Халкидонская митрополия
Предстоятель | Старец митрополит Халкидонский Эммануил (Адамакис) |
---|---|
Язык | Греческий |
Штаб-квартира | Халкидон / Кадыкёй |
Независимость | 451 год нашей эры. (в мегаполис) |
Признание | православный |
Официальный сайт | http://www.ec-patr.org/dioceses.php?lang=&id=89 |
( Халкидонская митрополия греч . Μητρόπολη Χαλκηδόνος ) — церковная территория ( епархия ) Константинопольского Патриархата . Христианство распространилось в Халкидоне во II веке нашей эры. Первоначально город был кафедрой епископства, а затем был преобразован в метрополию в 451 году нашей эры, во время Четвертого Вселенского Собора . В 2005 году это была старшая из четырёх оставшихся действующих митрополий Греческой Православной Церкви Вселенского Патриархата в Турции и единственная сохранившаяся в Малой Азии ( Анатолии ). [ 1 ] По состоянию на 2024 год она считается старшей из девяти действующих митрополий, действующих в Турции, после Константинопольско-Новой Римской архиепархии. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Раннее христианство и Халкидонский собор
[ редактировать ]Христианство распространилось в районе Халкидона, на азиатском берегу напротив Византии (позже Константинополя ) уже со II века нашей эры. Среди первых епископов Адриан принял мученическую смерть во 2-м (или 4-м) веке и почитается Православной Церковью. [ 3 ] Халкидон был также местом мученической кончины святой Евфимии . [ 3 ]
Город Халкидон пользовался немалым авторитетом благодаря Вселенскому собору , созванному здесь в 451 году нашей эры по инициативе византийского императора Маркиана и императрицы Пульхерии . Его целью было осудить решения Второго Эфесского собора , широко известного как Совет разбойников , в 449 году. [ 3 ] Решения Собора закрепили Никейский символ веры и отвергли как еретические ряд современных учений: аполлинаризм , монофизитство и несторианство . С другой стороны, Иисус Христос был принят как совершенный Бог и человек с логической душой. Более того, оно признавало в Иисусе две неделимые и неразделимые природы. Оно также приняло природу Девы Марии как Богородицы ( Богородицы ). По 28-му правилу Собора Константинопольская Церковь получила равные с Римской привилегии , которые, однако, не были четко определены. В том же каноне уточнялось, что епископ Константинопольский обладал прерогативой почестей сразу после епископа Рима. [ 3 ]
Византийская эпоха
[ редактировать ]В 451 году, в год проведения местного Вселенского Собора, Халкидонское епископство было возведено в митрополию. Это был третий древнейший мегаполис в районе Вифинии , на северо-западе Малой Азии , после Никеи и Никомидии . [ 3 ] в то время как его прелат официально именовался экзархом всей Вифинии . [ 1 ]
Ряд митрополитов и епископов Халкидона участвовали в византийском споре об иконоборчестве в VIII–IX веках. Некоторые из них приняли мученическую смерть и почитаются Православной Церковью, как, например, митрополиты Никита, Косма и Иоанн. [ 1 ] В 858 году местный митрополит Василий из-за участия в Фотианском расколе был освобожден от своих обязанностей патриархом Фотием . Однако позднее, в 869–870 годах, после восстановления патриарха Игнатия , Василий вернулся на митрополичий престол, где оставался до 877 года. [ 3 ]
Позже, ок. В 1100 году митрополит Лев занимался церковными делами и был обвинен в ереси. [ 4 ] Он также обвинил императора Алексиоса I Комнина в святотатстве и иконоборчестве , поскольку он позволил плавить религиозные золотые и серебряные предметы для поддержания своих военных усилий. [ 5 ]
Благодаря давней традиции святой Евфимии и ее связи с областью Халкидона, местные митрополиты претендовали и иногда удавалось контролировать ряд церквей и святынь, посвященных ей в районе Константинополя. [ 1 ]
Османский период
[ редактировать ]В 14 веке митрополичья кафедра оставалась вакантной из-за османами завоевания региона . Однако он был реорганизован в 15 веке, возможно, после падения Константинополя и последующего включения Вселенского Патриархата в систему проса османского общества. Первым зарегистрированным митрополитом того времени был Иосиф в 1477 году. В последующие годы юрисдикция митрополии была расширена на восток. В конце 17 века кафедра епархии была перенесена в Кузгунчук (Ермулянай, Хрисокерамос), где она оставалась до 1855 года. В этот период был основан ряд монастырей, в том числе монастырь Святого Пантелеймона, который был объявлен Ставропигиальным . [ 1 ]
Митрополит Халкидонский был одним из пяти старших митрополитов из обширной области Константинополя, а вторыми были митрополиты из близлежащих Гераклеи , Кизика , Никеи и Никомидии. По османскому указу 1757 года они должны были всегда присутствовать в Священном Синоде Вселенского Патриархата и иметь прямой доступ к Османскому султану , которому они объявили об избрании нового Вселенского Патриарха. [ 1 ]
