Право троих детей

jus trium liberorum (лат. «право троих детей»; также пишется ius ), [ 1 ] была привилегией, предоставляемой римским гражданам, родившим не менее трех детей, или вольноотпущенникам, родившим не менее четырех детей. [ 2 ] Эта привилегия стала результатом Lex Papia Poppaea и других законов о морали, введенных Августом в первые века до нашей эры и нашей эры. [ 3 ] Эти законы были призваны увеличить сокращающееся население римских высших классов.
Цель jus trium liberorum была истолкована некоторыми учеными как евгеническое законодательство. [ 4 ] но преобладает мнение, что это было направлено на повышение рождаемости среди сенаторского сословия. [ 5 ] Мужчины, получившие jus trium liberorum, освобождались от мунера (обязательных служб). Женщины с jus trium liberorum больше не подпадали под действие tutela mulierum (опеки со стороны родственника-мужчины) и могли получать наследство, которое в противном случае перешло бы к их детям. [ 6 ]
Однако реакция сенаторов на jus trium liberorum сводилась главным образом к поиску лазеек. Перспектива иметь большую семью по-прежнему не привлекала. [ 7 ] Человек, поймавший гражданина на нарушении этого закона, имел право на часть наследства, что создавало прибыльный бизнес для профессиональных шпионов. [ 8 ] Шпионы стали настолько распространены, что награда была уменьшена до четверти прежнего размера. [ 9 ] С течением времени jus trium liberorum стал предоставляться консулами некоторым гражданам в качестве награды за общие добрые дела, занятия важными профессиями или в качестве личных услуг, а не просто за плодовитое размножение. [ 10 ] В конце концов, право троих детей было отменено в 534 году нашей эры Юстинианом . [ 11 ]
Фон
[ редактировать ]В период правления Августа число высших классов, сенаторских и всаднических орденов уменьшалось. Эти классы составляли основу государства, формируя гражданскую и военную администрацию империи. Население этих классов пострадало от недавних гражданских войн, запрета и, что наиболее важно, от низкого уровня рождаемости внутри классов. Снижение рождаемости было даже более драматичным, чем это характерно для роста развития Рима. [ 12 ] Закон Юлия и Папия Поппея смогли повысить уровень браков среди высших классов, но уровень рождаемости не увеличился достаточно только за счет этих законодательных актов. По этой причине было принято jus trium liberorum. [ 13 ]
Евгенические последствия
[ редактировать ]В то время население Италии в целом не уменьшалось, а, возможно, увеличивалось. Рост населения во многом был обусловлен притоком рабов из-за пределов Италии. Таким образом, учёные назвали jus trium liberorum евгенической мерой, поскольку она конкретно направлена на увеличение определённой популяции, считающейся желательной. [ 14 ] Утверждается, что аспект роста населения в jus trium liberorum был второстепенным намерением. [ 15 ]
Юридические особенности
[ редактировать ]
jus trium liberorum — это награда, полученная за соблюдение законов Юлия и Папии Поппеи. Эта привилегия касалась обоих полов, но затрагивала женщин больше, чем мужчин. Специфика jus trium liberorum определяется следующим образом в «Энциклопедии римского права» Адольфа Бергера :
Отцы могли требовать освобождения (excusatio) от государственных повинностей и от опеки, к которой они были призваны по закону (tutela legitima). Наиболее важное применение jus liberorum касается женщин. Свободнорожденная женщина с тремя детьми и вольноотпущенница с четырьмя детьми (jus trium vel quattuor liberorum) освобождались от опеки, которой подчинялись женщины (tutela mulierum), и имели право наследования своих детей. Женское право свободы применялось даже тогда, когда детей уже не было в живых. [ 16 ]
