Jump to content

Акторно-сетевая теория

(Перенаправлено из «Акторно-сетевой теории »)

Акторно-сетевая теория ( ANT ) — это теоретический и методологический подход к социальной теории, согласно которому все в социальном и природном мирах существует в постоянно меняющихся сетях отношений. Он утверждает, что ничего не существует вне этих отношений. Все факторы, участвующие в социальной ситуации, находятся на одном уровне, и поэтому не существует внешних социальных сил, помимо того, с чем и как взаимодействуют участники сети в данный момент. Таким образом, объекты, идеи, процессы и любые другие соответствующие факторы считаются столь же важными в создании социальных ситуаций, как и люди.

АНТ считает, что социальные силы не существуют сами по себе и поэтому не могут быть использованы для объяснения социальных явлений. Вместо этого следует провести строго эмпирический анализ для «описания», а не «объяснения» социальной деятельности . Только после этого можно вводить понятие социальных сил, и только как абстрактное теоретическое понятие, а не как нечто действительно существующее в мире. [1]

Хотя ANT наиболее известен своей противоречивой настойчивостью в отношении способности нечеловеческих существ действовать или участвовать в системах или сетях , или в том и другом, он также связан с резкой критикой традиционной и критической социологии . Разработанный учеными- исследователями науки и технологий (STS) Мишелем Каллоном , Мадлен Акрич и Бруно Латуром , социологом Джоном Лоу и другими, его технически можно описать как «материально - семиотический » метод. Это означает, что он отображает отношения, которые являются одновременно материальными (между вещами) и семиотическими (между понятиями). Он предполагает, что многие отношения являются как материальными, так и семиотическими. Термин «акторно-сетевая теория» был придуман Джоном Лоу в 1992 году для описания работы, проводимой в рамках тематических исследований в различных областях в Центре социологии инноваций . в то время [2]

Теория демонстрирует, что все в социальном и природном мирах, человеческое и нечеловеческое, взаимодействует, изменяя сети отношений без каких-либо других элементов из этих сетей. ANT бросает вызов многим традиционным подходам, определяя нелюдей как субъектов, равных людям. Это утверждение открывает новую перспективу при применении теории на практике.

В широком смысле, ANT представляет собой конструктивистский подход, поскольку он избегает эссенциалистских объяснений событий или инноваций (т. е. ANT объясняет успешную теорию, понимая комбинации и взаимодействия элементов, которые делают ее успешной, а не утверждая, что она истинна, а остальные ложны). . [3] Кроме того, сама по себе она не является целостной теорией. Скорее, ANT функционирует как стратегия, которая помогает людям быть чувствительными к терминам и часто неисследованным предположениям, лежащим в их основе. [4] Она отличается от многих других STS и социологических теорий сетей своим отчетливым материально-семиотическим подходом.

Предыстория и контекст

[ редактировать ]

ANT был впервые разработан в Центре социологии инноваций (CSI) Высшей национальной горнодобывающей школы Парижа в начале 1980-х годов сотрудниками ( Мишель Каллон , Мадлен Акрич , Бруно Латур ) и посетителями (включая Джона Лоу ). [3] Книга 1984 года, написанная в соавторстве Джоном Лоу и его коллегой-социологом Питером Лоджем ( «Наука для социологов» ; Лондон: Macmillan Press Ltd.), является хорошим примером ранних исследований того, как рост и структура знания могут быть проанализированы и интерпретированы с помощью взаимодействие акторов и сетей. Первоначально созданный в попытке понять процессы инноваций и создания знаний в науке и технологиях, этот подход основывался на существующих работах STS , исследованиях крупных технологических систем , а также на ряде французских интеллектуальных ресурсов, включая семиотику Альгирдаса Жюльена Греймаса. , сочинения философа Мишеля Серра и школа «Анналы» историческая .

ANT, кажется, отражает многие из озабоченностей французского постструктурализма , и в частности озабоченность неосновополагающими и множественными материально-семиотическими отношениями. [3] В то же время он гораздо прочнее укоренился в англоязычных академических традициях, чем большинство постструктуралистских подходов. Его основа в исследованиях науки и техники (преимущественно на английском языке) нашла отражение в интенсивном стремлении к развитию теории посредством качественных эмпирических тематических исследований. Его связи с работами над крупными техническими системами, в основном инициированными США, отразились в его готовности беспристрастно анализировать крупномасштабные технологические разработки, включая политические, организационные, юридические, технические и научные факторы.

Многие из характерных инструментов ANT (включая понятия перевода, обобщенной симметрии и «гетерогенной сети»), а также наукометрический инструмент для картирования инноваций в науке и технике («анализ кослов») были первоначально разработаны в 1980-х годах. преимущественно внутри и вокруг CSI. «Состояние развития» ANT в конце 1980-х годов хорошо описано в книге Латура 1987 года « Наука в действии » . [5]

Примерно с 1990 года ANT начал становиться популярным как инструмент для анализа в ряде областей, помимо STS. Она была подхвачена и развита авторами в частях организационного анализа , информатики , медицинских исследований, географии , социологии , антропологии , археологии , феминистских исследований , технических коммуникаций и экономики .

