Греческие водные божества
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2015 г. ) |
Греческие божества ряд |
---|
Водные божества |
Нимфы |
У древних греков было множество водных божеств . Философ Платон однажды заметил [ 1 ] что греческий народ подобен лягушкам, сидящим вокруг пруда: их многочисленные города расположены близко к побережью Средиземного моря , от эллинской родины до Малой Азии , Ливии , Сицилии и южной Италии . Таким образом, они почитали множество водных божеств. Диапазон греческих водных божеств классической эпохи варьируется от первобытных сил и олимпийцев , с одной стороны, до героев-смертных , хтонических нимф , фигур- обманщиков и монстров, с другой.
Типы
[ редактировать ]Первородные силы
[ редактировать ]Океан [ 2 ] и Тетис — отец и мать богов в « Илиаде», а в седьмом веке до нашей эры спартанский поэт Алкман сделал нереиду Фетиду фигурой демиурга . Песня Орфея в Книге I «Аргонавтика» гимнов воспевает Эвриному , дочь Океана, как первую царицу богов и жену Офиона , первого царя богов. [ 3 ]
Досократовская Фалеса космогония , может рассматриваться как естественный , который считал воду первым элементом результат этого поэтического мышления.
Примат водных богов напоминает древнюю ближневосточную мифологию и, возможно, даже находился под ее влиянием , где Тиамат (соленая вода) и Апсу (пресная вода) являются первыми богами Энума Элиш , и где находится Дух Божий. сказано, что он «парил над водами» в Бытии .
Понт — первобытное божество моря.
Посейдон
[ редактировать ]Посейдон , [ 4 ] как бог моря, был важной олимпийской силой; он был главным покровителем Коринфа , многих городов Великой Греции , а также Платоновской легендарной Атлантиды . Он управляет океанами и морями, [ 5 ] а еще он создал лошадей . Таким образом, он был тесно связан с доисторической должностью короля, чьим главным символом власти и основным жертвенным животным была лошадь . Так, на микенских табличках с линейным письмом Б, найденных в Пилосе , имя Посейдона [ 6 ] часто встречается в связи с ванаксом («королем»), чья власть и богатство все больше носили морской, а не конный характер. Удивительно, но имя Посейдона встречается чаще, чем имя Зевса , и обычно связывается (часто во второстепенной роли) с Деметрой . Посейдон [ 7 ] является братом Зевса вместе с Аидом , а его отцом был Кронос , лидер титанов.
должность ванакса исчезла Когда во времена средневековья Греции , связь между Посейдоном и королевской властью была в значительной степени, хотя и не полностью, забыта. В классических Афинах Посейдона помнили как противника и дуплета Эрехтея , первого царя Афин. На могиле Эрехтея был возведен культ героя под названием Посейдон Эрехтей .
Другим возможным отголоском этой архаической ассоциации является то, что главным ритуалом Атлантиды, согласно Платона » «Критию , было ночное жертвоприношение коня, приносимое Посейдону. [ 8 ] королями мифической островной державы.
В соответствии с мифическим уравнением между искусством верховой езды и мореходства, моряки героев-конников Кастора и Поллукса призывали против кораблекрушения. Древние греки интерпретировали явление, которое сейчас называется « Огонь Святого Эльма», как видимое присутствие двух братьев.
Старики и нимфы
[ редактировать ]Несколько типов водных божеств соответствуют одному типу: гомеровскому галиосу герону или Морскому Старцу: Нерею , Протею , Главку и Форкису . Эти водные божества не так могущественны, как Посейдон , главный бог океанов и морей. Каждый из них — оборотень, пророк и отец либо ослепительно прекрасных нимф, либо отвратительных монстров (или того и другого, в случае Форкиса). Нимфы и чудовища размыты, поскольку Гесиод рассказывает, что Форкис был женат на «красивощекой» Кето , чье имя является всего лишь женским именем чудовищного Кита , которому Андромеда должна была быть принесена в жертву. Каждое появление в мифе имеет тенденцию подчеркивать разные аспекты архетипа: Протей и Нерей как оборотни и обманщики, Форкис как отец чудовищ, Нерей и Главк как говорящие правду, Нерей как красота его дочерей.
