Габриэль Тард
Габриэль Тард | |
---|---|
![]() Портрет Эжена Пиру | |
Рожденный | 12 марта 1843 г. Сарла-ла-Канеда , Дордонь , Франция |
Умер | 13 мая 1904 г. Париж, Франция |
Альма-матер | Университет Тулузы Парижский университет |
Научная карьера | |
Поля | Социолог , криминолог и социальный психолог |
Учреждения | Колледж Франции |
Габриэль Тард (англ. Французский: [taʁd] ; полностью Жан-Габриэль Де Тард ; [1] 12 марта 1843 — 13 мая 1904) — французский социолог , криминолог и социальный психолог , который считал социологию основанной на небольших психологических взаимодействиях между людьми (как если бы это была химия ), фундаментальными силами которых были имитация и инновации .
Жизнь
[ редактировать ]Тард родился и вырос в Сарла в провинции Дордонь . [2] Он изучал право в Тулузе и Париже . С 1869 по 1894 год работал мировым судьей и следователем в губернии. В 1880-х годах он переписывался с представителями недавно сформировавшейся криминальной антропологии, в первую очередь с итальянцами Энрико Ферри и Чезаре Ломброзо , а также с французским психиатром Александром Лакассанем . Вместе с последним Тард стал ведущим представителем «французской школы» в криминологии. [3] В 1900 году он был назначен профессором современной философии в Коллеж де Франс . Таким образом, он был самым выдающимся современным критиком социологии Дюркгейма.
Работа
[ редактировать ]Среди концепций, инициированных Тардом, были групповой разум (подхваченный и развитый Гюставом Лебоном , а иногда и продвинутый для объяснения так называемого стадного поведения или психологии толпы ) и экономическая психология , где он предвосхитил ряд современных разработок. Тард очень критически относился к работам Эмиля Дюркгейма на уровне как методологии, так и теории. [4] например, во время дебатов Тарда и Дюркгейма в 1903 году. Однако идеи Тарда были высмеяны как «метафизики» и поспешно отвергнуты Дюркгеймом и его последователями, которые впоследствии в значительной степени создали «науку» социологию, и только американские ученые, такие как Чикагская школа , подхватил его теории, благодаря которым они прославились. [5]
Криминология
[ редактировать ]Тард заинтересовался криминологией и психологическими основами преступного поведения, когда работал судьей на государственной службе. Он критически относился к концепции атавистического преступника , разработанной Чезаре Ломброзо . Криминологические исследования Тарда послужили основой его более поздней социологии. [1]
Тард также подчеркивал тенденцию преступника возвращаться на место преступления и повторять его, что он рассматривал как часть более широкого процесса навязчивого повторения . [6]
Имитация
[ редактировать ]Тард считал подражание, сознательное и бессознательное, фундаментальной чертой межличностного общения, а подражание отцам сыновьями - первичной ситуацией, опирающейся на престиж. [7]
Тард подчеркнул важность творческого образца в обществе, утверждая, что «гений — это способность порождать собственное потомство». [8]
научная фантастика
[ редактировать ]Тард также написал научно-фантастический роман под названием «Человек из подземелья» ( Fragment d'histoire Future , 1896). Сюжет представляет собой постапокалиптическую историю Земли, разрушенной новым ледниковым периодом. Человечество должно восстановить новую цивилизацию под землей. Выбор сделан, чтобы положить основу своей утопии на музыку и искусство.
Влияние
[ редактировать ]- Тард упоминается как оказавший заметное влияние в Сципиона Сигеле новаторской книге La Folla delinquente по массовой психологии.
- Гюстава ле Бона В книге «Толпа: исследование народного сознания» Тард также упоминается как источник.
- Анри Бергсон [9]
- Зигмунд Фрейд опирался на идеи Тарда о подражании и внушении в своей работе по теории толпы, опубликованной под названием « Групповая психология и анализ эго» . [10]
- Эверетт Роджерс развил «законы подражания» Тарда в книге 1962 года «Распространение инноваций» .
- С конца 1990-х годов и по сей день творчество Тарда переживает период возрождения. [11] Вдохновленная переизданием его эссе Monadologie et Sociologie Институтом Synthelabo под руководством Жиля Делеза ученика Эрика Аллие , работа Тарда вновь открывается как предвестник постмодернистской французской теории, особенно под влиянием социальные философы Жиль Делёз и Феликс Гваттари .
- утверждалось, что Тарда следует признать основоположником политической антропологии . В статье, написанной Арпадом Сакольчаем и Бьёрном Томассеном в 2011 году, [9]
Например, в «Различии и повторениях» , знаковой книге Делеза, повлиявшей на его переход к более социально ориентированной философии и на его писательское партнерство с Гваттари, Делёз фактически вновь сосредоточил свою философскую ориентацию вокруг тезиса Тарда о том, что повторение служит различию, а не пороку. наоборот. [12] Также вслед за переизданием работ Тарда произошло важное событие: французский социолог Брюно Латур назвал Тарда возможным предшественником акторно-сетевой теории, отчасти из-за критики Тардом концепций Социального Дюркгейма. [2]
Книга « Социальное общество после Габриэля Тарда: дебаты и оценки » под редакцией Матея Кандеа была опубликована издательством Routledge в 2010 году. Она представляет собой набор зрелых критических анализов недавнего возрождения Тарда, а также предлагает ученым модели для использования идей Тарда в их стипендия. В эту книгу вошли статьи, которые философски отражают латурианский (включая вклад самого Латура), а также делезианский подход к Тарду, а также освещают ряд новых способов адаптации Тарда с точки зрения методов современной социологии, особенно в области социологии. этнография и изучение интернет-сообществ. Кроме того, в 2010 году Бруно Латур и Винсент Антонен Лепине выпустили небольшую книгу под названием «Наука страстных интересов: введение в экономическую антропологию Габриэля Тарда» , в которой они показывают, как работа Тарда предлагает резкую критику основ экономической дисциплины и экономической антропологии. методология.
