Jump to content

Христианизация Римской империи как распространение инноваций

это реальная карта, показывающая, как формировались общины, и она выглядит как графическое изображение модульной сети.
Карта Римской империи с распределением христианских общин по каждому столетию.

Христианизация Римской империи как распространение инноваций рассматривает религиозные изменения в первые три столетия существования Римской империи через призму распространения инноваций – социологической теории, популяризированной Эвереттом Роджерсом в 1962 году. Распространение инноваций – это процесс коммуникации, который место во времени среди членов социальной системы, которое объясняет, как, почему и когда новые идеи технологии ) распространяются. Согласно этой теории, успех или неудача инновации зависит от характеристик самой инновации, ее последователей, используемых каналов связи, времени и социальной системы, в которой все это происходит.

В первые три столетия существования империи римское общество отошло от устоявшегося городского политеизма и приняло религиозную инновацию монотеистического христианства. Вместо того, чтобы объяснять это через политические и экономические события, этот подход фокусируется на силе социальных взаимодействий людей как движущих сил социальных изменений. Это сочетает в себе понимание христианской идеологии и полезности религии с анализом социальных сетей и их среды. Хотя существуют альтернативные объяснения христианизации Римской империи, имеющие разный уровень поддержки со стороны современных ученых, этот подход демонстрирует, что культурные и религиозные изменения ранней Римской империи можно понимать как совокупный результат множественного индивидуального поведения. [1]

Христианство было принято относительно быстро. Скорость, с которой это произошло, можно объяснить пятью характеристиками распространения: во-первых, если инновация рассматривается как имеющая относительное преимущество перед тем, что она заменяет, она будет принята быстрее. Относительное преимущество христианства перед его различными конкурентами можно найти в его альтруизме, принятии тех, кто не имеет римского статуса, и в особом типе сети, которую оно сформировало. Во-вторых, его совместимость с людьми, обществом или культурой, с которыми он сосуществует, повлияет на скорость принятия. Христианство не было в полной мере совместимо с римским многобожием, но оно было совместимо с иудаизмом, существовавшим в общинах диаспоры. Его сложность также имеет значение, поскольку простота обычно усваивается быстрее, а христианская инклюзивность сделала ее относительно простой. Следующая характеристика, возможность испытания, касается того, насколько хорошо нововведение обеспечивает доступ к информации о себе, прежде чем кто-то станет полноправным членом, а процесс обращения в раннем христианстве допускал гибкий период возможности испытания. Последней характеристикой, влияющей на скорость внедрения, является наблюдаемость, поскольку более вероятно, что кто-то совершит конверсию, если человек считает, что увидел результаты. Это представлено тем, кто его усыновил, а также социальными изменениями, такими как благотворительность и мученичество, которые помогли создать эти разные усыновители. Эти качества взаимодействуют и оцениваются как единое целое. Например, инновация может быть чрезвычайно сложной, что снижает вероятность ее принятия и распространения, но она также может быть очень высокой совместимостью, что дает ей большее преимущество по сравнению с существующими инструментами, так что, несмотря на конкретные проблемы, потенциальные последователи внедрят инновация в любом случае. [2]

Социолог Э.А. Джадж объясняет христианизацию с помощью этой социологической точки зрения как результат мощного сочетания новых идей, предложенных христианством, и социального воздействия церкви, которая, по его словам, сформировала центральную точку религиозного обращения Рима. [3] [4]

Теория сетей и распространение инноваций как подход

[ редактировать ]

В ранней Римской империи христианство зародилось менее чем с 1000 человек. Оно быстро росло, несмотря на интенсивную и продолжающуюся конкуренцию как со стороны традиционного политеизма, так и альтернативных культов и вероисповеданий. [5] К концу второго столетия в нем насчитывалось около 200 000 человек, что существенно ускорило его рост в третьем веке, достигнув абсолютного большинства к 350. [6] [7] [8] Эти религиозные изменения стали широко изученным примером того, как сети функционируют в реальном мире. [9]

По словам археолога Анны Коллар, когда небольшие группы соединяются друг с другом на основе общей информации, формируются сети. [10] [11] Эти сети изображаются точками, называемыми узлами, причем каждый узел представляет собой отдельную небольшую группу, соединенную между собой линиями, называемыми ребрами. Края представляют собой каналы связи между ними. [12]

Акцент делается на человеческом взаимодействии как движущей силе перемен. Люди склонны образовывать небольшие группы по социальному признаку с теми, у кого есть что-то общее. [13] Тогда социальные изменения можно рассматривать как своего рода возникновение – коллективное поведение, возникающее в результате того, что отдельные личности как части системы делают вместе то, что они не стали бы делать в одиночку – поскольку христианство было «самоорганизованным», распределенным вдали от какой-либо центральной власти и основывалось на общих причинах. [14]

это графическое изображение кластеров точек, сгруппированных вместе, но отделенных от других групп точек, как представление того, как формируются модульные сети.
Графическое представление узлов и ребер модульной сети

Когда группы людей с разным образом жизни вступают в контакт друг с другом, взаимодействуют и обмениваются идеями и практиками, «культурная диффузия» . происходит [15] Диффузия – это социальный процесс, который распространяет новые идеи и практики. [16] Это основной метод изменения общества; (это отличается от колонизации , которая вводит в общество элементы чужой культуры). [17]

Распространение может происходить только внутри социальной системы, поэтому устоявшаяся социальная структура этой системы влияет на распространение инноваций. Вместо того, чтобы судить об инновации по ее качествам, распространение инноваций рассматривает успех как показатель связности сетевой структуры, в которой она находится: является ли это общество «уязвимым» или «стабильным» по отношению к этой конкретной инновации. [18] Успех христианства можно рассматривать как показатель связности римского общества и его уязвимости к инновациям. [18]

Инновации

[ редактировать ]

Распространение инноваций — это особый вид коммуникации, в котором основное внимание уделяется новым идеям. Новизна идеи придает ей особый характер. [19] Инновация — это идея, практика или объект, которые воспринимаются как новые человеком, рассматривающим возможность их принятия. Неважно, является ли оно объективно новым или нет; это имеет значение только в том случае, если человек, планирующий усыновление, считает его новым. [20] Настоящая религиозная инновация должна включать в себя значительные изменения – например, переход от политеизма к монотеизму – в большом масштабе. [21] Археолог Анна Коллар утверждает, что хотя «философский аргумент в пользу единого бога был хорошо известен среди интеллектуальной элиты , ... монотеизм можно назвать религиозным нововведением в среде имперского политеизма». [22]

Внедрение инноваций происходит поэтапно. [18] [23] Эти этапы представлены разными типами людей, которые приняли инновации, независимо от того, сделали они это рано или поздно, что указывает на то, что люди имеют разную степень восприимчивости к инновациям. [18] [24] В первые три века своего существования христианство являлось новаторами, ранними последователями и ранним большинством. [18] (Две более поздние категории IV-VII веков называются поздним большинством и отстающими). [25]

это график, показывающий нормальное распределение населения, как наиболее вероятное распространение идей.
Распространение инновационных идей

Таким образом, скорость процесса принятия решений человеком является фактором успеха инновации. [25] [26] Разница между ответами людей создает нормальную кривую распределения. Коллар объясняет: «На кривой есть точка, которая представляет собой суть процесса распространения: «переломный момент». [18] Этот «переход» происходит между 10 и 20 процентами внедрения. [27] Американский социолог Эверетт Роджерс говорит: «После этого момента часто невозможно остановить дальнейшее распространение новой идеи, даже если бы кто-то захотел это сделать». [28] [18] Христианство достигло этого переломного момента (так называемой критической массы ) за сто лет между 150 и 250 годами, когда число его приверженцев выросло с менее чем 50 000 до более чем миллиона. [29] Ученые в целом согласны с тем, что в оставшуюся часть третьего века произошел значительный рост абсолютного числа христиан. [8] Это дало достаточно последователей, чтобы оно стало самодостаточным и способствовало дальнейшему росту, тем самым утвердив христианство как успешное нововведение в Римской империи. [29] [30] [31]

