Бруно Латур
Бруно Латур | |
---|---|
Рожденный | Бон , Кот-д'Ор, Франция | 22 июня 1947 г.
Умер | 9 октября 2022 г. Париж, Франция | (75 лет)
Образование | Турский университет (доктор философии, 1975 г.) |
Заметная работа | Лабораторная жизнь (1979) Наука в действии (1987) Мы никогда не были современными (1991) Политика природы (1999) |
Награды | Премия Хольберга (2013) Киотская премия (2021) |
Эра | Философия 21 века |
Область | Западная философия |
Школа | Континентальная философия Социальный конструктивизм « Конструктивизм (значения) » [ нечеткий ] [1] Акторно-сетевая теория |
Учреждения | ОРСТОМ Центр социологии инноваций Шахты ПарижТех Науки По Лондонская школа экономики Амстердамский университет |
Известные идеи | Акторно-сетевая теория , актант , черный ящик , тезис о графизме , полемика относительно картографии , немодернизм |
Веб-сайт | http://www.bruno-latour.fr |
Часть серии о |
Антропология природы, наука и технология |
---|
Социальная и культурная антропология |
Бруно Латур (англ. Французский: [latuʁ] ; 22 июня 1947 — 9 октября 2022) — французский философ, антрополог и социолог. [5] Он был особенно известен своими работами в области исследований науки и техники (НТС). [6] После преподавания в Парижской горной школе ( Центр социологии инноваций ) с 1982 по 2006 год он стал профессором Sciences Po Paris (2006–2017), где был научным руководителем Sciences Po Medialab. В 2017 году он ушел из нескольких университетских занятий. [7] Он также был столетним профессором Лондонской школы экономики . [8] [9]
Латур наиболее известен своими книгами « Мы никогда не были современными» (1991; английский перевод, 1993), «Лабораторная жизнь» (со Стивом Вулгаром , 1979) и «Наука в действии» (1987). [10] Хотя его исследования научной практики были одно время связаны с социальным конструкционизмом. [10] подходах к философии науки Латур существенно расходился с такими подходами. Он был наиболее известен тем, что отказался от разделения на субъективное и объективное и заново разработал подход к работе на практике. [5] В 2017 году Латур заявил, что он заинтересован в восстановлении доверия к науке и что необходимо восстановить часть авторитета науки. [11] Наряду с Мишелем Каллоном , Мадлен Акрич и Джоном Лоу , Латур является одним из основных разработчиков акторно-сетевой теории (ANT), конструктивистского подхода, находящегося под влиянием этнометодологии Гарольда Гарфинкеля , генеративной семиотики Альгирдаса Жюльена Греймаса и (подробнее недавно) социология Эмиля Дюркгейма соперника Габриэля Тарда .
Биография
[ редактировать ]Латур был родственником известной семьи виноделов из Бургундии, известной как Maison Louis Latour , но не был связан с одноименным поместьем Château Latour в Бордо . [12]
Будучи студентом, Латур изначально сосредоточился на философии. В 1971–1972 годах он занял второе, а затем первое место ( reçu Second, Premier ) во французском национальном конкурсном экзамене agrégation / CAPES de philosophies . Латур получил степень доктора философии по философской теологии. [13] в Турском университете в 1975 году. [14] Название его диссертации было «Exégèse et ontologie: une анализ текстов воскресения» ( «Эксегеза и онтология: анализ текстов воскресения »).
Латур проявил интерес к антропологии и провел полевые исследования в Кот-д'Ивуаре от имени ORSTOM , в результате которых была написана краткая монография о деколонизации, расе и промышленных отношениях. [10] В 1990-е годы он участвовал в серии диалогов с Мишелем Серром , которые были опубликованы под названием «Eclaircissements» («Беседы о науке, культуре и времени») . [15]
Проведя более двадцати лет (1982–2006) в Центре социологии инноваций Горной школы в Париже, Латур в 2006 году перешел в Sciences Po , где он был первым человеком, занявшим кафедру, названную в честь Габриэля Тарда . В последние годы он также был одним из кураторов успешных художественных выставок в Центре искусств и медиатехнологий в Карлсруэ , Германия, в том числе «Iconoclash» (2002) и «Сделаем вещи публичными» (2005). В 2005 году он также возглавлял кафедру философии Спинозы в Амстердамском университете . [16]
Латур оставался религиозным [17] до конца жизни «преданно» читал Библию. [18] [19] [20] [21]
Латур умер от рака поджелудочной железы 9 октября 2022 года в возрасте 75 лет. [22] [23] Его документы были переданы во Французский национальный архив и Муниципальный архив Бона . [24]
Награды и почести
[ редактировать ]22 мая 2008 года Латур был удостоен звания почетного доктора Университета Монреаля по случаю организационной коммуникационной конференции, проведенной в честь работы Джеймса Р. Тейлора , на которого Латур оказал большое влияние. Он имел несколько других почетных докторских степеней, а также Орден Почетного легиона Франции (2012). [25]
Премия Хольберга