Работы Тарда оказали дальнейшее влияние на философию аффекта . Например, в 2012 году в Тони Д. Сэмпсона книге «Вирусность: теория заражения в эпоху сетей» использовался вдохновленный Тардом тезис об имитации для описания тенденции эмоций, чувств и аффектов «случайно» распространяться в цифровых сетях. [13]
Работает
[ редактировать ]- Сравнительная преступность (1886)
- La philosophie pénale (1890) - переведен Рапелье Хауэллом и опубликован под названием Penal Philosophy в 1968 году.
- Законы подражания (1890) — (1903). Законы подражания . Перевод Элси Кльюс Парсонс (2-е изд.). Нью-Йорк: Генри Холт и компания . Проверено 3 ноября 2023 г. - из Интернет-архива .
- Трансформации права. Социологическое исследование (1891 г.)
- Монадология и социология (1893)
- Социальная логика (1895)
- Фрагмент истории будущего (1896 г.) - переведен Клаудсли Бреретоном и опубликован как Underground Man в 1905 г.
- Универсальная оппозиция. Очерк теории противоположностей (1897)
- Труды по социальной психологии (1898 г.)
- Les lois Sociales. Esquisse d'une социология (1898 г.) - переведено на английский Говардом К. Уорреном и опубликовано в 1899 г. как «Социальные законы - очерк социологии».
- Мнение и толпа (1901)
- Экономическая психология (1902–3).
См. также
[ редактировать ]- Диффузия
- Пропаганда
- Общественное мнение , одно из ключевых понятий Тарда
- Серж Московичи
Примечания
[ редактировать ]- ^ "Габриэль Тард" . Британская энциклопедия .
- ^ Тости, Густаво (1897). «Социологические теории Габриэля Тарда» . Политология ежеквартально . 12 (3): 490–511. дои : 10.2307/2139668 . JSTOR 2139668 .
- ^ Ренневиль, Марк (1 августа 2018 г.). «Габриэль Тард, ласточка французской криминологии». В Леру, Роберт (ред.). Гимн-компаньон Габриэля Тарда . Anthem Press – через HAL Archives Ouvertes.
- ^ Томассен, стр. 231-249.
- ^ Арманд Маттеларт, Изобретение коммуникации , Университет Миннесоты, 1996, стр. 257.
- ^ Анри Элленбергер, Открытие бессознательного (1970), с. 514
- ^ Элленбергер, с. 528
- ^ Цитируется по Элленбергеру, с. 891
- ^ Jump up to: а б Сакольчаи, Арпад ; Томассен, Бьорн. «Габриэль Тард как политический антрополог» (PDF) . Международная политическая антропология . 4 (1): 43–62.
- ^ Зигмунд Фрейд, Цивилизация, религия и общество (PFL 12), с. 116.
- ^ Дэвид Тэйвс, «Возрождение философии Тардиенн», в Pli: Warwick Journal of Philosophy, Vol. 8, 1999.
- ^ Дэвид Тэйвс (2003) «Новый Тард: социология после конца социальной» теории Культура и общество Vol. 20 № 5., 81-98.
- ^ Сэмпсон, Тони Д. (2012). Виральность: теория заражения в эпоху сетей . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. ISBN 978-0-8166-7005-5 .
Ссылки
[ редактировать ]- Томассен, Бьёрн (1 августа 2012 г.). «Эмиль Дюркгейм между Габриэлем Тардом и Арнольдом ван Геннепом: основополагающие моменты социологии и антропологии». Социальная антропология . 20 (3): 231–249. дои : 10.1111/j.1469-8676.2012.00204.x . .
- ^ Бруно Латур (2005). Повторная сборка социального: введение в теорию акторных сетей (Оксфорд: Oxford University Press).
- ↑ См. также: Пьетро Семераро, Пенитенциарная система Габриэля Тарда , Падуя, 1984.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пьетро Семераро, Пенитенциарная система Габриэля Тарда , Седам, Падуя, 1984.
- Реалино Марра, Между позорным наказанием и полезностью преступления. Тард против Дюркгейма, или Искупление вины как основа уголовного права , в «Dei Critti e delle Pene», III-1, 1985, стр. 49–92.
- Массимо Борланди, Тард и итальянские криминологи своего времени , в книге «Габриэль Тард и криминология на рубеже веков» , Presses Universitaires du Septentrion, Villeneuve d'Ascq, 2000.
- Матей Кандеа, Социальное после Габриэля Тарда: дебаты и оценки , Рутледж, Нью-Йорк, 2010.
- Дж. С. Макклелланд, Толпа и мафия (2010).
- Робер Леру, Габриэль Тард, жизнь, творчество, концепции , Париж, Эллипсы, 2011.
- Яап ван Гиннекен , «Эпоха публики – Тард, социальная психология и взаимодействие», Гл. 5 в JvG, Толпа, психология и политика 1871–1899 , Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1992.
- Тони Д. Сэмпсон, Вирусность: теория заражения в эпоху сетей , University of Minnesota Press, Миннеаполис, 2012. ISBN 978-0-8166-7005-5
- Тони Д. Сэмпсон: Мозг-сборка: осмысление в нейрокультуре , Университет Миннесоты, Миннеаполис, 2016. ISBN 978-1-5179-0117-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Габриэля Тарда в Project Gutenberg
- Работы Габриэля Тарда или о нем в Internet Archive
- Работы Габриэля Тарда в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Перевод «Монадологии и социологии» в открытом доступе
- Загружаемые версии многих произведений Тарда (на французском языке)
- Библиография его работ