Альтернативные подходы

[ редактировать ]

Эдвард Гиббон ​​написал первый историографический взгляд на то, как Римская империя была христианизирована, в своей «Истории упадка и разрушения Римской империи», опубликованной в 1776 году. Гиббон ​​приписал это Константину, которого он считал движимым «безграничными амбициями» и стремлением к личной славы, чтобы навязать христианство остальной части империи – сверху вниз – циничным политическим ходом. [32] [33] Гиббон ​​считал, что именно так религия Константина «менее чем за столетие достигла окончательного завоевания Римской империи». [34] [35] [36] Профессор классики Сет Шварц утверждает, что количество христиан в конце третьего века указывает на успех христианства до Константина. [37] Социолог Эдвин А. Джадж написал подробное исследование, показывающее, что полностью организованная церковная система существовала до Константина и Никейского Собора . Исходя из этого, Джадж пишет, что «аргумент, что христианство обязано своим триумфом его принятию Константином, не может быть подтвержден». [38] В настоящее время среди ученых существует согласие в том, что христианизация не произошла путем навязывания «сверху вниз» в столетия, предшествовавшие Константину. Напротив, это произошло через его приобретение одним человеком от другого, через подражание и через обучение тому, что составляет христианскую самоидентификацию. [39]

Современники, такие как Плиний Младший, использовали модель распространения болезней для описания распространения христианства в Понте, в северной части Малой Азии: «заражение этого ужасного суеверия распространилось не только в городах, но также в деревнях и сельской местности. ". [40] Прайс пишет, что «инфекционная болезнь» — это ошибочная метафора. Он воплощает в себе негативный взгляд и приводит к идее линейного распространения, при котором новый культ заражал каждое место, через которое проходил, чего не было в Римской империи. [40] Коллар говорит, что распространение инноваций отличается от распространения болезней, потому что инновации требуют активного принятия заинтересованным лицом; это существенно отличается от их уязвимости к инфекционным заболеваниям. [41] [40]

Психологические объяснения христианизации во многом основывались на убеждении, что язычество пришло в упадок в имперский период, создав эпоху неуверенности и беспокойства. [42] [43] [44] Историки считали, что это порождает тревожных, отчужденных людей, которые ищут убежища в религиозных общинах, предлагающих социализацию. [45] По мнению исследователя-классика Джеймса Б. Райвза, «представление о том, что традиционные общественные культы и традиционные греко-римские божества находились в каком-либо упадке в эллинистический и имперский периоды, зависело от ряда весьма сомнительных предположений: [46] и могло быть подтверждено лишь очень избирательным и даже произвольным использованием доказательств. Теперь его больше невозможно поддерживать». [47] Традиционная религия не пришла в упадок, но оставалась живой до шестого и седьмого веков. [47] [48] Психолог Паскаль Бойер говорит, что когнитивный подход может объяснить передачу религиозных идей и описать процессы, посредством которых люди приобретают и передают определенные идеи и практики, но когнитивной теории может быть недостаточно для объяснения социальной динамики религиозных движений или исторических событий. развитие религиозных доктрин, которые не входят непосредственно в его сферу деятельности. [49]

Неодарвинистская теория культурного отбора указывает на то, что поведение распространяется потому, что люди имеют сильную тенденцию подражать своим соседям, когда они считают, что эти соседи более успешны. [50] Антропологи Роберт Бойд и Питер Дж. Ричерсон пишут, что римляне считали, что раннехристианская община предлагала лучшее качество жизни, чем обычная жизнь, доступная большинству жителей Римской империи. [51] Осторожность была особенно важна во время тяжелых эпидемий имперского периода, когда некоторые города погрузились в анархию. [52] Языческое общество имело слабые традиции взаимопомощи, тогда как христианское сообщество имело нормы, которые создавали «миниатюрное государство всеобщего благосостояния в империи, по большей части лишенной социальных услуг». [51] В христианских общинах уход за больными снизил смертность, возможно, на две трети. Сохранившиеся христианские и языческие источники указывают, что многие обращения были результатом «призыва к такой помощи». [51] По мнению Гарри Рансимана , развился отчетливо христианский фенотип сильной взаимности и безусловной доброжелательности, что привело к росту христианства. [50]

Нарушение диффузии

[ редактировать ]

Не все инновации успешны. [53] Социолог Габриэль Тард сказал: «При наличии ста различных инноваций, задуманных одновременно… десять распространится за границу, а девяносто будут забыты». [54] В период Римской империи появилось множество новых привлекательных культов и религий, а также такие варианты христианства, как гностицизм, манихейство и донатизм. [55] Все эти религиозные нововведения какое-то время были успешными, но в конечном итоге потерпели неудачу. Внутренние качества системы убеждений могут объяснить ее привлекательность, но их недостаточно, чтобы объяснить провал других идей, которые также были очень привлекательными. [56]

Инновации могут потерпеть неудачу, если ранее существовавшие убеждения внутри социальной системы достаточно сильны и препятствуют их внедрению. [57] Инновации могут потерпеть неудачу, потому что сообщение не соответствует потребностям «клиента». [11] Они могут потерпеть неудачу из-за того, как потенциальные новообращенные видят агента перемен. [11] или от конкуренции со стороны других инноваций, [58] или от воспринимаемых атрибутов самой инновации. [59] Даже простая инерция может помешать внедрению. [60] Когда инновация становится слишком закрытой системой, она часто терпит неудачу. [61] или когда отсутствует общность с социальной системой, инновация также часто терпит неудачу. [62] На неудачу также могут влиять очень личные причины, по которым люди принимают или не принимают инновацию, но это менее исследованная область, потому что ее трудно изучать, говорит Роджерс, и потому что на нее влияет более широкий контекст. [63]

Пять характеристик диффузии

[ редактировать ]

Относительное преимущество

[ редактировать ]
Статуя ребенка, протягивающего пустую миску, автор Даниэль Раух
Благотворительность Кристиана Дэниела Рауха , ок. 1773 г. (Эрмитаж)

Чем больше воспринимается преимущество инновации перед тем, что она заменяет, тем больше увеличивается скорость внедрения. [64] У. Г. Рансиман пишет: «Если и была какая-то особенность христианской религии, которая отличала ее от всех ее конкурентов, включая иудаизм, то это была готовность, по крайней мере в принципе, христиан не только принимать новообращенных, откуда бы они ни пришли [например, рабов и женщин], но демонстрировать или, по крайней мере, быть готовым демонстрировать по отношению к необращенным тот же вид активной благотворительности [раздачи милостыни], которую они должны были проявлять по отношению друг к другу». [39] Недавние исследования показали, что именно формальный безоговорочный альтруизм раннего христианства во многом объясняет его удивительный успех. [31] По мнению Бойда и Ричардсона, это создало своего рода государство всеобщего благосостояния внутри империи, в которой по большей части такого понятия не было, и это дало римлянам веру в то, что раннехристианское сообщество предлагало лучшее качество жизни. [51]

Милостыня

[ редактировать ]

Жизнь в Римской империи заметно различалась в зависимости от того, был ли человек богатым, «скромным» или действительно бедным. Схемы, которые могли показаться направленными на помощь бедным ( пищевая схема Траяна или пособие на зерно ( аннона ) в Риме), распределялись на основе «ценности», а не потребностей. [65] Богатые поддерживали в первую очередь своих, переживших тяжелые времена, и благотворительность, скорее всего, была демонстрацией личного богатства, а не заботой о нуждающихся. [66] До христианства богатая элита Рима в основном делала пожертвования на гражданские программы, направленные на повышение их социального статуса , хотя личные добрые дела по отношению к бедным не были чем-то необычным. [67] [68] [69]

