Критическая масса (социодинамика)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2023 г. ) |
В социальной динамике критическая масса — это достаточное количество последователей новой идеи, технологии или инновации в социальной системе, чтобы скорость принятия стала самоподдерживающейся и создала дальнейший рост. Точку, в которой достигается критическая масса, иногда называют порогом в рамках пороговой модели статистического моделирования .
Термин « критическая масса » заимствован из ядерной физики, где он относится к количеству вещества, необходимому для поддержания цепной реакции. В социальных науках критическая масса уходит своими корнями в социологию и часто используется для объяснения условий, при которых взаимное поведение начинается внутри коллективных групп, и того, как взаимное поведение становится самоподдерживающимся. Недавние технологические исследования в платформенных экосистемах показывают, что помимо количественного понятия «достаточного числа», на критическую массу также влияют качественные свойства, такие как репутация, интересы, обязательства, возможности, цели, консенсусы и решения, которые имеют решающее значение. при определении того, можно ли начать взаимное поведение для достижения устойчивости такого обязательства, как идея, новая технология или инновация. [1] [2]
Другие важные социальные факторы включают размер; и взаимозависимости и уровень общения в обществе или одной из его субкультур. Другой — социальная стигма или возможность публичной защиты из-за такого фактора. Критическая масса — это концепция, используемая в различных контекстах, включая физику , групповую динамику , политику , общественное мнение и технологии .
История
[ редактировать ]Концепция критической массы была первоначально создана теоретиком игр Томасом Шеллингом и социологом Марком Грановеттером для объяснения действий и поведения широкого круга людей и явлений. Эта концепция была впервые установлена (хотя и не названа явно) в эссе Шеллинга о расовой сегрегации в районах «Динамические модели сегрегации», опубликованном в 1971 году в Журнале математической социологии. [3] и позже уточнен в своей книге «Микромотивы и макроповедение» , опубликованной в 1978 году. [4] Шеллинг действительно использовал термин «критическая плотность» по отношению к загрязнению в своей работе «Об экологии микромотивов». [5] Грановеттер в своем эссе «Пороговые модели коллективного поведения», опубликованном в Американском журнале социологии в 1978 году. [6] работал над подтверждением теории. [7] Эверетт Роджерс позже цитирует их обоих в своей работе «Распространение инноваций» , в которой важную роль играет критическая масса.
Предшественники
[ редактировать ]Понятие критической массы существовало до того, как вошло в контекст социологии. Это была устоявшаяся концепция в медицине , особенно эпидемиологии , с 1920-х годов, поскольку она помогала объяснить распространение болезней.
Эта идея также присутствовала, хотя и не устоялась, в изучении потребительских привычек и экономики, особенно в теории общего равновесия . В своих статьях Шеллинг цитирует известную «Рынок лимонов: неопределенность качества и рыночный механизм», написанную в 1970 году. статью Джорджа Акерлофа [8] цитировал игру «Равновесие Нэша» Точно так же Грановеттер в своих статьях .
Наконец, эссе Герберта А. Саймона «Эффекты победителей и проигравших и возможность предсказания выборов», опубликованное в 1954 году в журнале Public Opinion Quarterly , [9] был назван предшественником концепции, которую мы теперь знаем как критическая масса.
Логика коллективных действий и общего блага
[ редактировать ]Критическая масса и лежащие в ее основе теории помогают нам понять аспекты человеческого поведения и взаимодействия в более широкой социальной среде. Некоторые теории, такие как Манкура Олсона . «Логика коллективного действия» [10] или Гаррета Хардина » «Трагедия общин , [11] работают, чтобы помочь нам понять, почему люди делают или перенимают определенные вещи, которые им полезны, или, что более важно, почему они этого не делают. Большая часть этих рассуждений связана с тем, что индивидуальные интересы преобладают над тем, что лучше для коллективного целого, что в данный момент может быть неочевидно.