Короче говоря, это означало, что мужчину нельзя было заставить взять на себя обязанность опеки над женщиной, юридически несовершеннолетней, которую в противном случае он был бы обязан согласно закону tutela mulierum. [ 17 ] Женщинам, имевшим необходимое количество детей, больше не нужно было иметь опекуна, как в случае с tutela mulierum. Это означало, что, когда женщина больше не подчинялась власти своего отца ( patria potestas ) или мужа (manus), она могла действовать самостоятельно. [ 18 ] Она также получила право на наследство, которое в противном случае досталось бы ее детям. Часто это означало, что она унаследовала и владела имуществом своего мужа после его смерти. [ 19 ] Как указывалось выше, детям не обязательно быть живыми, чтобы они учитывались в рамках jus liberorum. Законнорожденные дети считались у мужчин и женщин. Дети, рожденные от неизвестного отца (spurius), действительно засчитывались в число детей женщины согласно jus trium liberorum. [ 20 ] Ребенка считали портентумом (буквально чудовищем или чудовищным существом). [ 21 ] ) не считался человеком, но все же учитывался в числе детей матери согласно jus trium liberorum. Однако оба родителя могли считать ребенка «портентом» в соответствии с законами против бездетных родителей в Законе Юлия и Папии Поппеи. [ 22 ]
Влияние
[ редактировать ]После принятия это право считалось ценным, но вскоре оно стало привилегией, не связанной с тремя и более рождениями гражданина. Многие люди не хотели иметь бремя детей, но все же стремились к jus trium liberorum. Это побудило многих людей воспользоваться лазейками в законе, что зачастую осуществлялось незаконными методами. Награда, состоящая из процента от наследства, была предложена шпионам, которые поймали других, незаконно получающих выгоду от jus trium liberorum. Эта награда создала большое количество шпионов благодаря выгодным вознаграждениям. Чтобы уменьшить проблему шпионов, вознаграждение было уменьшено до четверти прежнего размера. [ 23 ] jus trium liberorum также награждался людьми независимо от количества их потомков в качестве награды императора. Часто его вручали в связи с добрым делом, военной службой или в качестве личной услуги. [ 24 ] Многие знаменитые римляне были награждены jus trium liberorum, в том числе Светоний, благодаря личной благосклонности Траяна к Плинию Младшему . [ 25 ] Боевой от Домициана в награду за лесть Марсьяля, [ 26 ] и Ливии в ответ на смерть Друза в 9 г. до н.э. [ 27 ] Владельцам больших кораблей также предоставлялось право jus trium liberorum в рамках Империи. [ 28 ] Право троих детей было в конечном итоге отменено Юстинианом в 534 году нашей эры. [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Проект цифровой библиотеки Персея
- ^ Бергер, стр. 530
- ^ Юэ, стр. 685.
- ^ Поле, стр. 398-399
- ^ Кайус Туори «Август, законодательная власть и власть видимости», в Fundaminia 20:2 2014, 942-3
- ^ Бергер, стр. 530
- ^ Поле, стр. 408
- ^ Юэ, стр. 686.
- ^ Поле, стр. 412
- ^ Поле, стр. 408
- ^ Поле, стр. 398
- ^ Поле, стр. 399
- ^ Поле, стр. 402
- ^ Поле, стр. 398 - 399
- ^ Поле, стр. 414
- ^ Бергер, стр. 530
- ^ Юэ, стр. 683.
- ^ Бергер, стр. 748
- ^ Поле, стр. 408
- ^ Бергер, стр. 714
- ^ Проект цифровой библиотеки Персея
- ^ Бергер, 636
- ^ Поле, стр. 412 - 413
- ^ Поле, стр. 408
- ^ Данэм, стр. 421 - 422
- ^ Кларк, стр. 47
- ^ Поле, стр. 408
- ^ Бергер, 592–593.
- ^ Поле, стр. 398
Библиография
[ редактировать ]- Бергер, Адольф. «Энциклопедический словарь римского права». Труды Американского философского общества. нс. 43,2 (1953)
- Кларк, мл. «Поэты и меценаты в Риме». Греция и Рим. 2-й сер. 25.1 (1978): 46–54.
- Данэм, Фред С. «Младший Плиний, джентльмен и гражданин». Классический журнал. 40.7 (1945): 417–426.
- Филд, Джеймс А. младший. «Цель закона Юлия и Папия Поппея». Классический журнал. 40,7 (1945)
- Туори, Кайус. «Август, Законодательная власть и власть видимости». Фундамина 20.2 (2014): 938–945.
- Ю, Эстер. «Зеркальное чтение и опекуны женщин в ранней Римской империи». Журнал богословских исследований. 59,2 (2008)