Раннее христианство требовало высоких стандартов личной добродетели и «праведности», чтобы войти в Царство Божие, а милостыня считалась главной добродетелью. [70] В своих «Словах на святого Иоанна » Иоанн Златоуст пишет, что «невозможно, хотя и совершим десять тысяч других добрых дел, войти в врата Царствия без милостыни». [70] Для Златоуста это было заявление о «продолжающемся искуплении», впервые предложенное «историческим Иисусом на кресте, а теперь и в настоящем через бедных. Прийти к бедным с милостью означало получить милость от Христа». [71] Милостыня рассматривалась как акт любви, который сам по себе считался искупительным. [72] Религиовед Стивен К. Мьюир добавляет, что «благотворительность, по сути, была институционализированной политикой христианства с самого начала… Хотя эта ситуация не была единственной причиной роста группы, она была важным фактором». [73]

Рабство в пятом веке

[ редактировать ]

По словам раннехристианского историка Криса Л. де Вета, рабство потерпело полный системный крах в пятом веке из-за отсутствия спроса и предложения. [74] Причины этого не до конца понятны, поскольку точное количество рабов для сравнения не установлено. Установлено, что христианство этого периода никогда открыто не призывало к отмене рабства . [75] Однако есть свидетельства того, что христианский дискурс против рабства часто повторялся и формировал чувства, вкусы и мнения относительно него в позднеантичные времена. [76] Гельмут Кёстер утверждает, что «христианская община в посланиях Павла начинается с формулы крещения, которая говорит, что во Христе нет… ни раба, ни свободного. Это социологическая формула, определяющая новую общину… [дающую] даже самое низкое рабское личное достоинство и статус». [77] [78]

Онисим возвращается к Филимону с письмом Павла в руках.

С самого начала павлинские общины пересекали социальные ряды, сознательно разрушая традиционные римские концепции иерархии и власти. [79] [80] Микс утверждает, что свидетельства Плиния Младшего демонстрируют это. [81] Понимание Павлом парадокса могущественного Христа, умершего как бессильный человек, привело к созданию нового порядка, беспрецедентного в классическом обществе. [82] Классик Кайл Харпер описывает влияние христианства как «революцию в правилах поведения, но также и в самом образе человека». [83]

В Послании Павла к Филимону раб Онисим сбежал (смертное преступление) и присоединился к Павлу. Но и Онисим, и его господин Филимон стали христианами. Павел отправил Онисима домой с письмом, в котором Павел настаивает на том, чтобы Филимон принял Онисима как «любимого брата». [84] [85] Профессор Нового Завета Марианна Томпсон убедительно утверждала, что «чтение письма к Филимону, в котором Павел рассматривает как прося о духовном принятии Онисима как брата во Христе, без освобождения его тела как раба, предполагает «дуалистическую антропологию». у Павла, чего не подтверждают его писания». [86] Совокупность многих многообещающих фраз Павла подтверждает эту точку зрения. [87] Если информация в Послании к Колоссянам 4 :7–9 является исторической, то раб Онисим стал вольноотпущенником . [88] Профессор классической литературы и литературы Кайл Харпер утверждает, что религиозные чувства в пользу освобождения от свободы распространены во всех восточных провинциях. [89]

Христианство приняло рабство как одну из своих главных метафор , утверждая, что все люди являются рабами греха. [90] [91] Не существует дошедших до нас источников, написанных рабами. [92] но христианская риторика наполнена этой метафорической перспективой. Иоанна Златоуста рабство упоминается более 5000 раз. Только в сохранившемся корпусе [93] Златоуст написал инструкции по крещению для церквей, находящихся под его юрисдикцией, предписывая исполняющему обязанности священника останавливаться в различных местах, чтобы напомнить оглашенным о том, как акт крещения освобождает их, делая их святыми и справедливыми сынами Божиими как сонаследниками Христа. «Повторяемое так часто и в таком важном контексте, это послание, должно быть, оказало большое влияние на мышление христианских общин и тех, с кем они общались». [94]

Самым плодовитым источником рабов было естественное воспроизводство (деторождение), поскольку ребенок, рожденный от раба, автоматически становился рабом без права выбора. Де Вет пишет, что христианские лидеры, такие как Иоанн Златоуст, пытались «защитить сексуальную неприкосновенность раба, десексуализируя тело раба и криминализируя его насилие. Рабы больше не были морально нейтральной почвой: секс с рабом в браке считался прелюбодеянием , а если он не был женат , блуд ». [95] Эти учения, наряду с распространением целомудрия среди рабов, ставших христианами, [96] и распространение аскетизма в римском обществе как уважаемой ценности, возможно, уменьшило их сексуальное использование и их репродуктивную ценность и напрямую повлияло на рабство. [76] [97]

Златоуст отражает двойное учение Павла о рабстве. Он поддерживал повиновение рабов своим хозяевам. Он также сказал аудитории своей церкви, которая состояла в основном из богатых рабовладельцев, что «Рабство является результатом жадности , деградации, жестокости, поскольку у Ноя , как мы знаем, не было ни раба, ни Авеля , ни Сифа , ни тех, кто пришло после них. Это учреждение было плодом греха». [98] МакМаллен писал, что рабство «упрекали, среди прочих, Амвросий , Зенон Веронский , Гауденций Брешианский и Максим Туринский ». [99]

Рансимен показывает, что сильная взаимность между христианами в сочетании с такой безусловной доброжелательностью по отношению к другим «превратила христианство в движение, которое ко второй половине третьего века римское государство не могло ни игнорировать, ни подавлять». [100]

География и масштабируемая сеть

[ редактировать ]
График показывает рост христианства в первые три века по векам в зависимости от расстояния от Иерусалима.
Расстояние от Иерусалима и время христианизации
это карта, показывающая фактический процесс роста христианских общин по столетиям, с линиями, показывающими, какие региональные центры (называемые хабами) развивали какие другие общины.
Пространственные ограничения распространения религиозных инноваций: случай раннего христианства в Римской империи

Распространение христианства началось из Иерусалима.

В своем исследовании пространственных ограничений распространения Фусек и др. показывают, что «распространение христианства в первые два столетия следует за диффузией, направляемой гравитацией». [101] Модели гравитации используются для изучения потоков: это приложение оценивает поток взаимодействия между любыми двумя городами. Фоусек показывает, что взаимодействие между городами увеличивается с увеличением численности населения и уменьшается с увеличением расстояния и более высокой стоимости поездок. [101]

Гравитационная модель показывает, что кратчайший путь распространения любой инновации — это ее наиболее вероятный путь. Эта модульная модель показывает прямое влияние Иерусалима на основание географически близких церквей. [101] Это были небольшие домашние церкви, такие как церковь в Кесарии Приморской, насчитывавшей около 12–200 членов каждая. [102] До 100 года христианство состояло, может быть, из сотни из них. [103]

Сама Империя предоставила христианству возможность выйти за пределы местного географического региона благодаря преимуществам римских дорог и связей между римскими городами. [17] [104] Начав распространяться за пределы Иерусалима, христианство также напрямую связалось с отдаленными крупными городами, такими как Рим. К концу первого века во всех крупнейших городах империи были христианские общины. [105]

Первые два столетия показывают скопления небольших христианизированных городов по соседству с этими крупными региональными центрами. Некоторые сообщества имели мало связей с другими сообществами, а другие - больше. Сообщества с множеством связей служили «центрами», вокруг которых группировались другие. Хабы важны для передачи информации. [106] По мере развития сети такого типа существует высокая вероятность того, что по мере того, как все больше и больше сообществ присоединятся к уже существующей системе, они присоединятся к сообществу, которое уже имеет много связей. [107] Эта группировка характерна для свободной сети модульного масштаба , которую сформировало христианство. [107] [108]