Оливер , Марвелл и Тейшейра рассматривают эту тему применительно к критической теории в статье 1985 года, опубликованной в Американском журнале социологии . [12] В своем эссе они определяют это действие на благо общественного блага как « коллективное действие ». «Коллективные действия» выгодны всем, независимо от индивидуального вклада. Таким образом, по их определению, «критическая масса» — это небольшой сегмент социальной системы, который выполняет работу или действие, необходимые для достижения общего блага. «Производственная функция» — это корреляция между ресурсами или тем, что люди отдают, пытаясь достичь общественного блага, и достижением этого блага. Такая функция может быть замедляющейся, когда полезность на единицу ресурса меньше, и в таком случае ресурс может сокращаться. С другой стороны, функция может быть ускоряющейся: чем больше ресурсов используется, тем больше окупаемость. «Неоднородность» также важна для достижения общего блага. Вариации (неоднородность) в ценности, которую люди придают общему благу, или в усилиях и ресурсах, которые люди вкладывают, полезны, потому что, если определенные люди хотят получить больше, они готовы отдать или заплатить больше.
Гендерная политика
[ редактировать ]Теория критической массы в гендерной политике и коллективных политических действиях определяется как критическое количество персонала, необходимого для воздействия на политику и внесения изменений не как символ, а как влиятельный орган. [13] Это число оценивается в 30%, прежде чем женщины смогут существенно изменить ситуацию в политике. [14] [15] Однако другие исследования показывают, что меньшее количество женщин, работающих вместе в законодательном органе, также может повлиять на политические изменения. [16] [17] Кэтлин Брэттон заходит так далеко, что утверждает, что женщин в законодательных органах, где они составляют менее 15% членов, на самом деле можно поощрять к разработке законодательных программ, отличных от программ их коллег-мужчин. [18] Другие утверждают, что нам следует более пристально смотреть на парламентскую и избирательную системы, а не на критическую массу. [19] [20]
Интерактивные медиа
[ редактировать ]Хотя критическая масса может применяться ко многим различным аспектам социодинамики, она становится все более применимой к инновациям в интерактивных средствах массовой информации, таких как телефон, факс или электронная почта. Что касается других неинтерактивных инноваций, зависимость от других пользователей, как правило, была последовательной, а это означает, что ранние последователи влияли на более поздних, чтобы те использовали инновацию. Однако в случае с интерактивными медиа взаимозависимость была взаимной, то есть оба пользователя влияли друг на друга. Это связано с тем, что интерактивные медиа обладают высоким сетевым эффектом . [21] при этом ценность и полезность товара или услуги тем выше, чем больше у них пользователей. Таким образом, рост числа пользователей и скорость достижения критической массы могут быть более быстрыми и интенсивными при использовании интерактивных медиа, равно как и скорость, с которой предыдущие пользователи прекращают их использование. Чем больше людей будут использовать эту инновацию, тем более выгодной она будет, создавая тем самым своего рода эффект снежного кома, и наоборот, если пользователи начнут прекращать использовать инновацию, инновация теряет полезность, что подталкивает больше пользователей прекратить ее использование. [22]
Маркус эссе
[ редактировать ]В М. Линн Маркус эссе в журнале Communication Research, озаглавленном «На пути к теории «критической массы» интерактивных медиа», [22] сделано несколько предложений, которые пытаются предсказать, при каких обстоятельствах интерактивные средства массовой информации, скорее всего, достигнут критической массы и универсального доступа - «общего блага», используя терминологию Оливера и др.. Одно из предположений гласит, что существование таких средств массовой информации - это все или ничего, и если всеобщий доступ не будет достигнут, то в конечном итоге их использование прекратится. Другое предположение предполагает, что простота использования и дешевизна средств массовой информации, а также использование «возможности активного уведомления» помогут им достичь всеобщего доступа. Третье положение гласит, что неоднородность, как обсуждали Оливер и др., полезна, особенно если пользователи рассредоточены по большей территории, что требует интерактивности через средства массовой информации. В-четвертых, очень полезно иметь высоко востребованных людей, которые будут выступать в качестве первых пользователей, поскольку их использование служит стимулом для более поздних пользователей. Наконец, Маркус утверждает, что вмешательство, как денежное, так и иное, со стороны правительств, бизнеса или групп людей поможет СМИ достичь критической массы и добиться всеобщего доступа.
