Битва при Фригидусе
Битва при Фригидусе | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Битва при Фригидусе Иоганна Вейхарда фон Вальвазора (1689 г.) | |||||||||
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
Восточная Римская империя вестготы | Западная Римская империя | ||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
Феодосий I Тимасиус Стиль Аларик Бакуриус † Гайнас | Евгений ![]() Арбогаст † | ||||||||
Задействованные подразделения | |||||||||
Старшие геркулесцы | |||||||||
Сила | |||||||||
20 000–30 000 римлян 20 000 готов [1] | 35 000–50 000, примерно столько же, сколько у восточных римлян. | ||||||||
Жертвы и потери | |||||||||
Тяжелый [2] 10 000 готов [3] | Тяжелый [2] | ||||||||
Место битвы в Словении |

Битва при Фригиде , также называемая битвой на реке Фригид , произошла 5 и 6 сентября 394 года между армиями римского императора Феодосия Великого и мятежника Августа Евгения ( годы правления 392–394 ), на восточной границе. Римской Италии . Феодосий выиграл битву и разбил узурпацию Евгения и Арбогаста , восстановив единство Римской империи . Поле битвы в Клаустре Альпиум Юлиарум недалеко от Юлийских Альп , через которое прошла армия Феодосия, вероятно, находилось в долине Випава (река Фригидус была современной Випавой ) или, возможно, в долине Изонцо .
Тимасий , magister militum , командовал Феодосийской армией с помощью магистра utriusque militiae Стилихона . Арбогаст, бывший magister militum при зяте Феодосия и старшем соимператоре Валентиниане II ( годы правления 375–392 ), командовал . войсками Евгения Именно Арбогаст организовал аплодисменты Евгения после загадочной смерти Валентиниана. С подкреплениями от союзников Феодосия среди готов во главе с Аларихом и Гайном , а также от Бакурия Иберийского , армия Феодосия разгромила армию Евгения, а Евгений был схвачен и казнен. Арбогаст покончил с собой после битвы. Боевые действия положили конец третьей гражданской войне правления Феодосия после того, как они сражались против Магнуса Максима ( годы правления 383–388 ).
В церковной истории эта битва запомнилась как последняя, в которой участвовал Август , который был приверженцем римского язычества , хотя на самом деле Евгений не был язычником. Посмертное обвинение в язычестве было впервые выдвинуто Тираннием Руфином, чтобы повысить репутацию Феодосия I, который был энергичным пропагандистом никейского христианства и государственной церкви Римской империи . Церковные истории приписывают победу Феодосия при Фригиде божественному вмешательству, а Руфин приравнивал ее важность к битве у Мильвийского моста, выигранной Константином Великим над Максенцием в 312 году.
Фон
[ редактировать ]
15 мая 392 года западный император Валентиниан II был найден мертвым в своей резиденции во Вьенне , Галлия . Его magister militum Арбогаст сообщил Феодосию, восточному императору и зятю Валентиниана, что молодой император покончил жизнь самоубийством. Тем летом напряженность между двумя половинами империи еще больше обострилась. Арбогаст предпринял несколько попыток связаться с Феодосием, но, по-видимому, ни одна из них не продвинулась дальше ушей восточного преторианского префекта или главного министра Руфина . Ответы, которые Арбогаст получил от Руфинуса, были бесполезными. Сам Феодосий постепенно приходил к убеждению, что Валентиниан был убит, в немалой степени потому, что его жена Галла была убеждена, что смерть ее брата была вызвана предательством. Со своей стороны, у Арбогаста было мало друзей при восточном дворе, хотя его дядя Рихомер был главнокомандующим восточной кавалерии. Поскольку становилось все более вероятным, что какой бы курс ни выбрал Феодосий, он будет враждебным по отношению к Арбогасту, франк решил сделать первый шаг.
22 августа Арбогаст возвел Евгения , или старшего государственного служащего Западного императорского двора , magister scrinii на трон Западной империи . Евгений был уважаемым знатоком риторики и коренным римлянином, что делало его гораздо более приемлемым кандидатом на пурпур, чем франкского полководца. Его вступление на престол поддержал префект претория Италии Никомах Флавиан . Некоторые сенаторы, особенно Симмах , были обеспокоены этим действием. Кроме того, существовал вопрос о смерти Валентиниана, который так и не был решен к его удовлетворению. Более того, Евгений устранил большую часть высших гражданских чиновников, оставленных Феодосием, когда он отдал западную половину империи Валентиниану, так что Феодосий потерял контроль над Западной Римской империей. Когда группа западных послов прибыла в Константинополь с просьбой признать Евгения западным августом , Феодосий был уклончивым, даже если он принял их с подарками и туманными обещаниями. Неясно, решил ли он уже начать наступление на Евгения и Арбогаста. В конце концов, однако, после объявления сына Гонорий , которому тогда было восемь лет, как западный август , в январе 393 года Феодосий наконец решил вторгнуться на Запад.