В случае раннего христианства, когда новые города стали центрами – они стали новыми отправными точками для распространения инноваций – и христианизация больше не полагалась на свою первоначальную точку происхождения для получения информации. Это согласуется с тем, что с самого начала такие города, как Антиохия и Александрия, стали более влиятельными, чем Иерусалим. [105] [108] [39] Внутри большой социальной сети, такой как раннехристианская церковь, высокая локальная группировка небольших групп, находящихся недалеко друг от друга, способствовала «эффекту маленького мира». Будучи частью маленького мира, вы способствуете потоку информации на локальном уровне, тем самым делая более крупную сеть тесно связанной. [109]

Совместимость и сложность

[ редактировать ]

Совместимость — это степень, в которой инновация рассматривается как соответствующая существующим ценностям, прошлому опыту и потребностям потенциальных потребителей. [110] Возможно принятие несовместимых инноваций, но это часто требует принятия новой системы ценностей, которая замедляет процесс. [111] Христианство имело некоторую совместимость с римской культурой в своем моральном языке, заимствованном из более старых традиций. [112] Например, в библейской книге Деяний автор ссылается на защиту Сократа: «Надо повиноваться Богу, а не людям». [113] Однако в целом христианство столкнулось с большими проблемами представления себя перед империей в отношении большинства вопросов политеистической религиозной традиции. В глазах многих неверующих это была неприемлемая форма суеверия ; ее основатель был казнен римской властью, ее считали отпавшей от веры иудеев и, следовательно, не могли претендовать на какую-либо законную власть. [114] [примечание 1]

То, что делало христианство несовместимым с большей частью язычества, не делало его несовместимым с иудаизмом. [122] В имперский период многие евреи покинули Палестину в такие места, как Александрия , Рим , Северная Африка и Средиземноморский регион , из-за преследований, политики и изгнания, из-за внутренних конфликтов в еврейском обществе, а также из-за экономических возможностей за пределами Палестины. Это были рассеянные народы: диаспора . [123] Историк сирийской церкви Бар Гебреус оценивает общее число евреев во всей Римской империи во времена императора Клавдия в 6 944 000 человек. В Египте проживало около миллиона евреев, а в Иудее — менее двух миллионов евреев. Это указывает на то, что в диаспоре было больше евреев - около четырех миллионов, чем в самой Иудее в первом веке. [124] Инновации фундаментально связаны с их культурной средой. [18] Паула Фредриксен писала, что внутри еврейской диаспоры существовало международное население, которое «резонировало с религиозными идеями [христианства]… именно из-за этого, из-за иудаизма диаспоры, который чрезвычайно хорошо укоренился, само христианство, как новая и постоянно импровизационная форма иудаизма способна распространиться по всему римскому миру». [125]

Сложность связана с тем, насколько сложно понять и использовать инновацию, поскольку более простое, как правило, внедряется быстрее. [111] Христианству не мешали ни этнические, ни географические связи. Это воспринималось как новое начало и было открыто как для мужчин, так и для женщин, богатых и бедных. Крещение было бесплатным. Платы не взимались, и это было интеллектуально эгалитарно , делая философию и этику доступными для обычных людей, включая тех, кто мог не иметь грамотности . [126]

Испытательность

[ редактировать ]

Конверсия – это поиск информации – деятельность по обработке информации. [127] Человек хочет знать преимущества и недостатки принятия или отклонения инновации, прежде чем полностью ее принять. [128] Роджерс концептуализирует пять последовательных шагов в этом процессе: знание, убеждение, решение, реализация и подтверждение. Процесс преобразования начинается, когда человек узнает об инновации и получает некоторые знания о том, как она функционирует. Убеждение следует, когда у этого человека формируется благоприятное отношение к нововведению. Период принятия решения начинается, когда человек занимается деятельностью, которая приведет к принятию или отклонению. Внедрение позволяет использовать инновацию и может включать в себя повторное изобретение. [127] Подтверждение требует подкрепления. [127]

По словам Микса, в империи это означало стать частью устоявшегося сообщества последователей, которые «наставляли, увещевали, уговаривали, напоминали, упрекали, реформировали и приводили доводы» в пользу перемен. [129] Э. Р. Доддс пишет, что христианство предлагало более полное чувство общности, «чем любая соответствующая группа последователей Исиды или приверженцев Митры ». [130] В самых ранних христианских общинах кандидатов на крещение представлял учитель или другой человек, готовый поручиться за их характер и поведение. [131] После этого этих оглашенных обучали основным догматам веры, проверяли на предмет нравственной жизни, они сидели отдельно во время богослужений, не могли принимать евхаристию (общее объединяющее средство христианских общин), и от них обычно ожидалось, что они будут демонстрировать приверженность обществу и послушание Повеления Христа перед принятием и крещением в общину в качестве полноправного члена. Этот «испытательный период» для тех, кого называют оглашенными, может длиться от месяцев до лет. [132]

Новое изобретение

[ редактировать ]

Инновация не обязательно статична и неизменна в процессе распространения. Пользователь может адаптировать и изменить нововведение, чтобы оно более точно соответствовало его личной ситуации и потребностям. [133] Чаще всего это происходит на этапе внедрения. [127] Степень отклонения вариации от основной версии, впервые представленной им, является переизобретением, и это может происходить часто по-разному. [134] Такие переосмысления могут начать распространяться отдельно от первоначальных инноваций. [135] «Хорошо» это или «плохо» зависит от точки зрения. Новое изобретение может сделать дальнейшее использование инновации более вероятным, хотя в некоторых крайних случаях исходная инновация может полностью потерять свою идентичность. [136] Это может привести к появлению «антидиффузионных программ, призванных предотвратить распространение «плохих» инноваций». [137] (См.: Гностицизм , Донатизм и Манихейство .) Отвержение, прекращение и новое изобретение часто происходят в процессе распространения. [138]

Наблюдаемость

[ редактировать ]

Роджерс объясняет: «Наблюдаемость — это степень, в которой результаты инновации видны другим. Чем легче людям увидеть результаты инновации, тем больше вероятность, что они ее примут». [111] Следовательно, как указывает Коллар, успех или неудача любой религиозной инновации зависит от социальной среды, которую она помогает создать. [139]

Новаторы первого века

[ редактировать ]

В диффузионной модели тех, кто первым распознает и примет новую идею, называют новаторами. Они имеют первостепенное значение. [140] Они часто находятся на периферии общества и внедряют инновации (в данном случае христианство) в социальную систему извне. [141] [142] В первом веке евреи были аутсайдерами устоявшейся римской религиозной системы, и около 700 обращенных евреев, включая Павла и других апостолов, первыми представили христианство в Римской империи. [143] [144]

Карта Средиземноморья, отражающая миссионерские путешествия Святого Павла.
Карта миссионерских путешествий святого Павла

Коллар утверждает, что апостол Павел был одним из первых новаторов христианства. [145] Он обратился в христианство где-то через несколько лет после смерти Иисуса на «Дороге в Дамаск », как записано в Деяниях 9 :13–16 и Галатам 1 :11–24. Павел совершил три (возможно, четыре) миссионерских путешествия, но среди ученых нет единого мнения о том, когда именно Павел обратился и когда начались эти путешествия. Джон Нокс датировал обращение Павла самое раннее 34–35 годом нашей эры. [146] Между 45 и 49 годами Павел основал церковь в Антиохии , где термин «христианин» впервые был использован для обозначения как иудеев, так и язычников новой веры ( Деяния 11:26 ). Павел основал церкви в четырех римских провинциях : Галатии , Македонии , Ахайе и Асии . Только в Азии он основал церкви в городах Эфесе , Смирне , Пергаме , Фиатире , Сардисе , Филадельфии , Лаодикии на Лике , Колоссах и Иерополе . Он основал церкви в римской Сирии ( Деяния 15 :40–41) и на Крите , а также, возможно, в Иллирике ( Римлянам 15:19 ), Аравии Петреи и Испании . [147]