Пример факса
[ редактировать ]
Примером, приведенным Роджерсом в «Распространении инноваций», был пример факса , который существовал почти 150 лет, прежде чем стал популярным и широко использовался. Он существовал в различных формах и для различных целей, но с дальнейшим развитием технологии факсов, включая использование существующих телефонных линий для передачи информации, в сочетании с падением цен на оба аппарата и стоимости факса, факсимильный аппарат достиг критического уровня. массовым в 1987 году, когда «американцы начали предполагать, что у всех остальных есть факс». [23]
Пример социальных сетей
[ редактировать ]Критическая масса имеет основополагающее значение для социальных сетей, позволяющая поддерживать значительную базу пользователей. Достижение устойчивого населения зависит от коллективного, а не индивидуального использования технологии. Внедрение платформы создает эффекты положительных внешних эффектов , в результате чего каждый дополнительный пользователь обеспечивает дополнительные предполагаемые преимущества предыдущим и потенциальным пользователям. [24]
Facebook представляет собой хорошую иллюстрацию критической массы. На начальных этапах Facebook имел ограниченную ценность для пользователей из-за отсутствия сетевых эффектов и критической массы. [25] Принцип стратегии заключается в том, что каждый раз, когда Facebook увеличивает размер сообщества, насыщенность никогда не падает ниже критической массы, достигая желаемого эффекта диффузии, обсуждаемого в книге Роджерса « Распространение инноваций» . [26] Facebook продвигал нововведение среди групп, которые, скорее всего, примут его массово. В период с 2003 по 2004 год Facebook был эксклюзивным для таких университетов, как Гарвард, Йельский университет и 34 других школы. Воспринимаемая критическая масса среди студенческого населения выросла, и к концу 2004 года записалось более миллиона студентов, продолжая участвовать в программе. [ нужны разъяснения ] когда Facebook открыл платформу для старшеклассников и студентов университетов по всему миру в 2005 году, а затем в 2006 году стал доступен широкой публике. [27] Набрав критическую массу в каждой соответствующей популяции, прежде чем перейти к следующей аудитории, Facebook достиг достаточного насыщения, чтобы стать самодостаточным. Самостоятельность помогает расти и поддерживать размер сети, а также увеличивает воспринимаемую критическую массу тех, кто еще не внедрил эту технологию.
См. также
[ редактировать ]- Эффект победы
- Сетевой эффект
- Гипотеза одной трети
- Положительный отзыв
- Переломный момент (социология)
- Вирусное явление
- Закон Меткалфа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эванс, Д.С., и Шмалензее, Р. (2010). «Неудачный запуск: критическая масса в платформенном бизнесе». Обзор сетевой экономики, 9 (4), 1-33.
- ^ Дэвид Р., Обер Б.А., Бернар Дж.Г. и Люзак-Рош М. (2020). Критическая масса на межорганизационных платформах. Американская конференция по информационным системам (AMCIS), Солт-Лейк-Сити, Юта. 10–12 августа 2020 г. https://aisel.aisnet.org/cgi/viewcontent.cgi?article=1055&context=amcis2020.
- ^ Шеллинг, Томас К. (1971). «Динамические модели сегрегации». Журнал математической социологии . 1 (2). Информа UK Limited: 143–186. дои : 10.1080/0022250x.1971.9989794 . ISSN 0022-250X .
- ^ Шеллинг, Томас К. Микромотивы и макроповедение. Нью-Йорк: Нортон, 1978. Печать.
- ^ Шеллинг, Томас К. «Об экологии микромотивов», The Public Interest, № 25, осень 1971 г.
- ^ Грановеттер, Марк (1978). «Пороговые модели коллективного поведения». Американский журнал социологии . 83 (6): 1420. дои : 10.1086/226707 . S2CID 49314397 .
- ^ Краут, Брайан. «Заметки по истории модели критической массы». СФУ.ca. Веб. 29 ноября 2011 г. https://www.sfu.ca/~bkrauth/papers/critmass.htm .
- ^ Акерлоф, Джордж А. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм. 2003. Печать.
- ^ Куран, Тимур (1987). «Избиратели-хамелеоны и общественный выбор». Общественный выбор . 53 (1): 53–78. дои : 10.1007/bf00115654 . S2CID 154483266 .
- ^ Олсон, Манкур. Логика коллективных действий: общественные блага и теория групп. Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет, 1971. Печать.
- ^ Хардин, Дж. (1968). «Трагедия общин». Наука . 162 (3859): 1243–248. Бибкод : 1968Sci...162.1243H . дои : 10.1126/science.162.3859.1243 . ПМИД 5699198 .
- ^ Оливер, П.; Марвелл, Г.; Тейшейра, Р. (1985). «Теория критической массы: I. Взаимозависимость, групповая неоднородность и производство коллективных действий». Американский журнал социологии . 91 (3): 522–56. дои : 10.1086/228313 . S2CID 16390125 .