По состоянию на 2008 год ANT представляет собой широко распространенный, хотя и противоречивый набор материально-семиотических подходов к анализу гетерогенных отношений. Отчасти из-за своей популярности его интерпретируют и используют множеством альтернативных, а иногда и несовместимых способов. В нынешней АСТ нет ортодоксальности, и разные авторы используют этот подход существенно по-разному. Некоторые авторы говорят о «после-ANT», имея в виду «проекты-преемники», объединяющие различные проблемные направления с проблемами ANT. [6]

Ключевые понятия

[ редактировать ]

Актор (актант) — это нечто, что действует или чему активность дарована другими. Оно не подразумевает никакой мотивации отдельных людей или людей в целом. Актантом может быть буквально что угодно, при условии, что ему предоставлено право быть источником действия. [7] Другими словами, в данном случае актором считается любая сущность, которая что-то делает. Например, в «Сети Пастера» микроорганизмы не инертны, они вызывают брожение нестерилизованных материалов, оставляя при этом стерилизованные материалы незатронутыми. Если бы они предприняли другие действия, то есть если бы они не сотрудничали с Пастером – если бы они не предприняли действий (по крайней мере, в соответствии с намерениями Пастера) – тогда история Пастера могла бы быть немного иной. Именно в этом смысле Латур может называть микроорганизмы акторами. [7]

В рамках ANT действует принцип обобщенной симметрии. [8] требует, чтобы все объекты были описаны в одних и тех же терминах, прежде чем рассматривать сеть. Любые различия между сущностями генерируются в сети отношений и не существуют до применения какой-либо сети.

Человеческие актеры

[ редактировать ]

Человек обычно относится к людям и их человеческому поведению .

Нечеловеческие актеры

[ редактировать ]

Традиционно нечеловеческие существа — это существа, включающие растения, животных, геологию и силы природы, а также коллективное творение человека в области искусств и языков. [9] В ANT понятие «нечеловеческое» охватывает множество сущностей, включая вещи, объекты, животных, природные явления, материальные структуры, транспортные средства, тексты и экономические товары. Но нечеловеческие субъекты не охватывают такие сущности, как люди, сверхъестественные существа и другие символические объекты в природе. [10]

Актер-Сеть

[ редактировать ]

Как следует из этого термина, сеть актеров является центральной концепцией ANT. Термин «сеть» несколько проблематичен, поскольку, по мнению Латура, он [1] [11] [12] примечания, имеет ряд нежелательных коннотаций. Во-первых, это подразумевает, что описываемое принимает форму сети, что не обязательно так. Во-вторых, это подразумевает «транспортировку без деформации», что в ANT невозможно, поскольку любая сеть-актор включает в себя огромное количество трансляций . Латур, [12] однако по-прежнему утверждает, что термин «сеть» является подходящим для использования, поскольку «он не имеет априорного отношения порядка; он не связан с аксиологическим мифом о верхах и низах общества; является макро- или микро- и не модифицирует инструменты для изучения элемента «а» или элемента «б». Такое использование термина «сеть» очень похоже на ризомы Делеза и Гваттари ; Латур [11] даже иронично замечает, что он не возражал бы против переименования ANT в «онтологию актант-ризомы», если бы это звучало лучше, что намекает на беспокойство Латура по поводу слова «теория».

Акторно-сетевая теория пытается объяснить, как материально-семиотические сети объединяются, чтобы действовать как единое целое; кластеры акторов, участвующих в создании значения, являются одновременно материальными и семиотическими. В рамках этого можно рассмотреть явные стратегии объединения различных элементов в сеть так, чтобы они образовывали очевидно связное целое. Эти сети потенциально преходящи и существуют в постоянном создании и пересоздании. [1] Это означает, что отношения необходимо неоднократно «исполнять», иначе сеть распадется. Они также предполагают, что сети отношений не являются внутренне связными и действительно могут содержать конфликты. Другими словами, социальные отношения всегда находятся в процессе и должны осуществляться непрерывно.

Упомянутая выше история Пастера представила узорчатую сеть разнообразных материалов, которая называется идеей « гетерогенных сетей ». [7] Основная идея шаблонной сети заключается в том, что человек не является единственным фактором или участником общества или любой социальной деятельности и сетей. Таким образом, сеть составляют машины, животные, вещи и любые другие объекты. [13] Этим нечеловеческим актерам может быть трудно представить свою роль в сети. Например, предположим, что два человека, Джейкоб и Майк, разговаривают посредством текстов. Благодаря современным технологиям они могут общаться друг с другом, не видя друг друга лично. Таким образом, при наборе текста или письме общение в основном осуществляется не кем-либо из них, а сетью объектов, таких как их компьютеры или мобильные телефоны. [13]

Если довести до логического завершения, то почти любого актора можно рассматривать просто как сумму других, более мелких акторов. Автомобиль – пример сложной системы. Он содержит множество электронных и механических компонентов, которые практически скрыты от глаз водителя, который просто обращается с автомобилем как с единым объектом. Этот эффект известен как пунктуализация . [13] и схож с идеей инкапсуляции в объектно-ориентированном программировании .