Утверждается, что все 12 апостолов совершили миссионерские путешествия и основали церкви в первом веке. [148] В 47 году Церковь Востока была основана в Месопотамии (современный Ирак) апостолом Фомой . [149] Индийский историк К. С. Мэтью пишет, что «бесспорно» доказано, что после того, как Фома покинул Месопотамию, он начал проповедовать Евангелие в Индии в 52 году. [150] [151] Предполагаемый визит Томаса в Китай упоминается в индийских книгах и церковных традициях, таких как малаяламская баллада Томас Рамбан Патту («Песня о лорде Томасе») христиан церкви Святого Фомы . [152] Христиане святого Фомы заявляют, что произошли от первых христиан, которых проповедовал апостол Фома в 52 году нашей эры. Источники указывают, что Фома приехал в Индию, отправился в Китай и вернулся в Индию, где и умер. [152]

Путешествие Павла закончилось его смертью, вероятно, в Риме, при Нероне , до конца правления Нерона в 68 году. Обезглавливание Павла (1 Клем. 5:5–7) и распятие Петра вверх ногами записаны в . Тертуллиана «Рецепте» Против еретиков, глава XXXVI, а также в , глава I. Евсевия истории Церкви III книге [153]

Ранние последователи в первом и втором веках

[ редактировать ]

«Новаторы должны быть связаны с ранними последователями... если инновация хочет распространиться за пределы первоначальной группы». [140] [154] В отличие от новаторов, ранние последователи обычно являются уважаемой частью местной социальной системы и поэтому могут склонить чашу весов в пользу инновации, которую они внедряют. [141] По мнению социального антрополога и библеиста Уэйна А. Микса, отсутствие исходного материала означает, что невозможно написать эмпирическую социологию раннего христианства. [155] Однако послания Павла представляют собой одни из самых ранних документальных свидетельств того, что женщины, связанные с Павлом, были одними из первых последователей религиозных нововведений в Римской империи. [156] Известные женщины, которые были уважаемой частью местной социальной системы, были привлечены к христианству, о чем свидетельствует Деяния Апостолов , где упоминается Лидия Фиатирская , продавщица тирского пурпура в Филиппах , и другие знатные женщины в Филиппах. Фессалоника , Верия и Афины ( Деяния 17 :4, 12, 33–34). [157] [29] [30] Недостаточно данных, чтобы точно сказать, сколько женщин в империи первого века владели собственностью или занимались торговлей, но есть свидетельства того, что некоторые из них это делали. [158]

В Новом Завете женщины названы лидерами, которые непосредственно способствовали распространению раннего движения, и их роль сравнима с ролью мужчин. [159] [160] Сара Б. Помрой говорит, что «римское общество никогда не поощряло женщин заниматься той же деятельностью, что и мужчины того же социального класса». [161] Историк искусства Джанет Таллок заметила, что «в отличие от раннехристианской литературной традиции, в которой женщины в основном невидимы, искажаются или полностью опускаются, женские фигуры в раннехристианском искусстве играют важную роль в передаче веры». [162] Есть ряд признаков того, что женщины действительно пользовались функциональным равенством в христианстве, что было бы необычно для более крупного римского общества и «весьма удивительно» для иудаизма Второго Храма. [163]

Есть также некоторые свидетельства подобного нарушения традиционных женских ролей в некоторых мистических культах, таких как Кибела , но нет никаких свидетельств того, что это вышло за пределы внутренних практик самой религии. Тайны не создали альтернативы моделям, существующим в обществе в целом. [164] В иудаизме Второго Храма нет никаких свидетельств каких-либо усилий по гармонизации ролей или положения женщин с мужчинами. [165] Римская империя была эпохой осознания различий между мужчиной и женщиной. Социальные роли не воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Их обсуждали, и часто это делалось с некоторым женоненавистничеством . [166] Павел использует базовую формулу воссоединения противоположностей (Галатам 3:28; 1 ​​Коринфянам 12:13; Колоссянам 3:11), чтобы просто стереть такие социальные различия. Говоря о рабе/свободном, мужчине/женщине, греке/еврее, обрезанном/необрезанном и т. д., он утверждает, что «все» суть «одно во Христе» или что «Христос есть все». Это стало частью керигмы ранней церкви. [166]

Эти первые женщины рисковали, распространяя Евангелие. [167] Это очевидно в санкциях и ярлыках, встречающихся в языческих писаниях, таких как «Истинное слово» Цельса . , трактате против христианства и женщин, которых он считал ответственными за него [168] Власть принадлежала авторитетному мужчине , и он имел право заклеймить любую отказывающуюся от сотрудничества женщину в его доме как безумную или одержимую , изгнать ее из дома и присудить к проституции . [169] Профессор религиоведения Росс Кремер предполагает, что «против такой яростной оппозиции язык аскетических форм христианства должен был обеспечить мощный набор механизмов подтверждения», привлекая большое количество женщин. [170] [171]

В церковных списках второго века есть убедительные свидетельства существования групп женщин, некоторые из которых «исполняли обязанности вдовы ». [172] Профессор лингвистики Джеффри Натан объясняет, что «вдова в римском обществе, потерявшая мужа и не имевшая собственных денег , находилась в самом низу социальной лестницы ». [173] Ранняя церковь оказывала практическую поддержку тем, кто в противном случае оказался бы в бедственном положении . Эстер Юэ Лис Нг пишет, что это «по всей вероятности, было важным фактором в привлечении новых участниц-женщин». [172] [174]

Раннее большинство третьего века

[ редактировать ]

Хотя каждая группа важна в процессе распространения, именно группа, называемая «ранним большинством», имеет решающее значение для долгосрочного успеха или неудачи. [55] Приняв его, эти люди легитимизируют его для остального общества. [175] Они берут идеи и практики, созданные небольшими группами новаторов и первопроходцев, и превращают эти идеи и практики в знания, которым доверяют. Их уникальное положение между очень ранними и относительно поздними делает их важным звеном в процессе распространения. Они обеспечивают взаимосвязанность в сети системы. [176]

Рост христианства существенно ускорился в третьем веке. Между 193 и 235 годами империей правила династия Северов . произошел большой приток представителей высшего сословия . В этот период в церковь [26] [15] [177] Возникло христианское монашество , и число монахов выросло настолько, что «к пятому веку монашество стало доминирующей силой, влияющей на все сферы жизни общества». [178] [179]

Две разрушительные эпидемии, чума Антонина в 154 году и чума Киприана в 251 году, унесли жизни большого количества населения империи. [180] Греко-римские врачи в основном обращались к элите, в то время как бедняки в основном прибегали к « чудесам и магии » в религиозных храмах . [181] Христиане заботились о больных и умирающих, а также о престарелых, сиротах, изгнанниках и вдовах. [182] [183] Монашеская система здравоохранения была новаторской в ​​своих методах. [184] К пятому веку основание больниц для бедных стало обычным явлением для епископов, аббатов и аббатис. [185] Гельмут Кестер говорит, что успех христианства был связан с созданием этих институтов. [186]

Сексуальная мораль
[ редактировать ]

Исследователь-классик Кайл Харпер пишет, что христианство в третьем и четвертом веках привело к глубоким социальным и культурным изменениям, и это проявляется в создании новых отношений между сексуальной моралью и обществом. [187] И древние греки, и римляне заботились о сексуальной морали и писали о ней в категориях добра и зла, чистого и оскверненного, идеала и преступления. [188] Эти этические структуры были построены на римском понимании социального статуса. Считалось, что рабы не ведут внутреннюю этическую жизнь, потому что у них не было статуса; они не могли опуститься ниже в социальном плане. Их обычно использовали в сексуальных целях, в то время как считалось, что свободные и знатные люди, использовавшие их, олицетворяли социальную честь и способность демонстрировать тонкое чувство стыда и сексуальную скромность, соответствующие их положению. [189]

