Фокус
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2022 г. ) |
Фокализация — термин, придуманный французским теоретиком повествования Жераром Женеттом . [1] Это относится к перспективе, через которую представлено повествование. Женетт фокусируется на взаимодействии трех форм фокализации и различии между гетеродиегетическим и гомодиегетическим рассказчиком. Гомодиегетические рассказчики существуют в том же (отсюда и префикс «гомо») сюжетном мире , что и персонажи, тогда как гетеродиегетические рассказчики не являются частью этого сюжетного мира. Термин «фокусировка» относится к тому, как информация ограничивается в повествовании. Женетт различает внутреннюю , внешнюю и нулевую фокусировку. Внутренняя фокусировка означает, что повествование сосредотачивается на мыслях и эмоциях, в то время как внешняя фокусировка фокусируется исключительно на действиях персонажей, поведении, обстановке и т. д. Нулевая фокусировка наблюдается, когда рассказчик всеведущ в том смысле, что он не ограничен.
Определитель
[ редактировать ]Фокализация в литературе аналогична точке зрения в литературе и кинопроизводстве , но профессионалы в этой области часто считают эти две традиции совершенно разными. Работа Женетта была призвана уточнить понятия точки зрения и повествовательной перспективы. Он отделяет вопрос «Кто видит?» в повествовании из «Кто говорит?» [2] Повествование, в котором вся представленная информация отражает субъективное восприятие определенного персонажа, называется внутренне фокусированным. Всеведущий рассказчик соответствует нулевой фокусировке . Внешняя фокусировка – это глаз камеры.
Роман, в котором нет простых правил, ограничивающих переход между различными фокусациями, можно назвать нефокалированным, но конкретные отношения между основными типами фокусации составляют более сложные стратегии фокусации ; например, в романе может быть предусмотрена внешняя фокусировка, чередующаяся с внутренней фокусировкой через трех разных персонажей, при этом второй персонаж никогда не фокусируется, кроме как после первого, а три других персонажа вообще никогда не фокусируются.
Нарратология
[ редактировать ]Особой областью теории литературы , которая занимается фокализацией, является нарратология , которая касается не только различий между субъективной и объективной фокализацией, но и различных градаций между ними, таких как свободная косвенная речь или квазипрямой дискурс . Нарратологам, как правило, трудно договориться о точных определениях категорий в своей области; отсюда его динамичный характер.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Парсонс, Аллан (27 июня 2017 г.). «Фокализация» . compendium.kosawese.net . Проверено 14 декабря 2017 г.
- ^ Жерар Женетт, Повествовательный дискурс: эссе по методу , пер. Джейн Э. Левин (Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, [1972] 1980), 186; Мике Баль, Нарратология: Введение в теорию нарратива , 3-е изд., пер. Кристина ван Бохеман (Торонто: University of Toronto Press, 2009), 146; Нидерхофф, Буркхард: «Фокализация», параграф 8. В: Hühn, Peter et al. (ред.): живой справочник нарратологии. Гамбург: Гамбургский университет [дата просмотра: 3 февраля 2020 г.].