Никомах Флавиан Сильный
Вириус Никомах Флавиан (334–394 гг. н. э.) был грамматистом , историком и политиком Римской империи .
Язычник и близкий друг Квинта Аврелия Симмаха , он был преторианским префектом Италии в 390–392. При узурпаторе Евгении (392–394 гг.) Флавиан снова был префектом претория (393–394 гг.) и консулом (394 г., признан только на территории Евгения). После гибели Евгения в битве при Фригиде Флавиан покончил с собой.
Биография
[ редактировать ]Никомах Флавиан родился в 334 году и принадлежал к Никомахам , влиятельному роду сенаторского ранга. Отцом его был Волузий Венуст , а от жены, самой язычницы, у него был сын, тоже названный Никомахом Флавианом , и, может быть, еще один сын, названный Венустом; он был также дедушкой Аппия Никомаха Декстера и Галлы . [ 1 ]
Его карьеру можно реконструировать по двум надписям: одна ( CIL , VI, 1782 ) сделана мужем его внучки Квинтом Фабием Меммием Симмахом и, вероятно, написана в 394 году, другая ( CIL , VI, 1783 ) происходит с основания воздвигнутой статуи. в 431 году на Форуме Траяна его племянник Аппий Никомах Декстер, чтобы отпраздновать свой память деда после ее восстановления правящими императорами. Флавиана Cursus Honorum включал в себя следующие должности: [ 2 ]
- квестор ,
- претор ,
- понтифик- майор
- консул Сицилии ( 364/365), [ 3 ]
- викарий Африки ( 376/377), [ 4 ]
- искатель священного дворца [ 5 ]
- преторианский префект Иллирии и Италии (390–392),
- преторианский префект Иллирии и Италии во второй раз (393–394),
- консул без коллеги (394).
Во время своего пребывания на посту викария Африки он получил закон против донатизма ; [ 6 ] однако, похоже, он каким-то образом встал на сторону донатистов, если в 405 году Августин Гиппонский ошибочно принял его за донатиста. [ 7 ] На этом посту он вместе с Децимием Иларианом Геспериусом руководил расследованием скандала, связанного с городом Лептис Магна , но его выводы, включенные в отчет, позволили снять с граждан обвинения; [ 8 ] впоследствии жители Лептис Магны воздвигли ему статую. [ 9 ]
В 392 г. Флавиан был префектом претория Иллирика и Африки в течение двух лет, когда император западной части Римской империи Валентиниан II умер, убитый или покончивший жизнь самоубийством (15 мая); его генерала Арбогаста в причастности к его смерти подозревали , с которым у него был длительный конфликт. Как только он услышал о смерти Валентиниана, восточный император Феодосий I назначил другого преторианского префекта Иллирика, Аподемия , который также получил преторианскую префектуру Африки в конце 392 - начале 393 года. Арбогаст, предвидя нападение Феодосия, выдвинул узурпатора, Евгений , как император западной части. Как только Евгений въехал в Италию (его коронация состоялась в Лионе 22 августа 393 г.), Флавиан отправился к нему и во второй раз был назначен префектом претория; его ключевая роль в администрации Евгения была подтверждена избранием Флавиана на консульство 394 г. без коллеги (эта должность признавалась только на территории Евгения).
