Jump to content

Действуя

В теории нарратива актант роли , в актантной модели семиотического описывает анализа нарратива которые разные персонажи играют в развитии повествования. Бруно Латур пишет:

«Актер» в [теории акторно-сетевой теории] — это семиотическое определение — актант, то есть нечто, что действует или чему активность приписывают другие. Оно не подразумевает никакой особой мотивации отдельных людей или людей в целом. Актантом может быть буквально что угодно, при условии, что ему предоставлено право быть источником действия. [1]

Термин «актант» также используется в лингвистике , социологии , теории компьютерного программирования и астрологии .

В нарратологии

[ редактировать ]

Альгирдасу Жюльену Греймасу (1917–1992), профессору семиотики , широко приписывают создание актантиальной модели в 1966 году. [2] [3] Эта модель раскрывает структурные роли, которые обычно выполняются при рассказывании историй; такие как «герой, злодей (противник героя), объект (квеста), помощник (героя) и отправитель (который инициирует квест)». Каждая из этих ролей выполняет неотъемлемый компонент истории или повествования. Без вклада каждого действующего лица история может быть неполной. Таким образом, «актант» — это не просто персонаж рассказа, а неотъемлемый структурный элемент, вокруг которого вращается повествование.

Актант также может быть описан как бинарная оппозиционная пара, например, герой в паре со злодеем, дракон в паре с мечом, убивающим драконов, помощник в паре с противником. Таким образом, актантные отношения невероятно полезны для создания проблем внутри повествования, которые необходимо преодолеть, обеспечения контраста или определения антагонистической силы внутри повествования. Однако один и тот же персонаж может одновременно иметь разные актанты (или способы воздействия) в отношении разной последовательности действий, события или эпизода истории. Поэтому его следует отличать от последовательной роли персонажа в истории, такой архетип персонажа как . Понятие актанта важно в структурализме нарратологии , поскольку оно рассматривает каждую ситуацию как минимальную независимую единицу истории.

[С лингвистической точки зрения] актанты выполняют своего рода фонематическую, а не фонетическую роль: они действуют на уровне функции, а не содержания. То есть актант может воплощаться в конкретном персонаже (называемом актером) или может выполнять функцию более чем одного персонажа в отношении их общей роли в базовой «оппозиционной» структуре истории. Короче говоря, глубокая структура повествования порождает и определяет его действующих лиц на уровне, превосходящем уровень поверхностного содержания рассказа.

- Теренс Хоукс, Структурализм и семиотика (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1977), стр. 89

По определению Юлии Кристевой

[ редактировать ]

В 1969 году Юлия Кристева также попыталась понять динамическое развитие ситуаций в нарративах с помощью . актантиальной модели Греймаса Она думала, что субъект и объект могут поменяться позициями, и, соответственно, сторонник и оппонент тоже могут поменяться позициями. Более того, пара субъект-объект иногда меняет свою позицию с парой сторонник-противник. Однако в данный момент в повествовании есть множество пересекающихся ситуаций. Чтобы справиться с перекрывающимися ситуациями, присутствующими во всей повествовательной структуре, она назвала потенциальные актантные сдвиги не «изменением», а «трансформацией». Ее не следует путать с собственной трансформационной моделью Греймаса, еще одной нарратологической схемой. [4]

По определению Владимира Проппа

[ редактировать ]

Самостоятельно, исследуя русский фольклор, Владимир Пропп выделил и «7 актовых сфер»:

  1. Агрессор
  2. Донор
  3. Вспомогательный
  4. Принцесса и отец
  5. Коммиттер
  6. Герой
  7. Фальшивый герой

Однако это не типы человека в рассказе, а скорее модели поведения: один и тот же человек может выступать иногда как одна «сфера», а иногда как другая «сфера».

В лингвистике

[ редактировать ]

Лингвист Люсьен Тесниер считал функцию глагола наиболее важной в грамматике зависимостей и изобрел термин «актант», обозначающий различные лица, сопровождающие глагол:

  1. «первичный актант», именительный падеж
  2. «второй актант», винительный падеж
  3. «третий актант», дательный падеж

Эта концепция актанта аналогична концепции аргумента .

Альгирдас Жюльен Греймас переопределил актанты как три пары «Модуляций»:

  1. Актант-субъект и актант-объект действия.
  2. Актант-отправитель и актант-получатель информации
  3. Актант-сторонник и актант-оппозиционер воли.

В социологии

[ редактировать ]

В социологии семиотический термин «актант» был включен в акторно-сетевую теорию Брюно Латуром и Мишелем Каллоном , деятельность которых описывается как «посредничество» или «перевод». [5]

В астрологии

[ редактировать ]

С древних времен астрология рассматривала и анализировала позицию человека относительно ситуации с символами небесных объектов и созвездий. Жорж Польти подсчитал нужные позиции в своих знаменитых «Тридцати шести драматических ситуациях» . Этьен Сурио свел их всего к 6 позициям, названным « драматургическими функциями » с астрологическими символами:

  1. «Лев», тематическое питание.
  2. «Солнце», ценное.
  3. «Земля», желанная обладательница.
  4. «Марс», оппозиционер.
  5. «Весы», судья ситуации.
  6. «Луна», Вспомогательный.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Актерская сеть bruno-latour.fr
  2. ^ Греймас, Альгирдас Жюльен [1966] Структурная семантика: попытка метода
  3. ^ Греймас (1973) «Актанты, актеры и фигуры». О значении: избранные произведения по семиотической теории. Пер. Пол Дж. Перрон и Фрэнк Х. Коллинз. Теория и история литературы, 38. Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1987. 106–120.
  4. Венансио, Рафаэль Дуарте Оливейра, Повествование между действием и трансформацией: нарратологические модели А. Дж. Греймаса (3 декабря 2016 г.). Доступно на SSRN: https://ssrn.com/abstract=2879907 .
  5. ^ (см. «О теории акторной сети. Несколько пояснений», Soziale Welt , 47, 1996, стр. 369-382)
  • Альгирдас Жюльен Греймас . Структурная семантика: попытка метода . Пер. Даниэле Макдауэлл, Рональд Шлейфер и Алан Вели. Линкольн, Небраска: Университет Небраски Press, 1983.
  • Юлия Кристева . Текст романа: семиологический подход к трансформационной дискурсивной структуре . Гаага: Мутон, 1970.
  • Жорж Полти. Тридцать шесть драматических ситуаций . Пер. Люсиль Рэй. Франклин, Огайо: Джеймс Кнапп Рив , 1921 год.
  • Владимир Пропп . Морфология сказки , 2-е изд. Пер. Лоуренс Скотт. Остин: Техасский университет Press, 1968 (переиздание 2005 г.).
  • Этьен Сурио . Двести тысяч драматических ситуаций . Париж: Фламмарион, 1950.
  • Люсьен Теньер . Элементы структурного синтаксиса . Пер. Тимоти Осборн и Сильвен Кахане. Амстердам: Джон Бенджаминс, 2015.
  • ---. 1973. «Актанты, актеры и фигуры», в книге «О значении: избранные произведения по семиотической теории». Пер. Пол Дж. Перрон и Фрэнк Х. Коллинз. Миннеаполис: Университет Миннесоты Press , 1987, стр. 106–20.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e32227b15b0a97acfcbfec309b40a076__1701188700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/76/e32227b15b0a97acfcbfec309b40a076.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Actant - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)