Каждый из этих Стариков является отцом или дедом многих нимф и/или монстров, которые часто носят имена либо метафорические ( Фетида , «истеблишмент»; Телесто , «успех»), либо географические ( Род от «Родоса»; Нилос). , «Нил»). Таким образом, каждое скопление Старика и дочерей представляет собой своего рода пантеон в миниатюре, каждый из которых представляет собой различную возможную конфигурацию духовного, морального и физического мира, написанную в маленьких размерах – и написанную вокруг моря.
Заманчивая фигура галиос-герона всегда была фаворитом ученых. Стариков воспринимали как что угодно: от остатков древних эгейских богов, которые правили волнами до Посейдона (Керени), до воплощений архаичных предположений об отношении истины к хитрому разуму (Детьен).
Гомера В « Одиссее» содержится захватывающее описание пещеры нереид на Итаке , недалеко от гавани, посвященной Форкису . Философ неоплатоник - Порфирий прочитал этот отрывок как аллегорию всей вселенной – и, возможно, он был недалек от истины.
Другой мир и ремесло
[ редактировать ]![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( Апрель 2010 г. ) |
Таким образом, мыс Танаэрум , точка, в которой материковая Греция наиболее резко вдается в Средиземное море , был одновременно важным ориентиром для моряков, святилищем Посейдона и местом, где, как говорят, Орфей и Геракл вошли в Аид .
Этот мотив проявляется в парадоксальных праздниках призрачного морского божества Леукотеи («белой богини»), отмечаемых во многих городах греческого мира. Отождествляя ее с утонувшей героиней Ино , прихожане приносили жертвы, погрузившись в бешеный траур. Философ Ксенофан [ 9 ] как-то заметил, что если бы Левкотея была богиней, не следовало бы оплакивать ее; если бы она была смертна, ей не следовало бы приносить жертвы.
В то же время владение человеком (всегда частичное) над опасным морем было одним из самых ярких показателей человеческого мастерства и достижений. Эта тема иллюстрируется второй хоральной одой « Софокла » Антигоны :
- Чудес много, и нет ничего чудеснее человека. Эта сила охватывает море, даже когда оно вздымается под порывами южного ветра и прокладывает путь под волнами, которые грозят поглотить его. (строки 332-338)
Таким образом, некоторые водные божества тесно связаны с практикой человеческих навыков. Телчины жителями , например, представляли собой класс полулюдей, полурыб или дельфинов водных демонов, которые, как говорят, были первыми Родоса . Этих существ одновременно почитали за их работу по металлу и порицали за смертоносную силу сглаза . В » Эсхила « Прометее связанном заключенному в тюрьму мастеру помогают дочери Океана ; а Гефест имел свою кузницу на «опоясанном морем Лемносе ».
Связь моря, потустороннего мира и ремесла наиболее ярко воплощена в , которые Кабейрах Самофракийских одновременно курировали спасение от кораблекрушения , ремесла по металлу и таинственных обрядов .
Литература
[ редактировать ]В главным морской «Одиссее» Гомера Посейдон , а не Зевс движущим фактором событий является .
Хотя морская нимфа Фетида появляется только в начале и конце «Илиады » и отсутствует большую часть ее середины, когда она присутствует, она представляет собой удивительно могущественную и почти всеведущую фигуру. Ей легко под силу поколебать волю Зевса и обратить все кузницы Гефеста на свои цели. Ее пророчество о судьбе Ахилла свидетельствует о степени предвидения, недоступной большинству других богов эпоса.
Искусство
[ редактировать ]В классическом искусстве популярным персонажем был водяной с рыбьим хвостом и извивающимся хвостом, которого обычно изображали извивающимся в борющихся объятиях Геракла. Похожая сцена борьбы показывает Пелея и Фетиду, часто в сопровождении множества маленьких иконок животных, представляющих ее метаморфозы.
