Jump to content

Нарратология

(Перенаправлено из Нарративной теории )

Нарратология — это изучение повествования и структуры повествования , а также того, как они влияют на человеческое восприятие. [1] Этот термин представляет собой англизированную французскую нарратологию , придуманную Цветаном Тодоровым ( «Граммэр дю Декамерон» , 1969). [2] Его теоретическое происхождение восходит к Аристотелю ( «Поэтика» ), но считается, что современная нарратология началась с русских формалистов , в частности Владимира Проппа ( «Морфология сказки» , 1928), и Михаила Бахтина теорий разноречия , диалогизма и хронотопа . представлено в «Диалогическом воображении» (1975).

Когнитивная нарратология – это более поздняя разработка, которая позволяет более широко понять повествование. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на структуре истории, когнитивная нарратология спрашивает, «как люди понимают истории» и «как люди используют истории как инструменты создания смысла». [3]

Определение повествования

[ редактировать ]

Нарратологи-структуралисты, такие как Риммон-Кенан, определяют повествовательную фантастику как «повествование о последовательности вымышленных событий». [4]

Когнитивные нарратологи сосредотачивают внимание на том, как люди воспринимают что-то как повествование, а не на структуре самого текста. Рассказ из шести слов « Продается: детская обувь, ни разу не ношеная » часто приводится как пример, который при строго структурном подходе не квалифицируется как повествование, но который вызывает ощущение повествования.

Мари-Лора Райан проводит различие между «повествованием» как объектом, который можно четко определить, и качеством повествования , что означает «способность вызывать повествовательную реакцию». [5] Это позволяет ей понимать видеоигры как нарративы, но не обязательно как традиционные повествования. Астрид Энслин развивает это, объясняя, что «игры могут вызывать множество индивидуальных повествовательных сценариев посредством построения мира, причинно-следственного дизайна событий, развития персонажей и других элементов, с которыми игроки взаимодействуют с намерением решить проблемы и добиться прогресса». [6]

Истоки нарратологии тесно связаны с структуралистскими поисками формальной системы полезного описания, применимой к любому повествовательному содержанию, по аналогии с грамматиками, используемыми в качестве основы для анализа предложений в некоторых формах лингвистики . Однако эта процедура не типична для всех работ, которые сегодня называют нарратологическими; Перси Лаббока Работа , 1921) представляет собой яркий ( «Ремесло художественной литературы» тому пример. [7]

В 1966 году специальный выпуск журнала «Коммуникации» оказался очень влиятельным, став программой исследований в этой области и даже манифестом . [8] [9] В него вошли статьи Ролана Барта , Клода Бремона, Жерара Женетта , Альгирдаса Жюльена Греймаса , Цветана Тодорова и других, которые, в свою очередь, часто ссылались на произведения Владимира Проппа. [8] [9] (1895–1970).

Джонатан Каллер (2001) описывает нарратологию как состоящую из множества направлений.

имплицитно объединены признанием того, что нарративная теория требует различия между «историей», последовательностью действий или событий, понимаемых как независимые от их проявления в дискурсе, и «дискурсом», дискурсивным представлением или повествованием о событиях». [10]

фабула и Впервые такое разграничение предложили русские формалисты, использовавшие двустишие сюжет . Последующая последовательность альтернативных пар сохранила существенный биномиальный импульс, например, история / дискурс , история / рецит , история / сюжет . Структуралистское предположение о том, что фабулу и сюжет можно исследовать отдельно, породило две совершенно разные традиции: тематическую (Пропп, Бремон, Греймас, Дандес и др.) и модальную (Женетт, Принс и др.) нарратологию. [11] Первый ограничивается главным образом семиотической формализацией последовательности рассказываемых действий, второй исследует манеру их рассказа, подчеркивание голоса, точки зрения, трансформацию хронологического порядка, ритма и периодичности. Многие авторы (Штернберг, 1993, [12] Рикёр , 1984 г., и Барони , 2007 г.) [13] настаивали на том, что тематическую и модальную нарратологию не следует рассматривать отдельно, особенно когда речь идет о функции и интересе повествовательной последовательности и сюжета.