[ редактировать ]13 марта 2013 года он был объявлен лауреатом премии Хольберга 2013 года . [26] [27] [28] Комитет премии заявил, что «Бруно Латур предпринял амбициозный анализ и новую интерпретацию современности и бросил вызов фундаментальным концепциям, таким как различие между современным и досовременным, природой и обществом, человеком и нечеловеческим». Комитет заявляет, что «влияние работ Латура очевидно на международном уровне и выходит далеко за рамки исследований истории науки, истории искусства, истории, философии, антропологии, географии, теологии, литературы и права». [26] [27] [28] [29]
Статья в Aftenposten норвежского философа Джона Эльстера в 2013 году раскритиковала присуждение Латуру премии, заявив: «Вопрос в том, заслуживает ли он этой премии. [30] ... Если бы в уставе [награды] в качестве основного критерия использовались новые знания, а не одно из нескольких, то, на мой взгляд, он был бы совершенно неквалифицированным». [31]
Премия Спинозы и Киото
[ редактировать ]24 ноября 2020 года голландский «Международный фонд Спинозаприса» вручил премию «Спинозален 2020» Бруно Латуру. [32] В 2021 году он получил Киотскую премию в категории «Мысль и этика». [33]
Основные работы
[ редактировать ]Лабораторная жизнь
[ редактировать ]После начала своей карьеры Латур сосредоточил свои исследовательские интересы на ученых-лабораториях. Значение Латура возросло [ нужна ссылка ] после публикации в 1979 году книги « Лабораторная жизнь: социальное конструирование научных фактов» с соавтором Стивом Вулгаром . В книге авторы предпринимают этнографическое исследование нейроэндокринологической исследовательской лаборатории Института Солка . [10] В этой ранней работе утверждалось, что наивные описания научного метода , в котором теории основываются или терпят неудачу в зависимости от результатов одного эксперимента, несовместимы с реальной лабораторной практикой.
В лаборатории Латур и Вулгар заметили, что типичный эксперимент дает только неубедительные данные, которые объясняются неисправностью оборудования или экспериментального метода, и что большая часть научной подготовки включает в себя обучение тому, как принимать субъективное решение о том, какие данные хранить и какие данные выкинуть. Латур и Вулгар утверждали, что для неподготовленных наблюдателей весь процесс напоминает не беспристрастный поиск истины и точности, а механизм игнорирования данных, противоречащих научной ортодоксальности.
Латур и Вулгар создали крайне неортодоксальную и противоречивую картину науки. Опираясь на работы Гастона Башляра , они выдвигают идею о том, что объекты научного исследования социально конструируются внутри лаборатории — что им нельзя приписать существование вне инструментов, которые их измеряют, и разума, который их интерпретирует. Они рассматривают научную деятельность как систему верований, устных традиций и культурно специфичных практик — короче говоря, наука реконструируется не как процедура или набор принципов, а как культура. Книга Латура 1987 года «Наука в действии: как следовать за учеными и инженерами в обществе» является одним из ключевых текстов социологии научного знания , в которой он знаменито написал свой Второй принцип следующим образом: «Ученые и инженеры говорят от имени новых союзников, которые они сформировали и привлекли представителей среди других представителей, они добавляют эти неожиданные ресурсы, чтобы склонить баланс сил в свою пользу».
Некоторые позиции и выводы Латура в ту эпоху вызвали яростные опровержения. Гросс и Ливитт утверждают, что позиция Латура становится абсурдной, если ее применить к ненаучному контексту: например, если бы группа коллег в комнате без окон обсуждала, идет ли дождь на улице, и вышла бы на улицу, чтобы обнаружить капли дождя в воздухе и лужи на полу. почва, гипотеза Латура утверждала бы, что дождь был социально сконструирован. [34] Точно так же философ Джон Сирл [35] утверждает, что «крайняя социальная конструктивистская» позиция Латура серьезно ошибочна по нескольким пунктам и, кроме того, непреднамеренно приводит к «комичным результатам».
Пастеризация Франции
[ редактировать ]После исследовательского проекта по социологии приматологов Латур продолжил темы в книге «Лабораторная жизнь с микробами: guerre et paix» (опубликованной на английском языке под названием «Пастеризация Франции» в 1988 году). В нем он рассматривает жизнь и карьеру одного из самых известных ученых Франции Луи Пастера и его открытие микробов в стиле политической биографии. Латур подчеркивает социальные силы, действовавшие в карьере Пастера и вокруг нее, а также неравномерность принятия его теорий. Предоставляя более явные идеологические объяснения тому, почему работы Пастера легче принимаются в одних кругах, чем в других, он пытается подорвать представление о том, что принятие и отвержение научных теорий в первую очередь или даже обычно является вопросом эксперимента, доказательств или разума. .