В эллинистическом искусстве тема морского тиаса или «собрания морских богов» стала излюбленной скульпторами, позволив им продемонстрировать свое мастерство в изображении плавного движения и орлиной грации так, как этого не делали наземные сюжеты.
В римские времена с появлением бань по всей империи мозаичное искусство достигло первенства в изображении водных божеств. Прежде всего, это были сцены Триумфа Посейдона (или Нептуна), едущего на колеснице, запряженной Гиппокампом, в сопровождении множества водных божеств и зверей с рыбьими хвостами. Большие мозаичные сцены также изображали ряды морских богов и нимф, выстроенных в виде извивающейся процессии из переплетенных рыбьих хвостов. Другие сцены показывают рождение Афродиты , часто воспитанной в раковине парой морских кентавров в сопровождении рыбацких Эротов (крылатых богов любви). Именно в этой среде большинство малоизвестных морских богов Гомера и Гесиода наконец получили стандартизированные изображения и атрибуты.
Генеалогия
[ редактировать ]Греческие водные божества |
---|
Источники
[ редактировать ]- ^ Платон, Федон 109б).
- ^ "Океан." Электронная энциклопедия Колумбии, 6-е издание (2015 г.): 1. Академический поиск завершен. Веб. 22 октября 2015 г.
- ^ Аполлоний Родосский , Аргонавтика , 1.495f.
- ^ «Посейдон». Электронная энциклопедия Колумбии, 6-е издание (2015 г.): 1. Академический поиск завершен. Веб. 22 октября 2015 г.
- ^ Хайнц-Гюнтер Нессельрат (2005). «Где повелитель морей больше не дает морякам прохода через глубокую синеву»: греки и западные моря. Греция и Рим, 52, стр. 153–171 doi:10.1093/gromej/cxi003.
- ^ «Посейдон». Электронная энциклопедия Колумбии, 6-е издание (2015 г.): 1. Академический поиск завершен. Веб. 22 октября 2015 г.
- ^ «Посейдон». Электронная энциклопедия Колумбии, 6-е издание (2015 г.): 1. Академический поиск завершен. Веб. 22 октября 2015 г.
- ^ «Посейдон». Электронная энциклопедия Колумбии, 6-е издание (2015 г.): 1. Академический поиск завершен. Веб. 22 октября 2015 г.
- ^ Фейерабенд, Пол. «Разум, Ксенофан и гомеровские боги». Kenyon Review 9.4 (1987): 12. Академический поиск завершен. Веб. 22 октября 2015 г.
- ↑ Есть две основные противоречивые истории о происхождении Афродиты: Гесиод ( Теогония ) утверждает, что она «родилась» из морской пены после того, как Кронос кастрировал Уран, сделав ее дочерью Урана; но у Гомера ( «Илиада» , книга V) Афродита является дочерью Зевса и Дионы. Согласно Платону ( Пир 180e), это были совершенно отдельные сущности: Афродита Урания и Афродита Пандемос .
- ↑ Гомер , «Одиссея» , 1.70–73 , называет Тусу дочерью Форкиса, не указывая мать.
- ^ Большинство источников описывают Медузу как дочь Форциса и Кето, хотя автор Гигин ( Предисловие Fabulae ) делает Медузу дочерью Горгоны и Кето.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карл Кереньи , Боги греков, 5: «Древние моря»
- Марсель Детьен, Мастера истины в архаической Греции
- Хайнц-Гюнтер Нессельрат (2005). «Где повелитель морей больше не дает морякам прохода через глубокую синеву»: греки и западные моря. Греция и Рим, 52, стр. 153–171 doi:10.1093/gromej/cxi003.
- «Посейдон». Электронная энциклопедия Колумбии, 6-е издание (2015 г.): 1. Академический поиск завершен. Веб. 22 октября 2015 г.
- «Океан». Электронная энциклопедия Колумбии, 6-е издание (2015 г.): 1. Академический поиск завершен. Веб. 22 октября 2015 г.
- >сгибание глаз, Пол. «Разум, Ксенофан и гомеровские боги». Kenyon Review 9.4 (1987): 12. Академический поиск завершен. Веб. 22 октября 2015 г.