Есть еще один важный аспект деятельности Флавиана при Евгении, часто называемый «языческим возрождением». Евгений был христианином , но выбрал в качестве своих союзников нескольких язычников из аристократии. Флавиан воспользовался случаем и возобновил публичные церемонии римской религии без сопротивления Евгения, которого по этой причине отругал Амвросий , епископ Милана. Сначала Феодосийская пропаганда, а позже христианские источники представили борьбу между Феодосием и Евгением как борьбу христианской веры против последнего уцелевшего язычества : по этой причине религиозные действия Флавиана были истолкованы как языческое возрождение, поддерживаемое или, по крайней мере, разрешенное Евгений; типичный пример — эпизод «Жития Амвросия» Павлина Диакона , [ 10 ] в котором Флавиан и Арбогаст, оставив Милан для столкновения с армией Феодосия, обещают разрушить городскую базилику и завербовать христианское духовенство в армию после их победоносного возвращения. Современные историки полагают, что такого «языческого возрождения» не было, но что Флавиан воспользовался шансом вакуума власти (как в политике, так и в религии, поскольку в то время не было влиятельной христианской фигуры), чтобы поддержать римскую религию. , но без какого-либо плана Евгения. [ 11 ]
Флавиан поддержал Евгения в его борьбе против Феодосия, утверждая, что жертвы означали победу в предстоящей войне. Однако Евгений и Арбогаст были убиты в решающей битве Фригида против армии Феодосия (5 сентября 394 г.); несколько дней спустя Флавиан покончил с собой в возрасте шестидесяти лет. [ 12 ]
Языческий круг Флавиана
[ редактировать ]
Флавиан принадлежал к языческому кругу, в который входили также Веттий Агорий Претекстат и Квинт Аврелий Симмах . Этот кружок находился в центре языческого движения конца IV века, и, в частности, благодаря работам семей Никомахов и Симмахов, ему приписывают сохранение до наших дней произведений нескольких языческих авторов, таких как Ливий , Марциал и Апулей . [ 13 ]
Отношения между никомахами и симмахами укреплялись свадьбами: в 393/394 сын Флавиана Никомах Флавиан женился на Галле, дочери Квинта Аврелия Симмаха, сын которого, Квинт Фабий Меммий Симмах , женился в 401 году на дочери или племянник Флавиана. Связь между двумя семьями отмечалась либо по случаю одной из двух свадеб, либо во время совместного утверждения религиозных должностей выпуском диптиха, створки которого озаглавлены «Никомахор» и «Симмахор» . [ 14 ]
Претекстат, Симмах и Флавиан — главные персонажи Макробия Амвросия Феодосия » « Сатурналий , написанных в V веке, но действие которых происходит во время летних каникул 384 года; автор описывает лидеров языческого движения, которые по очереди принимают различных языческих интеллектуалов для обсуждения философских и религиозных вопросов. [ 13 ]
Флавиан также имеет связь с Аницием Манлием Северином Боэцием через Квинта Аврелия Меммия Симмаха , приемного отца Боэция. Симмах назвал одну из своих дочерей в честь дочери Флавиана. [ 15 ] Это используется, чтобы продемонстрировать сильное языческое влияние на дом, которому Боэций был обязан своей лояльностью. [ 15 ]
Роль Флавиана в литературе
[ редактировать ]В надписи на постаменте статуи, которую он посвятил своему тестю, Квинт Фабий Меммий Симмах называет Flavianus Historicalus Desertissimus . [ 16 ] Фактически, Флавиан написал историю Рима под названием «Анналы» («Анналы»), ныне утерянную; он был посвящен Феодосию (вероятно, когда Флавиан был квестором священным палатом в 380-х годах) [ 17 ] и записано в летописной форме . Как следует из названия, это могло быть продолжением «Анналов » : Тацита на самом деле зачастую ненадежная Historia Augusta в книге, посвященной жизни императора Аврелиана (270–275), включает письмо Аврелиана царице. Зенобия , о которой, как утверждает автор, сообщил Никомах; поэтому возможно, что работа Никомаха была продолжением работы Тацита, по крайней мере, до Аврелиана. » Флавиана « Анналы , возможно, использовались Аммианом Марцеллином в качестве источника. [ 18 ]
Флавиан также перевел с греческого Филострата « Жизнь Аполлония Тианского » о человеке, чья жизнь считалась очень близкой к жизни Иисуса и поэтому биография которого считалась родственной языческому Евангелию IV века. [ 18 ]
Флавиана отождествляли с объектом христианской работы, известной как Кармен против Флавиана . Он — один из главных героев, вместе с другими членами своего языческого клуба, Макробия » « Сатурналий , произведения, написанного в 430-х годах, где он изображен человеком огромной эрудиции. [ 18 ] В своей «Церковной истории » Тиранний Руфин изображает язычника Флавиана, а не христианина Евгения, как истинного противника, побежденного христианином Феодосием в битве при Фригиде ; по словам Руфина, Флавиан покончил с собой, потому что осознал, что его собственная религия ложна. [ 19 ] Ученые единодушны во мнении, что Руфин придумал это утверждение, чтобы продвигать дело религии, за которую он так ревностно извинялся.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Макробий , Сатурналии , 5.13; CIL , 6, 1783 ; Квинт Аврелий Симмах , Послания , VI.32
- ^ О'Доннелл; Джонс.