Арамис, или Любовь к технике
[ редактировать ]Арамис, или Любовь к технологиям, посвящен истории неудачного проекта общественного транспорта. Aramis PRT (персональный скоростной транспорт), высокотехнологичное автоматизированное метро, было разработано во Франции в 70-х и 80-х годах и должно было быть реализовано как персональная система скоростного транспорта в Париже. Он объединил гибкость автомобиля с эффективностью метро. Арамис должен был стать идеальной городской транспортной системой, основанной на постоянном движении частных автомобилей и исключении ненужных пересадок. Этот новый вид транспорта должен был быть таким же безопасным и недорогим, как и коллективный транспорт. Предлагаемая система имела специально разработанные двигатели, датчики, элементы управления, цифровую электронику, программное обеспечение и крупную установку в южном Париже. Но в конце концов проект умер в 1987 году. Латур утверждает, что технология потерпела неудачу не потому, что какой-то конкретный игрок убил ее, а потому, что актеры не смогли поддержать ее путем переговоров и адаптации к меняющейся социальной ситуации. Расследуя кончину Арамиса, Латур обрисовывает принципы акторно-сетевая теория . Согласно описанию книги Латуром, [36] Целью работы является «обучение читателей быстро развивающейся области технологических исследований и экспериментирование со многими новыми литературными формами, которые необходимы для управления механизмами и автоматизмами, не прибегая к убеждению, что они являются механическими или автоматическими».
Мы никогда не были современными
[ редактировать ]Работа Латура « Мы никогда не были современными: очерк симметричной антропологии» была впервые опубликована на французском языке в 1991 году, а затем на английском языке в 1993 году под названием « Мы никогда не были современными» .
Латур призвал читателя этой антропологии науки переосмыслить и переоценить наш ментальный ландшафт. Он оценивал работу ученых и размышлял о вкладе научного метода в знания и работу, стирая различия между различными областями и дисциплинами. [37]
Латур утверждал, что общество никогда по-настоящему не было современным, и пропагандировал немодернизм (или амодернизм) над постмодернизмом , модернизмом или антимодернизмом. [38] Его позиция заключалась в том, что мы никогда не были современными, и только незначительные подразделения отделяют сегодня жителей Запада от других коллективов. [39] Латур рассматривал модернизм как эпоху, которая считала, что она аннулировала все прошлое на своем пути. [40] Он представил антимодернистскую реакцию как защиту таких сущностей, как дух, рациональность, свобода, общество, Бог или даже прошлое. [41] Постмодернисты, по мнению Латура, также принимали модернистские абстракции как если бы они были реальными. [42] Напротив, несовременный подход восстановил симметрию между наукой и технологией, с одной стороны, и обществом, с другой. [43] Латур также говорил о невозможности возврата к премодернизму, поскольку он исключал крупномасштабные эксперименты, которые были преимуществом модернизма. [44]
Латур попытался доказать с помощью тематических исследований ошибочность старых договоров современности «объект/субъект» и «Природа/Общество», восходящая к Платону. [37] [45] Он отказался от концепции «там» и «здесь». [46] Он считал различие между объектом и субъектом просто непригодным и наметил новый подход к знаниям, работе и распространению ссылок. [46] Латур считал, что немодернисты играют на другом поле, совершенно отличном от поля постмодернистов. [42] Он называл это гораздо более широким и менее полемичным созданием неизвестной территории, которую он игриво называл Поднебесной. [42]
В 1998 году историк науки Маргарет К. Джейкоб утверждала, что политизированный взгляд Латура на развитие модернизма в 17 веке является «причудливым бегством от современной западной истории». [47]
Надежда Пандоры
[ редактировать ]«Надежда Пандоры» (1999) знаменует собой возвращение к темам, которые Латур исследовал в «Науке в действии» и «Мы никогда не были современными» . Он использует независимые, но тематически связанные эссе и тематические исследования, чтобы поставить под сомнение авторитет и надежность научных знаний. Латур использует повествовательный, анекдотический подход в ряде эссе, описывая свою работу с почвоведами в тропических лесах Амазонки, развитие процесса пастеризации и исследования французских ученых-атомщиков в начале Второй мировой войны. Латур утверждает, что этот специфический, анекдотический подход к научным исследованиям необходим для достижения полного понимания дисциплины: «Единственный способ понять реальность научных исследований — это следовать тому, что научные исследования делают лучше всего, то есть уделять пристальное внимание подробности научной практики» (с. 24). Некоторые авторы раскритиковали методологию Латура, в том числе Кэтрин Пандора, профессор истории науки в Университете Оклахомы. В своей рецензии на «Надежду Пандоры» , Кэтрин Пандора утверждает:
«Сочинения [Латура] могут быть стимулирующими, свежими и временами по-настоящему трогательными, но они также могут демонстрировать отвлекающе манерный стиль, в котором рвение рококо к соединению метафор, примеров, определений и абстракций может расстроить даже читателей, которые подходят к его работам с лучшими подходами. намерений (несмотря на включение девятистраничного глоссария терминов и свободное использование диаграмм в попытке достичь максимальной ясности)». [48]
Помимо эпистемологических проблем, Латур также исследует политическое измерение научных исследований в « Надежде Пандоры» . Две главы основаны на Платона «Горгии» как средстве исследования и подчеркивания различия между содержанием и контекстом. Как утверждает Кэтрин Пандора в своем обзоре:
«Трудно не поддаться очевидному восторгу автора, который использовал классическое произведение античности, чтобы более четко сфокусировать текущие проблемы, следуя за тем, как ему удается оставить у читателя впечатление, что главные герои Сократ и Калликл не только в диалоге друг с другом, но также и с Латуром». [48]
Хотя Латур строит свою дискуссию с помощью классической модели, все его примеры сложных политических проблем актуальны и сохраняют свою актуальность: глобальное потепление, распространение коровьего бешенства и канцерогенные последствия курения — все это упоминается в различных местах « Надежды Пандоры» . В статье Феликса Сталдера «За пределами конструктивизма: к реалистическому реализму» он резюмирует позицию Латура по политическому измерению научных исследований следующим образом: «Эти научные дебаты искусственно поддерживались открытыми, чтобы сделать невозможными любые политические действия против этих проблем и других проблем. кто наживается на них». [49]
«Почему критика выдохлась?»