Приложения

[ редактировать ]

Определение работы как нарратологической в ​​некоторой степени зависит больше от академической дисциплины, в которой она осуществляется, чем от какой-либо выдвинутой теоретической позиции. Этот подход применим к любому повествованию, и в его классических исследованиях, в отличие от Проппа, обычно использовались нелитературные повествования. Тем не менее, термин «нарратология» чаще всего применяется к теории литературы и литературной критике , а также к теории кино и (в меньшей степени) кинокритике . Нетипичные применения нарратологических методологий включают социолингвистические исследования устного повествования ( Уильям Лабов ), а также анализ бесед или анализ дискурса , которые имеют дело с нарративами, возникающими в ходе спонтанного речевого взаимодействия. Он также включает изучение видеоигр, графических романов , бесконечного холста и повествовательных скульптур, связанных с топологией и теорией графов . [14] Однако компонентный анализ типа, в котором нарремы считаются основными единицами повествовательной структуры, может относиться к областям лингвистики , семиотики или теории литературы . [15]

Нарратология в новых медиа

[ редактировать ]

Теоретик цифровых медиа и профессор Джанет Мюррей выдвинула теорию изменения в повествовании и структуре повествования в двадцатом веке в результате научного прогресса в своей книге 1998 года «Гамлет на голопалубе: будущее повествования в киберпространстве» . Мюррей утверждает, что повествовательные структуры, такие как мультинарратив, более точно отражают «постэйнштейновскую физику» и новое восприятие времени, процесса и изменений, чем традиционное линейное повествование. Уникальные свойства компьютеров лучше подходят для выражения этих «безграничных, пересекающихся» историй или «кибердрам». [16] Эти кибердрамы отличаются от традиционных форм повествования тем, что они приглашают читателя в повествовательный опыт посредством интерактивности, то есть гипертекстовой фантастики и веб-сериала «Спот». Мюррей также неоднозначно заявил, что видеоигры – особенно ролевые игры и симуляторы жизни, такие как The Sims , содержат повествовательные структуры или предлагают пользователям создавать их. Она поддержала эту идею в своей статье «От игровой истории до кибердрамы», в которой утверждала, что истории и игры имеют две важные структуры: соревнование и головоломки. [17]

Электронная литература и кибертекст

[ редактировать ]

Развитие и исключительное потребление цифровых устройств и интерактивность являются ключевыми характеристиками электронной литературы . Это привело к различным повествовательным структурам этих интерактивных медиа. Нелинейные повествования служат основой многих интерактивных художественных произведений . Иногда используемый как синоним гипертекстовой художественной литературы, читатель или игрок играет значительную роль в создании уникального повествования, развивающегося на основе выбора, который он делает в мире истории. » Стюарта Моултропа «Сад Победы один из первых и наиболее изученных примеров гипертекстовой художественной литературы, содержащий 1000 лексий и 2800 гиперссылок. [18]

В своей книге «Кибертекст: перспективы эргодической литературы» Эспен Ошет разработал концепцию кибертекста , подкатегории эргодической литературы , чтобы объяснить, как среда и механическая организация текста влияют на опыт читателя:

...когда вы читаете кибертекст, вам постоянно напоминают о недоступных стратегиях и непройденных путях, не слышимых голосах. Каждое решение сделает некоторые части текста более доступными, а другие — менее доступными, и вы никогда не сможете узнать точные результаты своего выбора; то есть именно то, что вы пропустили. [19]

Повествовательная структура или игровые миры этих кибертекстов сравниваются с лабиринтом , который приглашает игрока (термин, который Ошет считает более подходящим, чем читатель), играть, исследовать и открывать пути внутри этих текстов. Два типа лабиринтов, на которые ссылается Ошет, — это уникурсальный лабиринт, в котором есть один единственный извилистый путь, ведущий к скрытому центру, и мультикурсальный лабиринт, синоним лабиринта, который является разветвленным и сложным с путем и направлением, выбранным лабиринтом. игрок. Эти понятия помогают различать эргодическую (уникурсальную) и неэргодическую (мультикурсальную) литературу. Некоторые произведения, такие как Владимира Набокова, » «Бледный огонь потенциально могут быть и тем, и другим, в зависимости от пути, по которому идет читатель. [20]

Теоретики нарратологии

[ редактировать ]