Подготовка кампании
[ редактировать ]В течение следующих полутора лет Феодосий собрал свои силы для вторжения. Восточные армии атрофировались после смерти императора Валента и большинства его солдат в битве при Адрианополе . На полководцев Флавия Стилихона и Тимасия легла задача как восстановить дисциплину в легионах , так и восстановить их силы путем набора и воинской повинности.
В то же время другой советник Феодосия, евнух Евтропий , был отправлен из Константинополя искать совета и мудрости у престарелого христианского монаха в египетский город Ликополь . Согласно отчетам о встрече, данным Клавдианом и Созоменом , старый монах предсказал, что Феодосию удастся одержать дорогостоящую, но решительную победу над Евгением и Арбогастом.


Восточная армия двинулась на запад из Константинополя в мае 394 года. Восстановленные легионы были поддержаны многочисленными вспомогательными варварскими силами, включая более 20 000 федератов вестготов и дополнительные силы из Сирии. Сам Феодосий возглавил армию; среди его командиров были его собственные генералы Стилихон и Тимасий, вождь вестготов Аларих и кавказский ибериец по имени Бакуриос Хибериос .
Их продвижение через Паннонию до Юлийских Альп не встретило сопротивления, и Феодосий и его офицеры, должно быть, подозревали, что их ждет впереди, когда они обнаружили, что восточные концы горных перевалов незащищены. Арбогаст, основываясь на своем опыте борьбы против узурпатора Магнуса Максима в Галлии, решил, что лучшая стратегия — сохранить объединение своих сил для защиты самой Италии, и с этой целью он зашел так далеко, что оставил альпийские перевалы без охраны. Силы Арбогаста состояли в основном из его собратьев -франков , алеманнов и галло-римлян , а также его собственных готских вспомогательных сил.
Благодаря стратегии Арбогаста по поддержанию единой, относительно сплоченной силы, армия Феодосия беспрепятственно прошла через Альпы и спустилась к долине реки Фригид к востоку от римского порта Аквилея . они наткнулись на лагерь западной армии в Клаустре Альпиум Юлиарум Именно в этом узком гористом районе в первые дни сентября .
Битва
[ редактировать ]Точно неизвестно, где именно произошла битва. Хотя утверждалось, что место битвы следует искать в долине Верхнего Изонцо , в основном оно располагалось где-то в долине Випава . В то время как «Фригидусом» обычно считали реку Випава или ручей Хубель , а битва должна была произойти недалеко от Врхполе , недавние исследования показывают, что на самом деле она произошла в нескольких километрах от Кола и Санабора , в так называемой « Двери в Римскую Италию». . [4]
Перед битвой Евгений и Арбогаст поставили статую Юпитера на краю поля битвы, а изображения Геракла нанесли на армейские знамена. [5] Таким образом они надеялись повторить победы Рима в прежние времена, когда он всегда полагался на поддержку старых богов в бою. В первый день битвы старые боги, казалось, одержали победу. Феодосий атаковал почти сразу же, практически не проведя предварительной разведки поля битвы. Он заставил своих готских союзников действовать первыми, возможно, надеясь проредить их ряды за счет истощения и уменьшить их потенциальную угрозу Империи. Стремительная атака восточной армии привела к тяжелым потерям, но незначительному успеху: сообщается, что 10 000 готских вспомогательных войск были убиты, а среди погибших был грузинский генерал Бакуриус. [6]
В конце дня Евгений праздновал успешную защиту своих войск, в то время как Арбогаст послал отряды, чтобы перекрыть горные перевалы позади сил Феодосия.
После бессонной ночи Феодосия обрадовала новость о том, что люди, которых Арбогаст послал, чтобы запереть его в долине, намеревались перейти на его сторону. Воодушевленные таким благоприятным развитием событий, люди Феодосия снова атаковали. жестокая буря — видимо, бора На этот раз природа была на их стороне: с востока по долине пронеслась , обычное явление в этом регионе.Другие истории рассказывают о том, как Феодосий молился Богу о буре, которую Бог впоследствии даровал. [7]
Сильный ветер гнал облака пыли в лица западных войск (легенда также гласит, что свирепые ветры даже отбрасывали в них собственные стрелы западных войск). Под ударами ветра позиции Арбогаста прорвались, и Феодосий одержал решающую победу, как и предсказывал египетский монах.
После этого Евгений был схвачен и доставлен к императору. Его мольбы о пощаде остались без ответа, и он был обезглавлен. Арбогаст избежал поражения и сбежал в горы, но после нескольких дней скитаний пришел к выводу, что побег невозможен, и покончил жизнь самоубийством.
