Никейская митрополия

( Никейская митрополия греч . Μητρόπολις Νικαίας ) — церковная провинция (с середины IV века митрополичье епископство ) Константинопольского Патриархата в городе Никея в провинции Вифиния (ныне Изник в Турции ). Престижный престол из-за близости к византийской столице Константинополю и места проведения двух Вселенских соборов в 325 и 787 годах, Никейский митрополичий престол оставался важным до его завоевания турками -османами в 1331 году. Христианский элемент в епархии уменьшился. вскоре после этого, с бегством греческого населения и исламизацией остального населения. В результате резиденция епархии была перенесена в Ций . Мегаполис оставался активным до обмена населением между Грецией и Турцией в начале 1920-х годов. Он остается титульной кафедрой Константинопольского Патриархата, а также с середины 15 века является титульным архиепископством Римско -католической церкви .
История
[ редактировать ]Никея была важным и процветающим городом в поздней античности , и в результате ее местная церковь процветала. Валенте ( В 325 году в городе состоялся Первый Вселенский Собор, а при императоре годы правления 364–378) местная кафедра была выведена из ведения соседки и соперницы Никомидии и возведена в статус отдельной метрополии . [ 1 ] понадобилось три суфражиста В пятом веке из-под юрисдикции Никомидии второй Вселенский собор ( Седьмой , а позже и шесть. В 787 году здесь состоялся ), положивший конец первому периоду византийского иконоборчества . [ 2 ] В Notitiae Episcopatuum с VIII по XV века Никея стабильно занимает восьмое место в митрополичьих кафедрах, подведомственных Константинопольскому Патриархату . [ 3 ]
Город оставался важным на протяжении всего средневизантийского периода (7–12 вв.). После восстания Никифора Мелиссена его турецкие союзники захватили город в 1081 году, и он стал первой столицей сельджукского турецкого султаната Рум до его повторного захвата в ходе Первого крестового похода в 1097 году. [ 1 ] [ 2 ] После захвата Константинополя и создания Латинской империи в результате Четвертого крестового похода (1204 г.) город стал столицей Никейской империи и резиденцией Константинопольского патриархата в изгнании до возвращения Константинополя в 1261 г. [ 1 ] Среди 46 епископов, записанных Ле Куином ( Oriens Christianus , Vol. I, 639–56), наиболее примечательными являются: Феогнис , первый известный епископ, отлученный от церкви в 325 году; Анастасий в VI веке; Петр, Феофан Клейменный , Игнатий Диакон и Григорий Асбест в 9 веке; Евстратий в начале XII века; и Базилиос Виссарион в 15 веке. [ 2 ]
Город был захвачен после длительной осады турками -османами в 1331 году. [ 1 ] Длительное сопротивление города, а также исход его греческого православного населения на земли, все еще контролируемые Византией, и быстрая исламизация, последовавшая за завоеванием (несмотря на феномен криптохристианства ), быстро уменьшили греческий православный элемент в населении. [ 4 ] Уже в 1354 году, когда Григорий Палама посетил город, он обнаружил, что местное христианское население сильно обеднело. [ 1 ] а в частичной переписи самой Никеи, датируемой 1454/5 годом, зарегистрировано только семь христианских семей. [ 4 ] Хотя во всем регионе Вифиния резко сократилось число христианских элементов во время и после османского завоевания, на протяжении раннего османского периода Патриархат сохранял активность всех своих метрополий византийской эпохи - помимо Никеи, также Никомидии, Халкидона и Пруссы. — цифра, совершенно непропорциональная демографическим реалиям на местах. Помимо желания сохранить исторические и престижные кафедры, такие как Никея, эта практика, скорее всего, была результатом их близости к резиденции Патриархата в Константинополе, что позволяло их епископам не только управлять своими епархиями, но и играть активную роль в центральное управление церкви. Эта практика стала формализованной в 18 веке, когда епископы ближайших к Константинополю епархий (т. е. Вифинии и Восточной Фракии ), которые обычно проживали в османской столице и были членами постоянного синода патриархата , были возведены в ранг «старейшины» (γέροντες) ) митрополитов и сформировал группу, наделенную властью проверять и давать советы Патриархам. [ 5 ]

Тем не менее, из-за нехватки христианского элемента в самой Никее резиденция метрополии была перенесена в близлежащий порт Кий , местное архиепископство которого было впоследствии упразднено. Дата переноса неизвестна, но, возможно, это был уже конец 14 века. Местная церковь Успения Пресвятой Богородицы (или Богородицы Пазариотиссы, как ее называли) служила кафедральным собором митрополии, по крайней мере, с момента ее реконструкции в 1692 году. [ 6 ]
Метрополис пережил возрождение в поздние времена Османской империи в результате общего демографического подъема православного (а не только греческого) населения в этот период. К началу 20 века в его состав входило 26 приходов, в том числе грекоязычных, армяноязычных и тюркоязычных христиан. Согласно (не всегда достоверной) проведенной до Первой мировой войны , в метрополии проживало 33 470 человек. переписи населения Патриархии, [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Фосс 1991 , стр. 1463–1464.
- ^ Jump up to: а б с Вайле, С. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ Несбитт и Ойкономидес 1996 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б Мустакас 2003 , 1. Ранний османский период .
- ^ Мустакас 2003 , 2. Установление принципа старости .
- ^ Мустакас 2003 , 3. Перенос столицы метрополии в Киос .
- ^ Мустакас 2003 , 4. Поздний османский период .
Источники
[ редактировать ]- Дарроз, Жан, изд. (1981). Извещения епископатов Константинопольской Церкви . Париж: Французский институт византийских исследований.
- Фосс, Клайв (1991). «Никея». В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 1463–1464. ISBN 0-19-504652-8 .
- Коматина, Предраг (2014). «Расселение славян в Малой Азии в период правления Юстиниана II и епископства των Γορδοσερβων» (PDF) . Белградский исторический вестник: Историческое обозрение Белграда . 5 : 33–42.
- Мустакас, Константинос (2003). «Никейская метрополия (Османский период)» . Энциклопедия эллинского мира Малой Азии (на греческом языке). Основание эллинского мира.
- Несбитт, Джон; Ойкономидес, Николас , ред. (1996). Каталог византийских печатей в Думбартон-Оксе и Художественном музее Фогга, Том 3: Запад, Северо-Запад и Центральная Азия, Малая Азия и Восток . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 0-88402-250-1 .