Искусствовед и философ Артур Данто считает, что повествование описывает два отдельных события. [21] Повествование также связано с языком. То, как персонаж может манипулировать историей или отображать ее, влияет на то, как история воспринимается миром. [22] Нарратология, по определению Шломит Риммон-Кенан, является разделом нарративной теории. Концепция нарратологии развивалась главным образом во Франции в шестидесятые и семидесятые годы. [22] Теоретики долгое время спорили о форме и контексте нарратологии. Американский психолог Роберт Штернбург утверждал, что нарратология — это «структурализм, противоречащий идее структуры». Эта основа соответствует франко-американскому убеждению, что нарратология — это логическое извращение, а это означает, что она следовала курсу, который в то время не казался логичным. [23] Другой теоретик Питер Брукс считает, что повествование задумано и имеет намерение, что и формирует структуру истории. [24] Теоретик нарратива Ролан Барт утверждает, что все повествования имеют схожую структуру и в каждом предложении есть несколько значений. [24] Барт рассматривает литературу как «писательский текст», не нуждающийся в типичном сюжете, имеющем начало, середину и конец. Вместо этого письменная работа «имеет несколько входов и выходов». [24] Теоретик Греймас соглашается с другими теоретиками, признавая, что в повествовании существует структура, и намеревается найти глубокую структуру повествования. Однако в своих выводах Греймас говорит, что нарратология может использоваться для описания явлений, выходящих за рамки письменного слова и лингвистики в целом. Он устанавливает связь между физической формой чего-либо и языком, используемым для описания этого чего-то, что нарушает структурный код, на котором основывают свои исследования многие другие теоретики. [24]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Общее введение в нарратологию , Колледж гуманитарных наук, Университет Пердью.
  2. ^ Джеральд Принс , «Нарратология», Руководство Джона Хопкинса по литературной теории и критике , изд. Майкл Гроден и Мартин Крайсвирт (Балтимор: Университет Джонса Хопкинса, 1994) 524.
  3. ^ Герман, Дэвид (2003). Нарративная теория и когнитивные науки . Стэнфорд, Калифорния: Публикации CSLI. п. 12. ISBN  1-57586-467-3 . OCLC   52806071 .
  4. ^ Риммон-Кенан, Шломит (1983). Повествовательная фантастика: современная поэтика . Лондон: Рутледж. п. 2.
  5. ^ Райан, Мари-Лора (2005). "Повествование". У Германа, Дэвида; Ян, Манфред; Райан, Мари-Лора (ред.). Энциклопедия нарративной теории Рутледжа . Лондон: Рутледж. ISBN  0-415-28259-4 . OCLC   56367329 .
  6. ^ Энслин, Астрид (2022). «Видеоигры как сложные повествования и воплощенный металепсис». В Доусоне, Пол; Мякеля, Мария (ред.). Routledge Companion к теории нарратива . Рутледж. дои : 10.4324/9781003100157 . ISBN  9781003100157 . S2CID   249112029 .
  7. ^ «Электронная книга Перси Лаббока «Проект Гутенберга о художественной литературе»» . www.gutenberg.org . Проверено 22 мая 2020 г.
  8. ^ Jump up to: а б Герман, Дэвид и Ян, Манфред и Райан, Мари-Лора (2005) Энциклопедия нарративной теории Routledge , стр. 574–5
  9. ^ Jump up to: а б Бамберг, Майкл Г.В. (1998) Устные версии личного опыта: три десятилетия повествовательного анализа. Специальный выпуск журнала «Повествование и история жизни» , стр. 40. [ мертвая ссылка ]
  10. ^ Джонатан Каллер, Погоня за знаками: семиотика, литература, деконструкция , изд. Routledge Classics. (Лондон: Рутледж, 2001) 189.
  11. ^ Рут Ронен, «Смена парадигмы в моделях сюжета: очерк истории нарратологии», Poetics Today , 11 (4): 817–842 (зима 1990 г.).