[ редактировать ]В статье 2004 г. [50] Латур поставил под сомнение фундаментальные предпосылки, на которых он основывал большую часть своей карьеры, задав вопрос: «Был ли я не прав, принимая участие в изобретении этой области, известной как научные исследования?» Он предпринимает резкую критику своей области исследований и, в более общем плане, социальной критики в современных научных кругах. Он предполагает, что критика в том виде, в каком она практикуется в настоящее время, граничит с неуместностью. Латур утверждает, что для сохранения жизнеспособности социальная критика требует радикальной переоценки: «наше важнейшее оборудование заслуживает такого же критического анализа, как и бюджет Пентагона». (стр. 231) Чтобы восстановить фокус и доверие, Латур утверждает, что социальная критика должна охватывать эмпиризм , настаивать на «выращивании упрямо реалистического подхода – говорить, как Уильям Джеймс ». (стр. 233)
Латур предполагает, что около 90 процентов современной социальной критики демонстрируют один из двух подходов, которые он называет «позицией факта и позицией фейка». (стр. 237) Позиция феи является антифетишистской , утверждая, что «объекты веры» (например, религия, искусство) — это просто концепции, созданные спроецированными желаниями и желаниями «наивного верующего»; «позиция фактов» утверждает, что над людьми доминируют, часто скрыто и без их ведома, внешние силы (например, экономика, гендер). (стр. 238) «Теперь вы понимаете, почему так приятно быть критическим умом?» — спрашивает Латур: какую бы позицию ты ни занял, «Ты всегда прав!» (стр. 238–239) Социальные критики склонны использовать антифетишизм против идей, которые они лично отвергают; использовать «нераскаявшийся позитивистский» подход к областям исследования, которые они считают ценными; все время думая как «совершенно здоровый крепкий реалист в отношении того, что вам действительно дорого». (стр. 241) Эти несоответствия и двойные стандарты остаются в значительной степени незамеченными в социальной критике, потому что «никогда не бывает никакого пересечения между двумя списками объектов в позиции факта и позиции феи». (стр. 241)
Практическим результатом того, что эти подходы преподаются миллионам студентов в элитных университетах в течение нескольких десятилетий, является широко распространенное и влиятельное «критическое варварство», которое, подобно зловредному вирусу, созданному « сумасшедшим ученым », до сих пор невозможно контролировать. Больше всего беспокоит то, что Латур отмечает, что критические идеи были присвоены теми, кого он называет теоретиками заговора , в том числе отрицателями глобального потепления и движением «Правда о событиях 11 сентября» : «Может быть, я слишком серьезно отношусь к теориям заговора, но я боюсь обнаружить в них безумная смесь рефлекторного неверия, щепетильных требований доказательств и свободного использования убедительных объяснений из социального неверленда — многие из орудий социальной критики». (стр. 230)
Заключение статьи состоит в том, чтобы привести доводы в пользу позитивного подхода к критике, чтобы помочь понять, как вопросы, вызывающие озабоченность, могут быть поддержаны, а не подорваны: «Критик — это не тот, кто вырывает коврик из-под ног наивных верующих, а критик — не тот, кто бессистемно чередует антифетишизм и позитивизм, как пьяный иконоборец, нарисованный Гойей , а тот, для кого, если что-то построено, значит, оно хрупко. и поэтому очень нуждается в заботе и осторожности».