Когда сеть актеров разрушается, эффект пунктуализации также имеет тенденцию прекращаться. [13] В приведенном выше примере с автомобилем неработающий двигатель заставит водителя осознать автомобиль как совокупность деталей, а не просто транспортное средство, способное перевозить его или ее с места на место. Это также может произойти, когда элементы сети действуют противоположно сети в целом. В своей книге «Надежда Пандоры » [14] Латур сравнивает депунктуализацию с открытием черного ящика. В закрытом виде коробка воспринимается просто как коробка, хотя при открытии все элементы внутри нее становятся видимыми.

Центральное место в ANT занимает концепция перевода, которую иногда называют социологией перевода , в которой новаторы пытаются создать форум , центральную сеть, в которой все участники согласны с тем, что сеть стоит строить и защищать. В своем широко обсуждаемом исследовании 1986 года о том, как морские биологи пытались пополнить запасы залива Сен-Брие , чтобы производить больше гребешков, Мишель Каллон определил четыре момента перевода: [8]

  1. Проблематизация : исследователи пытались сделать себя важными для других участников драмы, определяя их природу и проблемы, а затем заявляя, что их можно исправить, если актеры договорятся о «обязательном проходном пункте» учебной программы исследователей.
  2. Заинтересованность : серия процедур, используемых исследователями для привязки других участников к ролям, отведенным им в этой программе.
  3. Регистрация : набор тактик, используемых исследователями для определения и соединения многочисленных ролей, которые они назначили другим.
  4. Мобилизация : исследователи использовали ряд подходов, чтобы гарантировать, что предполагаемые представители различных ключевых групп населения могли надлежащим образом представлять эти группы и не были обмануты последними.

Также важной для этой концепции является роль сетевых объектов, помогающих сгладить процесс перевода, создавая эквиваленты между людьми, организациями или условиями, которые в противном случае было бы очень сложно связать воедино. Об этой конкретной задаче объектов Бруно Латур говорил в своей работе «Восстановление социального» . [1]

Квазиобъект

[ редактировать ]

Квазиобъект — это сущность, характеризующаяся тем, как она связана и сплетает сети, социальные коллективы и ассоциации (например, баскетбольный мяч, язык или хлеб). [15]

В приведенных выше примерах «социальный порядок» и «функционирующая машина» возникают в результате успешного взаимодействия соответствующих сетей акторов, а теория сетей акторов называет эти творения жетонами или квазиобъектами , которые передаются между акторами внутри сети. сеть.

По мере того как токен все чаще передается или проходит через сеть, он становится все более пунктуальным, а также все более овеществленным . Когда токен передается с уменьшением количества или когда субъект не может передать токен (например, сломался масляный насос), пунктуальность и материализация также уменьшаются.

Другие центральные концепции

[ редактировать ]

Материальный семиотический метод

[ редактировать ]

Хотя это называется « теорией », ANT обычно не объясняет, «почему» сеть принимает ту форму, которую она принимает. [1] Скорее, ANT — это способ тщательного изучения реляционных связей внутри сети (которые могут представлять собой множество разных вещей). Как отмечает Латур, [11] «объяснение не следует из описания; это описание, зашедшее гораздо дальше». Другими словами, это не теория «чего-либо», а скорее метод или «книга с практическими рекомендациями», как говорил Латур. [1] ставит это.

Этот подход связан с другими версиями материальной семиотики (в частности, с работами философов Жиля Делёза , Мишеля Фуко и учёной-феминистки Донны Харауэй ). Это также можно рассматривать как способ быть верным идеям этнометодологии и ее подробным описаниям того, как обычные действия, привычки и процедуры поддерживают себя. Существуют сходства между ANT и символическими интеракционистскими подходами, такими как новые формы обоснованной теории, такие как ситуационный анализ . [16] хотя Латур [17] возражает против такого сравнения.

Хотя ANT в основном связан с исследованиями науки и техники, а также с социологией науки, он добился устойчивого прогресса и в других областях социологии. ANT является непреклонно эмпирическим и, как таковое, дает полезные идеи и инструменты для социологических исследований в целом. ANT использовался в исследованиях идентичности и субъективности, городских транспортных систем, а также страстей и зависимостей. [18] Она также делает устойчивый прогресс в политической и исторической социологии. [19]

Посредники и посредники

[ редактировать ]

Различие между посредниками и медиаторами является ключом к социологии ANT. Посредники — это сущности, которые не имеют никакого значения (для какого-то интересного положения дел, которое мы изучаем) и поэтому их можно игнорировать. Они переносят силу какой-то другой сущности более или менее без трансформации и поэтому совершенно неинтересны. Посредники — это сущности, которые умножают различия, и поэтому должны быть объектом изучения. Их результаты не могут быть предсказаны их входами. С точки зрения ANT, социология склонна рассматривать слишком большую часть мира как посредников.

Например, социолог может принять шелк и нейлон в качестве посредников, считая, что первый «означает», «отражает» или «символизирует» высшие классы, а второй — низшие классы. С такой точки зрения разница между шелком и нейлоном в реальном мире не имеет значения – предположительно, многие другие материальные различия также могут передавать и переносят это классовое различие. Но, взятые в качестве посредников, эти ткани должны быть изучены аналитиком в их специфике: внутренние сложности реального мира шелка и нейлона внезапно становятся актуальными и рассматриваются как активно конструирующие идеологические классовые различия, которые они когда-то просто отражали.