Религиозный характер конфликта
[ редактировать ]Хотя версия битвы, в которой божественный ветер победил языческих врагов Феодосия, стала популярной в поздней античности, современные историки, в первую очередь Алан Кэмерон , оспаривают достоверность этой версии событий. Кэмерон утверждает, что идея о том, что Евгений и Арбогаст были язычниками или сторонниками язычников, была создана для оправдания кампании Феодосия против них, и что другие узурпаторы, такие как Магненций , были ложно заклеймены как язычники после своего поражения. Идея о том, что врагами Феодосия были язычники, исходит от церковного историка Руфина , и только зависимые от Руфина источники упоминают об этой идее. [8]
Кроме того, самым ранним источником, упоминающим решающий ветер бора, был Амвросий Миланский , но в своей проповеди на Псалме 36 он заявляет, что ветер дул перед этой битвой и деморализовал врага Феодосия еще до начала каких-либо боевых действий. Эту идею, вероятно, подхватил поэт Клавдиан, который в своей причудливой и пропагандистской поэзии, посвященной семье Феодосия, перенес ветер в решающий момент сражения. Клавдиан, по-видимому, сделал классическую ссылку на Силия Италика , в чьем отчете о битве при Каннах упоминается аналогичный ветер, отбрасывающий копья и оружие назад. Из поэзии Клавдиана, которая была популярна как в восточной, так и в западной половине Римской империи, распространилась идея о ветре бора, решающем битву. Это хорошо согласовывалось с другой идеей о том, что битва произошла между язычниками и христианами: Феодосию, как христианскому императору, помогал Бог в форме ветра. [9]
Историк Мишель Рене Зальцман объясняет, что «два новых актуальных текста — Проповедь Иоанна Златостона 6, против Катароса (PG 63: 491-92) и Consultationes Zacchei et Apollonii , датированные 390-ми годами, укрепляют точку зрения, что религия не была ключевым моментом». идеологический элемент в событиях того времени». [10] По словам Майястины Калос , финского историка и доцента латинского языка и римской литературы в Хельсинкском университете, идея языческих аристократов объединилась в «героическом и культурном сопротивлении», восставшем против безжалостного наступления христианства в финальной битве под Фригидусом. в 394 году — романтический миф. [11]
Последствия
[ редактировать ]Это была дорогостоящая победа для Феодосия и полное поражение для Евгения. Современный римский историк заявил, что, поскольку готы понесли большую часть потерь, Феодосий выиграл две битвы при Фригиде: одну против Евгения, а другую - против готов. [12] Всего четыре месяца спустя он умер, оставив власть в руках своих маленьких детей Гонория и Аркадия .
Однако битва также ускорила крах римской армии на западе. Потери в битве при Фригиду ослабили западные легионы. Это снижение возможностей римских солдат означало растущую зависимость Империи от варварских наемников, нанятых в качестве федератов , которые часто оказывались ненадежными или даже вероломными.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Юлиус Норвич , Византия: Ранние века , 115
- ^ Jump up to: а б Уильямс и Фрилл 1994 , с. 66.
- ^ Бэйнс 1911 , с. 247.
- ^ Штекар, Андрей (2013). «Попытка локализовать битву при Фригидусе в 394 году в районе между Санабором и перевалом» [Попытка локализовать битву при Фригидусе в 394 году в районе между Санабором и перевалом]. Анналы: Анналы исследований Истрии и Средиземноморья (на словенском, английском и итальянском языках). 23 (1): 1–14. ISSN 1408-5348 .
- ^ Синтия Уайт (2010). Возникновение христианства: классические традиции в современной перспективе . Крепость Пресс. стр. 171–. ISBN 978-0-8006-9747-1 . Проверено 3 апреля 2013 г.
- ^ Уильямс и Фрилл 1994 , с. 118.
- ^ Мэри Уитби (1998). Пропаганда власти: роль панегирика в поздней античности . Брилл. стр. 282–. ISBN 978-90-04-10571-3 . Проверено 3 апреля 2013 г.
- ^ Алан Кэмерон , Последние язычники Рима (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2011), 93–107.
- ^ Алан Кэмерон , Последние язычники Рима (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2011), 112–17.
- ^ Зальцман, Мишель Рене (2010). «Амвросий и узурпация Арбогаста и Евгения: размышления о повествованиях о язычески-христианском конфликте» . Журнал ранних христианских исследований . 18 (2). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 191. doi : 10.1353/earl.0.0320 . S2CID 143665912 .
- ^ Калос , с. 2.
- ^ Хизер 2010 , с. 194.
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Руфиний история Церковная Том. 11.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Бэйнс, Норман Х. (1911). Х. М. Уоткин и Дж. П. Уитни (ред.). Династия Валентиниана и Феодосия Великого . Том. 1. Издательство Кембриджского университета.
- Хизер, Питер (2010). Империи и варвары: падение Рима и рождение Европы . Издательство Оксфордского университета.
- Калос, Майджастина (2019). Религиозное инакомыслие в поздней античности, 350–450 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-006725-0 .
- Кон, Джордж Чайлдс. Словарь войн (пересмотренная ред.).
- Уильямс, Стивен; Фрилл, Джерард (1994). Феодосий: Империя в страхе . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-07447-5 .
- Уайт, Синтия (2010). Возникновение христианства: классические традиции в современной перспективе . Крепость Пресс. ISBN 978-0-8006-9747-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 394
- 390-е годы в Римской империи
- Конфликты 4-го века
- Древняя история Словении
- Сражения с участием франков
- Битвы с участием готов
- Битвы с участием Римской империи
- Битвы с участием вестготов
- Гражданские войны Римской империи
- Випавская долина
- Войны за престолонаследие с участием государств и народов Азии
- Войны за престолонаследие с участием государств и народов Европы
- Феодосий I