  12. ^ Меир Штернберг , Экспозиционные режимы и временной порядок в художественной литературе (Блумингтон: Индиана, UP, 1993).
  13. ^ Рафаэль Барони , Повествовательное напряжение. Ожидание, любопытство и удивление (Париж: Seuil, 2007).
  14. ^ Феликс Ламберт, 2015, « Повествовательные скульптуры: теория графов, топология и новые перспективы в нарратологии ».
  15. ^ Анри Виттманн, « Теория повествования и повествовательные алгоритмы », Poetics 4.1 (1975): 19–28.
  16. ^ Мюррей, Джанет Горовиц (1997). Гамлет на голодеке . Интернет-архив. Свободная пресса. ISBN  9780684827230 .
  17. ^ Мюррей, Джанет (1 мая 2004 г.). «От игровой истории к кибердраме» . Электронное книжное обозрение . Проверено 8 декабря 2019 г.
  18. ^ Энслин, Астрид (2 мая 2010 г.). «Сад Победы» . Электронный каталог литературы . Проверено 8 декабря 2019 г.
  19. ^ Ошет, Эспен (1997). Кибертекст: взгляд на эргодическую литературу . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 3. ISBN  0-8018-5578-0 . OCLC   36246052 .
  20. ^ Ошет 1997 , стр. 5–8.
  21. ^ Данто, AC (1973). Аналитическая философия действия. Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета.
  22. ^ Jump up to: а б Риммон-Кенан, Шломит (1989). «Как модель игнорирует среду: лингвистика, язык и кризис нарратологии». Журнал повествовательной техники . 19 (1): 157–166. JSTOR   30225242 .
  23. ^ Дарби, Дэвид (2001). «Форма и контекст: очерк истории нарратологии». Поэтика сегодня . 22 (4): 829–852. дои : 10.1215/03335372-22-4-829 . S2CID   10576774 . Проект МУЗА   27881 .
  24. ^ Jump up to: а б с д Феллуга, Дино. «Модули Брукса: Построение графиков». Вводное руководство по критической теории. Дата последнего обновления, которую вы можете найти на главной странице. Purdue U. Дата вашего посещения сайта. < http://www.purdue.edu/guidetotheory/narratology/modules/brooksplot.html >.
  • Эбботт, Х. Портер. Кембриджское введение в повествование. Кембриджский университет, 2008 г.
  • Бал, Мике. Нарратология: введение в теорию нарратива. 4-е издание [ориг. 1985]. Университет Торонто Пресс, 2017.
  • Бал, Мике, изд. Нарративная теория: критические концепции в литературных и культурных исследованиях. 4 тома. Лондон: Рутледж, 2004.
  • Барт, Роланд; В. Кайзер; туалетная кабинка; Ф. Хамон. Поэтика рассказа. Editions du Seuil: Париж, 1977.
  • Бордвелл, Дэвид. Повествование в игровом фильме. Мэдисон: Университет Висконсина Пресс, 1985.
  • Бортолусси, Мариса и Питер Диксон. Психонарратология: основы эмпирического изучения литературной реакции. Кембридж: Кембриджский университет, 2003.
  • Бремон, Клод. Логика рассказа. Париж: Сёй, 1973.
  • Доусон, Пол; Мария Мякеля, ред. Routledge Companion к теории нарратива. Лондон: Рутледж, 2022.
  • Де Фина, Анна; Александра Георгакопулу, ред. Справочник по нарративному анализу. Уайли-Балкуэлл, 2015.
  • Эммотт, Кэтрин. Понимание повествования: перспектива дискурса. Оксфорд: Оксфордский университет, 1997.
  • Флюдерник, Моника. На пути к «естественной» нарратологии. Лондон/Нью-Йорк: Рутледж, 1996.
  • Флюдерник, Моника. Введение в нарратологию. Лондон/Нью-Йорк: Рутледж, 2009.
  • Женетт, Жерар ([1972]). Нарративный дискурс: эссе по методу. Итака: Корнеллский университет, 1980.
  • Гришакова Марина; Мари-Лора Райан, ред. Интермедиальность и повествование. Берлин: Де Грютер, 2010.
  • Гришакова Марина; Мария Пулаки, ред. Нарративная сложность: познание, воплощение, эволюция. Линкольн: Университет Небраски Press, 2019.