Греки и римляне верили, что глубочайшая мораль человечества зависит от социального положения, данного судьбой . Христианство защищало «радикальную идею индивидуальной свободы, основанную на… полной сексуальной активности». [190] Апостол Павел и его последователи учили, что этическая обязанность сексуального самоконтроля лежит перед Богом и возлагается на каждого человека, мужчину и женщину, раба и свободного, в равной степени во всех сообществах, независимо от статуса. Харпер говорит, что это была «революция не только в правилах поведения, но и в самом образе человека». [83] Христианство повлияло на древнюю систему, в которой социальный и политический статус, власть и передача социального неравенства следующему поколению определяли условия сексуальной морали с различной степенью изменений. [191]

Картина христианских женщин, замученных за веру в Колизее
Верный до смерти Герберт Шмальц
Преследование
[ редактировать ]

Свободные сети модульного масштаба, такие как раннехристианские церкви, «надежны», что означает, что «они растут без центрального руководства, но при этом выдерживают большинство попыток их уничтожить». [108]

человека Конверсия связана с прямыми и близкими межличностными контактами в социальной сети этого человека, которые неизбежно характеризуются лояльностью . [192] В Риме граждане должны были демонстрировать свою лояльность Риму, участвуя в обрядах многочисленных праздников государственной религии, шествиях и подношениях в течение года. [193] [194] Это часто противоречило другим убеждениям нового христианина. [195]

Преследования и страдания рассматривались многими во время этих событий, а также последующими поколениями верующих как узаконивание положения отдельных верующих, которые умерли, а также узаконивание идеологии и власти самой церкви. [200] Результатом преследований, по словам Юстина Мученика II века , было то, что: «...чем больше таких вещей происходит, тем больше других и в большем количестве становятся верными и поклонниками Бога через имя Иисуса». [201] Кейт Хопкинс заключает, что «именно в [третьем веке], несмотря на временные потери, христианство росло быстрее всего в абсолютном выражении. Другими словами, с точки зрения численности гонения пошли на пользу христианству». [202]

Константин как лидер мнений

[ редактировать ]
Константин Великий (около 272–337 гг. н.э.). Музеи Ватикана

По словам Норы Беренд , правители, как правило, являются лидерами общественного мнения , и они часто играли значительную роль в христианизации на протяжении всей истории. [203] Новаторы вводят инновацию, ранние последователи делают ее социально приемлемой, раннее большинство узаконивает ее, тогда как лидеры общественного мнения подтверждают ее, принимая ее. [204] Эмпирические данные показывают, что лидеры мнений, как правило, занимают центральную позицию в сети. Они являются членами социальной сети, на которую оказывают влияние, и имеют последователей. [205] Находясь в центре, они могут оказывать значительное социальное влияние, влияя на мнения других связанных с ним людей. Лидеры общественного мнения обладают личными знаниями об инновациях и, как правило, менее восприимчивы к установленным нормам и более инновационны лично. Лидеры мнений увеличивают скорость распространения информационного потока, сам процесс принятия, а также увеличивают максимальный процент принятия. Они играют решающую роль в распространении инноваций через «сарафанное радио» и, как правило, являются мастерами в области связей с общественностью . [206] [207]

Питер Лейтхарт писал, что жизнь Константина была драматической жизнью, полной «первых и оснований»: «его сомнительное происхождение, задуманное, как гласит одна легенда, за одну ночь; его ночной побег из Никомидии через всю Европу в Болонь, чтобы достичь своего отца; видение креста, предшествовавшее его победе в Риме; его вступление на Никейский собор; смерть еретика Ария в греческом туалете в Александрии, противостоящего императору, когда он въезжал в Константинополь; Крещение и смерть Константина, а также его погребение как «тринадцатого апостола» в Церкви Апостолов… [он был] первым открыто христианским римским императором, первым императором, поддержавшим церковь, первым императором, который призвал и принял участие в церковный собор, основатель Константинополя и тем самым основатель Византийской империи , просуществовавший в течение следующего тысячелетия». [208] Ученые также в целом согласны с тем, что Константин был высококвалифицированным политиком и управлял своим личным имиджем, часто лгал для этого и полностью осознавал влияние и власть, которые этот имидж принес ему. [209]

Основной подход Константина к религии заключался в том, чтобы использовать соблазн, сделав принятие христианства полезным. [210] [примечание 2] По словам историка Пэта Саузерна , «Императорское покровительство , законные права на владение собственностью и финансовая помощь», предоставленные церкви Константином и его потомками, были важным вкладом в успех церкви в течение следующих ста лет. [219] Законы, благоприятствующие христианству, повысили статус церкви и сделали ее привлекательной для пэров Константина – аристократического класса – что было важно для их готовности принять ее. [220] [221] («Позднее большинство» — это скептики , которые склонны принимать инновации только после их принятия средними членами общества. [222] ) Константин имел огромную личную популярность и поддержку даже среди языческих аристократов. Это побудило некоторых людей узнать о религии своего императора. [223] Это передавалось через аристократические родственные и дружеские связи, а также покровительственные связи. [224] Старк объясняет, что обращение происходит через социальные сети, сформированные личными привязанностями, но Зальцман утверждает, что классовые связи были еще более важны для этой группы. [225] [226] Факты указывают на то, что половина империи обратилась в христианство к 350 году, в то время как большая часть элиты не приняла христианство до 360-х годов и позже. [226]