Статья Латура оказала большое влияние в области посткритики , интеллектуального движения в области литературной критики и культурологии , которое стремится найти новые формы чтения и интерпретации, выходящие за рамки методов критики , критической теории и идеологической критики . Литературный критик Рита Фельски назвала Латура важным предшественником проекта посткритики. [51]
Повторная сборка социального
[ редактировать ]В книге «Восстановление социального» (2005 г.) [52] Латур продолжает переоценку своей работы, развивая то, что он называет «практической метафизикой », которая называет «реальным» все, что актер (тот, кого мы изучаем) считает источником мотивации к действию. Поэтому, если кто-то говорит: «Бог вдохновил меня проявить милосердие к своим ближним», мы обязаны признать « онтологический вес» его притязаний, а не пытаться заменить его веру в присутствие Бога «социальными вещами», такими как класс , гендер, империализм и т. д. Детализированная метафизика Латура требует существования множества миров и готовности исследователя составить карту еще большего. Он утверждает, что исследователи должны отказаться от надежды вписать своих действующих лиц в структуру или структуру, но Латур считает, что преимущества этой жертвы намного перевешивают недостатки: «Их сложную метафизику, по крайней мере, будут уважать, признавать их упорство, выдвигать их возражения, их множественность принята». [52]
Для Латура говорить о метафизике или онтологии – о том, что есть на самом деле – означает уделять пристальное эмпирическое внимание различным противоречивым институтам и идеям, которые объединяют людей и вдохновляют их действовать. Вот описание метафизики Латуром:
Если мы назовем метафизику дисциплиной, вдохновленной философской традицией, претендующей на определение базовой структуры мира, то эмпирическая метафизика — это то, к чему приводят споры о действиях, поскольку они беспрестанно населяют мир новыми стремлениями и столь же непрерывно оспаривают существование других. Тогда возникает вопрос, как исследовать собственную метафизику актеров. [52]
Более традиционный метафизик мог бы возразить, утверждая, что это означает, что существует множество противоречивых реальностей, поскольку существуют «споры по поводу факторов» – поскольку существует множество противоречивых идей, которые люди называют основой для действий (Бог, природа, государство). сексуальное влечение, личные амбиции и т. д.). В этом возражении проявляется важнейшее различие между традиционной философской метафизикой и латуровским нюансом: для Латура не существует «базовой структуры реальности» или единого, самосогласованного мира. Существует непостижимо большое множество реальностей, или, по его терминологии, «миров» — по одному для каждого актера, являющегося источником свободы действий , вдохновением для действия. В этом Латур удивительно близок к Б. Ф. Скиннера позиции в книге «По ту сторону свободы и достоинства» и философии радикального бихевиоризма . Актеры воплощают в жизнь «реальное» (метафизику). Задача исследователя состоит не в том, чтобы найти одну «базовую структуру», объясняющую агентность, а в том, чтобы признать «метафизические инновации, предлагаемые обычными акторами». [52] Отображение этих метафизических инноваций требует сильной приверженности релятивизму , утверждает Латур. Исследователь-релятивист «изучает язык актеров», записывает то, что они говорят о том, что они делают, и не обращается к более высокой «структуре» для «объяснения» мотивов актера. Релятивист «серьезно относится к тому, что [актёры] упрямо говорят» и «следует направлению, указанному их пальцами, когда они обозначают то, что «заставляет их действовать»». Релятивист признает множественность метафизики, которую создают акторы, и пытается составить ее карту, а не сводить к единой структуре или объяснению.
В научных войнах
[ редактировать ]Алан Сокал в своей книге «Модная чепуха » раскритиковал релятивизм Латура, ссылаясь на статью, написанную Латуром в La Recherche в 1998 году. В своей реакции на исследование, показывающее, что фараон Рамзес II, вероятно, умер от туберкулеза , Латур подумал: «Как он мог умереть из-за бацилле, открытой Кохом в 1882 году... До Коха бацилла не существовала в действительности». Он говорит, что это такой же анахронизм, как и утверждение, что фараон погиб от пулеметного огня. [53] [54]
Латур отметил, что его спросили: «Вы верите в реальность?» [17] [55] что вызвало «быстрый и смеющийся ответ». [56] Реальность, по Латуру, не является чем-то, во что мы должны верить , и при этом мы не потеряли к ней доступ. [57]
«Вы верите в реальность?» Чтобы задать такой вопрос, нужно настолько отдалиться от реальности, чтобы страх потерять ее целиком стал правдоподобным — и сам этот страх имеет интеллектуальную историю [...] Только разум, поставленный в самую странную позицию, смотрящий на мир со стороны вывернутый наизнанку и связанный с внешним не чем иным, как слабой связью взгляда , будет пульсировать в постоянном страхе потерять реальность, только такой бестелесный наблюдатель будет отчаянно искать какой-то абсолютный жизнеобеспечивающий набор для выживания». [58]
По мнению Латура, оригинальность научных исследований заключается в демонстрации того, что факты одновременно реальны и сконструированы. [59] [60] Таким образом, обвинение в постмодернистской враждебности к науке не только не признает, что научные исследования направлены на более четкое понимание того, как наука осуществляется на практике, но также демонстрирует фундаментальное непонимание методов и идей научных исследований. [61] Фактически, Латур решительно проблематизировал рост антинаучного мышления и так называемых «альтернативных фактов». [62] По мнению Латура, недавние нападки на науки о климате и другие дисциплины демонстрируют, что идет настоящая война с наукой, требующая более тесного сотрудничества между наукой и научными исследованиями. [62]
Избранная библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Латур, Бруно; Вулгар, Стив (1986) [1979]. Лабораторная жизнь: конструирование научных фактов . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-09418-2 . Первоначально опубликовано в 1979 году в Лос-Анджелесе издательством SAGE Publications .
- Латур, Бруно (1987). Наука в действии: как следовать за учеными и инженерами в обществе . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-79291-3 .
- —— (1988). Пастеризация во Франции . Перевод Алана Шеридана и Джона Лоу. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-65761-8 .
- —— (1993). Мы никогда не были современными . Перевод Кэтрин Портер. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-94839-6 .
- —— (1996). Арамис, или любовь к технике . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-04323-7 .