  • Герман, Дэвид, изд. Нарратологии. Новые перспективы нарративного анализа. ОГУ Пресс, 1999.
  • Герман, Дэвид. Логика рассказа: проблемы и возможности повествования . Университет Небраски Press, 2004.
  • Герман, Дэвид. Основные элементы повествования. Уайли-Блэквелл, 2009 г.
  • Герман, Дэвид. Рассказывание историй и науки о разуме . МИТ Пресс, 2017.
  • Герман, Дэвид. Нарратология за пределами человека: рассказывание историй и жизнь животных. Оксфордский университет, 2018.
  • Герман, Дэвид; Манфред Ян; Мари-Лора Райан, ред. Энциклопедия теории нарратива Рутледжа. 2005.
  • Цыпленок, Питер; Джон Пьер; Вольф Шмид и Йорг Шёнерт, ред. Справочник по нарратологии. Берлин: Де Грютер, 2009.
  • Кернс, Майкл. Риторическая нарратология. Линкольн: Небраска, 1999.
  • Мейстер, Ян Кристоф. Вычислительное действие. Нарратологический подход. Берлин: Де Грюйтер, 2003.
  • Пейдж, Рут. Истории и социальные сети: идентичности и взаимодействие. Лондон: Рутледж, 2012.
  • Пейдж, Рут. Повествования в Интернете: истории, которыми поделились в социальных сетях. Кембриджский университет, 2018.
  • Фелан, Джеймс и Питер Дж. Рабиновиц. Компаньон теории нарратива. Молден: Блэквелл, 2005.
  • Фелан, Джеймс и Питер Дж. Рабиновиц. Понимание повествования. Колумбус: Пресса ОГУ, 1994.
  • Фелан, Джеймс, Дэвид Херман и Брайан Макхейл, ред. Преподавание теории нарратива. Нью-Йорк: Публикации MLA, 2010.
  • Фелан, Джеймс. Опыт художественной литературы: суждения, прогрессии и риторическая теория повествования. Колумбус: Пресс ОГУ, 2007.
  • Фелан, Джеймс. Жить, чтобы рассказать об этом: риторика и этика повествования персонажей. Итака: Корнеллский университет, 2005.
  • Фелан, Джеймс. Нарратив как риторика: техника, аудитория, этика, идеология. Колумбус: Пресса ОГУ, 1996.
  • Фелан, Джеймс. Чтение людей, чтение сюжетов: характер, развитие и интерпретация повествования. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1989.
  • Принц, Джеральд. Грамматика рассказов. Берлин: Мутон, 1973.
  • Принц, Джеральд. Нарратология: форма и функционирование нарратива. Берлин: Мутон, 1982.
  • Принц, Джеральд. Словарь нарратологии. Линкольн: Университет Небраски Press, 1987.
  • Риммон-Кенан, Шломит. Повествовательная фантастика: современная поэтика. Лондон: Рутледж, 1989.
  • Райан, Мари-Лора, изд. Повествование в СМИ: языки повествования. Линкольн: Университет Небраски, П., 2004.
  • Райан, Мари-Лора. Аватары Истории. Университет Миннесоты Press, серия «Электронные посредничества», 2006 г.
  • Райан, Мари-Лора. Возможные миры, искусственный интеллект и теория нарратива. Блумингтон: Индиана, 1991.
  • Райан, Мари-Лора; Элис Белл, ред. Теория возможных миров и современная нарратология. Университет Небраски Пресс, 2019.
  • Shklovsky, Viktor. Theory of Prose. [Russian 1925]. Dalkey Archive Press, 1991.
  • Шмидт, Вольф. Элементы нарратологии. Берлин: де Грюйтер, 2005.
  • Станцель, Франц К. ([1979]). Теория повествования. Кембридж: Кембриджский университет, 1984.
  • Томас, Бронвен. Повествование: основы. Лондон: Рутледж, 2015.
  • Тулан, Майкл. Повествование: критическое лингвистическое введение. Лондон: Рутледж, 2001.
  • Уорхол, Робин; Сьюзан С. Лансер, ред. Освобожденная нарративная теория: странные и феминистские вмешательства. Колумбус: Пресс ОГУ, 2015.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9600cf0c53661d5eebac01928d0f687c__1718449740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/7c/9600cf0c53661d5eebac01928d0f687c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Narratology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)