Для убежденного аналитика ANT социальные вещи — такие как классовые различия во вкусах в примере с шелком и нейлоном, а также группы и власть — должны постоянно конструироваться или осуществляться заново посредством сложных взаимодействий со сложными посредниками. Не существует отдельного социального репертуара, лежащего на заднем плане, который можно было бы отразить, выразить или обосновать во взаимодействиях (как в промежуточной концепции). [1]

Рефлексивность

[ редактировать ]

В релятивистской теории рефлексивность рассматривается как проблема. Он требует, чтобы наблюдатель не только запрашивал статус, в котором он отказывает другим, но и молчал, как и другие, которым отказано в каком-либо привилегированном статусе. [12] Нет никаких привилегий или ограничений в знаниях. Если актеры или актанты способны отчитываться за других, они так и делают. Если они не смогут, они все равно попытаются.

Гибридность

[ редактировать ]

Вера в то, что ни человек, ни нечеловек не являются чистыми в том смысле, что ни человек, ни нечеловек в абсолютном смысле не являются существами, созданными в результате взаимодействия между ними. Таким образом, люди рассматриваются как квазисубъекты, а нелюди — как квазиобъекты. [7]

Акторно-сетевая теория и конкретные дисциплины

[ редактировать ]

В последнее время возникло движение за внедрение теории сетей акторов в качестве аналитического инструмента в ряд прикладных дисциплин за пределами социологии, включая сестринское дело, общественное здравоохранение, городские исследования (Фариас и Бендер, 2010), а также общественное, городское и региональное планирование. (Борегар, 2012; [20] Борегар и Лието, 2015 г.; Рыдин, 2012; [21] Райдин и Тейт, 2016, Тейт, 2013). [22]

Международные отношения

[ редактировать ]

Акторно-сетевая теория становится все более заметной в дисциплинах международных отношений и политологии .

Теоретически ученые из МО использовали ANT, чтобы разрушить традиционные мировые политические бинарности (цивилизованный/варварский, демократический/автократический и т. д.). [23] рассмотреть последствия постчеловеческого понимания международных отношений, [24] исследовать инфраструктуру мировой политики, [25] и рассмотреть влияние технологического агента. [26]

Эмпирически ученые-международники использовали идеи ANT для изучения таких явлений, как политическое насилие, такое как применение пыток и дронов, [23] пиратство и морское управление, [27] и мусор. [28]

Теорию актер-сеть также можно применить к дизайну, используя точку зрения, которая не ограничивается просто анализом структуры объекта. С точки зрения ANT, дизайн рассматривается как ряд особенностей, которые определяют социальный, психологический и экономический мир. ANT утверждает, что объекты созданы для того, чтобы формировать действия человека и влиять на решения. Таким образом, дизайн объектов служит посредником в человеческих отношениях и даже может влиять на нашу мораль, этику и политику. [29]

Литературная критика

[ редактировать ]

Литературный критик Рита Фельски утверждает, что ANT предлагает области литературной критики и культурологии жизненно важные новые способы интерпретации и взаимодействия с литературными текстами. Она утверждает, что модель Латура способна позволить «нам вырваться из смирительной рубашки подозрений» и предложить значимые решения проблем, связанных с критикой . [30] Эта теория сыграла решающую роль в ее формулировке посткритики . Фельски предполагает, что цель применения ANT к литературоведению «больше не состоит в том, чтобы умалить или вычесть из реальности тексты, которые мы изучаем, а в том, чтобы усилить их реальность как энергичных соучастников и жизненно важных партнеров». [31]

Антропология религии

[ редактировать ]

При изучении христианства антропологами ANT использовался для понимания того, как люди взаимодействуют с нечеловеческими субъектами. Некоторые критиковали область антропологии религии за ее тенденцию предполагать, что Бог не является социальным действующим лицом. ANT используется, чтобы проблематизировать роль Бога как нечеловеческого субъекта и говорить о том, как Они влияют на религиозную практику. [32] Другие использовали ANT, чтобы говорить о структурах и расположении религиозных зданий, особенно в межкультурном контексте, где архитектура может рассматриваться как средство, делающее присутствие Бога осязаемым. [33]

АНТ на практике

[ редактировать ]

ANT считается не просто теорией, но и методологией . Фактически, ANT — полезный метод, который можно применять в различных исследованиях. Более того, с развитием цифровой связи ANT теперь популярен для применения в научной области, такой как исследования ИБ . Кроме того, это расширяет кругозор исследователей и в области искусства.