- —— (1999). Надежда Пандоры: очерки реальности научных исследований . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-65336-8 .
- —— (2004). Политика природы: как привести науки к демократии . Перевод Кэтрин Портер. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-01347-6 .
- ——; Вайбель, Питер (2005). Обнародование вещей: атмосфера демократии . Кембридж, Массачусетс, Карлсруэ, Германия: MIT Press ZKM/Центр искусства и медиа в Карлсруэ. ISBN 978-0-262-12279-5 .
- —— (2005). Пересборка социального: введение в теорию актерских сетей . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-925604-4 .
- —— (2010). О современном культе фактических богов . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка . ISBN 978-0-8223-4825-2 .
- —— (2010). Создание закона: этнография Государственного совета . Кембридж, Великобритания Малден, Массачусетс: Политика. ISBN 978-0-7456-3985-7 .
- —— (2013). Радование: или муки религиозной речи . Перевод Джули Роуз. Кембридж, Великобритания: Политика. ISBN 978-0-7456-6007-3 .
- —— (2013). Исследование способов существования: антропология современности . Перевод Кэтрин Портер. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-72499-0 .
- —— (2017). Перед лицом Геи: восемь лекций о новом климатическом режиме . Перевод Кэтрин Портер. Кембридж, Соединенное Королевство: Polity Press. ISBN 978-0-7456-8433-8 .
- —— (2018). На землю: политика в новом климатическом режиме . Англия: Политическая пресса. ISBN 978-1-5095-3059-5 .
- —— (2021). После карантина: метаморфоза . Англия: Политическая пресса. ISBN 978-1-5095-5002-9 .
- Латур, Бруно; Шульц, Николай (2022). О возникновении экологического класса: Памятка . Политическая пресса. ISBN 978-1-509-55507-9 .
- Латур, Бруно (2024). Как заселить Землю. Интервью с Николасом Труонгом. Перевод Джули Роуз. Кембридж, Великобритания: Polity Press. ISBN 978-1-5095-5946-6.
Главы в книгах
[ редактировать ]- ——; Каллон, Мишель (1992), «Не выбрасывайте ребенка вместе с банной школой! Ответ Коллинзу и Йерли», в Пикеринге, Эндрю (ред.), Наука как практика и культура , Чикаго, Иллинойс: Чикагский университет. Пресса , стр. 343–368, ISBN. 978-0-226-66801-7 .
- —— (1992), «Где недостающие массы? Социология нескольких обыденных артефактов», у Бийкера, Вибе Э .; Ло, Джон (ред.), Формирование технологий/строительства общества: исследования социотехнических изменений , Кембридж, Массачусетс: MIT Press , стр. 225–258 , ISBN 978-0-262-52194-9 .
- ——; Акрич, Мэдлин (1992), «Краткий обзор удобной лексики для семиотики человеческих и нечеловеческих собраний», в Bijker, Wiebe E .; Лоу, Джон (ред.), Формирование технологий/строительства общества: исследования социотехнических изменений , Кембридж, Массачусетс: MIT Press , стр. 259–264 , ISBN. 978-0-262-52194-9 .
- —— (1992), «Чей космос, какая космополитика? Комментарии к мирным условиям Ульриха Бека», в Робертсон-фон Трота, Кэролайн Ю. (ред.), Культура и справедливость (Междисциплинарные исследования культуры и общества, Vol. 2) , Баден-Баден: Номос, ISBN 978-3-8329-2604-5 .
- —— (2015), «Les «vues» de l'esprit. une Introduction à l'anthropologie des Sciences et des Technique» [«Взгляды» на разум: введение в антропологию науки и техники], в Эммануэле Аллоа (ред.), Penser l'image II. Anthropologies du visuel [ Думайте об изображении II: Антропологии визуального ] (на французском языке), Дижон: Les presses du réel, стр. 207–256, ISBN 978-2-84066-557-1
Журнальные статьи
[ редактировать ]- —— (март 2000 г.). «Когда события наносят ответный удар: возможный вклад «научных исследований» в социальные науки» (PDF) . Британский журнал социологии . 51 (1): 107–123. дои : 10.1111/j.1468-4446.2000.00107.x .
- —— (2004). «Почему критика выдохлась? От фактов к вопросам, вызывающим обеспокоенность» (PDF) . Критический запрос . 30 (2): 225–248. дои : 10.1086/421123 . S2CID 159523434 .
См. также
[ редактировать ]- Поворот существенности - Теоретическое движение в исследованиях организаций
- Новые материализмы
- Социальное строительство технологий
- Технологический детерминизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Почему критика выдохлась
- ^ «Интервью с Брюно Латуром» . 24 сентября 2013 года . Проверено 21 ноября 2019 г.
- ↑ Бруно Латур, предисловие к книге «Размышление с Уайтхедом: свободное и дикое создание концепций» , Изабель Стенгерс , пер. Майкл Чейз (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 2011), x.
- ^ «Лекция профессора Бруно Латура о политике и религии: чтение Эрика Фогелина: лекция Бруно Латура о политике и религии» . 27 июля 2015 года . Проверено 15 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Уилер, Уилл. Бруно Латур: Документирование критической теории человеческих и нечеловеческих ассоциаций для библиотечной и информационной науки. Библиотеки без ограничений, 2010, с. 189.
