Jump to content

Гладиатриса

Рельеф парных бойцов Амазонии и Ахиллеи, найденный в Галикарнасе , идентифицированных как женщины по гендерным именам.

Гладиатриса Gladiatrices ( мн.: ) гладиатором была женщиной - Древнего Рима . Как и их коллеги-мужчины, гладиаторы сражались друг с другом или с дикими животными, чтобы развлекать публику на играх и фестивалях ( люди ).

О женщинах-гладиаторах известно очень мало. Похоже, они использовали почти то же оборудование, что и мужчины, но их было немного, и их публика почти наверняка считала их экзотической редкостью. Они упоминаются в литературных источниках конца Римской республики и ранней Римской империи и засвидетельствованы лишь в нескольких надписях. Женщины-гладиаторы были официально запрещены как непристойные с 200 года нашей эры, но слово «гладиатрица» не появляется до поздней античности .

Доказательство

[ редактировать ]

У римлян классического периода не было специального названия для женщин-гладиаторов как типа или класса. [1] Самое раннее упоминание о женщине-гладиаторе как о гладиаторстве принадлежит схолиасту IV–V веков, который насмешливо задается вопросом, хочет ли женщина, проходящая подготовку к выступлению на луди для Флоралии , фестиваля, известного пикантными выступлениями полуобнаженных танцовщиц, быть гладиаторшей - меретрикс – гладиатором- проституткой . [2] [3]

Женщины-гладиаторы редко появляются в римских историях. Когда они это делают, они становятся «экзотическими признаками поистине роскошного зрелища». [4] В 66 году нашей эры Нерон приказал эфиопским женщинам, мужчинам и детям сражаться в мунусе, произвести впечатление на царя Армении Тридата I. чтобы [5] около В мунусе 89 г. н. э., во время правления Домициана , были показаны сражения между женщинами-гладиаторами, которых называли «амазонскими». [6]

Большая игра в Риме

Обучение и производительность

[ редактировать ]

Нет никаких доказательств существования или обучения женщин-гладиаторов в какой-либо известной гладиаторской школе. Однако женщины присутствовали в школах в качестве жен, партнёрш или последовательниц гладиаторов ( ludiae ), а некоторые пары создавали семьи. [7] Весли предполагает, что некоторые из них могли обучаться под руководством частных репетиторов в Collegia Iuvenum (официальных «молодежных организациях»), где молодые люди старше 14 лет могли изучать «мужские» навыки, включая основные военные искусства. [8] В качестве возможного доказательства он предлагает три надписи; один, из Реате , поминает Валерию, которая умерла в возрасте семнадцати лет и девяти месяцев и «принадлежала» к ее коллегии ; другие посвящены женщинам, прикрепленным к коллегиям в Нумидии и Фикулее . [9] Большинство современных ученых описывают их как памятники служанкам или рабыням коллегий , а не женщинам-гладиаторам. [10] [11] Тем не менее, женщины-гладиаторы, вероятно, следовали той же подготовке, дисциплине и карьере, что и их коллеги-мужчины; [12] [13] хотя и в менее напряженном режиме тренировок. [14]

Поскольку гладиаторы-мужчины обычно сражались с бойцами аналогичного мастерства и способностей, то же самое, вероятно, относилось и к гладиаторам-женщинам. [15] На памятном мраморном рельефе из Галикарнаса изображены два почти одинаковых гладиатора, стоящих лицом друг к другу. Один идентифицирован как Амазония , а другой как Ахиллия ; их воинственные «сценические имена» отсылают к мифическому племени женщин-воинов и женской версии героя -воина Ахилла . В противном случае ни в одном из них невозможно узнать мужчину или женщину. Каждый с непокрытой головой, оснащен поножами, набедренной повязкой, поясом, прямоугольным щитом, кинжалом и маникой (защитой рук). Два округлых предмета у их ног, вероятно, представляют собой выброшенные ими шлемы. [16] Надпись описывает их матч как Missio , что означает, что они были освобождены; [17] рельеф и его надпись могут указывать на то, что они сражались на равных до почетной «постоянной ничьи». [18]

Социальный статус

[ редактировать ]