Христианство также адаптировалось путем принятия. [227] После Константина граница между язычником и христианином начала стираться. Роберт Остин Маркус объясняет, что в обществе до четвертого века церковники, такие как Тертуллиан, считали социальный порядок безнадежно «языческим» и «поэтому его следует избегать». [228] Но Миланский эдикт (313 г.) дал новое определение имперской идеологии как идеологии взаимной религиозной терпимости. То, что считалось язычеством, пришлось переосмыслить. [229] Это привело к «бурному расцвету общественной культуры, которую могли разделить как христиане, так и нехристиане» – без практики жертвоприношений – что означало, что две религиозные традиции сосуществовали и, по большей части, терпели друг друга на протяжении всего периода. . [230] [231] [232] К концу четвертого и началу пятого веков политеизм развил и адаптировал многие аспекты новой религии, в то время как структура и идеалы как Церкви, так и Империи также были преобразованы. [233] [234]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В ответ некоторые представили христианство как новый вид этнической религии в надежде сделать его социально приемлемым. Это сделали апологеты второго века, которые использовали подход, называя христиан другим геносом или расой, со своей собственной историей и законными религиозными практиками.
    • Эта концепция «третьей расы», возможно, возникла в результате обвинений со стороны посторонних, таких как Светоний ( Нерон 16.2), который в уничижительной форме описывал христиан как «род людей», придерживающихся «новых и вредных суеверий». В «Послании к Диогнету» , дошедшем до нас письме конца II века римскому чиновнику, анонимный автор отмечает, что ранние христиане действовали так, как если бы они были отдельной «третьей расой»: нацией внутри нации. [115]
    • Христианский апологет Тертуллиан в своей рекламе «Нации» (1.8; ср. 1.20) высмеивал обвинение в том, что «нас называют третьей расой», однако он также настроен двойственно, гордясь той уникальностью, которую оно представляет. [116] Ранние христиане имели строгие моральные стандарты, которые включали в себя избегание контактов с теми, кто все еще находился в рабстве у «Злого» ( 2 Коринфянам 6:1-18 ; 1 Иоанна 2: 15-18 ; Откровение 18: 4 ; 2 Климента 6; Послание Варнавы, 1920 г.). [117]
    • Вера была решающей и определяющей характеристикой, устанавливавшей «высокую границу», строго исключающую « неверующего ». [118] Кейт Хопкинс утверждает: «Именно эта исключительность, идеализированная или практикуемая, отличает христианство от большинства других религиозных групп древнего мира». [119]
    • Аристид, автор « Апологии христианства» , и другие стремились повернуть обвинение в свою пользу в надежде получить социально-политическую легитимность. [120] По мнению Даниэля Праэта, исключительность христианского монотеизма составляла важную часть его успеха, позволяя ему сохранять свою независимость в обществе, которое синкретизировало религию. [121]
  2. ^ * С 1930 года большинство современных ученых согласны с тем, что свидетельства указывают на то, что обращение Константина было подлинным. [211] [208] Его концепция христианства не была узким взглядом на никейское христианство последовавшее за ним ; это была вера в более широкое христианство как в « большую палатку », способную вместить разные крылья. [211] Лейтхарт пишет, что Константин «не наказывал язычников за то, что они язычники, или евреев за то, что они евреи», и ученые в настоящее время согласны с тем, что он не был сторонником подавления язычества силой. [212] [213] [214] Личные взгляды Константина, несомненно, отдавали предпочтение одной религии перед другой, но его имперская религиозная политика была направлена ​​на включение Церкви в более широкую политику гражданского единства, которая требовала терпимости к языческому большинству. [215] Константин никогда чистками не занимался , [216] во время его правления не было языческих мучеников, [217] [218] и язычники оставались на важных постах при его дворе. [212]
  1. ^ Воротник 2007 , с. 149.
  2. ^ Роджерс 2003 , с. [ нужна страница ] .
  3. ^ Судья 2010 , стр. 217–218.
  4. ^ Хопкинс 1998 , с. 224.
  5. ^ Рансиман 2004 , стр. 3-4.
  6. ^ Уэлч и Пулхэм 2000 , с. 197–198.
  7. ^ Старк 1996 , стр. 29, 32, 197.
  8. ^ Перейти обратно: а б Рансимэн 2004 , с. 4.
  9. ^ Воротник 2013 , стр. 1, 5–7, 34–36, глава 2.
  10. ^ Воротник 2013 , с. 1.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Роджерс 2003 , с. 5.
  12. ^ Воротник 2013 , с. 8.
  13. ^ Старк 1995 , стр. 153, 230.
  14. ^ Воротник 2013 , стр. 6, 36, 39.
  15. ^ Перейти обратно: а б Фусек 2018 , аннотация.
  16. ^ Роджерс 2003 , с. 6; 34.
  17. ^ Перейти обратно: а б Щор 2009 , стр. 493–494.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Воротник 2013 , с. 16.
  19. ^ Роджерс 2003 , с. 6.
  20. ^ Роджерс 2003 , с. 11.
  21. ^ Уильямс, Кокс и Джаффи 1992 , стр. 1–2.
  22. ^ Воротник 2007 , с. 156.
  23. ^ Роджерс 2003 , стр. 10, 188–191.
  24. ^ Роджерс 2003 , стр. 37, 254.
  25. ^ Перейти обратно: а б Роджерс 2003 , стр. 20, 29.
  26. ^ Перейти обратно: а б Хопкинс 1998 , стр. 222.
  27. ^ Воротник 2013 , с. 325.
  28. ^ Роджерс 2003 , с. 259.
  29. ^ Перейти обратно: а б с ХАРНЕТТ 2017 , стр. 200, 217.
  30. ^ Перейти обратно: а б Хопкинс 1998 , с. 193.
  31. ^ Перейти обратно: а б Рансимэн 2004 , с. 3.
  32. ^ Джордан 1969 , с. 83, 93–94.
  33. ^ Гиббон ​​1906 , стр. 279, 312.
  34. ^ Джордан 1969 , с. 94.
  35. ^ Скоурфилд 2007 , с. 1.
  36. ^ Браун 1998 , с. 650.
  37. ^ Шварц 2005 , стр. 145–146.
  38. ^ Харрис 2005 , стр. 3–4.
  39. ^ Перейти обратно: а б с Рансимэн 2004 , с. 6.
  40. ^ Перейти обратно: а б с Прайс 2012 , с. 9.
  41. ^ Воротник 2022 , с. 6.
  42. ^ Рассел 1996 , с. 72.
  43. ^ Рассел 1996 , стр. 96–97.
  44. ^ Ривс 2010 , с. 247.
  45. ^ Рассел 1996 , с. 100.
  46. ^ Ривс 2010 , стр. 242, 247, 249, 250–251.
  47. ^ Перейти обратно: а б Ривс 2010 , стр. 249–251.
  48. ^ Ван Дам 1985 , с. 3.
  49. ^ Бойер 1992 , с. 28.
  50. ^ Перейти обратно: а б Рансимэн 2004 , с. 16.
  51. ^ Перейти обратно: а б с д Бойд и Ричерсон 2010 , с. 3792.
  52. ^ Рансиман 2004 , стр. 13–14.
  53. ^ Роджерс 2003 , с. 10.
  54. ^ Роджерс 2003 , с. 40.
  55. ^ Перейти обратно: а б Прайс 2012 , с. 1.
  56. ^ Воротник 2013 , с. 149.
  57. ^ Роджерс 2003 , с. 4.
  58. ^ Роджерс 2003 , с. 8.
  59. ^ Роджерс 2003 , с. 12.
  60. ^ Роджерс 2003 , с. 83.
  61. ^ Воротник 2013 , с. 74.
  62. ^ Воротник 2013 , с. 7.
  63. ^ Роджерс 2003 , стр. 100–101, 109–111, 123.
  64. ^ Роджерс 2003 , с. 14.
  65. ^ Лю 2017 , стр. 46.
  66. ^ Паркин и Помрой 2007 , с. 205.