АНТ в искусстве

[ редактировать ]

ANT оказывает большое влияние на развитие дизайна . В прошлом исследователи или ученые из области дизайна в основном рассматривали мир как ситуацию взаимодействия человека. Независимо от того, какой дизайн мы [ кто? ] применяется, это действие человека. Однако теперь идея ANT применима и к принципам проектирования, где дизайн начинает рассматриваться как соединитель. Поскольку взгляд на сам дизайн изменился, дизайн начинает считаться более важным в повседневной жизни. Ученые [ кто? ] проанализировать, как дизайн формирует, связывает, отражает и взаимодействует с нашей повседневной деятельностью. [34]

АНТ также широко применяется в музеях. АНТ предполагает, что в кураторской практике трудно отличить «жесткие» от «мягких» компонентов аппарата; что объект, находящийся в процессе курирования, гладкий и его трудно отличить от обстановки эксперимента или личности экспериментатора. [35]

АНТ в науке

[ редактировать ]

В последние годы теория акторно-сетевых связей приобрела большую популярность, и все большее число ученых в области информационных технологий открыто используют ее в своих исследованиях. Несмотря на то, что эти приложения сильно различаются, все ученые, цитируемые ниже, согласны с тем, что теория предлагает новые понятия и идеи для понимания социотехнического характера информационных систем. [36] Блумфилд представил интригующий практический пример разработки определенного набора информационных систем управления ресурсами в Национальной службе здравоохранения Великобритании, и они оценили свои выводы, используя концепции теории актерских сетей. Актёрско-сетевой подход не отдает приоритет социальным или технологическим аспектам, что отражает ситуацию в тематическом исследовании, где аргументы о социальных структурах и технологиях переплетаются в дискурсе акторов, когда они пытаются убедить других следовать их собственным целям. Исследование подчеркивает интерпретативную гибкость информационных технологий и систем в том смысле, что, казалось бы, схожие системы дают совершенно разные результаты в разных регионах в результате специфических процессов трансляции и построения сетей. Они показывают, что граница между технологическим и социальным, а также связь между ними являются темой постоянных сражений и испытаний сил в создании фактов, а не принятия технологий как должного. [36]

Влияние ANT

[ редактировать ]

Вклад нечеловеческих актеров

[ редактировать ]

Есть как минимум четыре вклада нелюдей в качестве действующих лиц на позиции ANT. [10]

  1. Нечеловеческих акторов можно рассматривать как условие социальной деятельности человека. Посредством формирования человеком нечеловеческих субъектов, таких как долговечные материалы, они обеспечивают стабильную основу для взаимодействия в обществе. [37] В свою очередь, действия и способности нечеловеческих существ служат условием возможности формирования общества. [38] [10] [39]
    • У Латура « Мы никогда не были современными» [39] Его концептуальный «парламент вещей» состоит из социального, природного и дискурса вместе как гибридов. Хотя взаимосвязь между людьми-акторами и нелюдьми влияет на модернизированное общество, эта парламентская система, основанная на нечеловеческих акторах, устранит такую ​​​​фальшивую модернизацию и изменит дихотомию между современным обществом и досовременным обществом. [40]
  2. Нечеловеческие субъекты могут рассматриваться как посредники. С одной стороны, нелюди могли постоянно изменять отношения между акторами. [14] [41] С другой стороны, нелюди имеют те же черты, что и другие актеры, а не только как средство для людей-актеров. [42] В этих обстоятельствах нечеловеческие субъекты влияют на человеческие взаимодействия. Это либо создает атмосферу, в которой люди соглашаются друг с другом, либо приводит к конфликту в качестве посредников.
    • Заметно, что статус медиации в большей степени связан с посредниками или средствами, такими как стабильное присутствие в корпусе АНТ, [43] [44] в то время как посредники имеют больше возможностей влиять на акторов и сети. [10] Техническое посредничество проявляется в четырех измерениях: интерференция, композиция, свертывание времени и пространства и пересечение границы между знаками и вещами. [14]
  3. Нечеловеческих субъектов можно рассматривать как членов моральных и политических ассоциаций. Например, шум — это нечеловеческий актор, если рассматривать эту тему в теории акторно-сетевой структуры. [10] Шум является критерием, позволяющим людям регулировать себя в соответствии с моралью, и с учетом ограничений, присущих некоторым правовым нормам, его политические последствия. После того, как нелюди становятся видимыми акторами благодаря своим ассоциациям с моралью и политикой, эти коллективы по своей сути становятся регулирующими принципами в социальных сетях. [45]
  4. Нечеловеческих актеров можно рассматривать как собрания. Подобно влиянию нечеловеческих существ на мораль и политику, они могут собирать акторов из других времен и пространств. [43] Взаимодействуя с переменными онтологиями, временем, пространством и долговечностью, нелюди оказывают тонкое влияние внутри сети. [38]

Некоторые критики [46] утверждают, что исследования, основанные на взглядах ANT, остаются полностью описательными и не могут дать объяснения социальным процессам. ANT, как и сопоставимые социальные научные методы, требует от исследователя суждения о том, какие актеры важны в сети, а какие нет. Критики [ ВОЗ? ] утверждают, что важность конкретных акторов не может быть определена в отсутствие критериев «вне сети», что является логически доказанным фактом об обманчиво связных системах с учетом теорем Гёделя о неполноте . Точно так же и другие [ ВОЗ? ] утверждают, что сети акторов рискуют выродиться в бесконечные цепи ассоциаций ( шесть степеней разделения — мы все связаны друг с другом). Другие исследовательские направления, такие как социальный конструкционизм , социальное формирование технологий , теория социальных сетей , теория процесса нормализации и теория распространения инноваций , считаются важными альтернативами подходам ANT.