К гладиаторам применялся ряд конкретных правовых и моральных кодексов. Указом 22 г. до н. э. всем мужчинам сенаторского класса, вплоть до их внуков, было запрещено участвовать в играх под страхом позора , что влекло за собой потерю социального статуса и некоторых законных прав. В 19 году нашей эры, во время правления Тиберия , этот запрет был расширен указом Ларинума, включив в него конный орден и всех граждан-женщин. Отныне все аренарии (те, кто появлялся на арене в любом качестве) могли быть объявлены позорными . [19] [20] Условия указа указывают на классовый, а не гендерный запрет. Римская мораль требовала, чтобы все гладиаторы принадлежали к низшим социальным классам. Такие императоры, как Калигула , не уважавшие это различие, заслужили презрение потомков; Кассий Дион старается указать, что, когда почитаемый император Тит использовал женщин-гладиаторов, они принадлежали к приемлемо низкому классу. [4]

Надпись в Остии Антика , обозначающая игры, проводившиеся там примерно в середине 2-го века нашей эры, относится к щедрому предоставлению местным судьей «женщин для меча». Предполагается, что это означает женщин-гладиаторов, а не жертв. Надпись определяет их как mulieres (женщины), а не feminae (дамы), что соответствует их низкому социальному статусу. [21] Ювенал описывает высокостатусных женщин, появляющихся в играх, как «богатых женщин, потерявших всякое представление о достоинствах и обязанностях своего пола». [22] Считалось, что их потакание своим прихотям опозорило их самих, их пол и социальный порядок Рима; [23] они или их спонсоры подорвали традиционные римские добродетели и ценности. [23] Женщины-охотницы на зверей ( бестиарии ) могли заслужить похвалу и хорошую репутацию за храбрость и мастерство; Марциал описывает одного, убившего льва, — геркулесов подвиг, хорошо отразившийся на ее редакторе , императоре Тите; но Ювенала не слишком впечатляла Мевия, охотившаяся на кабанов копьем «как человек». [12]

Мораль и новизна

[ редактировать ]

Римляне, похоже, находили идею романа о женщинах-гладиаторах занимательной или совершенно абсурдной; Ювенал возбуждает своих читателей женщиной по имени «Мевия», охотницей на зверей, охотящейся на кабанов на арене «с копьем в руке и обнаженной грудью». [24] а Петроний высмеивает притязания богатого гражданина низшего сословия, в чей мунус входит женщина, сражающаяся на телеге или колеснице. [25]

Септимий Север

Некоторые считали женщин-гладиаторов любого класса признаком испорченных римских чувств, морали и женственности. Прежде чем стать императором, Септимий Север, возможно, присутствовал на Антиохийских Олимпийских играх, которые были возрождены императором Коммодом и включали традиционную греческую женскую легкую атлетику. Попытка Септимия дать римлянам столь же достойную демонстрацию женской атлетики была встречена толпой непристойными выкриками и кошачьими криками. [26] Вероятно, в результате он запретил использование женщин-гладиаторов с 200 года нашей эры. [27]

Возможно, женщин-гладиаторов было больше и раньше, чем позволяют скудные свидетельства; Маккалоу предполагает, что появление гладиаторов-мульеров из низшего сословия было ничем не примечательно в какой-то момент эпохи Августа, когда дар роскошных, привлекательных для публики игр и обилия новизны стал исключительной привилегией государства, предоставляемой императором или его чиновниками. В целом элитные власти Рима демонстрируют безразличие к существованию и деятельности аренари -неграждан любого пола. В указе Ларинума не упоминались мулеры низшего сословия , поэтому их использование в качестве гладиаторов было допустимо. Более поздний полный запрет Септимия Севера на женщин-гладиаторов, возможно, был избирательным в своем практическом применении, нацеленным на женщин с более высоким статусом, чьи личные и семейные репутации можно было потерять. Тем не менее, это не означает, что женщины-гладиаторы низшего сословия были обычным явлением в римской жизни. Гладиаторы-мужчины пользовались бешеной популярностью, их прославляли в искусстве и на бесчисленных изображениях по всей Империи. Сохранилось только одно почти достоверное изображение женщин-гладиаторов; их появление в римских историях крайне редко и неизменно описывается наблюдателями как необычное, экзотическое, аномальное или причудливое.

