и римским женщинам, например, jus trium liberorum ).
За столетие до Каракаллы римское гражданство уже потеряло большую часть своей исключительности и стало более доступным между жителями разных провинций Римской империи и между дворянами, такими как короли стран-клиентов. Однако до Эдикта; значительное число провинциалов все еще не были римскими гражданами и вместо этого обладали латинскими правами . Таким образом, статус римского гражданина оставался востребованным статусом до 212 года. [ 2 ] Ветераны Ауксилии также получили римское гражданство при увольнении.
В результате огромное количество новых граждан приняли номен Аврелий в честь своего покровителя (полное имя которого было Марк Аврелий Антонин), включая несколько императоров: семь из одиннадцати императоров между Галлиеном и Диоклетианом ( Клавдий Готский , Квинтилл , Проб , Кар , Карин , Нумериан и Максимиан ) носили имя Марк Аврелий . [ 3 ] [ 4 ]
Сдаваться
[ редактировать ]Единственное исключение из универсального гранта встречается в спорном отрывке, относящемся к дедитициям , классу технически свободных людей, у которых не было ни полного римского гражданства, ни латинских прав . В имперскую эпоху существовало две категории dediticii : peregrini dediticii («иностранцы, находящиеся по договору»), которые сдались, и бывшие рабы, которых называли libertini qui dediticiorum numero sunt, вольноотпущенники, которые причислялись к dediticii из-за уголовного статуса, который отказал им в гражданстве, которое обычно давалось с освобождением от свободы . Исключение чаще всего относится к бывшим рабам, с которыми их хозяин обращался как с преступниками, но по какой-либо причине были освобождены от собственности. [ 5 ]
Анализ
[ редактировать ]Римский юрист Ульпиан ( ок. 170–223) утверждает в « Дигестах» : «Все люди во всем римском мире были сделаны римскими гражданами указом императора Антонина Каракаллы» (Д. 1.5.17).
Контекст указа все еще остается предметом обсуждения. По словам историка и политика Кассия Дио ( ок. 155 г. н.э. – ок. 235 г. н. э.), основной причиной, по которой Каракалла принял закон, было увеличение числа людей, облагаемых налогом. По словам Кассия Диона: «Это была причина, по которой он сделал всех людей в своей империи римскими гражданами; номинально он почитал их, но его настоящая цель заключалась в том, чтобы увеличить свои доходы с помощью этого, поскольку чужеземцы не должны платить большую часть этих налогов». [ 6 ] Однако немногие из тех, кто получил гражданство, были богатыми, и хотя Рим действительно находился в тяжелом финансовом положении, считается, что это не могло быть единственной целью указа. Кассий Дион вообще считал Каракаллу плохим и презренным императором.
Другой целью могло быть увеличение числа мужчин, способных служить в легионах, поскольку только полноправные граждане могли служить легионерами в римской армии . В научных интерпретациях, которые согласуются с моделью морального вырождения как причины падения Римской империи (наиболее известная модель, которой придерживался британский историк Эдвард Гиббон) , указ дорого обошёлся вспомогательным силам, которые в основном состояли из неграждан. мужчины.
По мнению более поздних ученых, Constitutio Antoniniana знаменует собой важную веху в провинциализации римского права, а это означает, что разрыв между частным правом в провинциях и частным правом в Италии сократился. Это произошло потому, что для предоставления гражданства всем мужчинам в провинциях пришлось переписать большую часть частного права, чтобы оно соответствовало закону, который применялся к римским гражданам в Риме. Таким образом, для этих ученых это также знаменует начало процесса, благодаря которому имперские конституции стали основным источником римского права. [ 7 ]
Мэри Берд считает, что история Древнего Рима до 212 года отличалась от последующей эпохи: «фактически новое государство, маскирующееся под старым именем». [ 8 ] Энтони Калделлис говорит, что Рим превратился из империи в мир, и это решение позже послужило основой для насаждения единых религиозных убеждений. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ричард Лим, «Поздняя античность», в «Эдинбургском спутнике Древней Греции и Рима» ( Edinburgh University Press , 2010), стр. 114.
- ^ Бессон, Арно (01 января 2017 г.). «Пятьдесят лет до конституции Антонина: доступ к римскому гражданству и исключительным правам» . Граждане греко-римского мира . Брилл. стр. 199–220. дои : 10.1163/9789004352612_010 . ISBN 978-90-04-35261-2 .
- ^ Салуэй, стр.136 [ нужна полная цитата ]
- ^ Бланко-Перес, Айтор (2016). «Номенклатура и датировка в римской Малой Азии: (М.) Аврелий/а и III век нашей эры». Журнал папирологии и эпиграфики . 199 : 271–293. JSTOR 26603724 .
- ^ Герберт В. Бенарио, « Посвящение Конституции Антонина », стр. 188–189, 191.
- ↑ Кассий Дион, Римская история , книга 78, глава 9.
- ^ Кэролайн Хамфресс (2013). «Империя законов: римский универсализм и юридическая практика». В дю Плесси, Поль (ред.). Новые границы: право и общество в Римской империи . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. 87. ИСБН 9780748668175 .
- ^ Борода, Мэри (2015). SPQR: История Древнего Рима . Профиль. п. 530. ИСБН 978-1-84765-441-0 .
- ^ Калделлис, Энтони (2024). Новая Римская империя стр. 100-1 20, 66, 71. дои : 10.1093/bear/9780197549322.001.0001 . ISBN 978-0-19-754932-2 .