Из самого СТС и организационных исследований

[ редактировать ]

Основная ранняя критика исходила от других членов сообщества STS, в частности, от дебатов «Эпистемологическая курица» между Коллинзом и Йерли с ответами Латура и Каллона, а также Вулгара. В статье в журнале «Наука как практика и культура» социолог Гарри Коллинз и его соавтор Стивен Йерли утверждают, что подход ANT — это шаг назад к позитивистским и реалистическим позициям, которых придерживалась ранняя теория науки. [47] Коллинз и Йерли обвинили подход ANT в бесконечном релятивистском регрессе. [48]

Уиттл и организационных исследований профессор Андре Спайсер отмечают, что «ANT также стремился выйти за рамки детерминистских моделей, которые прослеживают организационные явления до влиятельных людей, социальных структур, гегемонистских дискурсов или технологических эффектов. Скорее, ANT предпочитает искать сложные закономерности причинности, коренящиеся в связи между актерами». Они утверждают, что онтологический реализм ANT делает его «менее подготовленным для критического анализа организаций, то есть такого, который признает разворачивающуюся природу реальности, учитывает пределы знаний и стремится бросить вызов структурам доминирования». [49] Это означает, что ANT не учитывает ранее существовавшие структуры, такие как власть, а скорее рассматривает эти структуры как возникающие в результате действий участников внутри сети и их способности объединяться для достижения своих интересов. Соответственно, ANT можно рассматривать как попытку вновь ввести историю вигов в исследования науки и техники ; Как и миф о героическом изобретателе , ANT можно рассматривать как попытку объяснить успешных новаторов, говоря только о том, что они добились успеха. Аналогичным образом, что касается организационных исследований, Уиттл и Спайсер утверждают, что ANT «плохо подходит для задачи разработки политических альтернатив воображаемым рыночным менеджериализму».

Человеческое агентство

[ редактировать ]

Теория акторно-сетевой теории настаивает на способности нелюдей быть акторами или участниками сетей и систем. Критики, включая таких фигур, как Лэнгдон Виннер, утверждают, что такие свойства, как интенциональность, фундаментально отличают людей от животных или от «вещей» (см. Теорию деятельности ). Ученые АНТ [ кто? ] ответить следующими аргументами:

  • Они не приписывают нечеловеческим существам интенциональность и подобные свойства .
  • Их концепция агентности не предполагает интенциональности.
  • Они обнаруживают агентность не в человеческих «субъектах» и не в нечеловеческих «объектах», а в гетерогенных ассоциациях людей и нелюдей.

ANT подвергся критике как аморальный. Вибе Бийкер ответил на эту критику, заявив, что аморальность ANT не является необходимостью. Моральные и политические позиции возможны, но прежде чем занимать такие позиции, необходимо сначала описать сеть. Эта позиция была далее исследована Стюартом Шапиро, который противопоставил ANT истории экологии и утверждает, что исследовательские решения носят скорее моральный, чем методологический характер, но этот моральный аспект был отодвинут на второй план. [50]

Неправильное название

[ редактировать ]