Захоронения

[ редактировать ]

Большинство гладиаторов платили членские взносы в «погребальные клубы», которые обеспечивали им надлежащее захоронение после смерти на отдельных кладбищах, предназначенных для их класса и профессии. Кремационное захоронение, обнаруженное в Саутуорке, Лондон, в 2001 году, было идентифицировано некоторыми источниками как захоронение возможной женщины-гладиатора (названной женщиной с Грейт-Дувр-стрит ). Ее похоронили за пределами главного кладбища вместе с керамическим светильником Анубиса (который, как и Меркурий , повел ее в загробный мир ), светильником с изображением павшего гладиатора и сгоревшими остатками шишек каменной сосны, чей ароматный дым был используется для очистки арены. Ее статус настоящей гладиаторши является предметом споров. гладиатора . Возможно, она была просто энтузиастом или лудией (женой или любовницей) [17] В популярных средствах массовой информации также высказывались предположения, что останки человеческих женщин, найденные во время археологических раскопок в Креденхилле в Херефордшире, принадлежали женщине-гладиатору. [28]

Современные изображения

[ редактировать ]

В искусстве эпохи Возрождения

[ редактировать ]

Среди картин, заказанных в Италии королем Испании Филиппом IV для своего Дворца Буэн-Ретиро в Мадриде, есть серия, посвященная римским циркам, включая дуэль между двумя женщинами-гладиаторами. [31]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Брюне (2014) , стр. 485–486.
  2. ^ Маккалоу, Анна, «Женщины-гладиаторы в Римской империи», в: Будин и Турфа (ред.), Женщины в древности: настоящие женщины в древнем мире , Routledge (2016), стр. 958, цитируя Схолию в Ювеналеме Ветустиоре, на Ювенала, Сатира 6 , 250-251 ( ибо тот действительно хочет быть гладиатором, кто является проституткой )
  3. ^ Коулман (2000) , стр. 487–488 для миссии и рельефа Галикарнаса.
  4. ^ Jump up to: а б Футрелл 2006 , стр. 153–156.
  5. ^ Видеманн 1992 , с. 112; Якобелли 2003 , с. 17, цитирует Кассия Диона, 62.3.1. (или 63.3.1 в зависимости от редакции)
  6. ^ Якобелли 2003 , с. 18, цитирует Диона Кассия 67.8.4, Домициана Светония 4.2 и Сильвы Статия 1.8.51–1.8.56. Брюне (2014), стр. 480, интерпретирует это как «серьезное дело, призванное вызвать изумление по поводу того, что женщины могут взять на себя роль мужчин, единственный прецедент которого произошел от мифических амазонок».
  7. ^ Якобелли, Л. (2003). Гладиаторы в Помпеях. Лос-Анджелес, Калифорния: Музей Дж. Пола Гетти, 19–20.
  8. ^ Весли (1998) , с. 87
  9. ^ Весли (1998) , с. 88
  10. ^ Весли (1998) , с. 91
  11. ^ Весли (1998) , с. 89
  12. ^ Jump up to: а б Брюне (2014) , с. 484
  13. ^ Поттер 2010 , с. 408
  14. ^ Мейер (2005) , с. 77
  15. ^ Брюне (2014) , с. 481
  16. ^ Манас (2011) , с. 2735
  17. ^ Jump up to: а б Манас (2011) , с. 2734
  18. ^ Якобелли 2003 , с. 18; Поттер 2010 , с. 408.
  19. ^ Смит, Уильям. Словарь греческих и римских древностей . Лондон: Джон Мюррей, 1875 г., « Римское право – бесславие ».
  20. ^ Маккалоу (2008) , с. 199
  21. ^ Брюне (2014) , с. 483
  22. ^ Маккалоу (2008)
  23. ^ Jump up to: а б Маккалоу (2008) , с. 205
  24. ^ Якобелли 2003 , с. Ювенала 17, со ссылкой на «Saturae» , 1.22–1.23.
  25. ^ Якобелли 2003 , с. Петрония 18, со ссылкой на «Сатирикон» , 45.7.
  26. ^ Поттер 2010 , с. 407.
  27. ^ Якобелли 2003 , с. 18, цитируется Дион Кассий 75.16.
  28. ^ «Останки женщины-гладиатора найдены в Херефордшире» . Новости Би-би-си . 1 июля 2010 года . Проверено 12 ноября 2015 г.
  29. ^ Брюне (2014) , с. 478
  30. ^ Францони, Д. (продюсер) и Скотт, Р. (режиссер). (2000). Гладиатор [Кинофильм]. США: DreamWorks Pictures.
  31. ^ [1] Женщины-гладиаторы, коллекция Прадо] (по состоянию на 18 декабря 2020 г.)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1abb40cd6f91e8af76ac3e9136d7f94a__1720295460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/4a/1abb40cd6f91e8af76ac3e9136d7f94a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gladiatrix - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)