Действуя
В теории нарратива актант роли , в актантной модели семиотического описывает анализа нарратива которые разные персонажи играют в развитии повествования. Бруно Латур пишет:
«Актер» в [теории акторно-сетевой теории] — это семиотическое определение — актант, то есть нечто, что действует или чему активность приписывают другие. Оно не подразумевает никакой особой мотивации отдельных людей или людей в целом. Актантом может быть буквально что угодно, при условии, что ему предоставлено право быть источником действия. [1]
Термин «актант» также используется в лингвистике , социологии , теории компьютерного программирования и астрологии .
В нарратологии
[ редактировать ]Альгирдасу Жюльену Греймасу (1917–1992), профессору семиотики , широко приписывают создание актантиальной модели в 1966 году. [2] [3] Эта модель раскрывает структурные роли, которые обычно выполняются при рассказывании историй; такие как «герой, злодей (противник героя), объект (квеста), помощник (героя) и отправитель (который инициирует квест)». Каждая из этих ролей выполняет неотъемлемый компонент истории или повествования. Без вклада каждого действующего лица история может быть неполной. Таким образом, «актант» — это не просто персонаж рассказа, а неотъемлемый структурный элемент, вокруг которого вращается повествование.
Актант также может быть описан как бинарная оппозиционная пара, например, герой в паре со злодеем, дракон в паре с мечом, убивающим драконов, помощник в паре с противником. Таким образом, актантные отношения невероятно полезны для создания проблем внутри повествования, которые необходимо преодолеть, обеспечения контраста или определения антагонистической силы внутри повествования. Однако один и тот же персонаж может одновременно иметь разные актанты (или способы воздействия) в отношении разной последовательности действий, события или эпизода истории. Поэтому его следует отличать от последовательной роли персонажа в истории, такой архетип персонажа как . Понятие актанта важно в структурализме нарратологии , поскольку оно рассматривает каждую ситуацию как минимальную независимую единицу истории.
[С лингвистической точки зрения] актанты выполняют своего рода фонематическую, а не фонетическую роль: они действуют на уровне функции, а не содержания. То есть актант может воплощаться в конкретном персонаже (называемом актером) или может выполнять функцию более чем одного персонажа в отношении их общей роли в базовой «оппозиционной» структуре истории. Короче говоря, глубокая структура повествования порождает и определяет его действующих лиц на уровне, превосходящем уровень поверхностного содержания рассказа.
- Теренс Хоукс, Структурализм и семиотика (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1977), стр. 89
По определению Юлии Кристевой
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2023 г. ) |
В 1969 году Юлия Кристева также попыталась понять динамическое развитие ситуаций в нарративах с помощью . актантиальной модели Греймаса Она думала, что субъект и объект могут поменяться позициями, и, соответственно, сторонник и оппонент тоже могут поменяться позициями. Более того, пара субъект-объект иногда меняет свою позицию с парой сторонник-противник. Однако в данный момент в повествовании есть множество пересекающихся ситуаций. Чтобы справиться с перекрывающимися ситуациями, присутствующими во всей повествовательной структуре, она назвала потенциальные актантные сдвиги не «изменением», а «трансформацией». Ее не следует путать с собственной трансформационной моделью Греймаса, еще одной нарратологической схемой. [4]
По определению Владимира Проппа
[ редактировать ]Самостоятельно, исследуя русский фольклор, Владимир Пропп выделил и «7 актовых сфер»:
- Агрессор
- Донор
- Вспомогательный
- Принцесса и отец
- Коммиттер
- Герой
- Фальшивый герой
Однако это не типы человека в рассказе, а скорее модели поведения: один и тот же человек может выступать иногда как одна «сфера», а иногда как другая «сфера».
В лингвистике
[ редактировать ]Лингвист Люсьен Тесниер считал функцию глагола наиболее важной в грамматике зависимостей и изобрел термин «актант», обозначающий различные лица, сопровождающие глагол:
- «первичный актант», именительный падеж
- «второй актант», винительный падеж
- «третий актант», дательный падеж
Эта концепция актанта аналогична концепции аргумента .
Альгирдас Жюльен Греймас переопределил актанты как три пары «Модуляций»:
- Актант-субъект и актант-объект действия.
- Актант-отправитель и актант-получатель информации
- Актант-сторонник и актант-оппозиционер воли.
В социологии
[ редактировать ]В социологии семиотический термин «актант» был включен в акторно-сетевую теорию Брюно Латуром и Мишелем Каллоном , деятельность которых описывается как «посредничество» или «перевод». [5]
В астрологии
[ редактировать ]С древних времен астрология рассматривала и анализировала позицию человека относительно ситуации с символами небесных объектов и созвездий. Жорж Польти подсчитал нужные позиции в своих знаменитых «Тридцати шести драматических ситуациях» . Этьен Сурио свел их всего к 6 позициям, названным « драматургическими функциями » с астрологическими символами:
- «Лев», тематическое питание.
- «Солнце», ценное.
- «Земля», желанная обладательница.
- «Марс», оппозиционер.
- «Весы», судья ситуации.
- «Луна», Вспомогательный.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Актерская сеть bruno-latour.fr
- ^ Греймас, Альгирдас Жюльен [1966] Структурная семантика: попытка метода
- ^ Греймас (1973) «Актанты, актеры и фигуры». О значении: избранные произведения по семиотической теории. Пер. Пол Дж. Перрон и Фрэнк Х. Коллинз. Теория и история литературы, 38. Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1987. 106–120.
- ↑ Венансио, Рафаэль Дуарте Оливейра, Повествование между действием и трансформацией: нарратологические модели А. Дж. Греймаса (3 декабря 2016 г.). Доступно на SSRN: https://ssrn.com/abstract=2879907 .
- ^ (см. «О теории акторной сети. Несколько пояснений», Soziale Welt , 47, 1996, стр. 369-382)
Ссылки
[ редактировать ]- Альгирдас Жюльен Греймас . Структурная семантика: попытка метода . Пер. Даниэле Макдауэлл, Рональд Шлейфер и Алан Вели. Линкольн, Небраска: Университет Небраски Press, 1983.
- Юлия Кристева . Текст романа: семиологический подход к трансформационной дискурсивной структуре . Гаага: Мутон, 1970.
- Жорж Полти. Тридцать шесть драматических ситуаций . Пер. Люсиль Рэй. Франклин, Огайо: Джеймс Кнапп Рив , 1921 год.
- Владимир Пропп . Морфология сказки , 2-е изд. Пер. Лоуренс Скотт. Остин: Техасский университет Press, 1968 (переиздание 2005 г.).
- Этьен Сурио . Двести тысяч драматических ситуаций . Париж: Фламмарион, 1950.
- Люсьен Теньер . Элементы структурного синтаксиса . Пер. Тимоти Осборн и Сильвен Кахане. Амстердам: Джон Бенджаминс, 2015.
- ---. 1973. «Актанты, актеры и фигуры», в книге «О значении: избранные произведения по семиотической теории». Пер. Пол Дж. Перрон и Фрэнк Х. Коллинз. Миннеаполис: Университет Миннесоты Press , 1987, стр. 106–20.