- ^ См . Стива Фуллера , «Исследования науки и технологий» в книге «Знания». Ключевые концепции философии, науки и культуры , Acumen (Великобритания) и издательство McGill-Queens University Press (NA), 2007, с. 153.
- ↑ См. «Биографию» Латура, официальный сайт Бруно Латура.
- ^ «Бруно Латур, инструктор – Coursera» . Курсера . Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ Дам, ENR/PAZ // Маркетинговые коммуникации: Интернет // Университет Нотр. «Бруно Латур // События // Кафедра английского языка // Университет Нотр-Дам» . английский.nd.edu . Архивировано из оригинала 1 ноября 2016 года . Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хизер Видмар-МакИвен, «Биографии антропологов: Бруно Латур» , «Биографии антропологов: Бруно Латур», факультет антропологии Университета Индианы
- ^ Фрейзер, Кендрик (2018). « Ветеран «научных войн» Латур теперь хочет помочь восстановить доверие к науке» . Скептический исследователь . 42 (1): 7.
- ^ Блок, А. и Элгаард Йенсен, Т. Бруно Латур: гибридные мысли в гибридном мире . Лондон: Рутледж, 2011.
- ^ Скирбекк, Гуннар. «Антропология современности Бруно Латура» . Радикальная философия.com . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ « Бруно Латур» Хизер Видмар-МакИвен . Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ Серрес, Мишель; Латур, Бруно (1995). Разговоры о науке, культуре и времени: Мишель Серр с Брюно Латуром . Исследования в области литературы и науки. Перевод Лапида, Роксаны. Издательство Мичиганского университета . ISBN 978-0472065486 .
- ^ Амстердам, Университетский фургон. «Кафедра Спинозы – Философия – Амстердамский университет» . www.uva.nl. Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Кофман, Ава (25 октября 2018 г.). «Бруно Латур, философ постправды, выступает в защиту науки» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 12 марта 2023 г.
- ^ «Критическая зона науки и политики: интервью с Брюно Латуром» . Лос-Анджелесский обзор книг . 23 февраля 2018 года . Проверено 13 марта 2023 г.
Я католик, и это очень важный аспект моего интереса к текстам. Я также очень чувствителен к злоупотреблениям религией.
Да, я хожу в церковь. - ^ «Экологическая мутация и христианская космология (лекция) | bruno-latour.fr» . www.bruno-latour.fr . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Харман, Грэм (28 октября 2014 г.). «Политика Бруно Латура: между правдой и властью» . Плутон Пресс . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Джеффрис, Стюарт (10 октября 2022 г.). «Некролог Бруно Латура» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ «Смерть Бруно Латура, философа, деконструировавшего науку» . Выпускать. 9 октября 2022 г. . Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ Найт, Люси; Крисафис, Анжелика (9 октября 2022 г.). «Бруно Латур, французский философ и антрополог, умирает в возрасте 75 лет» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ «Архивы Бруно Латура присоединяются к Национальному архиву» . www.культура.gouv.fr . Проверено 8 мая 2024 г.
- ^ «Биография — bruno-latour.fr» . www.bruno-latour.fr . Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Бруно Латур выигрывает премию Хольберга 2013. Архивировано 29 марта 2019 года в Wayback Machine , Премия Хольберга.
- ^ Jump up to: а б «Французский антрополог Брюно Латур получает премию Хольберга в Норвегии» . Le Monde.fr . 13 марта 2013 года . Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Хольбергпризен тиль Бруно Латура» . Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ Международная мемориальная премия Хольберга 2013: Бруно Латур. Цитирование Академического комитета премии Хольберга. Архивировано 23 июня 2016 г. в Wayback Machine , Премия Хольберга.
- ^ «Непостижимый Латур» . Афтенпостен . 24 апреля 2013. с. 7 Дебаты.
Вопрос в том, заслуживает ли он этой награды.
- ^ «Непостижимый Латур» . Афтенпостен . 24 апреля 2013. с. 7 Дебаты.
Если бы уставы использовали в качестве главного критерия новые знания, а не один из нескольких критериев, он, по моему мнению, был бы полностью дисквалифицирован.
- ^ «Новости – Премия Spinozalens 2020 присуждена французскому философу Брюно Латуру» . www.spinozalens.nl .
- ^ Киотская премия 2021 г.
- ^ Гросс, Пол Р. и Левитт, Норман (1997). Высшее суеверие : академические левые и их ссоры с наукой. Издательство Университета Джонса Хопкинса, с. 58
- ^ Сирл, Джон Р. (2009) «Почему вы должны этому верить?» Нью-Йоркское обозрение книг , 24 сентября 2009 г.
- ^ «Арамис, или любовь к технологиям | bruno-latour.fr» . www.bruno-latour.fr .
- ^ Jump up to: а б Уилер, Уилл. Бруно Латур: Документирование критической теории человеческих и нечеловеческих ассоциаций для библиотечной и информационной науки. Библиотеки без ограничений, 2010, с. 190.
- ^ Латур 1993 , с. 47, 134.