- ↑ Во время этой службы он получил два письма от Симмаха, Epistulae ii.4 и ii.27 (последнее при его отъезде).
- ^ Во время этой должности он получил Закон Кодекса Феодосиана xvi.6.2 .
- ↑ Годы пребывания на этом посту: 381/382–383 по О'Доннелу и 389/390 по Джонсу; во время этой службы он получил письмо от Симмаха, Epistulae ii.8.
- ^ Этот закон ( Codex Theodosianus xvi.6.2 , изданный 17 октября 377 г.) на самом деле адресован «Флориану викариусу Азии», но его содержание явно связывает его с Африкой, где донастисты имели большое влияние (О'Доннелл; Джонс).
- ^ Августин Гиппопотамский , Epistulae 87.8.
- ^ Аммиан Марцеллин , xxviii.6.28 .
- ^ Надписи Римской Триполитании , 475 г. (воздвигнуты в 377/378 г.).
- ^ Паулин Диакон , Жизнь Амвросия , 31.2.
- ^ Нил Б. Маклинн, Амвросий Миланский: Церковь и суд в христианской столице , University of California Press, 1994, ISBN 0-520-08461-6 , стр. 350-354.
- ^ Созомен , vii.22 .
- ^ Перейти обратно: а б Оливер Тэплин, Литература в греческом и римском мирах: новая перспектива , Oxford University Press, 2000, ISBN 0-19-210020-3 , с. 537.
- ^ Серена Энсоли, Эухенио Ла Рокка, Ауреа Рома. От языческого города к христианскому городу , ГЕРМА БРЕТШНАЙДЕРА, 2000 г. ISBN 88-8265-126-6 , с. 467.
- ^ Перейти обратно: а б «ПРИЛОЖЕНИЕ. Все журналы в JSTOR, по коллекциям», JSTOR , Princeton University Press, 31 декабря 2012 г., стр. 387–392, doi : 10.1515/9781400843114.387 , ISBN 978-1-4008-4311-4
- ^ CIL , VI, 1782 г.
- ^ Деннис Траут, Паулин из Нолы: жизнь, письма и стихи , Калифорнийский университет Press, 1999, ISBN 0-520-21709-8 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б с Венделл Вернон Клаузен, Э. Дж. Кенни, Кембриджская история классической литературы , издательство Кембриджского университета, 1983, ISBN 0-521-27371-4 , стр. 59–60; Сэмюэль Лью и Доминик Монтсеррат , От Константина до Юлиана. Языческие и византийские взгляды: история источников , Routledge, 1996, ISBN 0-415-09335-X , с. 6.
- ^ Дэвид Рорбахер, Историки поздней античности , Routledge, 2002, ISBN 0-415-20458-5 , стр. 106-107.
Ссылки
[ редактировать ]- Герберт Блох : Языческое возрождение на Западе в конце четвертого века . В: Арнальдо Момильяно (Hrsg.): Конфликт между язычеством и христианством в четвертом веке . Оксфорд, 1963, стр. 193–218.
- Роберт Малкольм Эррингтон : Преторианские префектуры Вирия Никомаха Флавиана . В: История . Том. 41, 1992, стр. 439–461.
- Томас Грюневальд: Der letzte Kampf des Heidentums в Риме? Посмертная реабилитация Вирия Никомаха Флавиана . В: История 41, 1992, стр. 462–487.
- Чарльз В. Хедрик младший: История и молчание: чистка и реабилитация памяти в поздней античности . Остин 2000, ISBN 0-292-73121-3 .
- Тони Оноре , Джон Мэтьюз: Вириус Никомах Флавиан . Констанция 1989.
- Джеймс Дж. О'Доннелл: Карьера Вирия Никомаха Флавиана . В: Феникс . Том. 32, 1978, стр. 129–143 ( онлайн ).
- Йелле Витцес: Последняя битва язычества в Риме . Брилл, Лейден, 1977.
В «Анналах Флавиана» :
- Бруно Блекман : Заметки к Анналам Никомаха Флавиана . В: История . Том 44, 1995 г., стр. 83–99.
- Й. Шлюмберже: Утраченные летописи Никомаха Флавиана: труд по истории Римской республики или имперской эпохи? . В: HAC 1982/83, Бонн, 1985, стр. 309–325.