- ^ Кантер, Розабет Мосс (март 1977 г.). «Некоторые эффекты пропорций на групповую жизнь: искаженное соотношение полов и реакция на символических женщин». Американский журнал социологии . 82 (5): 965–990 для издательства Чикагского университета . дои : 10.1086/226425 . JSTOR 2777808 . S2CID 144140263 . PDF-файл из Norges Handelshøyskole (NHH), Норвежской школы экономики. Архивировано 28 января 2016 года в Wayback Machine.
- ^ Далеруп, Друде (декабрь 1988 г.). «От малого меньшинства к большому: женщины в скандинавской политике». Скандинавские политические исследования . 11 (4): 275–297. дои : 10.1111/j.1467-9477.1988.tb00372.x .
- ^ Далеруп, Друде (декабрь 2006 г.). «Рассказ о теории критической массы». Политика и гендер . 2 (4): 511–522. дои : 10.1017/S1743923X0624114X . S2CID 146526801 .
- ^ Чайлдс, Сара; Крук, Мона Лена (декабрь 2006 г.). «Должны ли феминистки отказаться от критической массы? Условное да». Политика и гендер . 2 (4): 522–530. дои : 10.1017/S1743923X06251146 . S2CID 145732410 .
- ^ Чайлдс, Сара; Крук, Мона Лена (октябрь 2008 г.). «Теория критической массы и женское политическое представительство». Политические исследования . 56 (3): 725–736. дои : 10.1111/j.1467-9248.2007.00712.x . S2CID 220339143 . PDF.
- ^ Браттон, Кэтлин А. (март 2005 г.). «Возвращение к теории критической массы: поведение и успех символических женщин в законодательных собраниях штатов». Политика и гендер . 1 (1): 97–125. дои : 10.1017/S1743923X0505004X . S2CID 144411873 .
- ^ Трамбле, Манон (декабрь 2006 г.). «Основное представительство женщин и PR: некоторые размышления о роли суррогатного представительства и критической массы». Политика и гендер . 2 (4): 502–511. дои : 10.1017/S1743923X06231143 . S2CID 143563459 .
- ^ Грей, Сандра (декабрь 2006 г.). «Цифры и не только: актуальность критической массы в гендерных исследованиях». Политика и гендер . 2 (4): 492–502. дои : 10.1017/S1743923X06221147 . S2CID 146299602 .
- ^ Роджерс, Эверетт М. Распространение инноваций. Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 2003. Печать.
- ^ Jump up to: а б Маркус, М. Линн (1987). «К теории интерактивных медиа «критической массы»: универсальный доступ, взаимозависимость и распространение». Коммуникационные исследования . 14 (5). Публикации SAGE: 491–511. дои : 10.1177/009365087014005003 . ISSN 0093-6502 . S2CID 57147797 .
- ^ Холмлов, Крамер и Карл-Эрик Варнерид (1990). Принятие и использование факса в Швеции . Элмсервьер Наука.
- ^ Рауниар, Рупак; Равски, Грег; Ян, Джей; Джонсон, Бен (4 февраля 2014 г.). «Модель принятия технологий (TAM) и использование социальных сетей: эмпирическое исследование Facebook» . Журнал управления корпоративной информацией . 27 (1): 6–30. дои : 10.1108/JEIM-04-2012-0011 . ISSN 1741-0398 .
- ^ Ван Слайк, Крейг; Или, Вирджиния; Лу, Хао; Стаффорд, Томас (2007). «Воспринимаемая критическая масса и внедрение коммуникационных технологий». Европейский журнал информационных систем . 16 (3): 270–283. дои : 10.1057/palgrave.ejis.3000680 . S2CID 12566191 .
- ^ «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИННОВАЦИЙ. Эверетт М. Роджерс. Нью-Йорк: Свободная пресса Гленко, 1962. 367» . Социальные силы . 41 (4): 415–416. 1 мая 1963 г. doi : 10.2307/2573300 . ISSN 0037-7732 . JSTOR 2573300 .
- ^ «Facebook | Обзор, история и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 31 октября 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Филип Болл : Критическая масса: как одно ведет к другому , Фаррар, Штраус и Жиру, ISBN 0-374-53041-6
- Мансур Олсон : Логика коллективных действий , издательство Гарвардского университета, 1971 г.