- ^ Латур 1993 , с. 47, 114.
- ^ Латур 1993 , с. 69.
- ^ Латур 1993 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с Латур 1993 , с. 48.
- ^ Латур 1993 , с. 138.
- ^ Латур 1993 , с. 140.
- ^ Латур 1993 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б Уилер, Уилл. Бруно Латур: Документирование критической теории человеческих и нечеловеческих ассоциаций для библиотечной и информационной науки. Библиотеки без ограничений, 2010, с. 192.
- ^ Джейкоб, Маргарет С. (1998). «Версия Латура семнадцатого века», стр. 240–254 в книге «Дом, построенный на песке: разоблачение постмодернистских мифов о науке» , Норетта Кертге (редактор), Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN 0-19-511725-5
- ^ Jump up to: а б «Научные исследования американского ученого» . Архивировано из оригинала 15 мая 2013 года . Проверено 25 октября 2011 г.
- ^ «Феликс Сталдер: Надежда Пандоры Латура (обзор)» . felix.openflows.com . Архивировано из оригинала 23 марта 2019 года . Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ Латур, Бруно. (2004) «Почему критика выдохлась? От фактов к вопросам, вызывающим озабоченность» . Критическое исследование , Vol. 30, № 2, зима 2004 г., стр. 225–248.
- ^ Фельски, Рита (2015). Пределы критики . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 150. ИСБН 978-0-226-29403-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Латур, Бруно. Пересборка социального: введение в теорию актеров и сетей . Оксфорд, Великобритания: Oxford UP, 2005.
- ^ Сокал, Алан; Брикмонт, Жан (1999). Модная ерунда . США: Пикадор. стр. 96–97.
- ^ Богосян, Пол А. (2006). Страх знания: против релятивизма и конструктивизма . Издательство Оксфордского университета. п. 26. ISBN 019928718X .
- ^ Вейгель, Мойра; @moiragweigel (20 июня 2019 г.). «Ученая-феминистка-киборг Донна Харауэй: «Беспорядок нашей эпохи не нужен» » . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 12 марта 2023 г.
Во всяком случае. Мы были на этой конференции. Это была группа полевых биологов, занимающихся приматами, плюс я и Бруно. А Стивен Гликман, действительно крутой биолог, разобрал нас в частном порядке. Он сказал: «Я не хочу вас смущать. Но верите ли вы в реальность?
- ^ Латур, Бруно. « Вы верите в реальность?» — новости из окопов научных войн» (PDF) .
Мне пришлось сменить интерпретацию достаточно быстро, чтобы уловить и монстра, которым он видел меня... и трогательную открытость ума, которую он продемонстрировал, осмелившись обратиться к такому монстру в частном порядке. Должно быть, ему потребовалось мужество, чтобы встретиться непосредственно с одним из этих существ, которые, по его мнению, угрожали всему истеблишменту науки, с одним из этих людей из загадочной области, называемой «научные исследования»… которая… была еще одним угроза науке... .
- ^ Латур, Бруно (2000). Надежда Пандоры: очерки реальности научных исследований (2-е печатное изд.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 15. ISBN 978-0-674-65336-8 .
- ^ Латур, Бруно (2000). Надежда Пандоры: очерки реальности научных исследований (2-е печатное изд.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 3–4. ISBN 978-0-674-65336-8 .
- ^ Латур, Бруно; Вулгар, Стив (1986). Лабораторная жизнь: конструирование научных фактов . Принстонские книги в мягкой обложке, наука, социология (1. Печатное издание Принстона в мягкой обложке). Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Нажимать. ISBN 978-0-691-02832-3 .
- ^ Латур, Бруно (2000). Надежда Пандоры: очерки реальности научных исследований (2-е печатное изд.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-65336-8 .
- ^ Латур, Бруно (2000). Надежда Пандоры: очерки реальности научных исследований (2-е печатное изд.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 17. ISBN 978-0-674-65336-8 .
- ^ Jump up to: а б де Вриз, Жоп (10 октября 2017 г.). «У Брюно Латура, ветерана «научных войн», появилась новая миссия» . Проверено 10 августа 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Латур, Бруно (1993). Мы никогда не были современными . Перевод Портера, Кэтрин. Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-94839-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бруно Латур
- 1947 рождений
- 2022 смертей
- Люди из Бона
- Социологи науки
- Ученые, занимающиеся наукой и технологиями
- Социальный конструктивизм
- Материалисты
- Социология научного знания
- Французские социологи
- Французские антропологи XXI века
- Академический состав Mines Paris - PSL
- Акторно-сетевая теория
- Французские католики
- Католические философы
- Лауреаты премии Хольберга
- Французские писатели-мужчины
- Французские эссеисты-мужчины
- Французские философы XX века
- Французские философы XXI века
- Французские философы науки
- Французские философы техники
- Постгуманисты
- Континентальные философы
- Кавалеры Почетного легиона
- Писатели-мужчины 20-го века
- Писатели-мужчины XXI века
- Академический состав Наук По
- Смертность от рака поджелудочной железы во Франции
- Лауреаты Киото в области искусства и философии
- Французские антропологи XX века