С середины XIX века местная метрополия процветала благодаря значительному увеличению численности населения и экономическому развитию местного православного населения. В 1855 году кафедра митрополита вернулась в Халкидон во время предстоятельства митрополита Герасима. Более того, новым собором стала построенная церковь Святой Евфимии. Митрополичий особняк был построен рядом с собором в 1902 году. [ 1 ]
20 век
[ редактировать ]В 1923 году, после Лозаннского договора и последующего обмена населением между Грецией и Турцией , всё греческое православное население Анатолии было вынуждено переселиться в Грецию , за исключением азиатских окраин Константинополя. Таким образом, Халкидонская митрополия стала единственной действующей митрополией Вселенского Патриархата в Анатолии и одной из четырёх в Турции . [ 1 ] Во время антигреческого стамбульского погрома в сентябре 1955 года одиннадцать церквей, находящихся под юрисдикцией Халкидонской митрополии, были разрушены, а остальные три церковных здания были спасены. Более того, фанатичная толпа напала на митрополичий особняк и унижала митрополита Фому, часами таща его полуголым по улицам. [ 6 ]
Последующий упадок греческого элемента Константинополя, особенно с 1964 года, привел к тому, что в столичном регионе Халкидон сегодня осталась небольшая община. [ 1 ] На смену Фоме пришел Мелитон , который служил митрополитом Халкидонским с 1966 по 1989 год. Мелитон был правой рукой Афинагора , Вселенского Патриарха Константинополя , и активно участвовал в православной работе с Римско-католической церковью . Ожидалось, что он станет преемником Афинагора в 1972 году, но турецкое правительство, стремясь сохранить Патриархат под своим контролем, исключило имя Мелитона из списка приемлемых кандидатов. [ 7 ]
География и демография
[ редактировать ]В византийскую эпоху митрополия Халкидона всегда значилась в списках Notitiae Episcopatuum , где обычно занимала 9-е место. Точных сведений о пределах его церковной юрисдикции нет, но, вероятно, он совпадал с городом Халкидоном помимо ряда поселений на азиатском берегу Босфора . [ 1 ] [ 3 ] В ранний османский период территория метрополии была расширена на восток и включила Понтогераклею (современный Эрегли ) и Амастрис (современная Амасра ), а также Принцевы острова . [ 1 ] С конца 19 века оно еще больше расширилось и охватило обширную и узкую полосу на побережье Черного моря , простирающуюся от Рысиона (современная Дарыджа ) на Пропонтиде до Зонгулдака .
До 1922-1923 годов в состав метрополии входило 38 греческих православных общин, большинство из которых проживало в регионе Месофиния . С 1923 года греческое православное население стало свидетелем резкого сокращения в результате обмена населением между Грецией и Турцией , в то время как на протяжении всего 20 века его численность продолжала сокращаться, особенно после 1964 года. Сегодня в Халкидонской епархии осталось лишь несколько христиан. [ 1 ] Принцевы острова образуют собственную метрополию с 1924 года. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Терезакис, 2005 г.
- ^ «Митрополитические кафедры в Турции» . Вселенский Патриархат . Вселенский Патриархат . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гиоргали, 2003 г.
- ^ Джефкотт, Ханс Белтинг; перевод Эдмунда (1994). Сходство и присутствие: история изображения до эпохи искусства (изд. В мягкой обложке). Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 213. ИСБН 9780226042152 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Сорабджи, Ричард, изд. (1990). Аристотель трансформировался: древние комментаторы и их влияние . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 411. ИСБН 9780801424328 .
- ^ Мамалос, Георгиос-Спиридон Панайотис (2009). Константинопольский Патриархат в центре международных преобразований (1918-1972 гг.): внешняя политика и экуменическая ориентация (на греческом языке). Афинский университет : 239. doi : 10.12681/eadd/26210 . hdl : 10442/хеди/26210 . Проверено 1 апреля 2014 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Ассошиэйтед Пресс (17 июля 1972 г.). «Восточно-Православная Церковь выбирает нового Патриарха» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 июля 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Киминас, Деметриус (2009). Вселенский Патриархат: история его митрополитов с аннотированными иерархическими каталогами . ООО «Вайлдсайд Пресс». ISBN 9781434458766 .
- Джургали, Х. (2003). «Халкидонская митрополия» . Энциклопедия Великого Эллинизма Малой Азии . Проверено 31 октября 2012 г.
- Терезакис, Йоргос. «Халкедонская епархия (Османский период)» . Энциклопедия Великого Эллинизма Малой Азии . Проверено 31 октября 2012 г.
- Священная митрополия Халкидонская (на греческом языке)