На семинаре под названием «Вспоминая ANT» сам Латур заявил, что в теории акторно-сетевой теории есть четыре ошибки: «актор», «сеть», «теория» и дефис. [51] Однако в более поздней книге Латур изменил свою точку зрения, приняв широкое использование этого термина, « включая дефис». [1] : 9  Далее он отметил, что ему любезно напомнили, что аббревиатура ANT «идеально подходит для слепых, близоруких, трудоголиков, ищущих следы и коллективных путешественников» — качественные признаки акторно-сетевой эпистемологии . [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Латур, Б. (2005). Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199256044 .
  2. ^ Акрич, Мадлен (2023). «Теория актерских сетей, Бруно Латур и CSI» . Социальные исследования науки . 53 (2): 169–173. дои : 10.1177/03063127231158102 . ISSN   0306-3127 . ПМИД   36840444 . S2CID   257183188 . Именно Джон Лоу, с позиции изнутри и снаружи, проделал важную работу по синтезу всей работы, разработанной в CSI в то время, приняв термин ANT (Law, 1992), термин, происхождение которого трудно проследить, но который происходит от «сети актеров», использованной Мишелем Каллоном в его анализе электромобиля.
  3. ^ Jump up to: а б с Муниеса, Ф., 2015. « Акторно-сетевая теория », в книге Джеймса Д. Райта (ред.), Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук, 2-е издание, Оксфорд, Elsevier: vol. 1, 80-84.
  4. ^ Мол, А. (2010). «Акторно-сетевая теория: деликатные термины и устойчивая напряженность» . Кельнский журнал социологии и социальной психологии. Специальный выпуск . 50 .
  5. ^ Латур, Б. (1987). Наука в действии: как следовать за учеными и инженерами через общество . Милтон Кейнс: Издательство Открытого университета.
  6. ^ Джон Лоу и Джон Хассард (редакторы) (1999). Теория акторных сетей и после (Оксфорд и Кил: Блэквелл и социологический обзор).
  7. ^ Jump up to: а б с д Джексон, Шэрон (2015). «К аналитическому и методологическому пониманию сети актеров» (PDF) . Журнал искусств и гуманитарных наук . 4 (2): 29–44.
  8. ^ Jump up to: а б Каллон, Мишель (май 1984 г.). «Некоторые элементы социологии перевода: одомашнивание гребешков и рыбаки залива Сен-Брие» . Социологическое обозрение . 32 (1_приложение): 196–233. дои : 10.1111/j.1467-954X.1984.tb00113.x . ISSN   0038-0261 . S2CID   15055718 .
  9. ^ За пределами природы и культуры . Издательство Чикагского университета.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Сайес, Эдвин (30 декабря 2013 г.). «Акторно-сетевая теория и методология: что значит сказать, что нелюди обладают свободой воли?» . Социальные исследования науки . 44 (1): 134–149. дои : 10.1177/0306312713511867 . ISSN   0306-3127 . ПМИД   28078973 . S2CID   21514975 .
  11. ^ Jump up to: а б с Латур, Б. (1999). «Технологии делают общество долговечным» . В законе, Дж., Изд., Социология монстров .
  12. ^ Jump up to: а б с Латур, Бруно (1996). «О теории актерской сети: несколько разъяснений» (PDF) . Социальный мир . 47 (4): 369–381. JSTOR   40878163 .
  13. ^ Jump up to: а б с д Закон, Джон (1992). «Заметки по теории сети актеров: упорядочение, стратегия и неоднородность» (PDF) . Системная практика . 5 (4): 379–393. дои : 10.1007/BF01059830 . S2CID   38931862 .
  14. ^ Jump up to: а б с Латур, Бруно; Латур, Центр социологии инноваций Бруно (30 июня 1999 г.). Надежда Пандоры: очерки реальности научных исследований . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-65335-1 .
  15. ^ Зонненберг-Шранк, Бьёрн (2020). Квази-объект | Квазипредмет: технологии, наркотики, язык, этническая принадлежность . стр. 137–186.
  16. ^ Фернбак, Дж., 2007. «За пределами концепции разбавленного сообщества: символический интеракционистский взгляд на социальные отношения в Интернете». Новые медиа и общество , 9(1), стр.49-69. дои: 10.1177/1461444807072417
  17. ^ Блок, А., и Элгаард Йенсен, Т. (2011). Бруно Латур: Гибридные мысли в гибридном мире. Архивировано 24 мая 2015 года в Wayback Machine . Саффолк: Рутледж.
  18. ^ См., например, Гомар, Эмили, и Хеннион, Антуан (1999) « Социология привязанности: любители музыки, потребители наркотиков ». В: Дж. Лоу и Дж. Хассард (ред.) Теория актерских сетей и после.Оксфорд: Блэквелл, 220–247; Вальдеррама Пинеда, Андрес и Йоргенсен, Ульрик (2008) «Городские транспортные системы в Боготе и Копенгагене: подход STS». Искусственная среда 34 (2), 200–217.
  19. ^ См., например, Кэрролл, Патрик (2012) «Вода и формирование научно-технического государства в Калифорнии».Социальные исследования науки 42 (2), 313–321; Шамир, Ронен (2013) Течение тока: электрификация Палестины. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета
  20. ^ Борегар, Роберт (2012). «Планирование с помощью вещей». Журнал планирования образования и исследований . 32 (2): 182–190. дои : 10.1177/0739456X11435415 . S2CID   145378820 .
  21. ^ Райдин, Ивонн (2012). «Использование теории актеров-сетей для понимания практики планирования: изучение взаимоотношений между участниками в регулировании низкоуглеродного коммерческого развития» . Теория планирования . 12 (1): 23–45. дои : 10.1177/1473095212455494 . S2CID   145707008 .
  22. ^ Тейт, Лаура (2013). «Реализация управления ростом в метро Ванкувер: уроки теории сетей актеров». Окружающая среда и планирование B . 40 (5): 783–800. дои : 10.1068/b37170 . S2CID   145701530 .
  23. ^ Jump up to: а б Остин, Джонатан Люк, 2015. «Мы никогда не были цивилизованными: пытки и материальность мировых политических бинарных систем». Европейский журнал международных отношений , doi:10.1177/1354066115616466