  67. ^ Улхорн 1883 , стр. 2–44, 321.
  68. ^ Шмидт 1889 , стр. 245–256.
  69. ^ Крислип 2005 , с. 46.
  70. ^ Перейти обратно: а б Гарнизон 1993 , с. 10.
  71. ^ Браун 2002 .
  72. ^ Гаррисон 1993 , с. 94.
  73. ^ Мьюир 2006 , с. 231.
  74. ^ Мокрый 2015 , с. 8; 195.
  75. ^ МакМаллен 1986 , стр. 324–326.
  76. ^ Перейти обратно: а б Мокрый 2015 , стр. 10–13.
  77. ^ Кестер 1998 , Новое сообщество.
  78. ^ Зальцман 2009 , с. х.
  79. ^ Микс 1998 .
  80. ^ Малькольм 2013 , стр. 14–18, 27.
  81. ^ Микс 2003 , с. 79.
  82. ^ Судья 2010 , с. 214.
  83. ^ Перейти обратно: а б Харпер, 2013 , стр. 14–18.
  84. ^ Мокрый 2015 , с. 10.
  85. ^ Вессельс 2010 , с. 143.
  86. ^ Вессельс 2010 , с. 166.
  87. ^ Весселс 2010 , стр. 163–166.
  88. ^ Вессельс 2010 , с. 168.
  89. ^ Харпер 2011 , с. 483.
  90. ^ Комб 1998 , стр. 169–170.
  91. ^ Цанг 2005 , с. 2.
  92. ^ Мокрый 2015 , с. 6.
  93. ^ Харпер 2011 , с. 18.
  94. ^ Тейт 2008 , с. 129.
  95. ^ Мокрый 2015 , с. 276.
  96. ^ Мокрый 2015 , с. 13.
  97. ^ Харпер 2011 , стр. 16, 22, 63, 72, 77–78, 214, 284–285, 293.
  98. ^ Мокрый 2015 , с. 1.
  99. ^ МакМаллен 1986 , с. 325, н. 10.
  100. ^ Рансиман 2004 , стр. 9, 17–18.
  101. ^ Перейти обратно: а б с Фусек 2018 , модель Мистер Гравитация.
  102. ^ Fousek 2018 , с.
  103. ^ Хопкинс 1998 , с. 202.
  104. ^ Воротник 2013 , с. 216, 289.
  105. ^ Перейти обратно: а б Фусек 2018 , с. Обсуждение.
  106. ^ Воротник 2013 , с. 31.
  107. ^ Перейти обратно: а б Барабаси и Альберт 1999 , с. 509-512.
  108. ^ Перейти обратно: а б с д Щор 2009 , стр. 495–496.
  109. ^ Воротник 2013 , стр. 10–12.
  110. ^ Роджерс 2003 , с. 15.
  111. ^ Перейти обратно: а б с Роджерс 2003 , с. 16.
  112. ^ Микс 1993 , с. 2.
  113. ^ Микс 1993 , с. 6.
  114. ^ Цена 2012 , с. абзацы 5-8 раздела IV Имперский контекст.
  115. ^ Ситцер 2019 , с. 4.
  116. ^ Микс 2002 , с. 4.
  117. ^ Грин 2010 , стр. 126–127.
  118. ^ Требилко 2017 , стр. 85, 218.
  119. ^ Хопкинс 1998 , с. 187.
  120. ^ Ричардсон 2005 , с. 259-266.
  121. ^ Прает 1992 , с. 68; 108.
  122. ^ Прает 1992 , с. 16.
  123. ^ Сафрай и др. 1974 , стр. 117–119.
  124. ^ Сафрай и др. 1974 , стр. 109–110.
  125. ^ Распространение Фредриксена .
  126. ^ Прает 1992 , с. 45–48.
  127. ^ Перейти обратно: а б с д Роджерс 2003 , с. 20.
  128. ^ Роджерс 2003 , с. 21.
  129. ^ Микс 2002 , с. 196.
  130. ^ Доддс 1990 , с. 133.
  131. ^ МакКормак 1997 , с. 655.
  132. ^ Маккинион 2001 , стр. 5–6.
  133. ^ Роджерс 2003 , с. 108.
  134. ^ Роджерс 2003 , стр. 17, 20.
  135. ^ Роджерс 2003 , стр. 174–176.
  136. ^ Роджерс 2003 , с. 177.
  137. ^ Роджерс 2003 , с. 100.
  138. ^ Роджерс 2003 , стр. 21, 100.
  139. ^ Воротник 2013 , стр. 4, 36, 157, 289.
  140. ^ Перейти обратно: а б Воротник 2013 , с. 18.
  141. ^ Перейти обратно: а б Воротник 2013 , с. 17.
  142. ^ Роджерс 2003 , стр. 201, 279, 354.
  143. ^ Воротник 2013 , стр. 25, 147–150.
  144. ^ Дюран 1977 , с. 268.
  145. ^ Воротник 2013 , стр. 25, 37.
  146. ^ Нокс 2000 , с. 78.
  147. ^ Аллен 1962 , с. 3.
  148. ^ Макдауэлл 2016 , стр. 177, 207, 233.
  149. ^ О'Махони 2004 , стр. 121–152.
  150. ^ Кертин, Д.П.; Нат, Нитул. (май 2017 г.). Рамадан Патту . Далкассиан Пресс. ISBN  9781087913766 .
  151. ^ Мэтью, Ченнаттусерри и Бунгалопарамбил 2020 , стр. 7–15.
  152. ^ Перейти обратно: а б Бэйс 2011 , Гл. 1.
  153. ^ Нил 1957 , с. 35.
  154. ^ Роджерс 1959 , с. 133.
  155. ^ Микс 2002 , с. 59; 131.
  156. ^ Стивенсон 2010 , стр. 5, 38–39.
  157. Местоположение 1999 г. , с. 16.
  158. ^ Микс 2002 , с. 5.
  159. ^ Макдональд 2003 , стр. 163, 167.
  160. ^ Клок 1995 , стр. 5–7.
  161. ^ Помрой 1995 , с. хв.
  162. ^ Таллох 2004 , с. 302.
  163. ^ Микс 2002 , с. 20.
  164. ^ Микс 2002 , с. 6.
  165. ^ Микс 2002 , с. 10.
  166. ^ Перейти обратно: а б Микс 2002 , с. 11.
  167. ^ Макдональд 2003 , стр. 157, 167–168, 184.
  168. ^ Макдональд 2003 , стр. 167, 168.
  169. ^ Кремер 1980 , с. 305.
  170. ^ Кремер 1980 , стр. 306–307.
  171. ^ Милнор 2011 , с. абстрактный.
  172. ^ Перейти обратно: а б Макдональд 2003 , с. 169.
  173. ^ Натан 2002 , стр. 116, 120, 127.
  174. ^ К 2008 году , стр. 679–695.
  175. ^ Воротник 2013 , с. 23.
  176. ^ Роджерс 2003 , с. 265.
  177. ^ Рэнкин, Рэнкин и Рэнкин 1995 , с. 200.
  178. ^ Крислип 2005 , с. 1-3.
  179. ^ Гиббон ​​1776 , Глава 38.
  180. ^ Вааге 2006 , с. 215.
  181. ^ Вааге 2006 , с. 226.
  182. ^ Вессель 2016 , с. 142.
  183. ^ Старк 1996 , с. 204.
  184. ^ Крислип 2005 , стр. 68–69, 99.
  185. ^ Крислип 2005 , с. 103.
  186. ^ Кестер 1998 , Учреждения социального обеспечения.
  187. ^ Харпер 2013 , стр. 4, 7.
  188. ^ Ленглендс 2006 , с. 10.
  189. ^ Харпер 2013 , с. 7.
  190. ^ Ленглендс 2006 , стр. 10, 38.
  191. ^ Харпер 2013 , стр. 6, 7.
  192. ^ Обзор ошейника 2015 , с. 156-157.
  193. ^ Кассон 1998 , стр. 84–90.
  194. ^ Ли 2016 , с. [ нужна страница ] .
  195. ^ Кэрнс 1996 , с. 87.
  196. ^ Плешия 1971 , с. 124.
  197. ^ Френд 2014 , стр. 393–394.
  198. ^ Шафф 1893 , §2 .
  199. ^ Шафф 1893 , §22 .
  200. ^ Кельхоффер 2010 , стр. 6, 25, 203.
  201. ^ Кнапп 2017 , с. 206.
  202. ^ Хопкинс 1998 , с. 197.
  203. ^ Беренд 2007 , с. 21.
  204. ^ Роджерс 2003 , с. 297.
  205. ^ Роджерс 2003 , с. 354.
  206. ^ Ван Эк 2011 , с. 187.
  207. ^ Роджерс 2003 , с. 27.
  208. ^ Перейти обратно: а б Лейтхарт 2010 , стр. 9–10.
  209. ^ Долежал 2020 , стр. 8–12.
  210. ^ Бэйлисс 2004 , с. 243.
  211. ^ Перейти обратно: а б Дрейк 1995 , с. 4.
  212. ^ Перейти обратно: а б Лейтхарт 2010 , с. 302.
  213. ^ Вимер 1994 , с. 523.
  214. ^ Дрейк 1995 , с. 7–9.
  215. ^ Дрейк 1995 , стр. 9, 10.
  216. ^ Лейтхарт 2010 , с. 304.
  217. ^ Браун 2003 , с. 74.
  218. ^ Томпсон 2005 , стр. 87,93.
  219. ^ Южный 2015 , с. 455–457.
  220. ^ Зальцман 2009 , с. 17;201.
  221. ^ Новак 1979 , с. 274.
  222. ^ Воротник 2013 , стр. 17–19.
  223. ^ Новак 1979 , стр. 305, 312.
  224. ^ Зальцман 2009 , стр. XII, 14–15, 197, 199, 219.
  225. ^ Старк 1995 , с. 153;230.
  226. ^ Перейти обратно: а б Зальцман 2009 , с. 15.
  227. ^ Скурфилд 2007 , стр. 21–22.
  228. ^ Маркус 1990 , стр. 102–103.
  229. ^ Кларк 1992 , стр. 543–546.
  230. ^ Леоне 2013 , стр. 13, 42.
  231. ^ Кэмерон 1993 , с. 392–393.
  232. ^ Браун 1998 , с. 645.
  233. ^ Браун 1998 , с. 641.
  234. ^ Браун 1963 , с. 284.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eef0c1806d16f002a129722e02897ba3__1722625920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/a3/eef0c1806d16f002a129722e02897ba3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christianization of the Roman Empire as diffusion of innovation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)