  24. ^ Кадворт, Эрика; Хобден, Стивен (2013). «О частях и целых: международные отношения за пределами человека» (PDF) . Миллениум: Журнал международных исследований . 41 (3): 430–450. дои : 10.1177/0305829813485875 . S2CID   52209290 .
  25. ^ Барри, А., 2013. «Материальная политика».
  26. ^ Леандер, Анна (2013). «Технологическое агентство в совместной конституции юридической экспертизы и программы дронов США». Лейденский журнал международного права . 26 (4): 811–831. дои : 10.1017/S0922156513000423 . S2CID   32051642 .
  27. ^ Бюгер, Кристиан (2013). «Практика, пираты и береговая охрана: великая история сомалийского пиратства» . Ежеквартальный журнал «Третий мир» . 34 (10): 1811–1827. дои : 10.1080/01436597.2013.851896 .
  28. ^ Акуто, Микеле (2014). «Повседневные международные отношения: мусор, грандиозные замыслы и обыденные дела». Международная политическая социология . 8 (4): 345–362. дои : 10.1111/ips.12067 .
  29. ^ Янева, Албена (2009). «Укрепление социальной позиции: к акторно-сетевой теории дизайна» (PDF) . Дизайн и культура . 1 (3): 273–288. дои : 10.1080/17547075.2009.11643291 . S2CID   143849758 .
  30. ^ Фельски, Рита (2015). Пределы критики . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 175. ИСБН  9780226294032 .
  31. ^ Фельски. Пределы критики . п. 185.
  32. ^ Бялецки, Джон (март 2014 г.). «Существует ли Бог в методологическом атеизме? О книге Тани Лурманн «Когда Бог отвечает» и Бруно Латура» (PDF) . Антропология сознания . 25 (1): 32–52. дои : 10.1111/anoc.12017 . hdl : 20.500.11820/97e26446-0176-4a22-9348-e15014ed325a . S2CID   145771771 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 марта 2022 года.
  33. ^ Шамбон, Мишель (август 2017 г.). «Действие христианских построек на китайскую окружающую среду». Исследования мирового христианства . 23 (2): 100–121. дои : 10.3366/swc.2017.0179 . ISSN   1354-9901 .
  34. ^ Янева, Албена (2015). «Обеспечение социальной поддержки: к акторно-сетевой теории дизайна» . Дизайн и культура . 1 (3): 273–288. дои : 10.1080/17547075.2009.11643291 . S2CID   143849758 .
  35. ^ Уоллер, Лори (2016). «Кураторская теория акторной сети: тестирование объектно-ориентированной социологии в Музее науки» . Музей и общество . 14 (1): 193–206. дои : 10.29311/mas.v14i1.634 .
  36. ^ Jump up to: а б Уолшем, Джефф (1997). «Уолшем, Г. (1997). Акторно-сетевая теория и исследования ИБ: текущее состояние и будущие перспективы» (PDF) . Информационные системы и качественные исследования . дои : 10.1007/978-0-387-35309-8_23 .
  37. ^ Литтлджон, Стивен В.; Фосс, Карен А.; Эцель, Джон Г. (07 мая 2021 г.). Теории человеческого общения: двенадцатое издание . Уэйвленд Пресс. ISBN  978-1-4786-4710-2 .
  38. ^ Jump up to: а б Латур, Бруно (1 октября 1996 г.). «Об интеробъективности» . Разум, культура и деятельность . 3 (4): 228–245. дои : 10.1207/s15327884mca0304_2 . ISSN   1074-9039 .
  39. ^ Jump up to: а б Латур, Бруно (1993). Мы никогда не были современными . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-07675-4 . OCLC   1260345015 .
  40. ^ Пикеринг, Эндрю (1994). «Мы никогда не были современными (рецензия)» . Модернизм/Модернизм . 1 (3): 257–258. дои : 10.1353/мод.1994.0044 . ISSN   1080-6601 . S2CID   142859856 .
  41. ^ Латур, Бруно; Венн, Куз (декабрь 2002 г.). «Мораль и технология» . Теория, культура и общество . 19 (5–6): 247–260. дои : 10.1177/026327602761899246 . ISSN   0263-2764 . S2CID   144144309 .
  42. ^ Латур, Бруно (1 октября 1996 г.). «Обсуждение интеробъективности с несколькими друзьями» . Разум, культура и деятельность . 3 (4): 266–269. дои : 10.1207/s15327884mca0304_6 . ISSN   1074-9039 .
  43. ^ Jump up to: а б Каллон, Мишель (май 1990 г.). «Техноэкономические сети и необратимость» . Социологическое обозрение . 38 (1_приложение): 132–161. дои : 10.1111/j.1467-954X.1990.tb03351.x . ISSN   0038-0261 . S2CID   109998444 .
  44. ^ Кочан, Джефф (14 апреля 2010 г.). «Хайдеггер Латура» . Социальные исследования науки . 40 (4): 579–598. дои : 10.1177/0306312709360263 . ISSN   0306-3127 . S2CID   145685585 .
  45. ^ Латур, Б. (1992) «Где недостающие массы?» Социология нескольких обыденных артефактов», в Bijker, WE и Law, J. (ред.) Формирование технологий/строительного общества: исследования социотехнических изменений, Кембридж, Массачусетс, MIT Press, стр. 225-58.
  46. ^ Амстердамска, О. (1990). «Вы, конечно, шутите, мистер Латур!». Наука, технологии, человеческие ценности. Том 15(4), стр.495-504.
  47. ^ Коллинз, Гарри М.; Йерли, Стивен (1992), «Эпистемологическая курица», Пикеринг, Эндрю (ред.), Наука как практика и культура , Чикаго: University of Chicago Press, стр. 301–327, ISBN.  9780226668017 .
  48. ^ Коллинз, Х.М., и Йерли, С. (1992). Эпистемологическая курица. В книге А. Пикеринга (ред.), «Наука как практика и культура» (стр. 301–326). Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  49. ^ Андреа Уиттл и Андре Спайсер, 2008. Является ли теория актерских сетей критикой? Организационные исследования 2008 29: 611
  50. ^ Шапиро, С. (1997). Оказавшись в паутине: влияние экологии на радикальную симметрию в STS. Социальная эпистемология, 11 (1), 97–110. дои: 10.1080/02691729708578832
  51. ^ «Основная речь: вспоминая ANT» (PDF) . Ланкестерский университет . Кафедра социологии. Архивировано (PDF) из оригинала 14 июля 2014 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 302b300278f1bca82758543fb827a72e__1714726680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/2e/302b300278f1bca82758543fb827a72e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Actor–network theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)